В.В. Каширина Концепция создания специализированной кадетской школы-интерната на базе Вышенско-Куплинской школы Андрей Речицкий, протоиерей, настоятель храма пророка Божия Илии на Новгородском подворье г. Москвы, член Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства, член Комиссии по церковному просвещению и деятельности Воскресных школ при Епархиальном совете г. Москвы Обращаясь к трудам и пастырской деятельности свт. Феофана, мы видим, какое большое значение он придавал образованию и христианскому воспитанию детей. Управляя сначала Тамбовской, а затем и Владимирской епархиями, святитель Феофан много трудов положил для развития в них духовного и народного образования. При его непосредственном участии и попечении было открыто много церковноприходских училищ, воскресных и частных школ, а также два женских епархиальных училища (в Тамбове и Владимире). Заботиться об образовании и христианском воспитании детей святитель Феофан не переставал, даже удалившись для подвига затвора в любимую Вышу. Здесь, на Выше, святитель Феофан благословил создание Куплинской школы, близ монастыря. В этом году исполняется 130 лет со времени создания Вышенско-Куплинской школы в 1886 г. по благословению святителя Феофана, Затворника Вышенского , трудами и заботами архимандрита Аркадия, наместника Успенского Вышенского монастыря. Из архива Тамбовской духовной консистории: «В полуверсте от монастыря, за рекой Цной, в деревне Купля находится монастырская усадьба, на которой в 1886 г. открыта церковноприходская школа. Сначала она помещалась в старом деревянном доме, а к концу 1890 г. построен для нее каменный 2-х этажный дом... Школа переименована во второклассную». В Сборнике материалов и статистических сведений по народному образованию в Тамбовской губернии за 1901 г. указано, что 2-х этажное каменное крытое железом здание Вышенско-Куплинской школы Шацкого уезда являлось собственным, построенным для школы на средства монастыря. Число классных комнат – 4 (110, 110, 99, 99 кв. арш.). Число учащихся на 1901 г. – 82 человека. До семидесяти учеников из числа беднейших крестьянских детей жили в школьном пансионе за счет Вышенской пустыни. Сотни учащихся получили в Купле не только начальное образование, но самое главное – христианское воспитание.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Закрыть itemscope itemtype="" > Возвращение имени русского писателя И.Д. Сургучева 01.03.2017 604 Время на чтение 15 минут Имя и труды Ильи Дмитриевича Сургучева не просто известны, но и популярны на его родине – в Ставрополье. Исследованием его судьбы и творчества много лет занимаются учёный – литературовед А.А. Фокин и его коллеги по кафедре истории новейшей отечественной литературы Ставропольского государственного университета. Их усердием собраны и опубликованы многие произведения их выдающегося земляка. Перу Александра Фокина принадлежит уникальная монография «И.Д. Сургучёв. Проблемы творчества». А совсем недавно, в феврале 2017 года, в московском издательстве «Реарт» вышли первые четыре тома сочинений И.Д. Сургучёва. Радостные факты. Однако масштаб их регионален, а тираж четырёхтомника невелик. Имя писателя ещё не на слуху у российских читателей. Тогда как в начале ХХ века имело оно и русский, и европейский резонанс, прежде всего, благодаря драматургии писателя. Современники И.Д. Сургучёва ставили его творчество в ряд с именами И.А. Бунина, А.П. Чехова… А ныне задаю вопрос людям, разным по возрасту, образованию, творческому статусу: что говорит вам имя Илья Дмитриевич Сургучёв? Подумав, отвечают: нет, не слыхали, не читали. Великий, говорите, писатель?... Мало того, считаю, что российскому читателю в масштабе Державы только ещё предстоит открыть сокровищницу творчества И.Д. Сургучёва. А для начала прочесть в интернете его «Черную тетрадь». Не должна гореть свеча под спудом. Поэтому я и взялась писать эти заметки, надеясь хотя бы на шаг продвинуть, приблизить открытие имени писателя, знакового в российской и мировой литературе. Глава 1. Здравствуйте, Илья Дмитриевич! Воскресная школа в Ветлуге и книга И.Д. Сургучёва «Детство Императора Николая II». Шёл 1993-й год. Я жила тогда в маленьком, в прошлом уездном, городке Ветлуга Нижегородской области. И была у меня Воскресная школа, которую я сама же и организовала. В основном ходили в неё дети заблудших родителей, а то и вовсе – брошенные сироты. Несмотря на малый возраст, успели они хлебнуть горя, а некоторые и ожесточились душой…

http://ruskline.ru/analitika/2017/03/04/...

Преподавание Закона Божия в Воскресных школах Скачать epub pdf Содержание 1. Воскресная школа должна служить входом в церковную, приходскую жизнь 2. Содержание преподавания в школе Объем знаний в детском саду Объем знаний в начальной школе Заключение     Тема моего доклада – преподавание детям Закона Божия, то есть постепенное сообщение детям знаний о Боге, о Церкви, о Священном Писании , о молитве, о богослужении, – сведений, которые нужны человеку, чтобы жить – и жить сознательно – православным христианином. С самых первых слов я хочу ограничить эту тему. Мы должны ясно осознавать, чему мы можем научить детей и чему мы не можем научить. Помню, как покойный отец Сергей Четвериков внушал мне: «Есть знания о Боге и есть знание Бога. Мы можем пытаться передавать детям знания о Боге, но мы не можем давать им знание Бога, познание Бога. Это не в наших силах». Познание Бога – индивидуальный путь отдельной души, путь приближения к Богу, это тайна отношений между Богом и человеком. Мне пришлось прожить очень большую часть моей жизни в Америке – стране главным образом протестантской, в которой в течение многих десятилетий, даже столетий придавалось очень большое значение воскресным школам. Религиозный церковный опыт детей сводился к посещению воскресной церковной школы. Это дало несколько поколений людей с довольно основательным знанием священной истории, но, к несчастью, это никак не остановило процесса оскудения религиозной жизни, обмирщения, коммерциализации и фактического увядания христианства в американском мире. «Воскресно-школьное мировоззрение» стало предметом насмешки как наивная, упрощенная вера, не имеющая никакого отношения к настоящей жизни. Воскресная школа не могла сама по себе сохранить живую христианскую жизнь. И наша православная церковь за рубежом с большим рвением взялась за устройство церковных и воскресных школ и возлагала, да и возлагает на них большие надежды. Не буду преуменьшать их значение. Искренний самоотверженный труд пастырей, преподавателей, добросовестность и усердие родителей, связь, устанавливающаяся у детей с жизнью прихода, имели и имеют большое значение. В хороших случаях такие школы дают детям конкретный, реальный опыт церковной жизни, являются частью духовного роста всех участников, и у детей остается добрая память о своем участии в церковной школе.

http://azbyka.ru/otechnik/Sofya_Kulomzin...

Разделы портала «Азбука веры» Пожертвовать «Если с детьми не говорить о Боге, то всю оставшуюся жизнь придётся говорить с Богом о детях...» ( 14  голосов:  4.5 из  5) Оглавление Сборник увлекательных загадок, составленный преподавателями Решемской Православной школы им. прав. Иоанна Кронштадтского . Предисловие Вы любите загадки? Если вам от 7 до 14 лет, то на этот вопрос ответ будет эмоциональным и однозначным: “Да!” Нам, преподавателям Православной школы, уже успевшим основательно забыть себя в этом возрасте, пришлось открывать их заново. Работая с детьми из не церковных семей, мы встретились с тем, что дети никогда даже не слышали таких слов, которыми просто пересыпана речь людей, уже успевших воцерковиться, людей, для которых Церковь стала родным домом. Ребята с трудом запоминали библейские и евангельские события. Чтобы не отбить в детях охоту учиться, мы решили, что вести занятия надо увлекательно, весело и интересно, тем более, что наша школаВоскресная. Дети приходят к нам в свой единственный выходной день, и мы хотели сделать этот день светлым и праздничным, радостным, запоминающимся, таким, чтобы хотелось еще и еще прийти в школу, где столько нового, интересного, где взрослые и дети одинаково открыты друг другу и Богу, где нет окриков поучений, и нотаций, а есть живое общение, игры, яркие праздники и тихие минутки проникновения в себя. Одним словом, мы хотели, чтобы Воскресная школа была для детей тем местом, где тебя любят. Наши загадки рождались в течение многих лет. Мы использовали их при составлении различных викторин, кроссвордов, игр. Например, Рождественские загадки были оформлены на блестящих восьмиконечных звездах и написаны индивидуально для каждого ученика с учетом его возраста и уровня подготовки, чтобы никто не почувствовал себя неуверенно при ответе. Загадки о добродетелях были написаны на лепестках цветов. На праздник Троицы у нас было загадочное дерево, на каждом из листочков которого было по загадке. Наши загадки неизменно рождали огромный интерес у детей, активизировали их внимание, облегчали запоминание новых, незнакомых слов, понятий и событий. Попробуйте и вы использовать их в своей работе, мы надеемся, что они вам понравятся.

http://azbyka.ru/deti/nashi-zagadki-po-s...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Идеальный мир детства или Дневник педагогических странствий 8 мин., 23.09.2010 Не так давно вышел в свет спецвыпуск журнала «Фома», посвященный Году Учителя. На его страницах самые разные учителя — из светских, частных школ и православных гимназий рассуждают о том, какова сегодня роль учителя в школе. Опыт одного из героев спецвыпуска —  учителя Елены Литвяк – нам показался заслуживающим особого внимания, и мы решили опубликовать его на страницах сентябрьского номера «Фомы». В детстве я думала: как скучно быть учителем! Заучи на память несколько учебников и пересказывай их без конца, каждый год одно и то же. Кто бы мне сказал тогда, что все это, слава Богу, неправда! Что не бывает в учительской жизни двух одинаковых дней, даже двух совершенно одинаковых уроков, что открывается возможность бесконечного образовательного путешествия, в котором всякий раз по-новому предстают и дети, и сам учитель, меняются представления о ребенке, о человеке вообще и даже о смысле жизни. Нельзя сказать, что мой учительский путь был раз и навсегда определен. Я училась на истфаке Московского университета, но уже мыслила себя в будущем не только учителем. Мне был интересен Ребенок с большой буквы. Мир детства был для меня, двадцатилетней барышни, неким идеальным миром — и он, безусловно, был лучше мира взрослых. Мне хотелось постичь природу детства, найти общий язык с любым ребенком, вне зависимости от возраста, социального положения и состояния здоровья. Я ощущала педагогику не как источник заработка, а как пространство призвания, служения. Своих детей у меня еще не было, поэтому все ошибки и преткновения на педагогической дорожке выпало пока проживать с теми детьми, что оказывались рядом. Еще учась в университете, я стала преподавать в известной в 90-е годы московской авторской школе. На волне перемен в политике образования таких школ тогда возникало много. В конце девяностых я сознательно пришла в Церковь и решила послужить ей именно в качестве педагога. Потому несколько лет проработала в воскресной школе при храме в подмосковном селе Рождествено. Школа эта меньше всего была школой. Это был такой социальный клуб, приют для никому не нужных местных ребятишек. Именно из этой воскресной школы вскоре выросла негосударственная православная школа «Рождество».

http://foma.ru/idealnyij-mir-detstva.htm...

Семья и школа 2.1. Круглый стол «Православная семья и жизнь прихода» Председатель: архиепископ Курский и Рыльский Герман. Руководитель: протоиерей Владимир Воробьев, ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Кураторы: священник Георгий Ореханов, проректор по учебной работе ПСТГУ, кандидат богословия, к. ист. н.; Склярова Татьяна Владимировна, доцент, заведующая кафедрой социальной педагогики ПСТГУ к. пед. н. Время проведения: 3 февраля, 10.00 – 14.00. Место проведения: НОУ СОШ «Традиционная гимназия», Тессинский пер., 3. Проезд: м. «Китай-город» (выход к ул. Солянка) на любом троллейбусе или автобусе в сторону м «Таганская», 2-я остановка («Памятник пограничникам»), пересечь Яузский бульвар, выйти к бирюзовой колокольне храма Троицы в Серебряниках, идти по Серебряническому пер., который переходит в Тессинский В работе Круглого стола примут участие: Игумен Петр (Мещеринов), руководитель школы молодежного служения Данилова монастыря; Протоиерей Алексей Бабурин, настоятель храма Святителя Николая в с. Ромашково Московской обл., руководитель Дома милосердия во имя преподобномученицы великой княгини Елизаветы Феодоровны; Протоиерей Александр Иванников, настоятель храма преп. Иосифа Волоцкого д. Развилки, Одинцовского р-на Московской обл.; Мошкова Ирина Николаевна, директор воскресной школы «Живоносный источник» в Царицыно, руководитель православной семейной психологической консультации, к. психол. н.; Лещева Татьяна Ивановна, директор Центра непрерывного православного образования во имя прп. Серафима Саровского; Рахимова Ирина Анатольевна, семейный психолог центра «Православная семья»; Данилова Юлия Александровна, главный редактор журнала «Нескучный сад»; Дворникова Наталья Сергеевна, преподаватель воскресной школы; Смирнова Вера Павловна, лектор Центра «Жизнь»; Преподаватели кафедры социальной педагогики ПСТГУ: Шафажинская Наталья Евгеньевна, доцент, к. пед. н.; Петрикова Наталья Николаевна, доцент, к. пед. н., Гусев Георгий Витальевич, Шандаренкова Мария Николаевна, Майстер Екатерина Евгеньевна.

http://pravoslavie.ru/424.html

сост. А.Попов VII. Город Нижний Ломов и Н.-Ломовский уезд Уездный город Нижний Ломов лежит при р. Ломовке под 53° 32 сев. шир. и 61° 29 вост. долг., от г. Пензы в 103 в. и от соседних городов Пензенской губернии – Керенска в 47 в., Наровчата в 37 в., Чембара в 70 в. и Мокшана в 80 в. Основан город в 1636 г. и в прежнее время имел значение укрепленного города и находился на Украинской границе. С 1708 и по 1719 г. был в составе Азовской губ., с 1719 по 1725 г. был приписным городом Тамбовской провинции той же губернии, с перечислением коей в 1725 г. к Воронежской губ. показан в той же провинции Воронежской губ., в 1780 г. сделан уездным городом Пензенского наместничества, в 1797 г. причислен к Тамбовской губ., а в 1801 г. вошел в состав Пензенской губернии. Город занимает пространство 338 д. 2147 с. Жителей по статистическим данным: м. п. 3647, ж. п. 4632, обоего пола 8279 челов., в том числе: православных 8198, католиков 4, евреев 77. В г. Нижнем Ломове церквей – собор 1, приходских 3, при монастырях 6, домовых 1, часовен и молитвенных домов 1. Церкви все каменные. Учебных заведений: городское четырехклассное училище, нач. мужское и женское училища, архангельское училище, воскресная школа. Нижне-Ломовский уезд, находящийся почти в средней части Пензенской губ., окружен уездами: Наровчатским, Мокшанским, Пензенским, Чембарским и Керенским. Пространство уезда равняется 3174,9 кв. вер.=330719 дес., в числе которых 59491 д. находится под лесом, 121366 д. под посевами, а остальные под лугами, поселением и т. п. Жителей в Нижне-Ломовском уезде по статистическим данным: м. п. 69082, ж. п. 70613, обоего 136131, раскольников 2340, католиков 16, лютеран 102 и магометан 1106. В заштатном городе Верхн. Ломове 7181 православных жителей. В уезде церквей – приходских 71, кладбищенских 5, единоверческих 2, часовен и молитв. домов 3. В числе церквей – каменных 33, деревянных 45. Школ церковно-приходских 16, школ грамоты 13, училищ земских 43. Первый благочиннический округ 1) Города Нижнего Ломова соборный храм Воздвижения Креста Господня, с приделами в честь Богоявления Господня, Покрова Божией Матери (теплые), мучч. Андриана и Наталии, Божией Матери Тихвинской иконы (холодные), каменный, построен в 1829 г., расстоянием от г. Пензы 103 в. Причта положено: протоиерей, священник, диакон и четыре псаломщика. Земли пахотной 200 дес. 500 с. и 30 д. 2300 с. неудобной под кустарником, оврагами, дорогами и болотами. Процентный доход с билетов на сумму в 1631 р. Приписная к собору церковь тюремного замка во имя свят. и чудотв. Николая, построена в 1864 г. За службы в сей церкви соборному причту 100 р. в год. Часовня в память 4-го апреля 1864 г. Прихожан м. п. 684, ж. п. 709. Приход состоит из городских жителей и д. Наровки (в 1 в.). При соборном храме воскресная школа.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/t...

Таруса. Церковь Воскресения Христова. Карта и ближайшие объекты Храм расположен на Воскресенской горе, которая отделена от центра города глубоким Игумновым оврагом. В древности на этом месте было село Воскресенское, которое не раз подвергалось разорению от татар. В середине XVI в. разрядный дьяк Григорий Ларионов построил здесь мужской монастырь в честь святителя Петра, митрополита Московского. В начале XVII в. обитель запустела, ее деревянная церковь обветшала. Между 1628-1654 гг. вместо нее был построен ныне существующий каменный храм, который является самым старым строением г. Тарусы. В 1757 г. он подвергся перестройкам, во время которых был пристроен южный придел. В 1898-1903 гг. силами прихода храм был расширен и перестроен по новому плану, при этом фасад его был отделан в русско-византийском стиле. Стилизация под " русский стиль " скрыла подлинные детали и формы бесстолпного четверика XVII в. От прежнего храма остался только четверик, который был надстроен кирпичом и завершен новым куполом. Храм трехпрестольный: главный престол в честь Воскресения Христова, южный - в честь Боголюбской иконы Божией Матери, северный - в честь святителя Димитрия Ростовского (ныне в честь праведного Иоанна Кронштадтского). В 1934 г. храм был закрыт, а его настоятель священник Николай Успенский арестован. После разорения храма в нем располагались балетная труппа, зерносклад, пекарня, а в последние годы перед передачей - склад райпо. В 1988 г. трудами жительницы г. Тарусы Е.А. Кондрахиной, бывшей старостой Успенского храма в с. Истомино до его закрытия в 1975 г., образовалась инициативная группа По ходатайству 6 декабря 1988 г. было зарегистрирован приход и передан храм. С 10 января 1989 г. настоятелем храма является протоиерей Леонид Гвоздев. Он совершил первое богослужение в храме в Крещенский сочельник 18 января того же года. По оценке Росреставрации переданный храм был разрушен на 70%. Восстановление началось сразу, с участием профессиональных рабочих, прихожан храма и жителей города. Деньги на восстановление храма были пожертвованы народным артистом А.Баталовым, А.П.Зуевым, М.А. Кондратьевым, М.Б. Добряном. В 1990-1991 гг. была заново выстроена колокольня. К 1992 г. над храмом был возведен купол. Затем храм был отштукатурен внутри и покрыт кровлей. В 1993-1998 гг. велась роспись храма и поочередно были установлены все три иконостаса. К 1998 г. храм был полностью восстановлен. 16 июня 1996 г. архиепископ Климент освятил главный престол, 6 июля 1997 г. - южный, а 5сентября 1999 г. - северный приделы храма. В 1993 г. в приходе открылась воскресная школа для детей, а в 1996 г. - воскресная школа для взрослых. С 1989 г. приход духовно окормляет Дом престарелых в с. Игнатовское, Тарусскую районную больницу и воинскую часть в д. Петрищево.

http://sobory.ru/article/?object=04070

28 нояб. 1968 г. определен быть епископом Тихвинским, викарием Ленинградской епархии, ректором ЛДА. Хиротонию Г., состоявшуюся 6 дек. 1968 г. в Троицком соборе Александро-Невской лавры, возглавил митр. Никодим (Ротов). 20 марта 1969 г. включен в состав комиссии Свящ. Синода по вопросам христ. единства, в дек. того же года вошел в комиссию по канонизации свт. Николая (Касаткина) , архиеп. Японского. 25 июня 1970 г. назначен епископом Венским и Австрийским. По инициативе Г. в приходе свт. Николая в Вене была открыта детская школа правосл. воспитания с преподаванием на рус. языке, введена практика ежемесячного совершения Божественной литургии на нем. языке, на австр. радио проводились регулярные выступления и проповеди. 2 сент. 1974 г. переведен на Виленскую и Литовскую кафедру. В окт. 1976 г. возглавил делегацию РПЦ на болг. торжествах по случаю 1100-летия рождения прп. Иоанна Рильского . С 19 апр. 1978 г. епископ Тульский и Белёвский. Во время пребывания на кафедре Г. часто проводил пастырские собрания духовенства и осуществлял меры по упорядочению церковноприходской жизни, что вызывало порицания со стороны уполномоченных Совета по делам религий при Совете министров СССР . В 1980 г. организовал в епархии празднование 600-летия Куликовской битвы. 9 сент. 1983 г. возведен в сан архиепископа. 29 июля 1986 г. назначен архиепископом Берлинским и Среднеевропейским, Патриаршим Экзархом Ср. Европы. В 1988 г. при поддержке герм. властей и религ. общественности Г. провел в Зап. и Вост. Берлине широкое празднование 1000-летия Крещения Руси . В 1989 г. выступил инициатором международной научной конференции, посвященной 400-летию Патриаршества в Русской Церкви, к-рая состоялась при поддержке христ. ученых ФРГ в евангелической академии округа Байройт. В Зап. Берлине Г. была создана правосл. воскресная школа для детей и взрослых. В 1990 г. для душепопечительской работы с переселенцами из СССР в Карлсхорсте (Вост. Берлин) был учрежден правосл. центр. С упразднением Патриаршего Экзархата в Ср. Европе 31 янв. 1990 г. получил титул «Берлинский и Лейпцигский». На Поместном Соборе РПЦ 1990 г. Г. выступил с требованием возвращения церковной собственности, а также законодательного оформления прав верующих на празднование религ. праздников, признания права юридического лица не только за отдельными приходами, но и за всей иерархической структурой Церкви, предоставления права преподавания основ вероучения как факультативного предмета в общеобразовательных гос. школах, права «печалования Церкви за неправедно наказанных и обездоленных», поднял вопрос о канонизации новомучеников.

http://pravenc.ru/text/164775.html

XXVIII. Благотворительное общество при церкви святой равноапостольной Марии Магдалины, на Малой Охте Учреждение общества. – Воскресно-праздничная школа. – Постоянная школа. – Собственный дом. – Богадельня. – Деятельность общества в последнее время. – Главнейшие благотворители. «Благотворительное общество при церкви св. равноапостольной Марии Магдалины, на Малой Охте», своим учреждением обязано, подобно Сампсоновскому и Колтовскому приходским благотворительным обществам, известному уже читателям действительному статскому советнику Михаилу Егоровичу Петрову. Устав общества был утвержден 3 октября 1878 года, открытие состоялось 31 декабря 1878 года. Открытие происходило в церкви, после молебствия, за которым сказано было поучение священником П. В. Нильским, на текст: блажени милостивии, яко тии помилованы будут. Молебствие происходило в главной церкви, а затем собравшиеся будущие члены общества перешли в придельную церковь , устроенную учредителем общества, и.здесь произвели выборы в члены совета общества. Председателем совета избран был настоятель церкви, священник П. В. Нильский. Не лишне, может быть, упомянуть, что делопроизводителем совета был избран студент 3-го курса духовной академии А. М. Иванов. Наиболее крупными пожертвованиями в первый год были: от М. Е. Петрова на учреждение общества 2.000 рублей, М. В. Захарьинского и от душеприказчиков Н. А. Погребова по 400 рублей, А, и Н. Кашинцевых 200, и Р. Петухова 150, А. П. Васильевой, В. Я. Леонтьева, У. С. Сорокиной и одной дамы, не пожелавшей объявить своего имени, по 100 рублей. С самого учреждения общество вошло во взаимодействие с Императорским Человеколюбивым обществом, и получило от него 200 рублей. За первый год общество получило 5.800 рублей. Благотворительная деятельность за этот год выразилась только в раздаче единовременных пособий на сумму до 280 рублей. В первый же год общество возымело мысль о постройке собственного дома, для чего у Охтенского общественного управления исходатайствована была уступка участка земли в 300 квадратных сажен. Но скромные доходы общества, в зависимости от бедности района местности, долго не позволяли обществу осуществить его мысль. Деятельность ограничивалась выдачей пособий, определением бедных детей в посторонние училища и погребением бедных.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010