Приход храма составляли 18 дворов казенных кузнецов, торговых и мастеровых «людей». В дозорной и переписной книге церквей и приходских к ним дворов в г. Серпухове и Серпуховском уезде (Щитовской десятни) Ивана Васильевича Всеволодского, составленной по наказу патриарха Филарета в 1620 г., Георгиевская церковь уже описана как каменная. В 1746 году «города Серпухова церкви великомученика Георгия вкладчик» артиллерийский кузнец Герасим Севастьянов подал в Московскую духовную консисторию прошение о своем желании выстроить на месте старой, сильно пострадавшей от пожара Георгиевской церкви новую во имя Воздвижения Честного Креста Господня с приделами Апостолов Петра и Павла и Великомученика Георгия. После осмотра храма управляющим Серпуховского духовного правления архимандритом Высоцкого монастыря Макарием и успенским священником Василием Евтихиевым каменная церковь действительно была признана ветхой: «…а вход в алтарь, и церковь, и трапеза, и колокольня весьма ветхи и великие разседины и скважины. На алтаре, на церкви, на трапезе, кровля худа, да в алтаре и в церкви имеется течь и всякое церковное служение отправлять весьма опасно…». Прихожане храма, среди которых были одни из богатейших жителей Серпухова — парусинные фабриканты братья Николай и Василий Кишкины, собрали достаточно средств, чтобы построить огромный храм, перед которым невольно останавливался каждый, кто приезжал или приходил в Серпухов со стороны Москвы. Архаичная для XVIII столетия архитектура храма — вероятно, воля заказчиков. В образе нового храма была сделана попытка повторить облик прославленных новгородских соборов. Основной темой художественного образа храма выступает колоссальный пятиглавый куб с выделенным четырехчастным алтарным объемом. Четверик двухстолпный, граненые барабаны его — ложные. Со всех сторон церковь окружала открытая арочная галерея на квадратных столбах, перекрытая цилиндрическим сводом. От западного входа в храм был переброшен переход с лестницей на колокольню. Колокольня, выстроенная немного выше церкви, была увенчана куполом с барабанчиком, завершенным шатром с главкой и крестом. Своим обликом колокольня почти полностью повторяла Евфимиевскую часозвонную башню Новгородского Кремля. На ярусе звона разместились 11 колоколов. Самый большой колокол весил 100 пудов и имел надпись: «Сей колокол в российское государство въ град Серпухов церкви Воздвижения Честного Креста, Святых апостол Петра и Павла и великомученика Георгия при бытности священника Иоанна Алексеева, лит в Швеции во граде Стокгольме 1751 году месяца июня 20 дня, вывезен на российском корабле СПБ купца Ивана Еродионова Чиркина. ME FECIT GERH: MEYER HOLMIAE 1751 (Меня сделал Герхард Мейер в Стокгольме 1751)».

http://sobory.ru/article/?object=02940

Во второй раз здание было перестроено уже в ХХ веке. Сделали это архитекторы А. Бикчентаев и В. Дубровин. В 1939-1941 гг. они руководили реконструкцией корпуса недавно основанного Казанского авиационного института. В результате был убран купол, а колонны, которые мы видим на фотографии, превратились в полуколонны. На месте церкви, которая была снесена еще в конце двадцатых годов, построен центральный шестиколонный ордерный портик, ведущий в обширный вестибюль с парадной лестницей и актовый зал института. Правая сторона здания решена симметрично исторической левой. С использованием информации из книги " Казань в памятниках истории и культуры " Казань. Татарское кн. изд-во, 1982 г. и СД «История Казанского государственного университета» 1999 г. При первой казанской гимназии, на Грузинской улице, находилась церковь Воздвижения честного Креста Господня. Первоначальное основание этой церкви относится к началу второй половины XVI ст., потому что о ней уже упоминается в писцовых книгах г. Казани 1566 – 68 гг. Была ли она ружною церковью или приходскою – в писцовых книгах не сказано. По всей вероятности, к концу XVII ст. она обветшала, была перестроена и вновь освящена, потому что в некоторых документах говорится, что «церковь Воздвижения честного Креста Господня на Арской улице освящена в 1686 г., при ней церковь теплая Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого освящена в 1689 г., в напрестольном кресте Господне частицы мощей святых». Таким образом, рядом стояли две церкви – холодная Воздвиженская и теплая Трех Святителей. В 1742 г. Воздвиженская церковь сгорела; в пожаре 1815 г. 3 сентября сгорела теплая церковь во имя Трех Святителей с иконостасом, иконами и в ней разные церковные документы и богослужебные книги. Холодная же Воздвиженская церковь в этот пожар была спасена, а равно ризница и церковная утварь, но крыша и окна сгорели. Всего в этот пожар сгорело на сумму 12 900 руб., вспоможение же было выдано только на 4 480 руб. В 1836 г. император Николай I в бытность свою в Казани высочайше повелеть соизволил причислить приходскую Крестовоздвиженскую церковь к гимназии, а прихожан ее распределить по другим церквам в Казани. В 1846 г. Крестовоздвиженская каменная холодная церковь обращена в теплую. Служение в ней, после возобновления, началось 1 октября 1848 г., а до времени окончательного возобновления ее, служение совершалось в церкви Трех Святителей.

http://sobory.ru/article/?object=31356

Вообще, до самой эпохи Константина Великого, христиане удерживались от изображения Креста Христова в его действительной форме, а тем более — от изображения его вместе с Распятым. На предметах, сохранившихся от трех первых веков и найденных при раскопках в Риме и Помпее, встречаются большей частью аллегорические изображения Креста и распятия: сюжеты, взятые из Ветхого Завета. Это прообразы Креста и страданий Иисуса Христа: Авель, убиваемый Каином, Исаак, приносимый Авраамом в жертву, Моисей, молящийся с крестообразно распростертыми руками, медный змей, воздвигнутый в пустыне, пророк Исаия, перепиливаемый пилою, пророк Иона, молящийся с распростертыми руками во чреве китовом, еврейский пасхальный агнец и другие прообразы. Открытое почитание и чествование Креста тесно связано с именем римского императора Константина Великого. Мать Константина Елена была христианкой и воспитала своего сына в глубоком уважении к христианской религии. После смерти Констанция Хлора сын его Константин был в 306 году провозглашен императором Галлии и Британии. Первым делом нового императора было провозглашение в подвластных ему странах свободы исповедания христианской веры. Фанатики язычества Максимиан Галерий на Востоке и жестокий тиран Максенций на Западе ненавидели императора Константина и задумали низложить его и убить, но Константин предупредил их и в ряде войн, с помощью Божией, разбил всех своих противников. Но перед последней битвой император молился Богу, чтобы Он дал знамение, которое бы воодушевило его войско. Господь явил ему на небе сияющее знамение Креста с надписью «Сим побеждай». Царь Константин был в недоумении: крест у язычников был знаком злополучия, так как считался оружием казни преступников. Ночью, когда спал Константин, явился Сам Христос Господь и опять показал виденный Константином на небе Крест и сказал ему: «Сделай изображение этого Креста и прикажи нести его перед своим войском и победишь не только Максенция, но и всех своих врагов». Восставши ото сна, Константин рассказал о видении своим приближенным и приказал искусным мастерам сделать из золота и драгоценных камней крестное знамение, а также велел всем воинам своего войска изобразить крест на всех оружиях, на шлемах и щитах. Под знамением Креста вступил царь Константин в бой с войском Максенция. Произошла жестокая битва. Силою честного Креста вражеское войско было разбито. Великий Константин с победою вошел в Рим, народ римский приветствовал победителя, который возблагодарил Бога, давшего ему победу силою Животворящего Креста Своего. Константин в память православной победы поставил посреди Рима крест на высоком каменном столбе и написал на нем: «Сим спасительным знамением этот город был освобожден от мучительного ига».

http://pravmir.ru/vozdvizhenie-kresta-go...

Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня. [Инфографика]. Дата: 27 сентября; Статус : двунадесятый праздник; Суть праздника : Крест — это символ  искупительного подвига Сына Божия, Который расплатился Своей человеческой жизнью за грехи каждого из нас, а затем воскрес и призвал нас следовать за Собой в вечную жизнь...; Событие : В отличие от других двунадесятых праздников, этот  посвящен не евангельской истории, а событию из жизни христианской Церкви. В 326 году император Константин Великий  хотел найти Крест, на котором три века назад был распят Спаситель. Он направил в Иерусалим экспедицию во главе со своей матерью, царицей Еленой. Под Голгофой обнаружили три креста. К каждому по очереди поднесли  недавно умершего человека.  И Господь  явил чудо: возложенный на один из крестов покойник воскрес! Узнав об этом, к Голгофе прибыло множество людей, и иерусалимский архиепископ Макарий несколько раз поднял (воздвиг) Честное Древо Креста ввысь, чтобы все могли увидеть святыню. Ил.: Обретение Креста. Аньоло Гадди. XIV в.; По всему миру !: Почти сразу Крест был разделен: одну часть царица Елена поместила в серебряный ковчег и оставила в Иерусалиме, а вторую отправила в Константинополь. Паломники, приезжавшие в Иерусалим, мечтали забрать частичку святыни с собой. Так уже в IV веке частицы Креста Господня разошлись по всей земле. И иерусалимская, и константинопольская части Креста бесследно исчезли во время Крестовых походов XII-XIII веков. Самая известная российская реликвия с частицей Креста Господня — это «ковчег Дионисия» со святынями, привезенными из Константинополя в 1383 году архиепископом Дионисием Суздальским. Много веков он находился в Благовещенском  соборе Московского Кремля, сейчас это экспонат Кремлевского музея. Фото; Икона праздника Крестовоздвижения : С пояснениями  того, что изображено на ней: Храм Воскресения Христова (Гроба Господня) , возведенный по приказу царицы Елены на месте распятия и погребения Христа; Святой равноапостольный император Константин ; Молящиеся на иконе символизируют собою христиан всех времен и народов, поклоняющихся спасительному подвигу Христа; Святитель Макарий Иерусалимский в сопровождении двух диаконов поднимает над молящимися найденный Крест Господень;   Святая равноапостольная царица Елена, мать императора Константина; Особенности богослужения : Чин воздвижения Креста Господня входит в состав архиерейской службы, совершающейся вечером накануне Крестовоздвижения. На этой службе патриарх или архиерей (см. фото) трижды поднимает Крест, а хор сто раз поет «Господи, помилуй». Затем Крест омывают благовонной водой и назавтра после литургии раздают ее народу. В обычных храмах в конце вечернего богослужения совершается вынос Креста на середину храма с земными поклонами и пением тропаря: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим»; Материал подготовил Игорь  Цуканов //Фома. - — сентябрь 2020. - С.22-23. - (раздел « Вера », рубрика « Школа “Фомы”. Праздник »).

http://foma.ru/bibliografija-foma-9-209-...

Такова радость Церкви, которую она сообщает своим чадам, постоянно питая и обновляя их. Все это происходит благодаря неповторимой красоте слов песнотворца, среди которых эксапостиларий занимает одно из ведущих мест. _______ Следующий великий праздник — Воздвижение Креста Господня хотя и празднуется лишь через месяц с небольшим после праздника Преображения, но несет в себе уже черты надвигающейся осени. Значительно звучат слова стихир и тропаря. Торжество нарастает от самого начала и набирает силу к концу, почему и все празднование происходит на высоком подъеме души. Торжественны стихиры, высокой радостью звучат слова канона, само же торжество — изнесение и воздвижение Креста Господня — совершается почти в конце службы. Слова светильна величественны и относительно кратки. Они звучат, повторяясь, подготавливая людей к изнесению благословенного Древа. Обычно они поются громко и торжественно, сохраняя все тот же высокий настрой, который взят с начала службы. Крест, хранитель всея вселенныя, — радостно, громко, с высоким подъемом звучат первые слова эксапостилария, — Крест, красота Церкве, — поется дальше, — Крест, верных утверждение: Крест, ангелов слава и демонов язва. Дивно в этом светильне изложена основная идея праздника, утверждена она высокими звуками духовной радости. Несмотря на то, что само благословенное Воздвижение Креста состоится в конце службы — после великого славословия, слова эксапостилария своей высотой воодушевляют верующих и ведут их к этому моменту. Вся служба праздника пронизана высокой радостью силы Креста Господня, а эксапостиларий эту высоту поддерживает и при самом изнесении Честного Древа. Крест, хранитель всея вселенныя, — напевает про себя или говорит себе каждый верующий, поклоняющийся спасительному Древу. — Крест, красота Церкве: Крест, верных утверждение: Крест, ангелов слава и демонов язва. Эти слова помогают достойно участвовать в торжестве самого выноса Животворящего Древа и надолго сохраняются в сердце, держа душу в красоте и сладости духовно совершившегося праздника.

http://pravmir.ru/eksapostilarii-velikih...

Жизнь в келье Честного Креста Через два месяца, в феврале 1969 года, отец Паисий попросил исключить его из членов Духовного собора монастыря Ставроникита и поселился в маленькой и имевшей только самое необходимое келье Честного Креста на Нижней Капсале. Освободившись от административных забот, он чувствовал себя как человек, возвращающийся из далёких странствий к себе на родину в духовную страну Сладкого Безмолвия. Каливка Честного Креста расположена на пологом безлесом склоне между Капсалой и Калягрой. Места эти безлюдные и тихие. Сама келья и снаружи, и изнутри очень аскетична. Сразу за узенькой и низкой входной дверью крохотный коридорчик. По левую руку келейный храм, освящённый в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. Прямо напротив входа келья, где жил раньше батюшка Тихон. Там внутри лишь одна кровать и скамеечка. Кровать стоит посредине. Поселившись здесь, преподобный Паисий, чтобы защититься от сквозняков, приделал с обеих сторон кровати две широкие доски, и она стала походить на гроб. Сам преподобный называл это аскетическое ложе, в головах которого висел Крест и икона Пресвятой Богородицы, «алтарём кельи». Здесь, стоя на коленях, он проводил в молитве часы, отсюда он воспарял к Небу. Однажды, стоя на кровати на коленях и творя молитву Иисусову, преподобный почувствовал, как он, находясь на земле, одновременно потихоньку словно поднимается на небо. Он поднялся высоко и видел вокруг серебристые, редкие облака. Было такое ощущение, словно тело его стало лёгким, как пух. Сердце переполняло небесное радование, «духовная нежность», как сам преподобный рассказывал позже. После этого случая он часто повторял слово: «Восхождения, восхождения» " , особенно, когда хотел расшевелить кого-то на борьбу, возводящую к добродетели, к восхождениям божественным. Аскетичной была и та комнатка, которую отец Паисий использовал как архондарик. Вход в неё был не через главную дверь, а со двора. В архондарике стояли два простых топчана из досок, положенных на пни. Покрыты они были старыми одеялами. Когда преподобный оставлял кого-то на ночь а случалось это очень редко, он поселял гостя там. «Моя калива не такая гостеприимная, как моё сердце», говорил преподобный, сожалея, что не имеет возможности предоставить паломникам более комфортные условия. Однако условия для гостей были особенными, ведь они оказывались в месте, освящённом многими божественными событиями, которые случились там как до прихода преподобного, так и при нём. Сами стены каливы были пропитаны горячим подвижническим духом, и потому каждый гость находил здесь «духовный комфорт», утешение как душевное, так и телесное.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=2542

В 1740 году на пожертвования была возведена каменная церковь, освященная во имя Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня. В 1762 году освящена другая новая однопрестольная теплая каменная церковь во имя великомученицы Параскевы, нареченной Пятница. Хозяйство монастыря было невелико. Со временем насельницы стали испытывать материальные затруднения. К 1776 году в обители проживало 11 монахинь. Их перевели в Астраханский девичий монастырь, Крестовоздвиженский был упразднен. В начале XIX века по указу Государя Императора Николая I обитель была восстановлена и открыта на своем прежнем месте. В 1899-1903 годах на месте сломанной церкви во имя великомученицы Параскевы Пятницы возвели большой храм с главным престолом во имя святителя Николая Мир Ликийского чудотворца. Придел освятили во имя святой великомученицы Параскевы Пятницы. Средства на строительство пожертвовала купеческая вдова А.И. Семидетнова. Проект подготовил саратовский инженер Ю.Н.Терликов. При обители на средства инокини Сусанны (Анны Александровны Рылеевой – родственницы известного русского поэта) в 1840 году была открыта первая в Саратове школа для девочек. В советское время монастырь закрыли, храмы разрушили. Из ограды разоренного монастыря уцелела лишь арка. 22 августа 2006 года иерейским чином (протоиерей Сергий Догадин) в помещении одного из частично сохранившихся монастырских строений была освящена церковь с престолом во имя Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. Начались богослужения. 15 июня 2008 года Крестовоздвиженский храм украсил новый купол с крестом. В июле того же года Епископ Саратовский и Вольский Лонгин освятил икону святителя Николая Мир Ликийского чудотворца, вмонтированную в обновленную после ремонта арку святых ворот Крестовоздвиженского монастыря.  Другие святыни: икона с чатицами мощей преподобномучениц великой княгини Елисаветы и инокини Варвары, старинный крест-распятие, восстановленная старинная икона великомученика Харалампия. По материалам Информационно-аналитического портала Саратовской митрополии .

http://sobory.ru/article/?object=14808

В Ливадийском храме совершались важные события, как для царской семьи, так и для всей России. В 1894 году старом дворце умер Александр III. Панихида по почившему государю и присяга нового русского императора Николая II состоялись в дворцовом храме. Здесь же святой Иоанн Кронштадский миропомазал невесту Николая принцессу Алису Гессенскую, она стала православной благоверной княгиней Александрой Фёдоровной… Сам Николай II и его мать императрица Мария Фёдоровна собирались провести обряд венчания сразу же после миропомазания. Но этому воспротивились родственники. Они считали, что брак императора – акт государственного значения и должен осуществиться в столице со всей присущей этому событию торжественностью. А будь Николай II настойчивей, в скромной Ливадийской церкви появилась бы новая русская императрица Александра Фёдоровна. После установления советской власти в Ливадии открыли санаторий для крестьян. Церковь закрыли, за долгие годы запустения здесь устраивали и клуб, и склад, и музейное помещение. В те времена только мозаичное изображение архангела Гавриила над главным входом и стоящая рядом изящная звонница напоминали о том, что когда-то здесь был Дом Божий. Не сохранились в церкви иконостас и мраморная облицовка стен, вместо неё панели расписали масляной краской под серый мрамор. Только мозаичное панно на сюжет Воздвижения Креста Господня сияло немеркнущим светом, который вселял надежду, что храм оживёт и украсится заново. Так оно и случилось. В 1991 году в Крестовоздвиженском храме возобновились богослужения. Конечно, возрождение храма шло медленно: иконостас сначала был фанерным, затем появился дубовый аналой, на котором воспроизвели резьбу мраморного обрамления старинных дверей. Слева и справа от отреставрированного алтаря встали резные дубовые киоты для главных икон: Божией Матери «Державная» и Святого Иоанна Кронштадского. По материалам книги «Крым: православные святыни: путеводитель». – Сост. Е.М. Литвинова. Симферополь, «РуБин», ЧП Бинькин, 2003. Крестовоздвиженская Церковь в Ливадии  — это дворцовая церковь при Ливадийском дворце, которая по желанию императрицы Марии Александровны была освящена в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. Построенная при Александре II, она была задумана как сокровищница и хранилище религиозных реликвий Российского императорского дома; была заложена 8 (21) сентября 1862 г. и строилась по проекту профессора архитектуры И.А. Монигетти.

http://sobory.ru/article/?object=01386

Информация частично взята в общине и с сайта: www.pavel-prusskiy.ru/sssorokov42.html Церковь Воздвижения Креста Господня Преображенской общины - старообрядческий храм Федосеевского старопоморского согласия. В 1771 г. во время чумы в Москве дворовый человек князей Голицыных И.А. Ковылин получил от губернатора разрешение на устройство за свой счет карантина у Преображенской заставы. После того у Преображенского кладбища стали селиться старообрядцы. На пожертвования и благодаря успешным торговым и промышленным операциям Ковылина община активно развивалась. К 1806 г. она включала в себя женскую и мужскую обители, которые были обнесены каменными оградами с башнями. На Преображенском кладбище и вокруг него Ковылиным были построены дома, магазины, фабрики, молельни. В начале XIX в. прихожан было до 10 тыс. человек, в приютах находилось 1500 человек. В 1811 г. на женском дворе был построен соборный храм с колокольней (арх. Ф.К. Соколов; возможно автором проекта был В.И. Баженов). Этот храм является, пожалуй, единственным храмом беспоповцев в Москве, по форме напоминающим православный храм, что явилось предметом резкой критики со стороны наиболее ортодоксальной части беспоповцев во время его строительства. Для ограничения деятельности раскольников по указанию императора Николая I в 1854 г. федосеевская беспоповская Крестовоздвиженская молельня была переосвящена в православную во имя Воздвижения Честного Креста Господня. В храме остались те же древние иконы, что были в молельне. В нижнем этаже в 1855 г. на средства монастыря было открыто мужское начальное народное училище для мальчиков. К церкви примыкает двухэтажное здание, где с 1883 г. находилась знаменитая библиотека древнерусских рукописей и книг, завещанная монастырю А.И. Хлудовым. В годы советской власти сломали все пять глав церкви, частично разрушили ограду с башнями. В 1960-е гг. внутри храма помещались жилые квартиры, в 1980-е гг. здесь находился трест «Росдорстройматериалы», в 1990 г. - производственное объединение Минавтодора.

http://sobory.ru/article/?object=03569

С самого начала в монастыре был храм Происхождения (изнесения) Честных древ Животворящего Креста Господня с приделом во имя блаженного Василия. Церковь со всеми монастырскими строениями сгорела в 1715 году, но затем была возведена вновь. 8 июня 1716 года храм был освящен в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. По храмовой церкви обновленный монастырь стал называться Крестовоздвиженским. В 1809 г. пожар, перекинувшийся из кремля, нанес значительные повреждения храму и части зданий, кроме того строения уже давно подвергались разрушительному воздействию почвенных вод. Это стало причиной ходатайства о перенесении обители на новое место. 20 апреля 1812 года вышел указ императора Александра I, дозволяющий переместить Нижегородский Крестовоздвиженский монастырь. Монастырю была выделена обширная площадка на пустынной тогда окраине Нижнего Новгорода, рядом с Казанским кладбищем и храмом. Была начата разборка старого храма и некоторых монастырских зданий. Весной 1813 года было положено основание Крестовоздвиженской обители на новом месте. Инокини собственными руками переносили кирпичи за три версты. К осени 1814 года были возведены наружные стены монастыря, внутри них – колокольня со святыми вратами и двумя палатками, восемь каменных корпусов, а также заложен фундамент соборной церкви. Вне монастыря устроен гостиный двор. В октябре 1815 года сестры переселились в новую обитель. 6 ноября 1815 года была освящена больничная церковь во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» и святого Василия Блаженного. Так как собор на новом месте еще не был готов было разрешено совершать богослужения в престольный праздник в Казанской кладбищенской церкви, построенной в 1798-1799 годах на средства нижегородского купца Я.С. Стешева. 17 августа 1823 года состоялось освящение главного собора монастыря – в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. Пятиглавый собор в форме правильного креста был вписан в круг соборной ограды, заключенный в квадрат, образованный восемью жилыми корпусами, в свою очередь соединенными между собой деревянными галереями. Весь монастырь был огражден стенами в форме правильного четырехугольника с башнями по углам. Звонница с семью колоколами возвышалась над главными западными воротами. В таком виде монастырь просуществовал до 1851 года, когда территория его была расширена и обнесена новым четырехугольником стен, с собственными святыми вратами.

http://sobory.ru/article/?object=01815

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010