Ярославль. Храмовый комплекс Вознесенского прихода. Храмовый комплекс. Действует.   Год постройки:Между 1682 и 1795. Адрес: Ярославль, ул. Свободы, д. 44-а Координаты: 57.626358, 39.870827 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Церковь Вознесения Господня. Две церкви: летняя построена в 1688 г., а зимняя в 1691 г. тщанием прихожан. Обе церкви каменные, с таковою же особо стоящею колокольнею и оградою. Престолов в ней пять; в летней церкви: главный - во имя Вознесения Господня, придельный - во имя преп. Зосимы и Савватия, Соловецких чудотв., устроенный в алтаре с южной стороны в 1700 г., и придельный - во имя Божией Матери «Всех Скорбящих Радостей», устроенный в паперти в 1810 г.; в зимней церкви: главный - в честь Сретения Господня и придельный - во имя св. и чудотв. Николая, устроенный в алтаре с южной стороны в 1850 г. Земли при церкви 213,5 кв. саж. Для помещения священнослужителей деревянный, на каменном фундаменте дом, с отдельным деревянным флигелем и надворной постройкой. Церковного капитала билетами 3375 руб.; прихожан муж. пола 264, жен. пола 323. По штату положено быть: священнику, диакону и псаломщику, причтового капитала 10 715 руб. «Краткие сведения о монастырях и церквах Ярославской епархии», Ярославль, типография губернской земской управы, 1908 г. Ансамбль Вознесенского прихода состоит из холодной Воскресенской церкви и теплой Сретенской. Между ними находилась отдельно стоящая колокольня. Во время июльского восстания 1918 г. храмы сильно пострадали в результате артиллерийского обстрела города артиллерией красных. Стены и купола Вознесенской церкви и колокольни были пробиты в нескольких местах, с колокольни упали колокола. Ремонт храма производился реставраторами за счёт церковной общины. В 1929 г. храмы были закрыты. В помещении зимней церкви устроили мастерскую трамвайного депо, в зимней - клуб и библиотеку (на месте алтаря была устроена сцена). Колокольню разрушили, главы и барабаны разобрали. В середине 2000-х г.г. трамвайное депо закрыли, а затем снесли. На освободившемся месте построили торговый центр «Аура».

http://sobory.ru/article/?object=46084

Брянск. Собор Воскресения Христова. Собор. Действует.   Престолы: Воскресения Христова Год постройки:1741. Адрес: Россия, Брянская область, г. Брянск, пр-т Ленина, д. 58 Координаты: 53.24961, 34.37235 Проезд:Проезд троллейбусами 3, 4, 10 до остановки " Площадь Революции " Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты История Воскресенского храма связана с существованием в Брянске Воскресенского девичьего монастыря. Возникновение этого древнейшего монастыря относится, по-видимому, к XV — XVI вв., когда примыкавший к крепости посад начал активно развиваться. Документы XVII века свидетельствуют о том, что Воскресенский монастырь в этот период был экономически бедным и даже нуждался в помощи других монастырей. Вначале в нем были два храма, Воскресенский и Вознесенский, и 20 монашеских келий. Впоследствии оставался только Воскресенский храм. В самом начале XVIII века в монастыре происходило бурное каменное строительство, что свидетельствует об улучшении его экономического положения. Вскоре построен новый каменный храм в честь Обновления храма Воскресения Христова. В 1706 году в ходатайстве в Патриарший казенный приказ игумения монастыря Капитолина просила освятить этот храм, построенный незадолго до того. Последовал указ об освящении храма, в феврале 1706 года был выдан Антиминс. Однако вслед за кратким периодом расцвета последовало упразднение монастыря, разобран недавно построенный храм. Такой поворот в его судьбе был вызван событиями, связанными с Северной войной. В восстановленном Воскресенском монастыре, имевшем лишь один деревянный храм (1713 год), в 1738 году началось возведение каменного Воскресенского храма. Окончание строительного периода приходится на 1741 год. Одновременно с главным Воскресенским престолом, был устроен придел во имя Святых мучеников Гурия, Самона и Авива. В марте 1766 года Воскресенский монастырь был упразднен. С этого времени Воскресенский храм стал приходским. В 1843 году был устроен придел во имя Святого мученика Андрея Стратилата, сооружена колокольня, расширенная в нижней части во второй половине XIX века. По воспоминаниям старожилов, после возникновения в 1922 году «обновленческого» раскола, храм был поделен между Православными и обновленцами. В июле-августе 1937 года православные клирики храма, в том числе и Священномученик протодиакон Серафим Василенко, были арестованы и вскоре расстреляны. В храме продолжали служить священник-обновленец и обновленческий «Архиепископ» Брянский Владимир Досычев. Но и они в конце 1937 — начале 1938 годов были арестованы и расстреляны. Вероятно, после этого храм был закрыт. До начала фашистской оккупации использовался как комбинат бытового обслуживания, сапожная мастерская; в 1940 году сломана колокольня и купол, надстроен второй этаж. Богослужения возобновились в годы войны. К 1985 году храм полностью восстановлен в первоначальном виде.

http://sobory.ru/article/?object=00657

Двадцать второй день. Поучение 1-ое. Св. равноапостольная Мария Магдалина. (Черты ее жизни, которым мы можем и должны подражать). I. Св. мироносица, равноапостольная Мария Магдалина, память коей совершается ныне, «мироносицею» называется потому, что была в числе жен, приходивших ко гробу Иисуса Христа, чтобы помазать миром пречистое тело Его, «равноапостольною» потому, что она также, как и апостолы проповедывала имя Христово и учение Его, а «Магдалиною» – по месту рождения в Сирии в в городе Магдале. Она глубоко была признательна И. Христу за исцеление от беснования. Она принадлежала к числу женщин, которые следовали за И. Христом во время Его служения роду человеческому, и любила Его так, что не убоялась стоять при кресте с Материю Божиею во время распятия Господня. По воскресении Господа она и другие жены ходили ко гробу, чтобы помазать Его тело драгоценным миром. За то и Господь наградил ее тем, что по воскресении Своем после Божией Матери явился ей прежде всех и повелел ей возвестить ученикам Его о воскресении Своем. По вознесении Господнем Мария, с Пресвятой Богородицею и с апостолами, пребывала в постоянной молитве, видела первые успехи апостольской проповеди и сама проповедывала Евангелие в разных странах. В Риме она поведала императору Тиверию о воскресении Христовом и обвиняла Пилата в несправедливом суде над И. Христом: при этом, говорят, Мария поднесла Тиверию красное яйцо, как символ возрождения к новой жизни. Из Рима Мария Магдалина отправилась в Ефес и там, до самой кончины, помогала св. евангелисту Иоанну Богослову в трудах благовествования. В пятом веке при императоре Льве, мощи ее перенесены из Ефеса в Константинополь и положены в монастыре св. Лазаря. II. Братия и сестры о Господе! Мы изложили пред вами вкратце жизнь и подвиги св. Магдалины, сколько позволили нам скудные о них сведения: теперь вам остается посильно подражать ей в христианских добродетелях. Подражайте ей вы, сестры о Господе: ибо она была подобострастная вам жена. Подражайте ей и вы, братия: ибо стыдно для мужей уступать женам в добрых подвигах. Подражайте ей все: ибо это для всякого возможно и душеспасительно.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Шипулино. Церковь Воскресения Словущего на Николо-Железновском погосте. Воскресенская церковь Карта и ближайшие объекты На древнем Николо-Железновском погосте исстари стояли деревянные храмы. Погост получил название от храма и реки Железовки, у которой находился. Рядом с ним возникла деревня Шипулино, в которой на рубеже 18-19 веков дворяне Васильчиковы основали усадьбу. В 1800-1802 годах выстроена ныне существующая каменная церковь Воскресения Словущего с отдельно стоящей колокольней. Во второй половине 19 века в связи с основанием у деревни Некрасино бумаготкацкой фабрики, число прихожан возросло, и в 1903 году началось расширение храма по проекту архитектора Николая Николаевича Благовещенского (1867-1926). В 1910 году освящены приделы Покрова Божией Матери (южный) и Святителя Николая Мирликийского Чудотворца (северный). Трапезная часть была удлинена и соединила здание храма и с колокольней. О.Пэнэжко. Город Клин и храмы Клинского района. Владимир, 2003. Церковь Вознесения является уникальным памятником русской архитектуры. Она расположена на окраине села, на возвышенном месте. К востоку от церкви овраг, речка Железовка, которая дала название бывшему погосту. Ограда и ворота Воскресенской церкви выстроены из кирпича в стиле классицизма, близки к архитектуре храма. Здание церкви кирпичное, на белокаменном цоколе, отштукатуренное, белое. К первому строительному периоду (1800 г.) относится, собственно, храм типа " восьмерик на четверике " с полукруглой апсидой и трехярусная колокольня. Судя по значительному расстоянию от храма, колокольня первоначально стояла, по-видимому, отдельно от него. Впоследствии, в середине XIX века, с севера и юга к храму были пристроены симметричные Николо-Железовские приделы (по названию одного из церковных приделов и небольшого ручейка, протекающего по дну оврага-пруда). И по сей день в Воскресенской церкви проходят службы. Юдин В.С. " Край наш Клинский " . Редакция газеты " Серп и молот " , Клин, 1999. Храм был построен в 1800-1802 годах на средства прихожан при участии Васильчиковых, владельцев местной усадьбы. В храме хранится хоругвь 1900 года с надписью: «Сто лет со дня постройки храма», а также памятная медная табличка начала XIX века, на которой можно прочитать: «Освятися жертвенник во имя Покрова Пресвятыя Богородицы 1800 года месяца июня 4-го дня. Освятися жертвенник во имя святителя и Чудотворца Николая 1804 года месяца июня 6-го дня. Освятися жертвенник обновления храма Воскресения Христова 1810 года месяца июня 8-го дня».

http://sobory.ru/article/?object=08568

283. Беседа в неделю седмую по Пасхе, по освящении храма Воскресения Христова, в Покровском Хотькове монастыре (Говорена мая 31-го; напечатана в Твор. Св. От. 1853 г. и в собр. 1861 г.) 1853 год По вознесении Господа нашего Иисуса Христа на небо, первым делом, первенствующего между Апостолами, Петра было дополнить дванадесятое число Апостолов, из которого, как они скромно выразились, «испаде Иуда ити в место свое» ( Дeяh. I. 25 ). Святый Петр предложил о сем собранию церковному, в котором находилось около ста двадцати мужей. Собрание наименовало двух достойных, и из них, по молитве, посредством жребия, решительно избран Матфий, «и причтен бысть ко единонадесяти Апостолом» ( Дeяh. I. 26 ). Вероятно, для сего священного действия святым Петром избран был и день священный, – день, который в Книге деяний Апостольских, по иудейскому счислению времени, называется «единою ...от суббот», то есть, первым днем недели, и в который, как праздничный, «собирались» христиане «преломити хлеб» ( Деян. ХХ. 7 ), то есть, совершать таинство причащения Тела и Крови Христовы, словом – день воскресный. Сей день надлежало избрать и для того, чтобы иметь более полное собрание церковное, которое не могло быть одинаково полно во дни непраздничные. Посему, вероятно, что мы теперь избрание двенадцатого Апостола воспомянули в тот самый день, в который оно совершилось. Слова, которыми Апостол Петр предложил о избрании двенадцатого Апостола, возбуждают особенное внимание и размышление. Он говорил: «подобает убо от сходившихся с нами мужей во всяко лето, в неже вниде и изыде в нас Господь Иисус, начен от крещения Иоаннова даже до дне, в оньже вознесеся на небо от нас, свидетелю воскресения Его быти с нами единому от сих» ( Дeяh. I. 21–22 ). Требуется человек, который вместе с Апостолами следовал за Господом Иисусом, во все годы торжественного на земле служения Его спасению рода человеческого, от дня крещения его во Иордане до дня вознесения Его на небо. Такой человек назначается, вместе с прочими Апостолами, быть «свидетелем».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Санкт-Петербург. Церковь Воскресения Христова в Царскосельском Екатерининском дворце. Карта и ближайшие объекты Воскресенская церковь Екатерининского дворца построена в 1752-1756 годах любимым архитектором Елизаветы Петровны Б.Ф. Растрелли. Была освящена 30 июля 1756 г. Как большинство храмов Растрелли, церковь имеет пятикупольное завершение – в 1745 году Елизавета повелела возводить пятиглавые церкви. Ажурные золоченые купола возвышаются над северным корпусом дворца. Храм вплотную слит с дворцом – им завершается анфилада парадных комнат. В плане здания он носит название «церковный зал». Вместо обычного для храма купола его перекрывал плоский потолок, расписанный Дж. Валериани. Среднюю часть занимал плафон «Вознесение Господне». Внутреннее убранство храма было выполнено в стиле барокко с обилием позолоты и ажурной резьбы. Особую нарядность интерьеру придавали портики из вызолоченных и обвитых ажурными резными гирляндами коринфских колонн. Многоярусный синий с золотом иконостас был оформлен как сплошная стена, украшенная иконами работы иностранных и русских мастеров, в том числе И. Аргунова. В 1840 г. архитектор В.П. Стасов создал в первом этаже дворца белый с золотом подцерковный зал, освещенный хрустальными люстрами. Воскресенская церковь погибла вместе с дворцом во время войны. Внутреннее убранство почти полностью погибло во время Великой Отечественной войны. В настоящее время интерьеры церкви еще не восстановлены. В царскосельском дворце царицы Екатерины Алексеевны первоначально находилась походная комнатная церковь во имя святой великомученицы Екатерины, достопримечательностью которой был резной иконостас синего цвета. Строительство ныне существующего дворцового храма началось весной 1746 г. по проекту и под руководством С. И. Чевакинского. Торжественная закладка храма в честь Воскресения Христова преосвященным Феодосием архиепископом Санкт-Петербургским и Шлиссельбургским состоялась 8 августа того же года в присутствии императрицы Елизаветы, наследника цесаревича Петра Федоровича и его супруги Екатерины Алексеевны. В процессе строительства Елизавета Петровна распорядилась переделать часть осуществленных работ и продолжать строительство по показанию обер-архитектора Ф.-Б. Растрелли.

http://sobory.ru/article/?object=03590

Скачать epub pdf 1. Недели перед Великим постом Подготовительные недели перед Великим постом Когда Великий пост приблизился почти вплотную и отделяет нас от него только один завтрашний воскресный день, не лишне нам вспомнить о том, что когда и наступит этот пост, то подобно тому, как и перед Великим постом, последние воскресные дни, помимо чисто воскресного празднования, еще были связаны с определенными воспоминаниями. Именно, обновив их в воскресный день, именующийся Неделей о Мытаре и Фарисее, в следующей Неделе о Блудном Сыне, далее – в Неделю о Страшном Суде и, наконец, завтра – в «Прощеное Воскресение», т.е. тот воскресный день, в вечер которого христиане вступают в Великий пост, стремятся примириться друг с другом, взаимно прощая обиды и огорчения. Помимо этого, основное воспоминание завтрашнего дня – это воспоминание падения Адамова, того страшного греха, когда прародители наши в раю изменили Своему Творцу и Создателю, ослушались Его, послушавшись Божия врага, искусителя диавола, и из безгрешных, невинных, бессмертных стали грешными, безответными, должными и смертными, и вот это-то и вспоминается завтра. В течение самого Великого поста, точно так же в каждый воскресный день, помимо чисто воскресного празднования своего, имеет еще как бы дополнительное к нему. Первое воскресение Великого поста – это Неделя Православия, когда Церковь празднует победу своей православной веры над всеми лжеучениями. Во второй воскресный день Церковь воспоминает великого борца за истину православия – святителя Григория Паламу . Третий воскресный день, как вы и сами знаете, именуется Крестопоклонная неделя, потому что Церковь , для нашего поклонения, предлагает нам Животворящий Крест, чтобы укрепить своих чад в прохождении постного подвига постных и молитвенных трудов. В четвертый день к празднованию воскресения прибавляется празднование памяти одного из величайших наставников христианского благочестия – преподобного Иоанна Лествичника , а в пятый воскресный день – вспоминается великая грешница, которая стала потом величайшей праведницей и своим примером указывает всем грешникам, стремящимся к покаянию, что не нужно бояться, как бы много не нагрешил человек, ибо искреннее покаяние всецело и совершенно очищает, возрождает и претворяет самого кающегося человека и его душу. Следующий воскресный день, сам по себе большой праздник, большое торжество церковное, им вспоминается Вход Господень в Иерусалим, а в текущем году, он в особенности будет светел и торжественен, потому что к празднованию Входа Господня в Иерусалим присоединяется еще радостный, светлый, весенний праздник – Благовещение Божьей Матери, которое как раз приходится в этом году на Вербное Воскресение.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Voznes...

Скачать epub pdf Слово на обновление иерусалимского храма Воскресения Христова 5761 Память 13 сентября В настоящий день мы празднуем Обновление преславного и превеликого храма в Иерусалиме, – не того, который воздвиг царь Соломон на горе Мориа, но того, который пречудно устроил благочестивый царь Константин с достохвальною матерью своею Еленою на горе Голгофе, очистив и обновив святое место, оскверненное языческим нечестием. После вольных страданий и смерти Господа нашего Иисуса Христа, Его воскресения и вознесения на небо, то святое место, где совершилось наше спасение, было поругаемо и оскверняемо врагами Христовыми. Особенно же осквернил все святые места бесовскими идолами и жертвами нечестивый царь римский Адриан. Воздвигнув на месте Иерусалима, разоренного Титом 5762 , город, он повелел засыпать Гроб Господень землею и множеством камней, а на той горе, где Господь был распят, построил храм языческой богине распутства Венере и поставил ее идола, а над Гробом Господним поставил идола бога Дия (Юпитера). Итак, где Агнец Божий принес Себя в жертву Богу Отцу за грехи наши, там приносились нечистые жертвы бесам и совершались всяческие непотребства. Равно и в Вифлееме, где Пречистый родился из утробы Пречистой Девы, нечестивый царь поставил идола Адониса 5763 , так что и сие святое место осквернялось срамными делами, а там, где был храм Соломона, выстроил идольское капище. Самый город он назвал в честь свою Елиею, – ибо носил имя: Елий-Адриан, – и повелел, чтобы никто не смел называть его Иерусалимом. Сделал же он всё сие из желания истребить с земли самую память об имени Иисуса Христа. Он переименовал город, в котором Иисусом Христом совершено было множество чудес, и устроил бесовские жилища на местах Его рождения, распятия и погребения, именно с той целью, чтобы последующий род человеческий совершенно забыл Христа и более никогда не воспоминал тех мест, на которых жил и учил Господь. Однако же сам Адриан погиб, а святое место Царь славы вновь прославил. Господь, просветив светом святой веры царя Константина и матерь его Елену , вложил им в сердца желание обновить Святый Град Иерусалим, – на том месте, где разоренная храмина тела Христова создана была в три дня (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Фома Аквинский (католический святой) Вопрос 84-й. О быстроте тел после воскресения блаженных праведников (В трех пунктах). Теперь мы должны рассмотреть вопрос о быстроте тел после воскресения блаженных праведников, имея перед собой следующие три пункта для выяснения: 1) Будут ли прославленные тела быстрыми? 2) Будут ли когда-либо блаженные праведники пользоваться этой быстротой в целях движения? 3) Будут ли они двигаться мгновенно? Раздел. 1. Будут ли прославленные тела быстрыми? То, что прославленные тела не будут быстрыми, представляется из следующего: Возражение 1. То, что является быстрым само по себе, не имеет нужды быть носимым для того, чтобы передвигаться. Но прославленные тела после воскресения будут, согласно церковного толкования (ПЛ 192,304), вознесены ангелами на облаках «в сретение Господу на воздухе» ( 1Фес. 4:17 ). Поэтому прославленные тела не будут быстрыми. Возражение 2. Ни о каком теле, которое двигается с трудом нельзя говорить как о быстром. А прославленные тела будут двигаться с трудом, – так как начало и причина их движения, а именно душа, движет их в обратном направлении по отношению к их природе, ибо иначе они бы всегда двигались в том же самом направлении. Поэтому они не будут быстрые. Возражение 3. Из всех душевных действований чувство превышает движение в приоритете и благородстве. Однако никакое свойство или качество не приписывается прославленным телам как совершенствующее их в области чувств. Поэтому и быстрота не должна быть приписываема им как совершенствующая их в движениях. Возражение 4. Природа дает различным животным орудия их действия различного состояния и расположения в соответствии с их различными способностями и силами. Поэтому она не дает орудия действия того же самого состояния и расположения медленным животным, какие она дает животным быстрым. Дела Бога гораздо более упорядочены, чем дела природы. Так как члены прославленных тел будут иметь то же самое расположение, форму и размер, какие они имеют в настоящее время, то представляется, что они не будут обладать иной быстротой, по сравнению с той, которую они имеют теперь.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

294. Беседа в день Вознесения Господня, и обретения мощей Святителя Алексия (Говорена в Чудове мон. мая 20; напечатана в Твор. Св. От. 1854 г. и в собр. 1861 г.) 1854 год Никто из живущих в теле не видал воскресения Христова в то тайное мгновение ночи или глубокого утра, когда оное совершилось. Так было, может быть, по самому свойству сего действия, в котором и видимое Христово тело, преобразуясь в духовное и прославленное, выступало за пределы мира видимого. Но притом, так устроено было, вероятно, и потому, что еще не созрела вера для сего высокого созерцания: ибо явление небесное и Божественное для приготовленного к нему верою, чистотою, боголюбием, смирением есть свет просвещающий и животворящий, а для неприготовленного и неочищенного есть молния поражающая. Так устроено было, вероятно, и для того, чтобы дать место возвышенному подвигу веры и высшему за него воздаянию, по суду Христову: «блажени не видевшии и веровавше» ( Иоан. ХХ. 29 ). Напротив того, вознесение Господне многие собственными очами видели, когда оно совершалось. Так было, конечно, потому, что теперь уже созрела вера многих для сего Божественного созерцания. Так было, конечно, и для того, чтобы и немощным в вере, каким в день воскресения Христова виден был Фома, дать подкрепление очевидным удостоверением. Святый Евангелист Лука свидетельствует, что Господа воскресшего, – кажется, и возносящегося, – видели не одни одиннадцать Апостолов, но и другие, «иже бяху с ними» ( Лyk. XXIV. 33 ). Если сам Господь благоизволил, чтобы так доступно было Его божественное зрелище: подвигнем и мы нашу мысль в след очевидцам оного, дабы, по возможности, ближе и яснее видеть то, на что небеса смотрели с таким же удивлением, как и земля. Путем да будет нам Евангельское повествование, и путеводителем святый Евангелист Лука. Он пишет: «извед их вон до Вифании» ( Лк.24:50 ). То есть, в четыредесятый из дней, в продолжение которых воскресший Господь «являлся» Апостолам, «и глаголал яже о царствии Божии» ( Деян. 1:3 ), Он явился им в Иерусалиме; потом, предшествуя им, вел их по улицам города, и вышел из него вратами, чрез которые лежал путь к горе Елеонской.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010