житие въ полдестъ; ризъ: ризы большие травчатые, подризникъ дорогильной новый полосатой, 2 пояса шелковые, двое поручи, 3 патрахели. Въ теплой церкви, а въ ней служба св. вел.-муч. Флора и Лавра, писанъ на краскахъ, венцы и гривна сребрянные басмяные; образъ Иоанна Бог. писанъ на золоте венецъ сребряной золоченой резной, киот древяная облита оловомъ золочена листовымъ золотомъ; да въ церкви царские двери, столпцы и сень писаны на краскахъ, надъ царскими дверьми въ таблеткахъ Божия милосердия: деисусъ и празники писаны на краскахъ, подле царские двери межу вратъ Успение Пресв. Б-цы венцы многие мелки сребряные басмяные; образъ Иоанна Бог. писанъ на краскахъ, венецъ и цата сребряные басмяные; образъ Леонтия Ростов. Чуд. писанъ на краскахъ, венецъ сребряной басманой, образъ Нерукотворенного Спаса, сосуды церковные: 2 кунгана большой, да малой, 2 блюда оловянные, 3-е медное, 2 чаши медныхъ, двои покровы служебные. Колокольня на столбахъ, верхъ покрытъ тесомъ, а на ней 6 колоколовъ, а те церкви и въ нихъ иконы и книги и ризы и колокола и всякое церковное строение В 1683 году храм состоял из холодной церкви во имя святителя Леонтия епископа Ростовского; теплой церкви во имя святых великомучеников Флора и Лавра; колокольни с шестью колоколами. О том, что храм существовал задолго до 1683 года, свидетельствует то, что именно в этом году священнослужители и прихожане просят у архиепископа Великоустюжского и Тотемского Геласия разрешение на построение нового здания холодной церкви из-за ветхости старого. В апреле 1683 года архиерейской грамотой было дано благословение на постройку новой холодной церкви во имя святителя Леонтия епископа Ростовского, которая и была надстроена над теплым храмом Флора и Лавра. «1684. Надъ зимнимъ храмомъ Флора и Лавра, въ Леонтьевскомъ конце, построенъ летний храмъ во имя Св. Леонтия Когда была построена и освящена новая Леонтьевская церковь точно неизвестно. По всей видимости, в это же время была перестроена и переосвящена во имя святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова теплая церковь Флора и Лавра.

http://sobory.ru/article/?object=06416

Грамота Патриарха Константинопольского Иеремии II. 1581 г. (мон-рь Симонопетра) Грамота Патриарха Константинопольского Иеремии II. 1581 г. (мон-рь Симонопетра) Когда бывш. К-польский Патриарх Анфим II посетил Вел. Лавру (1623), он нашел там всего 5 монахов, живших в нищете, преодолеть к-рую не помогли ни возвращение к общежительному уставу по инициативе Иеремии II, ни поступившие дары. Лишь с 1630 г. этот знаменитый мон-рь понемногу начал приходить в порядок, особенно после того, как там нашел приют Патриарх Дионисий III (1665), подаривший обители свое личное имущество. В XVII в. наблюдался резкий экономический упадок и запустение мн. афонских мон-рей (Ксенофонта, Русика, Кастамонита и др.). Лишь отдельные обители находились в относительно процветающем положении, напр. Иверский (в XVII в. 300 монахов проживали в самом мон-ре и 100 - за его пределами), Хиландарский, Ватопед и особенно известный особой строгостью устава мон-рь прп. Дионисия, к-рый занял 5-е место в списке афонских мон-рей, потеснив Ксиропотам. Кавсокаливитский скит Кавсокаливитский скит В XVI в. происходило возвращение нек-рых мон-рей к древнему общежительному уставу (Вел. Лавра, Ватопед), но на протяжении XVII в. мон-ри один за другим начали переходить к идиоритмии, и с 1784 г. все афонские обители стали особножительными. Др. особенностью этой эпохи, к-рая, возможно, явилась реакцией на широкое распространение особножительства, было начавшееся со 2-й пол. XVI в. появление скитов. В древности слово «скит» являлось синонимом слова «лавра»; афонский скит состоял из неск. домиков или хижин, где жили монахи, и был похож на деревню; в центре находился общий храм - кириакон. Отличие от древней лавры состояло в том, что скиты были зависимы от мон-рей. Общиной скитских отшельников управлял дикей (δικαος, от δκαιος - справедливый) с неск. помощниками. В появлении скитов, возможно, отразилось противодействие строгих аскетов распространению идиоритмии, к-рую они считали отклонением от древних традиций и признаком упадка и обмирщения. Первым был основан скит св. Анны, принадлежавший Вел. Лавре (1572). Кавсокаливийский скит основал прп. Акакий Новый Кавсокаливит († 1730), прославившийся особо суровой аскезой. В XVI-XVII вв. появились др. крупные скиты: св. Димитрия (Ватопед), Иоанна Предтечи (Иверский мон-рь), св. Пантелеимона (Кутлумуш), Новый скит Богородицы и румын. скит св. Димитрия (мон-рь Св. Павла), Благовещения Богородицы (Ксенофонт), прор. Илии (Пантократор).

http://pravenc.ru/text/Афон.html

Таким образом, сохраняется духовная преемственность – реальная, личная, – с прошлым, что очень важно в церковной жизни. Это первый Архиерейский Собор на котором я принимаю участие. Заседания проходят довольно сложно – как по своим задачам, так и по способу решения церковных вопросов. Я не ожидал, что Собор будет таким насыщенным, таким основательным. Действительно требуется много лет опыта, и духовного и пастырского – ведь, как-никак, решается судьба воинствующей Церкви. Настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы в Олбани (штат Нью-Йорк) протоиерей Всеволод Дробот : Я лично считаю, что в нынешнее время только владыка Лавр, благодаря своему здравомыслию и опыту, может возглавлять нашу Русскую Зарубежную Церковь и поэтому его избрание меня радует. Владыку Лавра я знаю с 1957 года. Он тогда только что получил игуменство. Моя матушка обратила внимание, что он был черный как цыган. Да он иногда сам шутил, что он «цыган». В то время в семинарии он преподавал литургику и патрологию. В монастыре тогда были трудные условия, и о. Лавр всегда оказывал мне лично помощь и поддержку. Раньше в монастыре когда рукополагали диаконов и священников, то очень строго следили за тем, как новорукоположенные совершают богослужения. Теперь это почему-то в большей степени утеряно. Я помню, как игумен Лавр помогал мне после моего рукоположения, как он меня наставлял. Я явно ощущал, как о. Лавр духовно переживает литургию, начиная с самой проскомидии, и этот пример благоговения и страха Божия остался у меня на всю последующую жизнь. Настоятель Cbяmo-Bлaдuмipckoro храма-памятника в Джаксоне (штат Нью-Джерси), протоиерей Борис Киценко : У меня великая радость на душе. Наша семья знает митрополита Лавра 51 год – мы ему верим и будем идти за ним. Сейчас очень трудное время. Но, как-никак, владыка Лавр верный ученик приснопамятного архиепископа Виталия (Максименко) и он имеет с ним тесную духовную связь и мы желаем, чтобы новый митрополит Лавр вел нашу Церковь, как она шла. Протоиерей Лазарь Костур (Сербская Православная Церковь) : Мне трудно выразить свои чувства в сегодняшний день.

http://pravmir.ru/k-pervoj-godovshhine-v...

При обустройстве лавры монахи находили применение элементам строительного материала предыдущих эпох, например, фрагменты колонн использовались как подставки для столешниц или как пороги монастырских помещений. Монахами были отстроены заново только одни из четырех иродианских ворот крепости, а именно: западные ворота, к которым вела Насыпная тропа. (Сообщение Иоанна Мосха свидетельствует о том, что какой-то проход в стене вел и на восточную Змеиную тропу, иначе ослу было бы не попасть к огороду.) Внутри лавры мощеная дорожка вела от ворот к Большой церкви и служебным постройкам вблизи нее. Комплекс церкви был отделен от служебных построек невысокой оградой, как в Новой лавре и лавре аввы Фирмина. Среди служебных построек были обнаружены кухня с печью и трапезная со скамьями и столами. Таким образом, лавра Марда – единственная лавра Иудейской пустыни, в которой была устроена настоящая трапезная. На территории лавры раскопками было выявлено 13 келейных комплексов, разбросанных по всему плато, в среднем, на расстоянии 65 м друг от друга. Один комплекс примыкал к восточной стене терм, другой был оборудован в проеме ворот Западного дворца, третий расположен в круглом иродианском «колумбарии» (назначение таких «колумбариев» – голубятня). Некоторые келейные комплексы были устроены в пришедших в негодность водяных цистернах, другие – в искусственных пещерах разного назначения (о наличии в них келий свидетельствуют красные кресты, оставленные монахами на штукатурке стен). Анализ характера келейных комплексов позволяет сделать вывод о максимальном числе монахов, подвизавшихся в лавре единовременно – 20 человек.    Как уже было сказано, предполагается, что сохранившаяся в значительной степени Большая церковь лавры является более поздней, нежели церковь, построенная Евфимием и Дометианом около 425 г. Последняя же, согласно данной версии, представляет собой Малую церковь или часовню, обнаруженную при раскопках в одном их келейных комплексов (по Кондеру и Китченеру, в 150 ярдах от Большой церкви).

http://sobory.ru/article/?object=16371

Осада Москвы и разорение ее посадов Литовским вел. кн. Ольгердом. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30-1. Л. 603) Осада Москвы и разорение ее посадов Литовским вел. кн. Ольгердом. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30-1. Л. 603) Ко 2-й пол. 20-х гг. XIV в. в М. из Владимира была перенесена резиденция митрополитов Киевских (с 1448 Московских) и всея Руси. В XIV в. в М. постепенно формировались двор, вотчины, штат слуг митрополитов. В ближайшем Подмосковье митрополичий домен быстро рос благодаря княжеским пожалованиям, вкладам бояр, церковных деятелей и богатых горожан, а также за счет покупки земли в сев. направлении, вдоль Дмитровской дороги, где во 2-й пол. XIV в. образовалась Селецкая волость (см. Митрополичья область ). При свт. Киприане его загородной резиденцией стало с. Троицкое-Голенищево. Во 2-й четв. XIV в. свой двор в Кремле и подмосковные владения (у сел Дорогомилово и Кудринское) завели Ростовские архиереи, после 1353 г.- Коломенские епископы, в посл. трети XIV в.- епископы Сарские и Подонские, на рубеже XIV и XV вв.- Суздальские и Пермские епископы. В кон. XIV-XV в. на пути следования удельных князей, архиереев и их свит, среди княжеских, боярских, служебных и черносошных сел и волостей, возникали небольшие ружные мон-ри (напр., Никольский муж. мон-рь в Братошине) и обители, владевшие незначительными вотчинами (напр., коломенский Бобренёв в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужской монастырь ). Позднее нек-рые из них становились влиятельными духовными корпорациями ( коломенский Старо-Голутвин в честь Богоявления мужской монастырь , Угрешский во имя святителя Николая Чудотворца мужской монастырь и др.). Вместе с тем основатели большинства новых мон-рей все дальше уходили от пригородных территорий и создавали обители в лесу, у источников или на берегах озер (Троице-Сергиев мон-рь на Маковце (см. Троице-Сергиева лавра ), Спасо-Преображенский мон-рь на Медвежьем оз. и мн. др.). Мирное развитие московских земель было нарушено Литовским вел. кн. Ольгердом , к-рый в 1368-1372 гг. вмешался в конфликт между М. и Тверью. В 1368 и 1370 гг. Ольгерд подходил к М., сжег посады, но белокаменный кремль, построенный в 1366/67 г., взять не смог. Помимо М. в 1370 г. отпор литов. войскам сумели дать Волок Ламский и Можайск, Перемышль на р. Моче стал местом сбора союзной московско-рязанской рати. Победа над литовцами летом 1372 г. под Любутском на Оке и заключение мира с вел. кн. Ольгердом продемонстрировали мощь Московской земли, жители к-рой сумели отстоять свою независимость.

http://pravenc.ru/text/2564186.html

Прп. Нектарий Радонежский. Роспись братской трапезной Троице-Сергиевой лавры. Нач. XXI в. († После 8.09.1380?), прп. (пам. 6 июля - в Соборе Радонежских святых), Троицкий, Вестник. В источниках кон. XIV - нач. XVII в., связанных с историей Троице-Сергиева мон-ря (см. Троице-Сергиева лавра ) и Куликовской битвы , не упоминается. Впервые имя Н. появилось в поздней и неточной по хронологии событий редакции «Сказания о Мамаевом побоище», к-рая сохранилась в составе т. н. Летописца кн. И. Ф. Хворостинина кон. 40-х гг. XVII в. (ГИМ. Увар. 116 (1386)). Этот источник отмечает, что 9 сент. 1380 г., накануне переправы рус. войска через р. Дон (случившейся на самом деле в ночь на 8 сент.), Н. передал блгв. вел. кн. Московскому и Владимирскому Димитрию Иоанновичу Донскому грамоту от прп. Сергия Радонежского. В ней, согласно версии этой редакции «Сказания…», было «написано великому князю Дмитрею Ивановичю и ко всем руским князем и ко всему православному воинству… мир и благословение». За добрую весть вел. князь «целова старца Нектария любезно». В ответ на это троицкий монах «поднесе» ему «посланныи дар от преподобнаго игумена Сергия: хлебец от трапезы ево святыя Пречистыя Богоматери», к-рый Димитрий Иоаннович «приим и съяде». После этого он «биша челом… старцу Нектарию, и простер руце свои на небо», обратившись за помощью в битве к Пресв. Богородице, Ее сыну и прп. Сергию. Через два дня (11 сент.) св. блгв. вел. кн. Димитрий Иоаннович якобы отпустил Н., к-рый вскоре вернулся в Троице-Сергиев мон-рь. Здесь Н. обратился к прп. Сергию и заявил ему, что вел. князь и все рус. войско просят «покаяние о своих гресех… просят от тебя», а также «прощения и милости». Прп. Сергий уточнил у Н., началась ли Куликовская битва. Получив утвердительный ответ, «повеле преподобный игумен Сергеи молебны пети» (Памятники. 1998. С. 283-284). Эти два эпизода, связанные с деятельностью Н., появляются весьма поздно. В ранних редакциях «Сказания…» он не упоминается. Поэтому исследователи приходят к выводу, что история с приходом Н. в стан рус. войска накануне Куликовской битвы является лит. вымыслом. При этом не отрицается сам факт послания прп. Сергием своего благословения, о чем говорилось уже в Пространной редакции летописной повести о битве на Дону (Там же. С. 312). Архим. Леонид (Кавелин) считал, что Н. был похоронен в некрополе Троице-Сергиева мон-ря.

http://pravenc.ru/text/2564870.html

Феофилакта Болгарского на Евангелия от Иоанна и от Луки, отмечалось, что это событие произошло «при самодеръжци литовьском великом князи Швитригайле», а также «при архиепископе нашем Герасиме Киевском и всея Руси» (РНБ. F. 1. 73. Л. 331; Запаско. 1995. С. 295). Т. о., в 1432-1435 гг. Киево-Печерский мон-рь признавал и духовную власть митр. Герасима , кандидата, выдвинутого на Киевскую митрополию вел. кн. Свидригайло. В его жалованной грамоте (17 окт. 1437) отмечается, что в это время 1-е место в составе великокняжеской рады занимал печерский архим. Авраамий (АЮЗР. Т. 1. 19. С. 12). Некоторые влиятельные сторонники Литовского вел. кн. Свидригайло являлись вкладчиками обители. В их числе - князья Пинские, Кобринские, Гольшанские, Друцкие и Острожские, из рода к-рых происходил печерский инок прп. Феодор . В кон. XV - нач. XVII в. его потомки также были вкладчиками Киево-Печерского мон-ря. Тесные отношения с обителью поддерживала и княжеская семья Слуцких-Олельковичей. В правление польск. кор. и Литовского вел. кн. Казимира IV Ягеллончика она смогла вернуть под свое управление Киевское великое княжество. Поскольку Киево-Печерский мон-рь являлся традиционным местом погребения князей Олельковичей, они жертвовали значительные средства, чтобы возродить комплекс монастырских построек. В период княжения Александра (Олелько) Владимировича (1440-1455) и его сына Симеона Александровича (1455-1470) Киево-Печерскому мон-рю пожаловали земельные владения и держания, обеспечивавшие его независимое материальное положение. Благодаря вкладам семьи Слуцких-Олельковичей был возрожден каменный Успенский собор. После 1462 г. Олельковичам удалось добиться того, чтобы архимандритом Киево-Печерского мон-ря стал близкий к ним Макарий, ранее бывший настоятелем Слуцкого во имя Св. Троицы мон-ря (АЮЗР. Т. 1. 232. С. 296). В 1470 г. в связи с восстановлением Успенского собора по заказу Киевского вел. кн. Симеона Александровича «был выполнен рельеф-триптих с изображением Оранты, Антония и Феодосия». На рельефе была вырезана надпись: «Основана бысть церковь Пресвятыя Богородица Печерскаа на старом основании при великом короли Казимире благоверным князем Симеоном Александровичем отчичи Киевском при архимандрите Иоанне» ( Ивакин Г.

http://pravenc.ru/text/Киево-Печерская ...

Кроме того, в мон., в приделе св. вел.-муч. Екатерины, находятся еще частицы мощей свв. Харалампия, Пантелеимона, Фоки, митр. Макария, вел.-муч. Димитрия мироточивого, Спиридона, пр. Ефрема Сирина и др. В монастырской ризнице хранится гроб, в котором была погребена (более 1500 лет тому назад) вел.-муч. Варвара. В мон. погребены: два правнука вел. кн. Святополка, митр. Киевский Иов Борецкий и др. Венчающие монастырь 7 куполов покрыты червонным листовым золотом; причем на кресте среднего купола укреплен золотой двуглавый орел, поставленный Богданом Хмельницким в память возвращения России Киева. При мон. имеются: больница с бесплатным лечением для бедных богомольцев; странноприимный дом с выдачей горячей пищи для бедных богомольцев; церковно-учительская школа, в которой бесплатно обучаются и содержатся дети бедных родителей, преимущественно податного сословия; школа грамоты для мальчиков-сирот и детей бедных родителей духовного звания, пользующихся полным содержанием от мон.; общежитие для 20 учеников духовного училища и 10 учеников семинарии с полным содержанием от мон.; читальня с монастырской библиотекой. К мон. причислен – Феофания скит, в 7 в. от Киева, в урочище «Лазаревщина», названом так, потому что здесь жил когда-то благочестивый старец пасечник, по имени Лазарь. За несколько столетий урочище переменило несколько владельцев, принадлежа то Печерскому мон., то митрополичьей кафедре, то даже частным лицам. В 1776 г. оно перешло в казну. В 1800 г. отведено было под загородную дачу викарию Киевскому Феофану (Шиянову), устроившему здесь в 1803 г. дом с церковью в воспоминание чуда Архистратига Михаила (6 сент.) и назвавшему свою дачу Феофанией. Викарий Серафим в 1861 г. устроил здесь скит, который в 1901 г. стал общежительным. Он служит местом погребения для братии Михайловского мон. В этом скиту установлено негасимое горение елея в лампадах и неусыпное чтение Псалтири. При нем имеются архиерейские покои для Чигиринских викариев и странноприимница. Е. Киево-Печерская лавра , в Киеве, на прав.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

В Синодике прежде всех записан «род преподобнейшаго отца архимандрита Иоиля Озерянскаго». Озерянским называли его, конечно, потому, что он был жителем Озерянки, впоследствии просла вившейся пустынею и св. иконою Озерянскою. Поэтому видно, что он был из черкасов-казаков. Харьковский полковник Григорий Донец вызывал его с несколькими святогорцами для основания Куряжского монастыря. Однако о. Иоиль недолго был в Куряже и возвратился в Святогорье. Здесь он вместе с братиями имел блаженную долю пострадать от врагов имени Христова. По Чугуевской переписке видим, что в 1679 г. татары делали упорные нападения на русские пограничные городки; Маяки целые две недели были в осаде, отстреливаясь из пушек и ружей от злившихся хищников. Мало успев против смелых черкасов, татары излили злость свою на Святогорье. Царская грамота говорит, что в ноябре 1679 г. они ограбили и разорили Святогорский монастырь, захватили в плен архимандрита Иоиля и братию, и бедные пленники пробыли в плену более двух лет. Сообщаем цар скую грамоту о бедствии монастыря 1679 г., любопытную и по другим отношениям. «От Царей и В. К. Иоанна Алексеевича и Петра Алексеевича, всея вел. и мал. и бел. России Самодержцев, на Валуйку к воеводе нашему Григорию Дмитриевичу Познякову. В прошлом во 187 (1679) году марта в 7 числе брат наш Государев, блаж. памяти Вел. Государь Царь и В. К. Феодор Алексеевич, всея вел. и м. и б. России Самодержец, пожаловал Святогорскаго Успенскаго монастыря, что за чертою на северском Донце, архимандрита Иоиля с братиею, велел им денежную и хлебную ругу на 187 (1679) год дать и впредь давать погодно на Валуйке из валуйских казацких таможенных доходов, денег по 15 руб. да из житниц хлеба, ржи по 12 четей и овса по тому ж, в московскую таможенную меру, да из кабацких и ставочных медов на свечи воска по пуду на год. И его Вел. Гос. грамата о том на Валуйку к стольнику нашему и воеводе к Михаилу Спухтину послана марта в 19 числе того ж году. И во 188 году в ноемврии архимандрита Иоиля имали в полон и тот Святогорский монастырь воевали крымские и азовские татарове и тому монастырю учинили великое разорение.

http://sobory.ru/article/?object=02883

Укрепляло то, что рядом с Василием были двое надежных духовных руководителей – архимандрит Киприан (Пыжов) и архиепископ Виталий (Максименко). Владыка Виталий подарил ему свой портрет c надписью: «Моему духовному сыну от купели крещения и продолжателю моего служения Православной Церкви и русскому народу… 20 декабря 1946 г.». В 1947 году в Свято-Троицком монастыре владыка Виталий постригает молодого послушника в рясофор, а 19 марта 1948 года – в мантию с наречением имени в честь святого мученика Лавра. Затем владыка рукополагал во иеродиаконы (14 января 1950 г.) и во иеромонахи (27 июня 1954 г.). «Под его руководством проходило мое духовное воспитание и образование. Благодарю Бога, что дал мне быть на послушании у такого великого подвижника и борца за православие, каким был приснопамятный архиепископ Виталий», – вспоминал владыка Лавр. Владыка Виталий своим завещанием оставил владыке Лавру драгоценный и памятный наперсный крест, полученный им от Союза русского народа. О его значении владыка Виталий высказался однажды так: «Из всех церковных предметов, которыми я владел в течение моей церковной службы, сохранился у меня, как самое дорогое, наперсный крест, поднесенный мне, архимандриту, от Волынского союза русского народа. Я им особенно дорожу…». И неоценимо влияние на владыку Лавра самого Свято-Троицкого монастыря. Две обители – преподобного Иова в Ладомирове и Троицкий монастырь в Джорданвилле – словно слились в его представлении. В 1954 году он успешно окончил Свято-Троицкую духовную семинарию. Выделяясь среди других студентов семинарии своими способностями, отец Лавр еще до окончания полного семинарского курса (в то время был шестилетний курс) вел преподавание некоторых общеобразовательных предметов на младших курсах, а по окончании стал преподавателем Ветхого Завета и Патрологии. 2 июня 1958 года отец Лавр был награжден золотым наперсным крестом, а 6 сентября следующего года – возведен в сан игумена с возложением палицы. Распоряжением Блаженнейшего Митрополита Анастасия в 1960 году он был назначен на должность инспектора семинарии. Одновременно в течение ряда лет он исполнял в монастыре послушания секретаря духовного собора и заведующего книжным складом и экспедицией монастыря. 21 ноября 1963 г. награжден крестом с украшениями, а 17 апреля 1966 г. возведен в сан архимандрита.

http://pravoslavie.ru/36530.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010