В самом деле, когда он был в полудневном переходе от Борисова, крестьяне сообщили польским уланам, что город этот занят русской армией Чичагова. Корбино уже потерял надежду перейти Березину, когда эти же самые крестьяне, предложив ему отступить назад, провели его колонну к Студянке, маленькой деревушке, расположенной недалеко от Веселова, на 16 верст выше Борисова; перед ней находился брод. Три кавалерийских полка Корбино перешли его без потерь и направились затем через поля, ловко избегнув приближения к Борисову, так же, как и к войску Витгенштейна, расположенному в Рогатке 332 , прошли между ними и соединились, наконец, с маршалом Удино 23-го вечером близ Начи. Отважный переход, совершенный Корбино, прославил его и был как нельзя более счастлив для армии, потому что император, узнав о физической невозможности скоро восстановить Борисовский мост, решил после совещания с Корбино перейти Березину близ Студянки. Но так как Чичагов, извещенный о переправе в этом месте бригады Корбино, прислал к Студянке сильную дивизию и много артиллерии, то Наполеон, чтобы обмануть неприятеля, употребил военную хитрость, которая, несмотря на свою избитость, почти всегда удается. – Он притворился, что не имеет видов на Студянку и собирается воспользоваться двумя другими бродами, существующими ниже Борисова, из которых менее неудобный находится при деревне Уколода 333 . Для этого был открыто направлен к этому месту один из еще вооруженных батальонов; за ним вслед послали несколько тысяч отсталых солдат, которых неприятель должен был принять за сильную дивизию пехоты. За этой колонной следовали многочисленные фургоны, несколько пушек и дивизия кирасир. Подойдя к Уколоде, эти войска стреляли из пушек и сделали все для того, чтобы заставить думать, будто они строят мост. Чичагов, предупрежденный об этих приготовлениях и не сомневаясь, что план Наполеона состоит в том, чтобы перейти реку в этом месте, для того чтобы выйти на Минскую дорогу, находящуюся по соседству, поспешил не только послать к Уколоде по правому берегу весь Борисовский гарнизон, но, по невозможному заблуждению, русский генерал, имея достаточно сил для охраны одновременно и низа, и верха реки, заставил спуститься к Уколоде все войска, помещенные им накануне выше Борисова, между Зембином и Березиной.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Melguno...

И вот как раз против Зембина лежит село Веселово, к которому принадлежит деревушка Студянка. Неприятель же покинул этот пункт, где император хотел перебросить свой мост, и бесполезно кинулся на защиту брода, расположенного на 24 версты ниже того места, где мы собирались переправляться. К ошибке, которую он сделал, собрав таким образом в кучу всю свою армию ниже города Борисова, Чичагов прибавил еще одну, какой не сделал бы даже сержант и которую его правительство никогда ему не простило. – Зембин построен на обширном болоте, которое пересекает дорога из Вильно через Камень. На шоссе этой дороги находится 22 деревянных моста, которые русский генерал, прежде чем уйти, мог в одну минуту превратить в пепел, потому что вокруг них было много стогов сена и сухого тростника. В том случае, если бы Чичагов принял эту разумную предосторожность, французской армии было бы отрезано возвращение и переход через реку не послужил бы ей ни к чему, потому что она была бы остановлена глубоким болотом, окружающим Зембин. Но, как я вам только что рассказал, русский генерал оставил нам в целости мосты и нелепо спустился вниз по Березине со всеми своими людьми, оставив не более 50 казаков для наблюдения у Веселова. Пока русские, обманутые маневром императора, удалялись от настоящего места наступления, Наполеон отдавал свои приказания. Маршал Удино и его корпус должны отправиться ночью в Студянку и способствовать там построению 2 мостов, перейти затем на правый берег и выстроиться между Зембином и рекой. Герцог Беллунский, выйдя из Начи, должен составлять арьергард, подгонять отсталых, постараться защищать Борисов в течение нескольких часов, затем отправиться к Студянке и перейти там мосты. Таковы были распоряжения императора, точному исполнению которых помешали события. 25-го вечером бригада Корбино, командир которой так хорошо знал окрестности Студянки, направилась к этому месту, поднимаясь по левому берегу Березины. Бригада Кастекса и несколько легких батальонов следовали за ней. Затем шли главные силы 2-го корпуса. Мы с сожалением покинули Борисов, в котором мы так счастливо провели эти два дня. Должно быть, у нас было грустное предчувствие тех несчастий, которые были нам предназначены.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Melguno...

Рубрики Коллекции 100 дней Наполеона. История за минуту Наполеон выиграл большинство битв, сражаясь с Шестой коалицией, но проиграл войну. Даже когда союзники взяли Париж, он надеялся на подкрепление, чтобы выбить врага из столицы. Но Франция устала от войн. Маршалы убедили Наполеона подписать отречение. Он получил в своё распоряжение остров Эльба и несколько батальонов солдат. Однако не всех во Франции устраивала реставрация Бурбонов. Узнав… 30.11.2022 Отступление до Смоленска. История за минуту Наполеон, оставив Москву, не собирался уходить из России. Он решил вернуться к базам в Смоленске и Минске, дождаться пополнения, а весной разгромить русскую армию. Кутузов разделил войско на две части: – главные силы: шли южнее французов фланговым маршем, – авангард Милорадовича с казаками Платова: «подгоняли» врагов на главной дороге, подбирали пленных, обозы, брошенную артиллерию. Под… 27.11.2022 Березина. История за минуту «Березина» – во французском это слово стало синонимом катастрофы.Почему здесь погибли десятки тысяч солдат «Великой армии»? Река не замёрзла, французы-понтоньеры строили мосты в ледяной воде (и все погибли). С северо-запада к Березине подходил Витгенштейн. С юго-запада – Чичагов. Но Наполеон обманным маневром направил его южнее переправы. Первыми реку перешли гвардия и солдаты при оружии. Их… 25.11.2022 Отступление Наполеона по Смоленской дороге. История за минуту Наполеон винил в своём поражении в России «генерала Мороза». А как справлялась с погодой русская армия? Она тоже страдала от холода: тёплого обмундирования было крайне мало. Губернии собирали для армии полушубки, но обозы не успевали за войском, преследовавшим врага. Кутузов прибегнул к реквизициям, избегал больших сражений, но привёл к Неману лишь треть солдат. Восстановиться русская… 21.11.2022 Венский конгресс. История за минуту Одну европейскую войну Наполеон невольно предотвратил: войну между своими врагами! На Венском конгрессе они решали судьбы континента, но преследовали разные цели. Англия боялась возвышения России – ведь та получала значительную часть Польши – свой плацдарм в Европе, а император Александр становился арбитром великих держав. Австрия не хотела укрепления Пруссии, получившей земли Саксонии. Обе страны оспаривали…

http://foma.ru/tag/minuty-pobedy-1812

Скачать epub pdf I. Лейтенанты Дубасов и Шестаков Мы подошли к Дунаю. Широко разлившаяся на несколько верст река разъединяла два неприятельские лагеря. Вражий берег защищался в этом месте крепостями Никополем и Рущуком. Приступить тотчас к переправе было немыслимо: во-первых, потому что Дунай разлился на слишком большое пространство, и, во– вторых, что по нему ходили турецкие суда, вооруженные пушками, которые могли во всякое время помешать нашей переправе. Словом, прежде всего надо было дождаться, чтобы вода спала, и тем временем построить лодки и плоты, а главное, следовало помешать турецким пароходам свободно расхаживать по реке и высматривать, что делалось в нашем лагере. Турецкий берег – весьма гористый и высокий, а румынский, на котором собрались русские войска, – ровный и низкий, потому врагу было легко следить за всеми нашими передвижениями, а из крепостей турки обстреливали занятые нами деревни. Русским пришлось, в свою очередь, укрепиться и отстреливаться. Но как можно было помешать турецким судам разгуливать по Дунаю? Бывало, придут несколько пароходов да и станут посередине реки; наши орудия откроют по ним пальбу, но в такую маленькую цель попасть весьма трудно. Однажды снаряд совершенно случайно угодил в самую палубу и, пробив ее, влетел в погреб, в котором хранился порох... Взрыв уничтожил судно; в несколько минут затопило его водой, и все люди с имуществом погибли в быстром течении реки. Если один раз удалось таким образом порешить с неприятелем, то это еще не значило, что и всегда будет нам удача. Наконец, уничтожив два-три парохода, мы не нагнали бы страху на остальные неприятельские суда, которые все-таки тотчас бы явились препятствовать переправе. Необходимо было совершенно заградить путь им к тому месту, где предполагалась переправа. Но как? Для этого моряки привезли с собой особый снаряд, называемый миной; похож он с виду на большую рыбу и состоит из двух железных половин, накрепко спаянных; внутри снаряда вложен состав, который загорается от малейшего удара. Словом, мина – тот же пороховой погребок, и взрыв может произойти только, когда пароход ударится о нее. Мина плавает на поверхности воды, и, привязав ее к якорю, можно поставить в любом месте реки. Таким образом, если от одного берега до другого в местах, удобных для прохождения судов, наставить таких мин, то путь им будет загражден. Потому-то наши моряки и принялись прежде всего за эту работу.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

Сети богословия Тема недели: Почитание мощей в православии Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Мнение Мнение Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Стурдза А. С. Краткая биографическая справка: Стурдза Александр Скарлатович (18.11.1791-13.06.1854), дипломат, религиозный мыслитель и публицист. Как политический деятель, принадлежал к первому поколению российских консерваторов, предтеча славянофилов. Жуковский называл Стурдзу «нашим Платоном христианским»... Александр Скарлатович Стурдза родился 18 ноября 1791 в г. Яссы, Молдавия, умер в местечке Манзырь Бендерского уезда Бессарабской области 13 июня 1854 года. Род Стурдза был одним из самых влиятельных в Молдавском княжестве. Вскоре после рождения Стурдзы его семья эмигрировала в Россию. Стурдза получил домашнее образование (владел несколькими языками, изучал богословие, философию и историю), в дальнейшем слушал лекции в германских университетах. Значительное влияние на формирование его мировоззрения оказали сочинения греческих православных богословов Евгения Булгариса и Никифора Феотокиса. В 1809 Стурдза поступил актуариусом в Коллегию иностранных дел, определен секретарем канцлера Н. П. Румянцева, вскоре назначен чиновником особых поручений, а в 1812 произведен в переводчики. Исполнял обязанности секретаря Министерства иностранных дел и переводчика в канцелярии Дунайской армии адмирала П. В. Чичагова в Бухаресте, в составе этой армии участвовал в походе против императора Наполеона I. В 1813 - дипломатический фактотум императора Александра I в Швейцарии, в 1814-15 переводчик при посольстве в Вене, участвовал в работе Венского конгресса 1814-15. В 1815-16 переводчик при статс-секретаре по иностранным делам И. А. Каподистрии, редактировал Акт о Священном Союзе, подписанный 14(26).9.1815 в Париже. По поручению императора Aлekcahдpa I составил тексты нескольких указов, в т. ч. указа об изгнании иезуитов из России от 20.12.1815. С 1816 член Ученого комитета Министерства народного просвещения, в 1818 по инициативе князя А. Н. Голицына определен в Главное правление училищ при Министерстве духовных дел и народного просвещения, активно выступил в пользу распространения религиозного образования, составил «Наставление для руководства Ученого комитета, учрежденного при Главном правлении училищ» (утверждено 5.8.1818), в значительной степени определившее основные направления политики в сфере народного просвещения. Главная цель этой политики - достижение «согласия между верою, ведением и властию: ... между христианским благочестием, просвещением умов, и существованием гражданским». «Наставление» предполагало введение существенных ограничений в преподавании философии и естественного права. Одновременно Стурдза разработал проект довольно жесткого цензурного устава.

http://bogoslov.ru/person/53981

В.В. Виноградов Ружьё Акад. А. И. Соболевский отметил, что слово ружьё образовалось из оружье вследствие отделения начального о (ср. ряб, рябина, рябчик при Галицк. орябок, ц.-слав. ерябь, польск. jarzbina и т. п.). Он же указал на то, что «еще у Кантемира и В. Майкова ружьё употребляется в значении «оружие вообще»; печатная Книга о ратном строении 1647 г. пользуется словом ружьё в том же значении; ср. в Московской грамоте 1676 г.: бердыши или иное какое ружье (Доп. к Акт. Ист. VII, 71) (Соболевский, Лекции, с. 93; ср. Преображенский, 2, с. 222). Но словари Академии Российской (1789–1794 и 1806–1822) знают только современное значение слова ружьё: «Огнестрельное ручное орудие с длинным стволом и замком. Стрелять, палить из ружья» (сл. АР 1806–1822, ч. 5, с. 1090). Как доказал В. К. Чичагов 327 , слово ружьё появилось в русской письменности в начале XVII в. в значении «оружие вообще». Слово ружьё в XVII в. имело собирательное значение. Оно могло обозначать собрания любых видов оружия, начиная от пушек и кончая луками. Но чаще оно применялось по отношению к мелкому ручному оружию. Ср. в «Актах» хозяйства боярина Морозова (ч. 1, с. 141): «И что у них есть ружья, пищалей и бердышев, и рогатин, и топорков, и то б ружье имали все с собою» (1656 г.). По указанию В. К. Чичагова, в XVII в. между словом ружьё, обозначавшим оружие вообще, и словом оружие, известным в письменности издавна, существовало стилистическое различие: ружьё – в челобитных, приказной переписке, вообще в низких стилях письменности, в разговорной речи, оружие – в официальных документах и в печатных книгах. Изучая язык «Курантов», рукописных ведомостей конца XVII в., И. С. Хаустова отметила 328 , что во второй половине XVII в. сфера употребления слова ружьё в письменности расширяется. В «Курантах» наряду со словом ружьё употребляется и оружие (лл. 9 и 19). В XVIII в. ружьё употребляется чаще всего уже в значении «огнестрельное оружие с длинным стволом» в связи с тем, что это оружие становится основным оружием солдата петровской эпохи, а многие из видов ружья XVII в. выходят из употребления.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Страсти и борьба с ними За покаянием должна следовать борьба со страстями или грехом, чтобы избавиться навсегда от уловления и падения. Встать, чтобы снова пасть, это удел большинства людей, но нельзя на это смотреть как на явление нормальное и неизбежное, а главное, неопасное. Духовная борьба каждому обязательна, и для нее необходимо прежде всего понимать, с кем, против чего и как надо бороться. Грехов у каждого множество: бывают они умственные, сердечные, душевные и плотские; что же надо делать, чтобы сразу действовать против столь грешной природы человеческой? С тех пор, как согрешил первый человек, немногие люди приобрели способность определения: где же источник и средоточие этой греховности? Поэтому большинство путается в понятиях, теряется в борьбе; то направляет все свое внимание исключительно на ум, то на свои действия или поступки, то на плотские влечения, и так, не достигнув никаких результатов, ослабевает в этой невидимой борьбе и кончает не только повторением самых ужасных грехопадений, но даже избранием худшего пути, чем был первоначальный. Почему же это так? Известно, что для лечения телесной болезни необходимо познать причину болезни и следить за состоянием того органа, который составляет центр заболевания; так и в духовных болезнях наших, прежде всего, требуется ясное понимание: откуда исходят «злые помыслы» ( Мф.15:19 ) и все страсти, из ума ли, из сердца ли, из духа ли или естества нашего, чтобы затем уже следить за ними и вести духовную борьбу. Как в теле каждое местное заболевание отражается на всем организме, так и в духе главная страсть отражается на всех чувствах и помышлениях человека, и чтобы уврачевать их, надо воздействовать на основную болезнь. Пусть никто не мечтает быть добрым и работать Богу, как подобает, если не избавится от самосожаления и жалости к себе и не будет бороться не только с большими, но и с малыми страстями. Случается так, что, победив некоторые большие страсти, не обращают внимание на малые, не хотят заставить себя отказаться от малых, кажущихся ничтожными, но так как эти малые происходят именно от больших, то последние продолжают жить и действовать в сердце, хотя обнаруживаются незначительно. Поэтому сердце остается страстным, нечистым, неотрешенным от самоугодия и самосожаления.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

36. О непрестанной молитве От христиан требуется не только частая, умная, ежедневная, но и непрестанная молитва . Она заповедана нам святым апостолом Павлом, который писал: непрестанно молитеся ( 1Сол.5:18 ), и Самим Господом нашим Иисусом Христом, сказавшим: бдите убо на всяко время, молящеся, т.е. бодрствуйте на всякое время и молитесь. Кто понимает земную жизнь, влияние злого духа на мир и видит грозящие ежеминутно человеку опасности, тот не удивится необходимости следовать святой заповеди о непрестанной молитве, ибо людям нужна столь же непрестанная помощь Божия. Без этой помощи, без влияния благодати на нас, мы делаемся способными на всевозможные грехопадения и на все смертные грехи. Чтобы спастись, одно средство: бодрствовать на всякое время и молиться, т.е. непрестанно призывать помощь Божию. «Такая молитва , говорят св. отцы, есть врачевание, убивающее не только страсти, но и самое действие их. Как врач пользует пластырем рану больного, причем страждущий не знает, как происходит излечение, точно так Имя Божие, будучи призываемо, убивает все страсти, хотя мы и не знаем, как это совершается» (Св. Варсонофий). «Молитва не в том только состоит, говорит Святитель Тихон Задонский , чтобы в известный час стоять и кланяться телом пред Богом и читать написанные молитвы, но в том, чтобы молиться на всякое время и на всяком месте – умом и духом. Можешь возносить ум и сердце к Богу и просить от Него милости и помощи хотя, сидя, лежа, едучи, сидя за трапезою, совершая дела, в уединении и в народе, ибо Бог везде и на всяком месте». Но мирским людям непрестанная молитва кажется неисполнимою, непонятною, вовсе не обязательною и составляющею принадлежность монахов, затворников, схимников, а не тех людей, которые заняты постоянно умственными работами и должны для отдыха проводить свободное время в удовольствиях и развлечениях. Прежде чем сомневаться в возможности и пользе непрестанной молитвы, следует, конечно, испробовать и испытать ее; тогда сомневающиеся убедятся, что сердечная молитва не только не мешает, но способствует работе, хотя бы она совершалась не одними руками, но и умом. Можно призывать Господа не только устами, но одним сердцем, в особенности во время чтения и занятий. Господь ведь Сердцеведец и взирает только на сердце. Если же кто занят такой работой, что ему нельзя тайно призвать имени Божия в своем сердце, что вряд ли справедливо, а только возможно вспоминать о Боге, то и это достаточно, ибо заменяет молитву. Следовательно, во время работы или беседы, прежде работы и после беседы, т.е. во всякое время и во всяком месте, можно и должно призывать себе на помощь Имя Божие. Только такая постоянная молитва заставляет нас жить на земле небесною жизнью, способствует достижению этой главной цели в христианской жизни, ибо соблюдает нас в чистоте, избавляет от врагов и искушений, делает терпеливыми и сильными для испытания и, наконец, согревает сердца.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

37. О современном мученичестве Господь наш Иисус Христос сказал: Блажени есте, егда поносят вам, и ижденут, и рекут всяк зол глагол на вы лжуще Мене ради. Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех! т.е. блажены вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправильно злословить за Меня; радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах! ( Мф.5:11–12 ). Некоторые могут подумать, что наставление Господа не страшится ненависти мира не относится к ним и дано совсем не для наших времен и обстоятельств. Мы не живем ныне, скажут они, среди врагов и гонителей христианства, как жили первые последователи Христовы; мы живем христиане между христианами; мир, который некогда ненавидел христианский род, в продолжении времен, сам переродился в мир христианский. Выслушаем же, возлюбленные, неподражаемое слово по этому поводу великого святителя Митрополита Филарета Московского . Так, говорит он, мир действительно побежден, однако не уничтожен; он еще жив и по прежнему ненавидит тех, которые – Христовы, или стараются быть таковыми. Мир, побежденный верою, плененный в ее послушание, допущенный по сему в область ее, неприметно внес в нее с собою и распространил в ней свой собственный дух; таким образом, сей враг Христа и христианства очутился в пределах самого христианства, прикрывшись именем христианского мира, он действует свободно и учреждает себе мирское христианство ; старается обратно переродить сынов веры в сынов мира, сынов мира не допустить до возрождения в истинную жизнь христианскую, а на непокорных ему вооружается ненавистью, лукавством, злословием, клеветою, презрением и всяким оружием неправды. Тем, которые истинно Христовы и желают убедиться, как ненавидит мир и ныне, всегда это можно испытать на себе. Чем они будут совершеннее и приметнее для мира, тем скорее возбудится ненависть. Пусть они обратятся к премудрым и разумным века сего, например, с учением о премудрости Божией, или о повреждении человеческого естества, или о внутреннем человеке, или о жизни созерцательной, или о действии Святого Духа; чем они будут глубже излагать это бесконечно глубокое учение, тем разумные будут менее разуметь его и тем скорее, вследствие уверенности в превосходстве своего ума, они презрят их, как опасных учителей. Пусть кто – либо из состоятельных отважится, с полною христианскою решимостью, отвергнуть пышность и роскошь, забавы и зрелища, раздать имение нищим, решится жить исключительно церковью, какими уязвляющими взорами будут люди преследовать этого беглеца. Сколько стрел остроумия, или справедливее острого безумия на него посыплется! Нет сомнения, что найдутся люди, которые усомнятся в его здравомыслии потому только, что он решился мыслить и поступать по христиански, не применяясь к миру и его ложным понятиям.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

Ныне, как и в первые времена христианства, редко встречаются люди, которые отвергают силу веры, но спросите их в кого и во что они верят? Люди науки, слову «вера» часто придают значение или воображения или неразумия; так, самый безбожный человек и тот признает, что во многих лечениях помогает только вера. В устах некоторых лиц вера имеет совсем особый и недопустимый смысл, как например, у людей, не признающих Бога, убежденных, что мир создался химическим путем, по воле природы, которая есть ничто иное, как естественная наука, всем атеистам хорошо известная. Эти люди производят слово «вера» от глагола верить, например, слову профессора, научному выводу, на слово товарищу. И таким образом, оно получает смысл доверия. Другие, светские люди, готовые по временам поститься и молиться, но молящиеся больше, так сказать, нервами и впечатлительности воображения, чем душою, которая беспрестанно жаждет земных благ, также упоминают на каждом шагу о вере, придают ей духовное значение, но в их сердцах слово это имеет безотчетный смысл. Они верят одинаково всему и всем: Богу, врачу, рекомендованному им, книгам, газетам, небесным явлениям, колдунам, гадальщикам, знахарям и т.д. Они даже убеждены, что их вера именно и есть та самая, которая проповедуется в Евангелии. Если евангельский слепой говорил: «Господи, помилуй мя»!, думают они, и это доказывало его веру, за которую он был исцелен Христом, то почему те же мои слова не заслужат одинаковой милости? «Я верю по-своему», говорят также многие. Печальный результат безверия! Достойно удивления, что всех учат грамматике, дабы никто не писал по-своему, а по правилам; всем стараются дать правильное произношение, чтобы никто не говорил по-своему; правительство издает законы, чтобы все жили по правилам, а не по-своему; принято считать время и часы по правилам, а не по-своему; не дозволяется строить дома без применения строительных правил, чтобы они по-своему не разрушились бы, a веровать может каждый по-своему и это считается допустимым и чуть не законным. Вероятно, никакая власть не в состоянии запретить каждому заблуждаться по-своему!

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010