В том же 1547 году был впервые упомянут в летописи и Крестовоздвиженский монастырь. Он тогда назывался монастырь Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня, «что на Острове». Предполагают, что в той местности тогда находился небольшой лесок среди полей, и отсюда произошло такое старомосковское название. После пожара церковь отстроили в камне, и стояла она в этом монастыре. В петровское время храм был перестроен из плинфы, как тогда называли кирпич, тогда же Воздвиженкой была названа Смоленская улица. Новую церковь возводили около 20 лет – работам помешал указ Петра о запрещении каменного строительства в Москве, когда все силы и средства должны были быть брошены в Петербург. Интересно, что храм возведенный, «иже под колоколы», был одним из самых последних в городе, построенных в традиции допетровского зодчества – в стиле московского барокко. Впрочем, другие исследователи называют стилем церкви южнорусское (в первую очередь украинское) деревянное зодчество. А в 1848 году арх. П.П.Буренин построил самостоятельную колокольню. В 1812 году монастырь по одним сведениям, почти не пострадал, по другим – пострадал так, что из-за этого и был упразднен. Доподлинно известно то, что он был разграблен захватчиками. В нижней церкви они устроили конюшни, а в алтаре расставили походные кровати для французских солдат. В иконостас вбивали гвозди для сбруи, деревянные части храма вместе с иконами жгли вместо дров. В последних числах августа, накануне вступления Наполеона в Москву, монахи вывезли ризницу в Вологду, засыпали монастырские ворота землей, а имущество спрятали в подпол – там оно и было обнаружено французами. В 1814 году соборную Крестовоздвиженскую церковь обратили в приходскую, а на территории бывшего монастыря построили дома для семейств церковнослужителей кремлевского Успенского собора, заселенные в 1820 году. В Крестовоздвиженском храме были похоронены многие русские государственные деятели – канцлер и руководитель внешней политики России М.И.Воронцов, принимавший участие в дворцовом перевороте, который привел к власти Елизавету Петровну, и много сделавший для Ломоносова; московский генерал-губернатор В.Я.Левашов, занимавший этот пост в годы правления Елизаветы, боярин Стрешнев.

http://pravoslavie.ru/23743.html

Воздвиженская церковь отреставрирована в 1970-74 г.г. В 1973-75 г.г. проведена реставрация живописи. В 2011 г. совершены обширные реставрационные работы по обновлению храмовых куполов обители. В процессе работ по реконструкции выполнено золочение куполов, а также отремонтированы крест и кровля храма в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. 22 марта 2014 г., по завершении внутренних ремонтно-реставрационных работ, длившихся более года, митрополит Черновицкий и Буковинский Онуфрий, Местоблюститель Киевской митрополичьей кафедры, совершил Чин освящения и Божественную литургию в обновленном Крестовоздвиженском храме. http://churchs.kiev.ua Церковь каменная, одноэтажная, снаружи оштукатуренная и окрашенная. Построена в 1700 г., ремонтировалась в 1769 г. Каменная междустенная лестница ведет в Ближние пещеры, где устроены приделы: во имя Антония Печерского, во имя Варлаама Печерского и Введения во храм Пресвятой Богородицы. Под полом церкви закрытые склепы, где погребены митрополиты киевские: Филарет, Арсений, Филофей, Иоанникий, Феогност, Флавиан и Владимир. Главный и два боковых купола образованы световыми барабанами, перекрытыми купольным сводом. Купола завершаются двухъярусными главами барочного рисунка. Входов четыре, из которых один ведет в пещеры. Живопись внутри новейшая, плохая; мозаики нет. Иконостас главного алтаря резной, крашеный, деревянный, с позолотой, в шесть ярусов; царские врата серебряные – 1780 года. В пещерах, в приделе святого Антония, иконостас медный золоченый, в один ярус с фоном; Царские врата серебряные золоченые; одни боковые медные. В приделе святого Варлаама иконостас также медный, золоченый, в один ярус с фоном; врата Царские и одни боковые – медные. Все иконы в иконостасах обоих приделов – живописные на меди. То же и в церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы. Ризница представляет собою самостоятельное, расположенное в саду каменное здание в виде круглой башни; над корридором, ведущим к Ближним пещерам, возвышается каменная, двухъярусная, оштукатуренная и обеленная известью, колокольня. Колоколов восемь; из них главный помечен 1762 г., второй – 1783 г. Колокольня крыта сплюснутым шарообразным 16-гранником.

http://sobory.ru/article/?object=05647

Время шло, было уже около 10 часов; возле церкви собралось довольно много посторонних лиц; приехал священник и скоро начали благовестить; все мы пошли в церковь ; там было уже все готово, все свечи и паникадила зажжены; началось богослужение. Наша церковь маленькая, уютная, молиться в ней очень приятно и легко. Всех предстоящих знаешь и любишь, все совершается тихо и благоговейно; и хорошее пение соединенного хора, и сердечное единодушие молящихся, все располагает к молитве и умилению. Сегодня впервые Н. Н., облеченный в стихарь, говорил проповедь . Он вышел из алтаря радостный, стал у царских врат за аналой, перекрестился и начал: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Дорогие о Христе братья и сестры, благочестивые слушатели и слушательницы! Покойный, незабвенный друг и архипастырь наш Епископ Сергий благословил меня произносить поучения с церковной кафедры и для того облачаться в стихарь. Сегодня в первый раз я пользуюсь этим правом и искренно радуюсь этому. Сегодня большой для нас праздник, подумаем, братья, как нам, христианам, надо праздновать его, чтобы наше празднование не было нам же в суд и во осуждение. Да, братья, и праздники, как и молитва, могут быть нам во спасение, могут быть нам и в суд и во осуждение. Если мы в молитве обращаемся к Господу с чистым сердцем, с любовью к Нему и с искренним желанием принять от Него дары Духа Святого, укрепляющего и возращающего нас в добре, то молитва наша угодна и приятна Богу, и есть великое, святое таинство; напротив, если мы в молитве обращаемся к Господу с надеждою подкупить Его сладкими речами, если в молитве просим одного, а в жизни стремимся к другому, то молитва наша ложь, оскорбление и грубое издевательство над Господом Богом. Точно также и наши празднования могут быть или святыней, освящающей нас, или оскорблением Господу Богу, и таким образом послужить нам во спасение, или в суд и во осуждение. Во всяком празднике, кроме воспоминаемого события, заключается и вечный, на все времена непреходящий смысл, благодаря которому каждому празднованию соответствует и логично вытекающая из него обязанность для тех кто его празднует. Подумаем же, что вытекает для нас из празднования Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Prokopo...

Для квартир причта имеется пять деревянных домов на городской земле, приобретенной вместе с домами на средства церкви. Квартиры эти предназначены для трех священников, диакона и двух псаломщиков. Все члены причта занимают назначенные им квартиры, за исключением одного псаломщика, которому, за неимением помещения для квартиры, ежемесячно выдается из церковных сумм квартирных 15 руб. Кроме того, согласно указу Тобольской духовной консистории от 16 сентября 1882 г. за 5367, старший священник получает из церковных сумм на отопление дома 24 руб. в год, а диакон – 12 руб. Жалования причту не положено, дохода в братскую кружку поступает до 8000 руб. в год. Капиталов в пользу причта в процентных бумагах имеется 8 400 руб. и расчетная книжка сберегательной кассы, проценты получаются 311 руб. Других источников доходности причт не имеет, за исключением ограниченного жалования за преподавание Закона Божия и пения в разных училищах. Указом Тобольской духовной консистории от 25 марта 1889 г. за 2237 определен штатный диакон. Указом Св. Синода от 8 июля 1892 г. при церкви положено состоять второму штатному священнику и второму штатному псаломщику. Указом Св. Синода от 16 марта 1900 г. за 1736 открыты штатные вакансии третьего священника и третьего псаломщика. Указом Св. Синода от 18 августа 1904 г. за 8015 открыта вакансия четвертого священника без права на получение доходов, для замещения таковой управляющим Омского епархиального свечного завода. Справочная книга Омской епархии, составитель Иоанн Голошубин. Омск, типография «Иртыш», 1914 г. Омский собор в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня Омской епархии. Кафедральный собор Омской епархии с 1946 по 1992 год. С инициативой строительства храма в 1858 году выступил генерал-губернатор Западной Сибири и Войсковой Наказной Атаман Сибирского казачьего войска Густав Христианович Гасфорд. Более пяти лет потребовалось на то, чтобы собрать средства и начать строительство. Сбор денег на постройку храма осуществлял святой праведный Стефан Омский. Пожертвования поступали от военных, чиновников, казаков, от жителей не только Омска, но и других городов: Каинска, Томска, Мариинска, Тюмени. Место для строительства храма выбиралось с учетом возможности стать прихожанами церкви жителям двух форштадтов (предместий города). Г. X. Гасфорд предлагал возвести новую церковь в Кадышевском форштадте.

http://sobory.ru/article/?object=00020

До 1917 года в архитектурный ансамбль входили: Крестовоздвиженская церковь (1895 г.), церковно-приходская школа (1890 г.), церковь Петра и Павла (деревянная 1893 г.), церковная ограда с воротами и калитками (1912 г.), дома церковнослужителей (конец XIX в.), церковный кирпичный завод (конец XIX в.). После революции здание храма было разграблено, церковное помещение использовали в качестве тракторной мастерской и кузни, а затем превратили в склад минеральных удобрений. Не обошли стороной и суровые события Великой Отечественной: немецкие снаряды попали в колокольню и полностью разрушили ее. В 1991 г. храм был передан Церкви, настоятелем храма стал только что рукоположенный священник Константин Волков. С этого момента началось восстановление разрушенного храма. И менее чем за 10 нелегких лет из руин он превратился в великолепное церковное сооружение, достояние Истринского края. В декабре 2001 г. Викарий Московской Епархии, Архиепископ Можайский Григорий совершил чин Великого Оовящения храма. По окончании Божественной литургии Владыка Григорий вручил настоятелю храма протоиерею Константину медаль преподобного Сергия Радонежского I степени. Особое место в современной истории храма занимает история местночтимой блаженной Александры (Сашеньки). Ее могила с большим деревянным крестом находится внутри церковной ограды, около алтарной части храма. Эта подвижница, глубоко почитаемая местными жителями, жила в конце XIX - нач. XX в. и прославилась тем, что исцеляла физические недуги и душевные расстройства, духом прозревала как будущие события, так и те, которые происходили далеко от нее. http://www.blagoistr.ru/hram_darna.html Существовавшая ранее церковь Воздвижения честного Креста Господня в селе Дарне (Дорне). Село Дорна, на речке Доренке, в XVI ст. Московского уезда Сурожского стана принадлежало Ивану Ивановичу Полеву: в 1584 г. пустошь, находившаяся «в порожих землях на оброке у Левонтия Курчаного», потом во владении жены Истомы Корташова Степаниды Юрьевны дочери Тутолмина; в 1613 г. деревня Дорна была продана в вотчину Федору Чебетову; в 1623 г. в деревне «2 двора крестьянских и 2 двора бобыльских, а в них 4 человека. В 1646 г. деревня Дорна принадлежала князю Степану Никитичу Шеховскому и Афанасию Боборыкину, а в ней 11 человек крестьян, живших в 8 дворах.

http://sobory.ru/article/?object=01850

Крестовоздвиженская церковь заложена в 1865 г. 11 июня, а отстроена в 1870 г. омским купцом из крещеных киргиз Григорием Петровичем Андреевым и его женою Вассою Петровной на их капитал при небольшой помощи благотворителей. Зданием каменная, одноэтажная, с двухъярусной, в одной связи, колокольнею; не особенно прочная. Комиссия, бывшая 10 июня 1893 г. во главе с областным архитектором, нашла, что стены, своды и прочие части здания давно уже находятся в равновесии и замечено некоторое понижение в куполе. Кругом церкви каменная ограда с деревянною решеткою. Престолов два: главный – в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, а другой – в честь Божией Матери «Утоли моя печали». Первый освящен 22 сентября 1870 г., а второй – 12 февраля 1896 г. Особо чтимых икон в церкви нет. Капиталов церковных в процентных бумагах и по книжке сберегательной кассы имеется 2658 руб. 96 коп., процентов по ним получается 146 руб. 28 коп. в год. Никаких зданий, приносящих доход церкви и причту не имеется. Земельных участков в пользу причта или церкви нет. Часовен и молитвенных домов в приходе нет. Журнальным постановлением Омской духовной консистории 1905 г. за 976 к сей церкви временно приписана домовая церковь при Покровской профессиональной школе. Православных прихожан разных званий и сословий при сей церкви числится муж. пола 3150 душ и жен. пола 3357 душ. Приписных сел и деревень в приходе нет. В течение года в приходе бывает до 903 крещений, до …98 браков и до 572 погребений. Церковно-приходского попечительства нет. При церкви есть церковно-приходская школа для девочек, открытая в 1891 г., помещается в собственном деревянном здании и содержится на средства церкви, Св. Синода и местного городского общества. Обучается в ней средним числом 80 девочек. Две учительницы получают по 300 руб. в год из сумм, отпускаемых Св. Синодом в распоряжение Омского Епархиального Училищного совета. Кроме того, в пределах прихода сей церкви есть пять приходских училищ, ветеринарная фельдшерская школа и женская Воскресенская школа, открытая «Обществом Попечения о начальном образовании».

http://sobory.ru/article/?object=00020

По материалам информационного портала г. Конаково http://www.konakovo.org/cerkov.php Взамен двух сгоревших деревянных церквей в селе Новом (ныне Свердлово), освящённых в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, в 1800 году возвели каменный храм. История не донесла до нас подробности этого строительства, а также имена архитекторов, живописцев и богомазов. Беря во внимание традиции того времени, можно с полной уверенностью сказать, что и проектировали, и строили, и расписывали храм простые люди, а деньги давали местные помещики, промышленники и торговцы. Некоторые исследователи называют среди возможных авторов проекта крепостных графа Н.П. Шереметева - Миронова и Дикушина. Однако никаких документальных подтверждений этому обнаружить не удалось. Называются также фамилии жителей села Нового, пожертвовавших личные средства на строительство храма, это некие Павел Шувалов, Антон Прорехин, Павел Бурдаков и другие. А вот деньги немалые, наверняка дал и тогдашний владелец села граф Н.П. Шереметев, слывший чрезвычайно состоятельным человеком. По документам, обнаруженным московским краеведом и исследователем Дмитрием Рубцовым, автором книги " Клинский уезд по документам XV-XVIII веков " (Издательство " Христианская жизнь " , Клин, 2009), видно, что изначально церковь в селе Новом была освящена во имя Иоанна Богослова и лишь спустя какое-то время, стала именоваться Крестовоздвиженской. В одном из документов, датированном 1624 годом, имееется следующая запись: " Село Новое на реке, на Волге, а в селе церковь во имя Иоанна Богослова, деревянна, клецки, а в церкви Божия милосердия образы и свечи, и книги, и ризы, и всякое. Строение мирское приходных людей. Да в селе двор, поп Борис Андреев... " По некоторым сведениям, упоминаемая церковь Иоанна Богослова находилась в северной части Нового на самом берегу Волги, и когда на новом месте, южнее села, в середине XVII века поставили первую деревянную Крестовоздвиженскую церковь, то старую спустя какое-то время просто разобрали.

http://sobory.ru/article/?object=02936

По предложению священника Александра Рогова, 9 июня 1887 г. крестьянами села Чухлом был вырублен лес за речкой Старой Визингой, что напротив часовни. Планировалось ежегодно расширять и чистить вырубку для сенных покосов. Полученная от продажи сена плата поступала в церковную казну. Пожня называлась Васильевской. Был в приходе благочестивый обычай, издревле установленный: через год 29 июня приносить чудотворную икону свт. Стефана Епископа Пермского из Вотчинского Богородского прихода, для совершения молебнов по домам и полям крестьян. Крестные ходы совершались 7 раз в год: в Неделю Всех Святых; 27-го июля в день вмч. Пантелеимона к кресту на расстоянии 2-х верст от церкви; в день Вознесения Господня к кресту в д. Нагорной, сооруженному жителями той деревни в честь Вознесения Господня; в день Св. Троицы в д. Подгорной и 16 августа в часовню в честь Нерукотворного Образа Спаса в д. Старый Чухлом; 8 июля в одной половине села и 20 июля в другой половине по крестам, домам и полям жителей. Источник: Православные приходы и монастыри Севера Современное местоположение: с. Чухлом, Сысольский р., Республика Коми. Историческое местоположение: Усть-Сысольский уезд, Вологодская губерния. Первоначально Чухломская церковь была приписной к Межадорской церкви. Церковь построена в 1863 г. и освящена 28 июня 1865 г. благочинным, священником Ибской Вознесенской церкви Георгием Поповым. Холодная, одноэтажная, деревянная, с теплым приделом. Придел освящен 7 декабря 1866 года. Престолы: в холодной церкви - в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня; в теплом храме - во имя Святителя Василия Великого. По ходатайству местного причта вследствие малопоместительности теплого придельного храма указом Великоустюжского духовного правления от 1 мая 1899 года за разрешено было холодный храм переделать в теплый, и в октябре 1899 г. были устроены две печки: одна в алтаре и другая в храме. 15 ноября 1890 г. начался сбор средств хлебом и деньгами, на постройку каменной церкви. По ходатайству священника Александра Рогова, для поддержания существовавшей церкви и для увеличения капитала для постройки новой каменной, прихожане приговором от 15 ноября 1890 г.

http://sobory.ru/article/?object=15143

После 1689 года, когда жители монастырской слободки были взяты в посад, встал вопрос о построении своего приходского храма. В это время и появляется здесь Благовещенская церковь. Впервые о ней упоминается в 1697 году. Простояла она не долго. В делах Астраханской Духовной Консистории под 1720 годом имеется известие, что в этом году «за Белым городом, за Вознесенскими воротами волею Божиею сгорела деревянная церковь во имя Благовещения Богородицы, при коей было 110 приходских дворов». На этом же месте по благословению епископа Астраханского Иоакима из стоявшей рядом ветхой деревянной часовенки была построена церковь во имя Святителя Иоанна Златоуста. Но она была очень мала и тесна для своих прихожан. Тогда известный астраханский купец Тихон Демидович Лошкарёв вызвался построить новый каменный храм на свои средства. Строительство было закончено к 1734 году. 29 сентября астраханский епископ Иларион освятил храм в честь Воздвижения Честного Креста Господня. Храм сразу же занял подобающее ему место в ряду других астраханских церквей: и по величине, и по своему убранству. В 1757 году вдова астраханского купца Ильи Тихоновича Лошкарёва Анна Устиновна по обету, данному ею, пристроила к Крестовоздвиженской церкви каменный придел в честь Святых Богоотец Иоакима и Анны. Этот придел был освящён 9 сентября 1757 года архимандритом Спасского монастыря Мефодием. В 1802 году некоторые усердные прихожане храма выразили его настоятелю протопопу Афанасию Алексееву своё желание пристроить на свои средства в церковной трапезе ещё два придельных храма. 3 июня 1702 года было дано на то разрешение от астраханского архиепископа Платона (Любарского). В короткий срок работы были окончены и приделы освящены: левый – в честь Великомученика Иакова Персиянина, а правый – в честь Великомученицы Варвары, 27 сентября того же года. В 60-х годах XIX столетия в храме произошла значительная перестройка. Боковые приделы были вынесены из трапезы храма и поставлены в один ряд с центральным алтарём. Последовало переименование самих приделов: левый был освящён в честь Великомученицы Варвары, а правый – в честь Святителя Тихона Задонского, торжественное прославление которого произошло в 1861 году.

http://sobory.ru/article/?object=41495

Работа велась столь чётко, что уже к морозам стены поднялись на пять метров. С южной стороны была выложена дата начала работ «1906год». С наступлением морозов занялись другими работами: пилили доски, обжигали отформованный кирпич — сырец, а готовый отвозили к стенам храма. Основные каменные работы и выкладка сводов продолжались до осени 1910 года. С этого момента начались внутренние работы. Изготовление иконостаса занялась крупная иконописная мастерская М. Ф. Юрьева из города Козлов. Иконостас, вырезанный из липы, впечатляет и сейчас, несмотря на то, что от его великолепия осталась одна треть: утеряно огромное количество резных элементов. Не сохранились и иконы. Купола были покрыты очень качественным, оцинкованным железом, закупленным на заводах князя С. Е. Львова в городе Пермь. Оно простояло почти 80 лет. Перерубы и доски пола были изготовлены из местного материала. Они и сейчас служат верой и правдой и впечатляют своими размерами! Весной 1913 года было поднято 8 колоколов, самый большой из которых массой в 59 пудов (944 кг). Готовясь служить и зимой, налаживали сооруженные в подвале по образцам проектов инженера Амосова калориферы. Освящение храма состоялось осенью 1914 года на праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. Одновременно со строительством храма возводилось каменное здание школы на две классные комнаты и квартиры для учителей, которое сохранилось и ныне, но долгое время использовалось не по назначению. В послереволюционные годы, когда происходило изъятие церковной утвари и ценностей, храм сильно не пострадал, так как здесь не было обилия ценных предметов. Но колокола исчезли. В 1937 году арестовали настоятеля храма о. Сергия (Попова) и приговорили к 8-ми годам лагерей. Второго священника о. Алексея (Ефремова) приговорили к расстрелу. Регента Владимира Короткова приговорили к расстрелу. А также 9 благочестивых жительниц села монахинь и послушниц. Все они были осуждены по 58 статье (за контрреволюционную деятельность) и проходили по сфабрикованному властями «делу протоиерея Сергия Попова». В 1937 году служба в храме прекратилась.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Воздвижен...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010