Например, некоторые не присваивают себе чужого, но не в меру любят свое, уповают на свое достояние и не склонны к благотворениям. Другие не желают добывать почести недобрыми средствами и будто бы не признают их, но все же не прочь, если эти почести получатся как бы против воли их. Иные соблюдают посты, но не отказываются поесть вдоволь и сладко, чем уничтожается достоинство поста. Редко кто заботится об уничтожении в себе таких недостатков, как нелюдимость, вспыльчивость, поспешность, быстрота в словах, движениях и делах, суровость, ворчливость, спорливость и прочее, а между тем они очень мешают духовной жизни. Немощной человек, который не поддается нравственному врачеванию по своей воле, потому что не хочет борьбы, не желает совершенствоваться, не стремится ко Христу, не жаждет благодатного исцеления, не молит Господа о том и не помышляет о совершенном покаянии, – такой человек не может избежать действия на него страстей. После обычного покаяния он опять продолжает завидовать, осуждать, насмехаться, гневаться, лгать и стремиться к благам мира сего. Но долгое пребывание в таком переходном состоянии опасно, ибо никто не знает ни дня, ни часа своей кончины. Не могут считать себя исцеленными от страстей и нравственных недугов даже те, которые победили в себе привычку к греховным действиям, но грешат мысленно. Кто не знает, что пред лицем Божиим мысли и действия имеют одинаковую цену, так как они одинаково пагубно влияют на душу и сердце. Если люди не избавятся еще на земле от своих страстей и недостатков, то они перейдут с нами в вечную жизнь, где страсти не могут иметь удовлетворения и будут только мучить, препятствуя душам вхождение в светлые обители. Оздоровление души есть безусловное требование для спасения, так же как... покаяние есть необходимое условие для оздоровления души. Читать далее Источник: Твердость духа. Священномученик Серафим (Чичагов)/Сост. Чунтонова Наталья Ивановна. — М. : Издательство Летопись, 2016. — 272 с. — Серия «От сердца к сердцу». ISBN 978-5-9905-0341-0 Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

Архитектором М. Ю. Кеслером было предложено оригинальное решение: несколько углубить фундамент храма и обсыпать западную часть храма землей, чтобы создать впечатления холма. Теперь, чтобы попасть в реликварий, нужно спуститься вниз по лестнице, как это обычно делается при спуске в крипту, где в греческих храмах хранятся останки святых. Первый этаж храма посвящён памяти страданий новомучеников и исповедников Российских. В притворе храма на стенах расположены предсмертные фотографии пострадавших в Бутове. В нижнем этаже храмового комплекса расположен реликварий с остатками личных вещей, утвари, облачений Новомучеников. На стенах размещено более пятидесяти икон бутовских святых. На двух западных столбах помещены шесть икон иерархов, пострадавших в Бутове во главе с митрополитом Серафимом (Чичаговым). На колокольне храма установлен большой набор колоколов, отлитых на Тутаевском колокольном заводе. На колоколах также изображены лики Новомучеников и Исповедников Российских, в том числе Царственных страстотерпцев. Современное состояние [ править править код ] В настоящее время первый этаж храма посвящён памяти страданий новомучеников. В притворе храма на стенах расположены предсмертные фотографии пострадавших в Бутове. На двух витринах под снимками находятся вещи, изъятые из погребального рва во время раскопа 1997 года — обувь, детали одежды, резиновые перчатки, гильзы и пули. На стенах размещено более пятидесяти икон бутовских святых. На двух западных столбах помещены шесть икон иерархов, пострадавших в Бутове во главе с митрополитом Серафимом (Чичаговым). На приходе работает экскурсионная служба, постоянно действует экспозиция увековечивающая память репрессированных людей без различия их этнической и конфессиональной принадлежности. Деятельность прихода [ править править код ] Святые [ править править код ] Бутовский полигон – это настоящая рака с мощами : из числа более 20 тысяч здесь погибших к лику святых причислены 330 бутовских Новомучеников. Сонм священнослужителей, пострадавших здесь за веру, возглавляют семь архиереев: митрополит, два архиепископа и четыре епископа. Вместе с ними расстреляно множество архимандритов, протоиереев, игуменов, иеромонахов, священников, диаконов и иеродиаконов, монашествующих и простых служащих Церкви.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Воскресен...

Фрагмент панорамы «Березина». Художник Войцек Коссак Дальше был виден хвост длинной колонны, продвигавшийся к Борисову, не оглядываясь назад. Однако здесь еще оставался полк пехоты с отрядом казаков, бродивших по опушке леса: это был авангард дивизии Чаплица, состоявшей из 6 тысяч человек и удалившийся как будто для того, чтобы очистить нам дорогу. Французы не решались верить своим глазам. Наконец, охваченные радостью, они начали хлопать в ладоши и кричать от радости! Рапп и Удино бросились к императору. – Ваше величество, – сказали они, – неприятель снялся с лагеря и покинул позицию! – Этого не может быть! – ответил император. Но прибежали Ней и Мюрат и подтвердили это донесение. Тогда Наполеон бросился из своей Главной квартиры, взглянул и увидел еще удалявшиеся и исчезавшие в лесу последние ряды колонны Чаплица и в восторге воскликнул: – Я обманул адмирала!» Согласно свидетельству графа Сегюра, адмирал Чичагов совершил непростительную ошибку, уведя свои войска с решающего направления, предоставив наполеоновской армии возможность беспрепятственно переправиться через реку. Барон Марбо отмечает следующее: «Он добавил к этой ошибке еще одну, какую никогда не совершил бы простой сержант, и какую русское правительство ему никогда не простило. Зембин построен на обширном болоте, и через него проходит дорога из Вильно на Камень. На этой дороге имеется 22 деревянных моста, которые русский генерал, прежде чем отойти из этого места, мог бы в мгновение ока превратить в угли, потому что они окружены большими зарослями сухого тростника. Если бы Чичагов принял эту мудрую меру предосторожности, французская армия наверняка безвозвратно погибла бы, и ей ничем не помогло бы то, что она переправилась через реку, поскольку она оказалась бы окружена со всех сторон глубоким болотом, расположенным вокруг Зембина. Но, как я только что сказал, русский военачальник сохранил для нас эти деревянные мосты нетронутыми и, проявив полнейшее невежество в военной теории, спустился вдоль Березины со всеми своими войсками, оставив наблюдателями напротив Веселова лишь полусотню казаков».

http://pravmir.ru/ya-obmanul-admirala-il...

И затем он повел меня к той же самой колоде, на которой сидел прежде и на которую, помолившись, посадил меня и сам сел. Не успели мы сесть, как вдруг тот же самый медведь вышел из густоты леса и, подойдя к отцу Серафиму, лег у ног его. Я же, находясь вблизи такого страшного зверя, сначала была в величайшем ужасе и трепете, но потом, видя, что отец Серафим обращается с ним без всякого страха, как с кроткой овечкой, и даже кормит его из своих рук хлебом, который принес с собою в сумке, я начала мало-помалу оживотворяться верою. Особенно чудным показалось мне тогда лицо великого отца моего: оно было светло, как у ангела, и радостно. Наконец, когда я совершенно успокоилась, а старец скормил почти весь хлеб, он подал мне остальной кусок и велел самой покормить медведя. Но я отвечала: «Боюсь, батюшка, он и руку мне отъест». Отец же Серафим, посмотрев на меня, улыбнулся и сказал: «Нет, матушка, веруй, что он не отъест твоей руки». Тогда я взяла поданный мне хлеб и скормила его весь с таким утешением, что желала бы еще кормить его, ибо зверь был кроток и ко мне грешной, за молитвы о. Серафима. Видя меня спокойной, о. Серафим сказал мне: «Помнишь ли, матушка, у преподобного Герасима на Иордане лев служил, а убогому Серафиму медведь служит. Вот и звери нас слушают, а ты, матушка, унываешь; а о чем нам унывать? Вот, если бы я взял с собой ножницы, то и остриг бы его». Тогда я в простоте сказала: «Батюшка, что, если этого медведя увидят сестры, они умрут от страха». Но он отвечал: «Нет, матушка, сестры его не увидят». – «А если кто-нибудь заколет его? – спросила я. – Мне жаль его». Старец отвечал: «Нет, и не заколют; кроме тебя никто его не увидит». Я еще думала, как рассказать мне сестрам об этом страшном чуде. А отец Серафим на мои мысли отвечал: «Нет, матушка, прежде 11 лет после моей смерти никому не поведай этого, а тогда воля Божия откроет, кому сказать». Впоследствии старица Матрона пришла по какой-то необходимости в келью, где занимался живописью, по благословению отца Серафима, крестьянин Ефим Васильев, известный по своей вере и любви к старцу, и увидя, что он рисовал отца Серафима, вдруг сказала ему: «Тут бы по всему прилично написать отца-то Серафима с медведем». Ефим Васильев спросил ее: отчего она так думает? И она рассказала ему первому об этом дивном событии. Тогда исполнилось ровно 11 лет, заповеданных старцем. Хотя и многие посторонние видали также отца Серафима с медведем, но за неизвестностью этих лиц невозможно передать их свидетельств, кроме одного, переданного Саровским иноком Петром. Читать далее Источник: Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря./Серафим (Чичагов). – Изд.: Паломник. Москва. 2005. - 720 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

Этот список, задуманный как приложение к работе Чичагова, перечисляет свидетельства каждой сестры и позволяет оценить, насколько это возможно, весомость каждого свидетельства. В него включены имена тех сестер, которые свидетельств не оставили. Все они названы так, как упомянуты у Чичагова: как правило, по имени и отчеству, или по фамилии, или по тому, что ее заменяло. Все сестры, за исключением основательницы, стали монахинями лишь после 1861 года, и монашеские имена многих из них остались неизвестны. В то же время некоторых Чичагов называет лишь монашеским именем: в таком случае это имя занимает свое место по алфавиту, со ссылкой на соответствующую заметку. Имена, данные у Чичагова, выделены прописными буквами. Наличие нескольких имен у каждой сестры вызывает подчас некоторые трудности, о которых будет сказано ниже. Поскольку многие сестры были приняты в Дивеево задолго до поступления на мельницу, указаны известные даты поступления сестер соответственно в Дивеево и Мельничную общину. Нередко сестры, входя в Мельничную общину формально или духовно, жили не на мельнице, ибо их кельи отстояли друг от друга на двести–триста метров. Во многих случаях принадлежность сестер к Мельничной общине осталась невыясненной. Семь основательниц мельницы до 1827 года являлись членами Дивеевской общины. В действительности их было девять. Пять других сестер–основательниц, с восьмой по двенадцатую, были приняты в 1830 году, а остальные — в три последующих года. Следует также иметь в виду, что ссылки не предоставляют исчерпывающей информации, поскольку Чичагов не всегда приводит имя свидетеля. Ссылки сопровождаются кратким анализом. Поскольку феномены ясновидения описываются почти во всех свидетельствах, мы их опускаем. Ссылка в скобках обозначает не свидетельство, а косвенное упоминание той или иной сестры. АГАФЬЯ ГРИГОРЬЕВНА (242 2/5). Она пребывает в унынии; преп. С. говорит ей о небесной радости и указывает молитвы. АГАФЬЯ ИВЛЕВНА, 11–я основательница (208 верх). «Ивлевна» — видимо, разговорное искажение отчества, а не фамилия. Вот почему, как и по ряду других причин, нельзя отождествлять ее с друмя другими Агафьями. Она рано умрет.

http://predanie.ru/book/216406-prepodobn...

2. Кое–где была осуществлена стилистическая правка, а для более эффективного использования неисчерпаемого источника сведений, который представляют собой этюды о. Всеволода, был составлен Указатель собственных имен. 3. Цитируя работу Л. Чичагова, о. Всеволод придерживался следующего порядка: цифра указывает номер цитируемой страницы, за ней следует обозначение части страницы (70 низ по 76 1/2 — с нижней части с. 73 до середины с. 76). Слово «тетр.» обозначает тетради архивов. Нам остается поблагодарить тех, чьи бескорыстие и доброжелательность помогли появлению этого сборника, а именно: журнал «Пламя», журнал «Христианский Ближний Восток» и Братство святого Германа Аляскинского, осуществившее в 1978 году репринтное издание труда Л. Чичагова, откуда взяты иллюстрации. И больше всего мы хотели бы выразить нашу горячую признательность протопресвитеру Георгию Рошко, любезно предоставившему рукопись и выразившему самое широкое доверие в деле подготовки к изданию текста о. Всеволода. И наконец, мы приносим благодарность сестре Клэр Кюссе, монахине Нотр–Дам де Гард, взявшей на себя и благополучно завершившей кропотливый труд по идентификации имен, стилистической правке, составлению указателя и таблиц. Все это было задумано ради удобства читателя, и мы надеемся, что тем самым облегчили ему знакомство с исследованиями о. Всеволода, а главное с самим св. Серафимом. Бр . М. — Этъенн Бодри , монах Бельфонтен Прежде всего мы приводим точный перечень использованных этюдов: Христианский Ближний Восток (Sainte Anne, В. P. 1979, Jerusalem), XXIII, янв. — март 1983, с.3–18, Святой Серафим перед лицом исторической критики: Этюд–обобщение (при ссылках: ХБВ). Пламя — журнал Центра русских исследований в Медоне (15, rue de Porto–Riche, 92190 Meudon). 1. Жизнь святого Серафима перед лицом исторической критики. 1983, Я? 62, Пасха, с. 65–75; при ссылках — Пламя 1. 2. Критическая оценка свидетелей святого Серафима. 1983, окт., N? 63, с.25–36; при ссылках — Пламя X? 2. 3. Дивеевские сестры, знакомящие нас со святым Серафимом. Там же, с.37–55; при ссылках — Пламя 3.

http://predanie.ru/book/216406-prepodobn...

Мнения Чичагова в свете современной науки иногда кажутся наивными. Но это не следствие его невежества, а следствие ограниченности науки его времени. Ксения Павловна же просто перечеркивает всю науку, не объясняя, что она предлагает вместо нее: фантазии? откровения свыше? учения афонских отцов? Если уж «откровения», так и называйте их так, а не прикрывайте их научной «Системой Чичагова «, которая принадлежит позапрошлому веку, или ее обновлением по данным современной науки. Многие выводы Ксении Павловны вредны для здоровья. «Есть две жмени пищи». На пятом курсе меда студенты медики проходят гигиену питания, где обязательно составляются учебные рационы для больных и здоровых людей. Вот бы мне в то время иметь Ксению Павловну своим преподавателем! Я помню, как сложно было составлять баланс по калориям, белкам, разным видам углеводов и жиров, витаминов и микроэлементов. Две жмени – и сто ангелов с простотой! А я часы за калькулятором проводил. Сегодня мы имеем компьютеры, поэтому баланс составляется проще. Я рассчитал для себя несколько вариантов питания по Кравченко: в одном случае я должен был съесть 15000 калорий (для шахтера – нормально, а вот библиотекарь умрет от ожирения), в другом – 900–1200 (иммунодефицит, нарушение обмена веществ – рак, туберкулез, снижение работоспособности). Среди моих прихожан были случаи питания по Кравченко. Я рассчитал их баланс питания. Вот реальный случай: дефицит белка 25%, дефицит калорий – в два раза. Такую диету соблюдал раковый больной! Это убийство! Это стимуляция ракового роста! То, что люди худеют – хорошо. Но это само по себе показывает неприменимость этого метода питания для ослабленных больных и больных с иммунодефицитами! А Кравченко им-то и советует применять такую диету! Это грех или невежество. Дефицит приема воды опасен для здоровья Когда изучал в университете нутрициологию (учение о здоровом питании) я, окрыленный новым знанием, обратился к своему духовнику, мудрейшему и рассудительнейшему человеку – протоиерею Вадиму Васильеву, которому посчастливилось общаться с подвижниками веры – схиигуменом Саввой, отцами Зосимой (Сокуром) и Гавриилом (Стародубом) – с просьбой: «Отче, благословите, я составлю себе такой здоровый рацион питания для поста и мясоеда, чтобы поддержать свое тело и от переедания, и от недоедания». Батюшка мне ответил: «Если ты будешь считать свой рацион, тебе некогда будет молиться».

http://azbyka.ru/zdorovie/psevdomedicins...

9-й корпус еще ничего не знал о наших бедствиях, скрывались они даже от его генералов, так что можно себе представить, какое изумление вызываем мы в них своим видом: вместо грозных завоевателей люди видят проходящих мимо них один за другим каких-то призраков, одетых в лохмотья, в женские салопы, закутанных в оборванные плащи или в куски оборванных ковров, с ногами, обернутыми тряпками. Идет только тень Великой армии. Эту Великую армию победила природа, но все же, несмотря на всю свою слабость и свое угнетенное состояние, она, пока ее ведет Наполеон, не впадает в отчаяние. Солдаты Виктора, такие радостные вначале, потом, когда мы в молчании дефилируем перед ними, начинают с каким-то растерянным видом на нас смотреть. Они видят только измученных, бледных, с небритыми, покрытыми грязью, лицами. Многие от голода и утомления падают у их ног. (Ложье) Остановка в Минске была, казалось, делом решенным, и, несмотря на то, что, собрав от Березины до Вислы все гарнизоны, обозы, сводные батальоны и дивизии Дюрюта 265 , Луазона и Домбровского, можно было сформировать в Минске армию в 30 000 человек, – несмотря на это, малоизвестный генерал 266 и 3000 солдат оказались единственной силой 267 , выставленной для того, чтобы остановить Чичагова. Знали даже, что этот небольшой отряд молодых солдат был выставлен перед рекой, где его и опрокинул адмирал; а между тем это прикрытие защитило бы их на некоторое время, если бы оно было поставлено за рекой. Так всегда бывает: ошибка в общем плане влечет за собой ошибки в частностях. Губернатор Минска был выбран без особого внимания 268 ; это был, как говорят, один из тех людей, которые берутся за все, отвечают за все и которые во всем делают промахи. 16 ноября он потерял этот город и вместе с ним 4700 больных, боевые запасы и 2 000 000 пайков продовольствия 269 . Уже прошло пять дней, как слух об этом пришел в Дубровну, где получили известие о еще большем несчастье. Этот самый губернатор бежал в Борисов. Там он не сумел ни предупредить Удино, который был на расстоянии 2-дневного перехода, и попросить его прийти к нему на помощь, ни поддержать Домбровского, который отступал от Бобруйска и Игумена 270 . Домбровский прибыл только в ночь с 20-го на 21-е к мосту; но там уже был неприятель. Однако он прогнал оттуда авангард Чичагова и расположился на его месте; там он храбро держался вплоть до вечера 21-го, но, подавленный, наконец, русской артиллерией, которая громила его с фланга, и атакованный вдвое большей силой, он был опрокинут и оттеснен на ту сторону реки и города, на Московскую дорогу.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Melguno...

Рубрики Коллекции 6 фактов о митрополите Серафиме (Чичагове) 6 мин., 11.12.2015 Поделиться «…мало кто знает, что владыка Серафим имел медицинское образование и был практикующим врачом… В то время, когда он учился в семинарии, разрешалось иметь второе образование, и отец Серафим как вольнослушатель посещал медицинский институт, где параллельно с духовным получал медицинское образование» — сообщает нам книжонка в мягкой обложке, отпечатанная на тонкой серой бумаге. Называется книжонка «Оздоровление организма по методу священномученика Серафима (Чичагова)». 1. Мало кто знает… точнее, никто не знает о медицинском образовании митрополита Серафима Первый том труда Л. М. Чичагова. 1891 А все потому, что медицинского образования владыка не имел. В это нелегко поверить, когда берешь в руки два увесистых тома его «Медицинских бесед» — обстоятельнейшей книги с изложением оригинальной системы лечения болезней человека (не имеющей, к слову, ничего общего с содержимым книжонки в мягкой обложке). Удивительно, как человек, освоивший медицину самоучкой, смог прочесть и проработать горы специальной литературы — от античных трактатов и рукописных народных лечебников до новейших монографий зарубежных профессоров! И, тем не менее, во время учебы в семинарии будущий владыка не получал никакого второго образования. И не мог получить. Потому что этот выдающийся церковный деятель и энциклопедически образованный богослов… никогда не учился в семинарии. Потомственный военный и подлинный аристократ, Леонид Михайлович Чичагов закончил элитное учебное заведение — Императорский Пажеский корпус Леонид Чичагов - офицер. Фото до 1890 г. И в молодости сделал блестящую военную карьеру, достойную своих именитых предков — адмиралов и министров. Впрочем, сам Леонид Михайлович воспринимал это поприще как стезю испытаний и скорбей. Впоследствии он говорил, что именно скорби убедили его в необходимости «проложить себе жизненный путь собственным трудом и многолетним учением». Сила этого убеждения и незаурядные дарования молодого офицера определили необычную разносторонность его интересов. К 35 годам он полковник артиллерии, кавалер 12 российских и иностранных орденов, автор нескольких военно-исторических произведений (книга «Дневник пребывания Царя-Освободителя в Дунайской армии в 1877 г.» выдерживает три издания)... и — что было уж совсем необычным в конце просвещенного XIX века — состоявшийся врач-самоучка с обширной медицинской практикой. И вот, неожиданно для своих близких он выходит в отставку и начинает самостоятельное изучение богословских наук для подготовки к принятию священства. 3. Несомненно, большинство из нас наслышано о выдающемся вкладе святителя в дело церковного прославления его любимого святого — преподобного Серафима Саровского

http://foma.ru/shest-faktov-o-mitropolit...

Воображение Воображение есть сила неразумная. Оно действует механически, картинно, искусственно, по законам сочетания образов. Воображение отвлекает людей от Бога, направляя внимание на все суетное, греховное и возмущает в человеке дух и доброе настроение. От воображения мы страдаем не только наяву, но и во сне. Таким образом, сохраняя в уме и сердце нашем все чувственное, плотское, воображение препятствует восхождению к Богу в духовной жизни, рассеивает мысли и оскверняет их нечистыми помыслами, воспоминаниями о прошлых падениях и наслаждениях. Это раздражает, отнимает покой и лишает благодати. Для духовной жизни воображение есть сила вредная и пагубная. Если в светской жизни воображение приносит не только вред, но и добро, когда оно направляет человека к представлению о блаженстве будущей жизни, помогает перенестись в Небесный мир, то почему же в духовной жизни воображение только вредно? Потому что Вездесущий, Всемогущий и Всеправедный Бог – превыше всего и вне всякого воображения. Следовательно, воображение не может соединить человека с Богом. Это доказало падение ангела, возмечтавшего быть равным Богу и превратившегося в диавола. Он наполнил ум свой воображаемыми образами и сделался изобретателем этой силы, которой пользуется для погубления людей. Памятью и воображением сохраняется в человеке все чувственное, которое он видел, слышал, обонял, вкушал и осязал. Поэтому, в жизни нашей должны иметь большое значение и память, и воображение, как силы, ведущие наше сердце по тем же хорошим и опасным путям, по которым шла наша жизнь в прошлом. Но так как строй светской жизни извращает наши внешние чувства, то не трудно понять, какое величайшее зло приносят людям эти могучие силы – память и воображение, сохраняя в уме и сердце столь много греховного, пагубного и так мало светлого и спасительного. Ввиду этого человеку необходимо бороться ради спасения с памятью и воображением более, чем со страстями и своими явными недостатками. Читать далее Источник: Твердость духа. Священномученик Серафим (Чичагов)/Сост. Чунтонова Наталья Ивановна. — М. : Издательство Летопись, 2016. — 272 с. — Серия «От сердца к сердцу». ISBN 978-5-9905-0341-0 Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010