Как Моисей вознес змея в пустыне, так подобает вознестись и Сыну Человеческому, чтобы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Не послал Бог Сына Своего, чтобы Он судил мир, по чтобы мир был спасен через Него. О, великое благочестия дело: смерть умерла, когда на древе умерла Жизнь! Аллилуиа. Спаси нас, Христе Спаситель, силою Креста. Спасший Петра на море, помилуй нас. Вот Крест Господень – убегайте, противники; победит лев от колена Иуды, корень Давида. Аллилуиа. Нам же должно хвалиться о Кресте Господа нашего Иисуса Христа. Знамением Креста от врагов наших освободи нас, Боже наш. Поклоняемся Тебе, Христе, и благодарим Тебя, ибо Крестом Твоим Ты искупил мир. Вся земля да поклонится Тебе и поет Тебе. Псалом да скажет имени Твоему, Господи! О, Крест досточтимый, который принес спасение несчастным! Какие я принесу тебе похвалы, ибо ты предготовал нам небесную жизнь. О, победа Креста и удивительное знамение, сподоби нас в небесном судилище (curia) получить триумф. Осуждается мучение убийственной смерти, когда на Кресте Христос уничтожил наши узы прегрешений. Царь возносится на высоту, когда знаменитый трофей Креста получает поклонение от всех христиан во веки. Поклоняемся Тебе, Христе, и благословляем Тебя, ибо Крестом Твоим Ты искупил мир. Через древо мы сделались рабами и через святой Крест мы стали свободными; плод древа обольстил нас, Сын Божий искупил нас. Спаситель мира, спаси нас. Ты, Который искупил нас Крестом и своею кровью, помоги нам, преклонив колена, умоляем Тебя, Боже наш. Молитвы Боже, радующий нас годичными торжествами, в сегодняшний день Воздвижения св. Креста подай, молимся, чтобы, как мы познали на земле тайну его, так и на небе заслужили награду его искупления. Через Того же Господа нашего. Псалмы Вместо рядовых: на 1-й и 2-й вечерне 109, 110, 111, 116. На утрене 1–4, 10, 20. На Литургии Входное: «Нам же надобно хвалиться Крестом Господа нашего, в котором спасение, жизнь и воскресение наше, через который мы спасены и освобождены». Пс. 66:1 : «Боже, ущедри ны и благослови ны, просвети лице Твое на ны и помилуй ны».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

В феврале 1238 г. Юрьев был взят полчищами Батыя, и во время общего разгрома города собор был разграблен татарами и опустошен. В начале XVII ст. Георгиевский собор вместе с другими церквами подвергся новому разорению от поляков, кои так опустошили собор, что в течение более столетия он находился в самом печальном состоянии. Суздальский и Юрьевский епископ Афанасий (1735-37 гг.), заботясь об улучшении материального быта собора и его причта, в 1736 г. повелел приписать к собору два городских прихода: Успенский и Благовещенский. Усердием прихожан собор был обновлен и снабжен в достаточном количестве всеми богослужебными принадлежностями. В конце XVIII ст. прихожане своими средствами соорудили 4-ярусную каменную колокольню. В 1817 г. теплая Троицкая церковь была расширена и в ней устроен другой престол – в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. В соборе три престола: в холодном – во имя св. вмч. Георгия, в теплом – в честь Св. Живоначальной Троицы и в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. Собору принадлежат здания: каменная часовня, построенная в память избавления императора Александра II от угрожавшей ему опасности во время покушения на его жизнь 25 мая 1867 г., и каменная сторожка, находящаяся внутри соборной ограды. Церковные документы хранятся в целости: копии метрических книг с 1801 г., исповедные росписи с 1830 г.; опись церковного имущества имеется и хранится в ризнице. Земли при соборе: огородной, сенокосной и пахотной имеется 45 дес. Причт собора: протоиерей, 2 священника, диакон и 3 псаломщика. На содержание причта получается: процентов с церковного капитала 552 руб. 17 коп.; от земли 900 руб., за требоисправления и другие церковные службы 2753 руб., а всего до 3652 руб. в год. Дома у причта собственные, на церковной земле. В приходе собора числится 149 дворов, душ муж. пола 725 и жен. 843. В.Г. Добронравов, В.Д. Березин «Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии», выпуск 3. Губ. гор. Владимир, Типо-Литография В.А. Паркова, 1896 г.

http://sobory.ru/article/?object=00203

ЖУРНАЛ 10 В заседании Священного Синода Украинской Православной Церкви под председательством Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия — СЛУШАЛИ: Информацию Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия об установлении дня памяти преподобного Ионы Киевского в Неделю после Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, в день обретения его мощей (1993). ПОСТАНОВИЛИ: Благословить установление дня памяти преподобного Ионы Киевского в Неделю после Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, в день обретения его мощей (1993). ЖУРНАЛ 11 В заседании Священного Синода Украинской Православной Церкви под председательством Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия — СЛУШАЛИ: Рапорт Преосвященного митрополита Житомирского и Новоград-Волынского Никодима о переносе празднования Собора святых земли Житомирской с 23 августа/5 сентября (старый/новый стиль) на 12/25 августа (старый/новый стиль). ПОСТАНОВИЛИ: Благословить перенести празднование Собора святых земли Житомирской с 23 августа/5 сентября (старый/новый стиль) на 12/25 августа (старый/новый стиль). ЖУРНАЛ 12 В заседании Священного Синода Украинской Православной Церкви под председательством Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия — СЛУШАЛИ: Рапорт Преосвященного архиепископа Нежинского и Прилукского Климента о переносе празднования в честь Перекопской иконы Божией Матери с 9/22 мая (старый/новый стиль) на 10/23 мая (старый/новый стиль) и Ладанськой (Прилуцкой) иконы Божией Матери с 28 июля/10 августа (старый/новый стиль) на 29 июля/11 августа (старый/новый стиль). ПОСТАНОВИЛИ: Благословить: 1) перенести празднование в честь Перекопской иконы Божией Матери с 9/22 мая (старый/новый стиль) на 10/23 мая (старый/новый стиль). 2) перенести празднование в честь Ладанськой (Прилуцкой) иконы Божией Матери с 28 июля/10 августа (старый/новый стиль) на 29 июля/11 августа (старый/новый стиль). 3) Календарной комиссии внести соответствующие изменения в Церковный календарь Украинской Православной Церкви.

http://pravmir.ru/zhurnalyi-zasedaniya-s...

Церковь строилась поэтапно. Сначала на левой стороне от трапезной 22 ноября 1859 года освятили придел во имя Святителя и Чудотворца Николая, потом 23 октября 1860 года в храме освятили придел на правой стороне в честь Успения Божией Матери, а 6 октября 1866 года освящена вся церковь в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. При освящении храма было указано писать церковь в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, а в обиходе она называлась Крестовоздвиженская единоверческая церковь. В 1866 году при церкви создано церковно приходское трёхгодичное училище для людей разного сословия, в штате которого состоял учитель. Церковь и кладбище при ней обнесены каменною оградою. Притч состоял из священника и дьякона, а причетническую дальность по желанию прихожан исправляли два простолюдина. На содержание притча жалованье не поступало. «Церковь утварью, книгами и ризницею достаточна. Приходно-расходные книги о суммах свечной и кошельковой от 1847 года ведутся исправно и хранятся в целости в ризнице. Обыскная книга, выданная в 1843 году Духовной консисторией, хранится в церковной ризнице и ведется исправно. Копии с метрических и исповедных книг с 1843 года ведутся исправно и хранятся в церковной ризнице. Земли при церкви пахотной, сенокосной и лесной не имелось». Все здания, принадлежащие церкви, построены на церковной земле трудами и на средства прихожан: каменная четырехкомнатная сторожка, деревянный дровяник, дом для дьякона и два каменных склада, (каждый в два ряда), арендные деньги с которых поступают в пользу церкви. Под кладбищем и строениями церковной земли имеется две с половиной десятины, по ведомости никакими межевыми знаками не ограничены. На церковной земле проживал священник в собственном деревянном доме с флигелем. Священник Феодосий Евфимиев, крестьянский сын, 17 сентября 1863 году Преосвященнейшим Нектарием по просьбе прихожан с. Городца Крестовоздвиженской единоверческой церкви был прислан из Семеновского уезда. В 1879 году священник церкви за воздаяния отлично украшению и пастырского служения награждён бархатною скуфьею, а также набедренником.

http://sobory.ru/article/?object=10365

Из указа этого видно, что церковь во имя Апостолов Петра и Павла первоначально дозволено было построить вновь каменную в 1755 году преосвященным Лукою, епископом казанским и свияжским, по ходатайству первого местного губернатора Ивана Ивановича Неплюева для гарнизона крепости Оренбург. Церковь эта, как видно из клировой ведомости за 1785 год, была одноштатной, т.е. причт ее состоял из священника, дьячка, пономаря и просвирни. В 1786 году церковь Петра и Павла сгорела. В 1795 году по резолюции преосвященного Амвросия, архиепископа казанского, на прошение прихожан сгоревшей в 1786 году деревянной церкви города Оренбурга во имя Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня — дозволено было просителям разобрать оставшееся от пожара каменное здание церкви Петра и Павла и материалы оного употребить на возобновление своей сгоревшей Крестовоздвиженской церкви из камня, причем разрешено взять для нее и все церковные вещи Петро-Павловской церкви. Но так как последняя не была разобрана, а Крестовоздвиженская - не возобновлена, то в 1804 году епископ Оренбургский и Уфимский Амвросий по отношению Оренбургского военного губернатора князя Г.С. Волконского словесно дозволил ему, будучи в этом году в Оренбурге, возобновить церковь Петра и Павла с построением при ней придела во имя Воздвижения Честного Животворящего Креста вместо сгоревшей сего наименования деревянной церкви. В Оренбурге с того времени, как сгорела в 1786 году церковь Петра и Павла, не было военной церкви, но таковая была необходима для города, так как непрерывно в нем квартировали полки. По Высочайшей воле Императрицы Екатерины II в том же в 1786 году отпущена была от казны особая сумма на возобновление публичных зданий после бывшего в этом году в Оренбурге большого пожара. Из суммы этой по ее незначительности возобновлена была только церковь св. Троицы, а церковь Петра и Павла и Крестовоздвиженская оставались не возобновленными. При этом многие публичные здания были ветхи. Имея это в виду, вновь прибывший сюда губернатор, князь Волконский, в 1804 году сделал представление Государю Императору о необходимости исправления в Оренбурге всех казенных зданий, в числе коих предполагал исправить и церковь Петра и Павла, на каковой предмет и получил особую сумму от казны.

http://sobory.ru/article/?object=37160

Острова Лерос и Калимнос были захвачены турками в 1522 г., во время похода на Родос султана Сулеймана Великолепного. В 1537 г. тур. флотоводец Хайреддин Барбаросса захватил Астипалею, в 1540 г. она официально вошла в состав Османской империи по турецко-венецианскому договору. В 80-х гг. XVI в. К-польский патриарх Иеремия II Транос учредил на Астипалее экзархию, а в 1595 г. патриарх Матфей образовал экзархию из островов Калимнос, Аморгос и Серифос. Родосский митрополит обратился с жалобой на эти адм. изменения к патриарху Неофиту II, и в 1610 г. острова были возвращены Родосской митрополии и создана Лернская, Калимносская и Астипалейская епископия. Но в 1621 г. Астипалея и Аморгос снова составили патриаршую экзархию, а в 1646 г. она стала частью новосозданной Сифносской архиепископии. При ученом еп. Игнатии (1756-1800 или 1801) наступил расцвет церковной жизни в епархии; в его правление в Леросской школе преподавали Никита Петру, философ Даниил с Патмоса, дидаскал Гавриил Карнитис, а уроженцы Лероса занимали престижные церковные кафедры: Герасим - Александрийскую, Мефодий и Мелетий - Ираклийскую, Игнатий - Имбросскую. В 1760 г. прп. Анфим Кефалинийский создал на Астипалее жен. мон-рь в честь иконы Божией Матери «Портаитисса». В 1838 г. Астипалея окончательно была включена в состав Лернской епископии. В 1888 г. Лернская епископия была возведена в ранг митрополии с названием Леросская и Калимносская. До 1912 г. Астипалея, Лерос и Калимнос оставались во владении Османской империи, а затем перешли к итальянцам и только в 1948 г. были присоединены к Греции. В 1937 г., при итал. администрации, о-в Калимнос был передан Косской митрополии, но в 1947 г. был снова возвращен в состав Леросской. На Калимносе провел последние годы жизни прп. Савва Новый († 1948), а на Леросе - старица Гавриилия (Папаянни; † 1992). В 2014 г. в епархии действовали 40 приходских храмов, 150 парекклисионов, 552 экзокклисиона, 18 кладбищенских храмов, мон-ри Ангелов и Пресв. Богородицы «ту Кастру» на Леросе, вмч. Пантелеимона, Пресв. Богородицы Евангелистрии, вмц. Екатерины, Всех святых, Вознесения Господня, Пресв. Богородицы Елеусы на Калимносе, исихастирий прп. Матроны Хиосской на Леросе, исихастирии Воздвижения Честного Креста, сщмч. Киприана, Св. Троицы, ап. Павла, прп. Макрины на Калимносе, исихастирии Пресв. Богородицы Флевариотиссы на Астипалее, Воздвижения Честного Креста на о-ве Нера, свт. Николая Чудотворца на о-ве Плати, свт. Николая Чудотворца на о-ве Калолимнос, вмч. Георгия Победоносца на о-ве Фармакониси.

http://pravenc.ru/text/2463585.html

25 апреля 2006 года по благословению Патриарха Алексия II монахиня Филарета (Гажу) назначена настоятельницей монастыря. 1 декабря 2007 года архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий освятил придел в честь Иверской иконы Божией Матери, находящийся в подклети собора. 17 декабря 2008 года, в нижнем приделе в честь Иверской иконы Божией Матери был совершен первый постриг, после закрытия монастыря в 1917 году. 7 марта 2010 года архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий совместно с архиепископом Тульчинским и Брацлавским Ионафаном совершили Божественную литургию. Накануне перед литургией монашеский постриг приняли ещё две насельницы монастыря. 27 сентября 2011 года, в день праздника в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня архиепископом Георгием был совершён чин Великого освящения Крестовоздвиженского собора. За неделю до праздника художниками иконописной мастерской «Ковчег» была завершена роспись в западной части собора. Всего роспись собора велась более двух лет. От старой живописи сохранилось только несколько фрагментов: композиция «Воздвижение Креста Господня», образы святого Николая Чудотворца и Архангела Михаила. При восстановлении росписей использовались сохранившиеся фотографии южного и северного сводов. 22 ноября архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий в сослужении викария Саранской епархии епископа Рузаевского Илии (Быкова) освятил правый придел Крестовоздвиженского собора в честь Похвалы Пресвятой Богородицы и священномученика Дионисия Ареопагита . 30 декабря в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы, святителя Иннокентия Иркутского и священномученика Димитрия Солунского был освящён левый придел Крестовоздвиженского собора. В монастыре действует воскресная школа и православный медицинский пункт. Ближайшая сохранившаяся из приходских церквей — Воскресенская, расположенная в 700 метрах от монастыря. Подворья [ править править код ] Святыни [ править править код ] Престольные праздники [ править править код ] Воздвижение Животворящего Креста Господня - 27 сентября

http://azbyka.ru/palomnik/Крестовоздвиже...

В архитектурном отношении церковь интересна сочетанием русской apxumekmypы XVII в. с элементами классицизма, появившимися после перестроек. Рядом с церковью проводилась ежегодная Борисоглебская ярмарка (24 июля). Приход Крестовоздвиженской церкви в Шуе - 130 дворов, деревнях Бильдюхино, Змиево, Остапово, Камешково, Литвинцево, Алешово (в пределах 6 верст от церкви) - 292 двора, 412 мужчин, 508 женщин (1898 г.). В Крестовоздвиженском приходе две каменные церкви: холодная пятиглавая Крестовоздвиженская и теплая Георгиевская. Колокольня и ограда - каменные. Время основания Крестовоздвиженской церкви неизвестно, но по народному преданию - она есть одна из древнейших церквей в городе. Известный составитель писцовых книг Афанасий Веков указал, что в 1629 г. была сия церковь деревянная. Каменною она сделана в 1693 г., в котором 25 сентября была освящена, как это видно из надписи на храмозданном кресте, хранящемся в церкви. До 1801 г. Крестовоздвиженская церковь была бедною, что доказывают старая церковная опись и приходо-расходная книга. С этого же года, с поступлением в приход Крестовоздвиженский богатых и благочестивых купцов Посылиных и Киселевых, приехавших в Шую на жительство из уезда, церковь с каждым годом стала принимать более и более благолепный вид. Ветхости ее означенными купцами все были исправлены, церковная бедная утварь заменена новою, лучшею. Потом весь храм был ими возобновлен и украшен. По возобновлении его он был вновь освящен 23 сентября 1823 г. Парфением, епископом Владимирским и Суздальским. В церкви три престола: главный – в честь Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня и придельные – в честь св. благ. князей Бориса и Глеба (устроен в 1776 г.) и в честь Божией Матери Тихвинской (устроен в 1823 г.). Престол в главном алтаре бронзовый, с отлитыми бронзовыми барельефами: с западной стороны - Тайная Вечеря, с южной – Рождество Христово, с восточной – Снятие с Креста и с северной - Благовещение Божией Матери с отлитыми херувимами вокруг, по углам и избранными святителями. Весь престол вызолочен через огонь и утвержден на основании из белого мрамора.

http://sobory.ru/article/?object=06292

При виде многочисленных чудес, в которых проявляется сила Креста Христова, святой Димитрий Ростовский говорит в своем слове на Воздвижение: «Достойно и праведно поклонятися Кресту Христову, ибо этим благословенным Древом была умерщвлена смерть и дарована жизнь. Древом райским мы были умерщвлены, а Древом крестным оживотворены; первым изгнаны из рая, вторым восходим на небо; первым нас победил враг, вторым мы побеждаем врагов наших; поэтому достойно всякого почитания это Древо благословенное. Если в большом почете хранилось в храме Соломоновом то оружие, которым Давид обезглавил Голиафа, то тем б!ольшего почитания и поклонения достойно оружие крестное, которым Христос не человека, но диавола, этого адского Голиафа, со всем его воинством победил. До Христова пришествия бес имел силу, потому что у людей не было оружия противиться ему, а теперь есть Крест Христов; только положи на себя крестное знамение – и он тотчас убежит от тебя. Он связан крестною силою, а если связан, то как может тебе повредить? Если же вредит, ты сам свяжи его, то есть положи на себе знамение Креста Господня – и он будет связан. Влагает ли тебе в ум диавол худые мысли? Положи крестное знамение на челе твоем – и он убежит от тебя. Принуждает ли тебя обращать очи туда и сюда? Положи крестное знамение на челе твоем – и он удалится от тебя. Понуждает твой язык разглагольствовать? Крестом прогони. Доносит ли до ушей твоих суетные слова других? Огради свой слух Крестом Христовым». Это советует нам и святой Иоанн Дамаскин , который говорит: «Крест дан нам в знамение на челе, так же как Израилю было дано обрезание. Крестом отличаемся мы, верные, от неверных, крестом знаменуемся, крест есть щит, оружие и одоление на диавола; это печать, чтобы не мог прикоснуться к нам погубитель». Дорогие братия и сестры, совершая поклонение Кресту Господню, мы должны заботиться о том, чтобы наше наружное поклонение являлось выражением нашего внутреннего душевного преклонения пред Спасителем. Оно будет спасительным для нас, если будет служить выражением нашей искренней и благоговейной веры в распятого Господа. Распятый на Кресте Иисус Христос – наш Спаситель и Бог, Крест – это знамя нашей победы и христианской веры. Со смирением преклоняем мы колена и ум наш пред этим знамением, благоговея пред непостижимой премудростью Божией и высочайшей тайной любви Божией к роду человеческому. Мы должны всегда исповедовать свою веру в распятого за нас Господа, помня слова Спасителя: Всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным ( Мф. 10:32 ).

http://azbyka.ru/otechnik/arhimandrit_Ki...

Колокольня построена одновременно с храмом, кирпичная пирамидальная, в 3 яруса, с одной главой, колоколов – 6, 3 больших и 3 малых, отлитых в 1860г. На 2-х больших колоколах 241 и 87 пудов одинаковая надпись: «Вылит сей колокол город Старый Оскол слободу Ямскую в Крестовоздвиженскую церковь стараниям церковно – служителей усердием прихожан в заводе Воронежского 2-й гильдии купца Григория Дмитриевича Самохвалова в 1860г. февраля 20 день». Стены храма расписаны изображениями евангелистов, пророков и мучеников, 4 картины из библейской истории Нового Завета. Особо чтимая икона мученицы Фотинии Самарянки. Церкви принадлежали: каменная караулка, каменный дом в церковной ограде, деревянный дом священника под железной крышей. Приходское кладбище окопано рвом. Староста государственный крестьянин Иосиф Федорович Кандрашов. Материал предоставлен школой Вторым из наиболее ранних сохранившихся храмов Старого Оскола является церковь Крестовоздвижения, построенная в 1787 г. в центре Ямской слободы, возникшей в XVII в. на юге от острога, за рекой Осколец. Особый интерес представляет первоначальный объем, построенный в барочном стиле с хорошо сохранившимся замечательным барочным иконостасом. Первоначальный объем в 1805 г. с севера и юга был закрыт классицистическими приделами. Престолов в церкви три: в честь Воздвижения Честного Животворящего Креста, в честь Животворящего источника Пресвятой Богоматери и во имя св. Митрофания Воронежского. Расположена при пересечении ул. 3. Космодемьянской и Крупской, в глубине участка. Стены кирпичные, оштукатурены и окрашены в два цвета. Крестообразная в плане. Рукава креста оформлены портиками с четырьмя парами тосканских колонн. Над мощным кубом храма возвышается крупный барабан с арочными окнами и куполом, завершенным луковичной главкой на глухом барабанчике. Центральная апсида полуциркульной формы, боковые -прямоугольной. Трапезная одной высоты с приделами, ширина ее равна храму. Приделы и трапезная перекрыты двухскатными кровлями. По оси храма поставлена четырехъярусная колокольня. Массивный четверик первого яруса колокольни несколько уже трапезной. Четверики ярусов колокольни уменьшаются по вертикали. Верхний ярус увенчан куполом с луковичной главкой на глухом барабанчике. Все фасады церкви завершены раскрепованным антаблементом с розетками на фризах и многопрофильным карнизом (с сухариками на первоначальном объеме). Углы четверика храма и простенки северного и южного фасадов выделены пилястрами со стилизованными ионическими капителями.

http://sobory.ru/article/?object=16233

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010