Донес ли до нас Леонид Чичагов содержание архивов полностью? Разумеется, именно житие преп. Серафима стремился создать Чичагов, хлопоча о его канонизации. Труд историка отражает все известные к тому времени документы , но главное его значение, придающее ему фундаментальную ценность, обусловлено тем, что труд этот базируется на архивах Дивеевского монастыря, к которым Чичагов получил доступ. Это самое важное. Профессор В. Ильин полагает, что создание критического жития невозможно до тех пор, пока не состоится публикация архивов. Очевидно, если это однажды произойдет, откроются новые аспекты исследований. Но настоящий этюд рожден убеждением, что и опубликованные Чичаговым материалы уже могут послужить основой критической, хотя и неполной, разумеется, биографии и, следовательно — представить в новом свете многие эпизоды, вырванные из контекста или вовсе проигнорированные прежними биографами. Работа Чичагова готовилась в связи с грядущей канонизацией и ограничилась компилированием архивов, организацией их по возможности в хронологическом порядке. На самом деле публикацию документов следовало бы дополнить, сгруппировав разрозненные рассказы каждого из многочисленных свидетелей: сорока сестер, приходского священника, двух мирян и многих других свидетелей из числа паломников. Эта необходимая работа вполне осуществима, ибо Чичагов почти всегда называл свидетелей и чаще всего приводил усылку на архивы . На с. XII —XIV Чичагов поместил каталог архивов. Из числа шестидесяти так называемых тетрадей анализу не подвергнуты только тетради 40–60, упомянутые им просто как «записки Н. А. Мотовилова». Эта двадцать одна тетрадь, как и многие другие, ни разу, по крайней мере прямо, не цитируется, но сам Мотовилов как автор или соавтор трех наиболее часто используемых тетрадей цитируется довольно часто, со ссылками и без них, и является одним из самых значительных свидетелей. Чичагов не мог не привести эти тетради в порядок, и, стало быть, не мог ими не воспользоваться. Вполне возможно даже, что именно он и присоединил их к архивам, обнаружив у вдовы Мотовилова .

http://predanie.ru/book/216406-prepodobn...

Но вслед за отсылкой Бенигсена к армии приехал великий князь Константин Павлович, делавший начало кампании и удаленный из армии Кутузовым. Теперь великий князь, приехав к армии, сообщил Кутузову о неудовольствии государя императора за слабые успехи наших войск и за медленность движения. Государь император сам на днях намеревался прибыть к армии. Старый человек, столь же опытный в придворном деле, как и в военном, тот Кутузов, который в августе того же года был выбран главнокомандующим против воли государя, тот, который удалил наследника и великого князя из армии, тот, который своей властью, в противность воле государя, предписал оставление Москвы, этот Кутузов теперь тотчас же понял, что время его кончено, что роль его сыграна и что этой мнимой власти у него уже нет больше. И не по одним придворным отношениям он понял это. С одной стороны, он видел, что военное дело, то, в котором он играл свою роль, — кончено, и чувствовал, что его призвание исполнено. С другой стороны, он в то же самое время стал чувствовать физическую усталость в своем старом теле и необходимость физического отдыха. 29 ноября Кутузов въехал в Вильно — в свою добрую Вильну, как он говорил. Два раза в свою службу Кутузов был в Вильне губернатором. В богатой уцелевшей Вильне, кроме удобств жизни, которых так давно уже он был лишен, Кутузов нашел старых друзей и воспоминания. И он, вдруг отвернувшись от всех военных и государственных забот, погрузился в ровную, привычную жизнь настолько, насколько ему давали покоя страсти, кипевшие вокруг него, как будто все, что совершалось теперь и имело совершиться в историческом мире, нисколько его не касалось. Чичагов, один из самых страстных отрезывателей и опрокидывателей, Чичагов, который хотел сначала сделать диверсию в Грецию, а потом в Варшаву, но никак не хотел идти туда, куда ему было велено, Чичагов, известный своею смелостью речи с государем, Чичагов, считавший Кутузова собою облагодетельствованным, потому что, когда он был послан в 11-м году для заключения мира с Турцией помимо Кутузова, он, убедившись, что мир уже заключен, признал перед государем, что заслуга заключения мира принадлежит Кутузову; этот-то Чичагов первый встретил Кутузова в Вильне у замка, в котором должен был остановиться Кутузов. Чичагов в флотском вицмундире, с кортиком, держа фуражку под мышкой, подал Кутузову строевой рапорт и ключи от города. То презрительно-почтительное отношение молодежи к выжившему из ума старику выражалось в высшей степени во всем обращении Чичагова, знавшего уже обвинения, взводимые на Кутузова.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=693...

В Ташкенте впервые были исполнены музыкальные произведения священномученика митрополита Серафима (Чичагова) 21 апреля 2016 г. 13:05 17 апреля 2016 года в конференц-зале духовно-административного центра Ташкентской епархии по благословению митрополита Ташкентского и Узбекистанского Викентия состоялся вечер духовной поэзии «Нас слово устремляет ввысь…» Автором проекта, организованного силами епархиального отдела по культуре «Сретенье», стал режиссер-постановщик ГАБТ им. А.Навои, заслуженный работник культуры Узбекистана, руководитель отдела «Сретенье» Андрей Слоним. Со вступительным словом к собравшимся обратился глава Среднеазиатского митрополичьего округа . Вечер поэзии начался с исполнения Людмилой Слоним, концертмейстером отдела «Сретение», музыкального произведения митрополита Серафима (Чичагова) «Душевный мир». Произведения священномученика Серафима (в миру Леонида Михайловича Чичагова) в Узбекистане прозвучали впервые. В литературно-музыкальной композиции приняли участие ташкентские поэты. В рамках духовного вечера также прозвучали два стихотворения Степана Балакина. Завершила вечер Людмила Слоним, исполнившая композицию Людовико Эйнауди «В преддверии», сообщает сайт Ташкентской епархии . Патриархия.ru   17 апреля 2016 года в конференц-зале духовно-административного центра Ташкентской епархии по благословению митрополита Ташкентского и Узбекистанского Викентия состоялся вечер духовной поэзии «Нас слово устремляет ввысь…». Автором проекта, организованного силами епархиального отдела по культуре «Сретенье», стал режиссер-постановщик ГАБТ им. А.Навои, заслуженный работник культуры Узбекистана, руководитель отдела «Сретенье» Андрей Слоним. Со вступительным словом к собравшимся обратился глава Среднеазиатского митрополичьего округа. Вечер поэзии начался с исполнения Людмилой Слоним, концертмейстером отдела «Сретение», музыкального произведения «Душевный мир» митрополита Серафима (Чичагова). Произведения священномученика Серафима (в миру Леонида Михайловича Чичагова) в Узбекистане прозвучали впервые. В литературно-музыкальной композиции приняли участие ташкентские поэты. В рамках духовного вечера также прозвучали два стихотворения Степана Балакина. Завершила вечер Людмила Слоним, исполнившая композицию Людовико Эйнауди «В преддверии», сообщает сайт Ташкентской епархии. Патриархия.ru Календарь ← 8 мая 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/4...

Митрополит Серафим (Чичагов): «Из рода Серафимов» Когда Леониду Михайловичу Чичагову было лет 30, никто не мог бы предположить, что он может стать священником. В то время он был блестящим офицером, настоящим «светским львом». 22 февраля, 2012 Когда Леониду Михайловичу Чичагову было лет 30, никто не мог бы предположить, что он может стать священником. В то время он был блестящим офицером, настоящим «светским львом». 11 декабря на полигоне в подмосковном поселке Бутово по традиции соберется множество людей. Из года в год спешат они сюда для того, чтобы почтить память одного из самых выдающихся пастырей Русской Православной Церкви XX века – Серафима (Чичагова), митрополита Петроградского. Этот день – дата его расстрела… Плоды жизни митрополита Серафима были настолько значительны, что в другой стране ему поставили бы памятник. В СССР он был оклеветан и объявлен «врагом народа». Но время все расставило по местам. Аристократ Пути Господни неисповедимы. Когда Леониду Михайловичу Чичагову было лет 30, никто не мог бы предположить, что он может стать священником. В то время он был блестящим офицером, настоящим «светским львом». Потомок двух известнейших адмиралов, дворянин, внешне он мало чем отличался от молодых людей своего круга – имел со вкусом обставленный дом, элегантный выезд, красавицу-жену, посещал театры и балы. Прекрасно образованный, владевший иностранными языками, он находил удовольствие в занятии живописью и музыкой и для многих, кто знал его не близко, было открытием, что Чичагов является одним из лучших в России специалистов в области военной истории, автором капитального труда по артиллерии. Еще большее удивление вызывало то,  что на протяжении многих лет он разрабатывал собственную систему лечения лекарствами растительного происхождения. Стимулом к занятию медициной послужило то, что, будучи участником войны на Балканах, Чичагов стал свидетелем страданий тысяч раненных. Его метод был описан в 2 томах фундаментального исследования «Медицинские беседы». При его безупречной службе, учитывая его высокие награды – десять российских и иностранных орденов – ему прочили высшие государственные степени. Но в возрасте 34 лет Леонид Чичагов, только что возведенный в чин полковника, ошеломил Петербург решением выйти в отставку… Призыв Божий

http://pravmir.ru/mitropolit-serafim-chi...

по постановлению президиума ВЧК уже тяжело заболевший святитель покинул Таганскую тюрьму. 65 Преодолев свою болезнь лишь к началу весны, святитель Серафим, который уже ясно понимал невозможность для него отправиться в Варшавскую епархию из-за противодействия советских властей, был привлечен Св. Патриархом Тихоном в качестве члена Священного Синода к решению вопросов высшего церковного управления. Большой церковно-административный опыт владыки Серафима, его твердая, несмотря на преклонные годы и пережитые испытания, архипастырская воля делали его присутствие в Синоде весьма нежелательным для большевистских властей, готовивших в это время арест Св. Патриарха Тихона и захват высшего церковного управления своими ставленниками из числа обновленческого духовенства. Поэтому 22 апреля 1922 г. в 6 отделении СОВЧК было подготовлено очередное заключение по так и не прекращенному «делу» митрополита Серафима. «Принимая во внимание, – говорилось в этом заключении, – что Белавиным, совместно с Синодом, по-прежнему ведется реакционная политика против Советской власти, и что при наличии в Синоде известного реакционера Чичагова лояльное к власти духовенство не осмеливается открыто проявлять свою лояльность из-за боязни репрессий со стороны Чичагова, а также и то, что главная причина последовавшего освобождения Чичагова от наказания его, якобы острое болезненное состояние, не находит себе оправдания после его освобождения и нисколько не мешает Чичагову заниматься делами управления духовенства, полагаю... Чичагова Леонида Михайловича... задержать и отправить этапным порядком в распоряжение Архангельского губотдела для вселения на местожительство, как административного ссыльного сроком по 24 июня 1923 г.» На основании этого заключения судебная коллегия ГПУ под председательством Уншлихта 25 апреля приговорила владыку Серафима к ссылке в Архангельскую область. 66 Лишенный архиерейской кафедры и томившийся в условиях суровой северной ссылки, святитель Серафим продолжал оставаться отзывчивым архипастырем, не только молившимся о своих многочисленных духовных чадах, но и наставлявшим их в своих письмах даже тогда, когда его собственные испытания и скорби казались непреодолимыми.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

Чичагов свою систему основывает на современных ему данных физиологии. Он подчеркивает, что «никто не может изобрести новой анатомии» (анатомия на микроскопическом уровне — гистология, тесно связана с физиологией). Но эти разделы постоянно изучаются, совершенствуются. Сколько открытий было сделано хотя бы за последние тридцать лет — даже по страницам учебников, чего уж говорить о более глубинном уровне. Ксения Павловна излагает вещи, которые совершенно противоречат всем данным современной (и не современной) физиологии и гистологии. Мне интересно было бы узнать, из каких источников Ксения Павловна берет такие сведения, что глюкозу в крови перерабатывает желудочный сок, поступающий из желудка в кровь через 2 часа после еды? Пусть, подобно Чичагову, раскроет тайну своих знаний. Чичагов выставил на всеобщее обозрение все свои медицинские знания с их источниками и выводами. Продолжательнице тоже так надлежало бы поступить. А затем либо извиниться за невежество и послушать людей более сведущих, либо сделать ряд фундаментальных открытий, отменив многие основополагающие принципы современной науки (чего никогда не делал Чичагов). Мнения Чичагова в свете современной науки иногда кажутся наивными. Но это не следствие его невежества, а следствие ограниченности науки его времени. Ксения Павловна же просто перечеркивает всю науку, не объясняя, что она предлагает вместо нее: фантазии? откровения свыше? учения афонских отцов? Если уж «откровения», так и называйте их так, а не прикрывайте их научной «Системой Чичагова», которая принадлежит позапрошлому веку, или ее обновлением по данным современной науки. Многие выводы Ксении Павловны вредны для здоровья. «Есть две жмени пищи». На пятом курсе меда студенты медики проходят гигиену питания, где обязательно составляются учебные рационы для больных и здоровых людей. Вот бы мне в то время иметь Ксению Павловну своим преподавателем! Я помню, как сложно было составлять баланс по калориям, белкам, разным видам углеводов и жиров, витаминов и микроэлементов. Две жмени — и сто ангелов с простотой! А я часы за калькулятором проводил.

http://pravmir.ru/lechenie-po-kravchenko...

Работа, проделанная им по подготовке «Дневников» адмирала к изданию, поистине огромна. Он внимательно изучил материалы семейного архива, досконально ознакомился с документами Архива Морского министерства и Архива Министерства иностранных дел. Имевшиеся в его распоряжении документы и различные данные Леонид Михайлович использовал в подстрочных замечаниях к тексту. Некоторые комментарии столь органично входят в текст, что порой трудно отличить, где мысли адмирала, а где – его. Леонид Михайлович становится фактически соавтором «Дневников» П. В. Чичагова еще и потому, что понимает и разделяет взгляды своего предка. Они оба предстают перед нами великими патриотами России, глубоко убежденными в том, что только россияне могут быть ее истинными защитниками: «Можно купить за деньги верноподданного, который соразмеряет личный интерес с трудолюбием, энергией и чувством самосохранения, но купить верноподданного патриота, одушевленного идеей и воодушевляющего своих соотечественников, жертвуя собой из любви к родине, невозможно; первых найдешь у соседа сколько угодно, а вторых – только у себя дома. Наконец, француз может быть англичанином, американцем, а англичанин-итальянцем, испанцем, даже русский способен превратиться в человека любой национальности, но русским никогда не сделается ни француз, ни англичанин, ни немец» 19 . Это мнение адмирала П. В. Чичагова Леонид Михайлович разделял полностью. Он отредактировал рукопись «Дневников» адмирала и организовал ее публикацию в России в 1885, 1886 и 1888 гг. в журнале «Русская старина» 20 . «Записки адмирала Чичагова, заключающие то, что он видел и что, по его мнению, знал» опубликованы, к сожалению, не полностью, а частично. Это объясняется, во-первых, тем, что, опубликовав 14 глав «Записок», редакция «Русской старины» прекратила их публикацию. Во-вторых (и это, по-видимому, главное), в жизни самого Леонида Михайловича Чичагова произошел крутой поворот. Главным делом его жизни явилась не блистательная военная карьера, а служение Русской Православной Церкви, которой он посвятил всего себя без остатка, взойдя на высокую степень церковной иерархии и приняв за веру мученическую кончину 21 .

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

Об этом же пишет и голландский генерал Ван Дедем: «Я не могу прийти в себя до сих пор от удивления, когда вспоминаю длину громадных мостов по пути из Зембина в Молодечно. Русские их не сожгли! Если бы их уничтожили, то вся французская армия с ее главой попалась бы как в мышеловку». Кутузов не мог знать, что Чичагов сможет захватить хорошо укрепленный Борисов и уничтожить мост через Березину, так же как он не мог предполагать, что Наполеон по своей воле останется без понтонов. Он понимал, что Березина, имеющая около Студянки ширину немногим более ста метров, а глубину – около трех метров, не представляет непреодолимой преграды. Он понимал также, что Чичагов не сможет противостоять главным силам Наполеона и соединившимися с ним корпусам Удино и Виктора. Кутузов требовал, чтобы Чичагов не прикрывал, а захватил дефиле, что делало переправу на болотистый западный берег Березины бесполезной. Переправа через Березину. Художник Ян Хойнк ван Папендрехт Стотысячная масса людей ринулась одновременно к берегу Удар, нанесенный армии Наполеона был сильным, но «последнего удара неприятелю» не последовало, потому что Чичагов не исполнил очевидного приказа своего Главнокомандующего. Получив известия о том, что Наполеон прошел через Зембинское дефиле, Кутузов 17 (29) ноября пишет Чичагову: «Милостивый государь мой Павел Васильевич! Я вчерашнего числа известился из рапорта графа Ожаровского, вошедшего в сношение с отрядом графа Орурка, к армии Вашей принадлежащего, что будто бы Наполеон с армиею своею перешел при Веселове реку Березину. Сему я почти верить не могу, зная, что дорога, по которой неприятель к Веселову идти должен, открывается с правого берегу Березины. Равномерно, заняв дефилею при Зембине малым отрядом, можно воспрепятствовать сильному неприятелю переход через Березину. Впрочем, ожидая с нетерпением от Вашего высокопревосходительства подробного известия о сем происшествии, прошу Вас объяснить мне, какие меры и направление взяли Вы после перехода неприятеля. …Остаюсь Вашего высокопревосходительства всепокорнейший слуга.

http://pravmir.ru/ya-obmanul-admirala-il...

Преодолевший свою болезнь лишь к началу весны, Владыка Серафим уже ясно понимал невозможность для него отправиться в Варшавскую епархию из-за противодействия советских властей. Посему он был привлечен Святейшим Патриархом Тихоном в качестве члена Священного Синода к решению вопросов высшего церковного управления. Большой церковно-административный опыт митрополита Серафима, его твердая, несмотря на преклонные годы и пережитые испытания, архипастырская воля делали его присутствие в Синоде весьма нежелательным для большевистских властей, готовивших в это время арест Святейшего Патриарха Тихона и планировавших захват Высшего церковного управления своими ставленниками из числа обновленческого духовенства. Однако ГПУ отнюдь не собиралось совсем отпустить митрополита Серафима на свободу. И здесь не имели значения ни его возраст, ни его болезни. Слишком велик был его авторитет в церковном мире. Его преследовали и ссылали не из-за противоправных поступков, а с единственной целью – нанести Церкви как можно больший урон. 22 апреля 1922 г. чекист Радзиховский дал новое заключение по «делу» митрополита: «Принимая во внимание, что Белавиным, совместно с Синодом, по-прежнему ведется реакционная политика против советской власти и что при наличии в Синоде известного реакционера Чичагова лояльное к власти духовенство не осмеливается открыто проявлять свою лояльность из-за боязни репрессий со стороны Чичагова, а также и то, что главная причина последовавшего освобождения Чичагова от наказания – его якобы острое болезненное состояние, не находит себе оправдания после его освобождения и нисколько не мешает Чичагову заниматься делами управления духовенства, полагаю... Чичагова Леонида Михайловича... задержать и отправить этапным порядком в распоряжение Архангельского губотдела для вселения на местожительство как административного ссыльного сроком по 24 июня 1923 г.» 129 . 25 апреля 1922 г. постановление Президиума ВЧК от 14 января того же года было отменено «в части условного применения к Чичагову высылки» и он был этапирован в Архангельск.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

Его преследовали и ссылали не из-за противоправных поступков, а стремясь нанести Церкви как можно больший урон. 22 апреля 1922 года Рутковский дал новое заключение по «делу» митрополита: «Принимая во внимание, что Белавиным, совместно с Синодом, по-прежнему ведется реакционная политика против советской власти и что при наличии в Синоде известного реакционера Чичагова лояльное к власти духовенство [ не осмеливается открыто проявлять свою лояльность из-за боязни репрессий со стороны Чичагова, а также и то, что главная причина последовавшего освобождения Чичагова от наказания его, якобы острое болезненное состояние, не находит себе оправдания после его освобождения и нисколько не мешает Чичагову заниматься делами управления духовенства, полагаю... Чичагова Леонида Михайловича... задержать и отправить этапным порядком в распоряжение Архангельского губотдела для вселения на местожительство, как административного ссыльного сроком по 24 июня 1923 г.» 25 апреля судебная коллегия ГПУ под председательством Уншлихта приговорила митрополита Серафима к ссылке в Архангельскую область. В мае 1922 года владыка прибыл в Архангельск в самый разгар арестов и судебных процессов по делам об изъятии церковных ценностей. И сразу же ГПУ вознамерилось его допросить, чтобы узнать его мнение о мероприятиях, касающихся изъятия церковных ценностей. Митрополит был болен, явиться в ГПУ не мог и изложил свое суждение письменно. «Живя в стороне от церковного управления и его распоряжений, – писал он, – я только издали наблюдал за событиями и не участвовал в вопросе об изъятии ценностей из храмов для помощи голодающему населению. Все написанное в современной печати по обвинению епископов и духовенства в несочувствии к пожертвованию церковных ценностей на народные нужды преисполняло мое сердце жестокой обидой и болью, ибо многолетний служебный опыт мой, близкое знакомство с духовенством и народом свидетельствовали мне, что в православной России не может быть верующего христианина, и тем более епископа или священника, дорожащего мертвыми ценностями, церковными украшениями, металлом и камнями более, чем живыми братьями и сестрами, страдающими от голода, умирающими от истощения и болезней...

http://fond.ru/kalendar/1405/serafim/

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010