1852 год 147 I. Я в Киеве Январь 1, Вторник. Боже и Отче мой! В новое лето сие благослови меня, чадо Твое, на все дела добрые и веди меня путем цветистым. Ибо несчастным быть я не умею. Утро ясно, душа моя светла. Во мне горит желание быть чадом света, веровать сильнее, знать более, говорить изящнее, любить всех и все в Боге, делать все доброе, наслаждаться здоровьем и счастьем и созревать для рая. Утро. Умен тот, кто идет об руку с своим временем. Гораздо умнее тот, кто, идя с ним в уровень, приподнимается на дыбы, и, став выше его головою и грудью, смотрит в будущность, дабы уметь встретиться с нею и подружиться. Ночь. 2, Середа. Жизнь человеческая, по слову Пифагора, есть воспоминание. Этот философ сказал правду. Епикур говорил: «Храни твою жизнь». А Гораций пел: «Carpe vitam» 148 , – береги ее, как плод. И в их словах много правды. 3, Четверток. Подумают, что философы – солнцы. Нет, они падучие звезды. Ни один из них не мог осветить величия Божия так, как озарил его наш пророк Исаия, когда провещал: Все народы считаются пред Ним, Как капля из ведра, Как пылинка на весах, Как песчинка, носимая ветром 149 . Ни один из них не успел сказать: «Из очей кающегося каплет святая вода». Утро. Дробен дождик идет. Не время бы ему. Я слаб. В Киеве нет развалин; так я похожу на ветхую храмину, готовую разрушиться. Полдень. 5, Суббота. В наше время народы особятся и сближаются подобно тому, как планеты на небе отдельно вращаются около своих солнцев, и вместе с ними увлекаются одним общим движением мира. Дай Бог, чтобы особица народов удерживалась без слияния, неприязни и борьбы, а сближение их происходило без искажения природных свойств их. Всевышний расселил народы по лицу земли, как созвездия разместил на небе. Все племена, говорящие наречиями латинскими, сгущены на юго-западе Европы. Они – один народ, как бы одно созвездие. Все племена немецкие сосредоточены в средине сей части земного шара. Они – один народ, как бы одно созвездие. Все племена славянские сближены на юго-востоке и севере этой же страны. И они – один народ, как бы одно созвездие. Подобным образом размещены и прочие народы с их племенами. Почему же немец господствует в Италии, турок в Болгарии, англичанин в Индии? По тому, что, как сказал один из старых шведских поэтов:

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

“От избытка сердца говорят уста” ( Мф. 12:34 ). Как не может не изливаться вода из источника, так сердце благочестивой Царицы не может не говорить о любви. Любовь составляла главное достояние этой высокой, многим и доныне непонятной души. От длительного упражнения рождается навык. Навык постепенно обращается в свойство, неотъемлемую нравственную черту личности. Святая Александра с детских лет училась любить людей “не словом или языком, но делом и истиною” ( 1Ин. 3:18 ). Подарив Государю Николаю Александровичу пятерых прекрасных детей, Государыня прогревала и просвещала их своей щедрой материнской любовью до корней волос. Этой же жертвенной любовью она любила Россию, свою новую Православную Родину. Вот почему так весома каждая строчка о духовной жизни, сделанная рукою Императрицы. Вот почему каждое ее слово отзывается в сердце благодатью. “Charity begins at home,” — говорят англичане. Милосердие начинается с собственного дома. Если мы мягки и приветливы, терпеливы и великодушны с домочадцами, с теми, кого видим ежедневно, то, очевидно, не обманываем себя, когда являем с царственной свободой и щедростью эти добродетели людям, вполне нам незнакомым. Записки Александры Феодоровны подобны семенам, падающим на борозды сердечной пажити читателя. От нас зависит, взойдут ли всходы или будут заглушены трениями, завянут ли от полдевного жара. Слово Венценосной Мученицы подобно и дождевой влаге, которая, орошая землю, делает ее способной к плодоношению. Обоняя аромат драгоценных соцветий-добродетелей ее мудрого, мужественного и мученического сердца, читающий и сам обретает силу любить так, как этого ждет от нас Господь: бескорыстно, терпеливо и постоянно. “Каждое сердце должно быть маленьким садом. Он должен всегда быть очищен от сорняков и быть полон чудных прекрасных растений и цветов. Кусочек сада повсюду красив не только сам по себе, но приносит радость всем, кто его видит… Богу угодно, чтобы мы сделали наши жизни такими, чтобы они искупили из мрака окружающее нас и преобразили в прекрасное.

http://azbyka.ru/fiction/sad-serdtsa-duk...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Как на Родине дышать-то сразу легче станет! Для тех, кому «стыдно быть русскими», пора организовать всероссийский флешмоб с хэштегом #вали 14.08.2023 750 Когда мы, писатели России и русское священничество, в начале 2000-х сражались за поколение 2020-х, за Аллу Бородину и её школьный курс «Основы православной культуры» – историческое время для воспитания сынов и дочерей Новой России ещё было. Сегодня его нет. Продуманный русский культурологический курс Бородиной подменили общечеловеческим фастфудом запрещённого дьякона Кураева; «Спецназ» Малюкова и «Войну» Балабанова – «Сталинградом» Бондарчука (младшего) и «На Парижем» Саркисова (олигарха); «Небо славян» Кинчева – «Пососи» Моргенштерна. Всё, поколение 2020 оформилось. В промежутке плюс-минус – оформилось поколение 30-40-летних. Между Балабановым и пососи. Ближе к Балабанову. Оно и поехало на Донбасс. Оно дерётся в «Небе» Сирии и на «Солнцепёке» Новороссии. Дальше идёт «пососи». Великий русский писатель, наш современник, Владимир Личутин недавно указал мне на очень простую и очевидную (но до сих пор плохо понимаемую даже патриотами) вещь: Сталин вычистил онтологических русофобов (насколько это было возможно) из высших эшелонов власти в Советской России, и они (сознательно или бессознательно) ушли на средний уровень общественной лестницы, в первую очередь в культуру и идеологию. Если ты уже не можешь рубить русские головы (а опыт военного коммунизма и ГУЛАГа ох как сладок для них!) – контролируй эти головы. И как этих «контролёров» из средостения между русской властью и русским народом выкурить – вот вопрос? Ведь оплодились и отложили личинок в тёплую и сытную сердцевину русской жизни они видимо-невидимо! Огнём и железом, как Сталин – Путин их выжигать не хочет, святая вода – не помогает. Может лишить их кормовой базы – грантов, бюджетной поддержки, трудоустройства по принципу семейственности и кумовства, по признаку крови? Может таким образом помочь их реэмиграции на Украину? Ту, что останется после возвращения в состав Большой России всей Новороссии со столицей в Одессе? На Украину, с вырванными ракетными зубами и переломанными танковыми щупальцами. Милую, восточноевропейскую аграрную страну с богатым песенным фольклором, излеченную от фашизма победоносной Русской Армией.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/08/14/ka...

Исповедуя Бога Отцом, мы свидетельствуем, что мы, собравшиеся в храме, родственники во Христе и превосходим законы родства и крови, тяготеющие в миру. После того, как священник возгласит: И удостой нас, Владыка, со дерзновением, не в осуждение иметь смелость призывать Тебя, Небесного Бога как Отца, и возглашать: все поют «Отче наш». Потом священник снова благословляет народ за закрытыми царскими вратами, все преклоняют головы, и священник тихо молится о нас: Благодарим Тебя, Царь невидимый, неизмеримой Своей силою все создавший и по множеству милости Своей из небытия в бытие все приведший! Сам, Владыка, с небес воззри на склонивших пред Тобою свои главы, ибо они преклонились не перед плотью и кровью, но перед Тобою, внушающим трепет Богом. Ты же, Владыка, соделай, чтобы предлежащие Дары всем нам в равной мере послужили ко благу, по собственной потребности каждого: плавающих сопровождай, путешествующим сопутствуй, больных исцели, Врач наших душ и тел. Внемли, Господи Иисусе Христе, Боже наш, из святого жилища Твоего и с престола Славы Царствия Твоего, и приди, чтобы освятить нас, Ты, на высоте с Отцом восседающий и здесь с нами невидимо пребывающий. И благоволи могущественной Твоей рукою преподать нам пречистое Тело Твое и драгоценную Кровь, и через нас – всему народу. Диакон особым образом препоясывается своим орарем, произносит «Вонмем» – т.е. будем внимательны, и, испросив прощения у стоящих в храме, уходит в алтарь. Завеса Царских врат задергивается, священник возглашает «Святая святым», а хор поёт стихи из псалмов – «причастны». После этого в Чашу диакон вливает «теплотУ». Но это не тёплая вода, как можно подумать по аналогии с похожим русским словом, а кипяток. Он символизирует истинность воплощения Христа. Затем кубический Хлеб – Агнец – разламывается на 4 части. Одна из них кладется в Чашу, другой частью священник и диакон причащаются, а оставшиеся две будут преподаны желающим причаститься людям. Во время богослужения в храме наступает Царство Божие, и вечность упраздняет время. Схождение Святого Духа не только прелагает хлеб в Тело, а вино в Кровь Христову, но соединяет Небо и землю. Господь сходит с Небес, чтобы возвести христиан на Небо.

http://foma.ru/dar-bozhiy.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВАРВАРА [греч. Βαρβρα] († ок. 306), вмц. (пам. 4 дек., пам. зап. 15, 17 дек.). Житие Род. в семье знатного и богатого язычника топарха Диоскора. Желая скрыть единственную дочь от взглядов мужчин, он велел построить в своем имении высокую башню, где и поселил отроковицу. Когда Диоскор предложил дочери выбрать себе жениха, целомудренная девушка, угрожая лишить себя жизни, отказалась от брака. Отец, решив повременить с ее замужеством, уехал из дома по неотложным делам, а В. предоставил свободу, надеясь, что, познакомившись с замужними или обрученными женщинами, она изменит свое отношение к браку. Перед отъездом Диоскор начал постройку роскошной бани. Осматривая ее, В. приказала сделать с юж. стороны 3 окна, пообещав рабочим, что сама ответит за нарушение распоряжения Диоскора. В купальне, при к-рой велась постройка бани, она рукой начертила на мраморных плитах крест (этот рисунок вместе с отпечатком стопы В., был четко виден и долгое время сохранялся на полу бани; из следа ноги после кончины В. истекала целебная вода). Вернувшись домой, Диоскор потребовал от дочери объяснений, почему здание бани построено не так, как он задумал. В. ответила, что 3 окна, через к-рые льется свет, символизируют Св. Троицу. Ответ привел язычника в ярость, и он бросился на дочь с мечом. Девушка попыталась убежать, но на ее пути оказалась неприступная скала. В. призвала на помощь Бога, гора расступилась, открыв девушке путь на вершину, и сомкнулась перед ее отцом. Место, где скрылась В., Диоскору показал один из пастухов; тотчас его овцы превратились в жуков (саранчу). Отец жестоко избил В. и, заперев в темной хижине, послал гонца к игемону Маркиану (Мартиану, Мартиниану) с требованием подвергнуть его дочь пыткам и казни за исповедание Христа. Затем вместе с комментарисием Геронтием Диоскор привез дочь в сел. Геласий (Гелассон), около Гелиополя «у острова», и передал В. на суд правителя. Маркиан, увидев девушку необычайной красоты, стал уговаривать ее принести жертву богам, но святая отказалась поклоняться идолам.

http://pravenc.ru/text/154091.html

Недавно из паломнической поездки в Рим вернулась одна моя хорошая знакомая. В Вечном городе её совершенно потрясли йоги, висящие над землёй. Знакомая провела под одним рукой, чтобы убедиться, нет ли здесь какого надувательства. Вроде нет. Обратилась к священнику, сопровождавшему группу. – Это их бесы держат, – ответил тот. Ответ исчерпывающий. Но меня он не убедил. Представил, сколько католиков и православных проходят каждый день мимо этих йогов. Иные молятся при этом про себя, иные крестят кудесников – кто пятернёй, кто троеперстием. Может ли бес такое выдержать? Маловероятно, хотя есть описания случаев, когда святая вода помогала опустить человека на землю. Жену история, рассказанная знакомой, весьма впечатлила. «Узнай, пожалуйста, что всё это значит», – попросила она. Волею пославшей мя жены приступил к изу­чению темы. Мнения на этот счёт есть самые разные. Например, такое: способность летать заложена в человеческой природе, ведь до грехопадения наши предки ни в чём не уступали ангелам. И если долго тренироваться, упорствовать, можно какие-то из возможностей выцарапать обратно. Зерно моих сомнений в невозможности левитации начало набухать и давать ростки. Римские йоги не давали мне покоя. Представил, как висит себе такой живой плакат: «А вы, христиане, так не можете!» Это сколько колеблющихся они соблазнили! Ведь способность человека летать всегда производила сильное впечатление. Правда, православные святые обычно парили над землёй только во время молитвы и непублично. Обнаружив свидетелей, умоляли их до времени молчать. Время наступало после смерти святого. Летали и латиняне, хотя не всегда понятно, с какой целью. Самый знаменитый из них, Иосиф из Купертино, однажды, испустив крик, взлетел на верхушку оливкового дерева. Ветка под ним оказалась тонкая, так что бедняга натерпелся страху. Чтобы спасти его, пришлось принести лестницу. А вообще, летал он часто и обычно прилюдно. Сидит, молится и вдруг ракетой взвивается в воздух и проносится метров двадцать. Наверно, долго потом не мог прийти в себя от испуга. Как-то не похоже на то, что Господь к этому причастен. Один раз Иосиф завис над землёй в присутствии Папы, в другой – настолько потряс некоего немецкого герцога-протестанта, что тот вернулся в католичество. Видимо, именно этот случай стал основанием для его канонизации, потому что далеко не всем его способность нравилась, иные подозревали неладное.

http://pravoslavie.ru/65266.html

Пароль: Запомнить меня на этом компьютере июня 2014 Старое и новое Не только отзвуки, а полновесное звучание иудейской традиции чувствуется в православном богослужении — его структуре и образности. Фрагмент барельефа Триумфальной арки императора Тита Священное Писание Ветхого Завета было переведено на греческий язык еще в дохристианские времена, а Новый Завет был сразу написан на языке Платона и Эсхила. Христианское богословие уже со II века говорит на языке античной философии, вся христианская литература, вся гимнография опирается на каноны греческой словесности. Но не только отзвуки, а полновесное звучание иудейской традиции чувствуется в православном богослужении — его структуре и образности. Кровь и огонь Главным центром богослужебной жизни в раннехристианскую эпоху был Иерусалимский храм. Построенный Соломоном (X в. до Р. Х.) и восстановленный после возвращения из вавилонского плена (ок. 516 г. до Р. Х.), во времена правления Ирода Великого он приобрел новое величие. Иудейский историк I века от Р. Х.Иосиф Флавий описывает его так: «Покрытый со всех сторон тяжелыми золотыми листами, он блистал на утреннем солнце ярким огненным блеском, ослепительным для глаз, как солнечные лучи. Иноземцам, прибывшим на поклонение в Иерусалим, он издали казался покрытым снегом, ибо там, где не было позолоты, он был ослепительно бел». Богатое внешнее убранство подчеркивало уникальность храма в качестве места особой встречи с Яхве как всего народа израильского, так и каждого иудея. Постепенно подводящие к этой встрече притворы, святилище, святая святых видимым образом выражали идею недосягаемости Бога и, вместе с тем, Его постоянного присутствия, напоминали о необходимости приближения к Нему через очищение и молитву. Центром храмовой службы было ежедневное принесение жертвы, совершавшееся священниками. Они были особой кастой в силу своего происхождения от Аарона (Исх. 29, 9). Чинопоследование было расписано в мельчайших подробностях — вплоть до того, каким образом необходимо укладывать дрова на жертвенник и удалять с него золу. Для ежедневного жертвоприношения община была необязательна (хотя многие миряне приходили в храм на молитву в час принесения жертвы), главным было тщательное исполнение всех уставных предписаний как выражение верности предписаниям Завета. Храм наполнялся толпами паломников на праздники Пасхи (Песах), Пятидесятницы (Шавуот) и Кущей (Суккот), когда каждый благочестивый иудей стремился в Иерусалим. Один из очевидцев той эпохи свидетельствует, что на праздник Пасхи в жертву приносилось более 250 тысяч ягнят! Нетрудно представить себе ту «пасхальную» атмосферу: блеяние животных, реки крови, запах жареного мяса.

http://aquaviva.ru/journal/?jid=54460

Постоянно отмечай [происходящее] в душе твоей и наблюдай, и когда ты почувствуешь в себе, что Божественное промышление начало открывать себя душе, уразумей отсюда, что ты близок к гавани чистоты. Ведь когда человек начинает 2 подниматься от страстей, тотчас эта святая сила прилепляется к душе и не удаляется от нее ни днем ни ночью и показывает ей Божественное домостроительство. И ведь [все,] совершающееся втайне и наяву человека и во [всем] творения века сего, вплоть до [самого] малого из всего, что есть, – и существующего, и [даже] еще не [существующего], – открывает душе она сила, прилепившаяся (d-naqqp) к ней. И открывает ей силу действий 3 Божиих, и показывает ей Божественное промышление, непрестанно соприсутствующее всему в этом творении и все в нем совершающее 4 ; а также [показывает], как оно всегда соприсутствует человеку 5 , и во всякое время хранит его от сопротивников, когда он не чувствует этого и не знает [об этом], и направляет его ко всему, что относится ко спасению и покою души его и тела его и обретению жизни его. А затем та же самая Божественная сила, которая все это совершает 6 , тайно показывает человеку саму себя – в умопостигаемом откровении его духовной природе, то есть уму (mad). Когда же человек сподобится принять эту силу в душе своей, ничего более не остается у него (ти layt lh), кроме изумления, и тишины 7 , и слез, источающихся во всякое время, как вода, и с этого времени человек прекращает все дела 8 . И с тех пор ты будешь видеть в этом во всякое в зрелище постоянства промысла Божия по отношению к творению рук Его. Ум, поглощенный изумлением, утихшие чувства, немощный человек, поверженный на лицо свое в молитве, ибо нет у него языка, чтобы говорить, и, опять, [ему] недостаточно сердца, чтобы молиться, но от изумления происходящим даже сама молитва упразднилась (bal): это то упразднение, которое лучше делания [и которое бывает,] только когда человек умиряется во всех своих чувствах и движениях и непрестанно повергается на лицо свое пред своим Господом – вплоть до того, что и кости его возносят хваление Бога в тишине своей в этом известном упразднении, как сказал пророк: «Все кости мои скажут: Господи, кто подобен Тебе?» 9 .

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/tr...

Сортировать по Исключить новости Да пожалеет Бог мир и пошлет нам дождь Молитесь ли вы о дожде или этот вопрос вас не занимает? В прошлую засуху, когда люди из-за бездождия были вынуждены скосить пшеницу на сено, вы даже и не пошевелились в отношении молитвы. Почему? Потому, что сами вы поливаете огород из шланга? 18 июля, 2010 Молитесь ли вы о дожде или этот вопрос вас не занимает? В прошлую засуху, когда люди из-за бездождия были вынуждены скосить пшеницу на сено, вы даже и не пошевелились в отношении молитвы. Почему? Потому, что сами вы поливаете огород из шланга? Небывалая жара и засуха, царящая во многих регионах России и многих других странах мира — повод вспомнить слова святых и подвижников о временах зноя, жары и засухи. Насколько же премудро все устроено Богом! Тают снега — наполняются источники. Но вот сейчас [ 1] — ни снега, ни дождя. Что же из всего этого выйдет? Что будут пить люди? Да пожалеет Бог мир, да умилостивится Он над нами и пошлет дождь. Ведь если будет продолжаться засуха, то потихоньку засохнут даже листья на деревьях. На маслинах не будет видно не то что зеленого плода, но даже зеленого листочка. Что бы ни посеял человек, если Бог не покропит сверху святой водою, то есть дождем, то все посаженное засохнет. Дождь — это святая вода. Несчастные люди, что же они будут делать при нехватке воды, привыкнув к ее изобилию? Бог не дает воду за грехи, но даже и просто рассуждая по-человечески: как может хватить воды, если люди ее так расточительно расходуют? Представляю, что будет твориться в городах! Ведь только для одного сливного бачка в туалете нужна целая здоровенная жестяная банка воды. Города наполнятся микробами, начнется холера. Люди будут умирать, оставаться без погребения, а сверху трупы будут посыпать каким-нибудь порошком для дезинфекции. К нашему счастью, Бог еще не оставил мир совсем и промышляет о нем. Старец Паисий Святогорец Мы живем в апокалиптические времена . Чем, по-вашему, являются засухи, бездождия, которые мы терпим из года в год? Разве бывали раньше засухи, подобные нынешней? Вот и здесь, в Халкидике, пересохла река, погибла рыба, зловоние распространилось по всей округе.

http://pravmir.ru/da-pozhaleet-bog-mir-i...

Сортировать по Исключить новости По вере и чудеса. Любовь ко всем. Благословенный Симеон Но тот, то ли забыл, то ли не успел, на обратном пути он отломил от палубы корабля кусочек дерева и привёз его женщине. Она благоговейно к нему приложилась и впредь в случае недугов крестила им больных, даруя им исцеление. Изумлённый мужчина, вынужден был во всём признаться. 27 июля, 2012 Но тот, то ли забыл, то ли не успел, на обратном пути он отломил от палубы корабля кусочек дерева и привёз его женщине. Она благоговейно к нему приложилась и впредь в случае недугов крестила им больных, даруя им исцеление. Изумлённый мужчина, вынужден был во всём признаться. Сайт Agionoros.ru публикует несколько отрывков из книги «Подвижники-миряне». Ее автор – современный афонский старец, ближайший сподвижник хорошо известного в России Паисия Святогорца. Впервые «Подвижники-миряне» были опубликованы в 2008 году, вскоре книга стала не только греческим но и мировым бестселлером. Выдержала много переизданий в Греции и других европейских странах и даже были переведена на албанский и арабский языки. В 2011 году книга была опубликована Издательским Домом «Святая Гора». По вере и чудеса Рассказывает грек родом из Малой Азии: «В нашем селе был чудотворный источник. Однажды, когда заболело одно из наших животных, отец послал за святой водой своего подмастерья-турчонка. Он поленился идти на источник и набрал воды из близлежащего ручья. Когда он принёс воду, отец с молитвой окропил ей животное, которое тотчас поднялось на ноги. Потрясённый турок воскликнул: «Хозяин, велика ваша вера христианская! Эта вода не из святого источника». Отец отнёсся к простой воде, как к святой, и по своей несомненной вере получил просимое. Некий христианин решил отправиться в паломничество в Иерусалим. Одна благочестивая женщина попросила привезти ей в благословение со Святой Земли кусочек Честного Древа, на котором был распят Спаситель. Но тот, то ли забыл, то ли не успел, на обратном пути он отломил от палубы корабля кусочек дерева и привёз его женщине. Она благоговейно к нему приложилась и впредь в случае недугов крестила им больных, даруя им исцеление. Изумлённый мужчина, вынужден был во всём признаться. Благословенная женщина из-за своей крепкой веры и почитания Честного Древа, лечила больных даже с помощью кусочка корабельной палубы!

http://pravmir.ru/po-vere-i-chudesa-lyub...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010