Вот чем является для нас Крест Христов, и мы свято и благоговейно должны почитать и почитаем его. Каждый из нас всю жизнь свою освящает крестом и крестным знамением. С раннего детства и до самой смерти каждый христианин носит на себе, на груди своей крест как знамение Христовой победы и нашей защиты и силы; каждое дело мы начинаем и оканчиваем крестным знамением, делая все во славу Христову. Как такую защиту и охрану, мы начертываем знамение креста на всем для нас дорогом и святом, и на своих домах, и на стенах, и на дверях. Крестным знамением мы начинаем день, и с крестным знамением мы погружаемся в сон, заканчиваем день. Теперь крест – наша величайшая святыня, наша слава, наш духовный всепобеждающий меч, и таким его сделал для нас Христос своей смертью и своими страданиями на Кресте. Спаситель принял на Кресте мучительнейшую из казней, «грехи наша вознесе на Теле Своем на древо» ( 1Петр. 2:24 ), «смирил Себе, послушлив быв даже до смерти, смерти же крестныя» ( Флп. 2:8 ). Какое, в самом деле, поразительное, превышающее человеческое понимание зрелище. «Вот, – воспевает сегодня Церковь , – Владыка твари и Господь славы пригвождается на Кресте и прободается в ребра; Сладость Церкви вкушает желчь и оцет; Покрывающий небо облаками облагается терновым венцом и одевается одеждой поругания; Создавший рукою человека заушается тленною рукою; Одевающий небо облаками принимает удары по плечам, принимает заплевания и раны, поношения и заушения и все терпит ради нас, осужденных» (стихира). Как же мы, облагодетельствованные крестной смертью и страданиями Спасителя, можем не преклоняться в благоговейном трепете перед «треблаженным древом, на немже распяся Христос, Царь и Господь», не чтить свято Крест, – нашу славу, нашу победу во Христе и со Христом. Такое высокое и священное значение Креста Господня, естественно, делало в глазах христиан величайшей святыней и самое древо Креста Господня, тот самый деревянный крест, на котором был распят Спаситель. Но первоначально этот святой Крест не был сохранен христианами, не был достоянием верующих в течение целых трех столетий, не было даже известно точно место, где эта христианская святыня укрыта.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

Группа Вконтакте Facebook группа Толкование канона на Воздвижение КРАЕГРАНЕСИЕ (АКРОСТИХ): Кресту, надеявся, пение отрыгаю. Толкование Я, говорит песнопевец Косма, надеясь и совершенно доверяясь силе Креста, изливаю из моего сердца пение, то есть канон сей, поемый в Воздвижение Честного Креста. Священный Косма сказал, что надеется на Крест; потому что он – человек праведный; праведный же, по словам составителя Притчей, яко лев уповая (Притч. 28,1). Также сказал он и то, что " отрыгает " ; ибо и изрыгание или рыкание свойственно льву, как говорит пророк Амос: Лев возревет, и кто не убоится? (3, 8). Итак, словом " отрыгаю " песнопевец хочет выразить, что он намерен излагать в этом каноне мысли страшные, великие и, так сказать, львиные. Поелику же отрыжка льва зловонна, страшна и достойна отвращения, тогда как пение, отрыгаемое священным Космою, благовонно, приятно и для души превожделенно, то лучше, согласно мнению Феодора Птохопродрома, приличествует сему Давида: Отрыгну сердце мое слово благо (Псал. 44, 2). Он как бы отрыгнул и произнес устами своими те духовные и облагодатствованные мысли, которые имел в сердце своем. Ибо " как при изрыгании, по толкованию Василия Великого и Никиты, изрыгаемое есть следствие пищи, так и в духовном учении такие мысли изрыгаются, какими питается изрыгающий... Поэтому, так как пища его была разумная и благая, то не пищу и питье изрыгает он, но сродное духовной трапезе слово благое о Единородном " . Смотри же, возлюбленный, какой наилучший порядок употребляет божественный песнопевец. Между христианами является господствующим святой обычай, по которому они, когда намереваются начинать какое бы то ни было дело и предприятие, творят рукой крестное знамение. Так увещевает их и божественный Кирилл Иерусалимский в 4-м огласительном поучении, говоря: " не устыдимся Креста Христова; но если кто другой и скрывает его, ты явно на челе запечатлевай, чтобы бесы, увидев Царское знамение, далеко бежали трепеща. Делай это знамение, когда ешь и пьешь, сидишь, встаешь, говоришь, ходишь, одним словом при всяком деле. И Иоанн Златоуст склоняет верующих к этому, говоря: " Когда намереваешься переступить порог дома своего, произнеси наперед следующее слово: отрекаюсь от тебя, сатана, и от пути твоего и от служения твоего, и соединяюсь, Христе, с Тобою; и никогда без этого слова не выходи. И вместе с этим словом изобрази Крест на челе; ибо таким образом не только человек встречающийся, но и сам дьявол не сможет повредить тебе, видя тебя везде являющимся с такими орудиями " (Слово по случаю низвержения статуй). Следуя этому святому обычаю и священный Косма, намереваясь начать этот канон, вместо того чтобы сделать образ Креста рукою своею, делает началом его имя Креста, сказав: " Кресту надеявся " .

http://predanie.ru/book/108441-tolkovani...

Поднятие означенного креста на церковную главу состоялось 11 числа сентября месяца, в день празднования Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. Божественная литургия, а предварительно оной – водоосвящение, совершены были в храме во имя преподобного Александра Свирского, причем на Литургии вслед за сугубой ектенией возглашена была ектения о упокоении душ усопших рабов Божиих храмоздателей в веси сей и сродников их, блаженных ктиторов и благодетелей святого храма сего и всех служивших в нем священноиереев, священнодиаконов и чтецов. По отпусте Литургии учинено было освящение обновленного креста ... .За сим последовал вокруг того же храма крестный ход с предношением имевшего быть поднятым на главу креста и при пении ирмосов праздничного канона Крест начертав, Моисей… Пением тех же ирмосов, а также стихир самогласных, положенных на целование честного креста сопровождалось и самое утверждение креста на церковной главе, после чего перед храмом было благодарственное Господу молебствие с пением на Бог Господь взамен тропаря Богородице, христианом Помощнице тропаря Спаси, Господи, люди Твоя и с провозглашением, во-первых, многолетий Государю Императору и всему царствующему Дому; Святейшему Правительствующему Всероссийскому Синоду и Святейшим Патриархам православным Константинопольскому, Александрийскому, Антиохийскому и Иерусалимскому; господину нашему Высокопреосвященнейшему Ионафану, архиепископу Ярославскому и Ростовскому, со всею его богохранимою паствою; во-вторых, вечной памяти тем лицам, о коих было вознесено заупокойное моление на Литургии по сугубой ектении, и наконец в-третьих, многолетия благоверным Правительствующему Синклиту, военачальникм, градоначальникам и всем православным христианам. Указом Ярославской Духовной Консистории на имя блаженного протоиерея Р.-Борисоглебского Воскресенского собора Петра Юрцева от 22 мая прошлого, 1884 года за N 2985 объявлено было нам, священно- и церковнослужителям, о последовавшем со стороны Его Высокопреосвященства в 16-й день того же мая архипастырском разрешении на сооружении, согласно ходатайству содержателя церквей села Ваулова, владельца сего села действительного статского советника Владимира Павловича Мордвинова, в… зимней теплой церкви во имя преподобного Александра Свирского новых престолов и жертвенника, с тем, между прочим, условием, чтобы верхние доски прежних престолов и жертвенника, буде таковые окажутся годными к употреблению, не были уничтожены, а оставлены были в церкви на хранение впредь до того времени, когда представится возможность написать на них иконы для поставления их в храме села Ваулова.

http://sobory.ru/article/?object=18409

Третий вариант предания, возникший, как и второй, в Сирии в V веке, сообщает: святая Елена пыталась узнать место пребывания Креста у иерусалимских иудеев, и в конце концов один престарелый еврей, по имени Иуда, сначала не хотевший говорить, после истязаний указал место – храм Венеры. Святая Елена повелела разрушить храм и делать раскопки. Там были найдены три креста. Явить Крест Христов помогло чудо – воскрешение через прикосновение к истинному Кресту мертвеца, которого проносили мимо. Об Иуде сообщается, что тот впоследствии принял христианство с именем Кириак и стал епископом Иерусалима. Нужно сказать, что наибольшей популярностью в средне- и поздневизантийскую эпохи пользовалась последняя версия. Именно на ней основано проложное сказание, предназначенное для чтения на праздник Крестовоздвижения согласно современным богослужебным книгам Православной Церкви. Точная дата обретения Честного Креста неизвестна. По-видимому, оно имело место в 325 или 326 году. После обретения святого Креста Константин начал строительство целого ряда храмов, где должны были совершаться богослужения с подобающей Святому городу торжественностью. Около 335 года была освящена воздвигнутая непосредственно возле Голгофы и пещеры Гроба Господня большая базилика Мартириум. День ее обновления (то есть освящения), а также ротонды Воскресения (Гроба Господня) и других построек на месте Распятия и Воскресения Спасителя 13 или 14 сентября стал праздноваться ежегодно с большой торжественностью, а воспоминание обретения Честного Креста вошло в праздничное торжество в честь обновления . Уже в конце IV века праздник обновления базилики Мартириум и ротонды Воскресения был в Иерусалимской Церкви одним из трех главных праздников года, наряду с Пасхой и Богоявлением. Западная паломница Этерия чрезвычайно подробно описывает его в своих записках : обновление праздновалось в продолжение восьми дней; каждый день торжественно совершалась Божественная литургия; храмы украшались так же, как на Богоявление и на Пасху; на праздник в Иерусалим приходило множество людей, в том числе и из отдаленных областей – Месопотамии, Египта, Сирии. Особо подчеркивается, что обновление праздновали в тот же день, когда был обретен Крест Господень. Кроме того, Этерия проводит параллель между событиями освящения иерусалимских церквей и ветхозаветного храма, построенного Соломоном.

http://pravoslavie.ru/32069.html

Невозможно изобразить словами человеческого языка всю ту спасительную силу, которая источается на нас от Креста. Силою Креста совершали бесчисленные и дивные знамения и чудеса Апостолы и все святые. Этою силою Константин Великий , будучи еще язычником, победил вражеское воинство, увидев перед тем на небе Крест в ослепительном сиянии с надписью: «Сим победиши». Сила Креста сломила язычество. Крест еще раз, как никогда, ярко озарит весь мир через Россию, которая всегда и неизменно была, есть и будет с Крестом, не только как с священным символом, но и как с основою своей жизни. Крест, как знамение Сына Человеческого и орудие нашего спасения, в последний раз увидят все племена земные при втором пришествии Господа, к великой радости истинных Его последователей и на великое и безысходное горе всех, которые в земной своей жизни не следовали за Христом. Зная спасительное значение Креста Господня, потщимся, возлюбленные, поклониться Кресту с истинною верою в его спасительную для нас силу, во все блага, которые от него проистекли и будут проистекать в нашей жизни до скончания века. Зная его спасительную силу, будем ежедневно прибегать к нему, как к живому, с такими словами церковной молитвы: «Радуйся, пречестный и животворящий Кресте Господень, прогоняяй бесы силою на тебе пропятого Господа нашего Иисуса Христа... даровавшого нам тебе, Крест Свой Честный, на прогнание всякого супостата. О, пречестный и Животворящий Кресте Господень! помогай ми со Святою Госпожею Девою Богородицею и всеми святыми во веки. Аминь». Конечно, мы хорошо узнаем всю спасительную силу Креста только тогда, когда ее испытаем в своей собственной жизни, когда станем на путь действительной и мученической борьбы с своими страстями. Постоянно прибегая в этой борьбе к Животворящему Кресту Господню, мы будем ощущать дивную его для себя помощь. Тогда мы не только будем поклоняться Кресту своею истинною верою в его спасительную силу, во все, дарованные нам от него блага, но будем прославлять Крест своею истинною христианскою жизнью.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

Еще более поразительное чудо было в жизни израильтян от креста, когда преемник Моисея, Иисус Навин вступил в битву с аммореями. Он также, прообразуя крест Господень, простер свои руки и сказал: «Солнце, остановись». И солнце остановило свое течение, день продлился, и это дало возможность Иисусу Навину и его воинству уничтожить своих бесчисленных врагов. Сие дивное чудо воспевает св. Церковь в таких словах праздничного седальна: «Проображаше таинственно древле Иисус Навин, креста образ: егда руце простре крестовидно, Спасе мой, и ста солнце, Дóндеже враги низложи противостоящия Тебе, Богу...» Но все это было только прообразовательною тенью тех великих и многих спасительных благ, которые проистекли и проистекают от Животворящего Креста Господня. На нем произошло наше искупление от первородного греха Адама. На нем было разрушено проклятие, наложенное Богом за этот грех на весь человеческий род. Ради Креста Господь дарует нам в таинствах Церкви возрождающую благодать Святого Духа. А эта благодать дает нам божественную силу бороться с диаволом, со грехом, со всеми страстями, соблюдать спасительные заповеди и быть истинными последователями Христа. Эта благодать дает нам доступ к величайшему таинству св. Евхаристии, в котором истинно-верующие, вкушая Тело и Кровь Христа, делаются едино с Богом по благодати и предвкушают райское блаженство еще на земле. Благодать сия введет нас после смерти в блаженный чертог Христов и будет источником нескончаемой радости в небесном Царствии. Вот какие блага проистекают для нас от Креста Господня. Но это не все, что мы от него получаем. Крест есть наш могущественный помощник в борьбе со всяким злом. Крест есть якорь нашего спасения от всех бед и напастей. Крест есть постоянный и неизменный спутник всех наших молитв к Богу, ибо они сопровождаются крестным знамением. Церковь ублажает Крест, как попрание бесов, умерщвление страстей, утешение в скорбях, как целение недугов и воскрешение мертвых. Крест есть хранитель всей вселенной, слава Ангелов и святых, слава и красота нашей Православной Церкви. И так как через Крестное Древо Господь возвратил нам блаженство рая, то Крест есть райское Древо Жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

На протяжении 1970-х годов в храме проводились восстановительные работы (архитекторы И. Могитич и И. Старосольский), реставрация касалась всей церкви, а также - стенописи. Сейчас этот храм превращен в музейный объект и вместе с известной Дрогобычской церковью св. Юра, входит в состав музейного комплекса " Музей-церковь святого Юра " . Церковь Воздвижения Честного Креста в Дрогобыче считается одной из лучших в стиле галицкого деревянного зодчества и принадлежит к памятникам национального значения. Расстояние до центра города, где находится могучий костел св.Варфоломея - примерно 25 мин пешком. Находясь в Дрогобыче, непременно посетите также село Нагуевичи, где размещена семейная усадьба и музей Ивана Франко. Источник: украинский туристическо-краеведческий портал " Дрымба " На окраине Старого Дрогобыча, за потоком, есть две деревянные церкви - уникальные шедевры украинской деревянной архитектуры. Старшая из них, очевидно, церковь Воздвижения, построенная до 1636 г. Своего первоначального вида она не сохранила. Наибольшие изменения претерпела западная часть, которую отодвинули дальше, чтобы увеличить размеры храма. Но, видимо, хоры остались на старом месте. Однако даже при всех изменениях церковь поражает монументальностью и живописной игрой масс. Широченное опасение охватывает её до Бабинца, а в последнем его сменяет широкое выступление открытого обхода – галереи на хорах. В центре сооружения, из границы крыльев опасания, вырастает четкой призмой крупный объем среднего сруба, увенчанный высоким четырехгранным пирамидальным верхом. С востока к нему примыкает низенький алтарь, подчеркивающий масштаб бани. Над бабинцем возвышается более новая баня, чем нарушается равновесие масс трехдневной одноверхой церкви. Интерьер поражает строгой простотой и размахом внутреннего пространства; этого достигнуто тем, что очень высокая баня имеет как в основной части, так и в перекрытии четкие четырехугольные формы. На стене, разделяющей алтарь, над первоначально низким иконостасом устроен фигурный вырез-арка, через которую видны расписанные стены алтаря. На той же стене, выше выреза, тоже есть росписи, но чуть более поздние.

http://sobory.ru/article/?object=30102

Состав: 1) службы 1–4 гласов (1–392); 2) светильны воскресные и стихиры евангельския (392–399); 3) светильны чрез всю седмицу (399–401); 4) троичны восьми гласов (401 об.–404). 173. Октоих (5–8 гласы), в четвертку, 407 л.л., без начала и конца, полууставом разных почерков XV–XVI в.в., 184 и следующие за ним листы одного письма с листами 288 и других рукописи 172, 1505 г. На полях внизу листов 1–7 приписка скорописью: «Сия книга Октай Вологодского около–городьи (?) от церкви Димитрия Селунского что в Раменье». 174. Октоих (1–4 гласы), в четвертку, 310 л.л., полууставом XV–XVI в.в., в кожаном переплете. На полях внизу листов 1–11 приписка скорописью: «Сия книга Октай первого гласа града Вологды церкви Воздвижения Креста Господня домовая». За службою в пяток вечер 4-го гласа следуют светильны воскресные и евангельския стихиры, а затем светильны на каждый день седмицы. 175. Октоих (1–4 гласы), в лист, 362 л., без конца, полууставом XVI в., с заставкою и разрисованными буквами, в кожаном переплете; некоторые листы подклеены; 2-й лист позднейшаго письма. На полях внизу листов 1–34 приписка скорописью: «Книга Октай Вологодского уезда церкви Воздвиженья честного Креста Господня что в Каменском конце». Состав: 1) службы 1– 4 гласов (1–353); 2) светильны воскресные и стихиры евангельския (353–359 об.); 3) пениа троична их же поем в Великий пост (359 об.–360 об.); 4) светильны чрез всю седмицу, без конца (360 об.–362 об.). 176. Октоих (5–8 гласы), в лист, 370 л.л., полууставом XVI в., с заставкою, в кожаном переплете. На полях внизу листов 2–29 приписка скорописью: « . . га Октай Вологодского уезда церькви Воздвижения честного Креста Господня что в Каменском конце». Состав: 1) службы 5–8 гласов (1–362); 2) светильны воскресные и стихиры евангельские (362 об.–369); 3) троичны 5–8 гласов (369–370 об.); 4) светильны чрез всю седмицу, без конца (370 об.). 177. Октоих (1–4 гласы), в лист, 277 л.л., полууставом XVI в., в кожаном переплете. На полях внизу листов 1–12 приписка скорописью: «Сия книга Октай от церкви великомученика Георгия что на . . . . отобрана на Вологде».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В храме было несколько частиц Животворящего Креста Господня, до 30 частиц мощей, часть главы вмч. Пантелеимона. Имелась собственная библиотека. Планировалось, что келья должна была стать скитом, о чём даже имелись документы, но из-за вмешательства греков это преобразование не совершилось. В 1905 году интенсивно развивавшейся обители о. Пантелеимона довелось пережить гонения со стороны греческих националистов. Группа людей, вооруженных топорами, напали на русскую Крестовоздвиженскую келлию и принялись крушить здания обители, разбивать окна, ломать стены. В результате учиненного побоища 8 русских иноков были ранены и сильно избиты. Причина такого гонения на русских монахов кельи Честного Креста — неисполнение ими приказания ничего не строить на территории обители. Целью же нападения было изгнание русских монахов из обители после того, как они ее восстановили заново из руин и превратили в цветущий сад. В послереволюционный период в Крестовской келлии еще долго теплилась жизнь. Так, в воспоминаниях афонского монаха Макария читаем: «Однажды я гостил несколько дней в Крестовской келлии на Провате, у отца Лота, старца келлии. Келлия отличалась уютностью своих построек и имела маленькую церковку во имя Воздвижения Честнаго и Животворящаго Креста Господня. В отдельном маленьком домике была небольшая, хорошо подобранная библиотека, в которой я и проводил время в книжных занятиях. Моими друзьями были иеросхимонахи: отец Константин, отец Мелитон и отец Филарет». Вл. Маевский, посетивший примерно в то же время Крестовоздвиженскую келлию, тепло вспоминает гостеприимного наместника отца Филарета, заботливых схимонаха Досифея, отца Исайю и сурового хранителя костницы обители отца Мелитона. Осматривал он также хозяйство обители, поддерживаемое трудами неутомимых насельников. Были там тогда и прекрасные виноградники с цистернами для сбора дождевой воды, парники и мастерские. «Хорошо мне всегда во всех русских келлиях. Но все же должен при этом признать, что особенная радость и покой наполняют мою душу, когда я нахожусь в келлии Воздвижения Креста Господня, где живописная природа и чарующие виды сливаются с исключительно симпатичным характером и укладом жизни милейших ее насельников», — вот его благодарный отзыв об этой русской святогорской обители.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=42&iid=281...

По посвящению второго храма в честь Апостола Иакова, к тому времени именовались и два поселения, располагавшиеся близ погоста (кладбища): Яковлевские слобода и слободка с более чем полусотней «непашенных торговых и мастеровых и бобыльских дворов». Среди жителей было распространено кожевенное ремесло. Позднее поселение становится крепостным селом, но продолжает именоваться Яковлевской слободой в память о прежних свободных временах. Жители слобод не были крепостными. В самой сущности слободы можно увидеть еще одно свидетельство о монастыре. Монастырь упоминается и известным краеведом XIX века В. Лествицыным в статье «Часовня близ Яковлевской слободы под Ярославлем». Описанное придание гласит о том, как в середине XIV века, некий костромской помещик, страдавший от тяжкой болезни, проезжал из Костромы в Ярославль. Остановившись на ночлег у Яковлевского монастыря, во сне он увидел исходящим из земли исцеляющий его Святой Крест. Проснувшись, помещик указывает открытое во сне место слугам, сопровождавшим его, и повелевает копать. Крест обретен! Приложившись к нему, болящий получает исцеление от Господа. «Помещик объявил, кому следует о случившемся чудесном излечении, и пожертвовал крест в Яковлевский монастырь, предшествовавший нынешней церкви Яковлевской слободы». В память об этом событии был утвержден Крестный ход в день празднования Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня – 27 сентября по новому стилю. Была сооружена часовня, сначала деревянная, а в начале ХХ века, на средства А. Нефедова, – каменная, освященная 18 октября 1904 года. Внутри часовни, на месте обретения креста, находился колодец. По традиции местные жители, «отправляясь в город на рынок, считали нужным бросить монету в кружку у дверей часовни, а возвращаясь домой, так же отблагодарить Господа за удачную торговлю». После революции здесь был устроен пункт сбора молока. Часовня была снесена в 1930-х годах. Сейчас на ее месте находится продуктовый магазин. Обретенный Чудотворный Образ Честнаго и Животворящего Креста Господня и сейчас – главная святыня Яковлевско-Благовещенского храма. Традиция совершения Крестного хода в день Воздвижения Честного животворящего Креста Господня возобновлена в 2008 году при нынешнем настоятеле протоиерее Георгие Лапшине.

http://sobory.ru/article/?object=11826

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010