«Что приняла и облобызала Святая Церковь – всё для сердца христианина должно быть любезно» – говаривал светоносный батюшка Серафим Саровский. К сожалению, в последнее время просматривается недобрая тенденция подвержения критике церковного предания и богослужебных традиций Русской Православной Церкви, освященных молитвами и практикой сонма святых и новомучеников. Церковнославянский язык богослужения, традиционное символическое понимание определённых моментов литургии, жития отдельных святых, общепринятые нормы православной аскетики (прежде всего дисциплины поста), нравственное учение Церкви – безжалостно подвергаются пересмотру и ревизии некоторыми церковными реформаторами. В частности, снова поднимается вопрос о смысле и сущности литургии Преждеосвященных Даров (ЛПД). Со своей стороны попытаемся с Божией помощью обозначить проблему и акцентировать внимание на отдельных моментах Преждеосвященной литургии для усвоения традиционного взгляда, в надежде на то, что эта тема будет впоследствии более подробно раскрыта на страницах журнала «Благодатный Огонь». Тема отнюдь не нова. В ХХ веке этот вопрос рассматривался такими богословами, как проф. Н.Д. Успенский «Коллизия двух богословий в исправлении русских богослужебных книг в XVII веке» и проф. И.А. Карабинов «Св. Чаша на Литургии Преждеосвященных Даров». Различие богослужебных практик, описываемые в этих работах, на протяжении веков является ни чем иным, как литургическим отражением разных богословских взглядов на сам предмет пресуществления Святых Даров. Итак, главный вопрос состоит в том: можно ли считать, что вино, через погружение в него Святого Агнца, пресуществляется в Кровь Христову? Возможно ли пресуществление только лишь от соприкосновения с Телом Христовым? Согласно существующей православной литургической практике, если взять простую воду, то освящение её возможно совершить без молитв просто вливанием в неё святой воды, но… здесь никакого пресуществления (т.е. изменения сущности) не происходит, вода остается водою. Освящение в православном понимании – это не пресуществление. Так же можно поступить и с елеем. Пресуществление же хлеба и вина в Тело и Кровь Христову, именно как изменение сущности, происходит только во время Евхаристического канона на полной литургии после соответствующих молитв Церкви через призывание Святого Духа (эпиклезис).

http://pravoslavie.ru/45225.html

Кавказский дневник: Лик Христа на скалах, аллея философов и православные бараны О жизни рядом с соседями, крестах как знаках безопасности и традиционном гостеприимстве 24 июня, 2014 О жизни рядом с соседями, крестах как знаках безопасности и традиционном гостеприимстве В конце мая по приглашению архиепископа Пятигорского и Черкесского Феофилакта корреспондент «Правмира» совершил большое путешествие по епархии. Наш портал предлагает вашему вниманию первую часть записок, появившихся в результате этого путешествия. У нас на Кавказе любят пышные метафоры. Вот, если представить, что Большой Кавказский хребет – это иконостас, за ним – Святая Земля, то мы оказываемся прямо возле него, а дальше – остальная Россия. Это гораздо красивее, чем ощущать себя где-то на далёкой окраине (Из разговора с архиепископом Пятигорским и Черкесским Феофилактом). «Тётя поедет на Эльбрус?» Моими соседками в самолёте оказались молодая бабушка с маленькой внучкой – летели в Ессентуки отдыхать. Покосившись на куртку на коленях, бабушка стала объяснять девочке: «Тётя поедет в горы, на Эльбрус». Так я впервые услышала это название с характерным местным ударением – на первый слог. Кстати, что означает существующее в русском языке наименование вершины Большого Кавказского хребта и самой высокой горы в России, не знает никто. В местных языках у Эльбруса есть свои имена. В иврите корень «эль» обозначает одно из имён Бога, отчего среди местных экскурсоводов бытует перевод «святая гора» или «гора богов», но он вряд ли правомерен – семитов в этих местах никогда не было. Соседку, правда, пришлось разуверить, сказав, что так далеко и высоко я не собираюсь. А вот куртка действительно сразу пригодилась – в Минеральных Водах было +16 и бушевала гроза. С десяти километров самолёт снижался в сплошной серой мгле, сверкали молнии и вода ползла по стеклу иллюминатора снизу вверх. Когда у самой земли мы вынырнули из облаков, внизу промелькнули купола большого краснокирпичного храма, огни рекламы и обросшие лесом сочно-зелёные горы, похожие на мохнатые горбы верблюда. Контраст с московской жарой и сушью ощущался. Про епархию

http://pravmir.ru/kavkazskiy-dnevnik-lik...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Размышления на рассвете Афон. Скит Фиваида (Сама Святая Гора вдали справа)     Размышления на рассвете   Шлют небеса свое напутствие Всем, чьи сердца удручены, Даря им тихое присутствие Святой сердечной тишины. Пусть прозревают — ослепленные, Поют — кто полон немоты, Пусть тихо ливни просветленные На них струятся с высоты. Им невдомек, что в шуме мысленном, Где от скорбей все запеклось, Сияет всем святая Истина, Кому с Ней встретиться пришлось...   Стихи монахов Афона Комментарии Всего комментариев: 18 2016/05/05, 14:11:41 Рассвет Всякое дыхание да хвалит Господа.(Пс.150;6) Зарёю красной пред рассветом Залился края неба склон. С росою чистой, полной света Трава склоняется в поклон. Окрасились верхушки леса, Холодным солнечным лучом. Встречая утро, птица где-то Пропела ввысь, взмахнув крылом. Уходит ночь, ложатся звёзды За шторой неба на покой. Луна, всевидящее око, Сокрылась где-то под горой. Создатель наделил дыханьем Весь мир, что хвалит Отчий дом. Прекрасно всё Твоё созданье Живущее в Лице Твоём. 03.08.12г. Иота Христолюбов 2015/04/15, 17:49:59 Внимая утреннему солнцу, Стекает талая вода. В земле пригретой, непросохшей Пробилась гребешком трава. Местами снег лежит чернея, А ночью звёздною - мороз. Тюфяк осенних листьев греет Подножье стареньких берёз. Уходит март, отец апреля, Оставив холод и тепло. Весна небесные качели Нам раскачает всё равно. Погодой, чувствами плотскими Нахлынут страсти, как всегда Всем скопом помыслы, за ними Конкретных действий череда. Внимая утренней молитве Блюдутся страсти в тишине, Не в похоти плотских наитий, Но вспять безудержной весне. Христолюбов Иота 2015/04/05, 18:32:45 Страстная Седмица – это уже не Четыредесятница и, в общем, это даже уже не Великий Пост – это отдельное время. Можно сказать так: Четыредесятница (первые 40 дней) – это время, когда мы идём навстречу к Богу. Страстная Седмица – это время, когда Господь идёт навстречу нам. Идёт через страдания, через арест, Тайную Вечерю, Голгофу, сошествие во ад и, наконец, к Пасхе.

http://isihazm.ru/1/?id=384&sid=9&iid=20...

Закрыть itemscope itemtype="" > К святому Афону 8. Из неопубликованной книги «Голубые дороги» 20.10.2022 1111 Время на чтение 6 минут Часть 1 Часть 2 Часть 3 Часть 4 Часть 5 Часть 6 Часть 7 Отошли от причала в полночь. Радость пребывания в Афинах. Радость отчаливания из Афин. Склянки. Пирей – огни по всем бортам всех причаливших громад, прямо ёлка новогодняя горизонтальная. В Салоники! Огибаем полуостров. Нет сил осмысливать происходящее с такой скоростью. Нет, пусть лучше зациклюсь на Святой Земле. Вода молитвенно шумит. Проснулся от грома. Да, дождь с грозой. «И услышал я голос с неба, как шум от множества вод и как звук сильного грома». (Откр. 14-2). Молнии вдали как у нас зарницы-хлебозары. Да, август, хлеба дозревают. Фильмы о Сербии. Без перевода, документальные съёмки. Как выкапывают и увозят гробы, останки, увозят, уносят с собою. Это ещё 95-й. Босния. Исход сербов. Перезахоронение, глина летит на белые гробы. Были кадры – не мог смотреть, закрывал глаза. Босфор не принимает. Танкеры стоят по пять суток. Особенно держат танкеры России. Турция злобствует на нас из-за событий в Дагестане, Чечне. В вечерних заключительных молитвах много прошений, но одно из первых, после «В немощах сущия посети и исцеление даруй», следует: «Иже на мори управи». Иже на мори, управи. С утра к бассейну – сухо. Отвернул кран, может, хоть так обольюсь, кран прохрипел что-то предсмертное и затих. Как в насмешку за бортом много морской воды. Везде вода. Горизонты во все стороны. Курс – север. Ноль градусов. Морская граница у Греции 18 тысяч километров. Сотни и сотни островов. Может, они каждый остров обмеряют? На Афон приходим в день святого апостола Матфея. Как раз читаю Евангелие от Матфея. Весь день в голове распев: «Гора Афон, гора Святая, не видел я твоих высот. Ни твоего земного рая, ни под тобой шумящих вод». Или кипящих? Дни рождения косяком. Пекут каждый раз огромный яблочный пирог. Всем хватает. Насосы работают, бассейн полон, брандспойты не простаивают. После гидромассажа гораздо легче переносить сидение на Круглом столе и слушать доказательства того, что Волга, как и прежде, впадает в Каспийское море. «Перестройка прошла на фоне плачущего Политбюро, и с тех пор мы вступаем в одну и ту же лужу». Сижу и вспоминаю народное: «Не плюй в лужу, я в ней ужу. «На орбите болтается много спутников, мы выработали ресурсы телекоммуникаций. Мы не владеем информацией. Америка запускает гораздо больше. Если не овладеем ситуаций, у нас отберут орбитальные точки».

http://ruskline.ru/analitika/2022/10/20/...

1852 год 147 I. Я в Киеве Январь 1, Вторник. Боже и Отче мой! В новое лето сие благослови меня, чадо Твое, на все дела добрые и веди меня путем цветистым. Ибо несчастным быть я не умею. Утро ясно, душа моя светла. Во мне горит желание быть чадом света, веровать сильнее, знать более, говорить изящнее, любить всех и все в Боге, делать все доброе, наслаждаться здоровьем и счастьем и созревать для рая. Утро. Умен тот, кто идет об руку с своим временем. Гораздо умнее тот, кто, идя с ним в уровень, приподнимается на дыбы, и, став выше его головою и грудью, смотрит в будущность, дабы уметь встретиться с нею и подружиться. Ночь. 2, Середа. Жизнь человеческая, по слову Пифагора, есть воспоминание. Этот философ сказал правду. Епикур говорил: «Храни твою жизнь». А Гораций пел: «Carpe vitam» 148 , – береги ее, как плод. И в их словах много правды. 3, Четверток. Подумают, что философы – солнцы. Нет, они падучие звезды. Ни один из них не мог осветить величия Божия так, как озарил его наш пророк Исаия, когда провещал: Все народы считаются пред Ним, Как капля из ведра, Как пылинка на весах, Как песчинка, носимая ветром 149 . Ни один из них не успел сказать: «Из очей кающегося каплет святая вода». Утро. Дробен дождик идет. Не время бы ему. Я слаб. В Киеве нет развалин; так я похожу на ветхую храмину, готовую разрушиться. Полдень. 5, Суббота. В наше время народы особятся и сближаются подобно тому, как планеты на небе отдельно вращаются около своих солнцев, и вместе с ними увлекаются одним общим движением мира. Дай Бог, чтобы особица народов удерживалась без слияния, неприязни и борьбы, а сближение их происходило без искажения природных свойств их. Всевышний расселил народы по лицу земли, как созвездия разместил на небе. Все племена, говорящие наречиями латинскими, сгущены на юго-западе Европы. Они – один народ, как бы одно созвездие. Все племена немецкие сосредоточены в средине сей части земного шара. Они – один народ, как бы одно созвездие. Все племена славянские сближены на юго-востоке и севере этой же страны. И они – один народ, как бы одно созвездие. Подобным образом размещены и прочие народы с их племенами. Почему же немец господствует в Италии, турок в Болгарии, англичанин в Индии? По тому, что, как сказал один из старых шведских поэтов:

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

В засушливые, как сейчас, годы вода отступает. И тогда людям открывается печальная красота В ходе грандиозного проекта по созданию Волго-Камского каскада плотин в 30-70-х годах переселению подверглись около 700 тысяч человек. Символом человеческой трагедии, сопровождавшей строительство, стала Молога – город, полностью ушедший на дно Рыбинского водохранилища. Молога — затопленный город на Рыбинском водохранилище. Фотографии поселения и истории из жизни жителей Вы сможете увидеть и прочитать в нашей статье! Молога «Святая Русь покрыта Русью грешной, И нет в тот град путей, Куда зовет призывный и нездешний Подводный благовест церквей». Максимилиан Волошин. «Китеж» В 1935 году председатель Совнаркома Вячеслав Молотов и секретарь ЦК ВКП (б) Лазарь Каганович подписали постановление о строительстве гидроузлов в районе Углича и Рыбинска. Для строительства под Рыбинском был организован Волжский исправительно-трудовой лагерь, в котором трудились до 80 тысяч заключенных, в том числе «политических». Реки перегородили плотинами, чтобы снабдить столицу и другие города водой, проложить к Москве водный путь с достаточными судоходными глубинами, обеспечить электроэнергией развивающуюся промышленность. На фоне этих глобальных целей стране, очевидно, показались незначительными судьбы отдельных людей, деревень и целых городов. Всего при сооружении Волго-Камского каскада было затоплено, подтоплено, разрушено и перенесено около 2500 сел и деревень; 96 городов, промысловых посадов, слобод и поселков. Реки, всегда бывшие для жителей этих мест источником жизни, стали реками изгнания и скорби. «Словно чудовищной, все разрушающей силы смерч пронесся над Мологой, – вспоминал позднее о переселении краевед и мологжанин Юрий Александрович Нестеров. – Еще вчера люди спокойно ложились спать, не думая и не гадая, что наступающее завтра так неузнаваемо переиначит их судьбы. Все смешалось, перепуталось и закружилось в кошмарном вихре. То, что еще вчера казалось важным, нужным и интересным, сегодня потеряло всякий смысл».

http://pravmir.ru/mologa-gorod-utoplenni...

В промежутке плюс-минус – оформилось поколение 30-40-летних. Между Балабановым и пососи. Ближе к Балабанову. Оно и поехало на Донбасс. Оно дерётся в «Небе» Сирии и на «Солнцепёке» Новороссии. Дальше идёт «пососи». Великий русский писатель, наш современник, Владимир Личутин недавно указал мне на очень простую и очевидную (но до сих пор плохо понимаемую даже патриотами) вещь: Сталин вычистил онтологических русофобов (насколько это было возможно) из высших эшелонов власти в Советской России, и они (сознательно или бессознательно) ушли на средний уровень общественной лестницы, в первую очередь в культуру и идеологию. Если ты уже не можешь рубить русские головы (а опыт военного коммунизма и ГУЛАГа ох как сладок для них!) – контролируй эти головы. И как этих «контролёров» из средостения между русской властью и русским народом выкурить – вот вопрос? Ведь оплодились и отложили личинок в тёплую и сытную сердцевину русской жизни они видимо-невидимо! Огнём и железом, как Сталин – Путин их выжигать не хочет, святая вода – не помогает. Может лишить их кормовой базы – грантов, бюджетной поддержки, трудоустройства по принципу семейственности и кумовства, по признаку крови? Может таким образом помочь их реэмиграции на Украину? Ту, что останется после возвращения в состав Большой России всей Новороссии со столицей в Одессе? На Украину, с вырванными ракетными зубами и переломанными танковыми щупальцами. Милую, восточноевропейскую аграрную страну с богатым песенным фольклором, излеченную от фашизма победоносной Русской Армией. Ведь многие из них уже вовсю заявляют, что им «стыдно быть русскими», что они готовы уйти с занимаемых должностей, с нагретых родителями тёплых мест, уехать из страны, покинуть нас… Может пора организовать им в поддержку всероссийский флешмоб с хэштегом #вали? Как воздух-то очистится! Как на Родине дышать-то сразу легче станет! И тому, кто это действительно сделает – можно будет смело вручить самую высокую награду в Новой России – «Медаль за освобождение Москвы»! За освобождение от себя, любимых. Перед отъездом.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/08/14/ka...

Да пожалеет Бог мир и пошлет нам дождь Молитесь ли вы о дожде или этот вопрос вас не занимает? В прошлую засуху, когда люди из-за бездождия были вынуждены скосить пшеницу на сено, вы даже и не пошевелились в отношении молитвы. Почему? Потому, что сами вы поливаете огород из шланга? 18 июля, 2010 Молитесь ли вы о дожде или этот вопрос вас не занимает? В прошлую засуху, когда люди из-за бездождия были вынуждены скосить пшеницу на сено, вы даже и не пошевелились в отношении молитвы. Почему? Потому, что сами вы поливаете огород из шланга? Небывалая жара и засуха, царящая во многих регионах России и многих других странах мира — повод вспомнить слова святых и подвижников о временах зноя, жары и засухи. Насколько же премудро все устроено Богом! Тают снега — наполняются источники. Но вот сейчас [ 1] — ни снега, ни дождя. Что же из всего этого выйдет? Что будут пить люди? Да пожалеет Бог мир, да умилостивится Он над нами и пошлет дождь. Ведь если будет продолжаться засуха, то потихоньку засохнут даже листья на деревьях. На маслинах не будет видно не то что зеленого плода, но даже зеленого листочка. Что бы ни посеял человек, если Бог не покропит сверху святой водою, то есть дождем, то все посаженное засохнет. Дождь — это святая вода. Несчастные люди, что же они будут делать при нехватке воды, привыкнув к ее изобилию? Бог не дает воду за грехи, но даже и просто рассуждая по-человечески: как может хватить воды, если люди ее так расточительно расходуют? Представляю, что будет твориться в городах! Ведь только для одного сливного бачка в туалете нужна целая здоровенная жестяная банка воды. Города наполнятся микробами, начнется холера. Люди будут умирать, оставаться без погребения, а сверху трупы будут посыпать каким-нибудь порошком для дезинфекции. К нашему счастью, Бог еще не оставил мир совсем и промышляет о нем. Старец Паисий Святогорец Мы живем в апокалиптические времена . Чем, по-вашему, являются засухи, бездождия, которые мы терпим из года в год? Разве бывали раньше засухи, подобные нынешней? Вот и здесь, в Халкидике, пересохла река, погибла рыба, зловоние распространилось по всей округе.

http://pravmir.ru/da-pozhaleet-bog-mir-i...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВАРВАРА [греч. Βαρβρα] († ок. 306), вмц. (пам. 4 дек., пам. зап. 15, 17 дек.). Житие Род. в семье знатного и богатого язычника топарха Диоскора. Желая скрыть единственную дочь от взглядов мужчин, он велел построить в своем имении высокую башню, где и поселил отроковицу. Когда Диоскор предложил дочери выбрать себе жениха, целомудренная девушка, угрожая лишить себя жизни, отказалась от брака. Отец, решив повременить с ее замужеством, уехал из дома по неотложным делам, а В. предоставил свободу, надеясь, что, познакомившись с замужними или обрученными женщинами, она изменит свое отношение к браку. Перед отъездом Диоскор начал постройку роскошной бани. Осматривая ее, В. приказала сделать с юж. стороны 3 окна, пообещав рабочим, что сама ответит за нарушение распоряжения Диоскора. В купальне, при к-рой велась постройка бани, она рукой начертила на мраморных плитах крест (этот рисунок вместе с отпечатком стопы В., был четко виден и долгое время сохранялся на полу бани; из следа ноги после кончины В. истекала целебная вода). Вернувшись домой, Диоскор потребовал от дочери объяснений, почему здание бани построено не так, как он задумал. В. ответила, что 3 окна, через к-рые льется свет, символизируют Св. Троицу. Ответ привел язычника в ярость, и он бросился на дочь с мечом. Девушка попыталась убежать, но на ее пути оказалась неприступная скала. В. призвала на помощь Бога, гора расступилась, открыв девушке путь на вершину, и сомкнулась перед ее отцом. Место, где скрылась В., Диоскору показал один из пастухов; тотчас его овцы превратились в жуков (саранчу). Отец жестоко избил В. и, заперев в темной хижине, послал гонца к игемону Маркиану (Мартиану, Мартиниану) с требованием подвергнуть его дочь пыткам и казни за исповедание Христа. Затем вместе с комментарисием Геронтием Диоскор привез дочь в сел. Геласий (Гелассон), около Гелиополя «у острова», и передал В. на суд правителя. Маркиан, увидев девушку необычайной красоты, стал уговаривать ее принести жертву богам, но святая отказалась поклоняться идолам.

http://pravenc.ru/text/154091.html

Недавно из паломнической поездки в Рим вернулась одна моя хорошая знакомая. В Вечном городе её совершенно потрясли йоги, висящие над землёй. Знакомая провела под одним рукой, чтобы убедиться, нет ли здесь какого надувательства. Вроде нет. Обратилась к священнику, сопровождавшему группу. – Это их бесы держат, – ответил тот. Ответ исчерпывающий. Но меня он не убедил. Представил, сколько католиков и православных проходят каждый день мимо этих йогов. Иные молятся при этом про себя, иные крестят кудесников – кто пятернёй, кто троеперстием. Может ли бес такое выдержать? Маловероятно, хотя есть описания случаев, когда святая вода помогала опустить человека на землю. Жену история, рассказанная знакомой, весьма впечатлила. «Узнай, пожалуйста, что всё это значит», – попросила она. Волею пославшей мя жены приступил к изу­чению темы. Мнения на этот счёт есть самые разные. Например, такое: способность летать заложена в человеческой природе, ведь до грехопадения наши предки ни в чём не уступали ангелам. И если долго тренироваться, упорствовать, можно какие-то из возможностей выцарапать обратно. Зерно моих сомнений в невозможности левитации начало набухать и давать ростки. Римские йоги не давали мне покоя. Представил, как висит себе такой живой плакат: «А вы, христиане, так не можете!» Это сколько колеблющихся они соблазнили! Ведь способность человека летать всегда производила сильное впечатление. Правда, православные святые обычно парили над землёй только во время молитвы и непублично. Обнаружив свидетелей, умоляли их до времени молчать. Время наступало после смерти святого. Летали и латиняне, хотя не всегда понятно, с какой целью. Самый знаменитый из них, Иосиф из Купертино, однажды, испустив крик, взлетел на верхушку оливкового дерева. Ветка под ним оказалась тонкая, так что бедняга натерпелся страху. Чтобы спасти его, пришлось принести лестницу. А вообще, летал он часто и обычно прилюдно. Сидит, молится и вдруг ракетой взвивается в воздух и проносится метров двадцать. Наверно, долго потом не мог прийти в себя от испуга. Как-то не похоже на то, что Господь к этому причастен. Один раз Иосиф завис над землёй в присутствии Папы, в другой – настолько потряс некоего немецкого герцога-протестанта, что тот вернулся в католичество. Видимо, именно этот случай стал основанием для его канонизации, потому что далеко не всем его способность нравилась, иные подозревали неладное.

http://pravoslavie.ru/65266.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010