по 20-е гг. XIII в. ( Janin. Grands centres. P. 234-236). Дополнительной информацией мы располагаем лишь в тех случаях, когда обитель так или иначе вступала в контакты с центральными властями К-польской Церкви и империи,- об этом сохранялись сведения в документах имп. и патриаршего дворов. Преемником св. Павла был игум. Симеон, который упоминается в Житии св. Павла. Он ездил в К-поль утверждать в Патриархии устав монастыря. Большую роль в становлении мон-ря сыграл 4-й игум. Гавриил, к-рый упоминается в документах 985-987 гг. Будучи крупным местным землевладельцем, он принял монашество и передал мон-рю большую часть своих земель, создав т. о. ядро монастырского домена Стилу, впосл. имевшее значение для повышения статуса этой обители. Тем не менее в XI в. первенство на Л. сохранялось за мон-рем Келливарон. В 1049 г. патриарх Михаил I Кируларий отправил на Л. своего кувуклисия Константина для инспекции мон-рей и разбора спорного дела о разделе территорий между лаврами Келливарон и Пресв. Богородицы Лампониу (το Λαμπονου; RegPatr, N 857a). Последняя образовалась в X в., вероятно, в результате разделения общины Келливарон, владения обоих мон-рей не были четко разграничены. Константина принимал игумен мон-ря Келливарон Мефодий, здесь же присутствовал игумен Стилу Николай, но исход дела неясен; мон-рь Лампониу позднее не упоминается. В 1075-1087 гг. игуменом Стилу был прп. Христодул Латрин , к-рого К-польский патриарх Косма I назначил протом Л., тем самым изменив традицию первенства мон-ря Келливарон. Через 3 года после вступления в должность Христодул был обвинен в ереси и более 10 лет вел тяжбы с К-польской Патриархией и рядом иерархов, отстаивая как свою невиновность, так и права мон-рей Л. на автономию, против прямого подчинения Патриархии. После ряда судебных процессов в К-поле Христодул был вынужден уйти со своего поста и удалиться в мон-рь св. Иоанна Богослова на Патмосе ( Mikloschich, M ü ller. Vol. 6. P. 18). Лавра Келливарон на Латросе. XIII в. Лавра Келливарон на Латросе.

http://pravenc.ru/text/2463187.html

Там же. Причастны периода времени пения Триоди Цветной. Там же. Богослужебные цитуемые в настоящем издании книги Богослужебные цитуемыя в настоящем издании книги. М е сто издания. Год издания. Типикон. Москва Служебник. С.-Петербург Часослов. Москва Октоих. Москва Триодь Постная. Москва Триодь Цветная. Москва Минея Месячная. Москва Минея Общая. Москва Следованная Псалтирь. Москва Ирмологион. Москва Богослужебный Апостол. Москва Богослужебное Евангелие. Москва Последование вечерни, полунощницы и утрени. Киево-печерская лавра Службы на каждый день первыя седмицы св. Четыредесятницы. Москва Службы на каждый день Страстной седмицы. Москва Последование в святую и великую неделю Пасхи и во всю Светлую седмицу. Киево-печерская лавра Последование во святую и великую неделю Пасхи и во всю Светлую седмицу. Москва Служба на Вознесение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Москва Служба в неделю св. Пентикостии. С.-Петербург 831 Это можно понимать так: Иерей: Слава тебе, Христе Боже... Лик: Слава, и ныне. Господи, помилуй 3. Благослови. Священник вне алтаря: Воскресый из мертвых Христос истинный Бог... Лик: Господи, помилуй 8. 832 В Типиконе не обозначено, после какого возгласа диакон говорит: Премудрость. В обыкновенное время бывает так. После ектении: Исполним утреннюю молитву... и возгласа: Яко Бог милости..., иерей говорит: Мир всем. Лик: И духови твоему. Диакон: Главы наша Господеви приклоним. Лик: Тебе, Господи. Иерей читает тайную молитву, которую оканчивает возгласом: Твое бо есть, еже миловати..., после чего диакон возглашает: Премудрость. 833 Сколько раз надобно петь Христос воскресе, об этом в Типиконе, в последовании пасхальной литургии, л. 351 на об., не сказано; в 18 мр. благовещенской гл., л. 216, назначено 3; в изд. Киево-печ. лавры: «Послед. во св. и вел. нед. Пасхи и во всю Светлую седмицу», л. 34, указано 1. Говорят, что от Пасхи до Вознесения Христос воскресе... 3 поется вместо Приидите поклонимся; но мы со своей стороны не можем не заметить, что в самом Типиконе нет твердого основания для опущения Приидите поклонимся; так как в составе богослужения, отправляемого в указаннный срок, он указывает иногда и Приидите поклонимся..., напр., в послед.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

Л. В. Мошкова, А. А. Турилов Г. Русской Церкви Гимнографические книги в X-XI вв. Киевская Русь при Крещении в 988 г. получила готовый корпус слав. богослужебных книг, содержавший в большинстве переведенные с греч. языка тексты, а также нек-рые древнейшие памятники слав. Г.; в XI в. он пополнился рядом текстов через чеш. посредство (служба мч. Виту, канон Вячеславу Чешскому, «молитвы на диавола» и Св. Троице). Вероятно, в 60-х гг. XI в. в связи с введением в Киево-Печерском мон-ре Студийско-Алексиевского Типикона богослужебные книги на Руси подвергались редактуре ( Момина. (II) 1992); следы более ранних рус. переводов, о к-рых упоминает «Повесть временных лет» в похвале вел. кн. Ярославу под 1037 г., в гимнографическом материале не обнаружены. К этому времени относится создание 12-томного комплекта служебных Миней, необходимых для монастырского богослужения. Редактирование древних текстов в процессе его составления осуществлялось непоследовательно (напр., в ряде служб сохр. 2-я песнь в канонах) - чаще всего тексты перемещались в рамках одного последования; помимо этого, возможно, частично исключались тексты избыточные, с т. зр. составителей, и отсутствующие в греч. традиции; могло проводиться также сокращение нек-рых песнопений (исключение отдельных «избыточных» стихир и тропарей). Очевидно, Праздничная Минея в меньшей степени была затронута этой редактурой, поэтому в составе отдельных ее списков сохранилось наибольшее число древнейших памятников слав. Г. Ранняя русская Г. (XI-XIII вв.) Киево-Печерская лавра. Фотография. 90-е гг. ХХ в. Киево-Печерская лавра. Фотография. 90-е гг. ХХ в. остается до наст. времени недостаточно исследованной, за исключением служб рус. святым и творчества отдельных авторов (в первую очередь свт. Кирилла Туровского). Несмотря на появление ряда актуальных исследований и даже специальной монографии М. Ф. Мурьянова ( Мурьянов. (II) 2003), положение дел в этой области лишь немногим отличается от ситуации в нач. XX в. В богатой рукописной традиции XI-XV вв.

http://pravenc.ru/text/165013.html

Состояние бедных духовного звания значительно улучшилось с учреждением в 1823 г. попечительства. Дела по обеспечению их сосредоточивались при кафедральном соборе, сперва Петропавловском, потом Исаакиевском. Кафедральный протоиерей, в звании главного члена попечительства, вел дела в согласии с другими членами и с посторонними попечителями, назначаемыми из петербургских и уездных протоиереев. Из лиц, состоявших в звании главного члена попечительства, особенными заботами о вдовах и сиротах духовного звания известен протоиерей Иоаким Семен. Кочетов, приобревший для попечительства несколько домов в столице. Благодаря усердию Кочетова и др. петербургских протопопов, здешнее попечительство может считаться одним из богатых. Кроме значительных капиталов, оно имеет несколько каменных домов в лучших улицах. Кроме пособия от попечительства, многие вдовы, с их семействами, получают помещение и денежное пособие от приходских и кладбищенских церквей столицы. Но венцом всех благотворительных учреждений, в пользе бедных духовного звания, должно считать устроенный в 1869 году высокопр. Исидором «Александроневский дом для призрения бедных духовного звания», вмещающий в себе большую часть вдов и дающий воспитание сиротам девицам духовного звания. Лицам духовного звания, почему-либо не получившим ни помещения, ни пособия от попечительства, делаются единовременные пособия из капитала «на воспособление» духовенству, находящегося в непосредственном распоряжении хозяйственного управления при Святейшем Синоде. Когда же с 1865 года духовенство заштатное стало получать пенсии из государственного казначейства, тогда вопрос об обеспечении не служащего духовенства быстро подвинулся к благоприятному решению. в) Духовенство монашествующее Монастыри В петербургской епархии было сперва не мало монастырей, но с учреждением штатов в 1764 г., некоторые из них закрыты и к 1770 году были здесь следующие монастыри: Александроневская лавра, староладожский Успенский женский и Никольский мужской, Введенский и два монастыря в пределах Финляндии: Валаамский и Коневский. В 1771 г. приписан к здешней епархии Зеленецкий монастырь, в 1780–81 г. – Черменецкий, принадлежавший к новгородской епархии. Приписными считались: Андрусовская и Сяндемская пустынь, приписанные к Валаамскому монастырю, староладожский Ивановский монастырь, приписанный в 1811 г. к староладожскому Никольскому монастырю и Сергиевская пустынь, составлявшая удел Троицкой Сергиевой лавры. В 1845 г. возобновлен бывший Смольный, под именем Воскресенского Новодевичьего монастыря. Ныне в петербургской епархии находятся: 1 лавра, 4 мужских и 2 женских монастыря и Сергиева пустынь. Кроме того, староладожский Николаевский, Черменецкий, Валаамский и Коневский монастыри имеют в Петербурге часовни с подворьем для братий. Управление монастырей

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Между тем над Россией собиралась новая беда. При царе Феодоре Иоанновиче был изменнически убит малолетний брат его, Дмитрий (праздн. 15 мая и 3 июля). Беглый инок Григорий Отрепьев, по смерти царя Феодора, решился выдать себя за царевича, который будто бы спасся от смерти. Отрепьев принял в Польше римскую веру и обязался ввести ее в России. Польский король Сигизмунд и многие польские вельможи стали действовать в его пользу; Отрепьев вступил в Россию с войском. Сказка о спасении царевича Дмитрия от смерти распространилась в русском народе, и вся Россия признала Отрепьева своим царем. Напрасно патр. Иов обличал обманщика и изменников – бояр; сообщники самозванца ворвались в храм, где Иов служил литургию, сорвали со святителя священные одежды и, посадив его на телегу, отвезли в заточение, в монастырь. Вместо Иова самозванец назначил патриархом Игнатия, епископа рязанского. Патр. Гермоген Первое время своего короткого царствования Лжедмитрий вел себя благоразумно, но потом изменился. Все иностранное он стал предпочитать русскому, не соблюдал русских обычаев, не ходил в церковь , не держал постов и вообще жил так, как русские того времени не жили. Такое поведение вооружило против него все сословия, народ восстал и убил Лжедмитрия в 1606 году. Но этим не ограничились замыслы поляков и их духовенства. Они нашли человека, который выдал себя за Дмитрия, будто бы спасшегося от ярости народной; в России явились польские войска. Изменники – бояре равнодушно переходили на сторону самозванца. Патр. Гермоген, избранный на место Игнатия, словами и посланиями убеждал стоять за отечество. Пастыри следовали его увещаниям. Феоктист Тверской был убит, Герасим Суздальский скончался в изгнании; Иосиф Коломенский подвергся истязаниям, Филарет, митрополит Ростовский, отведен в плен. Особенную же заслугу оказала Троицкая лавра. В течении 16 месяцев она выдерживала осаду 80-тысячного войска, имея для своей защиты всего 2500 человек; все приступы были отбиты, и, хотя храбрые защитники потеряли более 800 человек павшими, но лавра устояла. Кроме того, она до осады пожертвовала царю 18000 рублей и во время осады 2000 рублей, что по тогдашнему времени составляло сумму весьма значительную.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/dobroe...

Праздник всех Отцов на Святой Горе Афонской просявших Святогорские Панигеры: Карея храм Протата Осталось 5 дней информационный портал Святой Горы Афон . Все об Афоне. Исторические описания Горы Афон . Советы о том, как организовать поездку на Афон , и отчеты о путешествиях. Паломничество на Афон : карты Афона, описания монастырей , троп и советы для самостоятельных путешественников. Рассказы о старцах Афона и афонских монахах. Переводы рукописей и Житий афонских святых. Фото и иконы Афона . Поучения, притчи и стихи монахов Афона, старцев и святых. Богословские статьи. Смотрите: Новые статьи на портале Присоединяйтесь к нам в группе ВКонтакте-1 ВКонтакте-2 Instagram и Telegram и facebook group , на странице facebook web в на канале Youtube также в zen.yandex. и получайте расширенный контент в Patreon. Рекомендуем сайты: Высказывания о духовной жизни - Жития, притчи старцев Книги Симеона Афонского (иеромонаха Симона (Безкровного)) Афанасий Афонский житие икона     Афанасий Афонский   Преподоный отец наш Афанасий Афонский.   Афон . Великая Лавра Икона. XV в. (Великая Лавра на Афоне)       Житие кратко:     Преподоный отец наш Афанасий Афонский - основатель Вел. лавры на Афоне, названной впосл. в его честь. В Крещении получил имя Авраамий. Происходил от благородных и знатных родителей: отец был родом из Антиохии, мать - из Колхиды. Они рано умерли, и мальчик воспитывался в семье родственницы матери. Для продолжения обучения в 945 г. он прибыл в К-поль, где поступил в школу к известному ритору Афанасию. Вскоре преподоный отец наш Афанасий Афонский превзошел своего наставника и был назначен учителем, но, тяготясь славою, оставил преподавание. Однажды он сопровождал в поездке своего родственника на о-в Лемнос и впервые проплыл мимо Афона. Вернувшись в К-поль, Авраамий познакомился с прп. Михаилом Малеином, игум. Киминского мон-ря в Вифинии, и встретился с Никифором II Фокой, выдающимся военачальником, впосл. имп. Византии (963-969).   Авраамий вслед за Михаилом отправился на Кимин и принял в его мон-ре постриг с именем Афанасий. В этой обители он прожил 4 года, занимаясь переписыванием рукописей, потом он вступил на поприще безмолвия, удалившись в уединенное место. Никифор Фока посетил Афанасия, долго беседовал с ним и открыл ему свое желание стать монахом. Когда прп. Михаил Малеин захотел сделать Афанасия игуменом своего мон-ря, тот, считая себя недостойным начальствования и избегая мира, ушел на Афон (958/59).

http://isihazm.ru/?id=654

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КИРИЛЛ ЛАВРИОТИС [Патрский; греч. Κριλλος Λαυριτης] (1741 (?), Патры, совр. Греция - после 1823, Бухарест), архим., богослов, толкователь Апокалипсиса (см.: Иоанна Богослова Откровение ). Родителей К. Л. звали Димитрий и Трисевгена. Он получил начальное образование в родном городе, затем жил в монастыре Святая Лавра (Агия-Лавра) близ г. Калаврита (Пелопоннес; см. в ст. Калавритская и Эйялийская митрополия ), в связи с чем получил прозвище Лавриотис. В обители он оставался до 1779 г. Подробности его пребывания в монастыре неизвестны, но, по-видимому, там он продолжил обучение. В 1779 г., вероятно по причине волнений албанцев на Пелопоннесе после подавления османскими войсками восстания греческих повстанцев под предводительством А. Г. Орлова (1770; т. н. Пелопоннесское восстание или Восстание Орлова; греч. Ορλωφικ), К. Л. переехал в К-поль. Однако он пробыл там недолго и направился в Бухарест, где жил до своей кончины. Он вел скромную жизнь, зарабатывая преподаванием и певч. искусством. Из сохранившегося сочинения К. Л. известно, что ученые круги Бухареста относились к нему недоброжелательно и не содействовали ему в написании главного труда. Имеются также сведения, что в 1796 г. он с неизвестными целями посетил Вену, Триест и Венецию. С 1792 г. в течение более 30 лет К. Л. работал над одним-единственным сочинением - толкованием на Апокалипсис св. ап. Иоанна Богослова. Труд, завершенный в мае 1823 г., по свидетельству автора 11 раз переписанный и дополненный, состоял из 8 томов. В виде рукописных переплетенных тетрадей он был обнаружен преподавателем богословия Афинского ун-та известным греч. богословом К. Диовуниотисом († 1943) и до сих пор хранится в б-ке богословского фак-та Афинского ун-та в качестве дара митр. Фессалиотидского и Фанариоферсальского Иезекииля (Веланидиотиса). Диовуниотис издал неск. наиболее значимых глав из труда К. Л. Др. сочинения и письма К. Л. не сохранились.

http://pravenc.ru/text/1840439.html

Рубрики Коллекции Лавра после преподобного Сергия Радонежского 6 мин., 17.07.2014 Поделиться Масштаб личности святого Сергия Радонежского настолько велик, что историю России вполне можно делить на «до Сергия» и «после него». Причем даже это «после» окрашено сильнейшим влиянием преподобного на духовную жизнь страны — через труды его учеников, служение основанного им монастыря. Преемники Старец Сергий покинул земную жизнь 25 сентября 1392 года. Как выглядел тогда созданный им монастырь? Деревянная церковь, ряды срубных келий и хозяйственных построек, бревенчатая ограда вокруг и над ней вековые сосны окрестного бора. Около сотни или чуть больше монахов и послушников. Принять управление всем этим должен был Никон, духовно опытный ученик святого, выбранный самим старцем. Лучшие ученики преподобного во всем походили на учителя. Они стремились к молитвенной созерцательности и вовсе не желали власти. В свое время и Сергий с большой неохотой принял звание настоятеля. Никон через полгода руководства обителью упросил братию освободить его от этого бремени. Новым игуменом после долгих уговоров стал Савва. Шесть лет он вел монастырь курсом, проложенным святым Сергием: строгий распорядок дня, общие труды, смирение и послушание, непрестанная молитва. Но и Савва в конце концов пожелал удалиться от стольких хлопот. Однако же им обоим не удалось укрыться в молитвенном затворничестве. Зажженную свечу не прячут. Иноки настояли на возвращении «в должность» Никона. А Савву в 1399 году пригласил в Звенигород князь Юрий, второй сын Дмитрия Донского. Там, на горе Сторожи, Савва по просьбе князя основал монастырь и возглавил его. Саввино-Сторожевская обитель стала одной из многих, созданных на Руси учениками и единомышленниками преподобного Сергия. Но на московской земле она со временем сделалась одной из крупнейших. Татарское разорение В декабре 1408 года Русь пережила новое страшное татарское нашествие. Когда игумен Никон молился о спасении обители от «поганых», ему явился сам святой Сергий с двумя давно умершими митрополитами всея Руси — Петром и Алексием. «Так угодно судьбам Божиим, — сказал он, — чтобы нашествие иноплеменников коснулось сего места. Но ты, чадо, не скорби, не смущайся: искушение будет непродолжительно, и обитель не запустеет, а распространится еще более». Предупрежденные, монахи разошлись кто куда, забрав самое ценное — книги, иконы, вещи преподобного.

http://foma.ru/lavra-posle-prepodobnogo-...

В 220 г. до Р. Х. город был разрушен этолийцами, но впосл. восстановлен римлянами и находился под покровительством имп. Адриана. Кинефа была разорена готами, а затем славянами. Топоним Калаврита появился в лат. документах после захвата К-поля крестоносцами (1204). Это название слав. происхождения (kolovrat, т. е. водоворот - Vasmer M. Die Slaven in Griechenland. Lpz., 1970. P. 134. (Subsidia Byzantina; 4)). В 1205 г. была создана Калавритская барония с 12 рыцарскими феодами, центром к-рой стала крепость (ныне Кастро), построенная в 1208 г. над Калавритой. В течение короткого времени (с 1270-1274 гг. до кон. XIII в.) Калаврита находилась в составе Византийской империи. Затем баронами Калавриты были члены рода де Ла Тремуй, а в 1330 г. этот город вошел в состав владений деспота Мистры. В 1400 г. деспот Феодор I Палеолог продал Калавриту с окрестностями рыцарям-иоаннитам, но через 4 года она была возвращена в состав Морейского деспотата. В 1460 г., после героической обороны, Калаврита была взята турками. В 1687-1715 гг. Калавритой владели венецианцы, а затем она снова перешла к туркам. В 1769 г. горожане приняли участие в антитур. восстании под рук. Даниила, архиеп. Керницы и Калавриты, П. Заимиса, вел. эконома Калавриты Панайоту и семьи Петимезасов. 21 марта 1821 г. в монастыре Святая Лавра (Агия-Лавра) близ Калавриты было провозглашено начало национально-освободительного восстания и 25 марта город был освобожден от турок. Во время греч. национально-освободительной революции (1821-1829) Калаврита дважды разрушалась войсками Ибрагим-паши. В 1833 г. епархии на территории Греческого королевства вошли в состав Элладской Православной Церкви, архиепископия Керницы и Калавриты была переименована в Кинефскую епископию в честь древнего г. Кинефа, но это название не прижилось, и с 1840 г. она стала называться Калавритской, а с 1852 г.- Калавритской и Эйялийской (по названию административно-территориальной единицы - епархии Эйялия). В 1922 г. Калавритская и Эйялийская епископия получила статус митрополии.

http://pravenc.ru/text/1319909.html

Беседная икона Божией Матери (ц. во имя мч. Флора и Лавра в с. Астафьево Каргопольского р-на Архангельской обл.). Кон. XVII в. (ГРМ) Беседная икона Божией Матери (ц. во имя мч. Флора и Лавра в с. Астафьево Каргопольского р-на Архангельской обл.). Кон. XVII в. (ГРМ) На месте чудесного явления Богоматери и свт. Николая была построена часовня во имя свт. Николая Чудотворца. Из соснового бревна, на к-ром сидела Богородица, сделали крест и поставили в часовне. Икона, изображающая это событие, была названа Беседной. В 1515 г. по повелению вел. кн. Василия III Иоанновича на месте чудесного явления был основан Беседный во имя свт. Николая Чудотворца мон-рь . Сюжет Б. и. точно следует «Сказанию». Богоматерь предстает сидящей на срубленном (иногда растущем) дереве, покрытом зеленью или диковинными цветами (икона кон. XVII в., ГРМ), с «червленым жезлом» в правой руке. Справа или слева от Богоматери - свт. Николай Чудотворец и коленопреклоненный пономарь Юрыш. Вверху, в сегменте неба,- Спас Эммануил, благословляющий 2 руками. Фоном служат деревья, горки или стена, вызывающая ассоциации с Иерусалимской, иногда вдали изображается деревянный Успенский храм (икона XIX в., ГИМ). Образ Богоматери с крестом-посохом, символизирующим Древо Жизни и являющимся знаком Божественной силы и царской власти, встречается в V-IX вв. (солид имп. Евдоксии, 437-453 гг., фреска в ц. Санта-Мария Антиква в Риме, 741-752 гг., фреска подземной ц. св. Климента в Риме, VIII в., икона Богоматери «Милосердная» в базилике Санта-Мария ин Трастевере в Риме, VIII в., и костяной рельеф IX в. каролингской школы из музея Метрополитен). Нередкие в древнерус. искусстве изображения Богоматери вместе со свт. Николаем восходят к древнегреч. тексту македон. эпохи о следовании свт. Николая в небесной иерархии прямо за Богоматерью: «Ибо единственный, кто удостоился чести стать после Владычицы всего сущего, он не перестает всем являться постоянно вместе с Нею» (цит. по: Смирнова Э. С. Живопись Великого Новгорода, сер. XIII - нач. XV в. М., 1976. С. 245).

http://pravenc.ru/text/Беседной ...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010