Абие - скоро, тотчас, внезапно, сразу, вдруг, немедля; " да возвратятся абие " - да будут немедля обращены назад. Авва - отец. Авель - имя 2-го сына Адама и Евы, убитого старшим своим братом Каином. Агаряне - потомки Измайловы, происшедшие от рабы Авраамовой Агари. Агиасма - святая вода, освященная церковию накануне праздника Богоявления (Крещения) Господня. Агнец - ягненок. Агнец Божий - так назван Иисус Христос, принесший Себя в жертву за грехи мира. Ад - место тьмы и мучений грешников, преисподняя. Адамант - твердый камень, алмаз. Это название в церковной литературе придается отцам и учителям церкви, прославившимся твердостью своей веры или характера. Адам - евр. - существо, подобное Богу. Имя первого человека, праотца. Аз - я, название первой буквы славянской азбуки. Акафист - неседальное хвалебное чтение или пение, т.е. такое, за которым не позволяется сидеть. Так называется чин молитв, в которых прославляется Иисус Христос, или Божия Матерь, или какой-нибудь святой. Аки - как, как будто. Акрида - род саранчи, кузнечики, которые будучи высушены на солнце, могут употребляться в пищу. Алавастр - узкогорлый сосуд из алебастра, в котором хорошо сохранялись драгоценные ароматы. В церковном употреблении алавастр назначался для хранения мира., Алектор - петух. О петухе упоминается почти у всех евангелистов, но только в связи с его пением. Выражение " пение петуха " употребляется в Евангелии для обозначения разделения времени. Алкати - голодать, сильно хотеть есть, испытывать голод. Аллилуйя - евр.- хвалите Бога, прославляйте Бога, хвала Богу. Алое - душистое дерево, имеющее благовонный запах. Иудеи помазывали мертвых маслами бальзамными и ароматами, и обвивали плащаницами, как видно у евангелиста Иоанна (19,40). Амаликитяне - могущественный кочевой народ, занимавший страну между Палестиной и Египтом. Аминь - истинно, истинно так, да будет так, верно. Аможе - куда. Анафема - означает отлучение человека от сообщества церковного и, следовательно, от общения веры и спасительных таинств.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2088...

В окрестностях Тбилиси есть гора, которая носит такое же название, как гора Афон,— «Святая Гора», по-грузински Мтацминда; у нее есть еще другое название — «Гора преподобного Давида». Там в течение нескольких лет жил ученик второго после святой Нины апостола Грузии, сирийского подвижника преподобного Иоанна , который по благословению Божией Матери пришел из Антиохии в Иверию, чтобы проповедовать христианство и учредить монашескую жизнь по уставу и образцу антиохийских обителей. Преподобный Давид Гареджийский выбрал для своих подвигов расположенную на западе от Тбилиси гору и вел полузатворническую жизнь в пещере на крутом склоне. Шесть дней он молился в своей келии, а по четвергам спускался вниз в город. Там он проповедовал Евангелие, утверждал в вере христиан и убеждал обратиться ко Христу язычников-огнепоклонников, которых было много в Тбилиси, особенно среди торговцев и ремесленников. В Тбилиси есть изогнутая, как древо лука, улица, которую называют тропой преподобного Давида. Менялся лик города, строились дома, но на протяжении веков тропа преподобного Давида, проходящая дугой между зданиями, оставалась неприкосновенной. Я помню, в годы моей молодости эту улицу покрыли асфальтом, и неожиданно на нем появилась трещина, похожая на ручеек; она как будто указывала на то место, где проходил преподобный Давид, спускаясь с горы и возвращаясь в свою келию. По четвергам много богомольцев поднималось на Мтацминда. Они говорили: «При своей жизни преподобный сходил с горы к народу, а теперь мы поднимаемся к нему». Пещера была расположена на выступе скалы, представляющей собой большую ровную площадку. Внизу расстилался город. Он лежал в ложбине, окруженной с трех сторон горами. Дома поднимались по склонам, подобно террасам, и город напоминал кубок с искрящимся и пенящимся вином, которое переливается через края. Посреди города протекала река, разделяя его на две части. При свете солнца она казалась выкованной из серебра, а в пасмурные дни ее вода темнела и становилась похожей на цвет морских волн.

http://pravoslavie.ru/36790.html

Двадцать второй день. Поучение 4-ое. День празднования Казанской Богоматерней иконе. (О любви Богоматери к роду христианскому и в особенности к православной России). I. Ныне, в честь Богоматери, с сего святого места, прилично побеседовать, братия, о неизмеримой любви Ея к миру христианскому, или частнее, к православному отечеству нашему. О, не даром святая православная церковь непрестанно взывает к Ней: «не имамы иные помощи, не имамы иные надежды, разве Тебе, Владычице!» Обращаться так можно только к любви, никогда неистощимой, и к милосердию, всегда готовому на помощь, на излияние дарований, на проявление милости и благодеяний. II. Да, неизмеримо велика Богоматерняя любовь к нам, грешным! Как море от берега до берега охватывает своею водною стихиею все необозримое, занимаемое им пространство, так и неистощимая любовь Ея от края до края наполняла и наполняет своими благодатными попечениями все православное отечество наше. а) Возведите окрест очи ваши, и вы увидите, что суша и вода, горы и юдолия в православном отечестве нашем исполнены памятников благодатных Ея попечений. Не грады только престольные и не те грады исторические, где созидалась судьба нашей церкви и государства, но и дебри и пустыни тщательно блюдут записи о Ея благодатных посещениях, о Ея небесной промыслительной помощи, и из рода в род передают свидетельство, что сердцу Ея одинаково близки: и горе народное, и одиночный вздох бедняка, и мольба матери о страждущем дитяти, и вопль грешника, познавшего свои заблуждения. б) Возведите очи ваши и на другое, одинаково известное и церкви и государству, умилительное зрелище: от Аракса до моря Белаго, от Балтийских вод до громадных льдов Северного океана, в отечестве нашем , там и сям, на всем пространстве его, не только благолепно хранятся, но и благоговейно чтутся чудотворные иконы Царицы небесной. Что означает это явление? Конечно, это не исторические только памятники бывших уже промыслительных попечений Царипы небесной о общем или частном благе православного отечества нашего, или не знамения только некогда бывших Ея небесных вразумлений, утешений и подкреплений, хотя и это несомненно так: нет, тут содержится много больше. Святыя чудотворные иконы, это вместе – и присно текущие источники Божественной любви Ея и силы, это – видимое и как бы постоянно осязаемое присутствие Ея среди нас, как Матери посреди Своих детей; ибо чудотворные иконы Пресвятой Девы не напоминают только нам о Ней, Святейшей, пречистым ликом Ея, но неоскудно, в благопотребной мере, источают и доселе исцеления с верою приходящим к ним, проявляя таким образом собою, как бы орудием, силу своего первообраза.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Деяния святых апостолов Книга Деяний святых апостолов имеет особенную важность при споре со штундистами о том, которое общество есть истинно-церковное и являет собою установленную Христом Церковь , штундистское ли общество, или общество Церкви Православной. Очевидно, что то общество есть истинно-церковное, которое во всем сообразно Церкви, бывшей по вознесении Господа на небо, управляемой апостолами, руководимой Св. Духом, сошедшим на них в день Пятидесятницы. С Божией помощью надеемся показать, что этою сообразностию отличается святая Православная Церковь . Деян.1:5 . Иоанн убо крестил есть водою, вы же имате креститися Духом Святым, не по мнозех сих днех. На основании этого мнимо-духовные штундисты отвергают нужду водного крещения. Они говорят, что водное крещение Христом отменено, как установление Иоанново, а не Христово. Но отменено то крещение, которое не было таинство, а было лишь водное погружение, как выражение сердечного покаяния; установлено же крещение водою и Духом ( Иоан. 3:5 ). Штундисты скажут, что крещение не по мнозех днех есть, конечно, сошествие Св. Духа в день Пятидесятницы, а при этом воды не было. Но сошествие Св. Духа хотя и называется здесь крещением, однако, кроме того, оно было и вторым таинством (миропомазанием), сообщением благодатного дара, нужного всем христианам (ср. гл. 2, 38 и 8, 14–17), было и четвертым таинством (священством), поставлением апостолов на их служение и сообщением потребных для него даров (вы приимете силу, нашедшу Св. Духу на вы, и будете ми свидетели, 1:8); а второе и четвертое таинства и теперь совершаются без воды. Если же и крещение в первый раз (в день Пятидесятницы) совершилось без воды, то причина сего понятна; кто же мог тогда совершить крещение водою, когда и сами апостолы еще не были крещены? или, подобно рассуждая, кто мог возложить на них руки, если еще никто из людей не принял благодатного Дара? Первое не так бывает, как второе или дальнейшее, по исключительности обстоятельств, по той причине, что это именно первое. Что потом при крещении употреблялась апостолами вода, об этом, конечно, никто спорить не станет (см. 8, 36).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Kohomsk...

Закрыть itemscope itemtype="" > Слово Архиепископа Псковского и Великолукского Евсевия, сказанное им 24 июля 2005 года на Вечевой площади Кремля в День памяти Святой и Равноапостольной великой княгини Российской Ольги - псковитянки 25.07.2005 464 Время на чтение 6 минут Всех вас душевно поздравляю с великим праздником для нашего Богоспасаемого города Пскова с Днем преславного торжества в честь памяти Святой землячки нашей, благоверной Равноапостольной княгини Ольги. Как с рождением Богоизбранной Отроковицы, Богоматери Пречистой Девы Марии, Матери нашего Господа открылась страница мировой истории христианства, так и с появления Святой Ольги на берегах реки Великой в селении Выбуты началась новая жизнь на нашей Руси. Если до IX века Русь была без государственного устройства, то с началом княжения Ольги Русь получила свое бытие. Началась новая история родного нашего Отечества. С принятием Таинства Крещения Княгиней Ольгой в Константинополе от Вселенского Патриарха, Русь получила вселенское значение среди народов и государств. Византийская культура, благолепная красота, Евангельское благовествование, как благодатная роса упала на сердце наших предков, и Слово Божие ярким пламенем возгорелось в жизни русского человека. Наша русская княгиня Ольга, подобно святым Апостолам, получила в момент Крещения особую силу благодати Духа Святаго, после чего она могла устроять на Руси могущественное государство, способное принять Святую Православную веру. Подобно Святой Равноапостольной Царице византийской Елене, она строила на нашей Руси храмы Божии, которые становились училищем, школой душеполезных знаний. Сейчас мы с вами стоим на этом святом месте, где был построен первый на Руси храм в честь истинного Триипостасного Бога, в честь Живоначальной Троицы. Это был первый краеугольный камень, положенный в основу строительства нашего государства и в основание нашего Святого Православия. Отсюда забил родник духовный силы. Отсюда потекла живая вода для временной и вечной жизни. Святые Божии люди и Святая княгиня Ольга - это Дар Божий тем народам земли, которые не забыты Богом, о которых Божие промышление, как и о нашей родной России.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2005/0...

(Из заметок путешественника в Святую землю). Воины сплетше венец от терния, возложиша Ему на главу, говорит о терновом венце Спасителя нашего тот Евангелист, который стоял при кресте Иисусове вместе с Пресвятой Богородицей и был очевидным свидетелем предсмертных истязаний страждущого Господа нашего ( Иоан. 19, 2. 25 ). Мучителен был терновый венец! Он имел такие острые шипы, как острие иглы. О терниях и драчии Палестины часто упоминается в книгах Ветхого и Нового Завета. Хотя святая земля была землей «кипящей медом и млеком», но вместе с сим она в изобилии произращала терния и драчие. «Палестина страна шипов по преимуществу», говорит один очень опытный путешественник в Святую землю 1 . На первых же страницах Библии говорит Бог Адаму: терние и волчцы произрастит она тебе… ( Быт. 3, 18 ). По местным преданиям, Адам, по изгнании из рая, жил в Святой Земле, которая считается средоточием земли. Спасение соделал еси по среде земли… Терния Святой Земли имеют несколько разновидностей. По терновникам нашей земли мы не можем составить себе верного представления о терниях Палестины. Цветущая и всегда зеленая долина Иордана, долина никогда не покрывавшаяся белым саваном снега, долина, вода которой никогда не знала холодных оков льда и русских морозов, есть вместе с сим и долина обильного произрастания в Святой Земле терния и драчии. О струях вод сей долины прорицательно взывал Исаия: «жаждущие! идите все к водам (Иордана...)». У берегов его вместо драчия выйдет кипарис… ( Ис. 55, 1. 13 ). У берегов Иордана, среди вербий, о которых упоминает благочестивый паломник XII в. в святую землю игумен Даниил, в изобилии произрастают рожковое дерево, ягодичия смоковниц, (на такую смоковницу у Иерихона возлез Закхей), и дерево с именем нубк. Некоторые из новейших толкователей Евангельской истории предполагают, что это дерево нубк и есть древо тернового венца Спасителя 2 . Предположение это не верно. Нубк не растет ни в Святом граде, ни в ближайших его окрестностях. Нубк скорее есть тот вид терния, о котором Спаситель вопросил своих слушателей в нагорной беседе: еда обемлют от терния грозды, или от репия смоквы ( Матф. 7, 16 )?!

http://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Fomenk...

Как я впервые в жизни в проруби купался. (Спойлер: это страшно) Грехи не смылись, но настроение улучшилось 20 января, 2019 Грехи не смылись, но настроение улучшилось Крещенские ныряния в прорубь я всегда осуждал. И продолжаю осуждать. Только раньше это осуждение было почти как в случае советских писателей с творчеством Пастернака — «сам не нырял, но осуждаю!». Зато теперь с чистой совестью могу говорить «сам нырял и осуждаю!». Нет, ну действительно – зачем вот это все? Ждать год, лезть в ледяную воду, да еще придавать этому какое-то ритуально-сакральное значение. «На Крещение вся водасвятая!», «Никогда в этот день не заболеешь!», «Все грехи с себя смываешь – будто заново на свет рождаешься!». Ну не бред ли?! Понапридумывают себе глупостей и сами верят! Весь год в церковь не ходят, не исповедуются, не причащаются, постов не соблюдают, а тут опа — и все такие верующие и безгрешные, что аж тошно! Примерно такие мысли возникали каждый год от многочисленных новостей о крещенских купаниях или рассказов очередных знакомых, благополучно «смывших все грехи». Но в этом году накануне Крещения мысленный монолог вдруг превратился в диалог: «Зачем людей осуждаешь понапрасну? Может у них вера поболе твоей! Сам-то в проруби ни разу не купался! Что, страшно? А может завидуешь им? Самому-то слабо, небось!» В общем, на «слабо» я и попался. За несколько дней до Крещения пришел к окончательному решению окунуться. Чтобы себе доказать, силу воли проверить, короче – гордыню свою потешить. Ну, и заработать уверенное право осуждать «крещенских купальщиков». Это к вопросу о грехах, если что. Крещенские купания в наших краях давно превратились в народный праздник. Пляж на загородной базе отдыха, правильная купель с ледяным крестом, музыка, костры, полевая кухня с кашей, чай, плов, шашлык, водка. Все бесплатно, даже доставка автобусом из города. Поэтому народу на пляже было чуть ли не больше, чем летом. Причем абсолютное большинство людей даже не купалось. Главным участникам шоу, уже раздевшимся до трусов и укутавшимся в полотенца и халаты, к проруби приходилось чуть ли не пробиваться сквозь облепившую берег толпу веселых одетых людей с телефонами. Визг, шум, гомон, подбадривающие крики, селфи и фото на память, одним словом – веселье.

http://pravmir.ru/kak-ya-vpervyie-v-zhiz...

Коллектив авторов Скачать epub pdf Краткий словарь церковных слов и выражений А Ангел (греч. – вестник) – добрый дух, вестник и исполнитель воли Божией. Ангелы наделены большими, чем у человека, умом, волей и силами. АгиАсма – святая вода, освященная Церковью накануне или в день праздника Богоявления (Крещения Господня). Агнец – 1) ягненок; 2) ветхозаветная жертва, прообразовавшая Христа; 3) часть просфоры, с печатью IC ХС, NI КА, вынимаемая на проскомидии и предназначаемая к таинственному пресуществлению в Тело Господа Иисуса Христа. Ад – место мучения нераскаявшихся грешников, геенна огненная. АкАфист (греч.) – церковная служба, состоящая из одного кондака, который поется, и 6 кондаков и 6 икосов (поровну), которые читаются. Общее число их соответствует числу букв греческого алфавита, с которых начиналась каждая песнь в первом греческом акафисте Божией Матери, составленном Сергием – патриархом Константинопольским. АллилУйа (евр. – хвалите Господа) – песнь в честь Триединого Бога. Поется или читается при богослужении трижды, вместе со славословием “Слава Тебе, Боже!”. АлтАрь (от лат. “возвышенный жертвенник”) – восточная возвышенная часть храма, в которой находится святой престол. Алтарь отделяется особой перегородкой, в которой устроены места для икон, – иконостасом. В алтарь ведут три двери: средние, напротив престола, называются Царскими Вратами, и боковые – южные, или диаконские, и северные, или пономарские. В алтаре, кроме престола, стоящего посредине, на северной стороне располагается жертвенник. Алтарь означает небо, место особенного присутствия Божиего. Это место священное, доступное только для лиц, освященных на служение Церкви. АмвОн (от греч. восхожу, восход, возвышенное место) – расположенная против Царских Врат возвышенная часть солеи, обычно полукруглая и выдвинутая в середину храма. Отсюда диакон произносит ектении, читает Евангелие, а священник говорит проповеди. Амвон, по словам святого Германа, патриарха Царьградского, символизирует находящийся у святого Гроба Господня камень, который отвалил ангел и с которого он сказал пришедшим женам-мироносицам о воскресении Иисуса Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Краткий церковнославянский словарь Краткий церковнославянский словарь, составленный Скляревской Галиной Николаевной, источник: www.liturgy.ru 4 октября, 2004 Краткий церковнославянский словарь, составленный Скляревской Галиной Николаевной, источник: www.liturgy.ru Церковнославянский словарь А Б В Г Д Е ЖЗ И К Л М Н О П Р С Т УФ ХЦ ЧШЭ A начало Агиасма, (ж.) — Святая вода, освященная в церкви в праздник Крещения Господня. Акафист (м.) — Песнопение, прославляющее Иисуса Христа, Богородицу или святых, исполняемое молящимися стоя; состоит из чередующихся 13 кондаков и 12 икосов. Акафистник (м.) Сборник акафистов. Аксиос, (нескл.) — Возглас, произносимый архиереем при рукоположении дьякона, священника или епископа и неоднократно повторяемый хором (означает согласие с достоинством рукоположенного). Аллилуия, (нескл.) — Припев церковных песнопений, относящийся к Святой Троице, повторяемый троекратно. Алтарь (м.) — Восточная часть православного храма, в которой находятся престол и жертвенник, отделенная от основного пространства храма иконостасом. Амвон (м.) — Центральная часть солеи, расположенная напротив царских врат и служащая местом для чтения Евангелия, произнесения проповедей, ектении и т.п. Аминь (нескл.) — Возглас, оканчивающий каждую молитву. Аналой (м.) — Высокий столик с покатой доской, на который при богослужении кладут церковные книги, иконы. Антидор (м.) — Часть просфоры, оставшаяся после вырезания агнца, раздаваемая молящимся после Литургии. Антиминс (м.) — Четырехугольный плат с изображением погребения Иисуса Христа и с частицами святых мощей, находящийся на престоле и необходимый для совершения литургии. Антипасха (ж.) — Первое воскресенье после Пасхи (другое название Фомина неделя). Антифон, (м.) — Богослужебное песнопение, исполняемое двумя хорами попеременно: вначале правым, правым клиросом, затем левым. Апокриф (м.) — Христианская книга, не признаваемая Церковью священной (из-за неизвестности автора, из-за позднего происхождения или других причин); противоп. канон (2 знач.).

http://pravmir.ru/kratkij-cerkovno-slavy...

Нашу Церковь часто попрекают тем, что в православных храмах стоят в основном люди старшего возраста. Многим это кажется свидетельством отсталости Православия от реальной жизни, признаком несовременности. Как сказала одна моя светская знакомая: «Мне неинтересна религия старух». Мне всегда было странно слышать такое мнение. Присутствие пожилых людей в Церкви как раз является важнейшим критерием истинности Православия. Если человек прожил жизнь и пришел в конце концов в храм – значит, это место, где нужно оказаться как можно раньше, для своего же блага. Выбор зрелого человека – это выбор совсем другого качества, нежели, скажем, мнение студента. К этому выбору полезно присмотреться. Вспоминаю свое воцерковление. Меня привел в Церковь старший товарищ, пенсионер. Вначале я брал у него православную литературу, потом пришел с ним на богослужение. В храме мне объясняли, что делать и как себя вести, престарелые женщины. Именно от наших бабушек я узнавал, для чего нужны свечи, иконы, просфоры, святая вода и все остальное. На клирос меня впервые завела пенсионерка почтенных лет. Она научила уставу, основам церковного пения. Она же договорилась со священником о том, чтобы я пономарил. По сути, эта бабушка ввела меня в алтарь. Потом она исчезла из моей жизни, и я теперь даже не знаю, жива ли она. Причащался я впервые не в зрелом возрасте, а в детстве, но только один раз. Мне тогда было 4 года. На Причастие водила родная бабушка. В следующий раз я участвовал в Таинстве уже в 23 года, и при подготовке мне помогал все тот же старший товарищ. В общем, все так сложилось, что до определенного момента по путям церковного бытия меня вели пенсионеры, которые вдруг появлялись в жизни, чему-то учили – и снова где-то терялись. И так ведь было не только со мной, но и со многими другими верующими людьми. Именно они, эти обычные, неинтересные на вид бабушки и дедушки, взяли за руки всех нас, молодых, и привели в храм. Просто они сделали это как-то очень смиренно, незаметно – так, что мы о них тут же и забыли.

http://pravoslavie.ru/107630.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010