Лариса 2019/05/13, 16:39:52 На Афоне монахи дерутся в кровь? Пряма триллер... Обязательно напишите какова развязка. 2019/05/12, 23:42:26 Странно думать, что Великая Лавра прямо вот на такой кошмар глаза закрывала. Слишком уж одиозная личность выходит из описания Iouliya 2019/05/12, 11:58:45 латинское изречение cui prodest (куи продэст) кому выгодно? Вероника З. 2019/05/12, 11:51:53 Афанасий собрал небольшую аудиторию за счет шарма алкоголика из пивнухи. В советские времена именно в пивной можно было услышать правду о строе. И вот на это ловятся тоскующие по советской жизни люди, не имевшие отцов или имевшие отцов алкоголиков. Таких было большинство. Его аудитория 200 человек. Набранные за 20 лет! Василий 2019/05/12, 09:46:56 Интересно, если покопаться в блогах, которые вел Усенко, при их ярой " ультрареакционной " направленность ( изначально он был известен как автор националистических брошюрок, запрещенных судом), можно увидеть как его ресурсы годами поддерживались и " в темную " использовались для вбросов с целью последовательной дискредитации основ церковной жизни. Принципиально здесь, что поношению подвергается именно традиция исихазма, вслед за тем основы святоотеческой аскетики, искажается " цель христианской жизни " , и по сути - монашества. В качестве " старца " в интернет ресурсах позиционируется сам монах Афанасий, что для неискушенного наблюдателя не может может вызвать ничего, кроме недоумения и отвержения: так это и есть Афон?! После пасхального нападения на священника под угрозой репутация пустынножительного иночества. Cui prodest? R слову, Усенко и сам хвастается тем, что скандальная клюква свящ. Максимова годичной давности, с обвинениями Симеона Афонского в японских и т.п. параллелях, впервые появилась в его Живом Журнале. Затем скопирована неким заштатным иереем и опубликована в бумажном издании, и затем уже подхвачена Максимовым в ютьюб, что вызвало общественный резонанс. Забывая упомянуть, что автора этого вброса в ЖЖ, некую " Ксению " , никто никогда не видел и вряд ли увидит, включая самого " старца " Афанасия.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=42&iid=304...

– Вот видите, нас еще не все позабыли, в нас нуждаются!.. Огромной радостью для Попова был приезд в Лавру и специально в ее библиотеку иностранных ученых, приглашенных Академией наук в качестве почетных гостей в 1925 году на свой 200-летний юбилей. Гостей интересовали Лавра, библиотека, Историко-художественный музей, открытый в бывшем монастыре стараниями Флоренского, Олсуфьева и других работников Комиссии по охране историко-художественных ценностей Лавры. Об этом визите мне тогда же рассказывал Александр Константинович Мишин. Раньше он преподавал в Академии французский язык, теперь же мы вместе работали в средней школе, где Мишин вел географию, а я – русский язык и литературу. Кроме того, я заведовал бывшей гимназической библиотекой, Именно поэтому Мишин и обратился ко мне с довольно неожиданной просьбой дать сму наиболее полный русско-латинский словарь. Я удивился. Выяснилось, что местный отдел народного образования поручил ему от имени сергиевских учителей сказать иностранным гостям приветственную речь. He знаю, по какой причине, Мишин решил говорить ее не по-французски, а по-латыни. Впоследствии Мишин рассказывал, что приехавшим очень хотелось услышать торжественный звон лаврских колоколов, о котором им столько доводилось читать у своих путешественников по России и слышать от русских эмигрантов. Дирекция музея поддержала просьбу гостей, но местные власти отказались ее исполнить, ссылаясь на то, что звона уже давно не было, а теперь он, дескать, может вызвать ненужное волнение среди городских и окрестных жителей. Кроме того, по их словам, не было и прежних звонарей. Действительно, последний раз колокола Лавры звонили 31 мая 1920 года. To был прощальный, похоронный звон по прежней Лавре и ее Академии. Однако ссылка на отсутствие звонарей была только хитростью. Как мне достоверно известно, последний – потомственный! – звонарь Лавры был еще жив. Это был слепой монах, которого все звали Сережей. Он пел на клиросе и после закрытия Лавры жил в Сергиеве, снискивая себе пропитание игрой на баяне на разных семейных праздниках и вечерах.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/vozle-...

Кто Богу и предан и смел. И в Лавру пришла Академия – В молитв heomмiphый покой, И знала она, что сомнения, Изчезнут однажды, как рой, Который над ульем роится, Когда извлекается мед. В полете стремительны птицы, В движении плавном вперед. Светла любомудров плеяда, Стремящихся сердцем к тому, Чтоб Бог сохранил от разлада, Разрушил невежества тьму. И ныне мы просим c надеждой – Кто в келье большой без тревог Живет, чтоб Покров белоснежный Открылся как вечный урок. Где Сергий, Российский игумен, Пустынею мip просветил, Для тех, кто покуда бездумен, Подай же нам, Господи, сил, Урок послушанья, молитвы, Вниманья к значению слов, Когда напряжение битвы Откроет небесный Покров, Чтоб школа светло и незримо Растила питомцев своих Под стенами Третьего Рима, И вел их небесный Жених – На пир, где обильные яства Наук, просвещенья и книг. Куда неземного богатства И знанья пробьется родник, Который, хоть кажется бренным, Но жизни таит в себе вкус, И тихо дарует он пленным, Спасенье от горестных уз. Чтоб веры глубокой наука Открылась колодцем с водой, Где будет немыслима скука И поиски жизни пустой, Чтоб ярко познанье светило, Как факел горя на ветру, И светлую силу таило, Которой вовек не сотру. На миг не прервется ученье – Прекрасный спасительный груз. И больше нет места сомненью, А с Богом все крепче союз! Покров – как раскрытая книга, Что мудрость смиренно хранит. Монаху святая верига: В трезвеньи о Боге не спит. Здесь каждое слово загадка, Здесь фраза сложней, чем трактат. Но чтение истины сладко Тому, кто священному рад. У воинов труд неустанен, Незримо вступающих в бой. И плох, кто душою не ранен, Не жертвовал в битве собой. Есть в книгах о пройденном память И мудрость грядущих веков. Ее невозможно изгладить – Хранит ее Божий Покров. Воспрянет Духовная школа, Пойдет под Покровом вперед, Туда, где ее у Престола Источник Премудрости ждет! 12.10.2013 Перед началом службы Близится служба в Покровском храме, Колокол к службе звонит, И богомольцы на службу дворами Идут – их сердце не спит.

http://azbyka.ru/fiction/moskovskaja-duh...

Далее ведущий напомнил основные вехи биографии митрополита Лавра, упомянув о том, что иерарх, будучи епископом Манхеттенским, несколько лет жил подле святыни РПЦЗ – чудотворной Курской Коренной иконы Божией Матери. Эта икона, которая широко почитается во всей Русской Церкви, в этом году посетит Россию, сообщил инок Всеволод. По его словам, «враги называли митрополита Лавра хитрым, друзья – мудрым». Огромное стечение народа на похоронах предстоятеля РПЦЗ  свидетельствовало о широком народном почитании этого «настоящего старца», «тайна» которого – «в смирении, любви, тихой духовной мудрости», сказал его сподвижник. О проявлении именно этих его качеств говорили все выступавшие далее на вечере, рассказывая о своих личных встречах с митрополитом Лавром. Так, заместитель председателя Комитета по культуре  Госдумы РФ Александр Тягунов сделал акцент на «выполнении божественной миссии» митрополитом Лавром и Патриархом Алексием II  – восстановлении канонического единства Русской Церкви. Директор Московского Дома соотечественника Юрий Каплун рассказал об обстоятельствах награждения митрополита Лавра премией Правительства Москвы «Соотечественник года-2007». Ю.Каплун упомянул о масштабной программе поддержки русских приходов за рубежом со стороны Московского правительства. В частности, через две недели, сказал он, в Риме будет освящен православный храм, построенный при поддержке Правительства Москвы. Настоятельница московской Марфо-Мариинской обители Наталья Молибога вспоминала о посещении обители митрополитом Лавром. Во время его визита начальница «экспромтом» попросила у первоиерарха частицу мощей великой княгини Елизаветы Федоровны, и он сразу согласился. «Мы стали ради этого жить», -- сказала Н.Молибога и выразила надежду, что митрополит Иларион, который продолжил дело митрополита Лавра, передаст частицу мощей в обитель к сентябрю 2009г., когда будет торжественно отмечаться 100-летие обители, основанной вел.княгиней Елизаветой Федоровной. Соведущий вечера, главный редактор и издатель международного журнала «Большой Вашингтон» Сергей Кузнецов был единственным, кто сделал небольшой доклад. Он выразил надежду, что «два героя великого праздника объединения» -- митрополит Лавр и Патриарх Алексий II непременно будут канонизированы. Журналист рассказал также о деятельности Фонда им. Преосвященного митрополита Лавра, основанного в 2008 г.,  и наметил наиболее актуальные, по его мнению, направления общественной активности православных в России. Это, в первую очередь, борьба за отмену так и не упраздненного до сих пор «варварского» ленинского декрета об отделении Церкви от государства; борьба за возможность преподавания православия в государственной школе; организация широкого общественного протеста против «сатанинского» телеканала «2х2» и такой же программы «Дом-2»; а также защита «русского дворянина», председателя  Союза кинематографистов РФ Никиты Михалкова, подвергшегося «жуткой травле».

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

«Владыка Лавр вел Зарубежную Церковь своим смирением», – говорит протодиакон Виктор Лохматов, который в 11 лет в 1957 году приехал поработать в Свято-Троицкий монастырь в Джонданвилле, да так и остался на 50 с лишним лет помощником у иеромонаха, а впоследствии митрополита Лавра. Это он нашел скончавшегося митрополита Лавра в воскресенье, когда принес ему в скит обед – «руки под головой, как я его всегда видел спящим». «Он своим смирением, примером своей жизни учил души, – преодолевая волнение, говорит протодиакон. – Он вставал раньше всех, трудился больше всех и никогда не плодил моменты, где люди враждовали бы. Если я приду к нему на кого-то пожаловаться – бывали такие случаи – он всегда найдет что-то хорошее сказать про этого человека. Он на всех смотрел с любовью – особенно на тех, кто как-то провинились». Милица Холодная, главный редактор издающегося в Москве и Нью-Йорке журнала «Русское возрождение» вспоминает, как однажды приехала в монастырь, когда владыка Лавр был его настоятелем в сане епископа. Случайно забредя на кухню, она увидела на стене расписание дежурств по посудомойке. Имя епископа Лавра значилось в списке. «Он был полновластным хозяином в монастыре, – говорит Холодная. – Что он внес себя в список посудомоев – это о многом говорит. Это всегда очень его отличало от большинства людей, которые высокие посты занимают. К нему всегда можно было приехать с любым личным горем, не назначая предварительно приема. Ну подождешь немного, но он обязательно с тобой поговорит так, что ты ему небезразличен – и так с любым человеком». Монашеская традиция, удивительным представителем которой был покойный иерарх, восходит к Почаевской Лавре на Волыни (ныне Тернопольская область Украины). Именно в основанном почаевским монахом, впоследствии архиепископом Виталием (Максименко) монастыре в селе Ладомирово в Словакии началась в 1939 году жизнь монастырского послушника для 11-летнего местного крестьянского сына Василия Шкурлы. По национальности будущий митрополит Лавр был русином (карпатороссом) – представителем небольшого славянского народа русского самоощущения, исторически жившего в пределах Австро-Венгерской империи и много претерпевшего за свое исконное православие и русскую ориентацию. Монахи в Ладомирово вели активную издательскую деятельность. Продолжили они ее и в Джорданвилле – в сельской глуши на севере штата Нью-Йорк, куда переселились в 1946 году после прихода Красной Армии в Словакию. Здесь в 1948 году Василий Шкурла был пострижен в монашество с именем Лавра. Преподавать в Джорданвилльской семинарии – единственной семинарии РПЦЗ – он начал, еще учась на старших ее курсах. Потом был инспектором семинарии, одновременно заведовал канцелярией монастыря и книжным складом, да вдобавок славился своими борщами. «Весь монастырь на нем вертелся», – говорит Лохматов. В 1967 году архимандрит Лавр стал епископом Манхэттанским, секретарем Синода РПЦЗ. А через 10 лет вернулся в монастырь уже его настоятелем, епископом Троицким и Сиракузским.

http://pravoslavie.ru/36529.html

гос-ве, был устроен в сер. XI в. преподобными Антонием и Феодосием Печерскими на началах Студийского общежительного устава. Существует мнение, что титул «лавра» был присвоен мон-рю особой грамотой св. блгв. кн. Андрея Юрьевича Боголюбского от 1159 г., которой ему предоставлялись права ставропигии, т. е. независимости от митрополитов Киевских. Мон-рь должен был впредь подчиняться вел. князю и патриарху К-польскому. Текст грамоты сохранился в списке XVIII в., протограф его восходит к кон. XVI в. и, по-видимому, является «поновлением» утраченного подлинного документа, которое скорее всего осуществил в 90-х гг. XVI в. архим. Мелетий (Хребтович-Богуринский) , чтобы создать юридические основания, не позволяющие передать Л. униатам. Мн. историки считают грамоту подложной, опираясь на выводы, сделанные митр. Макарием (Булгаковым) (История РЦ. 1995. Кн. 2. С. 203). По мнению И. В. Жиленко, сохранившийся документ является копией оригинала с позднейшими вставками. Одним из веских аргументов в пользу существования такой грамоты можно считать упоминание ее в грамоте, данной Печерскому монастырю в 1481 г. Константинопольским патриархом Максимом III (Патерик Києво-Печерський/Упор.: . В. Жиленко. К., 1998. С. 319-334). Название «лавра» по отношению к Киево-Печерской обители употреблялось уже в XII-XIII вв. Свт. Симон , еп. Владимирский и Суздальский († 1226), в начале сказания Киево-Печерского патерика о создании великой ц. Пресв. Богородицы, называет Печерскую обитель «архимандритией всея Рускыа земля, еже есть лавра святого и великого отца нашего Феодосия» (Киево-печерский патерик по древним рукописям: В перелож. на совр. рус. яз. М. А. Викторовой. К., 1870. С. 59). Печерский мон-рь назван Л. и в послании к некоему архим. Василию о схиме, послание приписывается свт. Кириллу II , еп. Туровскому (ПрТСО. 1851. Ч. 10. С. 347). Титул «лавра» и права ставропигии Печерского мон-ря вскоре потеряли свое значение вслед. разорения от монголо-татар. нашествия и зависимости от Литвы, но уже польск.

http://pravenc.ru/text/2462411.html

[Рец.]: Александро-Невская Лавра. 1713–1913 гг. Историческое исследование доктора церковной истории С.Г. Рункевича Источник Библиографическая заметка Александро-Невская Лавра 1713–1913. С 277 портретами и снимками. Историческое исследование доктора церковной истории С.Г.Рункевича . Санкт-Петербург, 1913. Как видно из 975–977 стр., автор настоящего фундаментального труда взялся за него почти невольно и случайно. Но, тем не менее, можно только благодарить тех, кто вынудил его приняться за историю Александро-Невской Лавры. Г. Рункевич более, чем кто, был приготовлен к ее составлению своей предшествующей учено-литературной деятельностью. С одной стороны, он специализировался на дела и отношениях Русской церкви за время царствования Петра Вел., когда получила начало и сама Лавра с ее своеобразным характером («История Русской церкви под управлением Св. Прав. Синода» и «Архиереи Петровской эпохи в их переписке с Петром Вел.»). С другой, – он проштудировал литературу истории Русской церкви за XIX ст., на которое падает деятельность целой половины священно-архимандритов Невской Лавры («Русская церковная история в XIX ст.»).С третьей стороны, г. Рункевичем еще до предложения написать историю Лавры был основательно изучен лаврский архив ,печатное описание которого, начатое по его мысли, ведется при его участии, а в последнее время даже под его редакцией. Наконец, автору хорошо знаком и синодальный архив, не менее важный в истории Лавры, чем ее собственный. Только это предварительное знакомство с источниками и, конечно, с печатной литературой предмета позволило г. Рункевичу менее, чем за два года, создать такой грандиозный памятник Александро-Невской Лавры, который достойно увенчивает двухсотлетний юбилей ее. Самая деятельность Лавры и ее историческое значение кратко, но исчерпывающе выражены в Высочайшем рескрипте, полученным ею в день юбилея: «Молитвенное стояние пред Богом при ежедневном богослужении в монастырских храмах», «устроение церковной жизни в новооснованном царствующем граде Санкт-Петербург» и во флоте, учреждение духовных школ, из которых выросла Петербургская духовная академия, проповедь и распространение духовно-нравственных изданий, благотворительность, упокоение многих доблестных сынов России под сению лаврских храмов, сооружение церковно-археологического музея, архива и библиотеки…

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Har...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КОЛОМЕНСКИЙ СТАРО-ГОЛУТВИН В ЧЕСТЬ БОГОЯВЛЕНИЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Вид Старо-Голутвина в честь Богоявления мон-ря. 1845 г. Гравюра П. Морозова по оригиналу А. Афанасьева (ГИМ) Вид Старо-Голутвина в честь Богоявления мон-ря. 1845 г. Гравюра П. Морозова по оригиналу А. Афанасьева (ГИМ) (Московской епархии), находится в г. Коломне Московской обл. Основан блгв. вел. кн. Московским Димитрием Иоанновичем Донским в 4 верстах от принадлежащего ему г. Коломны, в юж. части Московского вел. княжества, рядом с местом слияния рек Москвы и Оки. Первым игуменом мон-ря был прп. Григорий Голутвинский († 1405?), постриженик Троице-Сергиева монастыря (см. Троице-Сергиева лавра ), ученик прп. Сергия Радонежского . Рассказ об основании мон-ря содержится в Житии прп. Сергия Радонежского 3-й, Пахомиевской редакции (по классификации Б. М. Клосса , который датирует эту редакцию приблизительно 1442). В главе «О Голутвиньском манастыри» говорится, что вел. кн. Московский Димитрий Иоаннович пригласил прп. Сергия посетить Коломну для основания мон-ря. «Съ многим трудом прииде», Сергий благословил в Голутвине под Коломной место буд. обители (при этом не говорится, что его выбрал сам преподобный; судя по контексту, это было сделано вел. князем), «бе бо зело красно и угодно место, на усть рекы Москвы, иде же течет в... великую реку Оку». Троицкий игумен заложил основание каменной ц. в честь Богоявления и по просьбе вел. князя благословил на игуменство своего ученика иером. Григория, «мужа добродетелна... плодоносию строителя верна» ( Клосс. 1998). Из житийного рассказа очевидно, что прп. Сергий основал К. С.-Г. м. в последние годы жизни, однако когда именно, Житие не сообщает. Видимо, датировать событие можно периодом между 1385 г., когда прп. Сергий вновь стал духовником кн. Димитрия Иоанновича, и 1389 г., когда вел. князь скончался. По мнению Клосса, агиографический рассказ об основании мон-ря восходит к тексту первоначального Жития, написанного Епифанием Премудрым .

http://pravenc.ru/text/1841786.html

Борьба княжеств Сев.-Вост. Руси с Мамаевой Ордой длилась с переменным успехом начиная с 1374 г., когда «князю великому Дмитрию Московьскому бышеть розмирие с Тотары и с Мамаем» (ПСРЛ. 2000. Т. 15. Вып. 1. Стб. 106). По-видимому, решение об открытой вооруженной борьбе против правителей «Мамаевой Орды», их союзников и об отказе в уплате им всех видов дани было принято русскими князьями во время княжеского съезда в Переяславле Залесском, куда «отъвсюду съехашася князи и бояре, и бысть радость велика в граде» (Там же. Стб. 108). Помимо вел. кн. Димитрия Иоанновича и его семьи (во время съезда 26 нояб. 1374 родился кн. Георгий (Юрий) Димитриевич , крещенный прп. Сергием Радонежским) в город приехал Нижегородско-Суздальский вел. кн. Димитрий (Фома) Константинович с братьями и сыновьями, среди др. князей могли быть Белозерский кн. Федор Романович, Ярославский вел. кн. Василий Васильевич с братьями, ростовские князья во главе с кн. Андреем Федоровичем. Многие из этих князей в кон. авг.- нач. сент. 1375 г. приняли участие в общерус. походе на сторонника «Мамаевой Орды» блгв. вел. кн. Тверского Михаила Александровича , к-рый после осады Твери был вынужден капитулировать и заключить новый, невыгодный для себя договор с Москвой. Прп. Сергий Радонежский встречает Московского вел. кн. св. Димитрия после победы над Мамаем и служит заупокойную литургию по всем убиенным на Куликовом поле. Миниатюра из Жития прп. Сергия Радонежского. Кон. XVI в. (РГБ. Ф. 304/III. 21/М. 8663. Л. 245) Прп. Сергий Радонежский встречает Московского вел. кн. св. Димитрия после победы над Мамаем и служит заупокойную литургию по всем убиенным на Куликовом поле. Миниатюра из Жития прп. Сергия Радонежского. Кон. XVI в. (РГБ. Ф. 304/III. 21/М. 8663. Л. 245) Дальнейшее противостояние с «Мамаевой Ордой» включало поход на Волжскую Булгарию в 1376/77 г., сражения на р. Пьяне в 1377 г., в к-ром рус. войска потерпели поражение, и на р. Воже 11 авг. 1378 г. и др. По обоснованной гипотезе В. А. Кучкина , перед битвой на Воже, когда московские войска с союзниками одержали победу над ордынским эмиром Бегичем, Димитрий Иоаннович получил благословение на это сражение от прп. Сергия Радонежского во время поездки в Троицкий мон-рь (см. ст. Троице-Сергиева лавра ).

http://pravenc.ru/text/2462231.html

И во 190 (1682) году брату ж Нашему, блаж. памяти Вел. Государю, и нам Вел. Государям били челом из полону выходцы того ж монастыря архимандрит Иоиль с братьею: Нашего де Вел. Государей жалованья денежные руги и хлеба на 190 год и в церковь на свечи воску им не дано, для того что в 188 году, как воинские люди тот монастырь воевали и его архимандрита с братьею имали в полон и брата нашего блаж. памяти Вел. Государя жалованную грамату взяли ж, а без Наших Государевых грамат из разряду и из приказу большия казны Нашего Государева, денежнаго и хлебнаго жалованья и воску им не дают... И мы Великие Государи пожаловали Святогорскаго монастыря архимандрита Иоиля с братиею, велели Наше Вел. Государей жалование на 190 год выдать и впредь погодно давать в тот монастырь на Валуйке, по прежнему указу брата нашего блаж. памяти Государя, деньги из таможенных кабацких доходов, а воск из кабацких же медовых ставов, а хлеб из валуйских житниц... Писано на Москве лета 7191 года генваря в 21 д.». Грамота не объясняет, как избавились из плена пленные архимандрит Иоиль и братия, и все ли избавились. Очень хорошо известно, что татары не отпускали пленников даром, сострадания они не знали, и чем значительнее был пленник, тем тяжелее назначали выкуп. Известно также, что церковь и государство собирали тогда особые подаяния на выкуп пленных. Но известно и то, что денег, собираемых государством, очень часто недоставало для выкупа всех пленных. Потому-то если не поспевала помощь или любви родственников, или любви сострадательной к каждому ближнему, многие пленные долго томились в плену и умирали пленниками. Таким образом, в Святогорском Синодике на стр. 64 записан «род иеромонаха Ионы» и здесь же: «пленени Прокопия, Анатю (Анатолия)». Во время пребывания о. Иоиля в плену управлял монастырем строитель иеромонах Иоаким. При нем татары появлялись близ монастыря в июне 1680 г., и их ждали в Святых горах в январе 1681 г. Так говорит Чугуевская переписка. Возвратившийся в ноябре 1682 г. из плена архимандрит Иоиль вступил снова в управление монастырем и исходатайствовал (янв.

http://sobory.ru/article/?object=02883

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010