Книга вторая 1. То, о чем следовало сообщить как бы в предисловии к Церковной истории, а именно: о Божестве Слова-Спасителя, о древности догматов нашей веры и евангельски-христианского образа жизни, а также о недавнем Его явлении, о событиях, предшествовавших Его страданиям, и об избрании апостолов – обо всем этом с краткими доказательствами мы рассказали в предыдущей книге. 2. В этой же рассмотрим, что произошло после Его Вознесения, основываясь на Святом Писании и привлекая мирских историков, на записки которых я буду, когда нужно, ссылаться. Глава 1 1. Прежде всего, избран был по жребию апостолом, вместо предателя Иуды, Матфий, который, как сказано, был учеником Господним. Поставлены были апостолами по молитве и с возложением рук на служение общине семеро испытанных мужей, в их числе и Стефан; он первый после Господа сразу же по своем поставлении – словно для этого и был избран – был побит камнями от убийц Господних. Первый из победоносных мучеников Христовых получил он венец – имя его имеет как раз это значение. 2. Тогда же Иаков, называемый братом Господним (ибо он назывался сыном Иосифа; отцом Христа был тот же Иосиф, которому обручена была Дева, и прежде чем сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святого, как учит нас святое Евангелие), – вот этот самый Иаков, которому в древности дано было прозвище «Праведный» за его исключительную добродетель, первый, как рассказывают, получил епископский престол в Иерусалимской Церкви. 3. Климент в 6-й книге своих «Очерков» утверждает это и пишет так: «Петр, Иаков и Иоанн, хотя и были особо Спасителем почтены, однако после Вознесения Спасителя не оспаривали друг у друга эту честь, но избрали епископом Иерусалима Иакова Праведного». 4. В 7-й книге того же произведения он говорит о нем следующее: «Иакову Праведному, Иоанну и Петру Господь после Воскресения передал знание, они же передали его остальным апостолам, остальные же апостолы семидесяти, одним из которых был Варнава». 5. Было же два Иакова: один – «Праведный» – сброшен с крыши и забит до смерти скалкой валяльщика, другому отрубили голову». Этого «Праведного» упоминает и Павел: «Из апостолов я никого не видел, кроме Иакова, брата Господня».

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Kesari...

Колокольня Костромского Кремля с Богоявленским собором (на стройплощадке прошлым летом). Фото Владимира Ходакова ЖМП 1 январь 2020 /  28 февраля 2020 г. 12:45 Соборное дело: от Мурома до Мурманска КАК ВОЗДВИГАЮТ ГЛАВНЫЕ ХРАМЫ ЕПАРХИЙ Вряд ли прежде в Русской Церкви был другой столь краткий по историческим меркам период, когда в разных епархиальных градах одновременно возводилось бы столько кафедральных соборов. Беспрецедентное по интенсивности строительства и частоте освящения число соборных храмов, предназначенных для служения епархиальных архиереев, объясняется двумя наложившимися друг на друга во времени процессами. С одной стороны, продолжается эпоха церковного возрождения, когда после практически векового перерыва Церковь получила возможность воздвигать большие соборы-новостройки и воссоздавать утраченные. С другой — реформа административно-территориального деления с разукрупнением епархий и созданием митрополий. PDF-bepcuя Сейчас кафедральные соборы возводятся параллельно в Геленджике и Мурманске, ­Нарьян-Маре и Архангельске, Караганде и Владивостоке, Ейске и Муроме, Ярославле и Улан-Удэ, Новороссийске и Сургуте, Воркуте и Горно-­Алтайске, Челябинске и Чебоксарах, Барна­уле и Салехарде, Клинцах (Брянская область) и Георгиевске ( Брянская и Ставропольская митрополии соответственно). Только за пять последних лет великим чином (подавляющее большинство — лично Предстоятелем) освящены соборы: Богоявленский в Енисейске (2019 год, Красноярская митрополия ), Успенский в Салавате (2018 год, Башкортостанская митрополия ), Воскресенский в Бишкеке и Успенский в Ташкенте (2017 год), Христорождественский в Солигорске (2017 год, Слуцкая епархия Белорусского Экзархата), Христорождественский в Южно-Сахалинске (2016 год), Андреевский в Североморске (2016 год, Мурманская митрополия ), Благовещенский в Йошкар-Оле (2016 год, Марийская митрополия ), Богородицерождественский в Уфе (2016 год, Башкортостанская митрополия), Успенский в Иванове (2015 год), Вознесенский войсковой всеказачий в Новочеркасске (2015 год, Донская митрополия ), Вознесенский в Ульяновске (2015 год, Симбирская митрополия ), Георгиевский в Орске (2014 год, Оренбургская митрополия ). «Журнал Московской Патриархии» рассказывает, как на местах сооружают соборы, которые на наших глазах становятся архитектурными достопримечательностями и новыми «визитными карточками» своих городов.

http://e-vestnik.ru/church/kafedralnye_s...

Москва. Церковь Сергия Радонежского в Бибиреве. Карта и ближайшие объекты 13 января 1893 г. причт, церковный староста и прихожане Благовещенской церкви села Бибирево обратились в Московскую духовную консисторию с прошением: «Существующая с 1732г. в селе Бибирево деревянная Благовещенская церковь стала ветха, значительно покачнулась и является неотложная необходимость в постройке нового небольшого каменного храма. Имеется несколько благотворителей, которые желают оказать посильную помощь». К прошению был приложен приговор прихожан о желании участвовать в постройке храма с обещанием лично выполнять все земляные работы: выровнять землю под храм, выкопать ров для фундамента, убрать землю и привезти необходимое количество песка для стройки. Московский купец 2 гильдии Василий Панкратьевич Калинин, имеющий около села Бибирево свой кирпичный завод, обещал пожертвовать кирпич; московский мещанин Александр Александрович Цыплаков обещал пожертвовать бут под фундамент храма, а их сосед по землевладению, московский купец Вогау обещал оказать денежное пожертвование; надворный советник В.Н.Островцов обещал с помощью известных ему благотворителей достать иконы для иконостаса, хоругви и необходимое количество серебряной парчи на облачения престола и жертвенника. Консистория направила благочинному указ провести дознание и донести, «удобно ли и прилично ли место, предполагаемое для храма». Благочинный ответил, что место, предназначенное для храма, удобное, вблизи него, как и во всем селе, нет трактирных и питейных заведений. Однако, несмотря на положительный ответ благочинного, консистория не разрешила строить храм, сославшись на то, что имеющаяся в наличии сумма не соответствует указанной в смете. Тогда отец Сергий Соколов направляет в Консисторию еще одно прошение, с припиской игуменьи Вознесенского монастыря: «Из числа 3000 руб., означенных в сем прошении, 1200 руб. собраны между сестрами Московского Вознесенского монастыря, которые впредь обещают по возможности продолжить сбор, когда будет получено окончательное разрешение на постройку храма». Учитывая ходатайство игуменьи Евгении и благочинного И.Воскресенского, консистория дала разрешение на строительство храма.

http://sobory.ru/article/?object=03400

Отдел седьмой. Церковь в Палестине до рассеяния христиан из Иерусалима XXXI. Избрание Матфея в число апостолов. Пятидесятница и сошествие св. Духа на апостолов. Первые обращенцы и состояние первенствующей Церкви По возвращении в Иерусалим, ученики сплотились в одну общину, которая нашла себе помещение в особой горнице, быть может той самой, которая служила местом совершения тайной вечери. Там около них собирались все верующие, между ними пресв. Дева и другие уче­ницы Господа, и все они, сознавая себя особым обществом, отличным от окружающего их мира, «единодушно пребывали в молитве и молении». Это было малое стадо, которое сознавало свое ничтожество пред могуществом мира сего; но сила его была в молитве и надежде на тот великий дар, который они ожидали скоро получить по обетованию своего вознесшегося Учителя. В течение десяти дней, протекших между вознесением и Пятидесятницей, одною из первых забот апостолов было вос­полнить то место, которое оказалось в их обществе за выходом из него Иуды. Это было сделано в первом же собрании верующих в Иерусалиме, которые, вследствие отсутствия многих из тех пятисот, кому Христос являлся в Галилее, собрались в числе ста двадцати человек. Страшные обстоятель­ства самоубийства предателя, о которых передавались различные ужасные сказания, оставили в их сердцах глубочайшую вру в непосредственное Божие возмездие виновному. Он за свое злодейство лишился своего высокого достоинствами «удалился в свое собственное место». Что его место нужно было занять кем нибудь, это считалось необходимым уже потому, что сам Христос избрал двенадцать апостолов – по священному числу колен израилевых. Об этом позаботился ап. Петр, который обра­тился к собранию с речью, изложив в ней и самые условия апостольства. Существенным условием для нового апостола было то, чтобы он был свидетелем воскресения и находился в общении с учениками во все время пребывания Спасителя с ними. Способ этого назначения, единственный в Новом Завете, по-видимому вытекал из особого положения церкви в течение первых дней между вознесением и сошествием Св. Духа. Как бы чувствуя, что они еще не обладали живою силою истинного различения духов, апостолы избрали двоих: Иосифа Варсаву, кото­рый в языческих кружках обыкновенно прозывался Иустом, и Матфея, и затем, согласно ветхозаветным примерам и иудейским обычаям ( Лк. 1:9 ), помолились Богу, чтобы Он показал того, кого Он избрал. Брошен был жребий, и он выпал на Матфея, который поэтому и принят был в число двенадцати апостолов, и верующие во главе своих двенадцати вож­дей начали готовиться к великому празднику Пятидесятницы.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/rukovo...

Проповеди От Пасхи до Вознесения Слово на Светлой Пасхальной седмице Ныне вся исполнишася света: небо, и земля, и преисподняя... Христос воскресе! Чадца Божии! От избытка неземной радости приветствую и я вас, опаляя силой Божественных слов: «Христос воскресе!» Благодатный огонь этой спасительной вести, вновь ярким пламенем вспыхнув над Гробом Господним, потек по миру. И Церковь Божия, преисполнившись светом этого огня, дарует его нам: «Христос воскресе!» Возлюбленные о Христе братия и сестры, други мои! Вы, конечно, замечали сами, что среди многих великих и радостных наших христианских праздников особой торжественностью, особой радостью выделяется праздник Светлого Христова Воскресения — праздников праздник и торжество из торжеств! Нет в нашей Православной Церкви службы более величественной, более проникновенной, чем пасхальная утреня. И потому так стремятся все верующие в храм Божий в пасхальную ночь. Пасхальное богослужение воистину подобно великолепнейшему пиру, который Господь приготовил всем притекающим под благодатную сень Его Дома. Вдумайтесь в содержание «Огласительного слова» святителя Иоанна Златоуста! С отеческой лаской и радушием приемлет Господь тех, кто возлюбил Его всем своим существом. «Блажен, кто от первого часа делал есть», — это те, кто от юности своей идут неукоснительно по Его Божественным стопам. Но не отвергает и тех, кто, преодолев в своей душе сомнения, приблизился к Богу только в зрелом и даже преклонном возрасте. «Да не устрашатся они своего замедления, Господь с любовью приемлет последнего, так же, как и первого, — и дела приемлет и намерения целует». Несомненно, все вы, кто был в храме в пасхальную ночь, испытали необыкновенный восторг... Души наши ликовали, преисполненные чувством благодарности к нашему Господу Спасителю за дарованную Им всем нам вечную жизнь. Ведь Воскресший Христос возвел род людской от земли к Небу, придал существованию человека возвышенный и благородный смысл. Душа человека жаждет вечной счастливой жизни. Ищет ее... И потому к светлой заутрени так стремятся люди в храм Божий. И не только верующие, но и те, кто своим сознанием далек от христианской религии.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3257...

Радость разлуки. Вознесение Господне Восходит Господь на Небо, и с Собой в тайну Божественной жизни вносит всю тайну человека. Вот мера нашего призвания, вот, что человек представляет собой. 8 июня, 2005 Восходит Господь на Небо, и с Собой в тайну Божественной жизни вносит всю тайну человека. Вот мера нашего призвания, вот, что человек представляет собой. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Радость нам оставил Господь, радость Он нам завещал, и сегодня мы празднуем праздник таинственной радости,— радости разлучения. И радуемся мы сегодня также встрече на земле. Господь нам дал сегодня встретиться. Встретиться не значит просто оказаться где-то в одном и том же месте, лицом к лицу. Радоваться встрече можно только тогда, когда встретишь и посмотришь другому в глаза и в душу, когда уйдешь взором души в глубины человека: тогда встреча совершилась. Иначе мы только столкнулись и прошли мимо. А в храме, когда мы молимся, когда мы сердцем устремлены вместе, к одной цели, с тем же чувством — как легко встретиться. Но есть радость и в разлуке. Вспомните слова Спасителя на Тайной вечери. Говоря о том, что Ему надлежит умереть, и воскреснуть, и уйти от Своих учеников, Он увидел, что они стали скорбны, и сказал им: Если бы вы Меня действительно любили, вы радовались бы, что Я иду к Отцу… И вот сегодня мы вспоминаем этот день, когда, совершив трудом, подвигом, кровью дело нашего спасения, Господь почил от трудов Своих в великую, благословенную субботу, воскрес в славный день Воскресения, а теперь возвращается во славу Отчую, в ту славу, которую Он имел от начала мира и прежде чем мир стал. А нам Он все же оставляет радость. И радость не только о том, что Он теперь в славе, которая Ему принадлежит, что нет больше перед Ним крестного пути, нет скорби земной, а есть прославленность вечная, — не только об этом радость нам дана. Радость нам дана в том, что теперь, в совокупности всего случившегося, мы понимаем путь спасения, и мы видим, что для Бога значит наша земля, как она Ему дорога, и какие непостижимые в ней возможности.

http://pravmir.ru/radost-razluki/

Ростов. Рождественский монастырь. Собор Рождества Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты Собор расположен на территории Рождественского монастыря, возле южного корпуса келий. Он не раз перестраивался. Была утрачена колокольня. В 1715 г. собор Рождественского монастыря был украшен фресковой росписью. Настенная летопись, сохранившаяся на откосе портала западной стены, сообщает только, что храм расписан «тщанием и трудолюбием игуменьи Наталии». Имена работавших здесь мастеров неизвестны. Однако особенности стиля росписи: её насыщенная, несколько пестрая цветовая гамма, живой и многословный язык повествования, богатство растительных орнаментов, пристрастие к великолепному узорочью в отделке кулис и предметов утвари, - позволяют причислить её к лучшим произведениям ярославского стиля петровской эпохи. В 1873 г. при игуменье Марии стенопись собора была прописана на пожертвования крестьянина Ивана Алексеевича Рулева. Иконография центрального храма следует ярославским традициям. Сомкнутый свод небольшого собора разделен киноварными разгранками на четыре части, в которых написаны «Новозаветная Троица», «Воскресение», «Сошествие Святого Духа» и «Вознесение». Изображения четырех евангелистов остроумно перенесены на откосы верхних окон, расположенных на западной стене. Стены делятся горизонтальными разгранками на 5 ярусов. В верхнем очень кратко иллюстрирована земная жизнь Христа. Второй и третий посвящены теме акафиста Богородице. По полноте изложения (25 клейм) и богатству иконографических изводов - это лучший акафистный цикл в стенописях ярославской школы. В двух нижних ярусах очень живо написаны «Страсти Христовы». У самого иконостаса цикл «Страстей» дополняют три сцены из жизни Богоматери: «Зачатие», «Рождество» и «Вознесение». Архитектоника окон и порталов собора выявлена нечетко и не везде одинаково. На одних окнах помещены фигуры преподобных в рост, а другие служат продолжением сюжетных клейм стены. Широкие откосы трех входных порталов, соединяющие центральное помещение храма с трапезной, украшены фигурами преподобных и мучеников. На центральном портале, вместе с ангелами, охраняющими вход в храм, изображены преп. Стефан (патрон Стефана Яворского, местоблюстителя патриаршего престола в петровскую эпоху) и преп. Исаакий Далматский, считавшийся покровителем новой столицы России - Санкт-Петербурга. На южном портале написаны ростовские чудотворцы: Иосиф Блаженный, Петр Ордынский и Авраамий, получающий жезл от Иоанна Богослова. Последнее изображение снабжено пространным текстом из древнего жития Авраамия.

http://sobory.ru/article/?object=05697

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Библиография. «Фома» (229) – май 2022 26 мин., 28.05.2022 Библиография. «Фома» – май 2022 Содержание номера - " Фома " . Православный журнал для сомневающихся. - – 2022. FOMA.RU Обложка : Пейзажное фото (Marc-Olivier Jodoin/Unsplash), где рука указывает на дальний берег широкой реки, из-за которого светят мощные, проникающие повсюду, лучи невидимого солнца. На уровне неба - надпись: ХОРОШО НАМ быть с Тобой. Внизу обложки - обозначение актуальной темы: ОТ ПАСХИ ДО ВОЗНЕСЕНИЯ: О ЧЕМ НАПОМИНАЕТ ЭТО ВРЕМЯ (См. в разделе «Вера» статью диакона Игоря Цуканова «От Воскресения до Вознесения. Что происходило в эти 40 дней?» - С.28-39). Пролог : Леонид Мартынов. « В эту душную ночь ..»). Стихотворение. 1949. Фото//Фома. - – май 2022. – С.2. – (рубрика «Пролог» ). Содержание : С.3. Даты месяца : Даты месяца: май //Фома. - – май 2022. – С.4-7. - (рубрика « Даты месяца »). Представлены: 17 мая. Юбилей воссоединения Русской Православной Церкви Заграницей и Русской Православной Церкви. лет назад, преодолев длившийся 80 лет раскол, Русская Православная Церковь Заграницей воссоединилась с Русской Православной Церковью. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Лавр подписали в Храме Христа Спасителя Акт о каноническом общении. Зарубежная Церковь вошла в Московский Патриархат как самоуправляемая «в делах пастырских, административных, хозяйственных, имущественных и гражданских»]. Фото Пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси. - С.4; 1 мая. Фомина неделя. [Фомина неделя — так в Церкви называют воскресенье, следующее за Пасхой. В этот день христиане вспоминают уверение апостола Фомы. Во время первого явления воскресшего Господа Своим ученикам апостола Фомы не было среди них. И когда он услышал их рассказ, то сказал, что не поверит, пока сам не не увидит раны от гвоздей и не вложит руку в рану на ребре Спасителя. И вот спустя несколько дней Господь снова является ученикам, и апостол Фома тоже был среди них. Обратившись к нему, Господь сказал: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим. Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой! (Ин 20:27-28) ]. Ил.: Неверие Фомы. Мозаика. Италия, Венеция. Собор святого Марка. XII в. - С.4;

http://foma.ru/bibliografija-foma-5-229-...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Библиография. «Фома» – май 2023 28 мин., 19.06.2023 Обложка : На синем фоне изображен ребенок, поливающий из леечки белый цветок, который светится фиолетово-розовым светом. В середине обложки — надпись: «Пришла пора пролить свет». «Пришла пора» написано белым цветом, а «пролить свет» — красным. Рисунок Юлии Каменщиковой. Пролог : Александр Кушнер . " Звезда над кронами дерев...«. Стихотворение, 1966. Фото Oliver Roos /Unsplash//Фома. май 2023. — С.2. —  (рубрика «Пролог» ). Содержание : С.3. Даты месяца : Даты месяца: май //Фома. май 2023. — С.4-5. — (рубрика « Даты месяца »). Представлены: 24 мая. День памяти равноапостольных Кирилла и Мефодия, день тезоименитства Патриарха Кирилла. [ Патриарх Кирилл: «Мы сегодня вспоминаем имена святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, великих просветителей. Они несли нашему народу культуру, язык, но делали это не в отрыве от нравственных и духовных ценностей, не в отрыве от самого главного — целеполагания человеческой жизни. Их просветительство было направлено на то, чтобы люди становились святыми, чтобы достигалась главная цель бытия — соединение человека с Богом, освящение всей жизни, а значит, исключение из жизни всего того, что несут в себе грех и неправда». Из проповеди в день памяти святых равноапостольных Мефодия и Кирилла в Храме Христа Спасителя, 24 мая 2015 года ]. Фото Олега Варова /Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси. — С.4; 25 мая. Вознесение Господне. [В этот день Церковь вспоминает событие, произошедшее через сорок дней после Воскресения Христова. В течение этих сорока дней Спаситель несколько раз являлся Своим ученикам, укрепляя их веру и готовя к сошествию Святого Духа на них. В день Вознесения Он собрал апостолов в Вифании, на горе Елеон. Там Господь Иисус Христос благословил их и вознесся на небо]. Ил.: Вознесение. Рембрандт, 1636. — С.4; 22 мая. День памяти святого Николая Чудотворца. [В этот день Церковь празднует перенесение мощей святителя Николая Чудотворца из малоазийских Мир Ликийских в итальянский Бари в 1087 году. В Бари духовенство и множество горожан встретили мощи святителя в торжественной обстановке. Для постоянного пребывания мощей в городе был возведен храм святителя Николая. С тех пор святыня постоянно пребывает в Бари]. Фото Олега Варова /Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси. — С.4;

http://foma.ru/bibliografija-foma-5-241-...

Самро. Церковь Вознесения Господня (старая). /// Объект не принадлежит Православной Церкви Карта и ближайшие объекты Приделы апп. Петра и Павла и Рождества Богородицы. Закрыта в 1939 г., действовала в 1942-45 гг., после войны использовалась как склад, в 2006 г. не используется. Самро Рельской вол. – храмы Песьего погоста Деревня Самро находится на юго-восточном берегу одноименного озера, на дороге Осьмино – Сланцы (через Рель). В древности здесь находился центр Песьего погоста Сомерской вол. Находящаяся при погосте деревня до 1910 г. также называлась Песьей, затем получила новое официальное название – Алексеевское. Но это название так и не прижилось. В народном обиходе деревню продолжали именовать то Песьей, то Самро. В документах 1940-х гг. эти названия иногда писались через дефис: д. Песье-Самро. О древности д. Самро свидетельствуют многочисленные курганы, расположенные в ее окрестностях, в том числе и в непосредственной близости от сохранившегося здания церкви. Деревня примечательна тем, что здесь в 1700 г. останавливался Петр I, следуя походом под Нарву. С конца XVIII в. д. Самро относилась к Гдовскому уезду С.-Петербургской губ., вотчина императорской семьи, в частности, одно время принадлежала императрице Марии Александровне, супруге императора Александра II. Храмы Песьего погоста до сих пор остаются малоизученной темой. Известно, что первые сведения о находившейся здесь древней церкви относятся ко второй половине XVI в. Согласно справочнику «Земля Невская православная», церковь была деревянной, освященной во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Упоминание о ней впервые приводится в Писцовой книге 1576 г. Последнее сообщение о ней относится к 1660 г. Возможно, что Покровская церковь в Самро уничтожена в ходе русско-шведских пограничных конфликтов конца XVII в. Следующий храм на Песьем погосте появился лишь в 1737 г. Он освящен во имя Воскресения Христова. Строили его на средства прихожан. Будучи деревянной, эту церковь восстановили после пожара в 1756 г., и она простояла на данном месте полных два столетия. К сожалению, мы не располагаем сколько-нибудь подробным описанием этой церкви или ее фотографиями. Нам известно, что это был однопрестольный храм, рубленый, на каменном фундаменте с купольным перекрытием алтарной части, полуциркульными сводами, колокольней и наружной окраской стен. Известно также, что с 1849 г. при церкви открыли церковно-приходскую школу и что церковный приход уже во второй половине XIX в. был довольно многочисленным, включая деревни Будилово, Вагошку, Извоз, Глиненку, Славянку, Горестицы, Замошье, Жог, Новоивановское, Мхи, Шимы и др. В самой д. Песье находился 71 двор, другие наиболее крупные деревни – Горестицы (48 дворов), Жог и Славянка (в каждой по 27 дворов).

http://sobory.ru/article/?object=04899

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010