Внутренний опыт и возможность чуда в области психической природы человека; отношение чуда к науке психологии Глава двенадцатая. Законы исторической жизни в теориях главнейших представителей философии истории и возможность чуда в жизни народов; отношение чуда к исторической науке Часть третья. Значение истинного чуда Глава первая. Значение чудес для человеческого рода Глава вторая. Значение чудес в период от сотворения человека до Рождества Христа Спасителя Глава третья. Значение чудес Господа Иисуса Христа Глава четвертая. Значение чудес в Царстве Божием и в Церкви Христовой Глава пятая. Критический разбор мнений о прекращении истинных чудес в мире Глава шестая. Значение степеней религиозного сознания человека в разнообразных действиях на него истинных чудес Часть четвертая. Критерии истинных чудес как событий достоверных и сверхъестественных. Ложные чудеса и их критерии. Критический разбор ложных объяснений истинных чудес Глава первая. Критерии истинного чуда, служащие для признания его за факт действительно достоверный, и критический разбор возражений против них Глава вторая. Критерии истинного чуда, служащие для признания его за факт действительно чудесный, и критический разбор возражений против них Глава третья. Ложные чудеса и их критерии Глава четвертая. Критический разбор ложных объяснений истинных чудес Глава пятая. Критический разбор мнения, отождествляющего чудесные исцеления Христом Спасителем больных на основании их веры в Него с лечением больных внушением или гипнотизмом Глава шестая. Значение молитвы, проникнутой верой, при испрашивании человеком от Господа Бога чуда Заключение. Свою задачу считаем посильно исполненной нами. В частности, на предыдущих страницах нашего труда нами установлены следующие положения Часть первая Часть вторая Часть третья Часть четвертая Указатель авторов и сочинений, приведенных в исследовании I. Основные источники: Библия, творения св.отцов и учителей Церкви, жития святых, летописи и исторические сочинения II. Источники для характеристики главнейших авторов, настроенных против возможности чудес, того или иного их значение и отрицающих критерии для определения чуда III.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/chu...

В последующих разделах рассказано о явлениях Пресв. Богородицы благочестивым людям - православным и католикам, а также о чудотворных иконах. Прежде всего описаны чудеса, совершенные Богородицей среди различных категорий христиан: «Чуда Пресвятои Богородицы на войне», «...над грешниками», «...над заховуючиими (хранящими.- Авт.) девицтво», «...над молящимися Ей», «...над неумеетными», «...над хворыми», «...над умерлыми». Далее следуют рассказы о чудесах, совершившихся с иноверцами и по отношению к «злым духам»: «Чуда Пресвятои Богородицы межи поганами (язычниками.- Авт.)», «...межи жидами», «...межи геретыками», «...межи злыми духами». Наибольший интерес представляют 7 разделов, посвященных чудесам от икон Божией Матери и описанию явлений Пресв. Девы: «Чуда Пресвятои Богородицы от образов Ея», «...в церквах Ея», «...межи законниками», «Чуда Пресвятои Богородицы Иверской», «Чуда Пресвятои Богородицы Печерской», «Чуда Пресвятои Богородицы Купятицкой», «Чуда Пресвятои Богородицы розныи на розных местцах». В указанных разделах широко представлены юго-западнорус. предания, связанные с почитанием Пресв. Богородицы. И. подробно описал святыни Белоруссии, в частности, Пинско-Туровской епархии. Так, в разд. «Чуда Пресвятои Богородицы от образов Ея», в чудесах 24-27, содержится подробная история обретения и явления благодатной силы от Жировицкой иконы Божией Матери. Отдельный раздел посвящен описанию чудес от Купятицкой иконы (со ссылкой на «Parergon cudów...»). В книге содержится ряд материалов по истории Богородичных икон в разгромленной к тому времени униатами и римо-католиками Холмско-Белзской православной епархии. В частности, И. описывает в чудесах 28-31 историю «чудотворного образа Пресвятой Богородицы в катедральной церкви Холмской» (см. Холмская икона Божией Матери ), ссылаясь на соч. Я. Суши «Phoenix tertiato redivivus, albo Obraz staroytny Chemski Panny i Matki Przenajwitszej, saw cudownych swoich dzie po trzecie oyy» (Феникс, трижды возрождавшийся, или Старинный образ Холмский Госпожи и Матери Пречистой, славой своих чудесных деяний в третий раз оживший). И. приводит только те чудеса, к-рые относятся к правосл. периоду истории образа, захваченного в нач. XVII в. вместе с кафедральным собором Холма (Хелма) униатами. В том же разделе автор рассказывает о рус. происхождении Ченстоховской иконы Божией Матери , указывая на то, что этот образ после его чудесного обретения был доставлен в церковь «в замок Белзский, до земли Русской» (ныне г. Белз Львовской обл.), откуда кн. Владислав Опольский перенес его на Ясную гору близ г. Ченстохова (в маргиналиях указан источник - «Гистория о образе Пресвятой Богородицы Ченстоховской»). Есть упоминание о местночтимой чудотворной Гидлянской (Гидельской) иконе Божией Матери , к-рую нашел в поле на камне близ с. Гидле на Холмщине местный житель Иван Чечик.

http://pravenc.ru/text/577962.html

великомученице Евфимии и скрыли честные ее мощи, положив на гробе каменную плиту с надписью. Означенный комит Анастасий, видя во владении своем разоренную церковь св. Великомученицы, обновил ее, надстроив на первом основании и украсил ее приличным благолепием. В одно время случилось ему впасть в немилость царскую и подвергнуться несчастью, по клевете завистливых людей, – и быть отставленным от своей должности. По этой причине он пошел в Царьград, желая оправдаться от взнесенной на него клеветы и опять получить прежнюю свою должность. Когда он искал там себе заступника и ходатая пред царицей, то некоторые сказали ему, что в его деле может помочь ему митрополит Халкидонский, который имеет большую силу пред царицей. Анастасий отправился искать митрополита и нашел его во дворце; сказав ему о причине своего прибытия, он умолял его быть ему ходатаем и помощником. Но митрополит отказывался, говоря: не могу этого сделать, потому что это дело выше моих сил. Сказав это, митрополит пошел из дворца домой, а Анастасий следовал за ним до архиерейского дома, и, заметив отворенную церковь, вошел в нее помолиться. Помолившись довольно с коленопреклонением. он тут же сел на некотором месте: ибо в то время не было службы. И вот один из клириков, очередной на той неделе, подходит к нему и спрашивает его: кто он и откуда? Анастасий рассказал ему о себе и о своем несчастии. Потом спросил клирика: какого святого этот храм? Тот отвечал: храм этот святой великомученицы Евфимии всехвальной. Когда Анастасий услышал эти слова, то с любовью положив руку на перси свои, сказал: о моя святая Евфимия! Клирик спросил: почему называешь ты ее своей? Анастасий отвечал: в дому моем, в церкви, находятся честные ее мощи – оттого я смело и называю ее своей. Клирик говорит: «может ли это быть? правду ли ты говоришь? смотри, чтобы слова твои не оказались ложными и не сделаться бы тебе самому виновником своего нёсчастья. Царица сильно заботится о том, как бы где найти мощи св. Евфимии, и митрополиту повелела молиться Богу о том, чтобы Он подал известие о честных мощах мученицы Своей,” Анастасий сказал: «поверь мне, достопочтенный, что действительно у меня в храме честные мощи святой Евфимии всехвальной, бывшие прежде в Халкидоне».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Каждая из противоборствовавших сторон на отдельных свитках написала свое исповедание веры и скрепила свитки своими печатями. Затем была открыта гробница великомученицы Евфимии, и оба свитка положены на груди святой. Гробницу опечатали императорской печатью и поставили около нее стражу. В течение трех дней 630 отцов Собора постились и усердно молились Господу и святой великомученице Евфимии. Когда в присутствии императора и всего Собора была вскрыта гробница, то все с изумлением увидели, что список монофизитов лежит под ногами святой. Список православных святая великомученица Евфимия держала в правой руке, а затем, как живая, она протянула руку и подала его Патриарху Анатолию. После столь явного откровения истины многие еретики раскаялись, упорствовавшие же были отлучены от Церкви, низвержены из своего сана и изгнаны. В царствование императора Ираклия I (610–641) персы захватили Халкидон и разграбили храм великомученицы Евфимии. Но открыть гробницу и взять святые мощи они не смогли. Тогда персы обложили гробницу дровами и подожгли, однако она осталась невредимой. После ухода персов мощи святой великомученицы были перенесены в Константинополь и положены в храме, освященном в ее честь. Гробницу со святыми мощами поставили вместо престола, и на ней совершали бескровную Жертву. В VIII веке император-иконоборец Лев III Исавр (717–741) повелел бросить ковчег со святыми мощами великомученицы Евфимии в море, но ковчег, по Промыслу Божию, не утонул. Он был подобран плывшими на своем корабле братьями Сергием и Сергоном. Ночью братьям было открыто в видении о святости обретенных ими мощей. Тогда они стали молиться, чтобы Господь открыл им и то, чьи это мощи. Когда корабль проплывал мимо острова Лемноса, где была гробница святой мученицы Гликерии, корабельщики бросили якорь, чтобы там переночевать. Ночью в видении они увидели шедшую к их кораблю мученицу Гликерию (†ок. 177; память 13 мая), которая приветствовала вышедшую ей навстречу святую деву такими словами: «Радуйся, Христова мученица Евфимия Всехвальная!» Так братья узнали, чьи мощи открыл им Господь.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Издание проф. А.С. Хахановым Номоканона Иоанна Постника в грузинском переводе (Критическая заметка) Источник Принимая участие совместно с проф. Н. А. Заозерским в ученом труде «Номоканон Иоанна Постника в его редакциях грузинской, греческой и славянской» (М. 1902), проф. А. С. Хаханов предпринятому им здесь изданию грузинского текста (с русским переводом) предпосылает предисловие. Последнее, озаглавлено; «Сведения о св. Евфимии, грузинском переводчике номоканона, и грузинских рукописях канонов Иоанна Постника ». Таково, действительно, и есть его содержание, при чем тому и другому предмету своей речи в нем автор оказывает одинаковое внимание (биографические сведения о св. Евфимии стр. 85–90 и обзор ркпп. номоканона I. Постника стр. 91–96). Для первой цели автор почерпает сведения из жития св. Евфимии, составленного иноком Георгием, в известной мере свидетелем его подвигов. На основании этого источника он повествует о роде св. Евфимия, его отце, условиях, при которых он сделался иноком на Афоне, об основании на последнем Иверской обители, о настоятельстве св. Евфимия в новооснованной обители, о переводческой его деятельности вообще и, наконец, о трагической его кончине. Останавливаясь на этом очерке, не безосновательно можно сказать, что он со всех сторон оставляет желать весьма многого. Прежде всего, указывая вообще источники своего сообщения о св. Евфимии, автор оставляет читателя в полном неведении по вопросу, имеющему для него немаловажное значение, именно сделано ли у нас что-либо по этому предмету? сообщены ли где-либо и когда-либо какие-нибудь сведения о жизни св. Евфимия? Судя по изложению автора, – ничего подобного доселе не было. А между тем, эти сведения отчасти уже имеются в Афонском патерике и в полном «Жизнеописании святых Грузинской церкви. Жребий Божией Матери», ч. II (1871–1873) 1 . С другой стороны, отмечая, что свои сведения он почерпает из жития, составленного иноком Георгием, автор не говорит, издано ли это житие, или нет. Правда, при начале речи о настоящем предмете, он упоминает, что недавно (в 1901 г.) издан сборник житий грузинских святых по грузинской ркп. 1074 г., но по изложению автора нет ясных данных заключать, чтобы там было издано и житие св. Евфимия. Вообще какого-либо более или менее точного определения литературных источников жития св. Евфимия мы здесь не находим.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

...Основательницею и строительницею монастыря была крестьянская девица из деревни Михайловки Бузулукского уезда Евфимия Герасимовна Овсянникова. С юношеских лет, посвятив себя на служение Господу, она жила более двадцати лет в женской общине г. Кирсанова Тамбовской губернии, откуда еще двенадцатилетнею девочкою путешествовала вместе со своими родственниками в знаменитую Саровскую пустынь Нижегородской губернии к великому подвижнику, старцу о. Серафиму . Лица, близко знавшие Евфимию Герасимовну, рассказывали, что прозорливый старец благословил ее со следующими словами: «сосуд избранный». Родители Евфимии Герасимовны переселились из Тамбовской губернии в деревню Михайловку Бузулукского уезда, по сему случаю и она вышла из Кирсановской обители и поселилась в г. Бузулуке в 30-х годах 19 в. Построив себе здесь келью, она занималась обучением детей грамоте, чтением Псалтири по усопшим и рукоделием, исполняя в то же время и молитвенные монашеские правила, к которым она приобрела душевное расположение и навык в Кирсановской общине. Добрая, благочестивая жизнь Евфимии Герасимовны как свет, по слову Евангелия, просветилась пред человеками и других возбудила к прославлению Отца Небесного подвигами благочестия: к ней присоединилось человек десять из Бузулукских девиц, склонных к подвижнической жизни. Под руководством своей наставницы все они проводили примерную жизнь в трудах и молитве, чем и приобрели доверие и расположение к себе со стороны граждан г. Бузулука. В 1835 году общество купцов и мещан г. Бузулука отвело Евфимии Герасимовне Овсянниковой четыре десятины земли на краю города, рядом с городским кладбищем, для устройства на этой земле женской обители. Этот дар Бузулукских граждан, без всяких со стороны Евфимии Герасимовны прошений и искательств, так был для нее неожидан, что она приняла это за указание ей Божия Промысла – посвятить свою жизнь на дело основания и устроения св. обители иночествующих в г. Бузулуке; с твердым упованием на помощь Божию и с усердною молитвою, она предалась всей душой св. делу.

http://sobory.ru/article/?object=40323

Ему противодействовал святейший патриарх Герман [ 15 ]; царь с бесчестием сверг его с престола, а на его место возвел еретика, своего единомышленника; таким же образом и других правоверных архиереев, противившихся его ереси, он с бесчестием отправлял в изгнание. Не только святые иконы, но и мощи святых хулил он, как пес, необузданным языком и уничижал их всячески. Видя и слыша о чудесах от честных мощей святой великомученицы Евфимии, он терзался в душе от зависти, но не осмеливался ничего дурного с ними сделать, боясь народного восстания и мятежа. Он выдумал такую коварную вещь. Он пошел ночью с своими единомышленниками тайно в церковь святой Евфимии и открыл гроб ее, которого не могли открыть персы: попустил Христос Бог рукам зловерных христиан коснуться честных мощей невесты Своей, которые сохранил неприкосновенными от неверных язычников. Персы грешили в неведении, а христиане отважились на злодеяние, зная, что делали; попустил им Бог, к большему их осуждению, совершить бесчестие святой. Злочестивый царь, открыв гроб, вынул оттуда с деревянным ковчегом чудотворные и нетленные мощи святой Евфимии, а вместо них положил какие-то гнилые, вонючие кости, которые нарочно приготовил для этого, и опять накрыв доской, ушел, унесши с собою воровским образом те честные мощи и положил их в одной из комнат царского дворца. Сестры же его и дочери тайно приходили к святым мощам, кадили благовониями, освещали свечами, почитая их и с любовию поклоняясь им. Но вскоре узнал про то злочестивый царь и тотчас взял ковчег с мощами и ночью бросил его в море. На утро, собрав толпу зловерных, он стал смеяться в лицо над правоверным народом, глумясь и укоряя мощи святой великомученицы: — Ступайте, глупые, посмотрите на обман, которым вас прельщают, называя нетленными и чудотворными мощи славной Евфимии, откройте гроб и посмотрите, правда ли это. И тотчас послал своих приближенных с народом открыть гроб. Пошли, открыли и увидели все гнилые, вонючие кости. Еретики тогда начали смеяться и глумиться над правоверными, называя их поклонниками гнилых костей; правоверные же удивлялись такой неожиданности, недоумевали, стыдились, жалели.

http://predanie.ru/book/216280-zhitiya-s...

1 Неизвестен из иных источников. 5с. После смерти императора Маврикия явился ученик некоего Евтихия 1 по имени Акат, который был дьяконом в церкви св. Евфимии 2 . Когда он увидел, что последователи Евтихия были побеждены, он отправился в форт Серапион (один из тех, которые были заняты персами, под названием Регион) 3 . Он сообщил Периттию, командующему фортом, о незащищённости обитателей Халкидона. Периттий немедленно сел на колесницу (ибо таково было снаряжение командующих Региона) и с семьюдесятью тысячами людей отправился в город Халкидон. Люди, однако, узнали об этом и бежали в Византий, взяв при этом и драгоценные мощи св. Евфимии 4 . Акат повёл перса Периттия на город в отместку за то, что церковь не отдали Евтихию. Тогда вызолоченный бог Солнца, так называемый Кронос, стоявший в Халкидоне, был захвачен персами, которые взяли его в Персию. 1 То есть монофизит. 2 Церковь св. Евфимии была местом самого IV Вселенского собора, осудившего монофизитство, после чего св. Евфимия стала олицетворять халкидонское православие. Автор не знает подробностей исторической борьбы между Персией и Византией в указанный период. 3 Персы нападали на Халкидон в 609 и 616-617 годах (см. хронику Феофана). Во втором случае они перезимовали у города и опустошали его окрестности, поэтому скорее всего этот пассаж относится к первой атаке. 4 Это сообщение о переносе мощей св. Евфимии в мартирий у Ипподрома следует рассматривать в контексте отношения автора Parastaseis к императорам-иконоборцам, поскольку мощи затем были изъяты Константином V. Они были осквернены и выброшены в море, после чего, по преданию, приплыли в Лемнос (см. хронику Феофана). Язык глав 5b и 5с предполагает доиконоборческую датировку текста, и тогда становится понятной отсылка к Маврикию выше по поводу образа Христа в Халки, который, как известно, был уничтожен в 726 году. 5d. О статуях в церкви св. Мокия Во времена Льва Исавра многие древние памятники были разрушены, потому что человек тот был безумным 1 . В это время так называемый Трисодон 2 был убран. Он находился в пустоте под церковью св. Мокия. До того времени многие использовали его для астрономических расчётов. Там также находились гробницы язычников и ариан и другие тела.

http://bogoslov.ru/article/1872253

В малолетство ее сына она одна управляла греческим царством, и правила хорошо и богоугодно; она исправляла всё испорченное и разоренное царями-иконоборцами и возвращала из гонения святых отцов, изгнанных за почитание честных икон. Действительно, она была благочестива и боголюбива, она созвала седьмой вселенский собор 4622 , со святейшим патриархом цареградским Тарасием 4623 во главе; таким образом церквам святым было возвращено благолепие – иконы, а иконоборческая ересь предана проклятию святыми отцами. Тогда и та церковь святой великомученицы Евфимии в Царьграде, близ ипподрома, о которой говорилось выше и которая была опустошена Львом Исаврянином, была восстановлена благоверною царицею Ириною; она велела очистить церковь от нечистот и исправить всё разоренное, украсила ее всячески благолепными иконами, снабдила священными одеждами и драгоценными сосудами; освящена была церковь, и стали совершаться в ней опять, как прежде, божественные службы, и митрополит Халкидонский опять стал жить при ней. Христолюбивая царица Ирина усердно старалась разыскать мощи всехвальной мученицы Евфимии. С тех пор, как Лев Исаврянин тайно похитил святые мощи и бросил их в море, пронесся среди православных слух об этом тайном злодеянии царя, и рассказывали, что святые мощи где-то нашлись и сберегаются верующими; царица и старалась узнать, где они. Господь же, исполняющий желание боящихся Его, дал знать царице о честных мощах святой мученицы следующим образом. На том острове Лимносе, где мощи, как было сказано, хранились под спудом, жил один известный человек, по имени Анастасий, саном комит 4624 ; ему досталось в собственность по наследству то место, на котором два упомянутых выше брата, Сергий и Сергон, построили церковь в честь святой великомученицы Евфимии и скрыли в земле честные ее мощи, положив на гробе каменную доску с надписью. Этот Анастасий комит, видя, что церковь всехвальной мученицы на его земле совсем разорена, вновь выстроил ее на прежнем основании и украсил с подобающим благолепием.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Впоследствии случилась с ним напасть по несправедливой клевете завистливых людей, и он неповинно был лишен своего сана. Тогда он отправился в Царьград, чтоб оправдаться от ложной клеветы и опять получить свой сан. Когда он искал там заступника и ходатая к царице, ему кто-то сказал, что ему может помочь халкидонский митрополит, потому что он более других имеет право заступаться за обиженных. Анастасий стал искать митрополита и нашел его во дворце; припав к нему, он рассказал цель своего прибытия и просил митрополита помочь ему и походатайствовать за него. Митрополит же отказывался, говоря: — Не могу я этого сделать, мне не по силе это дело. С этими словами митрополит ушел из дворца в свой дом, а Анастасий шел за ним до архиерейского дома; увидя отпертую церковь, он вошел в нее помолиться. После долгой молитвы с коленопреклонением он сел где-то: в это время не было службы. Один из церковнослужителей, очередной на той неделе, подошел к нему с вопросом, кто он и откуда. Анастасий рассказал ему всё о себе и открыл ему свое горе, а потом спросил церковнослужителя: — Какого это святого церковь? Тот отвечал: — Эта церковь святой великомученицы Евфимии всехвальной. Как услыхал это Анастасий, тотчас, прижимая руки к груди, с любовью воскликнул: — О, моя святая Евфимия! — Почему ты называешь ее своею? — спросил церковнослужитель. Анастасий отвечал: — У меня в церкви, в моем доме, ее честные мощи, поэтому-то я осмеливаюсь ее назвать своей. Церковнослужитель сказал: — Как это может быть? Правду ли ты говоришь? Смотри, не лги, а то плохо тебе будет; ведь царица очень старается разыскать мощи святой Евфимии и митрополиту повелела молиться Богу о том, чтоб Он открыл, где находятся честные мощи Его мученицы. Анастасий сказал: — Поверь мне, честный человек, у меня мощи Евфимии всехвальной, которые были в Халкидоне. Услышав это, церковнослужитель попросил его немного подождать там, а, сам радостный, поспешил объявить об этом митрополиту, преподобному Андрею. Митрополит обрадовался и, тотчас призвав к себе Анастасия, расспрашивал о мощах святой; он рассказал всё подробно, как рассказывают среди жителей того острова о честных мощах Евфимии всехвальной, и как на каменной доске написано было двумя братьям, взявшими эти мощи из моря.

http://predanie.ru/book/216280-zhitiya-s...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010