Служение архиерейское Большинство светских людей видят в архиерейском сане удовлетворение человеческого тщеславия. Какое неведение подвига епископского служения.., которое святыми отцами именуется добровольным мученичеством! Не епископам ли прежде всех сказал Иисус Христос в лице Своих апостолов: «В мире будете иметь скорбь» ( Ин.16:33 ), «как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир» ( Ин.16:19 ). Слово Божие громко вещает, что епископам вверены люди Господни и они имеют «пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею» ( Деян.20:28 ), что они несут тяжелую ответственность за каждую вверенную им душу и обязаны говорить, увещевать и обличать со всякою властию ( Тит.2:15 ), и что «достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении» ( 1Тим.5:17 ). Но в наши трудные и лукавые дни голос святителей заглушается голосами и криками главарей разнообразных сект, проповедников бесчисленных вер и отрицаний, а за последнее время сторонников беспримерного в истории безумия, христианства без Христа и человеколюбия без имени Божия. Современный дух, враждебный Церкви и государству, религии и нравственности, настолько силен, что епископы обречены на неустанную, многостороннюю борьбу, глубокую душевную скорбь, вовлечены в невежественные состязания, от которых святой апостол повелевает уклоняться, «зная, что они рождают ссоры» ( 2Тим.2:23 ), обременены бесчисленными судебными и всякого рода делами, жалобами, просьбами и требованиями, в большинстве своем неразрешимыми, ведущими лишь к недовольству просителей, поврежденных в вере и послушании Церкви, к недоразумениям с интеллигентными слоями общества и к бесконечному мученичеству. Читать далее Источник: Твердость духа. Священномученик Серафим (Чичагов)/Сост. Чунтонова Наталья Ивановна. — М. : Издательство Летопись, 2016. — 272 с. — Серия «От сердца к сердцу». ISBN 978-5-9905-0341-0 Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

8. Слово в день Рождества Христова. О благодати Сошествие на землю Сына Божия, явление Бога во плоти, есть столь чрезвычайное и великое событие, более которого никогда не было с начала существования мира. Об этом событии так повествует св. Иоанн Богослов: И слово плоть бысть и вселися в ны, и видехом славу Его; славу яко Единородного от Отца, исполнь благодати и истины... И от исполнения Его мы вси прияхом и благодать возблагодать: яко закон Моисеом дан бысть, благодать же и истина Иисусом Христом бысть ( Ин.1:14–17 ), т.е. и Слово стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу как Единородного от Отца... И от полноты Его все мы приняли и благодать на благодать; ибо закон дан чрез Моисея, благодать же и истина произошла чрез Иисуса Христа. Когда в мире не было греха, тогда природа оживотворялась благодатью и несомненно, благодать действовала даже ранее, чем был создан Богом свет. Она беспрепятственно изливалась на природу, исполняла ее благом и блаженством, но когда вошел в мир грех, то этим был нарушен первоначальный союз между природою и благодатью. Природа, оскверненная грехом, сделалась недостойною и неспособною принимать влияния благодати; поэтому, с грехом вошла в мир духовная смерть и вслед за нею телесная, а затем и вечная. Только при помощи благодати человек сохранял то, что получил первоначально от Бога и, конечно, не мог возвратить то, что утратил, без особой благодатной помощи. «Каждому из нас, говорит св. апостол Павел, дана благодать по мере дара Христова ( Еф.4:7 ). Итак, укрепляйся, сын мой, в благодати Христом Иисусом!» ( 2Тим.2:1 ). Но что такое благодать? По изъяснению святителя Митрополита Филарета Московского : благодать есть даяние от Благого, даяние благое, даяние по единой благости, без права, заслуги и достоинства нашего. Благодатью называется спасительная сила Божия, которая сообщаясь нам по заслугам Иисуса Христа, для нашего освящения и спасения, возрождает нас в жизнь духовную. Без нее мы не можем творить ничего доброго ( Ин.15:5 ). Без возрождения благодатью Духа нельзя войти в царствие Божие ( Ин.3:5 ). Источником и непосредственным началом благодати есть Бог Отец, Сын и Святой Дух. Отец подает ее, Иисус Христос приносит ее; Дух Святой вдыхает ее в души верующих и ею одушевляет их к жизни духовной, укрепляет и направляет к благотворной и спасительной деятельности.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

В день расстреливалось до 500 человек – столько же, сколько погибало потом на войне. Максимум убитых приходится на 28 февраля 1938 года: в этот день на Бутовском полигоне было расстреляно 562 человека. Расстрелы производились из наганов и из автоматического оружия. Бульдозером было вырыто несколько больших рвов шириной 3 метра, длиной примерно 500 метров и глубиной 3 метра (рвы видны на аэрокосмических снимках). В этих рвах хоронили убиенных. В день один палач тратил на расстрел 50 приговоренных около 8 часов. По окончании казни заполнялись бумаги, ставились подписи, после чего исполнителей увозили в Москву. Затем местный житель бульдозером присыпал трупы землей. На следующий день все повторялось сначала. Это была фабрика смерти. Местные жители слышали выстрелы и крики людей. Они боялись этого места. Только когда здесь был построен храм, «духовая обстановка», по словам настоятеля протоиерея Кирилла Каледы, изменилась к лучшему. Русская Голгофа И каждое из четырех животных имело по шести крыл вокруг, а внутри они исполнены очей; и ни днем, ни ночью они не имеют покоя, глаголя: «Свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет». Отк. 4,8 В Бутовский синодик, т.е. в список тех людей, которые погибли здесь за исповедание православной веры, включено 940 имен. К настоящему времени причислено к лику святых 304 человека. Среди них канонизированный в 1997 году сщмч. Серафим (Чичагов) . Известны имена только тех людей, которые здесь были расстреляны и захоронены в период с августа 1937 по октябрь 1938 года — 20 761 человек. В начале 90-х годов, по благословению Патриарха Алексия, было сделано пробное вскрытие захоронений. Была выкопана яма размером 6 на 6 метров. В ней было обнаружено 72 человеческих тела, расположенных рядами в 5 слоев. Рядом была их одежда. На этом месте сейчас стоит поклонный крест. Все остальные захоронения сегодня не потревожены. Патриарх назвал это место Русской Голгофой. Святая земля И когда животные воздают славу и честь и благодарение Сидящему на престоле, Живущему во веки веков,

http://pravmir.ru/nebesnaya-liturgiya-v-...

В то время иудеи жили по законам Моисея, не прощая никому обид, не имея понятия о любви и вера их была основана на скрижалях закона и явлении истинного Бога их пророку и вождю. Они твердо верили, что должен явиться Спаситель их, Мессия, обещанный им, но не допускали мысли, что Он сойдет на землю, явится миру, не так как являлся Бог пророку Моисею, с громом, землетрясением, огненной молнией, но в виде простого смертного человека и только по высоте и глубине учения Его, должны будут все современники узнать в Нем Сына Божия. Когда же Господь Иисус Христос вышел на проповедь и в Нем признали иудеи сына известных бедных родителей, живших в малом и ничтожном городе, то народ пришел в смятение. Христос в Своих речах равнял Себя с Богом и это казалось иудеям величайшим грехом и богохульством. Только весьма немногие, всматриваясь в черты Лица Иисусова, чувствовали сильное влечение к Нему; даже апостолы, будучи ежедневно свидетелями Его чудес, не были способны уверовать во Христа всем сердцем, слушали Его и не понимали, смотрели и не видели, но более дивились и не отдавали себе отчета в происходившем. В обращениях к Иисусу Христу они даже называли Его не по достоинству, именуя Учителем, Раввуни! В тоже самое время, какой-нибудь сотник Капернаумский, несмотря на свою рассеянную, военную жизнь, доходил до такой веры, что на обещание Христа прийти к нему и исцелить его слугу, ответил: «Господи, я не достоин, чтобы Ты вошел под кров мой; но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой; ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: «пойди», и идет; и другому: «приди», и приходит; и слуге моему: «сделай то», и делает!» ( Мф.8:5–13 ). Сотник не назвал Христа учителем, или пророком, но – Господом! Какой-нибудь прокаженный, увидев Иисуса Христа в первый раз, немедленно бросался Ему в ноги и восклицал: «Господи, если хочешь, можешь меня очистить!» Можно подумать, что такой прокаженный действовал под влиянием рассказов о чудесах появившегося пророка? Но он не называл его пророком, или учителем, но из глубины души воскликнул: «Господи!» и затем выразил полную уверенность, что стоит Ему пожелать его спасти и он будет чист.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

Вера во Христа Спасителя – научила человечество послушанию Богу – по вере, а затем, когда вера в Сына Божия вернула людям потерянное блаженство и единение с Богом, то в человечестве восстановилось истинное послушание к Богу – по любви. Под словом «послушание» надо разуметь отречение от своей воли, сотворенной Богом и зависимой от Него, для предания себя всецело в волю Самого Творца и Вседержителя. Ошибаются те, которые сомневаются в возможности каждую минуту знать волю Божию; она познается чрез нашу совесть и еще полнее из священных книг, в св. церкви и из примеров святых. Приходит благополучие, мы знаем, что воля Божия требует благодарения; почему же нам сомневаться, когда приходит бедствие, что та же воля Божия возвещает нам о необходимости терпения. Вспомните, какими словами встретила Богоматерь благовестие Архангела: Буди Мне по глаголу твоему! Христос при виде креста произнес: Не якоже Аз хощу, но якоже Ты, Отче! Вот исполнение воли Божией, братья и сестры. Спасайтесь же, возлюбленные, совершенным послушанием святой Христовой церкви. Поступайте не как неразумные, но как мудрые, дорожа временем, потому что дни лукавы и обстоятельства тяжелые. Не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия. Повинуйтесь друг другу в страхе Божием. Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены. Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь . Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего требует справедливость ( Еф.6:1 ). Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога ( Рим.13:1 ). Повинуйтесь наставникам вашим ( Евр. 13:17 ). Итак, мир и любовь вам, братья и сестры, с верою от Бога Отца и Господа Иисуса Христа. Аминь. Читать далее Источник: Слова и речи преосвященного Серафима (Чичагова), ныне епископа Кишиневского и Хотинского, произнесенные им в бытность его священником и архимандритом, с приложением составленных им: Летописного очерка Зосимовой пустыни и Жития преподобного Евфимия, Суздальского чудотворца.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

Вера Что такое вера? Святой апостол Павел писал: «Вера есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» ( Евр.11:1 ), т.е. осуществление того, чего глаза наши не видят, руки не осязают, но сердце наше и ум, несомненно, утверждают, что это должно быть так, а не иначе. Мы не видим Бога, но знаем, что Он – наш Создатель, Отец Небесный, и чувствуем Его любовь, милосердие, силу и вездеприсутствие. Не видим Спасителя нашего Иисуса Христа, но знаем, что Он добровольно распялся за человечество на Кресте, вознесся на Небо и одновременно пребывает в неприступной славе, одесную Отца и в Своей Христианской Церкви, и что Он сказал ученикам Своим: «Еще немного и мир уже не увидит Меня, а вы увидите Меня, ибо Я живу, и вы будете жить» ( Ин.14:19 ). Не видим Иисуса Христа, но чувствуем и ясно сознаем, что Он единая наша надежда, единая отрада, единое спасение и без Него мы можем быть только несчастными, бессильными, погибающими, лишенными истины, правды, справедливости и добра. Не видим Духа Святого, действующего во всех Таинствах Церкви, начиная от Крещения, но знаем, что без Него мир не ведал бы истины, не имел бы Священного Писания и предания. Святые апостолы, как простые рыбари, не могли бы разуметь и запомнить учения Христова и передать его нам, древний языческий мир не возродился бы в христианский, последователи Христа не могли бы творить чудес, выдержать борьбу с иудейством и язычеством. Не просветился бы ум человеческий, не процветали бы науки и искусства. Наконец, чувствуем, что без действия благодати Святого Духа мы не имели бы спасительной Церкви, наша скорбная жизнь не давала бы нам никакого удовлетворения, мы не ощущали бы никакой радости, любви и сладости духовной, всегда бы пребывали в неведении, лишенными дарований, под гнетом нераскаяния в грехах и во власти лжи, обмана, злобы диавола. Только вера дарует нам силу и свободу! Вера у всех неодинаковая... Есть «вера» научающая, иначе говоря, – «от слышания» ( Рим.10:17 ), или «вера» от знания веры, когда она «приходит от слышания слова Божия» или чтения Священного Писания . Зародыш ее развивается и совершенствуется, когда мы начинаем исполнять все, указанное Христом, Его заповеди и живем благочестиво. «Слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня», – говорит Христос, – «имеет жизнь вечную» ( Ин.5:24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

И достигли: Бог предоставил желаемую свободу от Себя, но будучи Вечною Правдою, лишил по необходимости этих людей Животворящего Духа благодати, допустил на опыте изведать все последствия безблагодатности и наложил на них печать отвержения, бессилия, злобы, бездарности, безволия, малодушия и ничтожества. Такова свобода от Бога. Разномыслие с Высшим Разумом есть преступное недомыслие, безумие, повергающее людей в объятия зла. Только любовь, искренняя вера и честная жизнь по вере восстанавливают благодатное единение с Богом, а потому, вступая в новый год жизни, пожелаем только этого единения и счастья нашей Родине и прежде всего будем молить Господа о помиловании России. Аминь.  Слово о несении креста Господь наш Иисус Христос после того, как заповедал Своим последователям подражать Ему, понес свой Крест и добровольно распялся на нем ради спасения человечества. Ближайшие ученики не могли тогда уразуметь причины и необходимость подражания Учителю, так как они были далеки от мысли, что Сын Божий мог подвергнуться распятию. Но не удивительно ли, что многие христиане нашего времени так же трудно уразумевают необходимость и неизбежность несения того креста, который имеется у каждого из них, и полезность, и спасительность подражания Христу? Насколько люди восхищаются величайшею заповедью Сына Божия о любви друг к другу, настолько они смущаются заповедными страданиями на земле для своего спасения. «В чем же тогда заключается искупление?» – вопрошают до сих пор многие христиане. Сын Божий, излагая условия и пути спасения, сказал, что кто хочет идти за Ним, т.е. быть Его последователем, учеником, воспользоваться Его заслугами и совершающимся искуплением, должны отвергнуться себя, взять крест свой и следовать за Ним, а затем добавил еще загадочное изречение, в объяснение только что сказанного, а именно: кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Его и Евангелия, тот сбережет ее ( Мф. 16:24–25 ; Мк. 8:34–35 ; Лк. 9:23–24 ). Это совершенно ясное объяснение неизбежности и необходимости крестоношения каждому христианину представляется многим до сих пор еще менее понятным.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

- исповедуйте только то, что действительно мучает Вашу совесть, что омыто слезами Вашего покаяния... " Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я - медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви,- то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы. " (1Kop.,XIII,1-3) Елене: " Да-да. Как раз про меня. Особенно, когда близкие люди говорят... " - это как раз про всех нас, про нашу привычку ко греху, про теплохладность, про неумение любить... " Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится. " (1Kop.,XIII,4-8) Наталия 15 ноября 2012, 15:29 Простите, но как быть тем, которые знают свои грехи и всю ночь перед исповедью мучаются воспоминаниями. Но перед батюшкой стоят с " пустой " головой, и как на экзамене " Учил, учил, но забыл " . Читать по бумажке пробовала, не могу сказать, что при этом испытываю раскаяние, Вроде как написано не про меня. Каюсь мысленно перед иконами, плачу искренне о грехах, но дома. Как перенести покаяение на исповедь не знаю. Может я не одна такая. Помогите советом. Господь с вами. Н.Н. 15 ноября 2012, 11:31 " Как священник, я регулярно сталкиваюсь с проявлениями одной странной для христиан болезни. Странной и весьма распространенной. Главный ее симптом заключается в стремлении человека не замечать своих греховных привычек и страстей, делать вид, что их попросту нет. Я не говорю о так называемых «безгрешных людях», которые «искренне» не знают, что им сказать на исповеди " ... Хорошо помню свою первую исповедь (было это в храме Ильи Пророка в Обыденском пер, где и когда ещё за свечным ящиком сидела будущая игуменья Серафима (Чичагова), а исповедь принимал старый священник о. Александр) - насчитала и записала на бемажке я тогда аж 7 (семь!) грехов - о.Александр глубоко вздохнул и начал из меня вытягивать грехи за всю мою жизнь. Я думала, что со стыда сгорю.

http://pravoslavie.ru/57431.html

«Наше жительство на небесах, писал св. апостол, откуда мы и Спасителя ожидаем, Господа нашего Иисуса Христа, Который уничиженное тело наше преобразил так силою, которою Он действует и покоряет Себе все, что оно будет сообразно славному телу Его» ( Флп.3:20–21 ). Ангелы и люди, как создания, имеющие душу и дух Божий в себе, пользуются высшим даром, а именно подобием Божиим и свободою. Следовательно, мы сами выбираем себе жилища и будем жить вечно там, где наши дела уготовят нам обитель. Добродетелями мы можем заслужить Небесное Царствие, где вечное блаженство и грехами – вечные муки в царствии диавола. Вечные муки хуже, чем вечная смерть! Святой Варсонофий так объяснял своим ученикам земную жизнь: «вы пришли сюда не на покой, говорил он, а на скорбь, ибо так заповедано Господом апостолам: скорбь на земли и печаль имате ( Ин.16:23 ). Если последуете Господу Иисусу, то и Он с вами пребудет; если же отвергните Его, то и Он отвергнет вас. Желающий получить благословение от Бога слушает Его, как Он Сам сказал: храняяй слово Мое не умрет во век ( Ин.8:51 ). Ищущий же жизни вечные старается сохранить слово Его до пролития крови, т.е. отсекать волю свою, ибо никто, ища воли своей, не угодит Богу и не имеет части со Христом». Многие же надеются, рассчитывают и предполагают, что милосердие Божие так велико, что покроет все их грехи, как бы они не грешили и все люди будут помилованы. Так думать, значит не понимать истины, правды Божией и учения Христа! Бог не может быть пристрастен в решениях, ибо Он совершен. Его милосердие было распространено до бесконечности в предании Единородного Сына за грехи человечества и заключается в путях Промысла для спасения грешников. Господь продолжает творить чудеса на земле для вразумления заблудших и призывает их к покаянию – скорбями, испытаниями, явлениями, снами, болезнями, лишениями, бедствиями и проч. Но кто не вразумляется до последнего часа своей жизни, тот будет осужден, ибо Господь справедлив и другим быть не может. Итак, жизнь вечная в том, чтобы знать Единого Истинного Бога и посланного Им Иисуса Христа. Знать Бога значит любить Его, исполнять заповеди и слушаться Христовой Церкви. Земная наша жизнь должна быть началом вечной жизни и наше соединение с Богом в будущем веке опытно познается еще на земле, ибо Он и здесь должен быть для нас источником света, мира, радости и блаженства. Это чувствуется на молитве, когда наша душа всецело бывает обращена к Богу; тогда на сердце делается так легко, покойно, радостно и светло. Господь вечная жизнь наша, Господь избавление от вечной смерти! Будем же Ему одному служить, чтобы и вечно жить с Ним! Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

Но, Господи, прости нас, недоумевающих и дерзающих мыслить, при виде Твоего дивного исхождения из царственного града на Елеонскую гору: почто не соблаговолил Ты вознестись на небо из Иерусалима, на виду распявших и неверующих в Тебя Иудеев? О, если бы первосвященники, фарисеи и книжники могли лицезреть Тебя воскресшего, идущего снова по улицам и площадям, входящего в храм, учащего народ и возносящегося в славе Своею силою на небо?! О, если бы они были допущены к осязанию рук, ног и язв Твоих? Что было бы с ними? Неужели они не поверили бы, что это идет ожидаемый ими Мессия, Которого Царство не от мира сего, Сын Божий, непризнанный ими по жестокосердию, осужденный ими по беззаконию? Может быть, эти злодеи, пораженные величием Твоего вознесения, познали бы, что Ты воистину от Бога исшел и снова к Богу отходишь? ( Ин.16:28 ). Но Ты, Господи, не явился им после Твоего дивного воскресения из мертвых. Ты знал, Сердцеведче, что никакие чудеса не могут уже смягчить ожесточенные сердца Иудеев. Если они до сих пор все, явленные Тобою, силы признали за вельзевуловы; если после того, как Ты воскресил четверодневного Лазаря, они не уверовали, но положили убить Тебя; если они и тогда, когда Ты Сам воскрес, не поверили сему чуду, но подкупили воинов сказать, будто ученики Твои украли тело Твое, то, конечно, и преславное вознесение Твое не могло уже спасти их и они приписали бы его действию князя бесовского. О, Иерусалим, Иерусалим! если бы ты хотя в сей день узнал, что служит к миру твоему! Но сие сокрыто ныне от глаз твоих, ибо ты не познал времени посещения твоего! Не далек был путь от Иерусалима до Елеона. Елеонская гора – свидетельница скорбей и уничижения Сына Божия. Здесь Господь молился пред страданиями до кровавого пота. Отсюда Он был взять на крестную смерть, как преступник и не потому ли Христос ныне избрал ее местом Своего прославления? Дойдя до вершины горы, Господь остановился, собрал кругом Себя Апостолов и велел им не отлучаться из Иерусалима, но ждать обещанного от Отца, о чем они заранее слышали от Него. «Иоанн крестил водою, сказал Иисус Христос, а вы чрез несколько дней будете крещены Духом Святым». Теперь Апостолы решились спросить Господа о том, что более всего их интересовало, «Не в сие ли время, Господи, Ты восстановляешь царство Израилю»? – сказали они. О, несмысленные и косные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки ( Лк.24:25 ). Они не нашли в своем сердце другого слова, даже в последнюю минуту пред разлукою с возлюбленным Сыном Божиим. – «Не ваше дело знать времена и сроки, ответил им Господь, которые Отец положил в Своей власти; но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святой и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли!».

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010