Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИРИНЕЙ (Орда Харисим Михайлович; 1837 (по др. данным, 1836), с. Самовица Золотоношского у. Полтавской губ.- 10.04.1904, Орёл), еп. Орловский и Севский. Род. в бедной семье священника, в юности читал и пел на клиросе. Учился в Полтавской ДС, затем в КДА, в студенческие годы опубликовал в «Трудах Киевской Духовной Академии» перевод сочинения Ф. Шаффа «История церковной истории» (ТКДА. 1861. 6. С. 200-238; 8. С. 439-471; 11. С. 279-316). В 1861 г. окончил КДА со степенью кандидата богословия и 1 нояб. того же года назначен преподавателем в Екатеринославскую ДС. 26 апр. 1864 г. удостоен степени магистра богословия, 15 июля того же года переведен в КДС преподавателем Свящ. Писания. В 1872-1876 гг. редактировал ж. «Воскресное чтение» , опубликовал более 50 статей, в т. ч. публицистического характера («Религиозность женщины», «О танцах», «Христианские обязанности по отношению к прислуге», «Нечестный заработок хлеба», «Клеветникам», «О дуэли», «О последствиях тайных грехов», «Поведение христианина в болезни» и др.). 25 сент. 1877 г. Орда был рукоположен во иерея к церкви при Киевском жен. уч-ще духовного ведомства, назначен законоучителем 3-й Киевской гимназии, в 1878 г. перемещен к киевской ц. св. Николая Доброго. Одновременно служил благочинным киево-подольских церквей. 4 авг. 1883 г. Орда был пострижен в монашество с именем Ириней, 15 сент. того же года назначен на должность ректора КДС, 25 сент. возведен в сан архимандрита. В семинарской библиотеке организовал иностранный отдел. В 1883-1888 гг. И. состоял редактором семинарского ж. «Руководство для сельских пастырей» и приложения к нему - «Богословского библиографического листка», публиковал в них свои статьи, обычно анонимно или под псевдонимами. С 1884 г. председатель епархиального училищного совета. С 1887 г. по инициативе и под контролем И. при епархиальном училищном совете издавался ж. «Церковно-приходская школа» .

http://pravenc.ru/text/674021.html

Митрополье. Церковь Новомучеников и исповедников Церкви Русской. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Храм Новомученников и Исповедников Российских в с. Митрополье построен по благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия. Чин освящения закладного камня был осуществлен благочинным церквей Пушкинского округа протоиереем Иоанном Монаршеком 12 сентября 2004 года. 26 сентября 2006 года на храм был поднят купол, 27 сентября на купол установлен Крест. Исторически храм был в старой части деревни в честь Святителя Николая Чудотворца. Сейчас на этом месте построена воскресная школа и планируется строительство храма. http://troitsa-pushkino.ru/ Существовавшая ранее церковь Николая Чудотворца в селе Митрополье. Церковь Николая Чудотворца в селе Метрополье в начале XVII ст. была деревянная, когда построена – неизвестно. О ней первое сведение встречается в приходной окладной книге Патриаршего казенного приказа за 1628 г.: «церковь Николая Чудотворца в селе Митрополичьем, дани 6 алтын, по наказу гривна, апреля в 8 день на 1628 г. те деньги взято». Под 1635 г. пишется: «в государеве дворцовом селе Митрополичье дани рубль, 2 алтына, 2 деньги, десятильничих и заезда гривна». По писцовым книгам 1631-33 гг. значится: «в селе Митрополичьем Николаевской церкви церковной паханой земли в пустоши Матвейкове 2 дес., да лесом поросло 14 дес. в поле, сена по реке Вязи 17 копен, лесу полторы десятины». В записной книге Патриаршего казенного приказа печатных пошлин за 1720 г. значится: «июня в 13 день запечатан указ о строении церкви, по челобитью Московского уезда, дворцового села Митрополья, Николаевского вдового попа Алексея Васильева с прихожанами, велено им в том селе, вместо сгорелой церкви, построить на прежнем церковном месте вновь церковь деревянную во имя Рождества Пресвятой Богородицы, да в приделе Николая Чудотворца; пошлин 2 гривны взято». В Синодальном казенном приказе производилось дело об освящении новопостроенной церкви Николая Чудотворца, что в селе Митрополье. Дело началось по прошению священника Николаевской церкви Алексея Васильева. В прошении, поданном в казенный приказ 1724 г. 23 ноября, написано: «по указу и по благословенной грамоте повелено, вместо сгорелой церкви, построить на том же погосте вновь деревянную церковь Рождества Пресвятой Богородицы, да в приделе Николая Чудотворца и оная церковь Николая Чудотворца построена и к освящению изготовлена, а церковь Рождества Пресвятой Богородицы, за скудностью приходских людей, не построена, и дабы указом повелено было оную церковь Божию Николая Чудотворца освятить на старом антиминсе и о том дать освященную грамоту». Резолюция: «1724 году ноября в 30 день дать указ об освящении и антиминс».

http://sobory.ru/article/?object=36628

— Могут ли прихожане московских храмов принять каким-либо образом участие в помощи сирийским христианам? — Помочь можно молитвой, другая помощь — материальная — возможна с благословения Святейшего Патриарха Кирилла. — Церковь в России не гонима, и нам трудно представить себе на практике подвиг исповедничества. Как сохранить веру в благополучные времена? По Вашему ощущению, религиозны ли люди в Москве? — Церковь в России перестала быть гонимой совсем недавно, и для многих подвиг исповедничества — это не слова из учебника истории. В России религиозность очень связана с патриотизмом, через который многие укрепляют свою веру. Москвичи любят Церковь, и надо только нам, духовенству, быть добрым примером для мирян, привлекая их в Церковь любовью и заботой. — Как Вы собирали общину в вашем храме? Кто в нее входит? — Я с радостью вспоминаю тех бабушек, которые были моей первой общиной в Москве, которые хранили православную веру. Низкий поклон им. Потом моя паства обогатилась теми, кто крестился и венчался у нас на подворье, потому что тут они могли не бояться преследований (мы не спрашивали паспорт, как тогда было положено, и таким образом их данные не попадали в соответствующие органы). Несмотря на то, что многие уехали из центра города, они сами и теперь уже их дети и внуки приезжают в наш храм на праздники и на воскресные службы. — При советской власти Антиохийское подворье действительно было местом настоящего тайного паломничества: только там человек мог креститься или венчаться без «регистрации». Какой была жизнь прихода в то время? — К нам часто приезжали гости — христиане из других стран: Ближнего Востока, Европы, Америки — которые могли общаться в стенах подворья с прихожанами. Это были интересные и полезные встречи, приоткрывавшие железный занавес. Гости везли с собой книги: Библию, молитвословы, богословские сочинения, которые мы раздавали на приходе. Тогда у нас существовал единственный в Москве детский хор, была открыта первая воскресная школа. С советских времен на подворье существует традиция благотворительных обедов.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/2896885...

— Монахов полтора десятка, еще подвизаются семеро послушников. В священном сане у нас девять человек. Большинство насельников местные, есть пришедшие с Севера (например, наш благочинный родом из Санкт-Петербурга), двое с Балтики. Монастырь небольшой, по современным меркам провинциальной России его можно назвать средним. Он, пожалуй, отличается сравнительно солидным штатом наемных работников. Наш монастырь располагается не в пустыне, он тесно связан с миром. Скажем, просфорами мы обеспечиваем свыше трех десятков храмов и монастырей Брянской митрополии, да и для внутренней повседневной литургической жизни монастыря просфор требуется больше, чем ­раньше: за Божественной литургией совершается очень много поминовений всех жертвователей, внесших лепту в восстановление монастыря. Сейчас наша просфорня размещается в отремонтированных помещениях у восточной стены, между братской трапезной и церковной лавкой. Четвертый год при монастыре работает швейная мастерская. Популярна у брянчан воскресная школа для детей от 7 до 14 лет, где уже свыше трех десятков учеников. В нижнем ярусе храма преподобных Антония и Феодосия открыта новая библиотека, доступная, помимо братии, также и прихожанам (судьба фондов старой, дореволюционной, нам, к сожалению, неизвестна, за исключением нескольких нотных сборников партесного и знаменного пения, бережно сохраненных старожилами соседнего села Супонево). Запущен в эксплуатацию полноценный свечной цех. Есть еще кухня, небольшой птичник и обширное огородное хозяйство, включая картофельное поле площадью около гектара. С другой стороны, монастырские производства позволяют нам кое-что зарабатывать. Крупных благотворителей у нас нет, и монастырь в основном живет на пожертвования небогатых верующих. Возможно, потому далеко не все в монастыре развивается так быстро и успешно, как хотелось бы. В то же время дополнительный доход обеспечивает устойчивое существование важнейших объектов в нашем ведении. В первую очередь это, конечно, архитектурный ансамбль обители — наследие семи столетий, развивавшееся с конца XII до ХХ века. Это результат грандиозного труда десятков поколений, относиться к которому халатно мы не вправе.

http://e-vestnik.ru/church/igumen_aleksi...

— Монахов полтора десятка, еще подвизаются семеро послушников. В священном сане у нас девять человек. Большинство насельников местные, есть пришедшие с Севера (например, наш благочинный родом из Санкт-Петербурга), двое с Балтики. Монастырь небольшой, по современным меркам провинциальной России его можно назвать средним. Он, пожалуй, отличается сравнительно солидным штатом наемных работников. Наш монастырь располагается не в пустыне, он тесно связан с миром. Скажем, просфорами мы обеспечиваем свыше трех десятков храмов и монастырей Брянской митрополии , да и для внутренней повседневной литургической жизни монастыря просфор требуется больше, чем ­раньше: за Божественной литургией совершается очень много поминовений всех жертвователей, внесших лепту в восстановление монастыря. Сейчас наша просфорня размещается в отремонтированных помещениях у восточной стены, между братской трапезной и церковной лавкой. Четвертый год при монастыре работает швейная мастерская. Популярна у брянчан воскресная школа для детей от 7 до 14 лет, где уже свыше трех десятков учеников. В нижнем ярусе храма преподобных Антония и Феодосия открыта новая библиотека, доступная, помимо братии, также и прихожанам (судьба фондов старой, дореволюционной, нам, к сожалению, неизвестна, за исключением нескольких нотных сборников партесного и знаменного пения, бережно сохраненных старожилами соседнего села Супонево). Запущен в эксплуатацию полноценный свечной цех. Есть еще кухня, небольшой птичник и обширное огородное хозяйство, включая картофельное поле площадью около гектара. С другой стороны, монастырские производства позволяют нам кое-что зарабатывать. Крупных благотворителей у нас нет, и монастырь в основном живет на пожертвования небогатых верующих. Возможно, потому далеко не все в монастыре развивается так быстро и успешно, как хотелось бы. В то же время дополнительный доход обеспечивает устойчивое существование важнейших объектов в нашем ведении. В первую очередь это, конечно, архитектурный ансамбль обители — наследие семи столетий, развивавшееся с конца XII до ХХ века. Это результат грандиозного труда десятков поколений, относиться к которому халатно мы не вправе.

http://patriarchia.ru/db/text/5517679.ht...

Москва. Троицкое подворье Покровского монастыря в Троице-Лыкове. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Успенская церковь в Троице-Лыкове Карта и ближайшие объекты Построен в 1851-52 гг. на средства, собранные генерал-майором Н. Бутурлиным в его усадьбе в с. Троице-Лыкове, на зап. Москвы, на правом высоком берегу р. Москвы, напротив Серебряного бора. Каменный, в русско-византийском стиле. Главной престол — Успения Пресвятой Богородицы, приделы — свт. Николая Чудотворца и великомученицы Екатерины. В 1876 г. на средства владельцев усадьбы купцов-чаеторговцев Корзинкиных при храме открыта женская богадельня, в 1891 г. — лечебница для бедных. В 1903 г. на средства Ю.М. Корзинкиной пристроена двухэтажная трапезная и колокольня (архитектор С.Ф. Кулагин). Закрыт около 1930 г. Обезглавлен, переделан. В нем размещались клуб, производственно-техническое училище, столовая и в 1980-х гг. — склад красок, который сгорел, пострадало внутреннее архитектурное убранство храма. Богослужения возобновлены 29 ноября 1990 г. Святыни — особо чтимые иконы Божией Матери Иверская, Державная, Ченстоховская. При храме — воскресная школа для детей и взрослых, общеобразовательная гимназия. В 50 м к северо-востоку от храма находился одноименный деревянный храм, сооружённый в нач. XVII в. боярином Б.М. Лыковым (владелец села в 1627-44 гг.). Этот храм не закрывался, но в 1936 г. был сожжен (не восстановлен). Успения Пресвятой Богородицы в Троице-Лыкове церковь (Одинцовская улица, дом 24). Современное церковное здание в русско-византийском стиле выстроено в 1852 г. Храм имел приделы великомученицы Екатерины и святителя Николая. В нем находились трехъярусные резные вызолоченные иконостасы. В 1903 г. выстроили двухэтажную трапезную и новую колокольню (архитектор Кулагин). В 1904 г. освятили устроенный на хорах с южной стороны придел Казанской иконы Божией Матери. Вскоре был освящен и придел преподобного Серафима Саровского. Храм закрыли в 1930 г. Были уничтожены купол и колокольня. Богослужения возобновились 29 марта 1990 г.

http://sobory.ru/article/?object=03417

Москва. Церковь Сергия и Германа Валаамских. Карта и ближайшие объекты Основан в 1901 г.на верхнем этаже здания подворья Валаамского Преображенского монастыря, построеного в 1900-03 гг. арх. А.Н. Рооп, на земле, пожертвованной С.С. Прусаковым, с главным престолом во имя препп. Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев. Двухсветовой храм вмещал до 1 тыс. прихожан. На первом этаже в 1900 г. основана часовня препп. Сергия и Германа Валаамских. Нижний этаж был облицован валаамским гранитом, стены  из разноцветного валаамского мрамора. Пол — плиточный. Архитектура подворья в русско-византийском стиле. Святыни - список с чудотворной Валаамской иконы Божией Матери, икона св. благ. кн. Александра Невского с частицей мощей. В 1922 г. власти изъяли из храма св. 5 пудов серебряных церковных украшений и утвари. Закрыт в 1926 г. Разграблен. Сломана колокольня (на углу здания). В здании подворья находилась районная поликлиника (во время Великой Отечественной войны — госпиталь). В подворье - швейная мастерская, воскресная школа, библиотека. В 1993 г. здание возвращено РПЦ в аварийном состоянии. В начале 1995 г. для оказания помощи Научно-исследовательскому институту нейрохирургии им. академика Н.Н. Бурденко на подворье образовано сестричество во имя Казанской иконы Божией Матери. К подворью с 1995 г. приписан домовый храм свт. Николая Чудотворца при Институте нейрохирургии им. Н.Н. Бурденко. Александра Невского, благоверного князя, на подворье Спасо-Преображенского Валаамского монастыря церковь (2-я Тверская-Ямская улица, дом 52). 27 июля 1900 г. настоятель Валаамского Спасо-Преображенского монастыря игумен Гавриил с братией совершил закладку монастырского подворья. Четырехэтажное здание было построено на углу 2-й Тверской-Ямской улицы и переулка Александра Невского, ведущего к Миусской площади. Автором проекта был архитектор А.Н. Рооп. Здание было облицовано валаамским гранитом. В нем на верхнем этаже была устроена церковь во имя валаамских чудотворцев Сергия и Германа, небесных покровителей монахов (освящена 18 октября 1901 г.). В честь этих же святых 8 октября 1900 г. освятили часовню на первом этаже подворья. Помещение часовни находилось в углу здания, вход в нее был украшен тремя арками с луковичными главками на стене, сохранившимися до наших дней. На крыше здания над часовней была поставлена небольшая звонница. В 1901 г. освятили придел Иерусалимской Божией Матери. Храм Валаамского подворья был весьма обширным и мог вмещать до 1000 молящихся.

http://sobory.ru/article/?object=09505

Москва. Церковь Троицы Живоначальной в Орехове-Борисове. Троицкая церковь в Орехове-Борисове (1000-летия Крещения Руси) Церковь. Действует.   Престолы: Троицы Живоначальной Год постройки:Между 2001 и 2004. Архитектор:М. Посохин, В. Колосницкий (и др.) Ссылки:     Адрес: Россия, г. Москва, Каширское ш., д. 61А Координаты: 55.62744, 37.71181 Проезд:от метро Домодедовская - автобус е80; от МЦД-2 Москворечье - автобусы м83, м86, с848, 899 - остановка парк Борисовские пруды; метро Шипиловская - автобус м86 остановка парк Борисовские пруды (остановка у храма); метро Орехово - автобус м83 остановка парк Борисовские пруды (остановка у храма) Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Храм на Борисовских прудах спроектирован в византийском стиле; представляет собой однокупольное крестообразное здание с четырьмя приделами; высота с крестом – 70 м; вместимость – до 4 тыс. человек. Фарфоровый иконостас выполнен в традициях Кузнецовских мастерских XIX в. В цокольном этаже храма расположен баптистерий для крещения взрослых через полное погружение. В комплекс Патриаршего подворья на Борисовских прудах также входят дом причта, воскресная школа, звонница и часовня во имя св. блгв. кн. Александра Невского. К весне 2004 года строительство храмового здания было завершено. Задумывался как памятник 1000-летия Крещения Руси. Проектируя надвратную колокольню, разработчики рассматривали два варианта: строить ее как отдельно стоящую или надвратную. Решение было выбрано в пользу надвратной. И действительно, выбор оказался удачным: звонница стала украшением храмового комплекса, выполняя при этом свою прямую функцию. Нестандартностью размеровов она обязана центральному входу на территорию комплекса, размещенному под звонницей. Звонница была построена в рекордно короткие сроки, но внешняя отделка мраморными украшениями потребовала немало времени. Округлая форма, голубой купол, мраморные украшения – все подобрано в едином стиле со всем комплексом. Еще в 2001 году были привезены 11 колоколов (самый большой из них весит почти 2500 килограмм), которые только в 2002 году были установлены на звоннице, а уже в 2003 году на звоннице был возведен помост и смонтирована «система управления». Надо отметить, что звоны на протяжении трех лет строительства ни разу не прекращались и сопровождали еженедельные воскресные молебны с чтением акафистов.

http://sobory.ru/article/?object=03315

Москва. Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Щапове. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. «Село Щапово в Молоцком стане Московского уезда» упоминается в 1607 г. После Смуты боярин В. П. Морозов заложил в своей вотчине новое село и поставил церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. В 1779 г. стараниями нового владельца села В. В. Грушевского построена каменная церковь со шлемообразным купольным завершением. В 1815 г. село купил И. С. Арсеньев, впоследствии Е. Арсеньева пристроила к церкви придел во имя мч. Иоанна Воина. В 1889 г. новый владелец села, московский фабрикант И. В. Щапов занялся благоустройством церковного прихода. Были построены два дома притча, каменное здание церковноприходской школы, в которой обучалось до 200 детей. После революции внутреннее убранство церкви было уничтожено. Храм использовали под кузницу, мастерские и склад удобрений. В середине 1980-х гг. храм отреставрировали, устроив там концертный зал. В 1996 г. Успенскую церковь освятил митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий. В настоящее время приходская жизнь налажена, действует воскресная школа, община занимается благотворительной и духовно-просветительской деятельностью. В Москве, в Архиве древних актов, хранятся рукописные сборники – Писцовые книги. В одной из них – запись 1607 года, упоминающая «село Александровское в Молоцком стане Московского уезда», когда то село «почели селить». После окончания в 1612 году Смутного времени боярин Василий Петрович Морозов закладывает в своей вотчине в честь победы над поляками новое село, где на высоком месте, над речкой Лубенкой ставит церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. Кто же этот Александр, в честь которого было названо село? Сын родоначальника Морозовых, Терентий Михайлович, был боярином святого благоверного князя Александра Невского и отличился в Невской битве 15 июля 1240 года. А его правнук служил воеводой в Передовом полку, который принял на себя основной удар в Куликовской битве. Через века победа на Неве перекликается с победой над польско-литовскими захватчиками, являя собой неувядаемую славу русского оружия и подвиг священномученика Ермогена, Патриарха всея Руси, уморенного голодом поляками.

http://sobory.ru/article/?object=10085

Мукачево. Николаевский Мукачевский монастырь. Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:Между 1360 и 1414. Ссылки:   Адрес: Украина, Закарпатская область, г. Мукачево, ул. Василия Пронина, д. 2 Координаты: 48.455314, 22.734489 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Монастырь основал князь Феодор Кориатович (? – 1414 г.) ВС 1491 г. обитель стала резиденцией мукачевских епископов, со 2-й пол. XVII в. перешла к униатам. В 1947 г. снова стал православным монастырём и преобразован в женский. 28 августа 1949 г. в монастыре был подписан акт о воссоединении закарпатских униатов с Русской Православной церковью. В ансамбль монастыря входят: Николаевский собор 1789-1804 гг., келейные корпуса с колокольней 1766-1772 гг., ограда с башнями XVII в. При монастыре действует воскресная школа для взрослых и детей. Находится на Чернечей горе.Основан подольским князем Федором Корятовичем. В публикациях встречаются и другие годы основания монастыря (1396—1398 гг. и 1414 г.). Есть утверждения, что Корятович лишь обновил монастырь, основанный раньше. Монастырь вначале был деревянным. В 1661 г. архит. С. Пьяненсом построена каменная церковь-ротонда. Разобрана в 1826 г. Ансамбль монастыря включает церковь, кельи, ограду с башнями XVII в. и старинную винокурню. В монастыре создавалась летопись, была собрана большая библиотека, переданная впоследствии Ужгородскому государственному университету. Николаевская церковь возведена в 1789—1804 гг. Памятник построен в классическом стиле с заметными барочными влияниями. В плане — вытянутый прямоугольник с полукруглой апсидой и квадратной двухъярусной башней-колокольней на западе. Стены выложены из кирпича и оштукатурены. Фасады расчленены филенками, окна обрамлены наличниками. В интерьере сохранилась настенная живопись середины XIX—XX вв. Частично стенопись выполнена в 1910—1911 гг. худож. Ю. Вирагом в технике масла. В 1978—1979 гг. живопись отреставрирована художниками-реставраторами А. И. Марампольским, Р. М. Юсимом, В. И. Подкопаевой. В крипте собора похоронен строитель монастыря Д. Рац (1710—1782 гг.).

http://sobory.ru/article/?object=07695

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010