О святой воде Великое освящение воды. Сретенский монастырь. Фото: Антон Поспелов/Православие.Ru Всю нашу жизнь рядом с нами великая святынясвятая вода (по-гречески «агиасма» — «святыня»). Освященная вода есть образ благодати Божией: она очищает верующих людей от духовных скверн, освящает и укрепляет их к подвигу спасения в Боге. Мы впервые окунаемся в нее в Крещении, когда при принятии этого таинства трижды бываем погружаемы в купель, наполненную святой водой. Святая вода в таинстве Крещения омывает греховные нечистоты человека, обновляет и возрождает его в новую жизнь во Христе. Святая вода обязательно присутствует при освящении храмов и всех предметов, употребляющихся в богослужении, при освящении жилых домов, построек, любого бытового предмета. Нас окропляют святой водой на крестных ходах, при молебнах. В день Богоявления каждый православный христианин несет домой сосуд со святой водой, бережно хранит ее как величайшую святыню, с молитвой причащаясь святой водой в болезнях и всякой немощи. «Освященная вода, — как писал святитель Димитрий Херсонский, — имеет силы к освящению душ и телес всех, пользующихся ею». Она, приемлемая с верой и молитвой, врачует наши телесные болезни. Преподобный Серафим Саровский после исповеди паломников всегда давал им вкушать из чаши святой богоявленской воды. Преподобный Амвросий Оптинский смертельно больному послал бутылку со святой водой — и неизлечимая болезнь к изумлению врачей отошла. Старец иеросхимонах Серафим Вырицкий всегда советовал окроплять продукты и саму пищу иорданской (крещенской) водой, которая, по его словам, «сама все освящает». Когда кто-нибудь сильно болел, старец Серафим благословлял принимать по столовой ложке освященной воды через каждый час. Старец говорил, что сильнее лекарств, чем святая вода и освященное масло, — нет. Чин водоосвящения, который совершается в праздник Богоявления, называется великим по особенной торжественности обряда, проникнутого воспоминанием Крещения Господня, в котором Церковь видит не только таинственное омовение грехов, но и действительное освящение самого естества воды через погружение в нее Бога по плоти.

http://pravoslavie.ru/28980.html

     Во-первых, не переживать. Часто православный христианин прозаичные и бытовые вещи принимает как дурные или хорошие знаки. Например, выронил батюшка случайно обручальное колечко на венчании – жить не будут молодые. Или: когда молился Пресвятой Богородице, чтобы что-то исполнилось, увидел, как солнечный лучик упал на лик и образ будто бы улыбнулся, значит желаемое осуществится; испортилась крещенская водичка – благодать Божия отошла от дома, жди беды. Это, конечно, суеверия, то есть суетная вера. Святые отцы однозначно говорят: знаков не искать, суевериям не предаваться и не разжигаться ни позитивными, ни негативными мыслительно-эмоциональными установками на этот счет. Все должно принимать равнодушно, как будто бы этого и не было. На все воля Божья. Ей и доверяться, основываясь в первую очередь на заповедях Господних и советах святых отцов. Нужно, как говорится, не заполошничать и не впадать в панику, но четко и трезво осознавать, что наше спасение зависит от воли Божией и от того, насколько ревностно мы работаем над собой для искоренения греха и очищения-освящения своего внутреннего человека. Утилизировать же святую воду, которая испортилась, можно очень просто. Вылить ее куда-то под кустик или дерево, на травку или землю в чистое место, где нет мусора. Если это квартира, то вылейте ее в вазон с цветами, но не в канализацию, чтобы не мешалась святыня с нечистотами. Если святая вода хранилась в бутылке пластиковой, то ее лучше в чистом месте сжечь, а если в стеклянной таре – ее можно хорошо несколько раз прополоскать и также вылить в чистое место. Святую воду лучше хранить не на окне и не в таком месте, где на нее попадают прямые солнечные лучи. От этого она может также испортиться. С другой стороны, нужно понимать, что изначально в освящаемой воде могут быть семена водяных растений, от которых вода может «зацвести». Есть масса естественных вариантов, когда святая вода может испортиться. Когда святая вода становится непригодной для пития, то ею можно с ладошки окропить свое жилище, детей, родственников. И таким образом использовать святыню по назначению своему духовному, чтобы крещенская вода силой Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа освятила, очистила наше жилище, а наши души и тела получили спасительную и животворящую силу Божьей благодати.

http://pravoslavie.ru/109145.html

Патриарх Кирилл: Святая вода великая святыня, и почерпать ее нужно в благоговении 19 января, 2015. Святейший Патриарх Кирилл Вода, оставаясь водой, приобретает особые свойства. 19 января. ПРАВМИР. 18 января 2015 года, в навечерие Богоявления (Крещенский сочельник), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию св. Иоанна Златоуста в столичном кафедральном соборном Храме Христа Спасителя. В приделе в честь Тихвинской иконы Божией Матери нижнего храма Предстоятель Русской Церкви совершил чин великого освящения воды, — сообщает Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси . Затем Патриарх Кирилл поздравил верующих с сочельником и наступающим праздником Богоявления: «Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, дорогие отцы, братья и сестры! Всех вас сердечно приветствую с навечерием Богоявления Господня. Сегодня, в канун этого великого праздника, по установившейся церковной традиции за вечерним богослужением совершается освящение воды. Мы молимся Господу о ниспослании Его благодати, Его силы, водному естеству. Если только вдуматься, что происходит в этот момент, то потрясает сама мысль о том, что через рождение Спасителя, через Его жизнь, через Его страдания, через Его смерть и Его воскресение роду человеческому дана величайшая сила  Божественное присутствие в жизни людей и в человеческой истории. Господь не покидает род человеческий, возносясь на небо, Он остается с нами силой, действием Святаго Духа. И как знак этого Божественного присутствия по молитвам Церкви естество водное обогащается Его энергией, Его силой, Его благодатью. И мы знаем, что вода, оставаясь водой, приобретает особые свойства: она не портится, она исцеляет от болезней, она отгоняет от людей темную силу, она дает людям возможность, опираясь на свою веру и свою молитву, привлекать через воду сию благодать Святаго Духа. Великая святыня открывается нам в эти крещенские дни. Это продолжение праздника Рождества Христова и это подлинное Богоявление не только как исторический факт, но как реальность, в которой мы живем. Святая вода это знак новой Божественной реальности, соединенной с человеческим естеством и с человеческой историей.

http://pravmir.ru/patriarh-kirill-svyata...

Господь создал воду, яже над твердию и яже под твердию, и отделил воду от суши на земле. Сия есть первозданная стихия мира, текущая и всезаполняющая, прозрачная и всепроницающая, напояющая и омывающая, живящая и увеселяющая. Вода окружает землю и окружается ею: в суше находит она границу свою, а вместе и основание свое: вода не может утверждаться без суши и земля без влаги разсыпается в прах. Вода угашает огонь, как противоположную и отталкивающуюся стихию, и однако пребывает с ним в сопряженности, ибо водой умягчается жгучесть огня и огнем умаляется действие воды, от их соединения пораждается влажная теплота жизни. Огонь и вода таят в себе смерть миру – во всеобщем потопе и последнем огне, в коем небеса и земля прейдут с шумом, но они же его обновляют, через омовение и очищение. Крещение совершается водою и духом, Духом Святым и огнем. Огненные языки Пятидесятницы низошли и на водную стихию. Это совершилось в крещении Господнем. Стихии мира почувствовали Христово Богоявление и вострепетали от Него. Море побегло, водяная стихия подвиглась, зря приближающегося Господа, приемля Его в себя и на краткое мгновение покрывая Его Пречистое Тело. Церковь свидетельствует о трепете водной стихии псаломскими словами: «море виде и побеже, Иордан возвратися вспять. Чтó ти есть море, яко побегло еси, и тебе, Иордане, яко возвратился еси вспять? (прокимен) – Днесь вод освящается естество, и разделяется Иордан и своих вод возврщает струи, Владыку зря крещаема» (тропарь). В крещении Христовом не только малая часть Иордана, но и всех вод освящается естество: оно прияло в себе Невместимого и покрыло собой Неприступного. Воды прияли воплотившееся Слово, Сына Божия, но вместе с Ним и Духа Святого в виде голубине, посланного Отцем, здесь совершилось – очистительное всея пресущн ыя Троицы действо. Благословение Иорданово исполнилось силою, действом и н аитием Святаго Духа, которое и ныне испрашивает святая Церковь на освящаемые воды. Дух в виде голубине, сошедший на крещаемого Господа, нисшел и на воду крестящую и соделал в Иордане новую благодатную духовную воду, скачущую в жизнь в чную. Ты Иорданския струи освятил еси, с небесе ниспослав Святаго Твоего Духа (Требник). О сей воде сказано Господом Никодиму:аще кто не родится водою и Духом, не может внити в Царствие Божие ( Иоан.3:5 ). Вода Иорданская соделалась святой и святящей, ибо крещение Господа явилось начатком крещения человеческого рода. Событие Иорданское не было преходящим, исчезнувшим безследно, но сила крещения Господня пребывает в Церкви, и в ней пребывает и благодать водоосвящения Иорданского. Всякое крещение христианское есть крещение в водах Иорданских, ибо крещаемые воды освящаются благословением Иорданским. И великое водоосвящение, совершаемое ныне в навечерье Богоявления, было первоначально таким освящением вод крещальных для готовящихся к просвещению и в этот день обычно приступавших к св. крещению.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Но для большинства это приготовление к таинству Богоявления проходит бесследно: они и не слышат этих песней, не знают о них, не хотят понять. Вместо того, чтобы идти ко Христу, зовущему: Жаж­дущие! идите все к водам (Ис. 55, 1), они блуждают вдали от Христа, уга­сив духовную жажду заботами житейскими, а еще более развлечени­ями суетными. Даже если бы они зашли в церковь, мысли их бегут во все стороны и они не могут сосредоточить их на песнях церковных, особенно привлечь к ним блуждающее сердце. И вот теперь, когда, наконец, святая Церковь уже прямо призывает «почерпать воды из источников спасения», они или не идут, или посылают за себя других на краткое время. Да и если придут, для них, не приготовившихся по­черпать воды «из источников спасения», в том, что видят они здесь в церкви в спасительный день Господень, нет никакого таинства: они с рассеянным шумом черпают как бы обыкновенную воду и затем ста­вят ее куда-либо в угол, чтобы забыть на целый год. Правда, они в иные трудные времена жизни, может быть, и вспомнят, что почерп­нутая вода есть вода спасения, но только для уврачевания болезней телесных, тогда как Господь подает дар святости этой воде ради глав­ным образом освящения душ, для очищения их от скверн страстей, для отгнания всяких сопротивных сил. Ведь если бы Господь подавал  воду эту для исцеления телесных главным образом болезней и если бы исцеление от болезней телесных было главным и нужнейшим для нас благодеянием от Бога, то что препятствовало Ему создать нас безболезненными? Ведь просим мы Его больше всего об избавлении от телесных болезней, забывая, что Он Сам иногда посылает болез­ни телесные, чтобы чрез них удобнее уврачевалась наша душа. А о том, что вода почерпается в нынешний день для освящения душ, за­бывают люди, да и не ценят этого действия воды, не верят почти в него: как, думают они, от омовения тела водою может очиститься ду­ша? Они готовы тогда только признать чудесное действие воды, если заметят какое-нибудь ощутительное движение в ней при освящении (почему ждут, когда всколыхнется она) или если вода освященная по­действует как-либо осязательно и ощутительно на душу. Но напрасны эти ожидания. Неужели важно, чтобы всколыхнулась только вода от сошедшего на нее Святого Духа? Неужели не более важно, чтобы всколыхнулась и душа от этого снисшествия и  неужели не могут про­изойти в душе чудные изменения?

http://pravoslavie.ru/1570.html

Но для большинства это приготовление к таинству Богоявления проходит бесследно: они и не слышат этих песней, не знают о них, не хотят понять. Вместо того, чтобы идти ко Христу, зовущему: «Жаждущие! идите все к водам» ( Ис. 55, 1 ), они блуждают вдали от Христа, угасив духовную жажду заботами житейскими, а еще более развлечениями суетными. Даже если бы они зашли в церковь , мысли их бегут во все стороны и они не могут сосредоточить их на песнях церковных, особенно привлечь к ним блуждающее сердце. И вот теперь, когда, наконец, святая Церковь уже прямо призывает «почерпать воды из источников спасения», они или не идут, или посылают за себя других на краткое время. Да и если придут, для них, не приготовившихся «почерпать воды из источников спасения», в том, что видят они здесь в церкви в спасительный день Господень, нет никакого таинства: они с рассеянным шумом черпают как бы обыкновенную воду и затем ставят ее куда-либо в угол, чтобы забыть на целый год. Правда, они в иные трудные времена жизни, может быть, и вспомнят, что почерпнутая вода есть вода спасения, но только для уврачевания болезней телесных, тогда как Господь подает дар святости этой воде ради главным образом освящения душ, для очищения их от скверн страстей, для отгнания всяких сопротивных сил. Ведь если бы Господь подавал воду эту для исцеления телесных главным образом болезней и если бы исцеление от болезней телесных было главным и нужнейшим для нас благодеянием от Бога, то что препятствовало Ему создать нас безболезненными? Ведь просим мы Его больше всего об избавлении от телесных болезней, забывая, что Он Сам иногда посылает болезни телесные, чтобы чрез них удобнее уврачевалась наша душа. А о том, что вода почерпается в нынешний день для освящения душ, забывают люди, да и не ценят этого действия воды, не верят почти в него: как, думают они, от омовения тела водою может очиститься душа? Они готовы тогда только признать чудесное действие воды, если заметят какое-нибудь ощутительное движение в ней при освящении (почему ждут, когда всколыхнется она) или если вода освященная подействует как-либо осязательно и ощутительно на душу. Но напрасны эти ожидания. Неужели важно, чтобы всколыхнулась только вода от сошедшего на нее Святого Духа? Неужели не более важно, чтобы всколыхнулась и душа от этого снисшествия и неужели не могут произойти в душе чудные изменения?

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

Скачать epub pdf 49. Седмица 4 по Пасхе. Преполовение Пятидесятницы. О воде живой (Ин. 7:14–39) «Кто жаждет, иди ко Мне, и пей... Кто верует в Меня... у того из чрева потекут реки воды живой» ( Ин. 14:37–38 ) Это удивительные слова о воде живой сказал Господь наш Иисус Христос в последний день еврейского праздника Кущей. Ещё удивительнее, братия и сестры, что об этой живой воде за 700 лет до воплощения Сына Божия пророчествовал ветхозаветный пророк Исаия, говоря: Жаждущие! Идите все к водам, даже и вы, у которых нет серебра (т. е. нет средств)... Идите... и в радости черпайте воду из источника спасения ( Ис. 55:1 ; Ис. 12:3 ). В беседе с самарянкой Спаситель указал, что эти слова великого пророка исполнились, что вода от источника спасения – это Его вода, ибо Сам Он есть Источник спасения. Кто будет пить воду, которую Я дам ему, – говорил Он самарянке, – тот не будет жаждать вовек. Но вода, которую Я дам ему, сделается в нём источником воды, текущей в жизнь вечную ( Ин. 4:14 ). Сегодня, братия и сестры, святая Церковь празднует Преполовение Пятидесятницы, т. е. половину времени от Воскресения Господня до дня святой Пятидесятницы. В этот день (святой Пятидесятницы) Господь наш Иисус Христос преизобильно даровал апостолам благодатные дары святого Духа и тем предопределил даровать и нам этой воды живой, если мы возжаждем её, возревнуем о ней. Как чадолюбивая мать, святая Церковь заранее, как бы на полпути от святой Пасхи до святой Троицы духовно готовит нас к празднику святой Пятидесятницы. Она напоминает нам, что только душа, «жаждущая благочестия», может быть напоена «водами благодати Христовой». В тропаре праздника она (святая Церковь ) взывает к Господу: «Преполовившуся празднику, жаждущую душу мою благочестия напой водами, яко всем, Спасе, возопил еси: жаждай да грядет ко Мне и да пиет». Как видим и Сам Господь зовёт нас к Себе, как Источнику благодати Божией. И святая Церковь молит Его жаждущую благочестия душу напоить водами спасения. Она взывает в кондаке и ко всем нам: «Приидите и почерпните воду бессмертия».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vete...

Святая вода. Сектантство Святая вода Дорогая о Господе П.! Вы огорчили меня, сравнивая лекарственную серебряную воду со Святой водой, которая целительна не своими химическими и физическими свойствами, но един­ственно силой Божией благодати. А Вы, пожилой и церковный человек, умудрились сказать хулу на Божию благодать. Спасибо Вам за желание помочь мне, но, дорогая П., от нашей с Вами болезни нет лекарств, и именуется она — «старость» — эта болезнь. Вспомните слова в Псалтири: Аще в силах семьдесят, восемьдесят, «и множае их труд и болезнь». Так что не выйти нам за пределы велений Божиих и дань возраста платить приходится. Умудри Вас Бог и укрепи духом, чтобы твердо сто­ять в вере, неся свой жизненный спасительный крест. Божие благословение Вам. Вашей серебряной воды мне не надо. Сектантство Дорогая матушка! Письмо Ваше получил. А вот отвечать проповедью Вам нет ни сил, ни времени. Я ведь, несмотря на свои 86 лет, живу еще в том же ритме, что и Ваш супруг. Насчет сектантов не обольщайтесь — все прекрасно, кроме спасения души, да и так ли прекрасно? А для священника все важно и, в первую очередь, большая церковная семья, где он для всех отец. И безусловно, матушка, быть супругой священника — это подвиг, ведь матушке надо стать не просто женой и ма­терью семье своей, но и помощницей ба­тюшке и по делам душепопечительным. Я знаю семью, где матушка принимает приходящих, предваряя прием батюшкой. И часто, очень часто, поговорив с матушкой, посетительница уходит удовлетворенная и без батюшки. Время сейчас, безусловно, трудное, ведь непосредственное дело священника — душепопечительство — отодвинуто на дальний план, а священник стал и строителем, и снабженцем, и добытчиком денег. Вот и Вы, разделяя с супругом тяготы забот о семье своей, помогаете его трудам в церкви. А сектанты, дорогая моя, все сейчас на дотацию с Запада живут и не бедствуют, как православные, и это одно из тех иску­шений, которые непременно переживает каждый человек. Почитайте об искушении Господа в пус­тыне — «... всё это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне» (Мф. 4, 9).

http://pravoslavie.ru/1520.html

В праздник Крещения Господня Патриарший наместник Московской епархии совершил Литургию в Новодевичьем монастыре 23 января 2018 г. 11:31 18 января 2018 года, в день навечерия Крещения Господня, в Успенском храме Новодевичьего монастыря в сослужении клириков обители митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий совершил Божественную литургию святителя Василия Великого и чин великого освящения воды. По окончании богослужения архиерей обратился к духовенству и молящимся с архипастырским словом: «Дорогие и возлюбленные братья и сестры! Хотя и малое, но верное Христу стадо собралось сегодня в преддверие великого и спасительного праздника Богоявления Господня в этом святом храме. С любовью и верой мы начинаем готовиться к тому, чтобы воспринять Божию благодать, чтобы освященная вода, как говорится в молитве, послужила нам ко очищению душ и телес, ко исцелению страстей, ко освящению домов. Я сердечно поздравляю причастников и причастниц с принятием Святых Христовых Таин. Рад вас видеть в этот благословенный сочельник, который является строгим днем в отношении принятия пищи. Желаю, чтобы грядущий праздник Богоявления был радостным и спасительным для всех нас». Вечером того же дня в Успенском храме Патриарший наместник Московской областной епархии совершил всенощное бдение. 19 января, в день праздника Крещения Господня, в Успенском храме Новодевичьего монастыря в сослужении клириков обители митрополит Ювеналий совершил Божественную литургию и чин великого освящения воды. После водоосвящения владыка митрополит обратился к собравшимся с архипастырским приветствием: «Сердечно поздравляю всех вас, возлюбленные о Господе, с праздником Крещения Господа, Бога и Спаса нашего Иисуса Христа! Хочется рассказать вам о том, что связано с этим великим праздником. Все вы подготовились, чтобы получить здесь освященную воду и принести ее домой как святыню. Если вас спросят: " А что это за вода? Какие ее свойства? Для чего вы ее храните целый год в своих домах до следующего праздника Крещения Господня? " Если сказать кратко, то эта вода — наше духовное лекарство. Вы слышали, как мы возносили молитвы, в которых говорится о ее особых свойствах. Пусть эта святая вода, хранящаяся и употребляющаяся в ваших жилищах, будет благословением Господним и послужит для вашего духовного и физического исцеления.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Священство Христа и священство Церкви - тема июньского номера журнала " Вода живая " мая 2012 Перед рукоположением с будущего пастыря снимают обручальное кольцо: он теперь принадлежит не жене, а Церкви. Священник с тех пор всегда на виду, а в тени его - та, кому он как будто " не принадлежит " ... Священство Христа и священство Церкви - тема июньского номера журнала " Вода живая " . Перед рукоположением с будущего пастыря снимают обручальное кольцо: он теперь принадлежит не жене, а Церкви. Священник с тех пор всегда на виду, а в тени его - та, кому он как будто " не принадлежит " . Что она чувствует, о чем думает, к чему стремится? На эти вопросы в интервью " Как за каменной стеной " отвечает матушка Елена Амбарцумова - жена приснопамятного протоиерея Димитрия Амбарцумова и мать одиннадцати детей, в том числе двоих священников. " Имя Мое благо и бремя Мое легко " - эти слова, прочитанные однажды на иконе Спасителя, глубоко познала в своей жизни эта замечательная женщина.  Опытом своего девятилетнего супружества делится на страницах журнала и молодая матушка Таисия Бартова-Грозовская. Двойную фамилию она сохранила потому, что соединила две священнические семьи, будучи дочерью протоиерея Геннадия Бартова и женой иерея Андрея Грозовского. " Служение священника часто не вмещается в рамки 24-х часов, и если матушка это понимает, в семье всегда будет мир и покой " , - вот один из секретов супружеского благополучия, которым делится Таисия Геннадиевна.  Всем известно: на священника учатся в семинарии. Но жизнь подобных учреждений для многих находится под завесой неведения. Если пастырство - дар Святого Духа, какая учебная методика успешнее всего способствует его приятию, а какая производит циников, церковных функционеров? Как превратить неповоротливую " систему " в общину, построенную на принципах любви и уважения? Об этом - полемические заметки иерея Алексия Волчкова " Я бы в пастыри пошел " . О тайне священства рассуждали участники дискуссии в Феодоровском соборе, материалы которой опубликованы под заголовком " Проблемы подражания " . Казалось бы, элементарные понятия оказываются многозначными и таинственными. Например, слово " священник " - изначальная метафора. " Чаще всего его употребляет Григорий Богослов, но он был поэт. При рукоположении в священники епископ произносит слова о поставлении диакона во пресвитера... В понимании христианской общины первых веков священник был только один - Христос, Который принес Себя в жертву и вошел за завесу в Святая святых " , - рассуждает архимандрит Зинон (Теодор). 

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=231...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010