Вышел июльский номер журнала " Вода живая " июня 2019 Открывает его проповедь митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия " Помощница в добрых делах " , посвященная празднованию Тихвинской иконы Божией Матери . Темой раздела " Подробно " стало сотворение мира. Что могут дать современные космологические теории верующим? Об этом Тимур Сунайт беседует с доктором философских наук Алексеем Нестеруком, интервью озаглавлено " Что случилось 13,7 миллиардов лет назад? " . В материале Наталии Щукиной " В рамках падшего мира " оригинальный взгляд на сочетание Священного Писания и теории эволюции излагает кандидат биологических наук Александр Храмов. Раздел " Образы и смыслы " посвящен равноапостольной великой княгине Ольге . В редакционной статье " Святой - это его имя " Тимур Щукин напоминает известные легенды о ней, рассуждает о значении даже малодостоверных источников для памяти поколений. В материале Ольги Хижняк " Семь великих княгинь " - рассказ о судьбах женщин из Дома Романовых, носивших имя Ольга: среди них - девочка, умершая во младенчестве, известные благотворительницы, королева, святая, изгнанница и ныне живущая современница. Тот же автор в материале " Святая Ольга в Санкт-Петербурге " рассказывает о храмах, посвященных святой, в Санкт-Петербурге и окрестностях. Очерк Елизаветы Трофимовой " Храм среди дворцов " посвящен Ольгинскому храму в Михайловке . Раздел " Люди в Церкви " открывает очерк Евгения Перевалова " Симметрия и свобода в Павловске " , посвященный приходу храма равноапостольной Марии Магдалины в Павловске . В материале того же автора " У Псковского моря " - рассказ о действующей при приходе храма святых апостолов Петра и Павла в деревне Ветвеник Гдовского района Псковской области общеобразовательной школе. Очерк Андрея Гореликова " Любовь, еда и уличные судьбы " посвящен инициативе общины Спасо-Парголовского храма : на протяжении пяти лет группа энтузиастов раздает еду и одежду бездомным и нищим жителям Выборгского района. В материале Татьяны Кириллиной " Господь дал мне время " размышлениями о Боге, жизни, искусстве делится путешественник и художник иерей Феодор Конюхов: в Русском музее (Инженерном замке) состоялась его выставка " Путь пилигрима " . В материале того же автора " Сны о наших проблемах " - рассказ о совместном проекте епархиального отдела по делам молодежи и Санкт-Петербургского дома молодежи, спектакле " Сны стоЛичных квартир " . Спектакль посвящен проблемам молодой семьи, выбора между добром и злом. В материале " Музыка становится ближе " Юлия Ильина рассказывает об инициативе музыканта Игоря Лунева " Музыка близко " : он организует концерты для людей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе для больных детей.

http://mitropolia.spb.ru/news/otdeli/?id...

Распечатайте листовки к празднику Крещения Господня! По благословению настоятеля храма эту информационную листовку формата А5 можно распечатать в нужном количестве экземпляров и раздавать всем приходящим за водой. 17 января, 2012 По благословению настоятеля храма эту информационную листовку формата А5 можно распечатать в нужном количестве экземпляров и раздавать всем приходящим за водой. В рамках проекта православной стенгазеты подготовлены информационные листовки к празднику Крещения Господня. В Навечерие Крещения Господня и в сам праздник в храмы приходит великое множество людей, многие из которых не знают ни о смысле праздника, ни о песнопениях праздника, верят многочисленным суевериям. По благословению настоятеля храма эту информационную листовку формата А5 можно распечатать в нужном количестве экземпляров и раздавать всем приходящим за водой. Можно поделиться этими текстами с коллегами и знакомыми, которые в этот день отправятся в храм набрать крещенской воды. Листовка о Крещении Господнем и святой воде Листовка о Крещении Господнем и святой воде в формате A4 Подготовили Дмитрий Барсук, Михаил Котляревский, Сергей Амиантов Читайте также: Святая вода: церковные традиции и околоцерковные суеверия Как провести Крещенский Сочельник Очистит ли нас святая вода? Смысл праздника  Крещения Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 30 декабря, 2020 8 декабря, 2020 1 сентября, 2021 29 января, 2021 8 января, 2021 6 января, 2021 1 января, 2020 31 декабря, 2020 31 декабря, 2020 30 декабря, 2020 8 декабря, 2020 1 сентября, 2021 29 января, 2021 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/listovki-k-prazdniku-k...

Слово по случаю торжества о крещении ее императорского высочества, благоверной княжны Александры Александровны, сказанное в Харьковском Успенском соборе 20 сентября 1842 г. Паки торжествуем, благодарим и молимся! Что виной нового торжества и молитв? То же августейшее отроча, о рождении которого мы недавно радовались и благодарили Господа. Что нового с ним? С ним – целое новое рождение! «Следовательно, – спросит кто-либо, – человек родится дважды?» Да, братие, как христианин каждый из нас рождается дважды, хотя яко человеки все мы рождаемся только единожды. Это необыкновенно, чудесно и в то же время совершенно истинно, ибо слышите, что говорит в Евангелии Спаситель и Господь наш Никодиму: «подобает... родитися свыше» ( Ин. 3:7 ). И Никодим удивлялся и недоумевал: зачем это второе рождение? и как может человек родиться в другой раз? Но Спаситель на его недоумение отвечал повторением одной и той же истины, что каждому из нас необходимо нужно родиться в другой раз, дабы войти в Царствие Божие. Почему нужно? Потому что наше первое, плотское рождение недостаточно для цели бытия нашего: «рожденное от плоти только плоть есть» ( Ин. 3:6 ), а «плоть и кровь Царствия Божия наследити не могут» ( 1Кор. 15:50 ), потому что для сего Царства, как духовного, нужно возродиться свыше от Духа, чего в плотском рождении нет и быть не может. Для этого-то именно второго нового духовного рождения и учреждено Спасителем нашим Таинство Крещения. Святая купель составляет те таинственные ложесна, из которых выходит человек новый, возрожденный благодатью. Если бы здесь была одна вода, то осталось бы место недоумению: как вода может отрождать душу крещаемого? С другой стороны, если бы в сем Таинстве действовал один невидимый Дух, то мы лишены были бы видимого знамения тайны. Потому премудрость Божия соединила то и другое: и чувственное для наших чувств, и духовное для нашего духа и силы Таинства. Крещаемый погружается в воду, но в этой воде сретает его Дух, тот Дух, Который, по свидетельству священного Бытописателя, носился некогда над водами в первые дни мироздания и воззвал Своим всемогущим действием из хаоса все благолепие видимой нами вселенной ( Быт. 1:2 ), – тот Дух, Который, по слову Спасителя, «идеже хощет, дышет, и глас его слышиши, но не веси, откуду приходит и камо идет» ( Ин. 3:8 ), – тот Дух, Который глаголал во пророцех, сошел во время Крещения в виде голубине на Самого Господа, а потом в день Пятидесятницы – в виде огненных язык – на Апостолов; Которым, как премудро воспевает Святая Церковь , «всяка душа живится», и Который, по замечанию Премудрого, «есть во всех» и во всем ( Прем. 12:1 ). Для такого Действователя трудно ли совершить свое дело? Такому всемогущему Духу мудрено ли возродить и одушевить для новой жизни душу и все существо крещаемого?

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Her...

Святые мученики Дада, Гаведдай и Каздоя приняли смерть за Христа от персидского царя Сапора. Дада был первым царедворцем при Сапоре, а святые Гаведдай и Каздоя – родные дети этого жестокого царя. Не зная того, что святой Дада – христианин, царь назначил его правителем одной из персидских областей. Когда же это открылось, он был лишен всех почестей, предстал на суд жестокого мучителя Андромелиха и был приговорен к сожжению. Подойдя к костру, святой Дада осенил себя крестным знамением, и костер погас. Увидев это чудо, потрясенный царевич Гаведдай уверовал во Христа и во всеуслышание исповедал свою веру. Судья донес об этом царю, и тот приказал жестоко истязать святого Гаведдая. Но во всех мучениях святого охраняла сила Божия. Сам Ангел Господень утешал его, и каждый раз Господь возвращал ему крепость и здоровье. Видя чудесные исцеления святого мученика, многие узники, находившиеся вместе с ним в темнице, и среди них волхв Гаргал, стали христианами и тоже приняли мученичество. Сестра мученика Гаведдая, царевна Каздоя, тайно посетила брата в темнице и принесла ему воды. Еще раз Каздоя видела брата, когда мучители снова пытали его. Святой мученик был повешен на кресте, и множество стрел было пущено в него, но стрелы отскакивали и обращались против стрелявших. Увидев сестру, он убеждал ее уверовать во Христа. Святая Каздоя исповедала себя христианкой и, по повелению своего отца, царя Сапора, была жестоко избита и брошена в темницу, где томился ее брат. Страдая от ран, святая Каздоя просила брата-мученика помолиться о ней. Святой Гаведдай, совершив молитву, уверил сестру, что больше ее мучить не будут. На следующий день при новых пытках святой Гаведдай, увидев в толпе двух пресвитеров – Дадия и Авдия, просил их принести елея и воды, так как очень желал принять святое Крещение. В это время мученика осенило облако, из которого на него излилась вода и елей и услышан был глас: «Раб Божий, ты уже принял Крещение». Лицо мученика просветилось, и в воздухе разлилось благоухание. Мучитель приказал пронзить святого копьями, и через несколько часов он скончался с молитвой на устах. Тело его было рассечено на три части, но священники Дадий, Авдий и диакон Армазат взяли святые останки и с честью их похоронили. Тело святого мученика Дады, которого тоже долго истязали и живого разрубили на части, также было тайно погребено христианами. В полночь священнику Дадию явился мученик Гаведдай, передал ему сосуд с елеем и послал его к мученице Каздое помазать ее елеем и причастить Святых Таин, что иерей и исполнил, сказав напоследок святой мученице: «Усни, сестра, до пришествия Господня», и святая Каздоя отошла ко Господу. Мать святой мученицы приготовила ее к погребению и похоронила рядом с мучеником Гаведдаем.

http://pravicon.com/info-2134

составление и перевод А.А. Бурова Святая Милбурга, игуменья Большого Венлока, что в Англии († 700 или 722, память переноса мощей 25 июня) Святая Милбурга (Milburga), или Милбурха (Milburgh), подвизавшаяся в монастыре Венлок (Wenlock), что в Шропшире (Shropshire), чьё имя поминается в тех краях по сей день, была родом из семейства выдающихся святых и принадлежала королевскому дому Мерсии. Как часто хорошая мать благословляется в ее детях! Ее мать Домнева (Domna Ebba), или Эрменбурга (Ermenburga), принцесса Кентская, имела трех дочерей: Милбургу, Милдред, и Милдгиту (Mildgytha), каждая из которых выросла до образа веры своей матери и после жизни, полностью посвященной Господу, была причислена к лику святых. То были дни, когда дочери королей стремились посвятить богатство и таланты Господу Богу и отдать свою юность и силы служению Церкви. Они основывали большие монастыри и управляли ими, учили молодых, заботились о больных, помогали бедным. Милбурга, подобно своей матери, раздала своё состояние, оставила роскошь и домашний комфорт и сочла самой высокой привилегией служить Богу и посвятить себя жизни во Христе. С помощью отца, английского вождя Меревальда (Merewald) и дяди Вульфхера (Wulfhere), короля Мерсийского, она основала монастырь Венлок, находившийся под окормлением святого Ботульфа из Восточной Англии. Его первой игуменьей была Лиобсинда (Liobsynde), французская монахиня из Шелля, а второй – Милбурга, которую посвятил в игуменьи святой архиепископ Теодор. Это был необычный монастырь; всё в нём отражало изящество и чистый аромат её духа. Сады переполнялись изысканными цветами и приносили самые приятные плоды. Как сказали бы, в пределах их стен находился сам мир небесный. Своим совершенством Милбурга многих обратила ко Христу, и это в те тёмные и примитивные времена, когда вне стен монастыря сельская местность была дика, отдалена, и полна неизвестных опасностей. Однажды, когда она занималась делами милосердия, её испугал соседский князек, который, желая жениться на ней, перехватил ее с оравой солдат, но она чудесно убежала. Она пересекла маленький поток, называемый Корве (Corve), а когда князёк достиг его, вода в нём внезапно повысилась и расстроила его планы. Место, где это случилось, по сей день называется топью святой Милбурги (Stokes Saint Milburgh).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Среди предков принцессы Шарлотты — святая княгиня Елизавета — человек удивительной красоты жизни Проповедь на крещении принцессы Шарлотты посвящена святой великомученице Елизавете Феодоровне Романовой. 6 июля, 2015 Проповедь на крещении принцессы Шарлотты посвящена святой великомученице Елизавете Феодоровне Романовой. Герцог и герцогиня Кембриджские Уильям и Кэтрин крестили свою двухмесячную дочку принцессу Шарлотту Елизавету Диану. Крестил принцессу архиепископ Кентерберийский Джастин Уэлби. Служба прошла в церкви Святой Марии Магдалины в королевской резиденции в Сандрингеме, вода для купели была привезена из Иордана. Проповедь архиепископа Кентерберийского Джастина Уэлби на крещении принцессы Шарлотты. Кажется, что разные формы надежд и стремлений, пронизывают почти каждого из нас. На крещение наши надежды  по праву становятся молитвой за ребенка, сегодня —  за принцессу Шарлотту. Каждый хочет чего-то для своих детей. Мы очень стремимся к красоте – не обязательно красоте внешней, но к красоте жизни. В Евангелия от Матфея, в 18 главе, Иисус пытается превратить один вид стремлений, надежд на положение и престиж, в стремление к красоте жизни.  Стать большим в Царствии Небесном — говорит Он своим напористым ученикам – это не о положении в этой жизни, но о красоте жизни, жизни, которая похожа на Его жизнь, и Он приводит в пример детей — тех, кто казался совсем неважным в те дни . Среди предков принцессы Шарлотты, похороненных в Святой Земле, есть святая — великая княгиня Елизавета, чья жизнь была кристальной красоты, а  смерть – удивительным примером отваги и служения. При жизни она простила человека, убившего ее мужа. Во время ее жестокого убийства она продолжала ухаживать за теми, кто страдает вместе с ней. О такой красоте говорит Иисус, говоря о тех, кто будет большим в Царствии Небесном. Такая красота характера начинается с крещения, и устанавливается в привычке следовать  за Господом Иисусом Христом и любить Его, привычке, которой можно научиться от родителей и крестных, и от всей церковной общины.

http://pravmir.ru/sredi-predkov-printses...

Агиасма великая Богоявленская святая вода называется в Православной Церкви великой Агиасмой – великой Святыней. К освященной воде христиане с древних времен имеют благоговение. На ектении великого освящения воды Церковь молится: «О еже освятитися водам сим, и дароватися им благодати избавления (спасения), благословению Иорданову, силою и действием и наитием Святаго Духа». «О еже быти воде сей, освящения дару, грехов избавлению, во исцеление души и тела черплющим ю и емлющим, во освящение домов .. и на всяку пользу изрядну (сильную)». В этих прошениях и в молитве священника на освящение воды Церковь свидетельствует о многообразных действиях благодати Божией, подаваемой всем, с верою «черплющим и причащающимся» этой Святыни. Святость воды очевидно для всех проявляется и в том, что она длительное время сохраняется свежей и неповрежденной. Еще в IV веке об этом в 37-й беседе на Крещение Господне говорил св. Иоанн Златоуст : «Христос крестился и освятил естество вод, и потому в праздник Крещения все, почерпнув воды в полночь, приносят ее домой и хранят во весь год. И так вода в существе своем не портится от продолжения времени, почерпнутая ныне целый год, а часто два и три года остается свежей и неповрежденной, и после толикого времени не уступает водам, только что почерпнутым из источника». Эту Святыню Церковь употребляет для окропления храмов и жилищ, при заклинательных молитвах на изгнание злого духа, как врачевство; назначает ее пить тем, кто не может быть допущен до Святого Причащения. С этой водой и Крестом священнослужители в праздник Богоявления посещали раньше дома своих прихожан, окропляя их и жилища, и, таким образом, распространяли благословение и освящение, начав с храма Божия, на всех чад Церкви Христовой. В знак особого почитания Богоявленской воды как драгоценной великой Святыни в Крещенский Сочельник и установлен строгий пост, когда или совсем не полагается вкушение пищи до Крещенской воды, или допускается принятие малого количества пищи. Однако с надлежащим благоговением, с крестным знамением и молитвой можно пить святую воду без какого-либо смущения и сомнения и тем, кто уже что-нибудь вкушал, и во всякое время по потребе. Церковь в богослужебном Уставе (см.: Типикон, 6 января) дает на этот счет ясное и определенное наставление и разъяснение те, которые отлучают себя от святой воды ради преждевременного вкушения пищи, «не добре творят» «не вкушения ради ястия (пищи) нечистота в нас есть, но от скверных дел наших, очищени же от сих пием без сомнения сию святую воду» (см. Типикон, 6 января) 1 (4,с.159–160).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/d...

Вышел в свет июньский номер журнала " Вода живая " мая 2015 Поскольку 1 июня весь мир празднует День защиты детей , раздел " Подробно " посвящен воскресным школам. В материале Елены Миловидовой " Как выбрать воскресную школу " речь идет о готовящейся с 2013 года реформе воскресных школ. Автор беседует с сотрудниками  отдела религиозного образования и катехизации , с педагогами - авторами оригинальных методик. О воскресной школе при  Спасо-Парголовском храме  - материал Ольги Надпорожской " Школа как семья " , о воскресной школе пока не построенного  храма Святой Троицы в Киришах  (под храм приспособлено помещение магазина) - материал Тимура Сунайта " Обучение без диктатуры " . В завершение раздела - краткий путеводитель по учебным пособиям и информация об общероссийской олимпиаде школьников по основам православной культуры " Русь святая, храни веру православную " . Раздел " Образы и смыслы " посвящен 25-летию прославления святого праведного Иоанна Кронштадтского. Открывает его очерк Тимура Щукина " Имя и дела " , посвященный святому. Любимое детище отца Иоанна -  Свято-Иоанновский женский монастырь на Карповке ; Ольга Надпорожская беседует с настоятельницей монастыря игуменией Людмилой (Волошиной). Матушка рассказывает о детстве, о жизни в монастыре со времени его восстановления (она была одной из насельниц Пюхтицкого монастыря, перешедших в 1992 году по благословению Патриарха Алексия II в возрождающийся Иоанновский монастырь), о своей старшей сестре, ныне покойной игумении Серафиме, первой настоятельнице обители. Материал Андрея Гориченского " В поисках святого " - о фильме Надежды Большаковой про храмы, монастыри, часовни, приюты, богадельни, посвященные памяти кронштадтского пастыря, в разных городах России и за рубежом. Завершает раздел программа торжеств " Благодарная Россия - великому пастырю " , которые пройдут в Санкт-Петербурге, Кронштадте и Суре, и заметка о новой книге о праведном Иоанне " Пастырь Истины " . Раздел " Люди в Церкви " открывает материал Евгения Перевалова " Один день с митрополитом " : наш корреспондент сопровождал митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия в течение целого дня.

http://mitropolia.spb.ru/news/otdeli/?id...

Вышел декабрьский номер журнала " Вода живая " ноября 2020 Открывает его проповедь митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия " Что такое Святая Русь? " , приуроченная ко дню памяти святого Александра Невского . Темой раздела " Подробно " стал Русский исход, 100-летие которого отмечается в этом году. Открывает его беседа Тимура Сунайта с историком Василием Цветковым " Крым в сослагательном наклонении " : ученый рассуждает о причинах ухода из Крыма армии Врангеля. В статье " Биография от Бытия до Откровения " Григорий Беневич продолжает исследование поэтической эволюции Елизаветы Юрьевны Скобцовой - матери Марии (начало - " Путь мой в гору " - см. в 11). " На 100 процентов французы, на 100 процентов русские " - так назвала Татьяна Цветкова свою беседу с представителями русской эмиграции Петром и Елизаветой Соллогубами. Завершает раздел материал Евгения Перевалова " Знаменитый и неизвестный " о малоизвестном в России Донском казачьем хоре Сергея Жарова. О нем рассказывает протоиерей Андрей Дьяконов - соавтор книги о выдающемся коллективе. Раздел " Люди в Церкви " открывает очерк Евгения Перевалова " Верующие и доверяющие " , посвященный приходу храма святителя Спиридона Тримифунтского в поселке Детскосельском . Тот же автор в материале " Воссоздать стены, чтобы возродить жизнь " рассказывает о полуразрушенных храмах Гатчинской епархии - Вознесенском в селе Самро и Никольском в селе Рель - и об их настоятеле иерее Павле Гринько . 21 ноября исполнилось 85 старейшему регенту нашего города Михаилу Ващенко, более тридцати лет служащему в Князь-Владимирском соборе : в публикации Татьяны Кириллиной " Душа всегда лежала к музыке " Михаил Иванович рассказывает о своем жизненном пути. Паломничеству в Ирландию посвящен очерк Любови Дягилевой " Страна вокруг монастырей " . Завершает раздел материал Татьяны Кириллиной " О былых пожарищах и творческом огоньке " , посвященный прошедшей в Музее истории религии выставке " Русская Православная Церковь на защите Отечества " : экспозиция включала не только музейные предметы, но и детские рисунки, созданные воспитанниками художественных школ под руководством Юрия Люкшина.

http://mitropolia.spb.ru/news/otdeli/?id...

Вышел сентябрьский номер журнала " Вода живая " августа 2016 Открывает номер проповедь митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия " Самый короткий путь ко спасению " , она посвящена евангельскому чтению в Неделю 11-ю по Пятидесятнице - притче о немилосердном должнике (Мф. 18:23-35). Раздел " Подробно " посвящен празднованию 1000-летия присутствия русского монашества на Святой Горе Афон ; темой стала связь Санкт-Петербурга с Афоном. Открывает раздел интервью Евгения Перевалова " Книги, святость и паломники " с наместником Свято-Троицкой Александро-Невской лавры епископом Кронштадтским Назарием . Насколько приемлемы традиции афонского монашества в России? Так ли необходимо нашим соотечественникам паломничать на Афон? Кого из афонских подвижников почитают в нашей стране? Эти и другие вопросы затрагиваются в беседе с владыкой. Есть небольшой уголок Афона непосредственно в Санкт-Петербурге: материал Елены Миловидовой " Святая Гора на Песках " посвящен восстановленному Афонскому подворью. Мы узнаем об истории и святынях подворья, об этапах его восстановления в наше время. Храм Благовещения Пресвятой Богородицы на территории подворья пока действует как приходской; подворье ждет будущих насельников. Не всякому православному удается побывать на Афоне; женщинам доступ туда вообще закрыт. Но можно " наблюдать " за жизнью в монашеской республике, никуда не выезжая, при помощи фотографии. Фотолетопись Афона - дело непростое: климат жаркий, местность гористая, а главное - насельники афонских обителей отнюдь не горят желанием позировать. О своих поездках на Афон в 1990-е рассказывает прославленный петербургский фотограф Александр Китаев; материал Евгения Перевалова называется " Рассказ афонского фотописца " . 1000-летие первого письменного упоминания о русских монахах на Афоне можно отпраздновать и с помощью печатного слова: в этом году в Санкт-Петербурге вышел сборник " Афонская свеча " . Содержание сборника разнообразно - туда вошли и стихи, и проза, и статьи. Объединяет их тема не столько Афона, сколько православной веры. О сборнике рассказывает его составитель, писатель Евгений Лукин; материал Татьяны Кириллиной называется " Не демиург, а со-творец " .

http://mitropolia.spb.ru/news/otdeli/?id...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010