Вера во Христа Спасителя – научила человечество послушанию Богу – по вере, а затем, когда вера в Сына Божия вернула людям потерянное блаженство и единение с Богом, то в человечестве восстановилось истинное послушание к Богу – по любви. Под словом «послушание» надо разуметь отречение от своей воли, сотворенной Богом и зависимой от Него, для предания себя всецело в волю Самого Творца и Вседержителя. Ошибаются те, которые сомневаются в возможности каждую минуту знать волю Божию; она познается чрез нашу совесть и еще полнее из священных книг, в св. церкви и из примеров святых. Приходит благополучие, мы знаем, что воля Божия требует благодарения; почему же нам сомневаться, когда приходит бедствие, что та же воля Божия возвещает нам о необходимости терпения. Вспомните, какими словами встретила Богоматерь благовестие Архангела: Буди Мне по глаголу твоему! Христос при виде креста произнес: Не якоже Аз хощу, но якоже Ты, Отче! Вот исполнение воли Божией, братья и сестры. Спасайтесь же, возлюбленные, совершенным послушанием святой Христовой церкви. Поступайте не как неразумные, но как мудрые, дорожа временем, потому что дни лукавы и обстоятельства тяжелые. Не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия. Повинуйтесь друг другу в страхе Божием. Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены. Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь . Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего требует справедливость ( Еф.6:1 ). Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога ( Рим.13:1 ). Повинуйтесь наставникам вашим ( Евр. 13:17 ). Итак, мир и любовь вам, братья и сестры, с верою от Бога Отца и Господа Иисуса Христа. Аминь. Читать далее Источник: Слова и речи преосвященного Серафима (Чичагова), ныне епископа Кишиневского и Хотинского, произнесенные им в бытность его священником и архимандритом, с приложением составленных им: Летописного очерка Зосимовой пустыни и Жития преподобного Евфимия, Суздальского чудотворца.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

Игумен Авраам (Рейдман). Поучение в Неделю 8-ю по Пасхе. О важности единодушия и послушания (Апостольское чтение) Митрополит Антоний Сурожский. Неделя 8-я по Пасхе. День Святой Троицы. Пятидесятница (Апостольское чтение)  Архиепископ Феофилакт Болгарский. Толкования на Новый Завет (Евангельское чтение)   Игумен Авраам (Рейдман). Поучение в Неделю 8-ю по Пасхе. О действии благодати Святого Духа (Евангельское чтение) Протоиерей Александр Мень. Слово в Неделю 8-ю по Пасхе. Пасхальный цикл. Неделя 8-я по Пасхе (Евангельское чтение) Архиепископ Никифор (Феотокис). Толкование на Евангелие от Иоанна в Неделю Святой Пятидесятницы. В Неделю 8-ю по Пасхе (Евангельское чтение) Архиепископ Никифор (Феотокис). Толкование на Апостол из Деяний апостольских. В Неделю 8-ю по Пасхе (Апостольское чтение) Преподобный Серафим Саровский. О цели христианской жизни (Евангельское чтение) Проповедь священномученика Серафима (Чичагова) в день Пятидесятницы (Евангельское чтение) Профессор А.П. Лопухин. Библейский комментарий на Новый Завет. Толкование в Неделю 8-ю по Пасхе (Евангельское чтение)  Ин 7:37. В последний же великий день праздника стоял Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей. Ин7:38. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. Евангелист сообщает еще одно изречение Христа, с которым Он в последний день праздника Кущей обратился к народу. Так как евангелист называет этот день «великим», то это, без сомнения, был седьмой день. Правда, по закону Моисея (Лев 23 и сл.; Числ 29:35; ср. Неем 8:18) и по иудейскому обычаю времени Христа к семи дням праздника Кущей присоединялся еще восьмой день — тоже праздничного характера, названный в законе праздничным собранием («ацерет»), но этот день не имел сходства с предыдущими днями праздника Кущей. Так, пребывание в кущах оканчивалось седьмым днем; торжественные хождения к Силоамскому источнику за водой — также. И, кроме того, в седьмой день это хождение с пением 117-го псалма (осанна!) совершалось семь раз, почему этот день позже и получил название «великой осанны».

http://bible.predanie.ru/nedelya-8-aya-p...

Так ценил мир сокровище иночества тогда и так продолжает ценить теперь! Или мир особенно озлобляется только против современных иноков! Зачем же он тогда не чтит память предних, забрасывает их святые гробницы! Пусть этот мир сам достигнет того совершенства, чтобы понять, что и ныне нет обители без праведника!» «Сетуют, что ныне нет святых, – говорит святитель Филарет, – но не может быть, чтобы их совсем не было: ибо без святых мир не был бы достоин хранения Божия и не мог бы стоять. Мы можем говорить, что нет ныне в мире святых, подобно как отец Алексия, человека Божия сказал бы, что у него в доме нет сына и нет святого, тогда как сын его жил у него в доме и был муж святой, но закрыт был и от отца и от других, образом нищего (4, 50)». Мир! Имеешь ли ты право ставить иночеству такие вопросы!? Иночество есть дело – совести. Мы можем ответить миру словами св. апостола: кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия. Душевный или мирской человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно. Но духовный судит обо всем, а о нем судить никто не может, ибо кто познал ум Господень, чтобы мог судить Его? ( 1Кор.2:11,16 ). «Все науки и искусства имеют свою цель и свой конец», – говорят св. отцы. Земледелец терпит зной и холод, неутомимо трудится, распахивает землю, имея целью очистить ее от всякого стороннего сора и сделать плодородной; он убежден, что иначе не достигнет конца, т.е. получения обильной жатвы для содержания себя и умножения своего достояния. Так и подвижничество наше имеет свою цель и свой конец, ради которого мы неутомимо и с удовольствием трудимся, нас не тяготят посты, веселят долгие бдения, не страшат недостатки во всем, ни даже ужасы пустынножительства. Конец нашей подвижнической жизни – есть Царство Божие, а цель – чистота сердца, без которой невозможно достигнуть того конца. Так св. Апостол Павел учит: плод ваш есть святость, а конец – жизнь вечная.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

Для наблюдения за быстрейшим и успешнейшим проведением этих мер назначить тут же на съезде, т.е. на секретном его совещании, специальную комиссию при обязательном участии т. Троцкого и т. Калинина без всякой публикации об этой комиссии и с тем, чтобы подчинение ей всех операций былообеспечено и проводилось не от имени комиссии, а в общесоветском и общепартийном порядке» . Но мы знаем, что «нет ничего тайного, что не сделалось бы явным, ни сокровенного, что не сделалось бы известным и не обнаружилось бы» (Лк. 8:17), поэтому сегодня, имея в своем распоряжении достоверные данные, мы можем судить о том, что гонения со стороны советских властей были устроены не на контрреволюционное духовенство, но на Церковь вообще. Красноречивым тому свидетельством могут служить многочисленные факты – начиная с кампании по вскрытию мощей, создания антицерковной комиссии и общественной организации «Союз воинствующих безбожников» и заканчивая расстрелом священнослужителей, находящихся уже в преклонном возрасте, а порой и инвалидов, которые были не в состоянии ходить. На расстрел их несли на носилках. Например, священномученику Серафиму Чичагову было 82 года. Его 30 ноября 1937 года тяжело больного арестовали в поселке Удельная, из дома выносили на носилках, в Таганскую тюрьму везли на скорой помощи, и 11 декабря расстреляли. Почему именно сегодня важно помнить о подвиге новомучеников и исповедников Российских? Потому что в наше время мы все становимся свидетелями начала очередного гонения на Церковь. Как в начале XX века, так и ныне все это снова покрывается ложью, за которой стоит враг рода человеческого, «ибо он лжец и отец лжи» (Ин. 8:44). Поругание и осквернение святынь выдается за акт политической борьбы, или даже за искусство; развернувшаяся в СМИ и интернет-пространстве массовая дискредитация видных деятелей Русской Православной Церкви, направленная на формирование в умах наших соотечественников негативного образа всей Церкви в целом, называется гражданской критикой и даже борьбой за чистоту православного вероучения; а те ужасные карикатуры в сторону Церкви, которые сегодня буквально наводнили Интернет, до боли напоминают советские.

http://bogoslov.ru/article/2815292

- исповедуйте только то, что действительно мучает Вашу совесть, что омыто слезами Вашего покаяния... " Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я - медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви,- то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы. " (1Kop.,XIII,1-3) Елене: " Да-да. Как раз про меня. Особенно, когда близкие люди говорят... " - это как раз про всех нас, про нашу привычку ко греху, про теплохладность, про неумение любить... " Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится. " (1Kop.,XIII,4-8) Наталия 15 ноября 2012, 15:29 Простите, но как быть тем, которые знают свои грехи и всю ночь перед исповедью мучаются воспоминаниями. Но перед батюшкой стоят с " пустой " головой, и как на экзамене " Учил, учил, но забыл " . Читать по бумажке пробовала, не могу сказать, что при этом испытываю раскаяние, Вроде как написано не про меня. Каюсь мысленно перед иконами, плачу искренне о грехах, но дома. Как перенести покаяение на исповедь не знаю. Может я не одна такая. Помогите советом. Господь с вами. Н.Н. 15 ноября 2012, 11:31 " Как священник, я регулярно сталкиваюсь с проявлениями одной странной для христиан болезни. Странной и весьма распространенной. Главный ее симптом заключается в стремлении человека не замечать своих греховных привычек и страстей, делать вид, что их попросту нет. Я не говорю о так называемых «безгрешных людях», которые «искренне» не знают, что им сказать на исповеди " ... Хорошо помню свою первую исповедь (было это в храме Ильи Пророка в Обыденском пер, где и когда ещё за свечным ящиком сидела будущая игуменья Серафима (Чичагова), а исповедь принимал старый священник о. Александр) - насчитала и записала на бемажке я тогда аж 7 (семь!) грехов - о.Александр глубоко вздохнул и начал из меня вытягивать грехи за всю мою жизнь. Я думала, что со стыда сгорю.

http://pravoslavie.ru/57431.html

Приходские советы явятся посредниками между пастырем и приходом. По учению Правословной Церкви, пастырь при самом посвящении в сан получает дар и полномочие учительства и руководства по отношению к своей пастве и поэтому учит и назидает, как имеющий власть свыше, а не от паствы. «Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет; чтобы они делали это с радостию, а не воздыхая, ибо это для вас не полезно» ( Евр. 13,17 ), – говорит св. Апостол. Отношение прихожан к приходскому священнику должно быть такое, какое вытекает из понятия пастыря как духовного отца и руководителя пасомых. Овцы должны идти за своим пастырем по пути спасения, а пастырь должен указывать им направление пути. Пастырь Церкви, пребывая в служении слову и молитве, вливает дух жизни в свою паству, а его паства проявляет этот дух жизни во взаимообщении веры и любви Христовой. Деятельная любовь к Богу и ближнему должна проявляться со стороны паствы в ее живом единении с пастырем для возвышения и благоустроения жизни прихода в религиозном, нравственном, просветительном и благотворительном отношениях. По отношению к храму, к причту, ко всем служащим и призреваемым при храме и ко всему церковному имуществу настоятель церкви есть ближайший и непосредственный начальник, попечитель и наблюдатель. Бог учредил священство, вручил ему людей Своих, даровал права и власть и возложил на него ответственность. Вот почему пастыри человеческих душ и должны стать во главе своей христианской общины или прихода для руководства. Это божественное законодательство. Требовать же обратного, чтобы во главе приходского совета стоял мирянин, значит не понимать основ духовной жизни. Некоторым желательны председатели светские, чтобы вообще не подчиняться духовному руководству и потому, что они смотрят с предубеждением и пренебрежением на духовенство. Членам советов необходимо понимать, что от них также требуется помощь, совет, братская поддержка, единение. Если председатель не во всем умелый, то они обязаны ему помогать в сознании, что он им, кроме того, духовный отец.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

Список использованной литературы 10 : 1. Священник Павел Флоренский. Иконостас. 2. Священник Павел Флоренский. Обратная перспектива. 3. Л. Успенский. Богословие образа. 4. Князь Е. Трубецкой. Умозрение в красках. 1 В библеистике принято ради соблюдения традиции (почти) неназывания этого имени обозначать его как Тетраграмматон (греч. ‘Четырехбуквенник’). — Ред. 2 Вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему. И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его — владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится (Дан 7:13–14). 3 Это не относится к современной практике копирования икон; среди копий самые распространенные — бумажные. — Ред. 4 Не следует смущаться тем, что теперь стало возможным пользоваться готовыми пигментами, поскольку они изготавливаются должным способом. — Ред. 5 В теории иконописи различают произведения канонические и святыни; последние создаются хотя и с нарушением канонов, но с должным благоговением. Канонические иконы не нуждаются в освящении, святыни нуждаются и могут употребляться в молитвенном обиходе именно при условии освящения, которое означает, что служитель алтаря видит высшее предназначение данного изображения и свидетельствует о нем. “Неканонические” священные изображения, которым люди молятся и получают просимое, в своем дальнейшем бытии обретают статус иконы наряду с изображениями каноническими. Изображение Спасителя, хранимое в храме Илии Обыденного и написанное священномучеником святителем Серафимом (Чичаговым), вряд ли можно отнести к числу канонических, но оно неоспоримо благодатно и к нему припадают с молитвой тысячи верующих. Столь же “неканонична” чудотворная икона Богородицы “Трех радостей” в храме Троицы на Грязех, подающая благодатную помощь молящимся. Но такие случаи редки, а в нынешнем обиходе, к сожалению, чрезвычайно распространилась “самодеятельная” икона крайне низкого художественного качества и сомнительных духовных свойств. — Ред.

http://pravmir.ru/o-pravoslavnom-pochita...

Они ждали знамений с небес в доказательство Божественности Учителя. На этом требовании упорствовали положительно все. Иудеи, изучая Писания, знали, что явление Бога Моисею сопровождалось знамениями с неба – громом, молнией и землетрясением – и что Бог чудесно питал народ израильский в пустыне манною, которая ниспадала с неба. Ни насыщение несколькими хлебами множества народа, ни исцеления слепых, расслабленных и недужных, ни изгнание бесов, ни даже воскресение мертвых не производили на людей, очерствевших в своих чувствах, того впечатления и потрясения, какое имели явления природы – гром, молния, землетрясения, подземный гул и скопление грозных туч на небе. Так, после насыщения семью хлебами четырех тысяч народа к Иисусу Христу подошли фарисеи и саддукеи и начали просить, чтобы Он показал им знамение с неба. Сын Божий ответил им: «Различать лице неба вы умеете, а знамений времен не можете? Род лукавый и прелюбодейный знамения ищет, и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка!» И, оставив их, отошел ( Мф. 16,1–4 ). Но в Святом Евангелии добавляется, что фарисеи просили Христа, искушая Его. Истинно так. Уже потому нельзя сомневаться в лукавстве фарисеев, что они действовали вопреки своим научным сведениям. Если возможно допустить, что простой народ в своем неразвитии был склонен к требованию знамений с неба, хотя многие иудеи прекрасно знали Священное Писание и имели представление о чудесах, совершаемых волхвами, о силе падших духов в воздушном пространстве, то нельзя допустить невежество в фарисеях. Они поддерживали народные заблуждения и просили у Христа знамений с неба не потому, что им были убедительны только явления природы и что Моисей говорил с Богом, а откуда Иисус – они не знали, но, чтобы на этих народных требованиях основывать свое недоверие и отсутствием знамений с неба объяснить свое непризнание Христа Мессией. При своем развитии они не могли же не знать, что знамение с неба не всегда знамением от Бога бывает. Конечно, они не понимали в то время, что видимое есть воздушное пространство, что гром, молния и дождь происходят от влияния земной атмосферы, что солнце, луна и звезды находятся тоже в этом пространстве, а не в небе.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

Такое лицемерное и несправедливое решение до глубины души возмутило счастливого исцеленного, и он начал обличать заседавших пред ним народных учителей и законников в непоследовательности. «Грешник ли Он, не знаю, – сказал прозревший, – одно знаю, что я был слеп, а теперь вижу». Когда же они заявили ему, что с Моисеем говорил Бог , а Сего не знаем, откуда Он, то прозревший ответил: «Это и удивительно, что вы не знаете, откуда Он, а Он отверз мне очи. Но знаем мы (то есть и вы тоже), что грешников Бог не слушает; но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает. От века не слыхано, чтобы кто отверз очи слепорожденному. Если бы Он не был от Бога, не мог бы творить ничего». Рассерженные фарисеи набросились на исцеленного и, объявив ему, что он весь во грехах родился, выгнали вон ( Ин. 9,16–34 ). Отверженный этими учителями, а может быть, и многими другими последователями их, даже из близких и родных, – удалился, но радости его уже никто не мог отнять, он видел свет, видел мир Божий, сознавал свое возрождение! Не забыл его только Господь. Услыхав решение фарисеев, Христос отыскал исцеленного, желая, чтобы он всенародно проявил свою веру и этим исповеданием укрепил и обратил на путь истины других, а сам заслужил спасение в жизнь вечную. «Веруешь ли ты в Сына Божия?» – спросил его Иисус Христос. Исцеленный ответил столь знаменательно, что эти слова были впоследствии внесены в Святое Евангелие и сделались известными всему миру. Он засвидетельствовал ими, что прозрел чудом Божиим не только очами, но и сердцем. Понимая и веруя сердцем, что его исцелил Иисус Христос, Который больше пророка, ибо никто из пророков таких чудес не творил, он только не мог уразуметь, что Иисус и есть Сын Божий, а потому ответил: «А кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него?» Тогда Христос сказал ему: «И видел ты Его, и Он говорит с тобою!» – «Верую, Господи!» – воскликнул прозревший и поклонился в ноги Сыну Божию ( Ин. 9:35–38 ). Много сотворил Иисус, говорит святой апостол Иоанн, но если бы писать о том подробно, то и самому миру не вместить бы написанных книг ( Ин. 21:25 ), однако народ остался косным, а фарисеи только укреплялись в своей злобе.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

И достигли: Бог предоставил желаемую свободу от Себя, но будучи Вечною Правдою, лишил по необходимости этих людей Животворящего Духа благодати, допустил на опыте изведать все последствия безблагодатности и наложил на них печать отвержения, бессилия, злобы, бездарности, безволия, малодушия и ничтожества. Такова свобода от Бога. Разномыслие с Высшим Разумом есть преступное недомыслие, безумие, повергающее людей в объятия зла. Только любовь, искренняя вера и честная жизнь по вере восстанавливают благодатное единение с Богом, а потому, вступая в новый год жизни, пожелаем только этого единения и счастья нашей Родине и прежде всего будем молить Господа о помиловании России. Аминь.  Слово о несении креста Господь наш Иисус Христос после того, как заповедал Своим последователям подражать Ему, понес свой Крест и добровольно распялся на нем ради спасения человечества. Ближайшие ученики не могли тогда уразуметь причины и необходимость подражания Учителю, так как они были далеки от мысли, что Сын Божий мог подвергнуться распятию. Но не удивительно ли, что многие христиане нашего времени так же трудно уразумевают необходимость и неизбежность несения того креста, который имеется у каждого из них, и полезность, и спасительность подражания Христу? Насколько люди восхищаются величайшею заповедью Сына Божия о любви друг к другу, настолько они смущаются заповедными страданиями на земле для своего спасения. «В чем же тогда заключается искупление?» – вопрошают до сих пор многие христиане. Сын Божий, излагая условия и пути спасения, сказал, что кто хочет идти за Ним, т.е. быть Его последователем, учеником, воспользоваться Его заслугами и совершающимся искуплением, должны отвергнуться себя, взять крест свой и следовать за Ним, а затем добавил еще загадочное изречение, в объяснение только что сказанного, а именно: кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Его и Евангелия, тот сбережет ее ( Мф. 16:24–25 ; Мк. 8:34–35 ; Лк. 9:23–24 ). Это совершенно ясное объяснение неизбежности и необходимости крестоношения каждому христианину представляется многим до сих пор еще менее понятным.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010