Скачать epub pdf 50. Неделя 5 по Пасхе. О самаряныне. О стяжании благодати Божией (Ин. 4:4–42) «Вода, которую Я дам, сделается в человеке источником воды, текущей в жизнь вечную» ( Ин. 4:14 ) В наступившую пятую неделю по Пасхе, благочестивые слушатели, святая Церковь предлагает нашему назиданию беседу Спасителя с самарянкой. По своему смыслу эта беседа примыкает к евангельскому чтению предыдущей недели – о расслабленном, являясь, как бы продолжением и завершением этого чтения. Тридцать восемь лет пролежал расслабленный в купальне при Вифезде, проходя великую школу терпения и веры в возможность исцеления от движения воды. Когда Христос сказал ему: Встань, возьми постель твою и ходи, он не подумал: не шутит ли этот человек, приказывая мне, пролежавшему 38 лет при купальне, вдруг, минуя действие воды, встать и идти домой. Не подумал так потому, что когда услышал слова Христа (встань... и ходи), то неожиданно почувствовал действие в себе исцеляющей силы этих слов Христа, а вместе и веру, и исцеление действием именно этих слов Спасителя. И он, движимый этой верой и этой исцеляющей силой слов Божиих, действительно встал и пошёл. Вода купальни оказалась уже ненужной; его подняла на ноги и исцелила не эта вода Вифезды, а Тот, Кто Сам источал благодатные токи. Как это могло произойти? Подробный ответ на этот вопрос, братия и сестры, даёт Христос в беседе с самарянкой. Беседа эта произошла в Сихаре, когда Христос, утрудившись в пути, присел у колодца Иаковлева и попросил воды у самарянки, пришедшей из города за этой колодезной водой. Просьба Христа вызвала недоумение у женщины: как он, будучи иудей, может просить воды у самарянки, женщины того народа, который презирался евреями. Христос, желая перевести беседу на духовно-спасительную для самарянки тему, стал раскрывать перед ней понятие о воде живой, которая, будучи даром Божиим, сама является источником воды, текущей в жизнь вечную ( Ин. 4:14 ). Трудно было самарянке уразуметь благодатную природу этой другой, неведомой для неё воды, как и понять, кем же является этот таинственный её собеседник, однако, она незаметно для себя стала проникаться доверием к Нему и подпадать под Его благодатное воздействие.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vete...

Скачать epub pdf Особое отношение к богоявленской воде – древняя христианская традиция. Впервые о ней упоминает святитель Епифаний Кипрский в своем сочинении «Против ересей», или «Панарион», написанном в 70-е гг. IV в.: «Рождество Христово, без сомнения, произошло 11-го тиби (по египетскому календарю, по юлианскому это 6 января, т. е. день праздника Богоявления 1 .– свящ. М. Ж.)… И в то же 11-е число, но тридцать лет спустя, случилось первое знамение в Кане Галилейской, когда вода стала вином. Поэтому во многих местах вплоть до настоящего времени повторяется случившееся тогда Божественное знамение во свидетельство неверующим, что подтверждают превращающиеся в вино воды источников и рек во многих местах. Например, источника в городе Кибира в Карийской области… а также и источника в Герасе Аравийской. Мы сами пили из кибирского [источника,] а наши братья – из герасского… А многие [братья] из Египта свидетельствуют то же самое и о [реке] Нил. Потому-то 11-го тиби по египетскому [календарю] все и набирают воды и затем хранят ее – и в самом Египте, и в других странах» 2 . Итак, уже в IV в. традиция почитания воды, набранной в день Богоявления, была известна не только в Египте, где впервые начали отмечать этот праздник 3 , но и в других областях христианского мира. Примерно на десятилетие позже святителя Епифания эту же традицию описывает и святитель Иоанн Златоуст . В своей беседе на день Крещения Господня, произнесенной в 387 г. в Антиохии, он отмечает: «В полночь на этот праздник [Богоявления] все, начерпав воды, приносят ее домой и [затем] хранят ее целый год, так как сегодня освящены воды. И происходит явное знамение: качество этой воды не портится 4 с течением времени; напротив, начерпанная сегодня вода остается неиспорченной и свежей целый год, а часто и два или три» 5 . Свойство богоявленской воды не портиться долгое время, может, и не так поражает воображение, как описанное святителем Епифанием чудо превращения вод некоторых источников в вино. Но именно это качество отличает богоявленскую воду уже много веков. Его признавала даже атеистическая пропаганда советских времен, пытаясь дать ему «научное» объяснение: святая вода якобы не портится из-за ионов серебра, поскольку ее освящают и затем хранят в серебряных сосудах 6 (хотя это в подавляющем большинстве случаев не так). Однако святой Иоанн Златоуст , впервые описавший это свойство, ничего, как и святитель Епифаний, не говорит о совершении над водой каких-либо богослужебных чинопоследований – все желающие просто набирают ее из местных источников, и святость ее имеет основание в самой дате праздника, а не в том, что над водой прочитана молитва или совершено священнодействие 7 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

Святая гора Афон – святая гора Осса. Часть 1. Афон Пресвятая Богородица – Игуменья Святой Горы Как-то летом Господь сподобил нас поучаствовать во встрече, устроенной международной организацией православной молодежи Syndesmos. В Грецию приехали молодые люди из разных стран – России, Сербии, Польши, Кореи, Конго, Румынии, Египта, Латвии, Англии. После встречи в Фессалониках, где мы приложились к мощам св. Димитрия Солунского, нам предстояло разделиться на две группы: мужская отправлялась на Афон, а женская – в монастырь на гору Осса и, позднее, в Метеоры. Афонскую группу возглавил господин Димитрий Эконому, профессор из Оксфорда, член “Общества друзей Афона”, с огромной любовью относящийся к Святой горе и ее наследию. Осскую группу возглавила секретарь Syndesmos’a Ольга Олейник. Позволим себе поделиться некоторыми впечатлениями об этой поездке, которая стала для нас важным событием.   Святая Гора Афон. Вид издали. Теплоход неспешно идет по пронзительно-синей морской глади. Ярко светит солнце. Огромная белопенная струя тянется за кильватером. Над кораблем вьются чайки, некоторые из паломников бросают вверх кусочки хлеба и птицы ловят их на лету. Очень красиво. А вот вдруг люди побежали к правому борту – оказалось, там плывут дельфины, сопровождая наше путешествие ко Святой горе. Если посмотреть за борт, то можно увидеть, что вода не синяя, а зеленая и очень прозрачная, на много метров вглубь видно, как проплывают друг над другом темные стайки тоненьких рыбок. По левую сторону показались пристани, одна из них Зографского монастыря, а потом и первые прибрежные монастыри – Ксенофонт, Ксиропотам… Мощные, впечатляющие крепости, яркие куполочки церквей выглядывают из-за серых стен. Подплыли к Пантелеимонову монастырю. И почему-то именно здесь сердце дрогнуло, будто от прикосновения благодати. Появилось чувство, что это действительно Афон, а не просто плаванье мимо поросших лесом берегов с древними зданиями. Наконец мы прибыли к последней пристани – Дафни. Пора выходить. Сразу же – в суету, толчею, большая часть людей сходит именно здесь. Палит солнце, раскаленная дорожная пыль под ногами, темные стены лавок, по правую сторону – море, у причала несколько белоснежных катеров с благочестивыми названиями, например “Святая Анна”, много монахов и самых разных людей, отовсюду многоязычный гомон, в котором различима и русская речь. На пристани монах раскладывает небольшую ткань, и на ней – четки, иконки, крестики на продажу. Отсюда отходят два автобуса в Карею, знающие люди всегда бегут первым делом к ним, так как мест в автобусах нередко оказывается меньше, чем желающих ехать.

http://pravoslavie.ru/2466.html

Паломничество с Syndesmos’oм: Святая гора Афон, Святая гора Осса Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 43, 2005 2 сентября, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 43, 2005 Летом 2004 года Господь сподобил нас поучаствовать во встрече, устроенной международной организацией православной молодежи Syndesmos. В группу собрались православные молодые люди из разных стран — России, Сербии, Польши, Кореи, Конго, Румынии, Египта, Латвии, Англии. После встречи в Фессалониках, где мы приложились к мощам святого Димитрия Солунского, нам предстояло разделиться на две группы, из которых мужская отправлялась на Афон, а женская — в монастырь на гору Осса и позднее в Метеоры. Возглавлял группу на Афоне господин Димитрий Эконому, профессор Оксфорда, член Общества друзей Афона, с огромной любовью относящийся к Святой горе и ее наследию, на горе Осса — секретарь Syndesmos’a Ольга Олейник. Позволим себе поделиться некоторыми впечатлениями об этой поездке, которая стала для нас событием. Афон Теплоход отправился, мы неспешно поплыли по пронзительно-синей морской глади. Ярко светит солнце, огромная белопенная струя тянется за кильватером. Над кораблем вьются чайки, некоторые из паломников бросают вверх кусочки хлеба и птицы ловят их на лету. Очень красиво. А вот вдруг люди побежали к правому борту — оказалось, там плывут дельфины, сопровождая наше путешествие к Святой горе. Если посмотреть за борт, то можно увидеть, что вода не синяя, а зеленая и очень прозрачная, на много метров вглубь видно, как проплывают друг над другом темные стайки тоненьких рыбок. По левую сторону показались пристани, например, Зографского монастыря, а потом и первые прибрежные монастыри: Ксенофонтов, Ксиропотаму… Мощные, впечатляющие крепости, яркие куполочки церквей выглядывают из-за серых стен. Подплыли к Пантелеимонову монастырю — и почему-то именно здесь сердце дрогнуло, будто от прикосновения благодати. Появилось чувство, что это — действительно Афон, а не просто я плыву мимо поросших лесом берегов с древними зданиями.

http://pravmir.ru/palomnichestvo-s-synde...

Закрыть itemscope itemtype="" > Стихотворные притчи иеромонаха Романа О стихотворениях 2017-2018 годов, опубликованных в книге «Лазурь святая» (СПб.: Пальмира, 2017) и на сайте «Ветрово» 26.06.2018 1893 Время на чтение 12 минут Фотография Александра Мелехова Когда речь заходит о притчах, мы вспоминаем в первую очередь Евангелие: Вам дано знать тайны Царствия Божия, а прочим в притчах, потому что они видя не видят и слыша не разумеют, - сказал Спаситель ученикам (Лк. 8:10). Вслед за Спасителем форму притчи использовали святые отцы: они объясняли законы духовной жизни, используя наглядные примеры из жизни мipckoй. Внимательно читая стихотворения иеромонаха Романа (Матюшина-Правдина), нельзя не заметить их глубинной связи не только со Священным Писанием, но и со святоотеческими произведениями. Выражается это и в том, что он тоже использует жанр притчи: деревья, цветы, облака - всё то, что отец Роман видит вокруг себя каждый день - становятся в его стихах образами людей. Некоторые стихотворения иеромонаха Романа, не только поздние, но и ранние, перекликаются с главами из книги святителя Тихона Задонского «Сокровище духовное, от мipa собираемое», которая построена именно как собрание притч. Например, у отца Романа есть известное песнопение «Ах, оставьте, не нужно тревожить...»: в нем рассказывается о лужах, в которых грязь по ночам опускается на дно, они становятся чистыми и прозрачными и отражают месяц и звезды. Это - образ человеческой души. В книге святителя Тихона Задонского есть главка с похожим содержанием, которая называется «Тина или грязь на дне ключа». В ней святитель Тихон пишет: «Видим, что хотя в ключе и чистая вода имеется, однако на дне его бывает тина или грязь. Так и в глубине сердца человеческого имеется всякая нечистота. Как смердящая тина и зловоние, там кроется гордость и высокоумие, сребролюбие, гнев, злоба и зависть, скотская нечистота и всякая мерзость. В ключе на дне его лежащую нечистоту видно тогда, когда жезлом или иным каким-нибудь орудием по дну его ударяют; тогда от тины или грязи, на дне его лежащей, вся вода в ключе возмущается и становится мутной. Так и нечистота страстей и скотский злой нрав, в глубине сердца человеческого лежащий, во время искушения и соблазнов проявляется».

http://ruskline.ru/analitika/2018/06/27/...

Крещенское шоу Во всех православных столичных храмах крещенскую воду будут освящать, и раздавать всем желающим с вечера 18 января. И хотя это будет совершаться еще неделю, почему что все считают обязательным простоять до глубокой ночи в длинной очереди, чтобы запастись на весь год. 18 января, 2013 Во всех православных столичных храмах крещенскую воду будут освящать, и раздавать всем желающим с вечера 18 января. И хотя это будет совершаться еще неделю, почему что все считают обязательным простоять до глубокой ночи в длинной очереди, чтобы запастись на весь год. Крещение Господне  подается в обществе, на мой взгляд, как забавное шоу. По количеству упоминаний в СМИ, этот праздник значительно превосходит куда более значимый праздник Рождества. Сначала идет перечисление всех народных примет, потом способов гаданий и ворожбы, затем советы бывалых «моржей», и наконец, веселая картина проруби. И конечно, все дело именно в «картинке», которую легче протолкнуть в эфир, чем долгие и непонятные церковные службы… И шоу это состоит из двух частей: раздача воды, и купание. Конечно, можно продолжать ёрничать по поводу утверждения верующих, что простая вода после освящения в Крещенский сочельник приобретает чудесные свойства. Мол, все это сказки для бабуль. Но вот я лично провел эксперимент (не то чтобы очень усомнился, просто так получилось), взял в храме на праздник Крещения Господня воды, которая простояла у меня в бутылке из-под кока-колы больше года и… не испортилась. Среди православных верующих существует благочестивое правило, по которому человек пьет ее по утрам, после прочтения утренних молитв. Необходимо кропить себя святой водой при возникновении греховных влечений, плохом самочувствии, раздражительности…Освященная в этот праздник святая вода называется по-гречески «агиасма», то есть святыня. Но все это, конечно, для очень сильно продвинутых прихожан, а для нас, грешных, конечно же, этот день – интереснее и красочное шоу… Водосвятный молебен Во всех православных столичных храмах крещенскую воду будут освящать, и раздавать всем желающим с вечера 18 января. И хотя это будет совершаться еще неделю, почему-то все считают обязательным простоять до глубокой ночи в длинной очереди, чтобы запастись на весь год.

http://pravmir.ru/kreshhenskoe-shou/

Разделы портала «Азбука веры» ( 47  голосов:  4.7 из  5) Оглавление Крещение В крещенский сочельник я подрался с Гришкой. Со слов дедушки я стал рассказывать ему, что сегодня в полночь сойдет с неба ангел и освятит на реке воду, и она запоет: “Во Иордане крещающуся Тебе, Господи”. Гришка не поверил и обозвал меня “баснописцем”. Этого прозвища я не вытерпел и толкнул Гришку в сугроб, а он дал мне по затылку и обсыпал снегом. В слезах пришел домой. Меня спросили: — О чем кувыкаешь? — Гри-и-шка не верит, что вода петь бу-у-дет сегодня ночью! Из моих слов ничего не поняли. — Нагрешник ты, нагрешник, — сказали с упреком, — даже в Христов Сочельник не обойтись тебе без драки! — Да я же ведь за дело Божье вступился, — оправдывался я. Сегодня великое освящение воды. Мы собирались в церковь. Мать сняла с божницы сосудец с остатками прошлогодней святой воды и вылила ее в печь, в пепел, ибо грех выливать ее на места попираемые. Отец спросил меня: — Знаешь, как прозывается по древнему богоявленская вода? Святая агиасма! Я повторил это, как бы огнем вспыхнувшее слово, и мне почему-то представился недавний ночной пожар за рекой и зарево над снежным городом. Почему слово “агиасма” слилось с этим пожаром, объяснить себе не мог. Не оттого ли, что страшное оно? На голубую от крещенского мороза землю падал большими хлопьями снег. Мать сказала: — Вот ежели и завтра Господь пошлет снег, то будет урожайный год. В церковь пришли все заметеленными и румяными от мороза. От замороженных окон стоял особенный снежный свет — точно такой же, как между льдинами, которые недавно привезли с реки на наш двор. Посредине церкви стоял большой ушат воды и рядом парчовый столик, на котором поставлена водосвятная серебряная чаша с тремя белыми свечами по краям. На клиросе читали “пророчества”. Слова их журчали, как многоводные родники в лесу, а в тех местах, где пророки обращаются к людям, звучала набатная медь: “Измойтесь и очиститесь, оставьте лукавство пред Господом: жаждущие, идите к воде живой”… Читали тринадцать паремий. И во всех их струилось и гремело слово “вода”. Мне представлялись ветхозаветные пророки в широких одеждах, осененные молниями, одиноко стоящие среди камней и высоких гор, а над ними янтарное библейское небо, и ветер, развевающий их седые волосы…

http://azbyka.ru/fiction/zavtra-pasxa-go...

Скачать epub pdf Психологическую основу почитания икон можно усмотреть в поговорке: «Лучше один раз увидеть, чем десять раз услышать». По уверениям психологов, человек зрением воспринимает 80 процентов всей получаемой информации. Изображение помогает нам воссоздать в душе облик дорогого человека и смягчить боль разлуки с ним. Чувства, питаемые к изображенному человеку, в какой-то степени переносятся на само изображение. Если же изображаемое лицо обладает в наших глазах ореолом святости, то изображение, или икона, по-гречески, приобретает значение святыни. Священными объектами могут быть не только изображения, но и останки (мощи), место погребения, вещи, принадлежавшие чтимому лицу. В этом исключительном значении зрительных впечатлений надо искать причину настойчивого желания узреть Бога. Это желание, как мы знаем из Священного Писания , овладевало многими, начиная от Моисея ( Исх. 33:18–23 ) и до ученика Христова Филиппа, который просил: «Покажи нам Отца, и довольно для нас» ( Ин. 14:8 ). Бог Отец ответил на это вековечное стремление человечества к зрительному Его восприятию, послав нам Своего Сына ( Ин. 3:16 ), Который явил никогда до этого невиданного Бога ( Ин. 1:18 ). Изображение (икона) Сына Божьего приобрело исключительно важное значение с уходом Спасителя из материального мира. Между изображением обыкновенного человека или святого, Божьей Матери, и, тем более, Господа Иисуса, церковное сознание усматривает существенное различие. Икона есть не только изображение, но священный предмет, через который молящемуся подается благодать Божья, сообщается святость, идущая от Бога. И это происходит – кто бы ни был изображен на иконе: Господь, Его Пресвятая Матерь или кто-либо из святых, ибо Господь наш единственный Источник освящения и святости. Освящение сообщается через прикосновение к священным предметам. Так, например, через погружение креста в воду, вода освящается. Святая вода, в свою очередь, сообщает освящение иконе, сосудам, пище, жилищу – любому предмету потребному для добрых целей. Таким образом, лобзание святой иконы – это не только выражение любви к изображаемому лицу, но и освящение через прикосновение к ней. Ярким примером освящения через материальные объекты могут служить исцеления больных, на которых падала тень апостола Петра ( Деян. 5:15 ). В других случаях возлагались платки и опоясания апостола Павла ( Деян. 19:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Mudyugi...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 19 дней Игорь Маликов. Святая Гора. Русский монастырь Игорь Маликов Святая Гора. Русский монастырь      Уранополис – уютный и аккуратный городок. Отсюда утром 27-го октября в субботу на пароме " Святой Пантелеймон " мы ушли морем вдоль берега в Русский монастырь, где и должны были заночевать. Паром - это такой корабль, только вместо привычного острого носа у него большая откидная дверка, куда заходят люди и въезжают грузовики. Довольно приличный по размеру, надо сказать, паром – три палубы. Когда заходили, местная команда кассиров-таможенников светских людей отправляет по одной лесенке, священников по другой. Так что мы с отцом Сергием оказались на разных палубах, хотя потом встретились на верхнем уровне.      Отец Сергий - священник из Коломны, и хоть я его называю на " Вы " , отношения у нас самые дружеские. Благодаря ему я начал посещать Храм, и очень рад тому, что у нас выпала возможность поехать на Афон вместе.      Идем морем… Красота! Вода чистейшая. Пассажиры на ходу кормят чаек, некоторые из них прямо на лету выхватываю печенье из рук. Главное пальцы вовремя убрать, иначе оттяпают - клювы-то как клещи. Я так думаю, половина пассажиров едет на Афон впервые, их сразу видно. Да я и сам такой - только вдали на берегу показались стены первого из монастырей - все дружно защелкали фотоаппаратами и телефонами. Остальная часть пассажиров спокойно и с достоинством продолжает неторопливо разговаривать или просто дремать. Фотографируем красоту, радостно как-то на душе, хорошо!      Спустя примерно пару часов подходим к русскому монастырю Святого Пантелеимона. Издалека все очень по-русски и как-то даже по-московски: высотные корпуса архондариков (это так называется гостиница для паломников), тут же грузовики, бульдозеры, экскаватор, и высокие краны. Стройка... Уже потом после заселения, пытаясь " вдохнуть всей грудью " благодатную тишину монастырского воздуха я понял, что это произойдет не сегодня. Звуки самые что ни на есть бытовые: работает отбойник, где-то жужжит плиткорез, рычит бульдозер.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=8&iid=1761

Пасха. Воскресение Христово. Осталось 15 дней Скит Святая Анна - скит Малая Анна Скит Святая Анна - скит Малая Анна         Скит Святой Анны приписан Великой Лавре, находится в труднодоступной местности между Новым Скитом и Карулей, где по широкому склону афонского хребта до самого моря спускаются террасами многочисленные каливы и келлии, утопающие в зелени оливковых, лимонных и апельсиновых рощ. Здесь возделывают злаковые культуры с крепкими темными зернами, которые на Святой Горе называют «слезы Панагии». Используются они для изготовления четок. Скит этот почитается первостепенным на Афоне в аскетическом отношении.   Монашеская жизнь в этих местах началась с XII-XIII века. Первый устав братства был утвержден вселенским патриархом Дионисием III в 1689 году. До XVII века скит назывался «Вулевтир», затем взял название Святой Анны от одноименного собора, основанного для хранения в нем нетленной стопы Св. Анны, перенесенной монахами из Азии в 1686 году.   Соборный храм находится на высоте 300 метров, в то время как самая высокая калива находится на высоте 450 метров над уровнем моря.   Предание   По молитве преподобного Геронтия высоко в горах появился святой источник. После того, как монахи стали использовать воду для стирки одежды и поливки сада, преподобному было видение, в котором Богородица указала, что вода в источнике была дана им для других целей. Источник иссяк, но по молитвам преподобного пробился вновь, дальше и выше прежнего, чтобы монахи научились пользоваться малым, как им велела Богородица. Этот новый источник считается святым и в нем всегда ровно столько воды, сколько нужно общине.   В настоящее время при ските состоит 51 калива, в 35 из которых поддерживается монашеская жизнь (кроме того, 7 калив принадлежит Малой Святой Анне), подвизаются 88 монахов.     Святыни В Соборном храме находятся мощи следующих святых: часть ноги Св. Анны; частицы мощей мучеников Игнатия, Евфимия и Акакия; Св. бессребреников Косьмы и Дамиана; мученика Харлампия; великомученика Димитрия и часть главы мученика Нектария.

http://isihazm.ru/?id=519

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010