Молитвы эти дойдут до них. Они сами прошли и указали путь покаяния, и потому слова и воздыхания наши слышнее им. Будем же молиться, чтобы Господь даровал нам плач раскаяния во грехах наших молитвами наших небесных покровителей, первоверховных апостолов Петра и Павла. Аминь.     23 июля 1927 г. За всенощной Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Если вы откроете жития святых под сегодняшним числом, вы прочтёте сказание о чуде святой мученицы Евфимии — чуде, которое произошло во время IV Вселенского Собора. В предместье города стоял храм во имя мученицы Евфимии, в котором почивали её нетленные мощи. Мощи св. Евфимии творили славные чудеса. Страшное чудо совершалось ежегодно в день мученической кончины святой. Мощи её источали кровь, которую в этот же день после всенощной Патриарх торжественно собирал в особый сосуд. Вот в этом храме около прославленных многими чудесами мощей св. Евфимии и происходили заседания Собора, на котором обличалась ересь монофизитов. Когда споры не привели ни к чему, Святейший Патриарх Анатолий предложил положить свитки с исповеданием веры православных и монофизитов в гроб, где почивали мощи св. Евфимии. Были объявлены пост и молитва всего Собора о том, чтобы святая мученица явила знамение, указав, чьё исповедание веры истинное. Оба свитка с исповеданием веры были положены на грудь святой. На четвёртый день, когда открыли мраморную гробницу, в которой почивали мощи святой, свиток с исповеданием веры православных был в руках преподобной, а свиток с исповеданием веры монофизитов был у неё в ногах, и рука мученицы Евфимии поднялась и подала свиток с исповеданием веры православных Святейшему Патриарху. Великое утешение, укрепление веры (православных), восстановление наших немощных духовных сил черпаем мы из чтения о чудесах в житиях святых. Не мысль о том, что когда-то были чудеса, а ныне их нет, порождает в нас это чтение, оно точно открывает нам глаза, и мы начинаем чувствовать и видеть самый мир по–новому, самую жизнь по–новому начинаем ощущать. Да, ослабла духовная жизнь наша, немощен дух наш, угасает в нас ревность о Господе, о молитве, о спасении. Мы это с такой щемящей силой ощущаем, когда перед нами встаёт то, как жила, чем жила Святая Церковь в первые свои времена.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

Пятнадцатый день. Поучение 1-е. Свв. муч. Гурий, Самон и Авив. (Уроки от совершенного ими чуда: а) необходимо исполнять данную законную клятву, б) любить своих жен и в) в несчастиях не унывать, но со слезами обращаться с молитвою к Богу). I. Свв. муч. Гурий, Самон и Авив, пострадавшие за верность Христу в царствование Диоклитиана в г. Эдессе, почитаются покровителями и защитниками жен в случаях семейных неурядиц и несчастий, вследствие одного из их чудес. Некто из воинов греческого императора, готф, во время постоя в доме благочестивой вдовы Софии, жителъницы города Эдессы, женился на дочери ея, прекрасной Евфимии, между тем как был женат, т. е. совершил тяжкий грех прелюбодеяния. Когда он отправлялся с Евфимиею на родину, то София, при гробе св. ныне прославляемых мучеников, взяла с него клятву, что он не сделает никакой обиды ее дочери, а будет любить и беречь ее. Приближаясь к отечеству, готф объявил Евфимии, что он женат, и что она должна быть у жены его рабою, и угрозою смерти принудил ее к сему. У Евфимии родилось дитя. ! Жена готфа отравила ядом ребенка, а Евфимия, желая испытать, точно ли от этого яда умер ее ребенок, часть этого яда положила в пищу своей госпожи, которую она предполагала виновной к смерти ее сына. Предположение Евфимии, к несчастию, оправдалось; жена готфа скончалась. Родственники умершей решили, в наказание Евфимии, заложить ее в могильном склепе вместе с умершей. Тут Евфимия обратилась с великими слезами и молитвою к свв. мученикам Гурию, Самону и Авиву, и они мгновенно перенесли ее, во время сна, на родину в церковь к своему гробу. Проснувшись здесь, при совершении утрени, она рассказала всем о чуде своего спасения. Чрез несколько времени готфу пришлось быть в Эдессе, и он смело отправился к теще. София спрашивала о дочери; готф говорил, что она здорова, родила сына и скоро приедет для свидания с матерью. Когда же он говорил это, то София позвала дочь. Каково же было удивление и вместе страх готфа, когда он увидел Евфимию живою? Тогда, по приказанию начальника, казнили его смертию. (Чет.-Мин. ноября 15-го д.).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

III. Да благословит же Господь Бог наши брачные сочетания и наши семьи теми же небесными благословениями, какими Он благословляет нашу царственную Семью, которая являет Собой нам пример истинно-христианской семьи, украшенной всеми христианскими добродетелями и венцом их – великим милосердием ко всем бедным и беспомощным. (Это учение переделано нами из нашего же слова, помещенного первоначально в Московских Епархиальных Ведомостях за 1891 г. и произнесенного в Московском Большом Успенском Соборе. Прот. Григорий Дьяченко). Пятнадцатый день Поучение 1-е. Свв. мученики Гурий, Самон и Авив (Уроки от совершенного ими чуда: а) необходимо исполнять данную законную клятву б) любить своих жен и в) в несчастиях не унывать, но со слезами обращаться с молитвою к Богу) I. Cbb. мученики Гурий, Самон и Авив, пострадавшие за верность Христу в царствование Диоклетиана в г. Едессе, почитаются покровителями и защитниками жен в случаях семейных неурядиц и несчастий, вследствие одного из их чудес. Некто из воинов греческого императора, готф, во время постоя в доме благочестивой вдовы Софии, жительницы города Едессы, женился на дочери ее, прекрасной Евфимии, между тем как был женат, т. е. совершил тяжкий грех прелюбодеяния. Когда он отправлялся с Евфимиею на родину, то София, при гробе св., ныне прославляемых, мучеников, взяла с него клятву, что он не сделает никакой обиды ее дочери, а будет любить и беречь ее. Приближаясь к отечеству, готф объявил Евфимии, что он женат, и что она должна быть у жены его рабою, и угрозой смерти принудил ее к этому. У Евфимии родилось дитя. Жена готфа отравила ядом ребенка, а Евфимия, желая испытать, точно ли от этого яда умер ее ребенок, часть этого яда положила в пищу своей госпоже, которую она предполагала виновной в смерти ее сына. Предположение Евфимии, к несчастью, оправдалось; жена готфа скончалась. Родственники умершей решили, в наказание Евфимии, заложить ее в могильном склепе вместе с умершей. Тут Евфимия обратилась с великими слезами и молитвою к свв. мученикам Гурию, Самону и Авиву, и они мгновенно перенесли ее, во время сна, на родину в церковь к своему гробу.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Начальник совета в Иераполе Аристарх схватил св. апостола за волосы, но усохла рука его, и око ослепло, и уши оглохли. Сила крестного знамения Для исцеления Аристарха св. апостол повелел новопреосвященному Иру сотворить над ним крестное знамение, – и тот выздоровел. Превращение девицы в пламень Когда хотели обнажить сестру Филиппа Мариамну, она вдруг изменилась пред очами, и стала как пламень огненный. Возвращение из земли пожранных землею За осуждение св. апостолов Филиппа и Варфоломея на распятие – тотчас пожрала земля Анфипата, жрецов ехидны и множество народа; но св. ап. Филипп, повешенный на кресте, помолился за своих врагов, и выбросила их из себя земля, кроме Анфипата и жрецов. Лоза виноградная была знамением бессмертия Где вытекла кровь св. Филиппа, там выросла виноградная лоза, в знамение того, что св. апостол Филипп, по пролитии за Христа крови, наслаждается вечным веселием с Господом своим в царствии Его. 15. Св. муч. Гурий, Самон и Авив исповедники Клятва святыми важна Свв. мученики: Гурий, Самон и Авив почитаются покровителями и защитниками жен в случаях семейных неурядиц, вследствие одного из их чудес. Некто из воинов греческого императора, готф, во время постоя в доме благочестивой вдовы Софии, жительницы города Эдессы, женился на дочери ее прекрасной Евфимии, между тем как был женат. Когда он отправился с Евфимиею на родину, то София, при гробе св. мучеников, взяла с него клятву, что он не сделает никакой обиды ее дочери, а будет любить и беречь ее. Уповающий на помощь святых от смерти спасается Приближаясь к отечеству, готф объявил Евфимии, что он женат и что она должна быть у жены его рабою, и угрозою смерти принудил ее к сему. У Евфимии родилось дитя. Жена готфа отравила ядом ребенка, а Евфимия, желая испытать, точно ли от этого яда умер ее ребенок, часть этого яда положила в пищу своей госпожи, которую она предполагала виновной в смерти ее сына. Предположение Евфимии, к несчастью, оправдалось, жена готфа скончалась. Родственники умершей решили, в наказание Евфимии, заложить ее в склепе вместе с умершей. Тут Евфимия обратилась с молитвою к свв. мученикамъ Гурию, Самону

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

— Уже весна, солнце греет с каждым днем все жарче, неужто ты будешь носить его? — На себе тащить легче, чем грузить мула. — Да засунь его хотя бы в суму: мулу-то не все ли равно, везти тебя легко одетой и одежду в суме или тебя же, но укутанной в этот плащ, словно куль? Но переупрямить Фотинию пока еще никому не удавалось. Она и для ребенка прибрала каждую тряпочку, которая могла пригодиться в дороге. Своих вещей у харранок практически не было, но София одарила их новой одеждой, а для маленького Тумы пожертвовала самое маленькое и самое красивое шелковое покрывало, какое нашлось в доме. Об имуществе Евфимии нечего было и говорить: Фотиния норовила все ее приданое затолкать в переметные сумы. В результате вместо двух небольших мешков, которые мог снести мул, предназначенный для Евфимии, у няньки получилось шесть огромных тюков. София, и без того не находившая себе места, увидев результат Фотиньиных сборов, вознегодовала: — Ты что, увозишь мою дочь насовсем? Зачем ты собираешься тащить с собой все приданое, если вы едете только на два-три месяца, не больше? Аларих же обещал, что к концу лета, когда спадет жара, вы уже тронетесь в обратный путь! Зачем, скажи, Евфимии столько постельных принадлежностей? — Ну, чтобы все свое было в чужом доме… — Она не в чужой дом едет, а в дом своего мужа! Оставь это все, постели для нее с Аларихом я уже приготовила. А это что за сундучок? — Это женский набор. В пути, ты бы сама должна была сообразить, во время ежемесячных недомоганий могут быть сложности. — А у тебя что, опять начались ежемесячные недомогания? Возьми для Евфимии что надо на несколько раз и успокойся: вы будете путешествовать вряд ли больше трех месяцев. Фотиния, не переставая ворчать, принялась разгружаться. — Я очень рада за наших мулов! — тайком шепнула матери Евфимия. — Везти на себе нас да еще этот чудовищный груз тряпья! Жалко бедных животных. Мулов для Евфимии и Фотинии Аларих купил сам, причем выбраны им были животные спокойные, зрелого возраста : до сей поры та и другая ездили на мулах или на осликах только в их загородный дом, где в спокойные годы укрывались от летней городской жары, да к старцам, подвизавшимся в своих пещерах вдали от города.

http://azbyka.ru/fiction/jedesskoe-chudo...

В канон псковской бденной службы О. включен тот же богородичен светильна («Почитают прижитие Твое…»), что и в службе прп. Кириллу Белозерскому (пам. 9 июня) (ГИМ. Син. 885. Л. 351 об.). Служба подробно повествует о крещении княгини в Царьграде (К-поле) патриархом Фотием при имп. Иоанне Цимисхии. В этом прослеживается сходство с Пространным псковским Житием О. в списке РГАДА. Ф. 187. 41. Л. 467-474, атрибутируемым псковскому книжнику XVI в. Василию (Варлааму) ( Карпов А. Ю. Житие кнг. Ольги в редакции псковского книжника Василия (в иночестве Варлаама)//ОФР. 2003. Вып. 7. С. 66-88), где многократно упомянуты имена этих исторических деятелей, и с Житием О. в «Степенной книге». Создание гимнографических и агиографических текстов в честь Псковских святых и праздников с многочисленными заимствованиями из разных источников было характерно для творческой манеры Василия (Варлаама). Возможно, именно он является редактором-составителем псковской всенощной княгине. Еще одна редакция бденной службы дошла в дефектном списке 2-й пол. XVII в. (РНБ. Погод. 589б). Текст последования в ней имеет несомненное сходство с текстом псковской службы всенощного бдения по спискам РНБ. F.I.176; РГБ. Егор. 247 и, видимо, представляет собой его более позднюю переработку. Прослеживается сознательная редакторская правка: в службе О. по рукописи РНБ. Погод. 589б находится др. комплект славников и богородичнов, 2 тропаря (добавлен тропарь 8-го гласа), частично изменен текст песнопений и их место в богослужебном последовании. В рукописи кон. XVII - нач. XVIII в. (РНБ. Погод. 589а) содержится полиелейная служба на память О., представляющая собой компиляцию последований «преподобной жене единей» из печатной Минеи общей того же времени и простой службы О. Средневековые праздничные последования в честь О.- тексты бденных и полиелейной служб - не получили широкого распространения в рукописной традиции. Поскольку по крайней мере с XVI в. текст службы О. копировался как отдельно, так и вместе со службой мц. Евфимии, и в уставах XVI в. обычно приводились указания, как служить обеим святым в день их памяти 11 июля, это привело к смешению текстов и указаний, посвященных мц. Евфимии и О. В частности, предписания «на Литургии», изначально посвященные мц. Евфимии, стали восприниматься как исконные компоненты последования О. В ряд списков службы О. попали богородичны и крестобогородичны (РНБ. Кир.-Бел. 354/611), надписание 8-го гласа канона (вместо 5-го) (РГБ. Вол. 372; РБН. Соф. 414), а также указания на литургии, мученические по содержанию, из последования мц. Евфимии (РГБ. Троиц. 625). Ошибка попала и в печатную традицию: в издания Минеи, общей c праздничной, с 1637 по 1687 г. (11 изданий), в Трефологион 1638 г. и в июльскую Минею 1646 г., в к-рых служба О. индивидуальная, без соединения с памятью мц. Евфимии, но указания на литургии - мученические.

http://pravenc.ru/text/2578361.html

О находившихся в них погребениях или реликвиях сведений нет. Мощи вмц. Евфимии были перенесены в этот храм из Халкидона, скорее всего в нач. VII в., в связи с угрозой разорения Халкидона персами. В иконоборческий период, при имп. Константине V или его отце Льве III Исавре, церковь была десакрализована; мощи святой были выброшены в море, а здание нек-рое время служило военным арсеналом. В 796/7 г. мощи были торжественно возвращены и храм восстановлен императрицей св. Ириной. Свидетельства паломников XII-XV вв. содержат противоречивые данные о наличии в церкви мощей вмц. Евфимии, однако очевидно, что храм просуществовал до тур. завоевания. Он пострадал в пожарах 1203 г., во время лат. правления находился в запустении; был восстановлен в кон. XIII в. и тогда же был украшен фресками, фрагменты к-рых частично сохранились и были раскрыты археологами (ныне экспонируются в музее Топкапы). На одной из фресок было изображено мученичество св. Евфимии. Храм был разрушен вместе со зданиями всех окружающих, наполовину запустевших кварталов, скорее всего, во время строительства большого сераля Ибрагимом-пашой в 20-х гг. XVI в. Монастырь вмц. Евфимии в квартале Олибрия (50) (ν τ Ολυβρου) ( Janin. 1969. P. 124-126). На основе 2 сохранившихся эпиграмм Жанен предположил, что строительство церкви было начато Лицинией Евдоксией, супругой имп. Валентиниана III после ее прибытия в К-поль в 462 г. и полностью окончено ее дочерью Галлой Плацидией и зятем Олибрием до 472 г., когда он был провозглашен рим. императором. Украшением церкви занималась также и Аникия Юлиана, внучка Лицинии Евдоксии. Вероятно, уже в кон. V или нач. VI в. рядом с церковью возник одноименный мон-рь. В Синаксаре К-польской ц. (X в.) говорится, что 13 авг. в ц. вмц. Евфимии совершалась торжественная служба мученикам Памфилию и Капитону (SynCP. Col. 890). Обитель и церковь находились на пути, соединявшем собор св. Апостолов и квартал Филадельфион (Θιλαδλφιον); они практически полностью перестали упоминаться в документах и др.

http://pravenc.ru/text/2057122.html

Закрыть itemscope itemtype="" > 28 ноября - память мучеников и исповедников Гурия, Самона и Авива 28.11.2006 296 Время на чтение 4 минуты Мученики Гурий, Самон и Авив, пострадавшие за верность Христу в царствование Диоклетиана в городе Едессе, почитаются покровителями и защитниками жен в случаях семейных неурядиц и несчастий, вследствие одного из их чудес. Некто из воинов греческого императора, готф, во время постоя в доме благочестивой вдовы Софии, жительницы города Едессы, женился на дочери ее, прекрасной Евфимии, между тем как был женат, т.е. совершил тяжкий грех прелюбодеяния. Когда он отправлялся с Евфимиею на родину, то София, при гробе ныне прославляемых мучеников, взяла с него клятву, что он не сделает никакой обиды ее дочери, а будет любить и беречь ее. Приближаясь к отечеству, готф объявил Евфимии, что он женат и что она должна быть у жены его рабою, и угрозой смерти принудил ее к этому. У Евфимии родилось дитя. Жена готфа отравила ядом ребенка, а Евфимия, желая испытать, точно ли от этого яда умер ее ребенок, часть этого яда положила в пищу своей госпоже, которую она предполагала виновной в смерти ее сына. Предположение Евфимии, к несчастью, оправдалось - жена готфа скончалась. Родственники умершей решили, в наказание Евфимии, заложить ее в могильном склепе вместе с умершей. Тут Евфимия обратилась с великими слезами и молитвою к святым мученикам Гурию, Самону и Авиву, и они мгновенно перенесли ее, во время сна, на родину в церковь к своему гробу. Проснувшись здесь, при совершении утрени, она рассказала всем о чуде своего спасения. Через несколько времени готфу пришлось быть в Едессе, и он смело отправился к теще. София спрашивала о дочери; готф говорил, что она здорова, родила сына и скоро приедет для свидания с матерью. Когда же он говорил это, то София позвала дочь. Каково же было удивление и вместе страх готфа, когда он увидел Евфимию живой? Тогда, по приказанию начальника, казнили его смертью. Этот рассказ из истории чудес, совершенных мучениками Гурием, Самоном и Авивом, научает нас, братия, многим великим истинам.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/1...

188. Евфимиев – Благовещенский – Плотинский или Плотницкий , женский, совсем уничтоженный монастырь в Новгороде, на Торговой стороне, по прав. берегу Волхова, в 1 вер. вниз течения от кремля. Основан в 1197 г., когда „постави монастырь св. Евфимии, в Плетьниках, Полюжая городышиниця Жирошкина деци“. Это известие варьируется: под 6706 (1198) год. в летописи говорится: „Заложиша церковь каменну св. Евфимии в монастыре, в Плотинском конце, владыка Мартирий, а зданием и послужением Городнича Широшника дщи». Но впоследствии этот монастырь, вероятно, по каким-то причинам запустел, так как под 6922 (1414) год. встречаем запись: „В Великом Новеграде совершиша церковь каменну св. великом. Евфимии, в Плотницах и устроиша девичь монастырь». В 1553 г. „свершена бысть церковь каменая Благовещения, на старом окладе, в Офимьени монастыре, а свящал владыка Макарий собором». По штатам в 1764 г. положен во 2-м классе, но в 1787 г. переведен в Духов мон., в который тогда же перенесена часть мощей св. Евфимии. В 1807–1808 год. строения все разобраны. “Ист. Росс. Иер.”, IV, 97; Ратшин, 395; “Полн. собр. Закон.”, 1813 г., XXII, 16338; Макарий, “Археол. опис. церков. древ. Новгр.”, I, 334, 346, 398, 399; И, 67, 112, 175, 181; “Новгор. Сборн.”, IV, Отд. 6, 30; “Ист. разгов. о древн. В. Новгр.”, 86; Строев, “Спис. иер. и наст. м-рей”, 108, 46; “Акты Археогр. Эксп.”, III, 145 (Ц. гр. 1623 г. о сборе денег на постр. мостов); “Новгород. писцов. кн.”, II, 464, 612; Макарий, “Ист. Р. Ц.”, III, 76; IV, 203; “Известия Археол. Общ.”, 1863 г., IV, 17 (Поручная запись по пономаре, 1682 г.; игуменья Маремьяна); “Временник Общ. ист. и древ.”, 1850 г., VI, 76 (писцов. кн. 1583 г.; назван «Офимьин на Запольской улице»); Калачов, “Акты юрид. быта древн. Росс.”, II, 437, 150 (Купчая 1612 г. на лавку; старица Евфимия); “Чтения в И. Общ. ист.”, 1860 г., III, Отд. 1, 151 (в 1744 г. имел 390 душ крест.); “Полн. собр. лет.”, III, 21, 127, 217 (основ. м-ря 1197 г.), 199 (в 1533 г. совершена церк. кам. Благовещ.), 236 (в 1414 г. возобновлен); VI, 290 (в 1533 г. освящ. церк. Благовещ.); VIII, 158 (в 1471 г. от иконы пресв. Богород. многащи слезы яко струи от очию исхожаху); 32 (в 1199 г. постави Поляжай церк. св. XV, 287 (в 1197 г. постави м-рь св. Евфимии, в Плотниках); Иванов, “Опис. госуд. архива старых дел”, 287 (в 1631 г. патр. Филарет Никитич пожаловал в м-рь книгу Часовник печатный), 288 (тоже книгу Минею Общую печатную и Шестоднев), 290 (тоже Триодь Цветную печатную); “Русск. истор. Библиот.”, III, 899, 900, 901, 903, 918, 975, 978 (патр. Филарет в 1631–32 г. пожаловал м-рю печатн. книги; ча-совник, минею общую, шестодневец, триодь цветную, служебник, триодь постную и Крест, на котором резаны праздники).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Август. 762 Минея четья за августе в Моск. Академии: (с нею совершенно сходна Троицкая минея 681, писанная в 1627 году). 1 день. Страсть святых Макковея Елеазара и Иермия и Соломонии и 7 сынов. Антиоху царю сыну Селевкиину, убившу Птоломея и приим Египет. В той же день слово I. Златоустого о Макковеих и о матери их: яко ясен и радостен град. В той же день празднуем Всемилостивому Христу и Пречистей его Матери: ведети есть о сем нам, возлюбленная братия, еже пантократный день милости Божией празднуем. 2 день. Перенесение мощей первомуч. Стефана от Иерусалима в Царьград: во царство великого Константина явишася мощи. Мучение св. Стефана, патриарха римского: во времена Валериана Галина зловерную, инии же себе реюще. Слово св. Лукиана на пренесение мощей архид. Стефана: Стефан же исполнь сый благодати и веры. Начало принесения мощей св. ап. Стефана: Позде же бывше прииде Иуалианея ко архиепископу Кирилу. Слово I. Златоустого на пренесение мощей архид. Стефана. чувьственное солнце на земли воссия аки деньница. Муч. св. славн. и всехвальн. первомуч. архидиакона Стефана: памяти добрая предлежащая возлюбленнии. Житие и слово похвально св. Христа ради юродивому Василию чудотворцу Московскому: благословен Бог Отец Господь Вседержитель. Повесть душеполезна и чудеса блажен. Василия: радуйся дом своих родителей оставил еси. Знамение ужасно и преславно и како спасен бысть град Москва от нашествия безбожных татар, иже к Богу молитвами ПречистыяБогородицы: древле убо многа и неисчетна чудеса сотворяхуся. О великом сугубом пожаре и о милостивом защищении: благочестивому и христолюбивому и человеколюбивому князю Василию Ивановичу. 3 день. Преложение честного и многочудесного тела преп. и Богоносного отца нашего Антония римлянина: по преставлении же преп. отца нашего Антония чудотворца летом минувшим 450 едино лето, преложено бысть преподобного тело в лето 7105 (1597 г.). 4 день. Страсть седми отрок, иже во Ефесе: когда воцарися Декий царь и прииде во Ефес от Карфагенского града. Мучение св. и блаженные мученицы Евдокеи: внегда ельлинским требам неправды законы держаша мнози.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010