Надгробие И. А. и Н. И. Пуколовых. После 1818 г. (Некрополь XVIII в., Александро-Невская лавра) Надгробие И. А. и Н. И. Пуколовых. После 1818 г. (Некрополь XVIII в., Александро-Невская лавра) Прекрасной иллюстрацией обращения к античному наследию в кон. XVIII - 1-й пол. XIX в. является Н. в виде колонны или ее фрагмента (полуколонны). Такой памятник мог быть пьедесталом для одиночного скульптурного объекта, напр. для урны, вазы или фигуративного изображения или оставаться самостоятельным сооружением, как, напр., полуколонна на невысокой базе, образ к-рой даже в самом лаконичном оформлении своей незавершенностью вызывал острое переживание временности человеческого бытия. Неполная мраморная колонна на невысокой базе стала скорбным памятником для вел. княжон Ольги Павловны (1792 - 1795) и Марии Александровны (1799 - 1800, архит. Л. Руска, скульптор Ж. Тибо, 1808, Благовещенская усыпальница, Александро-Невская лавра). Декор на обеих полуколоннах решен идентично - на гладком фусте колонны из белого мрамора золотом выведены вверху крупный пояс меандра, в середине - лаконичная надпись, золотом украшен и едва намеченный резьбой венок на базе колонны; на Н. Ольги Павловны сохранилась небольших размеров позолоченная скульптурная группа из 2 зеркально расположенных ангелов. Надгробие вел. кнж. Ольги Павловны. После 1795 г. (Благовещенская усыпальница, Александро-Невская лавра) Надгробие вел. кнж. Ольги Павловны. После 1795 г. (Благовещенская усыпальница, Александро-Невская лавра) Выразительный вариант подобного памятника - неполная колонна с рустом, как, напр., надгробие М. И. Ренни († 1816, Некрополь XVIII в., Александро-Невская лавра) в виде установленной на постамент колонны, где с ее каннелированным фустом контрастирует гладкий объем крупного руста. Н. увенчано вазой с накинутым на нее покрывалом. Мемориальная ваза - античный сосуд поминального пиршества, знаменующий собой собственно вместилище жизни,- как правило, венчает памятник. Ткань, наброшенную на вазу, прикрывающую ее почти полностью или частично, можно трактовать как покров тайны, сама же драпировка является дополнительным мотивом, оттеняющим благодаря текучести складок тему печали.

http://pravenc.ru/text/2564602.html

Ист.: Дмитриева З. В., Шаромазов М. Н., сост. Опись строений и имущества Кирилло-Белозерского мон-ря 1601 г. СПб., 1998; Французова Е. Б., подгот. Города России XVI в.: Мат-лы писцовых описаний. М., 2002; Описи Соловецкого мон-ря XVI в.: Коммент. изд./Сост.: З. В. Дмитриева, Е. В. Крушельницкая, М. И. Мильчик. СПб., 2003. С. 29-30, 41, 74, 104, 196, 200. Лит.: Кондаков Н. П. Памятники христ. искусства на Афоне. СПб., 1902; Стерлигова И. А., ред.-сост. Декоративно-прикладное искусство Вел. Новгорода: Худож. металл XI-XV вв. М., 1996; она же, ред.-сост. Декоративно-прикладное искусство Вел. Новгорода: Худож. металл XVI-XVII вв. М., 2008; Мартынова М. В. Московская эмаль XV-XVII вв.: Кат. М., 2002. Кат. 7, 19-20, 29-31, 79, 103, 120-121, 127-128, 204-207, 297-298, 306-308, 320, 354; Игошев В. В. Ярославские серебряные и золотые кресты XVI-XVII вв.: (К вопросу о типологии церк. утвари)//Ставрографический сб. М., 2003. Кн. 2. С. 128-145; он же. Богослужебные кресты// Стерлигова И. А., ред.-сост. Декоративно-прикладное искусство Вел. Новгорода: Худож. металл XVI-XVII вв. М., 2008. С. 102-119; он же. Драгоценная церковная утварь XVI-XVII вв.: Вел. Новгород. Ярославль. Сольвычегодск. М., 2009; Костина И. Д. Произведения московских серебряников 1-й пол. XVIII в.: Кат. М., 2003; она же. Серебряные напрестольные кресты XVIII в. с вкладными надписями в собр. Музеев Московского Кремля//Ставрографический сб. М., 2003. Кн. 2. С. 257-280; Родникова И. С. Напрестольные серебряные кресты из собр. Псковского музея//Там же. С. 207-256; Шитова Л. А. Богослужебные кресты ризничного собрания Троице-Сергиевой Лавры: К истории вопроса//Троице-Сергиева лавра в истории, культуре и духовной жизни России: Мат-лы IV междунар. конф. 20 сент.- 1 окт. 2004 г. М., 2007. С. 285-298; Multilingual Illustrated Dictionary of Byzant. Architecture and Sculpture Terminology/Ed. by S. Kalopissi-Verti, M. Panayotidi-Kesisoglu. Herakleyon, 2010. М. А. М. Рубрики: Ключевые слова: АНТИМИНС " вместо престола " (греч.), прямоуг. плат с особ. изобр., освящ. и подписан. епископом, на котором соверш. Божественная литургия

http://pravenc.ru/text/2564676.html

Александро-Невская Лавра Подлинник. Сим свидетельствую, что иеромонах Вениамин, в течение 6-летнего пребывания нашей Духовной Миссии в Иерусалиме, с 1848-го по 1854 год, был духовником оной и многих русских поклонников, которых поручал ему исповедовать наместник Иерусалимского Патриарха митрополит Петро-Аравийский Мелетий. РГИА, ф. 797, оп. 24, отд. 2, ст. 2, д. 34, л. 12. 397. Второе свидетельство архимандрита Порфирия, выданное иеромонаху Вениамину для представления в Св. Синод С.-Петербург, 3 ноября 1854 г. Александро-Невская Лавра Подлинник Долгом почитаю сообщить, кому следует, что русский иеромонах Вениамин, пребывавший в Иерусалиме, вел образ жизни, совершенно соответственный его сану, и пользовался общим уважением как тамошнего духовенства и жителей, так и русских поклонников. РГИА, ф. 797, оп. 24, отд. 2, ст. 2, д. 34, л. 13. 398. Записка Е.Л. Ширман 706 для иеромонаха Вениамина С.-Петербург, 4 ноября 1854 г. Копия В доме генерала Александрова спросить иеромонаха Вениамина Иерусалимского; если он здесь, то попросить его пожаловать по одному крайне нужному делу к генеральше Ширман, живущей на Литейной ул , против Артиллерийских казарм, в доме Вернера. Елизавета Леонтьевна Ширман. Прим. о. Вениамина. Означенная записка наделала большую тревогу в Петербурге. По ее требованию прислана была за мною карета от министра двора Адлерберга 707 , в которой я всю ночь ездил к генеральше Ширман. Она объяснила мне желание Ее Высочества Елены Павловны, что она назначает меня духовником Крестовоздвиженских сестер в Севастополь во время войны, и я немедленно должен был, по ее требованию, ночью, в 12 часов, лично представиться Ее Высочеству и принять на себя назначение духовника Крестовоздвиженской общины. Письма [разных лиц] к игумену Вениамину. С. 2. 399. Из письма Е.Л. Ширман к иеромонаху Вениамину (печ. с сокращениями) С.-Петербург 18 января 1855 г. Копия Многоуважаемый о. Вениамин! Вслед одно за другим получила я Ваши два письма из Симферополя, от 11 и 29 декабря. Как жаль, что числа не выставлены были, вместе я их получила; но благодарю за память и уведомление о Вас и Крестовоздвиженских сестрах.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

– Каковы, на Ваш взгляд, итоги Всезарубежного пастырского совещания? Собственно, третий день заседаний был для нас последним, потому что в пятницу мы покинули пастырское совещание и уехали в Нью-Йорк. Как известно, 12 декабря на совещании была принята резолюция и утверждено обращение участников совещания к начавшемуся, 13 декабря, Архиерейскому Собору. После принятия обращения несколько священников позвонили нам с совещания и с радостью рассказали о том, что в обращении явно присутствует та тенденция, которая возобладала на совещании. Подавляющее большинство священства Русской Православной Церкви Заграницей (а обращение было принято даже единогласно) теперь уже не выступает против диалога с Русской Православной Церковью в России. Итак, диалог между двумя частями Русской Православной Церкви начался. Нам удалось донести до зарубежного духовенства то, о чем они мало знали: о той огромной работе, которая была проделана в нашей Церкви в последние годы. Самое главное состоит в том, что мы обозначили для них те аспекты мученического пути Русской Церкви в России, которые, может быть, и были известны им, но которым они не придавали должного значения. Вот это самый главный результат нашей встречи. Состоится или нет визит митрополита Лавра в Москву в январе 2004 года, я не знаю. Но общение с ним было очень светлым. Он вел себя по отношению к нам не просто доброжелательно, но подлинно архипастырски. Я думаю, именно с присутствием владыки Лавра на совещании во многом было связано то наше ощущение, что большая часть епископата Зарубежной Церкви относилась к нам доброжелательно. Во время совещания мне доводилось общаться со многими епископами и священниками. После этого общения я чувствовал, что они, конечно, – наши братья, и более того, они – сослужители нашей единой Церкви. А в завершение нашей беседы мне хотелось бы отметить то лично для меня важное, в чем я убедился после совещания. Я всегда считал не только как преподаватель истории Русской Церкви, но и как священник, что изучение истории Русской Православной Церкви XX века – это одновременно ключ к постижению и актуальных проблем современности и путей их решения как за рубежом, так и здесь.

http://pravoslavie.ru/guest/031229223126...

КАТЕГОРИЯ II: Евхологии, которые могут еще сохранять Вечерню или Утреню Песненного последования, но которые чаще всего сохраняют только большинство молитв этих чинов, соблюдая древний порядок молитв и те только рубрики, которые подходят к монашескому уставу. Не хватает уже «Малых» Часов (Полуношница, Третий Час и т.д.) Песненного последования, заменяемых вероятно монашескими Часами Часослова Св. Саввы. Существуют еще Песненные Тритоекти и Паннухис, но не во всех евхологиях. Эти евхологии употреблялись при их приспособлении служащим иереем к службе, исполняемой хором по палестинскому уставу, т.е., по Часослову, Октоиху и т.д. К этой категории мы могли бы отнести следующие евхологии: Х-го в.: Гротт. Γ β IV; XI в.: Гротт. Г β II; XII в.: Ватикан 1811, Ват. 1875, Барберини 431, Бодлеан Auct. Е 5.13, Коален 214; XIII в.: Синай 960, Синай 982, Ленингр. слав. Ο. π. Ι 67; XIV в.: Синай 981, Кутлумусию 491, Софийский Лен. слав. 526, Щукин слав. 745, Синод, слав. 598, Синод, слав. 601, Синод, слав. 892, Типографская слав. 269; XV в.: Синай 968, Синай 980, Синай 988, Афины 661, Синод, слав. 611, Синод, слав. 269; XVI в.: Александр, патриархат 455; не датированная: Афины 685. КАТЕГОРИЯ III: Евхологии, в которых молитвы Вечерни и Утрени (и то не все) рассеяны между элементами монашеских исследований Вечерни и Утрени по Часослову. Каждая рукопись предлагает другую систему как и когда читать молитвы, иногда даже переставляя их вне традиционного порядка или пропуская часть дошедших до нас молитв. Мы думаем, что эти евхологии соответствуют студийской практике. Эта практика сосуществовала с Песненным последованием, вероятно в самих городах Византии или Руси, где в соборах и монастырях служили следуя разным уставам. Это положение перестало существовать в Константинополе после 1204 г. и в результате появления « Диатаксис » Патриарха Филофея; в России же только при патриархе Никоне , а именно с принятием Иерусалимского Типикона Св. Саввы. К III категории мы отнесли бы следующие рукописи: Х-го в.: Гротт. Г β X, Ватикан 1833, Синай 956, Синай 961; XII-ro в.: Синай 962, Синай 973, Гротт. Г β XXI. Ватик. 2005В, Барбер. 345, Барбер. 393, Оттобони 344, Афины 713, Афины 2795; XIII в.: Патмос 104, Патм. 105, Барбер. 443, Оттоб. 434, Афины 570, Софийский слав. 518, Гротт. Г β XIV; XIV в.: Ватопедию 133, Синай 952, Вел. Лавра Афона В7, Синод, (греч.) 279/261; XV в.: Синай 984, Афины 664, В. Лавра 103, «Антонина» Лен. (греч.), Синод, (греч.) 280/262, Синод (греч.) 281/263; XVI в.: Синай 977, Синай 978, Синай 979, Синай 989, Ватоп. 134, Есфигмену 208, Каракаллу 163, Александр, патриархат 224, Афины 665, Афины 1910, Синод, слав. 989, Тбилиси груз. 208, Тбилиси груз. 450 (см. также категорию I).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Розенталь, Ванханен, Шведов, Прищепа, Кондрашев, Сергеев, Щекотов, Кочаровская, Мансуров. Председатель (обращаясь к представителям коллегии): Сделан ли вами в центр запрос по поводу вчерашних дебатов, и получен ли ответ? В ответ на это представители коллегии подают мотивированное заявление, которое собранием принимается и прилагается к протоколу 36 . Председатель предлагает приступить к обсуждению следующего пункта программы. Смирнов: Мы собираемся решить вопрос о разграничении помещений, а потому необходимо сначала вырешить: является ли этот вопрос самостоятельным или он разрешен только в связи с основным вопросом – ликвидацией Лавры как монастыря. Щекотов: На основании уже сказанного мы не вправе решать вопросов, связанных с ликвидацией Лавры. Тем более, что и самая ликвидация еще не решена. Председатель: Как не решена? Она решена на пленуме исполкома, утверждена Губисполкомом и совершенно невозможно решать вопрос об устройстве музея вне зависимости от ликвидации самой Лавры как монастыря. На каждом шагу нам приходится наталкиваться на факты вроде следующих: почти каждую ночь из соседних монастырей в Лавру приезжают монахи, живут, ночуют; словом, ясно, что если номинально Лавра упразднена, то фактически эта ликвидация еще не закончена. А так как коллегия имеет дело с Лаврой в течение двух лет, то, конечно, нам интересно было знать ваше принципиальное мнение о возможности ликвидации культа в Лавре. Я предлагаю приступить к обсуждению вопроса о распределении хозяйственного инвентаря. Ванханен: С того времени, как был решен вопрос о ликвидации Лавры как монастыря, несколько раз происходили заседания пленума исполкома. На втором заседании вынесено постановление передать в распоряжение местного исполкома вещи, не представляющие художественной ценности, как-то: керосин, белье и пр. Но это постановление осталось только на бумаге, так как комиссар Лавры Денисов упорно вел какую-то своеобразную политику и давал самый решительный отпор при всяких попытках со стороны исполкома использовать принадлежащее ему по праву имущество, основываясь на том, что Лавра национализирована.

http://azbyka.ru/otechnik/Andronik-Truba...

Музы, обитательницы Геликона, проходили в ночной пляске и пели чудесные песни, прославляя племя бессмертных богов. Песням прекрасным своим обучили они Гесиода В те времена, как овец под священным он пас Геликоном. Прежде всего обратились ко мне со словами такими Дщери великого Зевса – царя, олимпийские Музы: «Эй, пастухи полевые, – несчастные, брюхо сплошное! «Много умеем мы лжи рассказать за чистейшую правду. «Если, однако, хотим, то и правду рассказывать можем». Ст. 22 – 28. Вырезав из пышного лавра жезл (знак отличия рапсода, см. стр. 44), Музы подарили его Гесиоду, вдохнули в него дар божественных песен и приказали прославлять богов. Гесиод, таким образом, не безличный эпический певец; он чувствует себя носителем и учителем истины, которую он противопоставляет ложным песнопениям других певцов, введенных в заблуждение Музами. В «Работах и днях» он ставит себе ту же задачу – «говорить правду». Поэмы Гесиода представляют собой попытку систематического осмысления мира и жизни с позиций свободного земледельца, обрабатывающего в упорном труде свой небольшой участок и притесняемого «царями-дароядцами», насильничающими и творящими неправый суд. Средства осмысления мира у Гесиода еще чисто фольклорные – мифы, притчи, поговорки, правила народной мудрости, но систематизация этого материала продиктована уже потребностью в выработке сознательного миросозерцания, противопоставленного идеалам родовой знати, и стремлением углубить нравственные понятия. В этом отношении особенно показательна поэма «Работы и дни». Она написана в форме «увещания», обращенного к брату поэта Персу, который вел с Гесиодом тяжбу о наследстве, выиграл ее с помощью «царей-дароядцев» и затем, обеднев, имел намерение завести новую тяжбу. Такие «увещания» с мотивирующими их надобность повествовательными моментами хорошо известны нам из литератур древнего Востока (например из египетской литературы). Несправедливые притязания Перса и его бедственное положение служат у Гесиода предлогом для развертывания целого кодекса нравственных правил и хозяйственных наставлений.

http://azbyka.ru/otechnik/6/istorija-ant...

И старец Силуан Афонский пишет: «Божественный Свет по природе своей нечто совершенно отличное от света физического. При созерцании его прежде является чувство живого Бога, поглощающее всего человека. Свет Божественный созерцается независимо от обстановки, и во мраке ночи, и при свете дня. Благословение Божие посещает иногда таким образом, что сохраняется восприятие и тела, и окружающего мира. Тогда человек может пребывать с открытыми глазами и одновременно видеть два света – свет физический и Свет Божественный». Свято-Троицкая Сергиева лавра, июнь, 1999 г. Вот что рассказала Иустиния Плаксеева (2000), 86-и лет, из Белгорода: «Запомнился удивительный случай, происшедший со мной в один из приездов в село Ракитное. Службу батюшка начинал по монастырскому уставу, в 4 часа утра. В храме собралось человек тридцать. Лампадки теплятся, электричества в храме не было, что создавало ощущение отрешенности от всего суетного и земного. Появился батюшка, шел к алтарю, словно кто его под руки вел, до того все чинно и благоговейно у него получалось. Прихожане выстроились в рядок, старец каждого благословлял: кому руку на голову положит, кого в плечо поцелует, кого руками за голову подержит. Кто-то со слезами кланялся ему в ноги... Служба у батюшки долгая, а после службы читался еще и акафист Спасителю у Голгофского Креста, что посреди храма. Я стояла очень близко к Кресту и во время чтения батюшкой акафиста посмотрела на Иисуса Распятого. А Спаситель, как живой, на всех глазами ясными, голубыми взирает. Лик светлый, а вокруг головы сияние. Смотрю на молящихся, может, еще кто видит? Нет, все, как обычно, молятся. Опять перевожу взор на Спасителя, а у Него глаза все еще открыты, на губах тихая улыбка. Пока батюшка читал акафист, я как завороженная смотрела на Господа Иисуса Христа, едва сдерживаясь от волнения: очень хотелось, чтобы все порадовались. Как только закончился акафист, глаза у Спасителя приобрели то выражение, что нарисовал художник. Подхожу я к батюшке за благословением на дорогу и говорю о виденном.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

и) Еще более замечателен по благотворительности св. Иосиф Санин, называемый также Волоколамским или Волоцким († 5 сентября 1515 r.). Оказывать помощь окрестному трудящемуся населению он считал постоянным призванием своей обители во всякое время; к разным видам этой помощи принадлежало и то, что из обители, по велению игумена, раздавались поселянам семена для посева, земледельческие орудия и домашний скот (если кто лишался его по какому-либо несчастному случаю). Но особенно велик был подвиг человеколюбивой помощи Иосифа во время страшного голода, постигшего около 1512 г. население на широком пространстве соседних местностей. Повергаемые в отчаяние, поселяне стекались к обители с мольбою о хлебе, приносили к ней своих детей и больных, расслабленных от голода. Преп. Иосиф поспешил построить дом для них и с первых же пор принял более 50 человек на призрение Бога ради. Скоро дом этот превратился в настоящую странноприимницу, с церковью и монастырем при нем, под названием Богородного. Здесь находили пристанище и готовую пищу бедные, странники, больные, страждущие, так что обитель кормила ежедневно до шестисот и семисот человек; и на это, также и на свои нужды, издерживала в год по три тысячи четвертей хлеба и все вообще, что имела. Вообще же, для помощи голодающим преп. Иосиф велел отворить все имеющиеся где-либо житницы монастырские, и когда запасы их истощились, то, несмотря на ропот братии, делал займы, но не переставал помогать голодающим. Сведав об этом подвиге Иосифа, уважавший его вел. князь Василий Иванович посетил его обитель и, увидев оскудение ее, приказал отпускать ей из собственных сел разный хлеб в таком количестве, какое потребуется для нее и для оказывания помощи народу. Прислали свои пожертвования и братья князя, также и другие состоятельные лица, так что и помощь голодающим от обители не оскудевала. i) Троицко-Сергиева лавра в последние годы смутного времени, годы страшного голода и других бедствий народа, ознаменовала себя великим подвигом благотворительности. В 1608 году, когда, пользуясь наступившим голодом, хлебные торговцы в Москве подняли цены на хлеб до небывалых размеров, живший в Москве келарь лавры Авраамий Палицын, по предложению царя и патриарха Гермогена, открыл лаврские житницы, находившиеся в Москве, велел отпускать хлеб по два рубля за четверть и этим заставил и прочих продавцов продавать хлеб по той же цене.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

1039 В связи с этим Мах в «Анализе ощущений», 5 изд., стр. 74, одобрительно отзывается о Коссманне. 1056 Prochnow, Osk. Die Theorie der aciiv. Anpassung. Beiheft der «Annal. der Xaturphilos.», W. Ostwald, 1910 r. 1067 Термин «urteilende Prinzip» я перевожу для краткости «принцип суждения, хотя правильнее было бы сказать – «принцип, производящий суждение»: перевод Котляра (Вагнер, Нов. к.) – «рассуждающий принцип» – звучит по-русски слишком неуклюже и носит несколько иной оттенок. 1075 Kohnstamm. Pnychobiologische Grundbegriffe. «Zeitschrift für den Ausbau der Entwicklungslehre», 1908, I, 161–3 стр. 1078 Pauly. Das Urteilende Prinzip und die mechanische Causalität bei Kant und im Lamarckismus. «Kosmos», Stuttg., 1906 г., стр. 271. 1096 Büttner. Das Psycho-physische Verhältniss als Grundproblem der Enwicklungslehre, der Psychologie und der Philosophie. Zeitschrift für der Ausbau... 1909 г., стр. 268. Его же. «Die Betruchtung der Psychologie durch den Entwicklungsgedanken». Ibid, стр. 352. 1104 Selben. Der metaphysische Gehalt des Lamarckismus Zeischrift fur den Ausbau... 1908 г., стр. 231. 1115 На это указывают, между прочим, Вундт (Система филос., стр. 197) и Кениг («Kant, und Naturwissenschaft». 1907. Стр. 1991. 1121 Bibelglaube und hisrorich-kritische Schriflforschung 79. S. Gütersloh, Bertelsmann, 1, 50 Mk. 1124 Der sogenannte historiche Jesus und der gechichtliebe biblishe Christus. 206 S. Leipzig. Deichert. 4, 80 Mk. 1125 По конфессиональным мотивам Кэлер считал таким же уродством и образ уничиженного Христа – византийской догматики. Высказывая это мнение, почтенный † профессор, очевидно, не вспомнил Послание к Филиппийцам: гл. 2, стихи 5–18. 1126 Die Theorie von Christus als dem zweiten Adam bei Schleiermacher. 80 S. Leipzig. Deicliert. 2 Mk. 1136 Слова св. Афанасия, изгнанного из Александрии по повелению императора Юлиана. Творен, св. Афанасия ч. I. Св.-Тр. Сергиева Лавра. 1902. Жизнь св. Афанасия Вел. Стр. 107. 1137 1. Русская гражданская история. – 2. Библейская история, в связи с историей древнего мира. – 3. Церковно-славянский и русский языки с палеографией. – 4. История и обличение западных исповеданий, в связи с историей западной церкви от 1054 года до настоящего времени.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010