О духовном смысле праздника Вознесения Господня, о том, что он предвозвещает для всех нас, а также о мирском его аспекте – о том, как провести этот праздник, – рассуждает протоиерей Артемий Владимиров . Завершился праздник Пасхи – таинственной, красной, великой, двери райские нам отворившей, но не завершилось домостроительство нашего спасения. Господь, победив смерть воскресением, восходит от земли на Небо. Он, Богочеловек, восседает отныне одесную (справа) от Отца, имеет с Ним единую честь и славу, принадлежащую Сыну от вечности. Являет нам всю красоту и величие человеческого естества, во всём подобного нам, кроме греха. Отныне, как Царь Небу и земли, простирает Свои руки и благословляет со словами: «Я с вами во все дни до скончания века» – и больших и малых, и знаемых миру и незнаемых, тайных подвижников, учеников Своих, даруя нам обетование, обещание, что через малое время благодать Духа Святого снизойдет с небес и осенит нас Своей живительной силой. Вознесение Господне указывает нам наш собственный путь. Ведь отныне отечеством нашим уже будет не земля, но Небо Бывали ли вы, друзья, в Святой земле ? Я, очень давно посетив Елеонскую гору, вспоминаю то самое место, где отпечатлелась стопа Спасителя нашего Иисуса Христа. Христиане, падая ниц, прикасаются к этому отпечатку и долго стоят на том месте, где апостолы созерцали, как явилось светлое облако. Спаситель стал медленно восходить на Небо, произнеся уже воспомянутые мною слова: «Я с вами есть во все дни до скончания века». Слова, которые наполнили радостью и торжеством осиротевшие было сердца учеников. Вознесение Господне указывает нам наш собственный путь. Ведь отныне отечеством нашим уже будет не земля, но Небо. Для чего восходит Христос в небесные обители? Чтобы приготовить место нам. «Лучше будет для вас, – увещевал Спаситель учеников, – чтобы Я взошел ко Отцу, ибо, если Я не взойду туда, Дух Утешитель не придет к вам». Сегодня, дорогие друзья, никто да не обольщается, взирая на свое бренное, слабое, подверженное болезням и недугам тело; никто да не повторяет за известным персонажем тургеневских «Отцов и детей» Евгением Базаровым бессмысленную фразу: «Умру я, и боле ничего. Лопух вырастет на моей могиле». Нет, друзья мои, Христос, восстав из мертвых и посадив наше естество на Престоле Своем, свидетельствует, что душа, которая по природе иностранка – она не от земных, не от нижних, а от вышних, – некогда вновь облечется в дарованное ей тело. Тело, которое будет восставлено из праха, силой Божией воскреснет при последней трубе архистратига Божиего Михаила, когда, по слову русского поэта,

http://pravoslavie.ru/94067.html

Отсутствие упоминаний о вознесении Господнем в творениях самовидцев Иисуса Христа, отмечаемое настойчиво новой отрицательной критикой, не имело важности в глазах древних христиан. Их уверенность в истинности события ( Мк. 16:19 ; Лк. 24:51 ; Деян. 1:9–11; 2:33 ) была столь же непоколебима и глубока, как и вера в воскресение Иисуса Христа. Внешним выражением этой уверенности служит, с одной стороны, установление праздника в честь вознесения Иисуса Христа, с другой – перенесение этого события в область христианского искусства. Первое по своему началу древнее, чем второе, так как и вообще в обычном движении исторической жизни воплощение идеи в культе предшествует ее воплощению в искусстве, составляющему высшую форму проявления идеала. Признавая, что христианский культ создавался прежде всего на основе внутренних самостоятельных потребностей христианства, под непосредственным воздействием христианской идеи, мы склонны думать, что уже в очень древнюю эпоху христианства, независимо от воззрений манихеев и маркионитов 2685 , явилась в церкви мысль ознаменовать особым празднеством вознесение Иисуса Христа на небо как одно из важнейших событий евангельской истории. Было неоднократно высказано мнение об установлении этого праздника во времена апостолов 2686 , но документальное подтверждение его, заимствуемое из Постановлений апостольских – памятника эпохи неапостольской, – не достигает своей цели. Впрочем, нет ничего невероятного в том предположении, что уже в эпоху, близкую к апостолам, вознесение праздновалось по крайней мере в некоторых местах. Из этого поместного празднования легче всего мог явиться общецерковный, общепринятый праздник в IV в. А о его всеобщности в это время свидетельствуют Пост. апостолов (5:19; ср. 7:33), Иоанн Златоуст 2687 , Епифаний Кипрский 2688 и др. Уже Блаж. Августин (ок. 400 г.) называет его праздником древнейшим и повсеместным 2689 , следовательно отодвигает начало его по крайней мере к II-III вв. В IV в. на месте вознесения Господня был уже сооружен храм 2690 . Спустя некоторое время после всеобщего установления праздника появляется вознесение и в христианском искусстве. Дошедшие до нас памятники с изображением вознесения стоят недалеко от эпохи Константина Великого , к которой И. Дамаскин относит изображение многих событий из жизни Спасителя 2691 . Если даже согласиться с Вейнгертнером, который относит бамбергский аворий (рис. 173) к V-VI вв., а не с Мессмером, относящим его к IV в. 2692 , то и в этом случае историю иконографии вознесения мы должны начать все-таки с V в. Первый пример его на дверях Сабины в Риме (рис. 187) 2693 . Форма его оригинальна, проникнута христианским символизмом и не имеет той объективной ясности, какой отличаются изображения византийские.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

Скачать epub pdf 13. Св. апостол Матфий Св. апостол Матфий происходил из племени Иудова и родился в иудейском городе Вифлееме. С ранних лет он начал учиться Закону Божию в Иерусалиме. Учителем Матфия был св. Симеон Богоприимец. Он научил Матфия познанию Закона Божия и добродетельной жизни. Воспитанный таким святым мужем, Матфий вел богоугодную жизнь и, подобно учителю своему, с нетерпением ожидал «утешения Израилева» ( Лк.2:25 ). Христос явил Себя открыто миру, стал учить народ и творить чудеса, и Матфий последовал за Ним. Матфий веровал, что учение Христа – учение не человеческое, что чудеса Его – действие силы Божией, что Сам Он – великий посланник Божий. Видя внутренние движения Матфия, Господь избрал его сначала в ученики, а потом и в апостолы. Матфий был одним из 70-ти меньших апостолов, которых Господь избрал вскоре после избрания 12 верховных апостолов ( Лк.10:1 ). Таким образом Матфий везде сопутствовал Господу, слушал божественное учение Его и видел Его дивные чудеса, был свидетелем славного служения Господа роду человеческому, начиная от крещения Его от Иоанна до дня вознесения на небо ( Деян.1:21–23 ). После вознесения Господа на небо Матфий был причислен к лику 12-ти апостолов вместо отпадшего из числа их Иуды-предателя. Однажды, когда собрание верующих было особенно многолюдно, св. апостол Петр стал посреди учеников и обратился с такими словами к собранию верующих: Братия,– говорил он, – надобно было исполниться тому, что в Писании предрек Дух Святый устами Давида об Иуде, сделавшемся вождем тех, которые наложили руки на Иисуса. Он был в числе нас, и ему предназначено было проходить то же служение; но ему захотелось приобрести землю ценою, добытою неправдою, – и когда он упал вниз чревом, пролились все внутренности его. И это сделалось известно всем жителям Иерусалима, так как земля та на отечественном их наречии названа «акелдама», что значит – «земля крови». Между тем, в книге псалмов, после заклятий: да будет двор его пуст, и да не будет живущего в нем ( Пс.68:26 ), написано еще: достоинство его да приимет другой ( Пс.106:8 ). Итак, надобно, чтобы один из бывших с нами во все то время, когда обращался с нами Господь Иисус, начиная с крещения Иоаннова до вознесения Его от нас, с нами вместе был свидетелем об Его Воскресении». Тогда поставили для избрания двоих апостолов из семидесяти – Иосифа и Матфия. Все верующие обратились с усердной молитвой к Господу. «Господи, сердцеведче всех, – молились они, – покажи, кого из этих двух избрал Ты принять жребий служения этого и апостольства, от которого отпал Иуда»… Бросили жребий, и выпал жребий Матфию. И был причислен он к лику одиннадцати апостолов ( Деян.1:15–26 ). Это избрание вскоре утвердил Господь ниспосланием Духа Святого, нисшедшего на св. Матфия, как и на прочих 11 апостолов, и даровавшего ему равную с ними благодать.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Скачать epub pdf 52. Седмица 6 по Пасхе. Отдание Пасхи. О явлениях Спасителя от воскресения Своего до Вознесения (Ин. 12:36–47) «Я пришёл не судить мир, но спасти мир» ( Ин. 12:47 ) Отдание Пасхи, благочестивые слушатели, означает окончание празднования её. Сорок дней продолжалось это празднование. Сорок дней мы слышали пасхальные песнопения в храме. Все дневные и вечерние богослужения начинались и заканчивались троекратным песнопением тропаря: «Христос Воскресе». Нас радовали и поднимали наш дух стихиры, тропари и ирмосы пасхального канона, певаемые за богослужением. Даже в чине панихид и отпеваний покойников находили место пасхальные песнопения. Воскресший Христос как бы всюду следовал за нами, непрерывно напоминал нам о Себе во всём чине и строе богослужений и священнодействий. И вот пришёл конец этому. С чувством особой, священной грусти мы сегодня «отдаём» Пасху, как бы расстаёмся, прощаемся с ней. Дай Бог нам дожить до светлых дней святой Пасхи в будущем году. Сегодня же приветствуем в последний раз друг друга священным и радостным приветствием: «Христос Воскрес!» Спрашивается, где Христос пребывал в эти сорок дней от воскресения Своего до вознесения и что творил для нашего спасения? Воскресши из мёртвых, Он уже не пребывал телом Своим всецело на земле, как это было раньше (до воскресения). Явившись по воскресению Марии Магдалине, Он сказал ей: Не прикасайся ко Мне, ибо Я ещё не взошёл ко Отцу Моему, а иди к братиям Моим и скажи им: восхожу ко Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему ( Ин. 20:17 ). Как видим, Христос не восшёл сразу же и совсем к Отцу Небесному, не полностью и не совсем покинул землю. Известно из Евангелия, что Он много раз (свыше десяти) являлся ученикам и народу в эти сорок дней. Являлся Он хотя и в теле (с телом), но в преображённом, духовидном, лёгком, светоносным. В этом теле Христос мог проникнуть сквозь двери затворённые, мог мгновенно появляться (среди апостолов) и мгновенно исчезать, мог быть неузнаваемым (при явлении Марии Магдалине, Луке и Клеопе), мог даже вкушать пищу ( Лк. 24:43 ). С одинаковой лёгкостью в этом теле Христос мог пребывать и на небе и на земле, с Отцом Небесным на небе и с людьми на земле.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vete...

Скачать epub pdf Через сорок дней после Пасхи в Церкви вспоминают Вознесение Господне. Праздник этот всегда приходится на четверг, и потому проходит почти незаметно. А жаль, он очень поучительный. Особенно хороша икона Вознесения. Я помню ее с детства! Христос в сиянии славы восседает на небесном своде, как на троне. Всё пронизано дивным, благодатным светом. На ликах ангелов, Божией Матери и апостолов изумление и торжество. Нет ощущения расставания. Он простирает к ним десницу, а они поднимают к Нему руки. Впечатление такое, словно безымянный иконописец так хотел показать их единство. Потом, много позже, я узнал, что многие отцы Церкви в этом и видели главную идею Вознесения. Например, Лев Великий , Папа Римский (+461): «Вознесение Христа возвышает и нас, ибо, куда взошел Глава, туда в надежде призвано и тело» 1 О последних часах пребывания Сына Божия на земле кратко рассказывает евангелист Лука. По его словам, в сороковой день после Воскресения Иисус явился ученикам в Иерусалиме, затем вывел их из города к селению Вифания, оттуда взошел с ними на Елеонскую гору, и благословляя их, вознесся на небо ( Лк.24:50–51 ), ( Деян.1:9 ). «И воссел одесную Отца», – многозначительно добавляет Евангелист Марк ( Мк.16:19 ) 2 . Но как это могло быть ? Богословы говорят: Его преображённое тело, свободное от законов тяготения, стало постепенно удаляться от учеников и сделалось невидимым 3 . Кстати, слово небо в Священном Писании имеет несколько значений. Вся полнота творения разделяется на небо и землю ( Быт. 1, 1 ). Есть небо воздушное и небо звездное. Они – части видимого мира, которые изменятся и пройдут ( Пс. 101, 26–28 ; Ис. 51:6 ; 2Петр. 3, 10–13 ; Апок. 6, 13; 21, 1 ). Но есть еще и высшее небо, где Бог особым образом открывает Свое присутствие, славу и величие. Апостол Павел называет его третьим небом ( 2Кор. 12, 2–4 ), а пророк Исаия – высотой небес ( Ис. 57, 15 ). Оттуда приходил Господь на землю, туда и вознесся, и оттуда снова придет судить живых и мертвых. Это – невидимое, духовное небо, где нет смерти и разрушения, печали и скорби, но вечная жизнь, святость и блаженство ( Евр. 12, 22–24 ; Апок. 7, 15; 21, 2–3; 22, 3–4 ) 4 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Bashk...

Слово на Вознесение Господне. Блаженного Августина Удивительно, братие мои возлюбленные, отчего настоящий праздник, принадлежащий к числу торжественнейших праздников, не всеми у нас празднуется с подобающей торжественностью, – отчего ныне в храмах Божьих мы не видим такого стечения верующих, как в другие торжественнейшие праздники, и столь великого, как велики дарованные нам сим торжеством залоги радостей духовных?.. Неужели настоящий день должен быть для нас менее торжествен преславного и достопокланяемого дня Рождества Христова, или даже самого Светлого Воскресения Господня, так что и Церковь не вправе ожидать от верующих такового же многолюдства благочестивых посетителей, как и в те дни? В те дни, – празднуя рождество в плоти Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, мы вспоминаем уничиженное сошествие Его с неба на землю, нас ради человек и нашего ради спасения; вспоминая потом, после уничиженнейшего еще распятия, позорнейшей смерти и скромного, но благочестивого, погребения, старанием и усердием приближенных, светлое Его из мертвых воскресение, – мы торжествуем победу Его над смертью, смертью Своей и нашу смерть поправшего и сущим во гробех живот даровавшего; а в настоящий день, по совершении Им нашего спасения, благочестно вспоминаем и торжествуем преславное Его от земли на небо вознесение. В одно время Господь является истинным человеком, а в другое – истинным Богом, то принимая на Себя зрак раба, по неизреченной любви Его к нам, то, по Своему величию, утверждая нашу веру в Свое Божество. В то время Он прошел уничиженно чрез девическое чрево, и после большего еще уничижения с торжеством, наконец, разрушил врата ада; а в настоящее – еще торжественнее отверзает нам врата неба. В те дни, сошедши с неба на землю, Он являлся нам Искупителем нашим, а ныне, возносясь от земли на небо, является Ходатаем за нас у Бога Отца, тогда пославшего Его, а теперь приемлющего в Свои Отчие объятия, хотя этот Единородный Сын Божий и тогда не оставлял неба, когда благоволил пребывать на земле с нами людьми, и теперь не оставляет земли, когда сидит на небе одесную Бога Отца.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Иудеи праздновали Пасху законную – исход из Египта в землю Палестинскую; празднуем и мы Пасху Евангельскую – переход нашего во Христе естества от смерти к жизни, от тления к нетлению. Какое слово может раскрыть отличие нашего празднества от древнего и указать основания настоящего торжества? – Человеческое слово не может достойно выяснить это превосходство, Ипостасная же Премудрость Высочайшего Отца, Предвечное и Пресущественное Слово Божие, по человеколюбию соединившиеся с нами и пожившее, ныне делами Своими показало основание празднества и безмерное величие его превосходства. Ибо мы ныне празднуем переход нашей в нем природы не из подземного мира на землю, но от земли на небо небесе и далее – к престолу Того, Который над всем владычествует. Ныне Господь не только стал после воскресения среди Своих учеников, но и отдалился от них и, зрящим им, был взят на небо, восшел и вступил во святая святых и сел одесную Отца превыше всякого начальства и власти, и всякого имени и достоинства, знаемого и нарицаемого в нынешнем свете, или в будущем ( Еф. 1: 21 ). Как до воскресения Господа были многие воскресения, так и многие вознесения были прежде Его вознесения: Иеремию пророка дух взял и Аввакума – ангел, а из прочих преимущественно Илия изображается взятым на небо на огненной колеснице. Но вознесение каждого из них было как бы некоторым перемещением, которое хотя и возносило от земли, но не выводило всецело из ее пределов. Над Христом же, как после Его воскресения от мертвых, смерть более не имеет власти, так и когда Он вознесся и сел на высоких, всякая высота оказалась ниже Его, всем свидетельствуя, что Он есть над всеми Бог. Это и есть, по Исаии (2:2), явлена гора Господня, и дом Божий на версе всех разумных горе – тело Господне. Ибо не ангел, не человек, но Сам Господь пришел во плоти и спас нас, соделавшись ради нас подобным нам и неизменно оставшись Богом. Как Он сошел, не изменившись, но снизошедши (к нам), так и возвращается назад, не Божеством восходя, но вознося нашу природу, которую воспринял: ибо, по истине, надлежало принести Богу перворожденное от мертвых естество наше, как некоторый начаток за весь род.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Тунис. Церковь Воскресения Христова. Церковь. Действует.   Престолы: Воскресения Христова Год постройки:Между 1953 и 1956. Архитектор:Козьмин, Логодовский Адрес: Avenue Mohamed V, 12 Tunis Координаты: 36.802147, 10.185729 Проезд:От пересечения 2-х главных Авеню Бургибы и Мохаммеда V, где расположены большие часы с фонтаном, идти 1 минуту. Храм расположен в самом центре Туниса Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Православный храм в Африке, построенный белогвардейцами. История возникновения православного храма в мусульманской стране относится к далеким 1920-м годам, когда к берегам Северной Африки прибыли 34 корабля Черноморского Императорского флота с эвакуировавшимися из Крыма остатками армии генерала Врангеля. Около шести тысяч человек нашли тогда свой приют в далеком от России Тунисе. Российские моряки и их потомки и были теми, кто, основал здесь два православных храма. Сначала был заложен храм Великого князя Александра Невского в г. Бизерте, а затем и Храм Воскресения Христова в тунисской столице. Снятые с тех судов иконостасы и Царские Врата до сих пор служат украшением обоих храмов. Часть русской общины, после прибытия в г.Бизерту, перебралась в тунисскую столицу, где в снятом приблизительно в 1922 г. доме на ул. Зешегз было оборудовано помещение для церкви, получившей название Воскресения Христова. Сюда перевезли иконостас и церковную утварь с кораблей. Православный приход формально находился под опекой Русской Православной Зарубежной (Карловацкой) Церкви. После Второй мировой войны начался сбор средств на строительство православного храма. Большая часть средств поступила от русских эмигрантов-родственников различных морских чинов. В 1953 г. получено разрешение, а в октябре того же года заложен первый камень на строительстве церкви Воскресения Христова. С июня 1955 г. получает право на существование Православная ассоциация церкви Вознесения в г.Тунис. В июне строительство завершено, а в июле состоялось торжественное освящение храма. В церковь переносятся иконы и утварь из бывшего церковного помещения на ул. Зешегз. Ассоциации православных Туниса получают купчую и дарственую на земельные участки под церковью Александра Невского в г.Бизерта и храмом Воскресения в столице сначала от французских властей, а после признания Францией независимости Туниса 20 марта 1956 г., их право на владение участками подтверждается и указами первого президента Туниса.

http://sobory.ru/article/?object=00619

Часть VI. О праздниках 1099. Какие самые большие праздники Православной Церкви? Самые большие праздники Православной Церкви: 1. Воскресение Христово или Святая Пасха, 2. Двунадесятые праздники. Восемь из них называются Господними и посвящены земной жизни Христа и его служению, а четыре – посвящены Пресвятой Богородице и называются богородичными. 1100. Какие из двунадесятых праздников Господние? Следующие из двунадесятых праздников являются Господними: 1. Рождество Христово (25 декабря). 2. Сретение Господне (2 февраля). 3. Крещение Господне или Богоявление (6 января). 4. Преображение Господне (6 августа). 5. Вход Господень в Иерусалим (за неделю до Пасхи). 6. Вознесение Господне на небо (на сороковой день по Воскресении). 7. Сошествие Святого Духа на апостолов и Пятидесятница, а одновременно и праздник Пресвятой Троицы (на пятидесятый день по Воскресении). 8. Воздвижение Честного и Животворящего Креста (14 сентября). 1101. На какой день приходится Пасха или Светлое Христово Воскресение? Светлое Христово Воскресение бывает в первое воскресенье после весеннего полнолуния, а так как полнолуние каждый год не бывает в один и тот же день, то и пасхальное воскресенье приходится в разные дни, в первом или во втором весеннем месяце. 1102. Кто установил, чтобы Светлое Христово Воскресение праздновалось в первую неделю после весеннего полнолуния? Празднование Воскресения Христова в первое воскресенье после первого весеннего полнолуния было установлено на первом Вселенском Соборе, в 325-м году по Р. X. 1103. Когда празднуется Воскресение Христово? Воскресение Христово празднуется в наших странах вечером в субботу перед пасхальным воскресеньем, иногда в полночь с субботы на пасхальное воскресенье, а иногда рано утром перед рассветом в пасхальное воскресенье. 1104. Чем начинается празднование Воскресения Христова? Празднование Воскресения Христова начинается крестным ходом вокруг церкви. 1105. Что поют при крестном ходе? При крестном ходе поют торжественную песнь «Воскресение Твое, Христе Спасе, ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити».

http://azbyka.ru/otechnik/Gorazd_Pavlik/...

В. Чернов О праздниках Православной Церкви «Празднование и вообще богослужение Православной Церкви, – пишет известный русский пастырь XIX века протоиерей Григорий Дебольский , – по заповеди Иисуса Христа состоит главным образом в благодарственном и радостном воспоминании искупительной победы Иисуса Христа, и с Ним всех верующих в Него, над грехом и смертью. Эта победа, восстановившая единение Бога с человекам для нашей вечной блаженной жизни, предизображена в таинстве святого Причащения, которое положено Господом в основание христианского богослужения и с которым соединены вселенской Церковью все священные воспоминания о многоразличных благодеяниях, явленных роду человеческому, или непосредственно от Бога, или через святых его и моления о живущих и умерших. Чем выше воспоминания Церкви, тем важнее, светлее торжественнее праздники». Происхождение обычая выделять двенадцать главных праздников С древних времен отцы и учителя Церкви отмечали особенное значение некоторых праздников, посвященных главнейшим событиям земного служения Господа Иисуса Христа. До Х века таковых празднований было меньше двенадцати. Так, святитель Епифаний Кипрский (ум. 403) упоминает четыре праздника: Рождество Христово, Богоявление, Воскресение и Вознесение; святитель Прокл Константинопольский (ум. 446) добавляет к этому числу праздник Пятидесятницы. В проповеди Иоанна, епископа Эвбейского, сказанной в 744 году, перечисляются праздники в честь Господа и Богородицы: Зачатие Пресвятой Богородицы, Рождество Пресвятой Богородицы, Благовещение, Рождество Христово, Крещение, Сретение, Преображение, Распятие и Воскресение, Вознесение, Пятидесятница и Успение Пресвятой Богородицы. С XI–XII века в Греции встречаются многочисленные иконы, изображающие двенадцать праздников. Их список несколько отличается от нынешнего и обычно включает Благовещение, Рождество Христово, Сретение, Богоявление, Преображение, Воскрешение Лазаря, Вход Господень в Иерусалим, Распятие, Воскресение, Вознесение, Пятидесятницу и Успение Пресвятой Богородицы. С того же времени начинает употребляться выражение «двунадесятые праздники», т.е. праздники из числа двенадцати.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010