Богородицы. В том же году Никифор стал императором и Лавра прп. Афанасия фактически получила статус имп. мон-ря. Уже при жизни своего основателя мон-рь стал одним из крупнейших на А. (число иноков достигло 80 чел.). Для Вел. Лавры прп. Афанасий Афонский разработал устав (типикон, 973-975), а также т. н. Завещание - Диатипосис прп. Афанасия (после 993) ( Meyer. Haupturkunden. 1894. S. 102-140); мн. положения этих документов вошли в уставы др. афонских общежительных мон-рей. Запрет доступа женщин действовал на А., вероятно, с самого начала его заселения монахами. Несмотря на то что он не зафиксирован в древних уставах, о неукоснительности его соблюдения говорит тот факт, что уже в Типиконе прп. Афанасия Афонского запрещается присутствие в мон-ре даже самок животных (гл. 31). В Житии прп. Петра (кон. X - нач. XI в.) говорится, что, поскольку Христос даровал А. Своей Матери, др. женщинам нет места на нем ( Lake. 1909. Р. 25; см. Talbot. 1994. P. 67-68). «Лавра св. Афанасия на Афоне». Худож. К. К. Герц. Акварель. 50-е гг. XIX в. (ГИМ) «Лавра св. Афанасия на Афоне». Худож. К. К. Герц. Акварель. 50-е гг. XIX в. (ГИМ) Среди др. крупных обителей на А. пользовался известностью Ватопедский мон-рь, основанный, по наиболее достоверным сведениям, в 70-х гг. X в. (ранний период истории этой обители мало изучен, уцелевшие после пожаров документы относятся к XIV в.). Также в X в. были основаны мон-ри Ксиропотам, Зограф и Фессалоникийца во имя св. Пантелеимона, позднее переданный рус. монахам. К тому же столетию относят основание прп. Павлом Ксиропотамским мон-ря, получившего впосл. его имя (возобновлен в XIV в. сербами). В кон. X или нач. XI в. был основан мон-рь прп. Ксенофонта (древнейший документ из его архивов датируется 1010). Основание Дохиарского мон-ря предание приписывает имп. Никифору III Вотаниату (1078-1081), однако известна подпись игумена этой обители, датируемая до 1030 г. В XI в. были основаны мон-ри Эсфигмен, Каракал и Кастамонит, а также мон-ри Филофея и Симонопетра (мн.

http://pravenc.ru/text/Афон.html

Присмотримся немного, что же он оставил. Прежде всего — монастырь. Первый крупнейший и прекрасный монастырь северной России. На юге, в Киеве, эту задачу выполнили Антоний и Феодосии. Киево-Печерская лавра, несомненно, прародительница всех русских монастырей. Но Киев и киевская культура слишком эксцентричны для России, слишком местное. Особенно в татарщине это заметно: Киев от нее, в сущности, так и не оправился, представлять великую державу никогда не смог, не нес и тяжести собирания земли — все это отдал он Москве. Она его затмила и как государство, и святыней. Уже в XIII веке митрополитам всероссийским нельзя было оставаться в Киеве. Он слишком надломился. Десятинная церковь в развалинах, Киево-Печерская лавра пустынна, от Св. Софии — одни стены. И митрополиты Кирилл и Максим, считаясь киевскими, в Киеве не жили. С Петром кафедра митрополичья окончательно перемещается на север — во Владимир и затем — в Москву. Так что весь ход сложения русской земли вел к тому, чтобы на севере возник и новый центр духовного просветительства — в то время это были лишь монастыри. Митрополичья кафедра в Москве — узел правления. Сергиева Лавра под Москвой — узел духовного излучения, питательный источник для всего рождающегося государства. В этом — судьба самого Сергия и его Лавры. Он по природе вовсе не был ведь политиком — ни по церковной, ни по государственной части. Но фатально — вся жизнь и его и Лавры переплетена с судьбой России того времени. Во всех страданиях и радостях ее — и он участник. Не имея власти даже и церковной, неизменно словом, обликом, молитвой он поддерживает Русь, государство. Это получается свободно: Сергий — человек эпохи, выразитель времени — существо предопределенное. Сергий основал не только свой монастырь и не из него одного действовал. Если келий Лавры он рубил собственноручно, если сам построил Благовещенский монастырь на Киржаче, то бесчисленны обители, возникшие по его благословению, основанные его учениками — и проникнутые духом его. Авраамий Галицкий, один из ранних его постриженцев, удаляется в глухой Галичскнй край и живет пустыннически на горе у Чудского озера, близ найденной им чудотворной иконы Умиление сердец, поставленной в часовне. Слава иконы идет по окрестности, и князь призывает Авраамия в Галич. Пустынник в лодке везет образ Богоматери через озеро! По преданию, и сейчас видна особая струя на воде — след от проплывшей лодки. Авраамий основал в Галиче монастырь Успения Богородицы; потом отошел верст на тридцать и основал обитель Положение пояса Богородицы. Как только вокруг собирались ученики, он двигался дальше. Так учредил на реке Воче мои. Собора Богоматери и Покрова Богородицы — верный рыцарь св. Девы.

http://azbyka.ru/fiction/prepodobnyj-ser...

В.А. Долгоруков Путеводитель по Троицко-Сергиевой Лавре, Вифании, Гефсиманскому скиту и другим примечательным монастырям, а также селениям, близ Москвы лежащим Источник Сергиева Свято-Троицкая Лавра. (Сергиевский Посад) Лежит под 55° 5» Север. шир. и 56° 30» В. долг., от Санкт-Петербурга – 744 версты, от Москвы 70 верст. Свято-Троицкая Лавра основана преподобным Сергием – в мире Варфоломей, род. в Ростове, около 1314 г., при великом князе Юрие Даниловиче. Родители его, Кирилл и Мария, были из боярского рода – в начале были богаты и знатны, но впоследствии, чрез разные обстоятельства, пришли в упадок. Жили они с 1328 г. в селе Радонеже, принадлежавшем сыну вел. кн. Иоанна Даниловича, Андрею (см. Собр. госуд. грам. T. I. стр. 30, 31). Сергий, вместе со своим старшим братом Стефаном, приняли иночество, и желая предаться совершенному уединению, избрали место в глубокой пустыне, в лесу, на горе – верстах в десяти от Радонежа и от Хотькова, и устроили здесь келлию и церковь , которая и была освящена во имя Святой и Живоначальной Троицы. Вскоре к Сергию (принявшему пострижение на 24 году от роду) стали собираться различные люди, искавшие, как и он, уединенной жизни... Начались строиться келлии. Так было положено основание Троицко-Сергиевской Лавры, столь достопамятной в летописях отечественной истории. В настоящее время Троицко-Сергиева Лавра состоит из следующих зданий: 1. Соборный храм Пресвятой Троицы. Построен над гробом преп. Сергия, весь из белого камня (кроме трапезы). Верх собора вызолочен, глава и крест покрыты медью и позолочены через огонь царем Иоанном Васильевичем, в 1556 году. У южной стены, близ иконостаса, почивают мощи преп. Сергии. Рак – две: серебряная, позолоченная – устроена царем Иоанном Грозным; и другая – императрицею Анною Иоанновною, тоже серебряная; весом 25 пудов. В юго-западном углу храма находится медная доска над могилою кн. Андрея Владимировича, в иноках Саввы, удельного князя Радонежского. 2. Церковь преп. Никона. В юго-западном углу находятся мощи преп. Никона.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/putevo...

Те, кто его знал с ранних отроческих лет, отмечают в нем редкое качество – в связи с возрастанием духовным и возвышением церковно-административным в нем не замечалось перемен, он сохранял устоявшиеся смолоду иноческие свойства. И в сане архимандрита он тот же, что был в сане иеродиакона – всегда и всем готовый оказать услугу, готовый на любое послушание. Уже будучи инспектором семинарии и читая лекции по одному из серьезнейших предметов, он, если дело требовало, и на огромном монастырском кладбище могилу мог выкопать, и, в порядке монашеского послушания, на кухне поваром работал, и в коровнике трудился. Вся переписка в монастырской канцелярии была на его плечах, сам вел, если обстоятельства требовали, упаковку монастырских изданий заказчикам. Не было работы, которую он считал неподходящей его сану или положению. 12 августа 1967 года, согласно определению Архиерейского Синода Русской Зарубежной Церкви, состоялось наречение архимандрита Лавра во епископа Манхэттенского. Несмотря на послушания при Архиерейском Синоде, связь владыки с семинарией и монастырем не прерывалась. Он каждую неделю ездил на машине в Джорданвилль, по-прежнему читал лекции, а во время болезни приснопамятного архиепископа Аверкия, настоятеля монастыря, делал необходимые распоряжения по монастырю. После смерти владыки Аверкия братия монастыря единодушно избрала владыку Лавра своим настоятелем. 20-го октября 1981 года указом Архиерейского Синода, на основании определения Собора епископов, владыка Лавр был возведен в сан архиепископа, а 1 сентября 1984 года последовало решение Архиерейского Собора о предоставлении ему права ношения бриллиантового креста на клобуке. За 60 лет монашества владыка Лавр проходит все ступеньки монастырского послушания от работника типографии до настоятеля монастыря, епископа, ректора Свято-Троицкой семинарии. Он занимал посты секретаря Архиерейского Синода, заместителя Первоиерарха, а в 2001 году был избран Первоиерархом РПЦЗ, митрополитом Восточно-Американским и Нью-Йоркским.

http://pravoslavie.ru/36530.html

Присмотримся немного, что же он оставил. Прежде всего – монастырь. Первый крупнейший и прекрасный монастырь северной России. На юге, в Киеве, эту задачу выполнили Антоний и Феодосий. Киево-Печерская Лавра, несомненно, прародительница всех русских монастырей. Но Киев и киевская культура слишком эксцентричны для России, слишком местное. Особенно в татарщине это заметно: Киев от нее, в сущности, так и не оправился, представлять великую державу никогда не смог, не нес и тяжести собирания земли – все это отдал он Москве. Она его затмила и как государство, и святыней. Уже b XIII веке митрополитам всероссийским нельзя было оставаться в Киеве. Он слишком надломился. Десятинная церковь в развалинах, Киево-Печерская Лавра пустынна, от Святой Софии – одни стены. И митрополиты Кирилл и Максим, считаясь киевскими, в Киеве не жили. С Петром кафедра митрополичья окончательно перемещается на север – во Владимир, и затем – в Москву. Так что весь ход сложения русской земли вел к тому, чтобы на севере возник и новый центр духовного просветительства – в то время это были лишь монастыри. Митрополичья кафедра в Москве – узел правления. Сергиева Лавра под Москвой – узел духовного излучения, питательный источник для всего рождающегося государства. В этом судьба самого Сергия и его Лавры. Он по природе вовсе не был ведь политиком – ни по церковной, ни по государственной части. Но фатально вся жизнь и его, и Лавры переплетена с судьбой России того времени. Во всех страданиях и радостях ее и он участник. Не имея власти даже и церковной, неизменно словом, обликом, молитвой он поддерживает Русь, государство. Это получается свободно: Сергий – человек эпохи, выразитель времени – существо предопределенное. Сергий основал не только свой монастырь и не из него одного действовал. Если келии Лавры он рубил собственноручно, если сам построил Благовещенский монастырь на Киржаче, то бесчисленны обители, возникшие по его благословению, основанные его учениками и проникнутые духом его. Авраамий Галицкий, один из ранних его постриженцев, удаляется в глухой Галичский край и живет пустыннически на горе у Чудского озера, близ найденной им чудотворной иконы «Умиление сердец», поставленной в часовне. Слава иконы идет по окрестности, и князь призывает Авраамия в Галич. Пустынник в лодке везет образ Богоматери через озеро! По преданию, и сейчас видна особая струя на воде – след от проплывшей лодки. Авраамий основал в Галиче монастырь Успения Богородицы; потом отошел верст на тридцать и основал обитель Положение пояса Богородицы. Как только вокруг собирались ученики, он двигался дальше. Так учредил на реке Воче монастырь Собора Богоматери и Покрова Богородицы – верный рыцарь Святой Девы.

http://azbyka.ru/fiction/reka-vremen-ot-...

Кекелидзе. Лит. груз. пам. 305 и д. 478 и д.    Ркп. Моск. Синод. библ. 330/380 л. 214.     Голубинский, Ист рус. ц. I, 581.    Остаток этой практики ныне в Киево-Печерской лавре – закрытие ее на понед. и вторник 1 нед. вел. поста.    Насколько пр. Феодосий сам следовал этому требованию введенного им в своей обители Студийско-Алексиевского устава, свидетельствует рассказываемый в его житии случай: когда пришел к нему келарь с просьбою послать какого-либо незанятого монаха на рубку дров, преподобный со словами: «я не занят» стал сам не эту работу, что побудило и всю братию взяться за топоры. Преп. Сергий, основатель Св.-Тоицкой лавры, тоже не стыдился никакой работы, ни поварства, ни сапожничества, и работал за двоих; специальными его работами были изготовление муки для просфор и печение их, катание свечей и варение кутии (Голубинский Е. Преп. Сергий Радонеж. и созданная им Троицкая лавра, Серг. Пос. 1892, 26).    По Триодной части устава. л. 456 об., согласно с древнейшею ркп. Типог. библ. 285/174/206. л. 13 об. утреня от Антипасхи до Воздвижения в 7 часов. Обычное смягчение сурового режима при опасении коснуться текста древнего устава для уничтожения противоречия.    Замечательно, что игумену позволяется, в качестве особой награды за его труды, иметь лучший стол кроме постов. При этом к своему столу игумен приглашает еще 8 братий, в том числе служившего священника, л. 205 об.    Здесь влияние устава Великой К-польской церкви, по которому патриарх в вел. субботу раздавал ругу (жалованье) клириков; тоже делал Иерусалимский патриарх в вел. четверг (Дмитриевский, Древн. патр. Тип. 144).    Этим обычаем объяснял пр. Феодосий посетившему его великому князю высокий вкус монастырских кушаний.    Святогор. Тип. л. 179, 191. Савваитов Путешествие новг. архиеп. Антония в Царьград, 15.     Дмитриевский, Τυπικ, 654.     Дмитриевский, Τυπικ, 671, 678. В уставе имп. Ирины этот порядок избрания развивается в оч. сложный обряд./На трех одинаковых хартиях писалась молитва: «Владыко наш И.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛЮДОГОЩИНСКИЙ КРЕСТ Поклонный деревянный крест 1359 г. из новгородской ц. во имя святых Флора и Лавра на Людогощей ул. (ныне в НГОМЗ); памятник церковного убранства и ставрографии эпохи расцвета Новгородской республики. Датируется и атрибутируется по вкладной надписи на основании, к-рое представляет собой часть цельного ствола сосны, на треть стесанного с тыльной стороны. Акад. Б. А. Рыбаков расшифровал тайнопись в заключительном фрагменте надписи как имя мастера-резчика - Яков Федосов (мастер говорит о себе как о «написавшем», возможно расписавшем, Л. к.). Крест был создан по заказу «людгощичей», жителей Людогощей (Легощей) ул. Загородского конца Новгорода, прихожан ц. святых Флора и Лавра (до 1379 деревянная), из к-рой он поступил в 30-х гг. XX в. в Новгородский музей. В 1942 г., во время оккупации, был вывезен, после войны возвращен на реставрацию в Москву, в 1957 г.- в Новгород. Сравнение с фотоснимком Л. к. нач. XX в. позволяет заключить, что оказались утрачены верхние элементы резьбы, отростки по боковым сторонам, круглые иконы, размещавшиеся внутри. Покрывавшая Л. к. темперная роспись была удалена в процессе реставрации 1947-1949 гг. С развитием отечественного искусствознания Л. к. стал одним из ключевых памятников изобразительного искусства Вел. Новгорода. В трудах историков и искусствоведов сер.- 2-й пол. XX в. (Рыбакова, Н. Е. Мневой) Л. к. относили к памятникам народного (фольклорного) направления в искусстве Вел. Новгорода. Как произведение элитарной городской культуры его рассматривают А. В. Рындина и А. Н. Трифонова. Форма Л. к. (широкие перекрестья, образующие внутри 4 малых круга-«оконца»), редкая в типологии памятного креста, не имеет аналогов среди др. примеров новгородской пластики и скорее напоминает форму ставротек (ковчег свт. Дионисия Суздальского, «Страсти большие», 1383, ГММК). Также неизвестны др. примеры подобной декоративной программы, в к-рой активно используются образы креста и святых. Тема прославления креста как орудия казни и древа спасения, жизни, бессмертия и победы над диаволом находит различные варианты в облике Л. к., его лицевых и орнаментальных деталях. Выдающиеся далеко за границы перекрестий вьющиеся отростки, маленькие кресты, вставленные внутри «окошек» и по внешнему краю, создают динамичный, сложный контур. Орнамент, покрывающий поверхность Л. к., декоративные элементы, выходящие за границы его основного поля, также связаны с темой прославления креста: образы креста, вписанного в круг и покрытого плетенкой, процветшего креста, Креста Голгофского. Как полагает Трифонова, эти мотивы могли быть заимствованы новгородскими мастерами из декоративного оформления предметов богослужения и церковного убранства «корсунского» происхождения (малый сион Софийского собора, детали Корсунских врат - оба XI в.).

http://pravenc.ru/text/2561076.html

Согласно Житию прп. Стефана и обеим редакциям Сказания, родители Г. владели землями на Махре в Переяславской земле. Гавриил в отрочестве осиротел (возможно, его родители умерли во время эпидемии в 1353). Через нек-рое время его духовным наставником стал поселившийся поблизости прп. Стефан, к-рый начал здесь строительство мон-ря. В обители юноша овладел грамотой. После того как Гавриилу исполнилось 18 лет, прп. Стефан постриг его в монашество, все имущество новоначальный инок отдал мон-рю. Между 1363 и 1365 гг. Суздальский еп. Алексий по просьбе прп. Стефана рукоположил Г. во иерея. Активная деятельность прп. Стефана вызвала озабоченность соседних землевладельцев братьев Юрцовских, опасавшихся, что их родовая дер. Юрцово может отойти мон-рю. Юрцовские пригрозили прп. Стефану и Г. расправой, после чего иноки были вынуждены оставить Махрищский мон-рь и уйти в Вологодскую землю. Уход прп. Стефана и Г. из Махрищского мон-ря в источникахне датирован. Встречающаяся в лит-ре дата - ок. 1370 г. (см., напр.: Соснина Е. В. Прп. Стефан Махрищский и Троице-Сергиева лавра//Троице-Сергиева лавра в истории, культуре и дух. жизни России: Мат-лы междунар. конф. М., 2000. С. 76) - вызывает сомнения. Известно, что прп. Стефана в Махрищском мон-ре посещал прп. Сергий Радонежский. Это могло случиться ок. 1372 г., когда прп. Сергий был вынужден из-за разногласий с братией покинуть Троице-Сергиев мон-рь ( Кучкин В. А. Сергий Радонежский//ВИ. 1992. 10. С. 75-92), или ок. 1373 г., когда митр. св. Алексий вызвал преподобного в Москву из киржачского в честь Благовещения Пресв. Богородицы муж. мон-ря . Следов., уход прп. Стефана и Г. из Махрищского мон-ря мог состояться вскоре после 1372-1373 гг. Через нек-рое время подвижники обосновались вблизи р. Сухоны у Юрьева протока, в пределах Ростовской епархии. Здесь прп. Стефан и Г. поставили крест, затем построили деревянные храмы во имя Св. Троицы, вмч. Георгия, в честь Благовещения Пресв. Богородицы, а также трапезную и кельи. Вскоре к ним присоединился местный землевладелец Константин Дмитриевич (во 2-й редакции Сказания он назван «простолюдином»). Сначала он стал послушником, научился грамоте и письму и в 23 года принял постриг в Авнежском мон-ре с именем Кассиан, завещав обители все имущество. После богослужения и молитвы обычным делом подвижников было выкорчевывать лес и засевать освободившуюся землю. Вскоре в мон-ре собралась братия, и он получил известность. Вел. кн. св. Димитрий Иоаннович Донской прислал в обитель «милостыню доволну и книги своя». Через нек-рое время он вызвал прп. Стефана в Москву. Покидая Авнежский мон-рь, святой поставил Г. игуменом, а К. келарем. (Согласно 2-й редакции Сказания, прп. Стефан, Г. и К. вместе прожили в Авнежском мон-ре 35 лет, т. е. приблизительно до 1407-1408. Однако, исходя из дат смерти вел. кн. Димитрия Донского - 19 мая 1389 - и прп. Стефана - 1406,- эти сведения нельзя признать достоверными; речь может идти не более чем о 10 годах пребывания прп. Стефана на Авнеге.)

http://pravenc.ru/text/166842.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ИЛИЯ РАДОНЕЖСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Прп. Илия Келарь Троицкий. Фреска (XX в.), Троице-Сергиева Лавра) Прп. Илия Келарь. Икона на столбике сени над ракой прп. Никона Радонежского (автор монахиня Иулиания (Соколова), нач. 1950-х гг.). Троицкий собор Троице-Сергиевой лавры К осени 1381 года относится помета писца Епифана в Минейном Стихираре из Троицкого монастыря о том, что после приезда из Москвы прп. Феодора Симоновского троицкий келарь " поехал на Резань " . По-видимому, поездка прп. Илии была связана с заключением 2 августа 1381 года вел. кн. Московским Димитрием Донским договора о мире с Рязанским вел. кн. Олегом Иоанновичем . Участие троицкой братии в общерусских политических делах, очевидно, было обусловлено тем, что настоятель Троицкого монастыря являлся духовником вел. кн. Димитрия Донского. Ещё раз имя келаря Илии упоминается в летописи Троицкой обители под 1384 -м годом: " преставися в пентикостной неделе (т. е. на седмице после праздника Пятидесятницы, который в том году отмечался 29 мая ) старец Илия, келарь Троицкого монастыря, добрый и послушливый " . Сведения об Илии содержались в несохранившейся Троицкой летописи (свод 1408/09 г.), отразившейся в Рогожском летописце сер. 1440-х годов и в Симеоновской летописи конца XV века: " Раб Божии чернець Илья, келарь Сергиев игуменов, добрыи, послушливыи, живыи святым житьем в послушаньи у святого старца, быв послушлив и до смерти " . Как показал М. Д. Присёлков, источником данной записи была монастырская летопись . Б. М. Клосс приписывает характеристику Илии прп. Епифанию Премудрому , с этой точкой зрения не согласны другие исследователи. Упоминание в летописи прп. Сергия как " святого старца " указывает на то, что текст был отредактирован после канонизации преподобного, т. е. после 1422 года. Имя Илии келаря было внесено в краткий перечень первых насельников монастыря в составе монастырского синодика. Перечень известен в списке 1575 года , его протограф восходит к 1480-м годам. Канонизация Илии Радонежского, по-видимому, совершилась включением его имени в Собор Радонежских святых , празднование которому было установлено 10 июля 1981 года по благословению патриарха Московского и всея Руси Пимена.

http://drevo-info.ru/articles/13679778.h...

1481 г. датируется 1-й известный по публикациям документ К-польской Патриархии, определивший ставропигию мон-ря,- Грамота патриарха К-польского Максима (сохр. копия в рус. пер., внесена в Луцкие земские книги 4 июня 1670 по просьбе архим. Иннокентия (Гизеля) - АрхЮЗР. 1859. Ч. 1. Т. 1. 1. С. 1-3). Однако совр. исследователи оспаривают подлинность этого документа ( Русакова Ю. М. Heabmehmuчhi документи Києво-Печерського мон-ря XVI-XVII ст.: Tekcmoлoriя та поземельний аспект побутування: АКД. К., 2008. С. 3). В 1481 г. в Киеве были казнены участники заговора против польского кор. Казимира IV Ягеллончика князья Михаил Александрович Олелькович и И. Ю. Гольшанский, которые, так же как и сбежавший в Москву кн. Ф. И. Бельский, входили в число крупных вкладчиков Киево-Печерского мон-ря. Они поминались в обители на богослужениях, причем первые два как «оубиєнные». О политической ориентации Киево-Печерского мон-ря в эти годы свидетельствует текст синодика 1482 г., в одной из первых статей к-рого («Помяни, Г[оспод]и, князи наших вєликых») наряду с Литовскими вел. князьями из рода Гедиминовичей записаны поименно все Московские вел. князья, начиная со св. блгв. вел. кн. Даниила Александровича (Там же. С. 6-7). В сент. 1482 г. Киево-Печерский мон-рь был разорен во время захвата Киева и его окрестностей войсками крымского хана Менгли-Гирея. Многие жители были взяты в плен. В предисловии к синодику 1482 г. отмечалось, что ордынцы «Божественую церковь опустиша, и вся святыя книги, и иконы пожгоша». Очевидно, это произошло уже 1 сент., когда ордынцы подошли к Киеву (ПСРЛ. Т. 12. С. 215). Но вскоре часть монашеской братии была выкуплена, т. к. писец отмечает, что он начал писать синодик «по днехъ неколикых изъ ихъ поганьства изшедше…». При обороне обители погибло несколько слуг. Для вечного поминания в синодик в 1482 г. были вписаны «слоугы печерьскыи от тотаръ, Коунець и товарищи его, побиты: Кондрата. Ефрема. Андреа. Сергеа. Никона. Исидора. Игнатиа. Мефедиа» ( Голубев. 1892. С. 2, 39). Киево-Печерский мон-рь восстанавливался трудами архим. Феодосия (Войниловича). При нем и его преемниках в обители, по-видимому, работали Феодор Иконник и «моураль» Фома. Члены их семей были внесены в монастырский синодик (Там же. С. 21, 37). В кон. 90-х гг. XV в. (после 1494/95) была разобрана монастырская трапеза 1-й трети XII в., к-рая пострадала во время разорения обители в сент. 1482 г. У сев. стены Успенского собора была построена небольшая часовня-усыпальница ( Ibakih Г. 1996. С. 171, 174).

http://pravenc.ru/text/Киево-Печерская ...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010