Что это за покой, который Господь обещает смиренным? Это покой от грехов, покой от страстей, это Божественная радость, райское блаженство небесного Царства Христова. Этого-то покоя св. Церковь молитвенно испрашивает всем усопшим православным христианам в своих заупокойных богослужениях, говоря: «Покой, Господи, душу усопшего раба Твоего», или, «Покой, Господи, душу усопшия рабы Твоем», или «Со святыми упокой». Но как же Господь дарует нам покой от всех скорбей и несчастий, когда мы не смиряемся? О, если бы мы все поняли самую истинную и высшую философию Креста Господня – смирение Христово. Недаром великий св. отец Церкви прп. Макарий Египетский говорит, что смирение есть сущность всего христианства. И не только понять умом мы должны спасительную для нас философию, но должны усвоить ее и всем сердцем, и всем существом, и всею своею жизнью. Тогда Господь сделает так, что все блага Креста Господня будут нашим достоянием. Тогда Господь не лишит нас и Своей Божественной радости испытывать в нашей жизни силу креста и крестного знамения в борьбе со грехом, страстями и всякими несчастиями. Эту силу крестную Господь проявлял, и не раз, в великих чудесах еще, в Ветхом Завете через Своих праведников. Так, великий вождь израильского народа пророк Моисей осенил крестообразно своим жезлом Чермное море и совершил величайшее чудо: вода расступилась, и еврейский народ прошел по дну морскому, как по сухому пути, на что египтяне с фараоном, покусившись, погибли в волнах сего моря. Нельзя пересчитать всех чудес от креста и крестного знамения в жизни новозаветного избранного народа. И все мы из жизнеописания св. Иоанн Богослова знаем, как один добрый христианин впал в нищету, не мог уплатить своих долгов и потому хотел наложить на себя руки. С этою целью он неоднократно ходил к еврею волхву брать у него яд. Но каждый раз по возвращении домой, прежде чем выпить чашу с ядом, он осенял ее крестным знамением, а потом пил яд. И сила крестного знамения сохранила его живым и невредимым. Когда об этом узнал волхв еврей, то его объял священный ужас, он пришел к великому ап. Иоанну Богослову, отрекся от язычества, принял христианство и крестился. А бедному христианину св. ап. Иоанн повелел принести пук сена, осенил это сено крестным знамением, превратил его в груду золота и отдал бедному христианину для уплаты долгов и на его содержание.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

В настоящей паремии рассказывается об одном из многочисленных чудесных событий в жизни еврейского народа по выходе его из Египта. Долголетнее рабство в Египте не могло воспитать в евреях мужества, стойкости в борьбе с различными невзгодами на пути к достижению земли обетованной. Едва не доставало им чего-либо (воды, пищи) или возникала какая-либо опасность, – они тотчас начинали роптать на Моисея, своего вождя, и через то на Самого Бога. Так было и у Мерры, когда у евреев не оказалось воды. Господь, постепенно воспитывая Свой освобожденный из рабства народ, и теперь, дав испытать народу еврейскому горечь и тяжесть лишения воды, показал ему сладость Своей милости, радость чудесного утоления жажды. Не то ли Господь сделал и для всего человечества, силой Креста Христова уничтожив горечь смерти («пожерта бысть до конца смерть») (стих, на хвалит.), отравлявшую жизнь людей, как тогда «древом услади горечь вод Мерры прообразующее Креста действо» (канон, песнь 9, троп. 1). «Горесть древле ослаждая Моисея, избави Израиля, образом Крест прописуя» (стих, на вечерне). Блаж. Феодорит говорит: «древом горькая вода преложена в сладкую. Ибо сим предызображается наше спасение: спасительное древо Креста усладило горькое море язычников» – услаждена горькая жизнь язычников. И ныне от Креста Христова истекающая сладость и утешение услаждает христиан в их горестях и скорбях, в их странствовании в этой временной жизни, в их борьбе со своими страстями и опасностями на пути в Обето Крест Господень, и вернии... вземлют исцеления души же и тела, и всякия болезни» (стих. на хвалит.). II. Притчи 3:1–18 Сыне, не пренебрегай наказания Господня, ниже ослабевай от Него обличаемый. Егоже бо любит Гоподь, наказует: биет же всякаго сына, егоже приемлет. Блажен человек, иже обрете премудрость, и смертен, иже уведе разум. Лучше бо сию куповати, нежели злата и сребра сокровища. Честнейшая же есть камений многценных, не сопротивляется ей ничтоже лукавое, благразумна есть всем любящим ю: всякое же честное недстойно ея есть. Долгота бо жития и лета жизни в деснице ея. В шуйце же ея богатство и слава: из уст ея исходит правда, закон же и милость на языце носит. Путие ея – путие добры, и вся стези ея с миром; древо живота есть всем держащимся ея, и восклоняющимся на ню, яко на Господа, тверда.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

Так, после дня Рождества Богородицы (8 сентября) совершается праздник в честь святых и праведных Богоотец Иоакима и Анны; после Рождества христова (25 декабря) празднуется Собор Богородицы; после Крещения Господня (6 января) празднуется Собор святого Пророка Предтечи и Крестителя Иоанна; после Сретения Господня (2 февраля) совершается память святого праведного Симеона Богоприимца и Анны пророчицы; после Благовещения Богородицы (25 марта) празднуется Собор Архистратига Гавриила, в последованиях Минеи на эти числа находятся песнопения сих праздников. Вместе же с этими песнопениями или, когда после праздника Господнего и Богородичного нет таких воспоминаний, вместе с песнопениями святому в дни попразднства, в Минее Месячной находятся песни собственно попразднственные, которые воспоминают и прославляют бывшее событие праздника. Дней попразднетвенных и последований Минеи, заключающих в себе песни попразднства, бывает неодинаковое число после праздников. 14 сентября – великий праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. Этот праздник совершается в память двух событий: во-первых, обретения Животворящего Креста; во-вторых, возвращения его от персов. Обретение Животворящего Креста было в IV в., в 326 году. Императрица св. Елена, мать императора Константина Великого , пожелала отыскать крест, на котором был распят Господь. Она отправилась в Палестину, в Иерусалим; от одного еврея Иуды узнала, что крест был зарыт в земле на том месте, где было капище Венеры. По разрытии земли нашли три креста. Чтобы узнать, на котором из них был распят Господь (ибо надпись от креста Господня отпала), попеременно возлагали кресты на умершего, которого несли для погребения. Два креста не произвели никакого действия, а когда положили третий крест, мертвый воскрес. Это чудо ясно указало на Животворящий Крест Господень, с чувством благоговения народ повергался перед Крестом, желал его лобызать. Но от стечения народа многие не могли его видеть. Тогда Иерусалимский патриарх Макарий взошел на возвышенное место и воздвигнул Крест таким образом, что народ мог его видеть.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

13 сентября – память обновления святого храма Воскресения Христова в Иерусалиме на Голгофе; 23 сентября – праздник Зачатия честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, 2 июля – праздник Положения честныя ризы Пресвятыя Богородицы во Влахерне; 1 августа – Происхождение честных древ Честнаго и Животворящаго Креста Господня. Эта служба соединена со службой свв. мученикам Маккавеям. Где в этот день отмечается храмовой праздник, то положено совершать особую службу «Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице Марии» с величанием. «Происхождение» иначе вынос Животворящего Креста Господня, который совершался в Константинополе из императорских покоев в церковь Св. Софии. При этом совершаемо было и водоосвящение. Праздник Всемилостивому Спасу совершается в память двух побед: константинопольского имп. Мануила над сарацинами и вел. кн. Андрея Боголюбского над волжскими болгарами, которые совпали в один и тот же день 1 августа 1164 года. Оба государя видели с войсками своими светлые лучи, исходившие от взятых на войну икон Спасителя и Богоматери. В день 1 августа как бы предначинается празднование Животворящему Кресту: с этого дня и до отдания Воздвижения поется на всех праздничных утренях катавасия: «Крест начертав Моисей». После Великого славословия выносится крест на середину храма и бывает поклонение ему с пением: «Кресту Твоему покланяемся Владыко», подобно тому, как в неделю Крестопоклонную и в праздник Воздвижения. Обыкновенно после литургии совершается малое освящение воды. Крест остается на середине храма до вечерни следующего дня 2 августа: после отпуста вечерни он торжественно, при пении тропаря и кондака, вносится снова в алтарь. С 1-го августа начинается Успенский пост, так что 31 июля бывает мясопуст, или заговены. Если 31 июля придется в постный день среду или пяток, – заговены бывают 30 июля. 16 августа – праздник Перенесения Нерукотворенного Образа Господа нашего Иисуса Христа, рекше Святого Убруса, от Эдесса в Константинополь град. Это перенесение было в 944 г. Авгарь, царь Эдесский, будучи болен послал Ананию к Господу Иисусу Христу с письмом, в котором просил Господа придти к нему и исцелить его. Авгарь поручил также Анании, бывшему живописцем, написать изображение лика Христова. Но последнему это не удавалось. Тогда Господь отер лицо Свое полотенцем, или убрусом, и на нем чудесно отобразился Его Божественный Лик. Помолившись перед этим чудесным изображением, Авгарь исцелился. В царствование имп. Константина Багрянородного этот Нерукотворенный Образ был перенесен в Константинополь, в память чего и был установлен праздник 16 августа.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Арка Святых врат была отреставрирована в 2008 году. Первое упоминание о саратовском Крестовоздвиженском монастыре относится к 1680 году. Организован он был при одноимённой церкви у Старособорной площади, которая была построена не более чем за пять лет до указанной даты, в первые годы возведения нового правобережного Саратова. В 1762 году была освящена монастырская церковь Параскевы Пятницы, каменная, тёплая, однако к началу XIX века после пожара и без того бедный монастырь был закрыт и обращён в приход. 30 ноября (12 декабря) 1829 года был издан указ о восстановлении монастыря на его историческом месте. Основными мотивами были отсутствие женского монастыря в городе, что затрудняло отправку осуждённых преступниц на покаяние и, также, не давало Православной церкви эффективного средства борьбы с распространением старообрядчества. В монастырский комплекс вновь вошли однопричтовые храмы Воздвижения Животворящего Креста Господня (освящён в 1740 году с двумя приделами, строился на средства капитана В. Я. Суровцева) и мученицы Параскевы. В 1857 году в больничном корпусе была освящена третья церковь во имя святых Иакова и Пелагеи. При монастыре имелись садовые участки на реке Гуселке, швейная и иконописная мастерские. В 1903 году Параскевинскую церковь заменила новая во имя святителя Николая Чудотворца с приделом святой великомученицы Параскевы, построенная на средства вдовы саратовского купца А. И. Семидетновой (строительство велось четыре года по проекту гражданского инженера Ю. Н. Терликова). В предреволюционные годы в Крестовоздвиженском монастыре насчитывалось 185 штатных и нештатных монахинь, 17 послушниц и временно проживающих, 351 человек. В 1919 году монастырь был ликвидирован новыми властями с передачей всех построек горфонду. Монашеская община сохранялась, однако была в 1927 году разогнана. В 1934–1939 годах были разрушены обе церкви, жилые и хозяйственные постройки были снесены в 1980-е годы при строительстве гостиницы " Словакия " . В настоящее время из ограды бывшего монастыря сохранились лишь святые ворота. В июле 2008 года Епископ Саратовский и Вольский Лонгин освятил икону святителя Николая Чудотворца в обновленной после ремонта арке. Летом 2006 года в частично сохранившемся монастырском помещении была освящена церковь с престолом во имя Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня.

http://sobory.ru/article/?object=15576

Благодаря большому приходу и благотворителям церковь сумела к концу века скопить капитал в 10–12 тысяч рублей, да и ежегодный доход ее составлял 600–700 рублей. Появилась возможность заменить ветхий деревянный храм каменным. «Не дожидаясь того времени, — писали в 1892 г. священник Василий Лавров и церковный староста крестьянин д. Луканово Козьма Лопухов митрополиту Леонтию, — когда церковь потребует или капитального ремонта, или будет грозить падением, мы на общеприходском сходе решили позаботиться об устройстве нового каменного храма, для чего устроили церковный кирпичный завод. В настоящее время, когда часть материала на предполагаемую постройку заготовлена, мы осмеливаемся… просить разрешить нам постройку нового каменного храма по прилагаемому плану, начертанному архитектором А. Красильниковым». Резолюция митрополита на этом прошении была положительной: «Бог благословит!». Новую церковь решили построить трехпрестольную с главным престолом во имя Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня и двумя приделами, южным во имя святителя Николая и северным во имя великомученика Димитрия Солунского. По решению сельского схода под строительство храма в центре села на возвышенном месте было выделено 600 кв. сажен общественной земли, а находившиеся на ней нежилые строения были снесены. Несколько позже по докладу обер-прокурора Святейшего Синода К. Победоносцева Николай II «соизволил на укрепление за Крестовоздвиженской церковью с. Юсупова участка земли, жертвуемой обществом крестьян». Руководила строительством комиссия в составе благочинного, священника, церковного старосты и двух прихожан. Вместе с церковью в одной связи строилась и трехъярусная колокольня. Церковь в селе Юсупово строилась в течение шести лет с 1897 по 1903 год, а завершалось строительство уже при священнике Николае Михайловиче Сироткине, переведенном в село в 1902 г. Храм расположен на краю села на вершине невысокого холма, вблизи протекающей речки Злодейки (Опоки). В нижнем ярусе церкви все оконные проемы и порталы с полуциркульной перемычкой, украшены наличниками.

http://sobory.ru/article/?object=02623

В 1732 г. новый деревянный храм уже построили, а 14 октября 1733 г. эта церковь была освящена во имя обновления храма Воскресения Христова протопопом Владимирского Успенского собора Яковом Головашкиным. Спустя почти 60 лет после этого события обветшавшая деревянная церковь села Коверино по усердию прихожан была заменена на новый каменный храм. В числе наиболее значительных жертвователей на создание каменной церкви можно назвать гвардии капитан-поручика князя Егора Александровича Вяземского, сына вышеупомянутого храмоздателя. Престолов в каменной церкви села Коверино было 3: в холодном, летнем храме в честь Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня и в теплых приделах в честь Боголюбивой Божией Матери и во имя Св. великомученика Георгия Победоносца. При церкви значилось усадебной земли 1500 кв. сажен, пахотной 30 десятин и сенокосной 3 десятины. Всего же при селе Коверино числилось по межевым планам 703 десятины пахотной земли - песчаной, а по местам и каменистой. Коверино являлось очень крупным селением для своего времени. К 1873 г. там проживало 1227 человек, в 1904-м 892 жителя в 111 дворах. Скотоводство крестьян оставалось очень скудным. В 1878 г. в Коверино насчитывалось: всего 80 лошадей, 100 коров и примерно такое же количество овец. Крайний недостаток испытывали коверинцы и в лесе - как строевом, так и дровяном, который они были вынуждены покупать в соседнем Ковровском уезде. Из числа священников Крестовоздвиженской церкви села Коверино известны следующие: Петр Бабаевский (с 1770-х гг.; Амнемподист Зверев (1834-1854 гг.); Василий Миловидов (1854-1893 гг.); Василий Вельский (1893-1897 гг.); Павел Покровский (1897 г.); Иван Ганимедов (с 1897 г.). В 1873 г. Крестовоздвиженская церковь была приписана к соседнему Успенскому храму погоста Семиновой Горы. К 1893 г. самостоятельный Коверинский приход был восстановлен. В приходе Коверинской церкви состояли деревни Кирюшино и Остров. Деревня Кирюшино принадлежала князьям Вяземским, как и село Коверино. В 1904 г. в этой деревне проживало 387 человек в 56 дворах. Деревня Остров находилась в Ковровском уезде, в 1904 г. там проживало 170 человек в 30 дворах. Обе эти деревни существуют и по сей день. 

http://sobory.ru/article/?object=02492

В 1907 году в проект уже строящейся церкви вносятся незначительные поправки: приземистую звонницу было решено заменить высокой колокольней и возвести дополнительную главку над алтарем. Исправления были одобрены в строительном отделе. В 1914 году возведение церкви было завершено, 31 марта был освящен алтарь. Священником храма стал настоятель общины Иоанн Карпович Исаичев, рукоположенный 22 февраля 1899 года старообрядческим епископом Саратовским и Астраханским Паисием. Дом священника находился рядом с церковью и выходил на Дворянскую улицу. И.К. Исаичев родился в селе Сосновая Маза в 1870 году. Обучался на дому церковному пению и чтению. Переехав в Хвалынск, он возглавил благочиние, состоящее из 12 сёл уезда. Сделал немало и для организации хора и для появления частной школы чтения и пения, действующей обычно во время каникул; преподавали в ней старухи-мастерицы. После постройки нового храма школа была переведена в старый молельный дом. Вторым священником был также уроженец села Сосновая Маза Григорий Неклюдов, рукоположенный епископом Паисием в 1893 году. После революции Хвалынск покидает большая часть купечества, дворянства, интеллигенции. В 1918 году из города уезжает Н.М. Михайлов, ставший к тому времени городским головой. Но в списках верующих — прихожан Покровской церкви — за 1924 год значится имя его жены Лидии Павловны Михайловой. Можно только представить, каким мужеством должен был обладать человек, лишённый практически всего имущества и рисковавший в любое время угодить в тюрьму. Судьба этой женщины, как и всего рода Кузьминых-Михайловых, неизвестна. В годы советской власти их семейные склепы на старообрядческом кладбище были разграблены и уничтожены: сохранилась пара вросших в землю надгробных камней. Плодами же их праведных дел хвалынцы пользуются до сих пор. С 17 октября 1922 года священником в церкви служил Иван Миронович Морозов. Весной 1931 года Покровская церковь была закрыта. Позже были снесены колокольня и купола. Здание церкви стало использоваться под склад консервного комбината. Во время войны в храме стали проходить тайные службы, и только в 1946 году здание было официально передано православной общине города и переосвящено в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. Первым священником вновь открывшейся церкви стал Федор Яковлевич Волков, перебравшийся в Хвалынск в голодные годы из Петровска. В Крестовоздвиженской церкви он прослужил всего 4 года, но за это время завоевал уважение и авторитет у жителей города. В 1950 году он вернулся в Петровск, а потом был переведен в Сталинград, где и умер в 1969 году.

http://sobory.ru/article/?object=12864

В 1918 г. имение А. было национализировано, в усадебном доме вначале располагалась коммуна, затем жили беженцы из Белоруссии, позже располагалась больница. От прежней усадьбы сохранились каменный усадебный дом (пустует), каменная теплая церковь (в нем располагается школа), каменная сторожка (в ней магазин), Вознесенская церковь (в полуразрушенном состоянии), здание церковно-приходской школы (в нем школьный интернат). Сохранились остатки некогда большого парка и озера. Село А. известно и как родина первого русского авиатора М.Н. Ефимова (см.). В настоящее время в селе А. – основная школа, детский сад, больница сестринского ухода, медпункт, отделение связи, магазин, столовая, ПП МК «Роса». Лит.: Руммель В.В., Голубцов В.В. Родословный сборник русских дворянских фамилий. – СПб, 1886-1887; Смоленская старина, вып.3,ч.2. – Смоленск, 1916. Е.В. Евдокимова, А.Я. Трофимов В селе Аполье два храма, оба каменные; один из них холодный, в честь Воздвижения Честного Креста Господня, устроен в 1753 г. князем Иваном Андреевичем Друцким-Соколинским; второй храм теплый, устроен в 1880 г. из каменного дома на средства прихожан. Особенно чтимая икона — «Балыкинской Божией Матери». Прихожан при церкви 1369 душ муж. пола и 1432 души жен. пола; расстоянием селения числом 29 - до 9 верст. Земли церковной 55 дес., из них усадебной 5 дес., пахотной 32 дес., сенокосной 15 дес. Церковного капитала 5200 руб., капитала причтового 4000 руб. Священнику положено жалование 144 руб., псаломщику 36 руб. Священник Иоанн Лукич Головкин, священник с 1874 г., имеет камилавку с 1897 г. Диакон Петр Нечаев в сане диакона с 1885 г. Псаломщик Иван Синявский, в должности с 1887 г. В селе церковно-приходская школа. «Адрес-календарь Смоленской епархии с историческими и церковно-практическими указаниями», г. Смоленск. Паровая типо-лит. Я.Н. Подземского, 1897 г. В 1745 году князь Иван Друцкий-Соколинский подал прошение о строительстве в своей усадьбе каменного храма. Через три года его сын уже попросил освятить храм, однако просьба по каким-то причинам оказалась неуслышанной. Долгожданное событие произошло только в 1761 году.

http://sobory.ru/article/?object=13084

В советское время церковь великомученика Никиты закрыли в 1937 г. Правда, она не подверглась разрушению и в 1953 г. была вновь открыта. В 1957 г. церковь горела. Верхняя часть храма погибла в огне, нижняя осталась цела. В 1961 г. церковь восстановили, правда, в упрощенных формах. Поэтому на снимках 40-х г.г. эта церковь отличается от той, какой мы её видим сегодня. В первоначальном варианте она имела высокую колокольню и большой главный купол. Из ведомости о церкви Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня в селе Крестовоздвиженском при деревне Дубровке Богородского уезда Богородского благочиния за 1897 год: «…обитель строилась с весны 1872 года 15 лет усердием прихожан Богородского уезда Павловского Посада купцов братьев Николая, Лаврентия и Никиты Брашниных на собственные их средства (с середины XIX века в деревне Дубровке существовало шелкоткацкое производство купца П.В. Брашнина, а в начале XX века в ней располагались две фабрики братьев Брашниных). Здание каменное, теплое, колокольня каменная. Утварью, ризницей, святыми иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно. При церкви существовали приют и церковно-приходская школа. Согласно указу Московской Духовной Консистории, первоначальное посвящение приделов таково: главный – во имя Святой Живоначальной Троицы, боковые – во имя св. благоверного князя Александра Невского и св. Марии Магдалины. При освящении один из приделов стал Крестовоздвиженским, поскольку такое посвящение носила старая деревянная Дубровская церковь». В 1929 г. храм закрыли. Колокольню и купола разрушили. В здании разместили авиамоторный клуб, во время войны — госпиталь, после войны — ремесленное училище, преобразованное в ПТУ В 1984 г. здание храма реконструировали, сделав двухэтажным. К нему вплотную пристроили новые здания и впоследствии в них разместили батальон МВД. В 2001 г. церковь была возвращена Русской Православной Церкви. Источник: сайт прихода . Первая деревянная церковь была поставлена здесь в 1862 году трудами статского советника Константина Пахомовича Ильина. История прихода в Дубровке-Крестовоздвиженском тесно связана с семьей купцов Брашниных – храмоздателей, меценатов и поборников народного просвещения.

http://sobory.ru/article/?object=09380

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010