По-видимому, во время Турецкой войны, наблюдая боль и страдания раненых и умирающих воинов, он почувствовал в себе стремление помогать страждущим. Первоначально оно привело Леонида Михайловича к занятиям медициной. Много и старательно занимаясь самообразованием, Леонид Михайлович составил собственный лечебник с теоретическим обоснованием гомеопатии и практическими рекомендациями по лечению болезней на основе применения лекарств растительного происхождения. Разработанная им система лечения была подробно изложена в двухтомнике „Медицинские беседы“, а также в книге „Краткое изложение медицинских бесед“, которые не потеряли своего значения и в наши дни. Глубоко сопереживая всем, кто нуждался в помощи и поддержке, Леонид Михайлович всю жизнь занимался благотворительностью. Ещё находясь на военной службе, он учредил благотворительное общество помощи военным, которые по болезни были вынуждены выйти в отставку до приобретения права на пенсию. Священник Леонид Чичагов, 1894 год. Фото: chichagovs.narod.ru Он также заботился о детях-сиротах, родители которых погибли на войне. Во время русско-японской войны он организовывал сборы пожертвований для лечения раненых, участвовал в формировании санитарных поездов. И все же, в определенный момент он осознал, что всего этого мало, и он хочет целиком, без остатка посвятить свою жизнь Христу. Тогда же, в 1878 году в Петербурге Леонид Михайлович впервые встретился с протоиереем Иоанном Сергиевым. „Всероссийский батюшка“ разрешил многие духовные вопросы молодого офицера и стал его духовником, с благословения которого он принимал многие жизненные решения во все последующие годы. В дальнейшем по послушанию святому Иоанну Кронштадскому он и станет священнослужителем. Леонид Михайлович Чичагов с женой Нататьей Николаевной (урожд. Дохтуровой). Фото: chichagovs.narod.ru Решение о смене рода деятельности для Леонида Михайловича было крайне болезненным. Нужно сказать, что принятию им священного сана, помимо друзей и родственников, всерьез противилась и супруга.

http://pravmir.ru/mitropolit-serafim-chi...

К тому же гомеопаты, даже имея разную специализацию, рассматривают человека как единое целое. А специалисты различных отраслей современной медицины смотрят на пациента по преимуществу с точки зрения того или иного заболевания, мало учитывая в большинстве случаев особенности его организма. – В последнее время широкое распространение в церковной среде получила так называемая система оздоровления священномученика Серафима (Чичагова) . Что Вы можете сказать о ней? – Священномученик Серафим, несмотря на отсутствие у него медицинского образования, достаточно серьезно занимался медициной, свидетельством чего стал вышедший до революции двухтомник его «Медицинских бесед» общим объемом более 1500 страниц. Многие современные медики высоко оценивают этот труд, считая, что в нем священномученик Серафим попытался выдвинуть новые теории и создать свою собственную систему лечения. Митрополит Серафим широко применял свою систему лечения на практике в Петербурге и Москве. По его подсчетам, количество его пациентов достигло 20 тысяч человек. А несколько лет назад некая практикующая врач Ксения Кравченко, или кто-то еще, за ней стоящий, сформировала какую-то свою собственную систему оздоровления и назвала ее «системой Чичагова», то есть попыталась использовать авторитет святого для ее продвижения. По отзывам компетентных специалистов, система Кравченко имеет очень мало общего с разработками священномученика Серафима. Послесловие Я помню, где-то в конце 80-х или начале 90-х зарубежными институтами проводилось исследование, какие в нашей стране существуют потенциально восприимчивые к воздействию группы граждан. То есть, условно говоря, с какими религиозными направлениями имеет смысл заходить на территорию государства. Вот область, где будут эффективны «Свидетели Иеговы», вот это область, которая открыта для саентологов и максимальную выгоду принесет им, вот эта область подходит для «Слова Жизни», а эта для такого рода систем, как система Ксении Кравченко, внедренная под названием «система Чичагова», но ничего общего с ней не имеющая. Главный, общий вывод, который можно было бы сделать из этого исследования: в действительности внушаемых людей очень много, и их становится все больше.

http://azbyka.ru/otechnik/Nektarij_Moroz...

После ухода митрополита Шпицберг составил заключение, что никоим образом нельзя отпускать Чичагова в Польшу, где он будет действовать «как эмиссар российского патриарха» и «координировать – против русских трудящихся масс за границей фронт низверженных российских помещиков и капиталистов под флагом «дружины друзей Иисуса». Шпицберг потребовал заключить митрополита Серафима в Архангельский концлагерь. С этим согласились начальник 7-го отдела СО ВЧК Самсонов и его заместитель Агранов. В то же время секретный сотрудник ЧК донес, что владыка агитирует против изъятия церковных ценностей. 24 июня 1921 года состоялось заседание судебной Тройки ВЧК в составе Самсонова, Апетера и Фельдмана, которые постановили: «Заключить гражданина Чичагова в Архангельский концлагерь сроком на два года», но не отдали распоряжение о его аресте и этапировании. И владыка продолжал жить на воле и служить в храмах Москвы, между тем как срок заключения уже начал отсчет; митрополита арестовали только 12 сентября 1921 года и поместили в Таганскую тюрьму. Сразу же после его ареста Наталья и Екатерина Чичаговы стали хлопотать перед Калининым о смягчении участи отца. Они просили, чтобы власти освободили его или хотя бы оставили в заключении в Москве, учитывая возраст и болезни. Калинин написал, что можно оставить в московской тюрьме «приблизительно на полгодика». 13 января начальником 6-го секретного отделения ВЧК Рутковским по распоряжению ВЦИК было составлено заключение по «делу» митрополита: «С упрочением положения революционной соввласти в условиях настоящего времени гр. Чичагов бессилен предпринять что-либо ощутительно враждебное против РСФСР. К тому же, принимая во внимание его старческий возраст 65 лет, полагаю, постановление о высылке на 2 года применить условно, освободив гр. Чичагова Л.М. из-под стражи». 14 января 1922 года президиум ВЧК постановил освободить митрополита из-под стражи; 16 января он вышел на свободу. Всю зиму владыка тяжело болел. Однако ГПУ вовсе не собиралось отпускать его на волю – и здесь не Имели значения ни возраст, ни болезни святителя, а только цели самого учреждения.

http://fond.ru/kalendar/1405/serafim/

В.А. Юлин Военная служба Окончив по первому разряду, т.е. с отличием, старший специальный класс Пажеского корпуса, 4 августа 1875 г. он был произведен по экзамену в подпоручики и направлен для прохождения службы в 7-ю Конно-Артиллерийскую бригаду, которая вскоре была упразднена. В связи с этим 14 сентября того же года он был прикомандирован, а 13 августа 1876 г. переведен в штат Первой Его Величества батареи Гвардейской Конно-Артиллерийской бригады Лейбгвардейского Преображенского полка 11 . Находясь в полку, офицер Чичагов уже тогда удивлял своих сослуживцев тем, что соблюдал все посты, и этим давал повод для насмешек в офицерском клубе. В армии, согласно указу царя Петра I, соблюдение постов не было обязательным. Начавшаяся в 1877 г. русско-турецкая война привела Леонида Чичагова в составе действующей армии на Балканы, сделала его участником основных кровопролитных сражений, где он проявил личное мужество, храбрость и распорядительность. Эта война была вызвана подъемом борьбы балканских славян за освобождение от 500-летнего османского ига. Леонид Михайлович ясно видел освободительный характер этой войны, по его собственному определению, «войны за славян». Он начал воевать в составе 5-й батареи Гвардейской Конно-Артиллерийской бригады, входившей во 2-ю гвардейскую дивизию, которой командовал генерал-адъютант И. В. Гурко. После переправы через Дунай под командованием Гурко был сформирован Передовой отряд, в составе которого сражался подпоручик Чичагов. Ценой больших усилий в невероятно трудных условиях горной местности, усугубленных суровым климатом, Передовой отряд Гурко пересек Балканы, пройдя через труднопроходимый Хаинкиойский перевал, выбил турок с Шипкинского перевала и закрепился на нем. Следует подчеркнуть, что ведение военных операций в условиях горной местности сильно ограничивало возможности кавалерии (а порой и пехоты) и вынуждало артиллеристов изменять тактику боя. Наиболее эффективным условием подавления сил противника стал правильный выбор огневых позиций, позволяющий сочетать стрельбу прямой наводкой по видимым целям со стрельбой «навесом» по невидимым, закрытым целям. В артиллерийских сражениях русские офицеры показывали чудеса военного искусства, изобретательности и храбрости. Одним из таких героев-артиллеристов был и офицер Чичагов. Перелом в войне наступил в боях под Филиппополем и со взятием русскими войсками Телиша, где вновь отличились артиллеристы, обеспечившие массированную артподготовку. Падение Телика позволило завершить блокаду Плевны, а падение Плевны и полная капитуляция турецких войск означали для России победоносное завершение самой войны.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

Увидев движение неприятеля, Чичагов приказал своим кораблям встать на шпринг (способ постановки на якорь, позволяющий зафиксировать судно в определённом положении) и приготовиться к битве. «Возможно, он боялся маневрировать в Выборгской губе, изобилующей мелями и каменистыми островками; возможно, хотел провести бой по подобию Ревельского сражения. В 7 утра был дан приказ " фрегатам возвратиться ко флоту " . Чичагов всерьёз рассчитывал на бой в линии баталии. При этом он был уверен, что шведы пойдут на прорыв через восточные проходы. Однако в шведские планы это совершенно не входило. Густав III и герцог Карл решили прорываться на запад, между Крюсерортом и банкой Репье», – отмечает Сергей Махов. На пути шведской армады находился отряд контр-адмирала Иллариона Афанасьевича Повалишина – пять линейных кораблей и бомбардирское судно. Шведскую колонну возглавлял 66-пушечный «Дристигхетен», возглавляемый капитаном Юханом аф Пюке. Он вклинился между 66-пушечным «Не тронь меня» и 74-пушечным «Всеславом», осыпав их картечью и книппелями (особый снаряд для повреждения такелажа и парусов). Расстояние между шведами и русскими сократилось практически до пистолетного – 50-70 метров. Бить на такой дистанции по вражескому рангоуту и такелажу русские не могли из опасения поразить своих же – и стреляли в корпус. В данном случае это было на руку шведам, которые быстро проскакивали через русское кольцо. В силу малого расстояния стороны сильно терпели от огня друг друга – русский 66-пушечник «Не тронь меня» потерял капитана; на бомбардирском судне «Победитель» шведы сбили весь рангоут. Авангард шведов прорвался на большую воду. Чичагов оценивал обстановку чересчур долго – и направленные им подкрепления Повалишину подтянулись слишком поздно. Однако, союзником русских стало само коварство здешних вод – 74-пушечный линкор «Ловиза Ульрика», 64-пушечные «Гедвиг-Элизабет-Шарлотта» и «Эмхейтен», два фрегата и 6 меньших судов, маневрируя в горячке боя, вылетели на мели. Дабы расчистить себе дорогу, шведы бросили на русских брандеры. И здесь их постигла настоящая катастрофа. Мичман Сандельс, которого поставили командовать брандером «Посийон», позабыл распорядиться, чтобы обрубили буксирный конец до того, как суденышко подожгли. В результате «Постийон» врезался в корму буксировавшего его 74-пушечника «Эникхетен», зацепился за его такелаж – и вскоре шведский линкор заполыхал от носа до кормы. Потеряв управление, он навалился на 40-пушечный фрегат «Земира» и тот тоже загорелся. Русские линейные корабли «Всеслав» и «Пантелеймон» с трудом избежали столкновения с горящими «Эникхетеном» и «Земирой», пушки которых от чудовищной жары стали разряжаться сами по себе. Спасти удалось лишь немногих членов их экипажей.

http://ruskline.ru/opp/2020/06/25/vyborg...

15 апреля 1890 г. Высочайшим приказом Л. М. Чичагов был уволен в отставку в чине гвардии капитана и менее чем через год, уже находясь в отставке, за годы прошлой безупречной службы и «для сравнения со сверстниками» был произведен в полковники. 11 Для Л. М. Чичагова путь к священству стал не только путем восхождения к Богу, но и путем хождения в народ, в котором ему в отличие от современных ему обезбоженных интеллигентов в качестве пастыря, а затем и архипастыря предстояло воспитывать не бунтаря и безбожника, но верного сына своего Государя и своей Церкви. После выхода в отставку семья Л. М. Чичагова в 1891 г. переехала в Москву, и в синодальную эпоху остававшуюся православной столицей России. Именно здесь под сенью московских святынь Л. М. Чичагов стал благоговейно готовиться к принятию священнического сана. Полуторагодовому периоду вдохновенных молитвенных размышлений и томительных житейских ожиданий суждено было завершиться 26 февраля 1893 г., когда в Московском Синодальном храме Двунадесяти апостолов Л. М. Чичагов был рукоположен в сан диакона. Пресвитерская хиротония последовала через 2 дня 28 февраля в той же церкви при значительном стечении молящихся, среди которых быстро распространилась молва о необычной судьбе этого ставленника. 12 Насколько трудным в психологическом и нравственном отношениях был для семьи Л. М. Чичагова разрыв с родной для нее военноаристократической средой, настолько же тяжелым оказалось вхождение новопоставленного священника Леонида Чичагова в незнакомые для него жизнь и нравы русского духовного сословия. Приписанному митрополитом Московским Сергием к храму Двунадесяти апостолов 37-летнему священнику Леониду Чичагову вместо постепенного вступления на очень сложную, но привлекавшую все его помыслы стезю служения приходского пастыря, пришлось взять на себя бремя обязанностей ктитора и благотворителя храма, которого уже многие годы не существовало, ибо в нем размещалась Синодальная ризница, и в котором отец Леонид тем не менее должен был начать свое приходское служение. Добившись перенесения ризницы из храма св. апостола Филиппа в помещения Мироварной палаты и осуществив в этом храме основательный ремонт, отец Леонид смог начать в нем свое служение лишь в ноябре 1893 г. Следует подчеркнуть, что отец Леонид был поставлен в такие условия, при которых ремонт и обустройство храма, стоившие 15 тысяч рублей, он вынужден был осуществлять на свои личные, к тому времени весьма ограниченные, материальные средства, отрывая их от своей семьи, и без того с большим трудом мирившейся с происшедшими в жизни своего супруга и родителя переменами.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

Она заложила основы всей последующей системы образования в России, обусловив уже в XIX веке рост университетов, рождение лицеев, гимназий, училищ разного профиля и т.д. В " Рассказах бабушки Благово " , представляющих собой воспоминания графини Яньковой, почти ровесницы А.Г. Бобринского, мы читаем: " Императрица Екатерина весьма заботилась о его (Бобринском. - М.П. ) хорошем воспитании, и потому, говорят, малолетний корпус был тогда в самом цветущем положении " . Подтверждений такому " положению " немало. Но мы приведем всего лишь один любопытный факт из воспоминаний вице-адмирала П.В. Чичагова. " Воспитание в нем, - пишет П.В. Чичагов, - было столь же тщательное и совершенное, насколько оно возможно в какой бы то ни было стране. Там обучали многим языкам, всем наукам, образующим ум, там занимались упражнениями, поддерживающими здоровье и телесную силу: верховой ездой и гимнастикой; домашние спектакли были допущены в виде развлечения и забавы " . Однажды фельдмаршал П.А. Румянцев, рассказывает Чичагов, попросил императрицу прислать ему нескольких офицеров для укомплектования своей армии. И она направила к нему двенадцать выпускников 2-го Сухопутного кадетского корпуса. Румянцев, поговорив персонально с каждым из них, " остался ими так доволен, что в письме к императрице благодарил ее за присылку 12... фельдмаршалов, вместо просимых им 12 поручиков " . Из сказанного можно сделать вывод: образование Алексей Григорьевич получил по тем временам блестящее. Но уже в 80-е годы внимание государыни к этому учебному заведению, после того как его покинул Алексей, заметно падает. И тот же Чичагов, говоря о выпускниках более поздних лет, сравнивает их разве что с " капралами и барабанщиками " . К моменту поступления Алексея в корпус " неожиданно " выяснилось, что у него до сих пор нет фамилии. В разное время мать пыталась называть его по-разному: то Сицким, то даже Романовым, " то, вполне возможно, принцем Еверским (по своему Германскому домену) " . Но все они отдавали некоторой претенциозностью, способной к тому же осложнить в дальнейшем жизнь им обоим.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2005/0...

Надежда проскользнуть между русскими армиями была потеряна; он был оттеснен Кутузовым к Березине, и эту реку было необходимо перейти, несмотря на то, что армия Чичагова окружала ее. С 23-го Наполеон готовился к этому почти безнадежному предприятию. Сначала он приказал принести «орлов» ото всех корпусов и сжег их. Из 1800 спешенных кавалеристов своей гвардии, из которых 1154 человека были вооружены только ружьями и карабинами, он составил два батальона. Кавалерия московской армии пришла в такое печальное состояние 272 , что у Латур-Мобура, например, оставалось только 150 конных солдат. Император собрал вокруг себя всех офицеров этой армии, имевших еще лошадей, и назвал этот отряд из 500 офицеров своим «священным эскадроном». Груши и Себастиани были назначены начальствовать над ним; дивизионные генералы служили в нем в качестве капитанов. (Сегюр) Здесь (в Бобре) узнали, что армия Чичагова, свободная после мира с Турцией, надвигается на наш левый фланг и заняла уже Борисов. Тогда явилась мысль собрать кавалерийских офицеров, у большинства из которых уже не было солдат, и сформировать из них отряд; его назвали «священным эскадроном». В 21-м выпуске «Военного обозрения» 273 я поместил заметку об этом корпусе избранных. Когда нам предложили войти в состав его, от нас не скрывали, что предстоит нести службу деятельную и, может быть, опасную; все предполагали, что нам, вероятно, придется прорваться через войска Чичагова, чтобы спасти императора; никто не колебался, добровольно записались все офицеры, которые были еще достаточно крепки и имели лошадей. Единственный в истории акт самопожертвования остался без результата: не представилось случая действовать, но заслуга от этого не меньше и была бы, вероятно, упомянута нашими историками с большим уважением, а не мельком, если бы в то время, когда они писали, еще стоял трон императора! В каждом кавалерийском корпусе составилась рота человек в 200; генерал Груши был капитаном нашей роты, обозначенной 1; генералы Сен-Жермен и Жаккино – лейтенантом и су-лейтенантом, генерал Пире – унтер-офицером, а неаполитанский король – шефом эскадрона.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Melguno...

Одержимость бесами В наше время беснующихся гораздо больше, чем было даже во времена языческие. Но не потому ли их не замечают, что человеческий глаз привык уже лицезреть порок, преступность и безнравственность? С другой стороны, люди, не допускающие существования злых духов поднебесных, не умеют различать и находить беснующихся. Надо прежде всего понимать, что такое беснование. Требуются знания, и нет другого пути к познанию духовной области, как внимательное изучение евангельских повествований и каждого слова Откровения. В Святом Евангелии указывается на весьма различные формы беснования. Были свирепые, были немые, глухие, параличные, безумствующие, кидающиеся в огонь и в воду, издававшие дикие крики, подражавшие крикам животных. В наше время замечаются, кроме перечисленных, еще и другие формы беснования, соответствующие современному просвещению народов и иным условиям их жизни. Есть пьянствующие до безумия, предающиеся всяким формам разврата и разгула, страдающие всевозможными маниями, до самых позорных, промышляющие убийствами, злобные молчальники, дикие фанатики, колдуны, изощряющиеся в хуле на Бога и в отрицаниях всего духовного, и прочее. Следовательно, беснование не есть болезнь, имеющая известные симптомы..., определенную форму, в которой страдает какой-либо отдельный орган и можно было бы определить центр заболевания. Это не есть нервная болезнь... или даже душевная болезнь, сумасшествие. При бесновании замечается расстройство всех органов, всего организма, так как это болезнь духа, духовное страдание... Если бы заболевающие страдали только одним из органов или одной нервной системой, то было бы возможным оказывать им медицинскую помощь... Но этим-то и отличаются духовные болезни от душевных и телесных, что на них лекарства решительно не имеют никакого влияния. Христос и пояснил Своим ученикам, что беснование лечится только «молитвою и постом» ( Мф.17:21 ). Самое наименование болезни – «беснование» – доказывает, что никто не нашел другого определения ее, как указанием причины заболевания. Человек своими поступками и действиями начинает походить на беса. И это определение совершенно точное. Беснование происходит ни от чего иного, как от присутствия в человеческом сердце сатанинского духа, диавольской силы, духа злобного, лукавого, лживого, преступного, развращенного, порочного, хульного, враждебного Господу Иисусу Христу, Его Церкви и всему христианскому. Читать далее Источник: Твердость духа. Священномученик Серафим (Чичагов)/Сост. Чунтонова Наталья Ивановна. — М. : Издательство Летопись, 2016. — 272 с. — Серия «От сердца к сердцу». ISBN 978-5-9905-0341-0 Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

Всё это напоминает дешёвую беллетристику, сказку «жили-были» и «однажды где-то в тридесятом царстве», «одна бабка сказала». Что за «интересный молодой человек»? Каково название его научного труда, за который сразу дали докторскую степень, что достаточно редкое по тем временам явление? 8а. Ксения Кравченко произвольно толкует медицинскую практику священномученика, которая, по её словам, заключается, в частности, в том, что его, оказывается, не интересовало: с какой болезнью или с заболеванием какого органа обратился к нему за помощью человек: «Владыка рассматривал болезни независимо от поражаемого органа и, принимая их формы, обращал внимание на общее состояние: на ход и развитие, а главное – на окончание болезни» (стр.8.). Это что-то уникальное в медицинской практике, только вот не доктора Л. Чичагова, а самой К. Кравченко, вольно интерпретирующей труды архипастыря. Как можно лечить человека «в общем»? 9. В брошюре встречается много очень спорных моментов, бездоказательных обобщений и утверждений, броских сравнений, а то и крайне несуразных высказываний: «Практика и очень большой опыт показывают, что нет болезни, которая излечивалась бы быстрее всех любых, нежели «рак»» (стр.13, жирным здесь и далее выделено нами, название болезни «рак» Ксения Кравченко почему-то взяла в кавычки. И на какой это большой опыт по быстрому излечению от рака ссылается Ксения Павловна?). «Эндокринная система вырабатывает гормоны. Гормоны выходят в очень малом количестве, в сотых долях, запуская в работу все органы. Эта система при своей патологии не болит: ни щитовидка, ни гипофиз, ни надпочечники. Они могут вообще не работать, но не болят. Единственный причинный фактор их выхода из строя – это эмоциональный фактор. Любая эмоция – это страсть: раздражительность, гневливость, зависть, обидчивость. Любая страсть – это грех. Таким образом, зародышем всех гормональных нарушений является грех» (стр.14-15, цит. с сокр). Вот как: «пораздражался» немного – и твоя эндокринная система вышла из строя! Хотя любая страсть – грех, но не каждая эмоция является грехом. Плакать с плачущими и радоваться с радующимися повелел апостол Павел не ради того, чтобы в организме человека при этом что-либо выходило из строя.

http://azbyka.ru/fiction/ozdorovlenie-or...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010