Карачев. Собор Михаила Архангела. Карта и ближайшие объекты История храма во имя Архангела Михаила восходит к XII столетию, когда город Карачев впервые упоминается в Ипатьевской летописи 1146 года. Как и все древние города Руси, город Карачев от многочисленных врагов был укреплен земляными валами, на которых стоял деревянный кремль, долгое время являвшийся резиденцией Карачевских князей. Одним из храмов кремля был храм во имя Святого великомученика Георгия, который, вероятно, был разрушен в годы Смуты и самозванцев. При возобновлении города, после Смутного времени, на месте разрушенного храма был сооружен деревянный храм во имя Архистратига Михаила, просуществовавший около столетия и в середине XVIII века замененный каменным. При начальном устройстве в храме был один престол во имя Архистратига Михаила. В 1786 году сооружен первый придел в честь Страстной иконы Божией Матери; в 1809 году воздвигнут второй придел во имя Святителя Димитрия Ростовского и сооружена колокольня. В 1844 году карачевским купцом Николаем Бочаровым устроен третий придел в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших». И, наконец, в 1848 году церковным старостой Константином Писковитиным сооружен четвертый придел во имя Великомученика Георгия Победоносца. В 1900 году вместо разобранной колокольни была сооружена деревянная звонница. После государственного переворота 1917 года храм во имя Архистратига Михаила некоторое время оставался действующим и был закрыт в 1938 году. Перед войной была разобрана звонница. В 1941 году во время немецкой оккупации храм был открыт. В 1961 году храм снова закрыли советские власти. В 1973 году здание храма передано детской спортивной школе, затем в нем устроили склад стройматериалов. В 1989 году здание храма было возвращено верующим, начались возстановительные работы. В 1990-1992 годах возстановлены росписи храма, в 1994-1996 годах была возстановлена колокольня. С 2003 года при храме действует Воскресная школа. Сведения взяты из статьи " Действующие храмы Брянской епархии " опубликованной в " Брянском Православном Календаре. 2007 год от Рождества Христова " (Издание Брянского Епархиального Управления, 2007г.)

http://sobory.ru/article/?object=01627

Клязьма. Церковь Спаса Нерукотворного Образа. Спасская церковь Карта и ближайшие объекты Спасская церковь. Построена в 1916 г. (архитектор - С. Вашков, ученик Васнецова), расписать и освятить перед 1917 г. не успели. Сейчас передана общине, действует. Храм Спаса Нерукотворного был построен в 1913-1916 гг. в честь 300-летия празднования дома Романовых. Не было только внутренней росписи. В связи с грозными событиями, постигшими нашу страну, богослужения в храме не состоялись. Здание пошло под жилье. На трех этажах устроили коммуналки, затем там обосновался пионерлагерь. Последним хозяином был Московский театр им. Островского. В церкви был склад театральных декораций. Постепенно здание церкви разрушалось. Ремонты не проводились. На крыше выросли березы. В 1989 г. здание церкви было передано общине верующих. Церковь была освящена малым иерейским чином. Начались молебны, а с 1990 г. - богослужения. 10 лет ушло на восстановление храма. Было проведено газовое отопление, церковь снаружи и изнутри оштукатурена, расписаны алтарь, трапезная, притвор. Создается резной, позолоченный иконостас. В храме изготовлены красивые деревянные, резные киоты для икон. Приобретена церковная утварь. Заказаны в иконостас иконы. Имеется звонница на 15 колоколов. Настоятелем храмов с 1991 г. является игумен Сергий (Амуницин). Службы проводятся постоянно по субботним и воскресным дням, большим праздникам, а также чтимым иконам Божией Матери и Святым. Ежедневно проходят службы на Страстной, Светлой и Первой седмицах Великого Поста. В храмах особо почитаются иконы свт. Николая, архиепископа Мирликийского, икона свт. Феодосия Черниговского, Оптинских старцев, блгв. кн. Анны Кашинской, Божией Матери «Феодоровской». При храме существует воскресная школа и молодежный хор, а также кружки рукоделия. Собрана прекрасная библиотека, аудио- и видеотека. 12 ноября 2006 г. в жизни храма Спаса Нерукотворного произошло знаменательное событие - празднование 90-летия со дня его построения. К этому событию было приурочено Великое освящение храма, которое совершил Высокопреосвященнейший Григорий, архиепископ Можайский.

http://sobory.ru/article/?object=00461

Коломна. Церковь Никиты мученика. Никитская церковь Карта и ближайшие объекты Кирпичная церковь во имя великомученика Никиты сооружена в 1695 г. в традициях московского барокко. Поначалу она являлась домовой для богатейшего купеческого рода старой Коломны — Мещаниновых. Родоначальником этой фамилии стал в конце XVII в. Демид Мещанинов, чьим усердием, по-видимому, и был построен храм. В XVIII в. перестроили колокольню с закрытой папертью, увеличили северный придел. В 1858—1860 гг. в теплой трапезной части храма заменили сводчатые перекрытия в связи с устройством второго южного придела. Внешняя барочная обработка здания уступила место позднему ампиру. Никитский храм — одноглавый, бесстолпный, в виде высокого двусветного четверика, перекрытого сомкнутым сводом. Храм имеет два придела: во имя апостола Иакова, брата Господня, и святителя Митрофана Воронежского. На стенах и своде храма сохранилась часть росписей 1830 г. с последующими поновлениями. В семье священника этой церкви П.М.Никитского в 1824 г. родился сын Никита, будущий философ, публицист и издатель. В Коломенском Духовном училище он получил фамилию Гиляров; за успехи в Московской семинарии и Духовной Академии он также удостоился прибавления к фамилии — Платонов (как стипендиат митрополита Платона). В Никитском храме находились святыни: чудотворная Иерусалимская икона Божией Матери, крест и Владимирская икона, принадлежавшая князю Дмитрию Пожарскому и, по преданию, сопровождавшая его в походах. Также в храме хранились мощи многих святых. В округе великомученик Никита почитался как покровитель младенцев. За «Никитской» святой водой для исцеления младенцев шли со всего города. В советское время храм был порушен и разграблен. Первая Литургия во вновь открытой церкви совершилась 28 сентября 2001 г. в день памяти великомученика Никиты. В 2002 г. в приделе апостола Иакова установили иконостас, написанный коломенским художником Андреем Гавриловым. Большое внимание уделяется церковному хору. При храме действует воскресная школа и летний православный городской лагерь.

http://sobory.ru/article/?object=04425

Красково. Церковь Владимирской иконы Божией Матери. Карта и ближайшие объекты Деревянный шатровый храм в честь Сретения Владимирской иконы Божией Матери с приделом во имя Святителя Николая был построен в деревне Малышевой на речке Пехорке на средства князя В.А. Голицына и впервые упоминается в 1649 г. После постройки храма деревню переименовали в село Богородское. В 1681 г. село Богородское и соседняя деревня Красково слились в село Богородское-Красково. В 1799-1803 гг. на средства И.Д. Орлова построили новый деревянный храм того же наименования. Существующий (третий) храм заложен тем же храмоздателем 21 мая 1831 г., предположительно, по проекту архитектора Ф.М. Шестакова. Освящен в 1833 г. Храм кирпичный, оштукатуренный, на каменном цоколе, в стиле ампир. В 1894 г. при князе А.С. Оболенском по проекту архитектора А.С. Каминского к храму пристроли приделы: во имя преподобного Сергия Радонежского и во имя святого равноапостольного царя Константина и матери его царицы Елены — освященные в 1895 г. В 1932 г. храм был закрыт. Внутреннее убранство храма, иконы, утварь расхищены и уничтожены. Впоследствии завершение купольной ротонды и ярус звона колокольни снесли. На колокольне установили водонапорный бак. Храм перестраивался под клуб и библиотеку. Богослужения возобновлены в декабре 1990 г. Храм получил другое наименование — в честь Владимирской иконы Богоматери. В 1992-1998 гг. установлены завершения купольной ротонды и нижнего яруса колокольни (ярус звона не восстановлен), изготовлены и установлены иконостасы. При храме действует воскресная школа для детей и взрослых. Существовавшая ранее церковь  По писцовым книгам 1623 – 24 гг. Московского уезда «в Обарниче стану находилась вотчина за вдовою Матреною Федоровскою женою Краснова по купчей, что купил муж ее Федор у Савы Тараканова в 1615 г., что было преж того в поместье за князем Михаилом Ростовским, да за Яковом Стромиловым, да за Андреем Гороховым, деревня Малышева, а в ней двор вотчинников и 4 двора бобыльских, пустошь, что была деревня Черленикова, Краскова тож, пустоши Малахова и Опарина».

http://sobory.ru/article/?object=10504

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви Есть такая профессия - «детей водить». Это ответственная и сложная работа, которая не знает шаблонов, как и сама жизнь. Слово «педагог» имеет греческое происхождение и буквально означает «детоводитель», то есть ведущий, воспитывающий ребёнка. Православный педагог ведёт детей к вере, в храм, к Богу. Это достойный и благородный труд. И от того, какими способами и в каких условиях «ведут детей», во многом зависит их нравственный выбор и дальнейшая жизнь. ДЕТСКИЙ ХОР В Князь-Владимирском соборе с 2000 года существует детский хор при духовном попечении настоятеля храма протоиерея Владимира Сорокина. Официальным днем рождения коллектива считается 4 ноября - праздник Казанской иконы Божией Матери. Потому что именно в этом соборе с 30-х годов и до недавнего времени хранилась одна из почитаемых святынь Петербурга - чудотворная икона Казанской Божией Матери, старинный список явленного в Казани чудотворного образа. В 2002 году в дружной и творческой атмосфере родилось простое и емкое название хора - «Горчичное зернышко». Образ из евангельской притчи стал символом творческой деятельности коллектива. «Объявили конкурс среди детей и родителей на название хора, конкурс на лучший костюм для коллектива. Дети вместе с родителями придумывали. Присоединились художники, стали «делать» не только хор, но и поделки, сувениры, открытки на праздники. Так началась наша жизнь. Как воскресная школа, в которой вместе с хором родилось целое творческое объединение. После пения ребята идут на занятия по катехизации, занимаются иконописью, рукоделием», - рассказывает регент хора Елена Макарова. Первые выступления хора проходили перед прихожанами Князь-Владимирского собора и храма Новомучеников и Исповедников Российских. Потом были концерты в больницах, детских домах, приютах. В хор приходят дети из разных мест. Есть ребята, пережившие потерю родных и близких, прошедшие трудный период жизни в приюте. Сейчас они живут в приемных семьях, но несколько лет назад встретились с руководителем хора в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних «Дом милосердия», где Елена Макарова уже восемь лет служит воспитателем. Благодаря этой встрече и обретению приемной семьи, хор стал еще одной стороной их жизни, дорогой к храму.

http://old.aquaviva.ru/archive/2008/6/52...

Липецк. Церковь Николая Чудотворца. Никольский храм Карта и ближайшие объекты Здание в русском стиле было возведено по проекту архитектора И. П. Машкова в 1890 году. Церковь освятили во имя Николая Чудотворца. Оно примыкало к Тюремному замку (после революции его снесли). Храм имел довольно мощную звонницу, а самый большой колокол весил 7 т. Официально был закрыт в 1918 году, но фактически существовал и после февраля 1922 года — тогда произошло изъятие серебряной утвари весом 2 фунта 5 золотников 44 доли на сумму 480 тыс. рублей. После национализации здание использовалось тюрьмой. За советские годы оно пришло в плачевное состояние, фактически в руины. В 1991 году оно возвращено верующим. Восстановление началось в 1994 году. За долгие годы рядом построили двухэтажное административное здание, где разместились воскресная школа, библиотека, просфорная. Каменная без колокольни Никольская церковь, построенная при тюремном замке, являлась до революции самой молодой по возрасту из городских церквей Липецка. Прошение о строительстве храма было подано в 1884 г. жителями Липецка Е.И. Хренниковой, М.А. Клюевым и Ф.И. Болховитиновым. В мае того же года тамбовский губернский архитектор А.Ф. Миролюбов, липецкий исправник Дефендов и священник домовой церкви тюремного замка Никанор Голосницкий осматривали местность между тюремным замком и провиантским магазином, где предполагалось построить церковь. В результате был составлен акт, на основании которого строительное отделение Тамбовского губернского правления разрешило строительство храма. Правда, ещё потребовалось согласие уездного воинского начальника, оценившего проект с точки зрения удобства охраны " вверенного ему объекта тюрьмы " и безопасности прихожан. Принято считать, что проект " вновь устраиваемого " храма при липецком тюремном замке выполнил наш земляк, известный впоследствии архитектор Иван Павлович Машков (1867—1945). После окончания в 1886 г. с большой серебряной медалью Московского училища живописи, ваяния и зодчества он спроектировал и построил в родном городе несколько зданий, среди которых числится и Никольская церковь при тюремном замке. Храм был построен к 1890 г. " тщанием почётной гражданки Екатерины Ивановны Хренниковой, борисоглебского купца Митрофана Алексеевича Клюева и липецкого купца Феодосия Ивановича Болховитинова при заботе и старании священника Никанора Акимовича Голосницкого " . Освящение престола во имя св. Николая Чудотворца состоялось 14 октября 1890 г.

http://sobory.ru/article/?object=10896

Литургия и образование 1 В первые дни Церкви, когда «христианами не рождались, а становились» ( Тертуллиан ), оглашаемый до присоединения к Церкви должен был пройти длительный период катехизации, то есть приготовления к таинству Крещения. В начале II века в Риме, например, такой подготовительный период длился два года. В то время казалось очевидным, что человек может стать членом Церкви только тогда, когда узнает и усвоит Ее учение, вполне поймет Ее Законы и жизнь. Во времена миссионерской проповеди христианства крещение взрослых было общим правилом, но по окончании этой эпохи нормой стало крещение младенцев; тогда катехизация естественно становится формой послекрещальной подготовки членов Церкви. В Западных церквях катехизация остается необходимым условием для «конфирмации», то есть для таинства Миропомазания, совершаемого в раннем отрочестве. Православная Церковь сохранила традиционную связь между Крещением и Миропомазанием, рассматривая их как двуединое таинство, в котором верующий становится членом Церкви. Хотя различные Православные церкви не выработали обязательной формы катехизации после крещения, везде принято, что дети должны получить христианское воспитание и образование. Это всеобщее убеждение показывает, что преподавание правил христианской веры и жизни членам Церкви – органическая и существенная часть церковной традиции. Хотя необходимость христианского воспитания признана повсеместно, в отношении форм и методов христианского образования этого нельзя сказать. Мы должны откровенно признать, что здесь царит путаница. Положение тем более неясно, что трудности его не вполне осознаны и поэтому не делается усилий их преодолеть. Это относится не только к отдельным деталям, но и к основным проблемам. Хороший пример – всеобщее признание воскресных школ в Православной Церкви в Америке. Воскресные школы, конечно, пришли к нам из протестантской системы образования, и прежде чем вводить их в практику Православной Церкви, следовало бы их критически оценить в свете православной концепции христианского образования, ее целей и принципов. Тем не менее такой вопрос никогда не поднимался, и «воскресная школа», где занятия часто проходят во время Божественной литургии, стала общепринятой формой нашего церковного образования. Можно привести и другие подобные примеры. Я полагаю, что вопрос прежде всего должен быть сформулирован следующим образом: указывает ли нам наша собственная православная традиция пути и методы христианского воспитания? Мы, конечно, имеем в виду не механическое восстановление методов обучения, употреблявшихся в иную историческую эпоху, а попытку духовно чтить церковную традицию, открывая ее дух, ее вечное значение. Православный путь жизни состоит в такой творческой актуализации церковной традиции; отказываясь следовать по этому пути, мы, сознательно или бессознательно, отходим от Православия. 2

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shme...

«Люди делятся опытом: в музей – 350 рублей, а на службу – бесплатно». Священник Спаса на Крови – о служении, армии и футболе Время проповеди на концертах прошло, главное – самому быть примером 22 декабря, 2019 Время проповеди на концертах прошло, главное – самому быть примером Он молод и серьезен, мы переписываемся с ним во «ВКонтакте». Изучая его страницу перед интервью, я вижу спортивного молодого человека, красивую жену, футбольное поле, фотографии из поездок с селфи-палки, читаю остроумные и сдержанные комментарии. Но на аватарке он сосредоточенно склонился над дискосом – он делает то, что, по-видимому, является для него наиважнейшим: служит Богу. Священник Алексий Луковкин, клирик храма Воскресения Христова (Спас на Крови), игрок сборной Санкт-Петербургской митрополии по футболу и отец 9-месячной малышки – о том, что общего в армии и Церкви, как найти в себе внутренний ответ на несправедливости и открыть Богу сердце . – Читаешь биографии священников и видишь: с детства в алтаре, потом воскресная школа, семинария… у вас так же? – Нет, меня армия к этому решению сподвигла. – Как это? – Я служил в части, которую неофициально называют православной. Это в Арсаках Владимирской области, четыре остановки на электричке от Сергиева Посада. Там служат семинаристы, ну и просто верующие люди. Мама как-то разузнала, что есть такая часть, и мы специально стремились туда попасть. Там есть храм, рядом Свято-Смоленская Зосимова пустынь. Окормлял эту часть игумен Варнава (Столбиков), он создал хор Инженерных войск «За веру и Отечество». Известный хор, он и к нам в академию приезжал неоднократно. – Вы тоже пели? – Нет, не пел, голосом не вышел, я в наряды ходил. Но к концу службы, пообщавшись с ребятами, понял, что мне стоит пойти по священническому пути. Наверное, я в себя не очень-то и верил, потому что всего месяц оставался на подготовку к экзаменам. Ребята гораздо больше меня знали, кто-то к этому шел с самого детства. Но хотя мой уровень подготовки был явно ниже, я все-таки поступил. Для меня в этом был Промысл Божий.

http://pravmir.ru/lyudi-delyatsya-opytom...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРХИЕРЕЙСКИЙ СОБОР РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 24 - 29 ИЮНЯ 2008 г. Заседал в зале церковных Соборов храма Христа Спасителя . В работе А. С. участвовали 183 архипастыря. В деяниях А. С. впервые принимали участие архиереи РПЦЗ: среди членов президиума Собора был первоиерарх Русской Зарубежной Церкви митр. Восточно-Американский и Нью-Йоркский Иларион (Капрал) , а мандатную комиссию возглавил архиеп. Берлинский, Западно-Германский и Великобританский Марк (Арндт) . 24 июня перед открытием Собора в храме Христа Спасителя была отслужена Божественная литургия. В первый день работы А. С. святейший патриарх Алексий II выступил перед собравшимися с докладом, в котором дал оценку различным аспектам церковной жизни и представил статистические сведения. К 2008 г. в РПЦ насчитывалось 156 епархий, 196 архиереев, 29 141 приход, на которых несли служение 30 544 священнослужителя, 769 монастырей, 11 051 воскресная школа и 463 молодёжных центра. Особое внимание в докладе патриарха Алексия было уделено теме единства Церкви. 17 мая 2007 г. было восстановлено единство РПЦ и РПЦЗ. Патриарх выразил благодарность всем приближавшим это историческое событие и в первую очередь – почившему 2007 г. предстоятелю РПЦЗ митр. Лавру (Шкурле) . Преемником митр. Лавра стал митр. Восточно-Американский и Нью-Йоркский Иларион. Это избрание Архиерейского Собора Зарубежной Церкви в соответствии с Актом о каноническом общении впервые было утверждено Свящ. Синодом Московского Патриархата. Патриарх Алексий поручил Собору принять дополнение к Уставу РПЦ в соответствии с Актом, определяющим статус РПЦЗ в качестве неотъемлемой самоуправляемой части Поместной Русской Православной Церкви. Затрагивая вопрос единства Русской Церкви в её канонических пределах, первосвятитель отметил сложность задачи сохранения церковного единства после возникновения новых независимых государств и признал правильность созданного предшествующими Соборами института самоуправляемых Церквей внутри единого Московского Патриархата.

http://pravenc.ru/text/1190145.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла В. Ф. Комаров с семьей. Фотография. 1901 г. Василий Федорович (1838, г. Серпухов - 3.11.1901, Москва), исследователь церковного пения, регент, педагог. Сын протоиерея ц. св. Жен-мироносиц в Серпухове. В детстве пел на клиросе. Окончил Донское ДУ, затем МДС и МДА (1862; канд. богословия). В академии руководил студенческим хором. Нек-рое время преподавал математику и физику в Симбирской ДС, с 1864 г.- в Казанской ДС, одновременно слушал курсы математических и естественных наук в местном ун-те. С 1869 г. до конца жизни преподавал в МДС алгебру и тригонометрию, в 1869-1874 гг.- церковное пение. В 1875 г. в университетской типографии в Москве было издано его пособие «Практическая школа хорового пения» (переизд.: М., 1894, 1895). В нач. 80-х гг. К. стал одним из членов-учредителей и самых активных сотрудников московского Об-ва любителей церковного пения (ОЛЦП) (см., напр., его доклад в публикации: Отчет Совета ОЛЦП. М., 1885). К. входил в состав комиссии, которая проверяла записи, сделанные в 1881 г. Ю. Н. Мельгуновым для изд. «Круг церковных песнопений обычного напева Московской епархии» (М., 1881-1915. 4 ч.). В сер. 80-х гг. изложил заново литургийные московские напевы; впосл. именно эта запись легла в основу издания 4-й ч. «Круга...»; он же готовил дополненное 2-е изд. 2-й ч. (Ирмосы. 1907). Вместе с В. Н. Кашперовым и Мельгуновым записал одноголосный напев кремлевского Успенского собора с голоса сакеллария собора прот. Петра Виноградова (изд.: Собрание церковных песнопений напева Московского Большого Успенского собора. М., 1882; переизд. с измененным заглавием: Одноголосный Обиход Большого Успенского собора Моск. Кремля. М., 2003). В ОЛЦП К. также занимался организацией конкурсов по гармонизации церковных мелодий. По-видимому, ему принадлежит вступление к изд. «Опыты переложений древних церковных напевов» (М., 1887. Вып. 1). Обработки К., вошедшие в «Опыты...» (воскресные ирмосы (песни 6-8), знаменного распева, «Радуйся, Живоносный Кресте», «Единородный Сыне» напева XVII в., «Милость мира» на Литургии св. Василия Великого), выделяются среди остальных: если др. авторы остаются в пределах «строгого стиля», то К., по словам председателя ОЛЦП П. Д. Самарина, стремится к тому, «чтобы гармония переложений была согласна с гармонией русских народных напевов и чтобы сопровождающим голосам давалось движение в духе церковных и народных мелодий» (РДМДМ. Т. 3. С. 313). По воспоминаниям Самарина, К. сделал множество обработок для муж. любительского хора ОЛЦП, который в 80-90-х гг. постоянно выступал на певч. собраниях об-ва вместе с профессиональными хорами; не все из этих произведений сохранились.

http://pravenc.ru/text/1841822.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010