Икона " Воспоминание чуда вмц. Евфимии Всехвальной, имже Православие утвердися (451 г) " . Не вразумившись чудом, мучитель повелел воинам Виктору и Сосфену бросить святую в раскаленную печь. Но те, увидев в пламени двух грозных Ангелов, отказались исполнить приказание правителя и сами уверовали в Бога, Которому поклонялась Евфимия. Объявив себя христианами Виктор и Сосфен смело пошли на страдания. Они были отданы на съедение зверям. Во время казни они взывали к милосердию Божию, чтобы Господь и их принял в Царство Небесное. Услышав призывавший их небесный Глас, они отошли в жизнь вечную. Звери же даже не дотронулись до их тел. Святая Евфимия, брошенная другими воинами в печь, осталась цела. С Божией помощью она выходила невредимой после многих других пыток и истязаний. Приписывая это волшебству, правитель велел выкопать новый ров, наполнил его ножами, а сверху прикрыл землей и травой, чтобы мученица не знала о приготовленной ей казни; но и тут святая Евфимия осталась невредимой, легко прошедши надо рвом. Наконец, ее осудили на съедение зверям в цирке. Перед казнью святая стала просить, чтобы Господь сподобил ее умереть. Ни один зверь, выпущенный на арену, не бросился на святую. Лишь одна медведица нанесла ей небольшую рану на ноге, из которой истекла кровь, и святая великомученица Евфимия тотчас скончалась. В это время произошло землетрясение, стражники и зрители от страха бежали, так что родители святой смогли взять ее тело и с честью похоронить недалеко от Халкидона . Мощи св. великомученицы Евфимии Всехвальной. Патриарший кафедральный собор вмч. Георгия Победоносца Константинопольского Патриархата Мощи и почитание Полтора столетия спустя, когда Христианская Церковь стала господствующей в Римской империи, Бог сподобил Всехвальную Евфимию вновь явиться особенной свидетельницей и исповедницей чистоты православного учения. В 451 году в городе Халкидоне , в церкви, где почивали прославленные чудесами мощи святой великомученицы Евфимии, происходили заседания IV Вселенского Собора . Собор был созван для определения точной формулировки догмата Православной Церкви о природе Богочеловека Иисуса Христа, что было необходимо ввиду широко распространившейся ереси монофизитов , которые, вопреки православному учению о двух природах Иисуса Христа - Божественной и человеческой, ложно утверждали в Нем одну природу - Божественную, внося в Церковь смуту и раздоры.

http://drevo-info.ru/articles/1767.html

иером. Макарий Симонопетрский Воспоминание чуда св. вмц.Евфимии Всехвальной на четвертом Вселенском Соборе 150 В 451 г. благочестивые правители Маркиан и Пульхерия 151 созвали в Халкидоне Четвертый Вселенский Собор. В просторном храме Святой Евфимии 152 шестьсот тридцать соборных отцов отвергли еретические воззрения архимандрита Евтихия, поддержанного архиепископом Александрийским Диоскором. Желая предоставить разрешение этого спора Божественной воле, патриарх св. Анатолий 153 предложил, чтобы сторонники обоих мнений составили каждый свой томос, содержащий исповедание их веры, и поместили оба свитка в раку св. Евфимии. Так два куска пергамена, на которых были изложены два учения о Личности Христа, были положены на грудь святой. Запечатав раку, отцы встали на молитву. Через неделю все сообща направились в мартирий и, открыв раку, с изумлением обнаружили, что святая прижимает к груди православный томос, как если бы она желала утвердить его в своем сердце, в то время как еретический свиток попирает ногами 154 . Перед этим очевидным явлением истины православные воздали хвалу Господу, а еретики, сопровождаемые насмешливыми криками толпы, преисполнились стыда. Сообщают также и о других чудесах, совершившихся от мощей св. Евфимии. Во время персидского нашествия 155 варвары, захватив Халкидон, попытались уничтожить огнем драгоценные мощи. Однако святыня не пострадала, а через дыры, проделанные нечестивцами в раке, потекла кровь. Впоследствии это чудо повторялось еще не раз, принося исцеление верующим, которые собирали кровь св. Евфимии. Однако чаще всего погребение источало сладостное благоухание как свидетельство благоволения, которое обрела св. Евфимия в очах Господа. Дабы оградить драгоценные мощи от новых поруганий, их перенесли в Константинополь, где они были положены в церкви Святой Евфимии возле ипподрома. Во времена Константина Копронима их бросили в море, а в церкви устроили склад оружия. Однако воды вынесли их на берег о. Лемнос, где святыню обнаружили два рыбака. Новое обретение их состоялось при императрице Ирине, когда они торжественно были перенесены в столицу (796) и от них вновь стали происходить многочисленные чудеса. Еще много несчастий суждено было им претерпеть. Сегодня они почитаются в Фанаре, в церкви при Константинопольском Патриархате.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Почему те, кто прошел тяжелейшие годы войны и выжил, до глубокой старости сам ходит? А мы, 30-летние, еле ноги передвигаем?.. Ответила. Москва, например, высасывает как пиявка из человека здоровье по трем основным причинам: 1. Кругом радиоволны. 2. Везде шум. 3. Плохая экология. Про расстояния и другие причины уже умолчу. В целом, в мире ситуация становится только хуже. Потому что хуже становятся люди. Общество опоршивело. Но если следовать евангельской истории, то все так и должно быть. И однажды будет конец. И придет снова Христос. О том и молимся. Сергей 24 июля 2015, 15:56 Боже, береги казаков святой Руси, не дай пропасть! olga 24 июля 2015, 15:54 СПАСИБО! ВЕЛИКОЛЕПНО и ВОСХИТИТЕЛЬНО! образно, эмоционально - живо. Настоящий подарок ко дню Небесной Покровительницы.ГОСПОДЬ МОЖЕТ И КРОТКО И СМИРЕННОМУДРО ОЖИДАЕТ, когда мы захотим, чтобы ОН СМОГ Разумеется когда захотим - не на словах, а на деле. ГОСПОДИ СЛАВА ТЕБЕ! Спасибо автору и редакции, за создание Едемского сада по выращиванию реликтовой, православной мысли. Надежда 24 июля 2015, 14:16 Благодарю за статью. Физически ослабли, нравственно пали, умственно отстали - " жизнь моя жестянка; ну ее в болото ;живу я, как поганка; а мне летать, а мне летать, а мне летать охота. " Будем уповать на Бога. " Человек я простой " Всех поздравляю с праздником воспоминание чуда вмц. Евфимии всехвальной, имже Православие утвердися(451).Равноап. Ольги. вел. княгини Российской. Нонна 24 июля 2015, 14:07 Надежда - такое красивое имя... Вера, Надежда, Любовь... А вот за наше неверие и нелюбовь нам и немощи со страданиями, для вразумления. Надежда да не оставит нас, дас Бог и мы возрастем в Вере и в Любви. " Христос говорит, что у верующих в Него из чрева потекут реки воды живой. Вода живая у Христа, предвозвещенного пророками и явленного в Евангелии. Вода – это Сам Христос. Почуяв корнями эту воду, русский народ оживет, даст отпрыски и пустит ветви. Уже чует, уже пускает ветви. И городская молодежь, даст Бог, повылезав из душных баров на свежий воздух, войдет в спортзалы. И деревенский мужик бросит пить и опять полюбит землю. " Спаси Господи, о.Андрей.

http://pravoslavie.ru/80869.html

Петра на о-ве Китира (сер. XIII в.); в наосе ц. свт. Николая в Молаи, Лакония, Греция (кон. XIII в.); в ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино, Македония (1317-1318); на сев. стене ц. Успения Пресв. Богородицы мон-ря Грачаница, Косово и Метохия (ок. 1320). В иконописи изображения Е. В. встречаются нечасто, в основном на минейных иконах. Среди наиболее ранних памятников - гексаптих (2-я пол. XI в.) и диптих (кон. XI в.) из мон-ря вмц. Екатерины на Синае. Вместе с вмц. Мариной Е. В. представлена на синайской иконе XIII в. В манускриптах изображение Е. В. помещают на день памяти святой и на 11 июля - день воспоминания ее чуда на IV Вселенском Соборе в Халкидоне. В рост под 16 сент. Е. В. изображена в Синаксаре 1030 г. (Кекел. А 648. Fol. 5r), в Служебном Евангелии с минологием (Vat. gr. 1156. Fol. 252v, 3-я четв. XI в.). Под 11 июля - в рукописи Житий святых и Бесед на май-авг. (Paris. gr. 1528. Fol. 88r, XII в.); в рост под 16 сент. и 11 июля - в греко-груз. рукописи, т. н. Афонской книге образцов (РНБ. O.I.58. Л. 59, 78, 121, XV в.). В Лондонской (Феодоровской) Псалтири (Lond. Brit. Lib. Add. 19352. Fol. 163v, 1066 г.) она изображена между зверями, к-рых, как описывается в Житии, выпустили для растерзания святой. Сцена мучения Е. В. представлена в Минологии из Лондона (Lond. Brit. Mus. 11870. Fol. 121v, кон. XI в.) и в росписи нартекса ц. Вознесения мон-ря Дечаны, Косово и Метохия (1348-1350). Иногда под 11 июля в минологиях изображали эпизод IV Вселенского Собора (когда св. отцы открыли гробницу Е. В., то увидели еретический свиток у ее ног, а истинный - в руке святой): на миниатюрах из Минология (Bodl. F. 1. Fol. 15r, 1327-1340 гг.); в настенном минологии ц. вмч. Георгия в с. Воронец, Румыния (1547-1550). В поздневизант. и поствизант. периоды эта сцена включалась в композиции Вселенских Соборов. Уникальный житийный цикл Е. В. был выполнен в 80-90-х гг. XIII в. в ц. вмц. Евфимии «на ипподроме» в К-поле (сохр. во фрагментах). В храмовых декорациях поствизант. времени образ Е.

http://pravenc.ru/text/187812.html

митрополит Феофан (Туляков) Содержание Введение. Предмет, задача, источники, пособия, метод, содержание и план исследования Часть первая. Определение понятия христианского чуда Глава первая. Элементы библейского понятия истинного чуда I. Филологически-текстуальный анализ психологического элемента II. Филологически-текстуальный анализ онтологически-динамического элемента III. Филологически-текстуальный анализ телеологического элемента IV. Филологически-текстуальный анализ общего признака в понятии чуда как деяния Глава вторая. Чудо в области физической природы Глава третья. Чудо в области психической природы человека Глава четвертая. Чудо в области истории народов Глава пятая. Определение понятия истинного чуда Глава шестая. Критической разбор формул определения понятия истинного чуда Часть вторая. Возможность истинного чуда Глава первая. Библейское святоотеческое учение о Боге как Духе самобытном, премудром, всемогущем, любвеобильном и возможность чуда Глава вторая. Библейское учение о мире и возможность чуда в физическом мире Глава третья. Библейское учение о человеке и возможность чуда в области психической природы человека Глава четвертая. Библейское учение о Промысле Божием, естественном и сверхъестественном, или чудесном в жизни мира, человека и народов Глава пятая. Библейское и святоотеческое учение о Боге неизменяемом и всесовершенном и критический разбор возражений против возможности чуда, основанных на неправильном понимании этих свойств Божиих Глава шестая. Критический разбор возражений против возможности чуда, основанных на учении деизма о трансцендентности и пантеизма об имманентности Бога миру Глава седьмая. Критический разбор возражений против возможности чуда, основанных на учении натуралистического и материалистического монизма о человеке Глава восьмая. Закон причинности и возможность чуда Глава девятая. Внешний опыт и возможность чуда в физическом мире; отношение чуда к науке естествознания Глава десятая. Законы природы и возможность чуда в физическом мире Глава одиннадцатая.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/chu...

Таких основных пунктов можно насчитать четыре: 1)Характер чуда как явления. 2)Области проявления чуда. Оба эти пункта имеют по преимуществу отношение к объекту чуда, т.е. человеку, поскольку последний воспринимает самый чудесный факт, независимо от его происхождения и внутренней сущности. 3)Источник чуда и 4)Цель чуда. Два последние пункта касаются преимущественно субъекта чуда, т.е. Бога, ибо говорят о причине чуда или проявления Божественной силы, всемогущества, и о цели чуда или Божественной любви. Исходя из подобного плана, мы и предложим следующую формулу определения понятия христианского чуда для религиозного человека: Христианское чудо есть видимое поразительное, сверхъестественное явление (в физическом мире, в телесной и духовной природе человека и в истории народов), производимое личным, живым Богом для достижения человеком религиозно-нравственного совершенствования. Предложенное нами определение понятия истинного чуда есть определение полное, ибо в нашу формулу входят все существенно необходимые элементы чуда. Для человека, свято принимающего учение Библии, чудо и будет именно таким явлением, определение которого мы сейчас дали; для человека же, мыслящего по своему личному, ошибочному усмотрению, чудо всегда будет явлением непонятным и нарушающим законы природы. Чудо, сообразно своему психологическому элементу, должно быть явлением не только сверхъестественным, но и видимым, поразительным. Это существенно необходимо, потому что многие сверхъестественные явления не имеют вовсе видимой поразительности (например – Таинства Церкви), чем, собственно, и отличаются от чуда. Поэтому-то мы в нашу формулу полного определения понятия истинного чуда и включили слова: «видимое», «поразительное», «сверхъестественное». Далее, согласно онтологически-динамическому элементу, чудо должно быть особым проявлением всемогущей воли Бога, отличным от того, которое Бог обнаруживает в силах природы. Чудо в психической области должно иметь причину не в психической природе самого человека, но в личном Боге, который открывает человеку свое веро- и нравоучение и дает ему дар пророчества; Бог дарует человеку Свою благодать, которая и перерождает человека, и перерождение бывает (и должно быть) настолько сильным, что поразительно обнаруживается во внешней жизни человека: приводит к прославлению и тело человека, – и оно после смерти получает нетление; св.мощи угодников Божиих источают чудеса.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/chu...

Наконец, мы имеем небольшое число формул, отмечающих все три необходимые для понятия истинного чуда элемента: психологический, онтологически-динамический и телеологический. Но и в этих формулах часто не всякий элемент определяется с должной полнотой. На три элемента в формуле определения понятия истинного чуда указывают, например, из русских богословов – Н.П.Рождественский 290 , из немецких – Геттингер 291 , Эрлих 292 , Шпринцль 293 ... На два элемента – психологический и онтологически-динамический в формулах определения понятия истинного чуда указывают, например, из русских авторов – прот.П.Я.Светлов 294 , С.Аскольдов 295 ; из немецких – Шотт 296 , Либерман 297 , Кестлин 298 , Дорнер 299 . Также на два элемента в формуле определения понятия истинного чуда, но только на онтологически-динамический и телеологический, указывают, например, из русских авторов – Г.М.Дьяченко 300 , архим.Августин 301 , И.Г.Пятницкий 302 , И.Николин 303 , М.Д.Муретов 304 , – из немецких – Хепенер 305 , Краусс 306 , Элер 307 . Согласно сказанному нами выше, психологический элемент в понятии истинного чуда должен быть ярко выражен, т.е. чудо должно быть явлением не только видимым, но и непременно поразительным; в приведенных же формулах на поразительность чуда указывают только проф.Рождественский и Шотт, остальные же ограничиваются указанием лишь того, что чудо совершается в видимой природе. Следовательно, психологический элемент в вышеуказанных формулах определения понятия истинного чуда отмечается не в той степени, как это нужно. Что же касается телеологического элемента в вышеизложенных формулах, то с достаточной полнотой он указывается в формулах проф.Рождественского, архимандрита Августина, Дьяченко, Пятницкого, Николина проф.Муретова. Геттингер говорит, что чудо есть доказательство владычества Божия над природой 308 . Но эта цель чуда есть только одна из частных целей, для достижения которых Бог творит чудеса. Следовательно, телеологический элемент в формуле Геттингера указывается не с достаточной полнотой. Не достаточно полно указывается телеологический элемент и в формуле Хепенера, ибо здесь за цель чуда признается слава Божия. Наконец, формула определения понятия истинного чуда, данная Крауссом, указывает на такую цель чуда, которой оно вовсе не имеет. По Крауссу, чудо имеет целью принудить человека к признанию Бога 309 , но, во-первых, указываемая им цель не может быть выведена из рассмотрения библейских повествований о чудесах; во-вторых же, в этом не может заключаться цель чуда еще и потому, что условием признания известного рода поразительного явления за чудо должна быть сердечная вера религиозного человека в бытие личного, живого Бога 310 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/chu...

В «Записках неизвестного» духовные лица едва ли не сплошь продувные бестии, не только о духовном, а и о душевном мало пекущиеся. Но и просто само по себе всё диковинное нравится писателю и влечёт его художественное воображение. Ведь даже и праведники у него— одни антики . Родственное что-то было в его натуре с ними. Вот описание— отчасти и себя самого: «По моему мнению, он был человек богопочтительный, но его кипучая, художественная и сообщительная натура, при уме живом, но крайне лёгком и несерьёзном, постоянно увлекала его то туда, то сюда, так что он мог бы и совершенно извертеться, если бы не было одного магнита, который направлял его блуждания к определённой точке. Магнитом этим, действовавшим на Юхвима с страшною, всеодолевающею органическою силою, была его громадная, прирождённая любовь к добру и сострадани е » (7,204). Не сразу догадаться можно, что это описание относится к священнику, отцу Евфимию Ботвиновскому, в характере которого писателя привлекала предиковинная смесь гусара с праведником, безалаберности с бессребренничеством. В частном письме автор отозвался о своём персонаже сильнее: «...дивная громада смеси пошлости, беспутства и доброты какой-то героической» (11,271). «Чтобы не вызывать недомолвками ложных толкований, лучше сказать, что «слабости» о.Ефима составляли просто ку тежи , которые тогда были в большой моде в Киеве. Отец Евфим оказался большим консерватором и переносил эту моду немножко дольше, чем было можно. Отец Евфим любил хорошее винцо, компанию и охоту. Он был лучший биллиардный игрок после Курдюмова и отлично стрелял; притом он, по слабости своего характера, не мог воздержаться от удовольствия поохотиться, когда попадал в круг друзей из дворян. Тут о.Евфим переодевался в егерский костюм, хорошо приспособленный к тому, чтобы скрывать его «гриву», и «полевал», по преимуществу с гончими. Нрава Юхвим был весёлого, даже детски шаловливого и увлекающегося до крайностей, иногда непозволительных; но это был такой человек, каких родится немного и которых грешно и стыдно забывать в одно десятилетие.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Покойный епископ Филарет Филаретов, кажется, знал об этом. По крайней мере, когда я его спрашивал, где погребена Елена Семеновна, — он, улыбаясь, махал рукою и отвечал: — Бог его знает, где он ее похоронил. Глава тридцать восьмая Как же относились к такому священнику люди? Моралисты и фарисеи его порицали, но простецы и «мытари» любили «предоброго Евфима» и, как писал мне преосвященный Филарет, «провожали его с большим плачем». Не каждого так проводят даже и из тех, кои «посягли все книги кожаны» и соблюли все посты и «субботы» . И как было не плакать о таком простяке, который являл собою живое воплощение добра! Конечно, он не то, что пастор Оберлин ; но он наш, простой русский поп, человек, может быть, и безалаберный, и грешный, но всепрощающий и бескорыстнейший. А много ли таких добрых людей на свете? А что думало о нем начальство? Кажется, неодинаково. О. Евфим служил при трех митрополитах. Митрополит Исидор Никольский был мало в Киеве и едва ли успел кого узнать. Преемник его Арсений Москвин не благоволил к Ботвиновскому, но покойный добрейший старик Филарет Амфитеатров его очень любил и жалел и на все наветы о Ботвиновском говорил: — Все, чай, пустяки… Он добрый. Раз, однако, и он призывал Евфима по какой-то жалобе или какому-то слуху, о существе коего, впрочем, на митрополичьем разбирательстве ничего обстоятельно не выяснилось. О разбирательстве этом рассказывали следующее: когда Филарету наговорили что-то особенное об излишней «светскости» Ботвиновского, митрополит произвел такой суд: — Ты Б атвин евск ой? — спросил он обвиняемого. — Б отвин овск ий, — отвечал о. Евфим. — Что-о-о? — Я Б отвин овск ий. Владыка сердито стукнул по столу ладонью и крикнул: — Врешь!.. Б атвин евск ой! Евфим молчал. — Что-о-о? — опросил владыка. — Чего молчишь? повинись! Тот подумал, — в чем ему повиниться? и благопокорно произнес: — Я Б атвин евск ой. Митрополит успокоился, с доброго лица его радостно исчезла непривычная тень напускной строгости, и он протянул своим беззвучным баском:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

Был в Киеве уездный казначей Осип Семенович Ту-ский, которого привез с собою из Житомира председатель казенной палаты Ключарев . Мы этого чиновника знали мало, а отец Евфим нисколько. Вдруг при одной поверке казначейства новым председателем Кобылиным оказался прочет в казенных суммах, кажется, около двадцати тысяч рублей, а может быть и несколько меньше. Казначей был известен своею честностью и аккуратностию. Как образовался этот прочет — я думаю, никто наверно не знает, потому что дело было замято; но ранее того семье казначея угрожала погибель. Об этом много говорили и очень сожалели маленьких детей казначея. Дошло это дело до Евфима и ужасно его тронуло. Он задумался, потом вдруг заплакал и воскликнул: — Тут надо помочь! — Как же помочь? надо заплатить деньги. — Да, конечно, надо заплатить. — А кто их заплатит? — А вот попробуем. Отец Евфим велел «запречь игумена» (так называл он своего карого коня, купленного у какого-то игумена) и поехал к Кобылину с просьбою подержать дело в секрете два-три дня, пока он «попробует». Председателю такое предложение, разумеется, было во всех отношениях выгодно, и он согласился ожидать, а Евфим пошел гонять своего «игумена». Объездил он всех друзей и приятелей и у всех, у кого только мог, просил пособить — «спасти семейство». Собрал он немало, помнится, будто тысяч около четырех, что-то дал и Кобылин; но недоставало все-таки много. Не помню теперь, сколько именно, но много что-то недоставало, кажется тысяч двенадцать или даже более. У нас были советы, и решено было «собранное сберечь для семьи», а казначея предоставить его участи. Но предобрейшему Евфиму это не нравилось. — Что там за участь детям без отца! — проговорил он, и на другой же день взнес все деньги, сколько их следовало. Откуда же он их взял? Он разорил свое собственное семейство: он заложил дом свой и дом тещи своей, вдовы протоиерея Лободовского, надавал векселей и сколотил сумму, чтобы выручить человека, которого, опять повторяю, он не знал, а узнал только о постигшем его бедствии…

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010