С 19 сентября 1992 г. богослужения возобновились. Источник информации - http://www.mepar.ru/eparhy/temples/?temple=181 В старинном дворцовом селе Юсупово с давних пор существовала деревянная церковь во имя великомученика Димитрия Солунского. В приходе церкви находились дворцовые деревни Минаево и Луканово. Позже к ним добавилась вновь основанная д. Курганье. Быстро развивающееся село за счет наличия свободных земельных угодий к середине XVIII в. превратилось в крупнейший населенный пункт округи. В его 70 дворах проживало более 700 человек. Обветшавшая старая церковь к тому времени стала тесна для прихожан. Поэтому в 1754 г. они строят новый одноэтажный деревянный храм длиной 32 м, шириной 9,2 и высотой в 23,5 м. Церковь освятили во имя Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня, а придел во имя великомученика Димитрия Солунского. Главы над церковью и приделом завершали железные 6-ти конечные с сиянием кресты, с которых к главам спускались железные цепи. Двухскатную крышу и главы покрыли железом и окрасили голубой краской. Четырехугольной формы окна зарешетили железными древовидными решетками. Ведшие внутрь деревянные двери обили железом. Внутреннее убранство церкви украшали художественная роспись стен и пятиярусный деревянный иконостас с резьбой на красном фоне в виде виноградных кистей. Одновременно с церковью построена и деревянная в виде башни колокольня, на которой находилось пять колоколов, первый из которых весил 73 пуда. В начале XIX в. приход пополнился жителями д. Степыгино. В 1848 г. в приходе разразилась эпидемия холеры, в связи с чем здесь устроили крестный ход с чудотворной иконой Грузинской Божией Матери из церкви с. Ильинское, обойдя с ней все дворы. Крестьяне считали, что это позволило избежать еще больших жертв, и дали обещание устраивать ходы ежегодно, что и исполняли с разрешения епархиального начальства почти 40 лет, а с 1885 г. этот ход был узаконен. Село Юсупово среди других сел в округе считалось богатым, жители занимались не только крестьянским трудом, но и промыслами: извозным — перевозкой товаров в Центральной России и в Малороссии, овчинным, ткаческим и другими.

http://sobory.ru/article/?object=02623

В 1700 году в Крестовоздвиженскую церковь дан новый антиминс 9 , но церковь уже обветшала и вскоре разобрана и заложена новая двухэтажная, существующая поныне, В нижнем этаже устроена церковь во имя Успения Прес. Богородицы с двумя по сторонам приделами – Григория Богослова на правой и Симеона Персидского на левой стороне. Нижняя церковь окончена в 1711 г., и 10 сентября того же года для нее получены три антиминса 10 . Верхняя церковь окончена стройкой в 1725 году, а освящена 14 сентябри 1728 года Игнатием, митрополитом Коломенским и Каширским 11 . Не лишено интереса то обстоятельство, что при построении церкви Схематический вид Воздвиженского монастыря произошла остановка работ в силу запрещения от государя, нуждавшегося в каменщиках для отстройки С.-Петербурга, возводить каменные постройки в Москве. Игумен Макарий, только по особому прошение его к Государю, получил дозволение продолжать начатую стройку и нанять для того потребных мастеров, которые не смели наняться без государева указа 12 . Иконостас Воздвиженской церкви вместе с иконами, кроме ценных украшений, царских дверей и сени, по прошению игумена Макария, с разрешения Московской Св. Синода Канцелярии 1724 г. июня 25 дня, поступил из Кремлевской церкви Дванадесяти Апостолов 13 . Иконостас, устроенный для означенной церкви по указу партиарха Иоакима от 29 мая 7188 (1680) года, мастером Степаном Зиновьевым сыном Токаренком, находился в ней до 1722 года, когда с перестройкой церкви и устройством нового иконостаса, оказался излишним 14 . При поставлении в Крестовоздвиженском храме иконостас значительно изменил свой первоначальный вид; иконы сохранились только некоторые 15 . В верхней церкви, так же как и в нижней, предназначены два придела, но устройство их последовало спустя несколько лет, уже во второй половине XVIII века. В монастырской описи 16 , составленной, надо полагать, в 1763 году, при монастыре показаны четыре каменные церкви: Соборная, Успенская, Казанская и Никитская. Соборная – Воздвижения Честного Креста, в ней один престол, «в ней же два придела застроены, да не докончены, по правую сторону назначен быть во имя священномученика Василия, епископа Парийского, по обещанию генерал поручика Ивана Васильевича Левашова; по левую назначен Александра, Свирского чудотворца, по обещанию тайного советника сенатора и кавалера Ивана Анофрича Брылкина жены его, Марьи Федотьевны».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kedrov...

Вначале храм был деревянным. Дата его постройки неизвестна, но уже в писцовых книгах 1628-1629 гг. он зовется «старым Воскресенским собором на старом городище». Каменное здание возвели в 1649 году «казною государя царя и великого князя Алексея Михайловича». В соборе было два придела: Воздвижения Креста Господня и Николая Чудотворца. Когда они были ликвидированы — неизвестно, но в консисторских документах XVIII века церковь значится без приделов. В 1755 году прихожане храма Воскресения Христова доносили епископу Коломенскому и Каширскому, что «на оной церкви на святом алтаре кровля весьма обветшала, и от того происходит во многих местах течь, так же и от тягости построенной на трапезе деревянной колокольни в сводах и стенах не малое повреждение». Они просили разрешения «снять колокольню, и на месте ея устроить каменную; обветшалую кровлю перестроить и возобновить в твердости, к которому строению камень, кирпич, тес и прочие припасы приготовлены». Разрешение было получено. Через 15 лет возникла необходимость перестроить ветхую и тесную трапезную, что и было сделано. Заодно в 1771 году к собору пристроили придел во имя Введения во храм Божией Матери. Старанием попечителя Воскресенской церкви, управляющего Тульским и Калужским наместничеством генерал-поручика Михаила Ивановича Кречетникова в 1788 году вместо прежнего ветхого иконостаса был устроен новый. В 1855 году возвели новую колокольню, на которую поместили шесть колоколов, самый большой из которых весил 106 пудов. В 1872-1873 гг. церковь была отделана заново. В числе святынь храма был известен образ Воздвижения честного и животворящего креста, происходивший, вероятно, из существовавшего в XVII веке Воздвиженского придела Воскресенского храма. По свидетельству П.И. Малицкого, на этой иконе имелась «интересная, хотя и довольно темная, надпись, относящаяся к чуду воскресения умершей девицы: «Единого искахом, три же обретохом и не познахом, но сказа нам мертвая девица». Видимо, надпись эта представляет из себя аллегорию в виде загадки». Образ Алексия, человека Божия был, по преданию, пожертвован царем Алексеем Михайловичем. В храме имелось Евангелие, изданное в 1654 году при патриархе Никоне. Изначально церковь была приходской. При расширении оружейного завода храм оказался на его территории и с 1880 года числился заводским, бесприходным.

http://sobory.ru/article/?object=35833

И на какую широту выводит меня рука Твоя, Господи? В целой книге бытия рода человеческого постепенно раскрываются таинственные пути Божьего домостроительства о человеке, но на нас испол­няется непреложное превечного совета, о чем в продолжение многих веков ходатайствовал Бог клятвою отцам нашим ( Евр. 6:17 ). Нам дано право твердо надеяться на благодать, предлагаемую нам в явлении Иисуса Христа, с живым уповани­ем, что для нас хранится на небесах наследие нетленное, непорочное, неувядаемое. Ибо, если Бог за нас, кто против нас? Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего? ( Рим. 8:32 )? Итак, крепко держит нас в любви Твоей дес­ница Твоя, Премилосердный! Кто отлучит нас от любви Божией? Кто осуждает? Христос Иисус умер, но и воскрес: Он и одесную Бога, Он и ходатайствует за нас ( Рим. 8:34 ). Грех умерщ­влен, жало смерти притуплено, оковы адовы сокру­шены, сила вражья препобеждена, заключенные некогда во тьме и сени смертной изведены на свободу, всей твари даровано упование освободиться от рабо­ты истления, а нам, повинувшим ее некогда суете, приобретена вечная жизнь – вечная слава. И все это совершено крестом и на кресте! В целом мире сияет крест, как основание и опора бытия вселен­ной, как оружие, низлагающее все, что противи­лось и противится нашему блаженству, как побед­ное знамение Божьей любви над древней злобой, как сила, обновляющая всю тварь, как союз неба с землею, как Лествица, приводящая из мира дольнего в мир горний. Поклонимся же с любовью и благодарением крес­ту Христову, единогласно и единодушно, устами, сердцем и всем существом своим возопием: Кресте, ты ми сила буди, крепость и держава, избавитель и предратник на борющих мя, щит и хранитель, победа и утверждение моё, присно соблюдая мя и покрывая 2 . Аминь. Читать далее Источник: Голубинский Ф. А., прот. Слово в день Воздвижения Честного и Животворящего Креста//Прибавления к Творениям св. Отцов 1854. Ч. 13. Кн. 3. С. 439-444 (1-я пагин.). Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Golubins...

Киевские святые, в том числе и Л., были прославлены свт. Петром (Могилой) , митр. Киевским. В 1643 г. установлено празднование Собору преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих (первоначально в первую субботу после праздника Воздвижения Честного Креста). В 1760 г. Ближние пещеры были восстановлены после повреждений, вызванных землетрясением, и над ними был построен каменный храм в честь Воздвижения Креста Господня. В 1886 г. Платон (Городецкий) , митр. Киевский и Галицкий, перенес празднование памяти Собора Ближних пещер на 28 сент. В 1643 г. установлен Собор преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших (во 2-ю Неделю Великого поста). Соборное празднование подтверждено указом Святейшего Синода в 1843 г. В 1762 г. Святейший Правительствующий Синод разрешил (это решение было подтверждено указами 1775 и 1784 гг.) включать в общецерковные месяцесловы имена киевских святых и печатать им службы в месячных Минеях. Тем не менее нормативные месяцесловы синодального периода - в Типиконе и Следованной Псалтири - не включали имен киевских святых, продолжая считать их местночтимыми. Месяцесловы др. богослужебных книг (иерейского Молитвослова, Требника и алфавита имен при нем) стали включать имена киевских святых, преимущественно тех, которым были опубликованы службы в Минее Киевской (Службы преподобным отцем Печерским. Киево-Печерская лавра, 1855). Месяцесловы небогослужебные стремились включить максимальное количество имен киевских святых. Память Л. включалась в месяцесловы под 29 янв. Архиеп. Сергий (Спасский) отмечал, что в книге XVIII в. из киевского Софийского собора «Описание о российских святых» память прп. Лаврентия, затворника, еп. Туровского, праздновалась 10 мая. Имя Л. включено в Собор Белорусских святых, празднование которому было установлено в 1984 г. по инициативе Минского и Белорусского митр. Филарета (Вахромеева) и по благословению патриарха Московского и всея Руси Пимена (Извекова) решением Священного Собора РПЦ.

http://pravenc.ru/text/2462417.html

Когда семь лет спустя, в 1596 году, все же была заключена Брестская уния, Экзарх Константинопольского Патриарха священномученик архидиакон Никифор (Кантакузин) продолжил дело Святейшего Иеремии даже до смерти (см.: Откр. 12:11) и был прославлен в наши дни в сонме Собора белорусских святых. По прошествии четверти века уже нельзя было и помыслить о том, что на Белую Русь будет совершен Патриарший визит… И тогда Святейший Патриарх Иерусалимский Феофан в 1620 году из Киева благословил православных белорусов и поставил правящих архиереев на разгромленные древние кафедры в Полоцк и Туров. Прошли столетия, и двадцать лет назад, когда празднование 1000-летия Крещения Руси, по Евангельскому образу, приготовило пути Господу и прямыми сделало стези Его к сердцам человеческим (см.: Мф. 3:3), белорусскую землю посетил Блаженнейший Игнатий IV, Патриарх Великой Антиохии и всего Востока. С именем Его Блаженства, освятившего стены Минской духовной семинарии и благословившего возобновление ее бытия, вошло в историю нашей Церкви начало возрождения белорусских духовных школ, которые из года в год, по слову Псалтири, преходят от силы в силу (Пс. 83:8). Предстоятель Русской Православной Церкви впервые в ее истории совершил апостольское путешествие в Беларусь в 1991 году. За минувшее с той поры время предшественник Вашего Святейшества Патриарх Алексий II, посещая наши епархии, сердечно переживал вместе с белорусским народом и радость духовного возрождения, и горечь воспоминания общих исторических трагедий, и кропотливый повседневный труд церковного строительства в городах и весях Беларуси. Ныне Священноначалие, клир, монашествующие и все верные чада Церкви нашей приветствуют Ваше Святейшество на белорусской земле в преддверии Всемирного Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. В сердце православной Белой Руси — в Спасо-Евфросиниевском монастыре града Полоцка — Вашей Святыне предлежит историческая честь и высокая ответственность: совершить чин Воздвижения Креста, приняв в свои руки воссозданный по образу древнего христианский символ нашего народа — воздвизальный Крест преподобной матери нашей Евфросинии, игумении Полоцкой.

http://patriarchia.ru/db/text/749746.htm...

Так, он чётко знает себя и знает Бога: знает, что в нём собственное, а что – Божье. И на своём жизненном опыте он убедился, какая огромная выгода лежит в этом знании. Он многократно испытал, как сила Божия моментально сказывается, едва исповедуешь перед Ним безнадёжность своих обстоятельств. И он вывел такую безусловную закономерность:«когда я немощен, тогда силён». Ибо не для того принёс Господь свечу Своей благодати, чтобы поставить её «под сосудом» человеческого эгоизма, но чтобы она стояла «на подсвечнике», выкованном из твердейшего вещества человеческого смирения. О точке и лугах Суббота пред Воздвижением Честного и Животворящего Креста Господня Мф. 10:37–11:1 1Кор. 2:6–9 Сегодня суббота, а завтра воскресенье пред Воздвижением, а после будут тоже особые суббота и воскресенье. Это – чтобы нам подольше постоять перед Крестом: не коснётся ли и нас, наконец, «премудрость Божия, тайная, сокровенная». В словах же о Кресте всегда: либо – более удачная: показать несравнимость ни с чем. Сегодня, например, читаем: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня. И кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня». Любовь к нам Господа Иисуса не сравнима ни с какой человеческой любовью, поэтому и сила ответной любви не должна быть сопоставима ни с чем. Но как пробиться к сердцу того, кто знает лишь любовь родивших нас, или рождённых нами? Ещё сказано, что идти за Христом можно только взяв свой крест. Кто же «не берёт креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня», – говорит Господь. И для тех, кто не понимает этих слов, – вот живая картина: Единый Безгрешный, измученный и окровавленный, несёт тяжёлый деревянный крест, на котором будет распят. Крайняя жестокость и крайняя несправедливость. Но сострадающим Ему иерусалимским женщинам Он говорит: «Не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших» ( Лк. 23:28 ). А как уразуметь последующие слова Господни: «Сберегший душу свою потеряет её, а потерявший душу свою ради Меня сбережёт её»? – ведь не что-то на что-то предстоит поменять, но – всё на всё: всего себя отвергнуться, чтобы всего себя, и уже навсегда, – приобрести!..

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

ТОЛКОВАНИЕ ПАРЕМИИ НА ВОЗДВИЖЕНИЕ КРЕСТА ГОСПОДНЯ Книга Притчей (III, 11-18) Наказания Господня, сын мой, не отвергай, и не тяготись обличением Его; ибо кого любит Господь, того наказывает и благоволит к тому, как отец к сыну своему. Блажен человек, который снискал мудрость, и человек, который приобрел разум, — потому что приобретение ее лучше приобретения серебра, и прибыли от нее больше, нежели от золота: она дороже драгоценных камней; [никакое зло не может противиться ей; она хорошо известна всем, приближающимся к ней,] и ничто из желаемого тобою не сравнится с нею. Долгоденствие — в правой руке ее, а в левой у нее — богатство и слава; [из уст ее выходит правда; закон и милость она на языке носит;] пути ее — пути приятные, и все стези ее — мирные. Она — древо жизни для тех, которые приобретают ее, — и блаженны, которые сохраняют ее! Эта паремия словами притч призывает «не пренебрегать» всеми «наказаниями» от Господа. Сюда относятся все житейские бедствия, болезни, лишения, всевозможные неудачи. Почему это нужно? Потому что Господь ими воспитывает человека для Царствия Божия. Если отвергать эти меры, то скорби не исчезнут, а в душе будет расти раздражение, недовольство всем. Можно так дойти и до озлобления. Соломон предостерегает и от уныния словами «не ослабевай», так как уныние расслабляет душу и лишает ее главного, ради чего допускается «наказание», — раскаяния. Чтобы легче было смириться с таким способом воспитания, автор притчей указывает на основную утешающую мысль во всех невзгодах: Господь так реагирует на недостатки каждого из нас потому, что относится к каждому, как отец к сыну, не равнодушно, а с любовью. К тому же все, что приходится терпеть в жизни, приводит к опытности, благоразумию, даже мудрости. Иметь это важнее и значительнее, чем «злата и сребра» сокровища. Премудрость, приобретенная в терпении, не просит ценнее житейских благ, но и награждает своего обладателя миром души. Мир этот приводит к надежному счастью и в духовном плане и в житейском. Надежность, прочность этого счастья оттого, что оно опирается на «древо живота», то есть сила Божия дает человеку знать, что делать, защищает от колебаний, сомнений, бурь, способных разрушить все в жизни.

http://pravoslavie.ru/1930.html

Информация с сайта Министерства культуры Российской Федерации, http://www.mkrf.ru С 11 по 14 сентября 1904 года обитель отпраздновала два знаменательных события - трёхсотлетие существования сей обители и двухсотлетие святого праведного Симеона, Верхотурского чудотворца. В память этих торжеств 12 сентября 1905 года был заложен каменный трёхпрестольный собор в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, а в празднование 300-летия славного царствования Богохранимого Дома Романовых - торжественно освящён. Горячее участие в строительстве этого храма принял казначей монастыря иеромонах Ксенофонт, который лично ходатайствовал перед епископом Екатеринбургским и Ирбитским Никанором. Благодаря умелому докладу казначея Владыка вдохновился на воздвижение собора и рекомендовал о. Ксенофонту опытного архитектора А. Б. Турчевича. Храм должен быть трёхпрестольным. Главный престол в честь праздника Возвижение Честного и Животворящего Креста Господня, два придельных - в честь Успения Пресвятой Богородицы и святого праведного Симеона. 12 сентября 1905 года в праздник перенесения мощей Святого, епископом Екатеринбургским и Ирбитским Владимиром была совершена торжественная закладка величественного храма. 11 сентября братиею Верхотурской обители по благословению архирея произведён был выбор нового настоятеля, им стал бывший казначей монастыря иеромонах Ксенофонт. В 1909 году храм был построен и освящён 11 сентября 1913 года. к 300-летию Дома Романовых. В 1914 и 1916 годах были освящены придельные храмы. Когда освящали Симеоновский придел. в монастырь привезли царский подарок - сень для раки с мощами святого праведного Симеона. Сень была выполнена по заказу Царской Семьи на московской фабрике поставщиков Двора их Императорских Величеств " товарищества И. П. Хлебникова, сыновья и Ко " по проекту архитектора С. С. Кричинского. Вся сень вызолочена под старое золото с серебряной надписью: " Сия сень сооружена к мощам Симеона Праведного в Верхотурский Николаевский монастырь иждивением и любовью Благочестивейшего Самодержавнейшего Великого Государя Императора Николая Александровича, Благочестивейшей Государыни Императрицы Александры Федоровны, Наследника Цесаревича Алексея Николаевича и Благоверных Великих Княжен Ольги, Татьяны, Марии, Анастасии Николаевен в лето от Рождества Христова 1914, мая 25 " .

http://sobory.ru/article/?object=05754

   Вот чем является для нас Крест Христов, и мы свято и благоговейно должны почитать и почитаем его. Каждый из нас всю жизнь свою освящает крестом и крестным знамением. С раннего детства и до самой смерти каждый христианин носит на себе, на груди своей крест как знамение Христовой победы и нашей защиты и силы; каждое дело мы начинаем и оканчиваем крестным знамением, делая все во славу Христову. Как такую защиту и охрану, мы начертываем знамение креста на всем для нас дорогом и святом, и на своих домах, и на стенах, и на дверях. Крестным знамением мы начинаем день, и с крестным знамением мы погружаемся в сон, заканчиваем день.    Теперь крест — наша величайшая святыня, наша слава, наш духовный всепобеждающий меч, и таким его сделал для нас Христос своей смертью и своими страданиями на Кресте.    Спаситель принял на Кресте мучительнейшую из казней, «грехи наша вознесе на Теле Своем на древо» (1 Петр. 2:24), «смирил Себе, послушлив быв даже до смерти, смерти же крестныя» (Флп. 2:8). Какое, в самом деле, поразительное, превышающее человеческое понимание зрелище. «Вот, — воспевает сегодня Церковь, — Владыка твари и Господь славы пригвождается на Кресте и прободается в ребра; Сладость Церкви вкушает желчь и оцет; Покрывающий небо облаками облагается терновым венцом и одевается одеждой поругания; Создавший рукою человека заушается тленною рукою; Одевающий небо облаками принимает удары по плечам, принимает заплевания и раны, поношения и заушения и все терпит ради нас, осужденных» (стихира). Как же мы, облагодетельствованные крестной смертью и страданиями Спасителя, можем не преклоняться в благоговейном трепете перед «треблаженным древом, на немже распяся Христос, Царь и Господь», не чтить свято Крест, — нашу славу, нашу победу во Христе и со Христом.    Такое высокое и священное значение Креста Господня, естественно, делало в глазах христиан величайшей святыней и самое древо Креста Господня, тот самый деревянный крест, на котором был распят Спаситель. Но первоначально этот святой Крест не был сохранен христианами, не был достоянием верующих в течение целых трех столетий, не было даже известно точно место, где эта христианская святыня укрыта.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010