Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛОГГИН (Логин) (Шишелов; прозв. Корова) (Вел. Устюг - 1624, Троице-Сергиев мон-рь), мон., певец и распевщик, клирошанин московского Чудова в честь Чуда арх. Михаила в Хонех мужского монастыря , головщик и уставщик хора Троице-Сергиева мон-ря (см. Троице-Сергиева лавра ), книгописец. О месте рождения Л. свидетельствует запись киноварью в одном из троицких синодиков напротив имени умершего в 1594/95 г. инока Тихона: «Устюжанин, Логина устюжанина, головщика, отец» ( Арсений, Иларий. 1878. С. 146). Родовая фамилия Л. названа в описи книг того же мон-ря от 1642 г.: «Книга Стихараль, дачи и письма головщика Логина, в 4, а имя ему Шишеловской». Последнее именование в данном случае относится к Стихирарю, следов., фамилия головщика-вкладчика - Шишелов. Эта фамилия встречалась в среде служилых людей XVI в. (РИБ. Т. 3. Стб. 179, 190). В музыкально-теоретическом памятнике XVII в. «Сказание о зарембах» приводится обиходное (очевидно, данное клирошанами) прозвище Л.- Корова (ГИМ. Син. певч. 219. Л. 376 об.- 377). Во время опричнины царя Иоанна IV Васильевича Грозного (1565-1572) Л. был молодым человеком. Причины, по к-рым он покинул Вел. Устюг и принял монашество, неизвестны. Наиболее ранние документальные сведения найдены в приходно-расходной книге Чудова мон-ря за 1585/86 г. В сент.- окт. ни среди головщиков (их в Чудовом мон-ре было 4), ни среди певчих Л. не упоминается, а 3 дек. 1585 г. вместо головщика Ионы Протопопова «зажилое» в размере гривны было выдано «Логину устюженину» за службу в нояб. (РГАДА. Ф. 196. Оп. 1. 273. Л. 112 об.). Т. о., Л. приступил к исполнению обязанностей головщика Чудова монастыря в нояб. 1585 г. В дальнейшем он регулярно получал установленное ему жалованье (Там же. Л. 126 об., 143 об., 157, 178 об. и др.). Чтобы поступить в качестве головщика в Чудов мон-рь, располагавшийся внутри стен Московского Кремля, Л., по-видимому, должен был нек-рое время жить в Москве и получить известность как певчий с выдающимися вокальными данными и как знаток церковнопевч. дела. В мон-ре его знания и искусство должны были совершенствоваться. По праздникам здесь собирались лучшие исполнители столицы: в службах участвовали хоры государевых певчих дьяков и патриарших певчих , с к-рыми приходилось петь и монастырскому хору. В июне 1586 г. в качестве певчего в мон-рь поступил и инок Христофор (Там же. Л. 210 об.), впосл. старец Кириллова Белозерского мон-ря, переписчик и, возможно, автор части руководств по нотациям из рукописи 1604 г. РНБ. Кир.-Бел. 665/922 (см. в ст. Ключ знаменной ).

http://pravenc.ru/text/2110644.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИЛАРИОН (Григорович; 20.12. 1696, г. Сосница, ныне поселок в Черниговской обл.- 3.12.1760 (по др. сведениям, 1759), Москва), свт. (пам. 11 сент.- в Соборе Святогорских святых; 22 сент.- в Соборе Тульских святых), еп. Крутицкий (Сарский и Подонский). В 1714 г. покинул родной дом и ушел в Киев, в 1721 г. окончил Киево-Могилянскую академию. В том же году в киевском Братском в честь Богоявления монастыре принял монашеский постриг, к-рый совершил иером. Иосиф (Волынский). И. был оставлен преподавателем при академии, затем переведен в Харьковский коллегиум в качестве проповедника, а также учителя риторики и философии. В 1726 г. рукоположен во иерея и назначен префектом коллегиума. При нем по повелению имп. Анны Иоанновны б-ка коллегиума пополнилась книгами покойного Рязанского митр. Стефана (Яворского) . Слово архим. Илариона (Григоровича), сказанное им в день рождения вел. кн. Петра Феодоровича. М., 1744 (РГБ) Слово архим. Илариона (Григоровича), сказанное им в день рождения вел. кн. Петра Феодоровича. М., 1744 (РГБ) 29 июня 1733 г. И. был возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Святогорского мон-ря (см. Святогорская в честь Успения Пресв. Богородицы лавра ). Отличался требовательностью к себе и братии, нек-рые насельники во главе с иеродиак. Иоасафом писали на него доносы в Белгородскую духовную консисторию, обвиняя в излишней строгости, неправильном ведении монастырского хозяйства. Но иеродиак. Иоасаф, вызванный следственной комиссией на допрос, бежал из консистории, а доверенные лица братии иером. Софоний, иеродиак. Арсений и мон. Ефестион объявили, что «не знают вины» за И. Он входил в состав организованной архиеп. Досифеем (Богдановичем-Любимским) комиссии по расследованию обстоятельств возможного хищения денег из Белгородской епархиальной кассы ( Лебедев А. С. Белгородские архиереи и среда их архипастырской деятельности. Х., 1902. С. 37-38). В 1738 г. назначен настоятелем белгородского Николаевского монастыря на р. Северский Донец, 3 дек. 1739 г.- Саввина Сторожевского в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыря . С 16 февр. 1741 г. И. занимал должность в Канцелярии синодального правления.

http://pravenc.ru/text/389119.html

Скачать epub pdf 5. Служение ближним и любовь §1. Любовь к ближним, ее связь с любовью к Богу и с остальными добродетелями Любовь к Богу и ближним является главным руководственным началом христианской нравственности и надежным руководителем во всех частных случаях жизни. В заповеди о любви и самоотвержении сокращенно вмещается весь состав заповедей, заключается сущность и исполнение всего Божественного Писания, основание всех наших обязанностей к ближним. Без самоотверженной любви к Богу и ближнему не может быть истинно-христианской жизни. Любовь должна быть основанием христианской жизни (преп. Макарий Вел. Беседа 3-я, §§1–2. См. Беседы, послания, слова. Изд. 4, стр. 18–19). Чрез любовь христианин достигает Богообщения, ибо одна любовь соединяет нас с Богом, Который есть Любовь ( 1Ин. 4:5–8 ...16). Чем чище, теплее и усерднее любовь, тем ближе христианин к Богу; чем более и усерднее христианин любит Бога и ближнего, тем более уподобляется Богу, соединяется с Богом: ибо «Бог есть любовь и пребывающий в любви пребывает в Боге и Бог в нем» ( 1Ин. 4:18 ). Истинная христианская любовь есть предвкушение вечной жизни; она здесь начинается, а в вечной жизни совершится. Ибо блаженство вечной жизни есть радость; утешение и блаженство общения любви с Богом и со всеми избранниками Божиими (св. Тихон Задонский . Творен., т. 1, изд. 5. Слово о любви к Богу и ближним, стр. 83–89; сравн. стр. 158. Сравн. преп. Исаак Сирин . Подвижнические слова. Изд. 3. Слово 18, стр. 76). Ученика Христова нельзя познать ни по какой другой добродетели, кроме как по любви, как говорит Сам Господь Иисус Христос: «по тому узнают все, что вы ученики Мои, если будете иметь любовь между собою» ( Ин. 13:35 ; см. Преп. Симеона Нового Богослова . Слово 53-е, §2. – Слова, вып. 2. М., 1890, стр. 8). Таким образом, невозможно спастись иначе, как только чрез ближнего, а именно – через самоотверженную любовь к ближнему (преп. Макарий Вел. Беседа 37-я, §3. См. Беседы, послание и слова. Изд. 4. Тр. Серг. Лавра, 1904, стр. 258): Кто не заботится о ближнем, говорит Златоуст, тот и сам не может спастись (см. И. Златоуст. На 1 Кор. Беседа 25, §4). Тот не спасет себя, кто не хочет споспешествовать спасению других.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

Следующее упоминание Троицкой и Варваринской церквей находим в «Сотной с писцовых книг» 1630 года. «За торгомъ у гостина двора церковъ Жив. Троицы, да въ пределе св. муч. Флора и Лавра, да теплая церковь св. вел-муч. Варвары, да въ пределе Афанасей Александрийской, обе древяны клетцки; а въ церквахъ образы и книги и свечи и ризы и сосуды церковные и колокола и всякое церковное строенье В 1649 году оба деревянных храма сгорели. 1 июня 1649 года митрополит Ростовский и Ярославский Варлаам дал благословящую грамоту на постройку нового теплого храма во имя святого Афанасия Александрийского. В 1650 году был построен храм во имя Афанасия Александрийского с приделом в честь Великомученицы Варвары. По грамоте митрополита Ростовского и Ярославского Варлаама от 23 августа 1651 года к храму был пристроен придел во имя священномученика Антипы. По грамоте митрополита Ростовского и Ярославского Ионы от 25 июня 1654 года, над теплой Варваринской церковью была построена холодная церковь во имя Живоначальной Троицы с пределом во имя святого благоверного царя Константина. «1655 г. Построено двухъ-этажное здание Варваринской церкви въ Устюге; верхний храмъ освященъ во имя св. великомученицы Варвары, а нижний во имя Пресв. Троицы». Варваринская двухэтажная, пятипрестольная церковь сгорела в 1679 году. «В лето 7187, а от Рождества Христова 1679. Сентября в 1 день во 2-м часу дни в Устюге Великом в Афанасьевской улице загорелась баня у Степана Кошки близ таможни; и от того возгорения погорели церкви мученицы Варвары деревянная теплая, а на ней холодная…» К 1683 году церкви были восстановлены, что подтверждают «Писцовые книги» 1683 года. «На площади близъ таможенныхъ избъ и гостина двора церковь Жив. Троицы холодная, да подъ нею церковь жъ теплая св. вел. муч. Варвары, церкви обе были древяные вверхъ шатровые и въ прошломъ во 187 году въ пожарное время те церкви сгорели и съ того пожару вынесли двери царские, столпцы и сень древяные резные писаны на золоте, да иконъ настоящихъ: образъ Жив.

http://sobory.ru/article/?object=44944

Церковной земли, только усадебной, 1 десятина 87 кв. саж., причт занимается садоводством и разведением огородных овощей. Причт размещается в двух домах, построенных конторою. Прихожане русские, ижоры. Всех прихожан по клировым ведомостям 1883 г. муж. пола 1066, жен. пола 1064; жители занимаются садоводством, земледелием, извозом и плитной ломкой. Часовен две: одна ветхая, деревянная, во имя св. Димитрия Солунского в Бол. Горках, другая каменная во имя Флора и Лавра, в 8,5 верстах от церкви. Третья, вновь построенная в 1867 г. в память 25 мая, сюда ежегодно в этот день бывает крестный ход. Часовня эта каменная и находится на углу нарвского шоссе и дороги в Копорье. Ропша, бывшая некогда в числе летних местопребываний царского семейства и расположенная вблизи лагерного расположения царских войск, не раз была осчастливлена посещениями лиц царственного дома. В 1865 г. 22 июля вся царская фамилия слушала в Ропшинской церкви литургию, которую совершал соборный протопресвитер В. Б. Божанов. 24 июля было освящение новых штандартов Павловского лейб-гусарского полка, удостоенное также посещения государя императора. После освящения новых штандартов, старые поставлены в Ропшинскую церковь при входе по левую сторону от дверей. 8 окт. 1878 г. Ропшинский храм посетил наследник, ныне царствующий император с вел. князем Владимиром Александровичем. Обедню служил священник Петр Александровский. 20 сен. 1881 г. посетил Ропшу государь император Александр III с супругою Марией Федоровной, с наследником и вел. кн. Георгием Александровичем. Служил священник Хорошкевич. «Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии», выпуск 10. С.-Петербург, типография Департамента Уделов (Моховая, 1885 г. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=01126

В 1954 году будущий архипастырь успешно окончил Свято-Троицкую Духовную семинарию. Выделяясь среди других студентов семинарии своими способностями, он еще до окончания полного семинарского курса (в то время был шестилетний курс) вел преподавание некоторых общеобразовательных предметов на младших курсах, а по окончании стал преподавателем Ветхого Завета и патрологии, которую преподавал до недавнего времени. 2 июня 1958 года отец Лавр был награжден золотым наперсным крестом, а 6 сентября следующего года – возведен в сан игумена с возложением палицы. В 1960 году он был назначен на должность инспектора семинарии. Одновременно в течение ряда лет исполнял в монастыре послушания секретаря духовного собора и заведующего книжным складом и экспедицией монастыря. 21 ноября 1963 года был награжден крестом с украшениями, а 17 апреля 1966 года возведен в сан архимандрита. В том же году, сопровождая архиепископа Аверкия (Таушева, † 1976), отец Лавр совершил поездку в Сан-Франциско, где участвовал в отпевании и погребении святителя Иоанна (Максимовича, † 1966). За почти тридцать лет начиная с 12-летнего возраста отрок Василий прошел все стадии иноческого возрастания – от рядового послушника обители преподобного Иова Почаевского в Карпатах до архимандрита Свято-Троицкого монастыря в Джорданвилле. Те, кто знал его с тех ранних отроческих лет, отмечали что, несмотря на духовное возрастание и церковно-административное возвышение, в нем не происходило перемены устоявшихся смолоду иноческих свойств. И в сане архимандрита он был тот же, что в сане иеродиакона, – всегда и всем готовый оказать услугу, готовый на любое послушание. Уже будучи инспектором семинарии и читая лекции по одному из серьезнейших предметов, он, если дело требовало, мог и могилу выкопать на огромном монастырском кладбище, и в порядке монашеского послушания на кухне поваром работал, и в коровнике трудился. Вся переписка в монастырской канцелярии была на его плечах, если обстоятельства требовали, он сам вел упаковку монастырских изданий заказчикам. Не было работы, которую он считал неподходящей его сану или положению.

http://pravoslavie.ru/37344.html

В 1886 г. М. М. Антокольский выполнил мраморный бюст Е. Ф. для ее родственников, живших в замке в Дармштадте (сохр.). В. М. Клыков в 1990 г. для Марфо-Мариинской обители создал скульптурную фигуру Е. Ф. из белого мрамора (на правой руке четки), в 2004 г. по просьбе насельниц калининградского мон-ря во имя Е. Ф.- скульптуру преподобномученицы, сидящей на скамье. 9 июля 1998 г. в Англии в Вестминстерском аббатстве было установлено 10 образов христ. святых, в т. ч. мраморная статуя Е. Ф. на зап. фасаде собора ап. Петра. В 2007 г. Ю. П. Хмелевский вырезал миниатюрный рельеф на кости мамонта: Е. Ф. с крестом и прмц. Варвара со свечой, стоящие на краю шахты. В нач. 90-х гг. ХХ в. А. Д. Корноухов сделал мозаику для храма равноап. Марии Магдалины в Гефсимании в Иерусалиме, к-рая была помещена над ракой Е. Ф. (святая в рост, с крестом в деснице и моделью храма в левой руке). К числу первых иконописных образов Е. Ф. в Москве принадлежит монументальная мозаика сер. 90-х гг. ХХ в. в нижнем храме Вознесения Господня за Серпуховскими воротами (образ святой с храмом в руке на золотом фоне). К прославлению Е. Ф. в 1992 г. была написана поясная икона (иконописец В. Ю. Карпова), ее иконографию повторяли мастера Новотихвинского мон-ря в Екатеринбурге: святая с Покровским храмом в левой руке, десница приподнята к груди (ц. прав. Симеона Верхотурского в с. Меркушине, Крестовоздвиженский собор верхотурского Никольского мон-ря - см.: Тихон (Затекин), игум., Нечаева М. Ю. Уральская лавра. Екатеринбург, 2006. С. 433). На образе с частицей гроба Е. Ф. в Иоанно-Предтеченском мон-ре Москвы, исполненном М. Проскуровой в 1994 г., изображены прп. Елисавета, игум. К-польская, и Е. Ф., держащая икону Спаса Нерукотворного, с к-рой она встретила смерть. Вел. кнг. прмц. Елисавета. Икона. 1992 г. Иконописец В. Ю. Карпова (резиденция митр. Крутицкого и Коломенского Ювеналия, Новодевичий мон-рь, Москва) Вел. кнг. прмц. Елисавета. Икона. 1992 г. Иконописец В. Ю. Карпова (резиденция митр. Крутицкого и Коломенского Ювеналия, Новодевичий мон-рь, Москва)

http://pravenc.ru/text/189843.html

Митра, т. н. венец имп. Никифора Фоки. XIII в.? (Вел. Лавра) Митра, т. н. венец имп. Никифора Фоки. XIII в.? (Вел. Лавра) Частота исповеди в святогорских обителях не оговаривается единым правилом и определяется духовной необходимостью каждого насельника. Исповедь совершается обычно в одном из приделов собора или в келлии духовника. Духовниками в греч. киновиях являются игумены и 1-2 их помощника-заместителя. Как и в Элладской Церкви, исповедовать на А. могут только священники, над к-рыми совершена архиерейская хиротесия в духовника (она обязательно совершается и над нареченным игуменом перед интронизацией). Все братия причащаются Св. Таин не реже 1 раза в неделю (обычно в четверг и субботу или воскресенье; в Великий пост - на всех литургиях; в филофеитских обителях - 4 раза в неделю в течение всего года). Совр. практика греч. афонских мон-рей не предусматривает обязательной исповеди перед Причащением. Оклад т. н. Евангелия имп. Никифора Фоки. XI в. (Вел. Лавра) Оклад т. н. Евангелия имп. Никифора Фоки. XI в. (Вел. Лавра) В качестве обычного приветствия на А. принято произносить «Эвлогите» (ελογετε - благословите), на что следует ответ «О Кириос» (т. е. Господь [благословит]); в период между Пасхой и Вознесением приветствием служит возглас «Христос воскресе!» с ответом «Воистину воскресе!». Желающие войти в закрытое помещение произносят, стуча в дверь: «Δ εχν (τν Αγων Πατρων μν)» (Молитвами (святых отец наших…)), ответное «Аминь!» служит приглашением войти. Обращением к простым монахам служит греч. λδβλθυοτεΟσιε, Οσιτατε или Οσιολογιτατε (к ученым монахам), к имеющим сан диакона - Ιερολογιτατε, к иеромонахам, игуменам, архимандритам и проч.- Πανοσιτατε, Πανοσιολογιτατε. Священная глава иеросхим. Феодосия († 1937) Священная глава иеросхим. Феодосия († 1937) Усопших иноков по афонскому обычаю облачают в схиму и многокрестие (тело при этом не омывается, и нательное белье не меняется) и, покрыв лицо куколем, зашивают в рясу. На грудь усопшего возлагают икону Пресв.

http://pravenc.ru/text/Афон.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010