Около 1744 года на ее месте был построен каменный одноэтажный храм с престолом во имя Преображения Господня, который был освящен в 1744 году. Вероятно, этот храм вскоре сгорел, но о его существовании свидетельствует как народное предание, так и сохранившийся бутовый камень, с которым приходилось встречаться при копании могил. В 1776 году купец Петр Данилович Ларин, любический уроженец, на свои средства выстроил каменное двухэтажное здание храма имя Воскресения Христова. Грамота на его построение была выдана в 1775 году епископом Рязанским Симоном. Этот храм отличается как своею величиной, так и особою прочностью и ценностью строительных материалов. По изяществу архитектуры и прочности он - один из лучших храмов Рязанской губернии. Храм имеет форму креста с тремя алтарными выступами и куполом; с северной и южной сторон приделаны висячие балконы. С церковью соединена четырехугольная колокольня с башенными часами - строение того же Ларина. Вокруг храма каменная ограда с двумя башнями. Церковь имела шесть престолов - по три в каждом алтаре. В нижнем - во имя Преображения Господня (средний), святого пророка Илии и святого Николая Чудотворца, в верхнем - во имя Воскресения Христова (средний), Рождества Иоанна Предтечи и Смоленской иконы Божьей Матери. Престолы верхнего этажа освящены в 1792 году уже после смерти храмоздателя. В обоих этажах церкви имелись трапезы, проходом соединенные с среднею частью храма, и алтарная пристройка, каменной стеной отделенная от средней части храма. В верхнем этаже с западной стороны устроены хоры, кроме того, в стенах того и другого этажа были сделаны ниши: для диаконника и ризницы, одного жертвенника, церковной библиотеки и восковых свечей. Церковь была расписана в 1847 и 1888 годах. В правом приделе нижнего этажа над склепом в 1822 году стоял чугунный, в 1875 году вызолоченный, памятник храмоздателю П.Д. Ларину. В алтаре трапезной церкви под жертвенником находилась каменная плита с надписью: «Лета 1739 года преставился раб Божий иерей Иоанн Иоаннов месяца августа убиен. Отъеде ко Господу сентября в 14 день на Воздвижение честного креста Господня в нощи».

http://sobory.ru/article/?object=04700

15. На левой стороне храма находится алтарь и маленькая порфировая колонна, огражденная железной решеткой. К ней Пилат привязал Иисуса и бичевал его. Тут говорят лежал триста лет Честной Крест, и он был воздвигнут во время патриарха Илии в день Воздвижения. Этим храмом теперь владеют Латиняне. 16. Между этим храмом и Живоносным гробом находится место, где шел Христос и сказал Марии Магдалине: Не прикасайся ко Мне 2402 . 17. И немного на запад от этого места находится Св. темница, куда Иудеи посадили Господа, и за дверью ее находится мраморная колода, с двумя отверстиями, Иудеи поместили туда незапятнанные ноги Господа и били Его. 18 За большим алтарем находится другой алтарь, место где воины разделили одежды Иисуса и рядом другой алтарь, где дали Ему пить уксус и желчь, и тотчас же тут Голгофа. 19. Весь храм разукрашен мозаикою и на верху храма изображены Страсти Христовы, лики Апостолов, пророков, мучеников; а внизу он покрыт весь мраморными плитами. 20. За Св. алтарем открывается дверь под сводом и мы сходим на восток по 40 ступеням и находим подземный храм, который весь внизу под землею и виден только купол. Храм имеет четыре колонны и из них течет вода всё лето; на левой стороне храма к северу есть окно, маленькая ниша в стене, имеющая углубление. Там мы слышим шум, словно жужжанье множества пчелиных роев, или лучше словно шум волн морских. Там говорят ад. 21. И мы сходим вниз по 8 ступеням и находим другой храм, а на правой его стороне маленькая пещера. Там Святая Елена нашла три креста: Господень и два креста разбойников. 22. И когда мы входим на верх, по левую сторону от большой лестницы запертая дверь, чрез которую прежде сходили вниз к Св. Гробу. 23. Всё это о чем мы говорили, заключает в себе великий храм, потому что он почти также велик, как Константинопольская Св. София. 24. Храм имеет две двери на юг, с правой стороны одна совершенно заперта. Перед этими двумя дверями находится большой четвероугольный двор, устланный мраморными плитами. 25. На левой стороне от ворот находится колокольня большая и высокая, красивая, соединенная с большим храмом, едва ли есть на свете другая колокольня такая, как эта, и на ней было в то время 18 колоколов.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Papad...

В 1801 году церковь сменила своего небесного покровителя. Богатый и набожный купец Семен Андреевич Аникеев преподнес храму крест, в котором находились частицы ризы и древа Креста Господня и мощей 86 святых угодников. Ради такого ценного дара церковь переосвятили в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, алтарь же Петра и Павла перенесли во второй придел и освятили 26 января 1802 года. Храм стал именоваться Крестовоздвиженским. Новая реликвия завоевала уважение верующих: со всего города приглашали священников с чудотворным крестом для водосвятных молебствий... Спустя несколько лет после превращения церкви в Крествоздвиженскую, в 1805 году была построена трехъярусная 27-метровая колокольня. На протяжении XIX века интерьер храма неоднократно изменялся: подновлялся иконостас, переписывалась роспись стен, появлялись новые иконы. Шесть из них были написаны в 1876 году местным изографом М.И. Боковым (1828-1884). В 1897 году в здании появилось водяное отопление, около двух тысяч рублей на эти цели пожертвовал купец Митрофан Кабаргин (1837-1913), староста прихода. В конце позапрошлого века живший по соседству Кабаргин как бы подхватил эстафету благотворительности по отношению к Петропавловской церкви, выпавшую из рук угасшего рода Тулиновых. Похоже, и в 1832 году намечались какие-то ремонтные работы; по этому случаю архитектор Семен Соколов «снял с натуры» план и фасад существующей церкви, послуживший основой для позднейшей иллюстрации. В 1893 году при храме было учреждено попечительство, оказывавшее материальную помощь малосостоятельным прихожанам за счет частных пожертвований. В 1895 году открылась одноклассная приходская школа, несколько лет спустя для нее было построено специальное помещение. Школьные расходы покрывал в основном все тот же Митрофан Кабаргин. В 1916 году занятия вели священник отец Феодосии Игнатов и учительница М.М. Львова. Штат церкви состоял из трех человек. Сорок четыре года в ней прослужил (с 1792 года) протоиерей Петр Семенович Кутепов, пять лет - его сын Симеон. В 1805 году приход насчитывал 140 дворов, где проживали 525 душ мужского пола и 636 женского. С 1842 года вплоть до начала XX века у Петра и Павла утвердилась священническая династия Лукиных - Орловых. Более чем за семьдесят лет сменилось всего три человека: с 1842 по 1871 год служил протоиерей Иоанн Лукин (1808-1876), до 1893 года - зять его Александр Орлов (1831-1898), затем сын последнего Николай Орлов (1855-1910).

http://sobory.ru/article/?object=35341

Взирая глазами веры на победу Христа над смертью, и мы вместе с древними песнописцами можем снова и снова повторять: «Радуйся, слепых наставниче, немощных врачу, воскресение всех умерших, воздвигнувый ны во тлю падшыя, Кресте честный, имже разрушися клятва, и процвете нетление, и земнии обожихомся, и диавол всеконечно низвержеся». Как подмечает монах Иоанн, автор одной из стихир праздника, «мы недостойными устами ныне кланяемся честному Кресту Твоему, Христе Боже, тем самым молимся, воспевая Тебя, изволившего быть на нем пригвожденным. Господи, как когда-то разбойника, сподоби и нас Царствия Твоего!» Поэтому неправы те обвинители, которые считают, что православные христиане, почитая Крест Христов, покланяются ему как идолу. Когда мы молимся словами: «Огради мя, Господи, силой честнаго и животворящего Твоего Креста» или употребляем выражения типа «Кресте Христов, христиан упование, заблудших наставниче», мы обращаемся не к нательному крестику или к распятию в домашнем молитвенном уголке, не к изделию из дерева или из металла, мы молимся ко Христу, Который и есть христиан упование, заблудившихся Наставник, пристанище обуреваемых и победа в битвах. Он – Источник жизни и исцелений, Он – сила Божия ко спасению верных, Он – победа на «духов злобы поднебесной». Однако, поскольку Спаситель, будучи безгрешным, умалил Себя настолько, что позволил грешным людям распять Себя на позорном кресте, нам важно напоминать и показывать другим людям именно этот символ христианской веры. Любовь Божия была распята на кресте, чтобы человеческое сердце было тронуто состраданием и прониклось покаянием. Поэтому в день Воздвижения Креста Господня мы постимся, смиряя свою плоть, чтобы дать место духу. Мы возвращаемся сердцем к страданиям Иисуса накануне Пасхи, чтобы поверить умом в Его славное Воскресение. Посему и образ Распятия, изображенный на святой иконе, на куполе храма или на нательном крестике, образ Распятия, который мы наносим на себя, осеняясь крестным знамением, должен быть не магическим амулетом или символическим ритуалом, а исповеданием веры в то, что Христос умер за нас, грешных людей, чтобы ранами Его мы исцелились.

http://pravoslavie.ru/82482.html

Из кабинета Ее Величества куда поступило всепокорнейшее прошение преосвященного о разрешении этой постройки, отвечено, что «в С.-Петербурге, доколе не сочинится по плану о церквах штат, позволения быть не имеет». В 1745 г. теже купцы вновь просили разрешения построить каменную церковь именно во имя Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня с приделом священномученика Харалампия; но и эта просьба осталась без последствий. Церковь была между тем необходима и потому в 1751 году последовало новое прошение и на этот раз с успехом: именным Ее Величества указом 8 декабря 1751 г. было дозволено на указанном месте строить церковь во имя Сретения Господня с приделами трех святителей и князя Владимира... Сбор денег и материалов на постройку церкви не обещал скорого ее построения и потому купцы, с разрешения преосвященного (уже не Никодима, а Сильвестра) купили на Выборгской стороне, близ компанийских дворов, деревянную церковь «Происхождения Честных древ Животворящего Креста Христова», которая и освящена была 18 июля 1753 г. Где именно была поставлена эта деревянная церковь, сказать трудно, но она и стояла очень недолго; в данной местности появился богатейший домовладелец, который устранил от дела стройки каменной церкви местных, как видно не крупных торговцев и взял все дела почти исключительно на одного себя. Это был известный русский богач второй половины XVIII столетия, Коллежский Асессор Савва Яковлевич Яковлев. Родом из города Осташкова Тверской губернии, Савва Яковлевич сам сумел составить себе состояние, которое, возрастая больше и больше, дошло наконец до колоссальных размеров, когда он приобрел в Сибири лучшие железные рудники и затем стал снимать у правительства на откуп русские таможни. В шестимесячное царствование Петра III, по Высочайшему Указу от 28 марта 1762 года, ему «обер-директору (чего? торговли?) Савве Яковлеву и обер-инспектору Шемякину с детьми отданы были на откуп все таможенные сборы не только в пределах чисто русских губерний (где они и прежде взимались этими откупщиками), но также в Эстляндии, Лифляндии, Сибири и Оренбургском крае (полн.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

После преступления Адамова закрыт был рай для рода человеческого, и никто в течение пяти тысяч пятисот с лишком лет не мог открыть его. Все, даже святые угодники Божии, по окончании этой временной жизни шли не в рай, а в ад, как засвидетельствовал это святой Иаков, сетуя о своем сыне Иосифе: «С печалью сойду к сыну моему во ад» ( Быт. 37:35 ). Кто же потом отверз райскую дверь? Христос, новый Адам. Каким ключом? Крестом, ибо Крест есть ключ к замку рая, как говорит святой Златоуст: «Крест есть ключ рая, Крест Христов отверз рай». Посмотрим, как вошел в рай разбойник? Не страданием ли крестным? Ибо, хотя и был распят за свои злые дела, но сердцем начал сострадать Христу, говоря: «Мы достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал». И он тотчас же услышал от Господа: «Истинно говорю тебе: ныне же будешь со Мною в раю» ( Лк. 23:41, 43 ), – и в тот же час пошел с креста в рай. Рассуждая об этом, святой Златоуст говорит: «Ничто не посредствует между крестом и раем: крест и тотчас же за ним рай», то есть посередине между крестом страдания христианского и раем нет никаких преград, препятствий и неудобств, ибо не преграждены они ни великой стеной, ни высокими непроходимыми горами, ни глубокими рвами, ни быстротекущими реками, но тут же при кресте и рай. Мы не сомневаемся, что претерпевающий что-либо во имя любви Божией с благодарностью стоит уже при дверях райских: крест и тотчас рай. Итак, то, что сделал Крест Христов, получил и крест разбойника: страдание Христово отверзло рай, а страдание разбойника привело его в рай. Действие обоих велико и преславно. Видим, что и Сам Христос Спаситель наш хвалится о Кресте Своем, ибо когда шел на вольную смерть за нас, сказал: «Ныне прославился Сын Человеческий» ( Ин. 13:31 ). Посмотрим же, в какой час Господь являет Себя прославленным? Господь наш прославился не в то время, когда Своим преславным рождением ужаснул Ирода, призвал звездой волхвов с востока и сотряс идолов египетских; не в то время, когда претворил воду в вино в Кане Галилейской, когда наполнил рыбацкие сети многими рыбами, когда насытил пятью хлебами пять тысяч народа; не в то время, когда идя по морю, как по суше, запретил ветрам и утишил волнующееся море или когда преобразился на Фаворе, когда воскресил из мертвых сына вдовицы и дочь Иаирову, когда воззвал из гроба четверодневного Лазаря. Не тогда сказал Он: «Ныне прославился Сын Человеческий».

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

27 сентября. Возрождение Честного и Животворящего Креста Господня. [ Патриарх Кирилл: «Крест для погибающих — юродство, а   для спасаемых — сила Божия» — вот чему учит нас сегодня Священное Писание. Юродство — это славянское слово, а русское слово, ему соответствующее, — безумие. И что же получается, если перевести на наш современный язык? «Крест для погибающих — безумие, а для спасаемых — сила Божия». А ведь так оно и есть. Что такое крест? Крест — символ страданий, мучений и смерти. И как же эти страшные явления могут быть привлекательны для человека, как они могут определять в положительном направлении жизнь человека? И те, кто не понимает смысл страданий Господа на Кресте, — кто и в древности не понимал, да и сегодня не понимает, — просто отмахиваются от этого величайшего откровения Нового Завета. Почему же мы не отмахиваемся? Почему мы соглашаемся с тем, что Крест принес не только страдания, но через страдания принес спасение? Потому что на Кресте были явлены величайшие человеческие чувства, и в таком глобальном масштабе, который ни в одной человеческой личности осуществить невозможно. Что же это за чувства, что за проявления человеческой души? Это жертвенность и любовь. И если определить апогей развития способности человека жертвовать и любить, то этим апогеем будет Голгофская Жертва. Конечно, человеческий опыт жертвенности и любви не может достигать того самого спасительного апогея, который был явлен на Голгофе. Но Жертва Христа Спасителя обозначает ориентир, некое направление движения. Через Крест Христов мы осознаем, что жертвенность и любовь являются величайшими ценностями для человека, для полноты его жизни. И одновременно это величайшие добродетели, которые оправдывают человека пред Богом, через которые человек искупляет свои грехи. Мы знаем, что Жертва Голгофская была жертвой искупления. Господь принял эти страшные мучения, чтобы искупить пред Божественным правосудием все грехи мира. Наши с вами кресты, наши жертвы невозможно сравнить с тем, что совершил Спаситель. Но в масштабах наших человеческих возможностей, в масштабах личности каждого жертвенность и любовь являются действительно апогеем духовной жизни. Сегодняшний день помогает нам понять, что, когда мы приносим себя в жертву, когда мы разделяем с другими свое время, свои материальные возможности, свою любовь — искренне, не конъюнктурно, не по необходимости, а от сердца, — тогда мы обретаем великий Божий дар. Мы становимся ближе к Богу ». Из проповеди в праздник Воздвижения Креста Господня после литургии в Храме Христа Спасителя, 27 сентября 2022 года ]. Фото Сергея Власова/Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси. - С.6-7.

http://foma.ru/bibliografija-foma-9-245-...

А иные, если и знакомы с истинами веры, то в исповедании их не держатся ли безразличия? Для них все равно так или иначе веровать, и потому они легко склоняются на противную сторону, разделяют мнения не православных христианских исповеданий, как будто I. Христос напрасно сходил с неба на землю и учил, напрасно посылал апостолов повсюду с проповедию, как будто изъяснение св. писания целым собором мужей, известных по святости жизни, отличавшихся даром чудотворений, менее стоит доверия, чем толкование частных лиц, подозрительных по жизни, замеченных в лукавстве, не явивших в себе никаких знамений просвещения свыше. Другие же во многих предметах учения евангельского даже сомневаются, многим не верят. Таковых поклонение пред крестом будет ли приятно распятому на нем Господу Иисусу? Не будет ли оно походить на поклонение Пилатовых воинов, которые, падая пред Христом на колени и на землю и говоря: радуйся, царь иудейский! в то же время плевали на Него, били Его по лицу и голове палкой? б) Во-вторых, внутреннее, духовное поклонение кресту Господню состоит в покорении воли нашей воле Христовой, – в сообразовании нами жизни и деятельности своей с жизнию и деятельностию пострадавшего за нас на кресте верховного законоположника Христа, в хождении нашем по Его божественным заповедям. Аще кто Мне служит, Мне да последствует ( Иоан. 12, 26 ); образ бо дах вам, да, якоже Аз сотворих вам, и вы творите ( Иоан. 13, 15 ). Аще кто любит Мя, слово Мое соблюдет ( Иоан. 14, 23 ), говорит Сам божественный Искупитель. Глаголяй в нем пребывати, должен есть, якоже Он ходил есть, и сей такожде да ходит ( 1Иоан. 2, 6 ), учит возлюбленный ученик Христов Иоанн. Но из нас, чтителей креста Господня, много ли видится последующих стопам Христовым, живущих по закону евангельскому? Не все ли почти из нас подражание Христу в образе жизни и деятельности ставят выше сил своих; исполнение закона евангельского оставляют на долю одних избранных Божиих, святых угодников Христовых, как будто угодники Христовы, избранные Божии, нам не подобострастны; как будто к царству небесному не для всех лежит один путь; и оттого ведут себя по язычески, предаются всевозможным чувственным наслаждениям, управляются в действиях своих одними гнусными страстями и злыми похотями. От таковых поклонение кресту Господню не примется ли Спасителем за одно с почестию Ему от иудеев, которые прежде приветствовали Его хвалебною песнию: осанна Сыну Давидову, благословен грядый во имя Господне царь Израилев, а после с неистовством вопили против Него: возьми, возьми, распни его; не имамы царя, токмо кесаря?

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

А когда и как обретен Крест? – При императорах, веровавших во Христа: впрочем, он обретен не так, как если бы кто-либо нарочно приготовил Крест, чтобы обмануть народ одним правдоподобием, – но обретен силою Божественною и безыскусственною, единственно силою и твердостью веры; ибо Крест – сокровище Божие. Когда Господь жизни и смерти, спустя три дня после крестной смерти, воскрес; тогда Иудеи, уязвляемые стрелами зависти и одержимые страхом (чтобы какие-либо из досточтимых и священных орудий страданий Христовых, сохранившись, не соделались орудиями отмщения Иудеям и защиты для христиан), зарыли в землю, и таким образом скрыли сокровище – т. е. Крест и все прочие орудия крестные, как-то: гвозди, копие и надпись, написанную Пилатом и положенную на Кресте. Но когда Бог вручил христианам Царские скипетры и всю власть над Римлянами, в сие именно время Ему было угодно открыть Крест чрез жену благочестивую, жену Царицу, жену украшавшуюся царскою мудростью, – благоволил открыть в царствование сына ее над христианами, без всяких усилий человеческих, умудрив жену (скажем так) Божественным своим Богомудрием, дабы она, пользуясь отчасти силою слова, свойственною царственной особе, употребила все, что только могло подвигнуть непреклонное сердце Иудеев. И вот, всемирное сокровище не долго сокрывалось от Царицы. искавшей оного без всякого отлагательства. Рука Божия скоро подала ей дар свой. т. е. тот самый Крест Господень, который ныне воздвигается для целой вселенной; а вместе с оным вручила и прочие орудия, коими совершилось блаженное и спасительное для мира страдание. Посему-то мы ныне и торжествуем, посему и празднуем, что в настоящий день обретена давно сокрытая святыня, – что сие утаенное сокровище, быв извлечено из земли, воссияло как злато, – что августейшее знамя царства Христова, прежде закопанное, произникло на свет, – что буря демонская утихла при появлении Креста, – что меч против врагов, меч самокованный, возблистал из тьмы, – что Церковь восприяла свое украшение, что обладающая сокровищами нашла потерянную драхму. Это – Крест Христов, знамение Господне, оружие спасения, держава Царская, трофей победы, посредник между небом и землею, твердый союз верующих, слава апостолов, зерцало пророков, венец мучеников, залог поклоняющихся Христу.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Август. 461 1 свв. Маккавей. 6 Преображение Господне. 10 св. Лаврентия. 15 Успение Пресв. Богородицы. 16 св. муч. Диомида. 18 свв. мучч. Флора и Лавра. 19 св. ап. Фаддея. 29 Усекновение Предтечи. Приложение 2. Службы по синаксарю типикона (устава) Великой Константинопольской церкви IX-X века. Сентябрь 1 Новолетие. Преп. Симеона. 2 святых константинопол. патриархов Иоанна Постника и Павла нового. Служба обоим святителям вместе. Св. мучеников Маманта, Филиппа и Феодора. Служба мученикам. 3 св. священномуч. Анфима, епископа никомидийского. 4 св. муч. Вавилы, патриарха антиохийского. 6 Собор архистратига. Далее листа не достает. 9 св. праведных Иоакима и Анны. 13 св. мучеников Макровия, Гордиана и проч. и св. Иулиана пресвитера Анвиры галатийские и матери его св. муч. Олимпиодоры (показано только евангелие: любяй душу свою) и навечерие ( παραμον) Воздвижения Креста. 14 Воздвижение честного креста. 15 св. отцов VI вселенского собора. 16 св. муч. Евфимии. 20 св. муч. Евстафия стратилата, в тот же день Святыя Богородицы и Фалелея и Артемидора в Космидии. Служба мучеников. 24 св. первомуч. Феклы. 26 Успение св. Иоанна Богослова. 30 св. священномуч. Григория, архиеп. веливой Армении и св. мученивов Мардония, Мигдония и прочих. Судя по Евангелию: бодрствуйте ( γρηγορετε), яко невесте, служба Григорию и прочим муч. Октябрь 1 св. апостола Анании. 2 св. священномуч. Киприана. 3 св. Дионисия ареопагита . 6 св. апостола Фомы. 7 св. мучен. Сергия и Вакха. 11 патриархов константинопольских Нектария, Арсакия, Аттика и Сисиния. 18 ап. евангелиста Луки. 20 св. муч. Корнилия сотника. 21 преп. Илариона. 23 св. Захарии и Симеона праведного в храме Пресв. Богородицы близ святейшей великой церкви. Служба обновлению храма их. 25 св. мученик. Маркиана и Мартирия. 26 св. великомуч. Димитрия и память землетрясения. 29 обновлению св. апостолов Петра и Павла и прочих в орфанотрофии (сиротопитательстве). 30 св. Кириака, архиепископа константинопольского. 31 обновление храмов патриарха. Служба, что 23 числа сего месяца. Ноябрь

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010