Разделы портала «Азбука веры» Отдел религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви 2011 г. Положение о деятельности воскресных школ (для детей) Русской Православной Церкви I. Общие положения 1. Согласно Уставу Русской Православной Церкви и Уставу прихода Русской Православной Церкви, религиозное воспитание и обучение религии являются приоритетным направлением деятельности Русской Православной Церкви, одной из форм исповедания и распространения православной веры. 2. Религиозное воспитание и обучение религии осуществляются через воскресные школы для детей и взрослых. 3. Настоящее Положение регулирует деятельность воскресных школ (для детей) Русской Православной Церкви. 4. Воскресная школа (для детей) Русской Православной Церкви (далее — воскресная школа) – это структурное подразделение либо учреждение религиозной организации Русской Православной Церкви (прихода, Патриаршего подворья, монастыря, подворья монастыря, братства, сестричества), осуществляющее функции религиозной организации по обучению детей религии, а также формированию умений и навыков, необходимых для ведения образа жизни православного христианина. 5. Воскресная школа в зависимости от юридического статуса подразделяется на два типа: а) воскресная школа, не имеющая статуса юридического лица и являющаяся составной частью (структурным подразделением) религиозной организации Русской Православной Церкви; б) воскресная школа, являющаяся самостоятельным юридическим лицом. 6. Воскресная школа, не имеющая статуса юридического лица, действует на основании собственного Положения, разрабатываемого религиозной организацией на основе данного Положения. Она считается созданной с момента утверждения соответствующей религиозной организацией Положения о ней. 7. Воскресная школа, имеющая статус юридического лица, действует на основании устава, разрабатываемого на базе Типового устава воскресной школы, и являющегося приложением к данному Положению. Воскресная школа, имеющая статус юридического лица, считается созданной с момента регистрации устава в установленном порядке и внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц. II. Термины, используемые в настоящем положении

http://azbyka.ru/katehizacija/polozhenie...

Рубрики ДЕТИ В РИТМЕ БОЛЬШОГО ГОРОДА 5 мин., 01.01.2008 Поделиться Воскресная школа «Фомы» в книжном клубе «Буквоед» Ни громкой рекламы, ни богатых спонсоров... Об этих занятиях узнают благодаря народной молве. Несветский проект нашего журнала в светском магазине — «Воскресная школа “Фомы” в Санкт-Петербургском книжном клубе " Буквоед " . Доступно о главном Сегодня во многих приходах создают воскресные школы. Но далеко не везде проводятся занятия только для малышей. Оказываясь в больших группах, самые маленькие теряются среди ребят постарше. Еще один немаловажный момент — в церковно-приходских воскресных школах обычно преподают священники. Они прекрасно знают предмет, но не всегда имеют педагогическое образование. А ведь к малышам нужен особый подход, нужен именно талант учителя и умение достучаться до их ума и сердца. Санкт-Петербургское представительство журнала «Фома» два года назад запустило новый детский проект: в центре города, в книжном клубе-магазине «Буквоед на Восстания» была организована воскресная школа для самых маленьких. Общая установка «Фомы» — «Доступно о главном» — вскоре принесла плоды и здесь: воскресная школа довольно быстро нашла своих преданных учеников. Анна Олеговна Лобова — молодая учительница, выпускница педагогического университета. Когда-то она сама окончила воскресную школу, поэтому очень обрадовалась возможности работать с детьми, применять педагогические знания и при этом делиться своим духовным опытом, рассказывать о Боге. Многое в организации этих занятий стало для Анны новым — ведь в воскресную школу приходят дети от шести лет. Открытый урок Занятие, на котором мы побывали, было посвящено сотворению мира. Дети расселись за круглыми столиками, а позади маленьких слушателей расположились большие — их родители. Анна уже успела зарекомендовать себя как опытный и изобретательный педагог, но в тот день все же немного волновалась: пришли новые ребята, в том числе совсем ничего не знающие о Православии. Для многих родителей оно — лишь часть русской культуры, поэтому от Анны требуется не только хорошее знание истории Церкви и умение преподнести ее детям, но и новый, более глубокий подход. Позже Анна рассказала мне, что многие родители специально выбирают занятия, на первый взгляд вполне светские. Но в результате на них… знакомятся с основами Православия. И еще ни разу молодая учительница не встречала среди пап и мам недовольных этим. Что уж говорить о детях, которые особенно открыты и восприимчивы.

http://foma.ru/deti-v-ritme-bolshogo-gor...

XXI. Приходское благотворительное общество при с.-петербургской Крестововдвиженской, что в Ямской, церкви Учреждение и первый год деятельности общества. – Богадельня. – Воскресная школа. – Пожертвование И. Н. и П. Е. Демидовых и собственный дом общества. – Лазарет.– Приют для девочек.– Пожертвование Е. Т. Ефимовой. – Пожертвование Н. И. Ивановым дома. – Новый устав. – Расширение приюта; приют для мальчиков. – Церковно-приходская школа. – Выдача денежных пособий. – Главнейшие деятели и благотворители. Устав «Общества вспомоществования приходским бедным при Крестовоздвиженской церкви, что в Ямской», утвержден 26 марта 1875 года, открытие общества состоялось в том же году, 1 июня. В первый год деятельность общества ограничивалась помощью бедным посредством выдачи ежемесячных и единовременных пособий в широких сравнительно размерах: ежемесячное пособие получали от общества около 50 лиц, на единовременное израсходовано около 500 рублей. И относительно источников своих средств общество было счастливо: ко второму отчетному году у него осталось 3,800 рублей. Едва минул год со дня открытия общества, как оно нашло возможным значительно расширить свою деятельность. 23 июня 1876 года открыта была богадельня для 20 престарелых женщин, а 17 декабря открыта и воскресная школа, в которой собралось около 40 человек; сверх того, установилось взаимодействие с Императорским Человеколюбивым обществом. Богадельня помещалась в церковном доме, воскресная школа в Воздвиженском городском училище. В богадельне число призреваемых постепенно увеличивалось прибавлением стипендий на особые пожертвования и достигало 28. Жертвователями на содержание стипендий были: К. В. Жукова, А. С. Горохова, Е. С. Озеров, И. В. Кожевников , Н. Н. Каретников, две стипендии содержались в память П. И. Кожевникова и протоиерея А. А. Славинского. В воскресной школе обучалось от 32 до 85 человек. Преподаванием в ней занимались: протоиерей М. И. Розанов, священник М. П. Кедров, братья А. П. и П. П. Кореневы, А. П., Н. П. и О. П. Петропавловские, Е. С. Ильинская.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Пароль: Запомнить меня на этом компьютере октября 2012 «Приморочка» В Приморском районе, на самом краю города, около леса, стоит небольшой храм иконы Божией Матери «Живоносный источник». Приход существует всего полтора года, но уже действует воскресная школа, детско-юношеский патриотический клуб, музыкальная школа для взрослых и кружок для будущих мам. В определенные дни за Литургией поет детский хор, а каждую воскресную службу мальчики из школы несут алтарную череду. Кроме этого, в жизни прихода происходит то, чего пока нет ни в одном из приходов Петербурга. В Приморском районе, на самом краю города, около леса, стоит небольшой  храм иконы Божией Матери «Живоносный источник» . Приход существует всего полтора года, но уже действует воскресная школа, детско-юношеский патриотический клуб, музыкальная школа для взрослых и кружок для будущих мам. В определенные дни за Литургией поет детский хор, а каждую воскресную службу мальчики из школы несут алтарную череду. Кроме этого, в жизни прихода происходит то, чего пока нет ни в одном из приходов Петербурга. По инициативе настоятеля храма  протоиерея Евгения Шогенова  и прихожанки Людмилы Михайловны Боричевой здесь начала действовать приходская социальная программа «Приморочка». Участники программы имеют возможность пройти диагностическое обследование с назначением дальнейшего лечения в медицинском центре п. Лисий Нос. Как осуществляется проект? Очень просто: пожилые прихожане записываются в список, и ежедневно специальный автобус отвозит желающих в медицинский центр и обратно. Как возникла такая идея? — Очень часто прихожане подходят ко мне с просьбой благословить перед операцией, рассказывают о болезнях, — отвечает отец Евгений. — Прямо скажем, они не всегда довольны качеством медицинского обслуживания в наших медучреждениях. И основная проблема здесь в том, что они попросту лишены должного внимания…  Программа рассчитана на прихожан, а главный руководитель программы — Людмила Михайловна Боричева — занимается этим в свободное от работы время.

http://aquaviva.ru/journal/?jid=24742

Сортировать по Исключить новости Он говорил о Христе Почему не просто — служба, требы, воскресная школа раз в неделю, выходные, жена, дети, их проблемы, восстановление храма. Что потянуло его на диспут, зачем ехать за тридевять земель в Киргизию, зачем устраивать школу уличных миссионеров? Зачем, в конце-концов было ему оставаться в тот страшный четверг так допоздна в храме? 21 ноября, 2009 Почему не просто — служба, требы, воскресная школа раз в неделю, выходные, жена, дети, их проблемы, восстановление храма. Что потянуло его на диспут, зачем ехать за тридевять земель в Киргизию, зачем устраивать школу уличных миссионеров? Зачем, в конце-концов было ему оставаться в тот страшный четверг так допоздна в храме? Такие новости врываются вязко и тягуче: сначала непонятен смысл прочитанной строки, ускользает он и на второй и на третий раз, вытягиваешь из памяти имя, надеясь, что не совпадет, потом хватаешься за каждую новостную зацепку, переходя полночи от одного новостного сайта к другому, не в поисках журналистской ошибки и опровержения, а от бессилия и растерянности. Утром в метро странно было смотреть на людей – куда-то идут, спешат, погруженные в свои дела, а отец Даниил убит — рядом, сегодня. Жутко осиротевшим нам смотреть на идущую, кипящую, бурлящую жизнь, когда, по слову Патриарха, брошен «вызов Божию закону» . Отец Даниил был известен и своей активной миссионерской работой в среде мусульман, и обращением к православию татар, дискуссиями о креационизме, диспутами с мусульманами, многостраничной полемикой в Интернете о патриотизме и «уранополитизме». Таким он бы мог и запомниться тем, кто не знал его лично: горящим и спорящим, с нередко полемическими суждениями, не всегда разделяемыми собратьями. Но одна запись мелькнула в новостной ленте и стала самой важной, высветившей все. То была запись диспута православных с мусульманами. В этом отрывочном фрагменте были не важны слова, цитаты, имена или жесты. Почему этому священнику не жилось спокойно? Почему не просто — служба, требы, воскресная школа раз в неделю, выходные, жена, дети, их проблемы, восстановление храма. Что потянуло его на диспут, зачем ехать за тридевять земель в Киргизию, зачем устраивать школу уличных миссионеров? Зачем, в конце-концов было ему оставаться в тот страшный четверг так допоздна в храме, почему бы не отдыхать уже дома от трудов дневных?

http://pravmir.ru/on-govoril-o-xriste/

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > УМК «Приходская Школа “под ключ”» или Ключ от ящика Пандоры? 12.10.2021 2269 Время на чтение 49 минут Источник: Православие.ру Воскресная школа и особенно ее подростковая, молодежная составляющая – несомненно, одна из важнейших сфер жизни прихода. Создание методических материалов для работы с подростками в воскресных школах – дело не только нужное и востребованное, но и весьма ответственное. Последние два года воскресным школам активно предлагается учебно-методический комплект (далее УМК) «Приходская школа “под ключ”» ( http://detovoditel.ru ) диакона Ильи Кокина. Этот УМК продавался в Храме Христа Спасителя во время XXIX Международных образовательных чтений в мае этого года, его используют более 1200 православных школ. УМК представляет собой набор рабочих, методических и справочных материалов, рассчитанный на 4 возрастные категории УМК представляет собой набор рабочих, методических и справочных материалов, рассчитанный на 4 возрастные категории. В данной статье мы не будем касаться разделов для дошкольников и детей младшего школьного возраста (кроме одной наглядной схемы, речь о которой пойдет ниже). Наше внимание будет обращено к материалам для детей среднего и старшего школьного возраста, поскольку в них присутствуют абсолютно недопустимые тексты, образы и задания. Наверное, нужно попросить прощения за приводимые в статье материалы из УМК, совершенно немыслимые в православной школе, но «из песни слова не выкинешь». Мы вынуждены анализировать то, что предлагается нашим детям. Обратимся к анализу следующих материалов для детей среднего и старшего школьного возраста (полные выходные данные указаны в сносках ): I. Материалы, находящиеся в данное время в составе УМК «Приходская школа “под ключ”»: Рабочая тетрадь; Методическое пособие; Книга «Страх возводит стены, любовь строит мосты»; Материалы инфографики (наглядные схемы) онлайн-платформы, проекта «Академия веры». II. Материалы, входившие в состав УМК «Приходская школа “под ключ”» в период с 2019 по 2021 год: анимационные фильмы проекта «Академия веры».

http://ruskline.ru/opp/2021/10/12/umk_pr...

Воскресные школы: полтора века истории и новые перспективы 5 марта 2013 г. 16:00 2 марта 2013 года исполнилось 189 лет со дня рождения великого педагога, родоначальника русской научной педагогики Константина Дмитриевича Ушинского. Среди его трудов — работа по устройству и распространению воскресных школ, которые в  XIX cmoлemuu были основным учреждением народного образования. В них люди любых сословий и разного возраста могли научиться грамоте, Закону Божию, получить начальные знания по истории и иным предметам. Отделом религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви специально для сайта Hramilii.ru  подготовлена статья об истории воскресных школ и их современном развитии. Церковно-приходская (воскресная) школа: исторический экскурс В течение известного периода прошлого столетия, когда идеология нашего государства имела ярко выраженный атеистический характер, когда школа и педагогика в целом были отделены от религии, у верующих жителей нашей страны практически не было возможности для осуществления религиозного воспитания и образования своих детей. В конце 80-х — начале 90-х годов ХХ столетия такая возможность стала реальностью, и перед Православной Церковью появилась перспектива возрождения институтов религиозного воспитания и образования, в частности, воскресных школ. Первые воскресные школы в нашей стране (по крайней мере, в таком звучании) появились в середине XIX века по инициативе представителей демократически настроенной интеллигенции, и появление их связано было прежде всего с именами Н.И. Пирогова и К.Д. Ушинского. Первоначальной целью таких школ было обучение всех желающих грамоте, так как немалая часть населения России не умела ни читать, ни писать, и потребность в получении хотя бы элементарных знаний была велика. Основанные как учебные заведения для взрослых и детей, воскресные школы являлись наиболее ранней формой образования. Первая воскресная школа была открыта в 1859 году в Киеве известным российским врачом и педагогом Н.И. Пироговым. Под его руководством студенты Киевского университета стали проводить по воскресным дням занятия с населением. Н.И. Пирогов отмечал тогда «разительное различие между этой воскресной школой и обычными казенными школами и в их приемах, и в их способах учения, и в обхождении учителя с учениками» и делал вывод, что «воскресные школы — предмет необходимости».

http://patriarchia.ru/db/text/294573.htm...

Православное воспитание и образование 1.1. Конференция «Православная культура в общеобразовательной школе: пути и методы преподавания» 1.2. Конференция «Основы православной культуры в системе образования». 1.2. а. Пресс-конференция «“Основы православной культуры” как концепция жизни и творчества». 1.2. б. Конференция «Основы православной культуры и связь поколений». 1.3. Круглый стол «Вариативные подходы в преподавании предмета “Православная культура”: результаты и перспективы». 1.4. Отечественные традиции воспитания и образования в школе 1.5. Реформы образования и современная школа 1.6. Роль духовного образования в становлении российского общества 1.7. Проблемы религиозного образования в высшей школе в свете ее реформирования 1.8. Конференция «Православная школа и её востребованность на современном этапе». 1.9. Духовно-нравственное воспитание в дошкольных образовательных учреждениях 1.10. Служение воскресных школ: просветительское, миссионерское, социальное. Опыт работы и перспективы развития воскресных школ 1.11. Катехизация: задачи, проблемы, решения 1.12. IV Всероссийское совещание «Русская школа как система воспитания и образования. Православные духовные ценности в современной школе» 1.12 а. Семинар «От фрагментарности к целостному видению родной истории и культуры» 1.12 б. Семинар: «Духовно-нравственное воспитание младшего школьника средствами русского языка» 1.12 г. Семинар «Духовно-нравственное воспитание в условиях нарастания деструктивного влияния агрессивной информационной среды» 1.12 д. Семинар «Церковно-славянский язык в системе межпредметных связей» 1.12 е. Секция «Русская культура в образовательной области “Технология”» 1.12 ж. Семинар «Духовно-нравственное образование на традициях русской культуры» 1.12 з. Семинар «Духовно-нравственное, патриотическое и гражданское воспитание через историко-краеведческую деятельность учащихся» 1.12 и. Секция «Традиционная семейно-родовая культура и преемственность служения Отечеству в современном образовании» 1.12. к.

http://pravoslavie.ru/423.html

Разделы портала «Азбука веры» 2 марта 2013 года исполнилось 189 лет со дня рождения великого педагога, родоначальника русской научной педагогики Константина Дмитриевича Ушинского. Среди его трудов — работа по устройству и распространению воскресных школ, которые в XIX столетии были основным учреждением народного образования. В них люди любых сословий и разного возраста могли научиться грамоте, Закону Божию, получить начальные знания по истории и иным предметам. Отделом религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви подготовлена статья об истории воскресных школ и их современном развитии. Церковно-приходская (воскресная) школа: исторический экскурс В течение известного периода прошлого столетия, когда идеология нашего государства имела ярко выраженный атеистический характер, когда школа и педагогика в целом были отделены от религии, у верующих жителей нашей страны практически не было возможности для осуществления религиозного воспитания и образования своих детей. В конце 80х — начале 90х годов ХХ столетия такая возможность стала реальностью, и перед Православной Церковью появилась перспектива возрождения институтов религиозного воспитания и образования, в частности, воскресных школ. Первые воскресные школы в нашей стране (по крайней мере, в таком звучании) появились в середине XIX века по инициативе представителей демократически настроенной интеллигенции, и появление их связано было прежде всего с именами Н.И. Пирогова и К.Д. Ушинского. Первоначальной целью таких школ было обучение всех желающих грамоте, так как немалая часть населения России не умела ни читать, ни писать, и потребность в получении хотя бы элементарных знаний была велика. Основанные как учебные заведения для взрослых и детей, воскресные школы являлись наиболее ранней формой образования. Первая воскресная школа была открыта в 1859 году в Киеве известным российским врачом и педагогом Н.И. Пироговым. Под его руководством студенты Киевского университета стали проводить по воскресным дням занятия с населением. Н.И. Пирогов отмечал тогда «разительное различие между этой воскресной школой и обычными казенными школами и в их приемах, и в их способах учения, и в обхождении учителя с учениками» и делал вывод, что «воскресные школы — предмет необходимости».

http://azbyka.ru/katehizacija/voskresnye...

Пароль: Запомнить меня на этом компьютере июля 2013 С детства — в Лавре Воскресная школа Александро-Невской Лавры существует уже более пятнадцати лет. Идея ее создания принадлежит иерею Андрею Дедюхину-Сицкому. Директором стала Людмила Валентиновна Каширина, вложившая в развитие школы много усилий. Первые занятия проходили в Никольском храме для двадцати двух учеников. Сейчас количество учащихся составляет около ста семидесяти человек. Воскресная школа Александро-Невской Лавры существует уже более пятнадцати лет. Идея ее создания принадлежит иерею Андрею Дедюхину-Сицкому. Директором стала Людмила Валентиновна Каширина, вложившая в развитие школы много усилий. Первые занятия проходили в Никольском храме для двадцати двух учеников. Сейчас количество учащихся составляет около ста семидесяти человек. —Наша воскресная школа — это не кружок по интересам, куда привели ребенка и оставили на пару часов, это совместное обучение церковной жизни, — рассказывает нынешний директор школы Александра Александровна Боткина. — Мы стараемся привлекать и родителей: специально для них организуем беседы со священником, просим помогать нам в проведении мероприятий. Ведь важно, чтобы то, чему мы учим детей здесь, они видели и у себя дома, иначе не будет толку. Все-таки основную роль в воспитании детей играют именно родители, и если не будет никакой помощи с их стороны, то почти все наши усилия будут тщетны. Занятия в воскресной школе проводят исключительно профессионалы. Каждый из них помимо вуза окончил епархиальные Свято-Иоанновские богословско-педагогические курсы. Завуч школы Наталья Мячиславовна Тоболова признается: —Я не думала, что пойду преподавать, училась на курсах, скорее, «для общего развития». Но когда владыка митрополит вручал дипломы, он, наверное специально для таких, как я, сказал: «Вы не думайте, что будете только для себя использовать те знания, которые здесь получили. Вы должны поделиться ими с другими». Так все и получилось. Сначала я привела своих детей учиться, а потом постепенно подключилась к процессу и сама стала вести занятия.

http://aquaviva.ru/journal/s-detstva-v-l...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010