Хуан Матеос и Роберт Тафт (католик, архимандрит) Часть 1. От начала до Трисвятого Среди христиан восточного обряда, как католиков, так и православных, наблюдается определённое стремление к реформе их Литургии. Я узнал об этом стремлении в период моей жизни в Бейруте, а также из моего общения с православными в Греции. В Европе и здесь, в Америке, осознание необходимости иметь более приспособленную для пастырских нужд Литургию является ещё более острым. Клирики и образованные миряне чувствуют и любят красоту византийской Литургии. Но иногда они задумываются: могут ли верующие проникнуть во всю её глубину? И не остаётся ли большая часть богатства Литургии сокрытой от народа? Я не собираюсь выдавать себя за инициатора литургических реформ. Я лишь хочу дать понять, что нельзя достичь сколько-нибудь полезных и долговременных реформ, не будучи хорошо осведомлённым об историческом развитии Литургии; в противном случае такой реформатор будет руководствоваться лишь собственным вкусом, сохраняя те стороны Литургии, которые ему нравятся, и отвергая те, которые ему не нравятся, действуя безо всякого учёта объективных критериев. Но настоящий литургист так не поступает. Ибо изучая литургию, мы можем понять определённые принципы, что сделает наши заключения более объективными и плодотворными. Некоторые элементы Литургии прошли тот или иной путь развития. Некоторые фрагменты, добавленные в Литургию ради определённых целей и нужд того времени, остались в её составе много после того, как эти нужды перестали существовать. Напротив, определённые старые способы совершения церемоний и обрядов, которые давно уже вышли из употребления, могли бы сегодня оказаться предпочтительнее заменивших их более поздних нововведений. Для того, чтобы обнаружить добавления и замены и дать им оценку, исходя из контекста, в котором они используются, мы должны сначала бросить общий взгляд на историю развития византийской Литургии. И это не такая уж простая задача. Но по меньшей мере некоторые аспекты развития Литургии мы затронем в следующих лекциях. Сегодня мы сосредоточимся на развитии т. н. «малого входа». Вход в IV веке и в наши дни

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Новости Сирийский католический епископ: от ракет «повстанцев» погибло четверо детей в христианском квартале Алеппо 13.10.2016 17:58 Алеппо, 13 октября, AsiaNews/Благовест-инфо. Ракеты, выпущенные сегодня утром из восточной части Алеппо по христианскому кварталу этого города, попали в здание школы, в результате чего погибло не менее четырех детей. Об этом сообщил викарий Алеппо для католиков латинского обряда епископ Жорж Абу Хазен. Восточная часть Алеппо находится под контролем так называемых «повстанцев». «Мы не желаем этих смертей, этого разрушения, -- заявил епископ. – Но трагедия продолжается в обеих частях города. Страдают все. Семьи в восточной и западной частях продолжают считать и оплакивать своих погибших». В течение последнего месяца Алеппо – крупнейший город на севере Сирии – оказался разделен на две части: западную с населением более миллиона человек контролируют правительственные войска, восточную, с 250 000 жителями – вооруженная оппозиция. При этом западные СМИ говорят исключительно о жертвах и разрушениях в восточном Алеппо, умалчивая о результатах обстрелов боевиками западных кварталов. Вчера в ходе общей аудиенции в Ватикане Папа Франциск в очередной раз призвал к установлению мира в «возлюбленной и страдающей» Сирии. Он снова заявил о своей близости «ко всем жертвам бесчеловечного конфликта в Сирии». Понтифик подчеркнул, что необходимо объявить хотя бы временное перемирие для «эвакуации гражданских лиц, особенно детей, подвергающихся жестоким обстрелам». Однако, как засвидетельствовал епископ Абу Хазен, менее чем через сутки после обращения Папы в Алеппо вновь погибли дети. Сирийский прелат предупреждает, что если конфликт в Сирии не будет остановлен, он может перерасти в региональную или даже глобальную войну. Проводя параллель с кубинским кризисом 1962 года, когда мир оказался на пороге ядерной войны между США и СССР, епископ выразил надежду, что «сегодня, как и тогда, победит логика мира». По сведениям католического иерарха, сейчас некоторые группы повстанцев – в особенности, состоящие из сирийцев – готовы сложить оружие и заключить мир, однако более крупные объединения экстремистов и джихадистов «сводят на нет все эти попытки».

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Прогнозировать православно-католические отношения при новом Папе пока сложно, — прот. Димитрий Сизоненко 14 марта, 2013. Новостная служба Понтификат нового Папы ознаменуется укреплением веры, считает секретарь синодального Отдела внешних церковных связей по межхристианским отношениям протоиерей Димитрий Сизоненко. 14 марта. ПРАВМИР. Понтификат нового Папы ознаменуется укреплением веры, считает секретарь синодального Отдела внешних церковных связей по межхристианским отношениям протоиерей Димитрий Сизоненко. «Новый папа Римский известен своими консервативными взглядами, поэтому его понтификат наверняка ознаменуется укреплением веры. То, что он выбрал себе имя Франциска Ассизского в качестве своего покровителя, свидетельствует о том, что он понимает евангелизацию как помощь бедным и обездоленным прежде всего, защиту их достоинства», — заявил он «Интерфакс-Религия» . Он отметил, что пока сложно прогнозировать православно-католические отношения при новом Папе. «Но как сложатся православно-католические отношения при нем, сложно прогнозировать, можно только надеяться», — сказал протоиерей Димитрий. Он рассказал, что новый понтифик был ординарием католиков восточного обряда, то есть он знает традиции восточного христианства. «Будем надеяться, что это будет способствовать укреплению межхристианских отношений», — добавил он. Он обратил внимание на то, что Франиск I перед благословением верующих попросил их помолиться о нем, и это свидетельствует о «большой харизме и смирении». Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 20 августа, 2014 19 августа, 2014 19 августа, 2014 26 мая, 2014 3 июня, 2013 30 марта, 2013 27 марта, 2013 22 марта, 2013 20 марта, 2013 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели.

http://pravmir.ru/prognozirovat-pravosla...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «ЖИЗНЬ С БОГОМ» рус. католич. изд-во в Брюсселе (1945-2000). Инициатором создания изд-ва была перешедшая в католичество рус. эмигрантка И. М. Поснова (дочь историка М. Э. Поснова ), к-рая в конце второй мировой войны занималась гуманитарной и духовно-просветительной деятельностью среди вывезенных в Германию советских граждан и «перемещенных лиц». С мая 1945 г. в рамках работы Бельгийского комитета религ. документации для Востока (Comité belge de documentation religieuse pour Orient) Поснова совместно с иезуитом пресв. С. Тышкевичем и др. католич. священниками организовала выпуск религ. литературы на рус. языке. В том же году при комитете было основано 2 периодических издания: католич. ж. «Жизнь с Богом», давший название изд-ву (выходил в Лувене и Брюсселе под ред. Посновой), и правосл. ж. «Христианская жизнь» (выходил в Льеже под ред. настоятеля рус. прихода К-польского Патриархата в Льеже свящ. Валента Роменского). Журналы имели почти идентичное содержание (за исключением обзора событий католич. или правосл. жизни). В 1954 г. по инициативе секретаря Конгрегации по делам Вост. Церкви кард. Эжена Тиссерана в Брюсселе был организован религиозно-просветительный центр Восточно-христианский очаг («Foyer Oriental Chrétien»), с к-рым стало сотрудничать изд-во «Ж. с Б.». В дек. того же года при центре открылась домовая Благовещенская ц. визант. обряда, чин освящения которой совершил перешедший в католичество бывш. правосл. еп. Павел Мелетьев . Первоначально приход возглавлял бенедиктинец пресв. Ф. Бельпер, которого в 1955 г. сменил выпускник русского папского коллегиума Russicum пресв. А. Ильц, совмещавший пастырское служение с обязанностями редактора «Ж. с Б.». В мае 1956 г. изд-во и приход переехали в новое помещение, приобретенное на средства Конгрегации по делам Вост. Церкви. Торжественное открытие изд-ва состоялось 13 июня. В июле того же года в помещении «Ж. с Б.» проходил съезд рус. католиков-мирян; впосл. проведение подобных съездов при изд-ве стало регулярным. В 1957-1962 гг. с изд-вом сотрудничал рус. католич. пресв. И. Корниевский (принудительно вывезен в СССР в 1962), в 1963 г. его сменил пресв. К. Козина, выполнявший также обязанности администратора и технического редактора «Ж. с Б.».

http://pravenc.ru/text/182299.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВРЕИНОВ Александр Николаевич (8.03.1877, С.-Петербург - 20.08.1959, Рим), титулярный архиеп. Парийский, деятель рус. католичества. Происходил из дворянского рода. По окончании Императорского Александровского лицея состоял на дипломатической службе, в 1900-1906 гг. являлся помощником секретаря российского посольства в К-поле, где в 1905 г. перешел из Православия в католичество. В 1906-1909 гг. служил 2-м секретарем российского посольства при итал. правительстве в Риме. В 1909 г. вышел в отставку в чине коллежского советника, после чего поступил во франц. семинарию при папском Григорианском университете . 7 дек. 1913 г. болг. католич. епископом вост. обряда Лазаром Младеновым рукоположен во пресвитера в рим. ц. св. Афанасия при папской Греческой коллегии. По приглашению пресв. Э. Пачелли (впосл. папа Пий XII ) поступил на службу в Конгрегацию чрезвычайных церковных дел. В 1921 г. направлен в Париж в качестве секретаря апостольского нунция архиеп. Бонавентуры Черрети. За содействие в восстановлении дипломатических отношений между Папским престолом и Францией получил звание апостольского протонотария и награжден франц. правительством орденом Почетного легиона. В 1924 г. на Е. были возложены задачи по пропаганде католичества среди рус. эмиграции и организации в Париже рус. католич. прихода восточного обряда. С 1925 г. окормлял парижскую общину рус. католиков. В 1928 г. освобожден от должности секретаря нунциатуры, возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем рус. католич. прихода вост. обряда во имя Пресв. Троицы в Париже. В янв. 1930 г. при поддержке папской комиссии по делам России «Pro Russia» , франц. ассумпционистов и англ. католич. об-ва св. Иоанна Златоуста Е. основал в Париже рус. католич. ж. «Благовест», являлся его издателем и редактором. В окт. 1930 г. участвовал в съезде рус. католич. духовенства визант. обряда в Риме. 31 окт. 1936 г. папа Римский Пий XI назначил Е. титулярным епископом Пионийским. Хиротонию, состоявшуюся 6 дек. в рим. ц. св. Антония при папской коллегии Russicum , совершили апостольский визитатор для славян визант. обряда в Польше титулярный Лебедский еп. Николай Чарнецкий , Бейрутский архиепископ Мелькитской католической Церкви Максим Сайег и Лунгрский епископ Итало-Албанской католической Церкви Джованни Меле. Не получив юрисдикции в отношении рус. католиков, в 1936-1959 гг. Е. занимал должность «рукополагающего епископа византийского обряда в Риме», проживая при папской коллегии Russicum и совершая рукоположения по визант. обряду ее выпускников, а также выпускников Греческой, Украинской и Румынской коллегий. Участвовал в различных католич. мероприятиях, связанных с вост. обрядом и Россией, в т. ч. возглавлял в Риме торжества, посвященные 950-летию Крещения Руси (1939) и паломничество рус. католиков по случаю юбилейного года в Рим (1950).

http://pravenc.ru/text/187289.html

Впервые за 430 лет католики на Святой Земле будут отмечать Пасху по восточной пасхалии 26 марта, 2013. Новостная служба Если вся остальная Католическая Церковь латинского обряда уже вошла в дни Страстной недели, то в Святой Земле Великие дни начнутся 29 апреля – тогда же, когда у православных и части католиков восточного обряда. 26 марта. ПРАВМИР. Большинство католических общин Израиля, Палестины, Иордании и Кипра в этом году будут праздновать Пасху не по западной (григорианской), а по восточной (александрийской) пасхалии, сообщает Благовест-Инфо . Если вся остальная Католическая Церковь латинского обряда уже вошла в дни Страстной недели, то в Святой Земле Великие дни начнутся 29 апреля – тогда же, когда у православных и части католиков восточного обряда. Решение об унификации даты Пасхи было принято 15 октября прошлого года на ассамблее католических епископов-ординариев Святой Земли. В текущем году отмечать главный христианский праздник по александрийской пасхалии будут ad experimentum все католики региона кроме тех, кто живет в Иерусалиме и Вифлееме – они пока что сохранят григорианское счисление. Это объясняется, с одной стороны, системой «статус кво», регулирующей сосуществование различных конфессий в святых местах, а с другой – притоком католических паломников, которые хотели бы встретить Пасху в Иерусалиме в тот же день, что праздновали бы у себя на родине. Право использовать григорианскую пасхалию также получила община иностранных работников в Тель-Авиве. Как объяснил викарий латинского патриарха Иерусалимского епископ Вильям Шомали, это даст им возможность воспользоваться выходными днями в связи с иудейской Пасхой. Прошлогоднее решение ассамблеи епископов предполагает, что в течение двух лет на александрийскую пасхалию перейдут все католические общины латинского обряда в Святой Земле. Окончательное решение по данному вопросу будет принято в 2015 году Ватиканом. На данный момент сдержанное отношение к реформе выразил ряд маронитских епископов. Однако, по словам епископа Шомали, переход на единую пасхалию является важнейшим шагом в плане экуменических отношений и общего свидетельства христиан.

http://pravmir.ru/vpervye-za-430-let-kat...

Профессор Роберт Тафт является автором более 800 научных работ и публикаций в области восточной литургики 2 ноября. ПРАВМИР. Скончался ученый-литургист архимандрит Роберт Тафт. Об этом сообщил на своей странице в Facebook  клирик Спасо-Преображенского собора в Киеве протоиерей Андрей Дудченко. «Упокоился архимандрит Роберт Тафт. Величайший литургист, иезуит восточного обряда, который узнал нашу православную литургию лучше нас, православных. Потрясающая работоспособность. Основой изучения литургики он называл знание древних языков, вслед за своим учителем Хуаном Матеосом. К сожалению, при жизни Тафта не успел выйти центральный том его исследования по истории литургии Иоанна Златоуста – об анафоре, который он готовил дольше всего. Но я слышал, что текст уже был готов , и Тафт вычитывал правки. Тафт шутил, что у него не осталось ни одной мысли, которая не была бы напечатана. Счастлив, что был знаком с этим великим учёным. Теперь он сослужит в небесной литургии», – сообщил священнослужитель. Архимандрит Роберт Тафт – иезуит, архимандрит восточного обряда, заслуженный профессор Папского Восточного института, один из крупнейших современных специалистов в области восточной литургики. Родился в Провиденсе (США). В возрасте 17 лет вступил в Общество Иисуса (Орден иезуитов). Более 20 лет отдал учебе и исполнению различных послушаний, прежде всего, в области преподавания. Преподавал во многих странах, от Ирака в 1950-е гг. до Болгарии уже в пост-коммунистические времена. С 1970 года главное место работы о. Тафта — Папский Восточный институт в Риме, где он долгое время занимал должность проректора (Vice Rector) и профессора восточной литургики, а также являлся главным редактором издаваемой институтом серии монографий и сборников статей Orientalia Christiana Analecta. Первой специальностью о. Тафта был русский язык и славянский богослужебный обряд. В 1960-е гг. под влиянием о. Хуана Матеоса он обратился к изучению языков и богослужения других христианских традиций. Профессор Роберт Тафт является автором более 800 научных работ и публикаций в области восточной литургики, в том числе многотомного исследования «История литургии св. Иоанна Златоуста», продолжающего труд Хуана Матеоса по истории византийской литургии Слова.

http://pravmir.ru/skonchalsya-uchenyiy-l...

1 Т.е. подобно поклонению Христу «под двумя видами» (хлеба и вина). — Прим. перев 2 Международная организация, объединявшая компартии различных стран; существовала с 1919 по 1943 г. — Прим. перев. 3 Иоанн VI Кантакузин (ок. 1293—1383) — византийский император, оставивший престол и удалившийся в монастырь. — Прим. перев. 4 Константин Острожский (1526—1608), литовский князь, защищавший православное население от окатоличивания, борец с унией. — Прим. перев. 5 Страшно сказать (лат.). — Прим. перев 6 Ересь калабрийского монаха Варлаама, отрицавшего божественное происхождение Фаворского света и полемизировавшего по этому поводу со свт. Григорием Паламой и исихастами. Осуждена на Константинопольском Соборе 1351 г. — Прим. перев. 7 Братство Святителя Фотия. Основано в 1925 г. в Париже группой русских эмигрантов с целью распространения Православия на Западе и защиты православного вероучения от расколов и ересей. В. Н. Лосский стал членом Свято-Фотиевского братства в 1928 г., в 1930х гг. был его председателем, затем, из-за постоянной научной занятости, отказался от этого поста, оставив за собой должность первого заместителя председателя Братства. Деятельность В. Н. Лосского в Братстве тесным образом связана со всеми достижениями этого Братства: борьбой с софиологией о. Сергия Булгакова, теоретической разработкой и практической реализацией проекта западно-православного обряда, организацией православных общин как западного, так и восточного обряда для обратившихся в Православие католиков и протестантов, перевод богослужения на западные языки. О колоссальной роли В. Н. Лосского в Братстве говорит сам факт того, что с его смертью в 1958 г.братство фактически распалось. Попытки возобновить деятельность Братства стараниями митр. Антония (Блума), еп. Петра (Л’Юилье) и Л. А. Успенского в 1970х гг. конкретными успехами не увенчались. Братство, бездействовавшее de facto с момента смерти В. Н. Лосского, прекратило свое существование de iure в 1985 г. — Прим. перев. 8 Из ничего (лат.). — Прим. перев.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4110...

Католики О межконфессиональных браках и григорианском календаре (+Видео) Все христиане несут ответственность за утрату этого единства, к которому призывал нас Господь Бог, потому что Господь, оставляя этот мир, заповедовал нам хранить единство, а мы это единство не сохранили. Это боль, которая живет в каждом нормальном христианском сердце, к преодолению этого разделения мы все должны стремиться. Впервые за 430 лет католики на Святой Земле будут отмечать Пасху по восточной пасхалии Если вся остальная Католическая Церковь латинского обряда уже вошла в дни Страстной недели, то в Святой Земле Великие дни начнутся 29 апреля – тогда же, когда у православных и части католиков восточного обряда. Кардинал О’Брайен — жертва информационной кампании Кардинал О’Брайен оказался очередной жертвой кампании, начавшейся в самый день исторического объявления Папы об уходе на покой и направленной на то, чтобы вынудить отказаться от участия в конклаве влиятельных прелатов Римско-Католической Церкви, которые оказались затронуты скандальными публикациями в СМИ. Глава католической церкви Великобритании подал в отставку Ожидалось, что кардинал покинет свой пост в будущем месяце, когда ему исполнится 75 лет. Однако прежде он должен был принять участие в конклаве для выборов нового Папы Римского. Встречи с Папой Римским Бенедиктом XVI После «Великого земляка», харизматического Иоанна Павла II, на Римскую кафедру был избран немец, человек не публичный, суховатый. Визуальное сравнение было не в его пользу, об этом поляки говорили открыто и везде. Я тоже тогда еще присматривался к новому, непривычному Папе. Так кто у нас тут враги церкви? Словосочетание: 'враги церкви' — звучит в последнее время часто. Враги эти многочисленны, могущественны и коварны, с ними надо вести непримиримую борьбу. Но прежде, чем борьбу начинать, неплохо бы разобраться — а о ком, собственно, речь? Чему можно поучиться у протестантов и католиков? + ВИДЕО Когда я первый раз после Псково-Печерского монастыря приехал за границу - то буквально шарахался от католиков. Но однажды меня привели на встречу с молодежью - и я увидел такие же молодые лица. И даже еще моложе ребята: лет 16, 17, 18… И я увидел по разговору, общению, по тому, что мне переводили, что это самые настоящие христиане.

http://pravmir.ru/tag/katoliki/page/6/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГАГАНЕЦ Гаганец [Gaganec] Иосиф (10.04.1793, Вишни-Тварожец, близ совр. Бардеёва, Словакия - 22.12.1875, Эперьеш (Пряшев), ныне Прешов, Словакия), униатский еп. Пряшевский, карпаторосский просветитель. Изучал философию в Вельки-Варадине (ныне Орадя, Румыния) (1810-1812), богословие в Альбертинском католич. колледже в Трнаве (1812-1816). 8 марта 1817 г. был рукоположен во греко-католич. пресвитера, имел приходы в русинских селах Руске-Пекляни (1817-1820) близ Пряшева, Вислава (1820-1828) и Хейёкерестур (1828-1835). В 1835 г. Пряшевским греко-католич. еп. Григорием Тарковичем был назначен диоцезальным канонистом, в 1839 г.- каноником Пряшевского капитула. После смерти еп. Тарковича († 16 янв. 1841) Г. был избран капитулярным викарием Пряшевского еп-ства (2 авг. 1842). 25 июня 1843 г. введен в должность епископа в Вене в присутствии имп. двора, рукоположен 30 янв. 1843 г. При Г. была завершена организация Пряшевского греко-католич. еп-ства, выделенного в 1818 г. из Мукачевского (см. ст. Словацкая греко-католическая Церковь ). Г. возобновил строительство епископской резиденции в Пряшеве, при нем был перестроен униатский кафедральный собор в соответствии с нормами визант. обряда (сооружены алтарь и иконостас). Епископ отстаивал чистоту вост. обряда и противился попыткам латинизации униатской русинской Церкви. С 17 нояб. 1868 г. ассистент Папского престола. Г. уделял внимание проблемам национального самосознания закарпатских русинов - восточнослав. населения, жившего на территории Австрийской империи. В 1848 г. провел 1-й епархиальный синод, к-рый принял меры к национально-религ. возрождению пряшевских русинов. В 1849 г. подал доклад в Ужгородскую консисторию «по делу прав угрорусов» и добился поддержки позиции русинских депутатов в австр. парламенте (рейхсрате) в Вене. В окт. того же года он направил послание Мукачевской консистории, призывая, в частности, к поддержке русинского языка и лит-ры.

http://pravenc.ru/text/161385.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010