и) Еще более замечателен по благотворительности св. Иосиф Санин, называемый также Волоколамским или Волоцким († 5 сентября 1515 r.). Оказывать помощь окрестному трудящемуся населению он считал постоянным призванием своей обители во всякое время; к разным видам этой помощи принадлежало и то, что из обители, по велению игумена, раздавались поселянам семена для посева, земледельческие орудия и домашний скот (если кто лишался его по какому-либо несчастному случаю). Но особенно велик был подвиг человеколюбивой помощи Иосифа во время страшного голода, постигшего около 1512 г. население на широком пространстве соседних местностей. Повергаемые в отчаяние, поселяне стекались к обители с мольбою о хлебе, приносили к ней своих детей и больных, расслабленных от голода. Преп. Иосиф поспешил построить дом для них и с первых же пор принял более 50 человек на призрение Бога ради. Скоро дом этот превратился в настоящую странноприимницу, с церковью и монастырем при нем, под названием Богородного. Здесь находили пристанище и готовую пищу бедные, странники, больные, страждущие, так что обитель кормила ежедневно до шестисот и семисот человек; и на это, также и на свои нужды, издерживала в год по три тысячи четвертей хлеба и все вообще, что имела. Вообще же, для помощи голодающим преп. Иосиф велел отворить все имеющиеся где-либо житницы монастырские, и когда запасы их истощились, то, несмотря на ропот братии, делал займы, но не переставал помогать голодающим. Сведав об этом подвиге Иосифа, уважавший его вел. князь Василий Иванович посетил его обитель и, увидев оскудение ее, приказал отпускать ей из собственных сел разный хлеб в таком количестве, какое потребуется для нее и для оказывания помощи народу. Прислали свои пожертвования и братья князя, также и другие состоятельные лица, так что и помощь голодающим от обители не оскудевала. i) Троицко-Сергиева лавра в последние годы смутного времени, годы страшного голода и других бедствий народа, ознаменовала себя великим подвигом благотворительности. В 1608 году, когда, пользуясь наступившим голодом, хлебные торговцы в Москве подняли цены на хлеб до небывалых размеров, живший в Москве келарь лавры Авраамий Палицын, по предложению царя и патриарха Гермогена, открыл лаврские житницы, находившиеся в Москве, велел отпускать хлеб по два рубля за четверть и этим заставил и прочих продавцов продавать хлеб по той же цене.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Тесные и широкие врата 18 (31) августа (Поучение о узцем пути, ведущем в жизнь вечную, и о широцем, ведущем ны в погибель и в муку вечную) Господь заповедует нам идти в Царство Небесное тесными вратами и говорит о сем так: входите тесными вратами, потому что широкия врата и пространный путь ведут в погибель ( Мф. 7, 13 ). Что же это за тесные врата и что значит пространный путь? Побеседуем о сем в наше назидание. Св. отцы о тесном и широком пути говорят так: «Подвизайтесь, братье, тесным путем, вводящим в жизнь вечную. Путь же этот есть скорбный путь: вера, любовь, милостыня, послушание, бдение, воздержание. Не упивайтесь, не клевещите, не завидуйте, не лгите и не ссорьтесь. Не убивайте, не воруйте, не гневайтесь, не раздражайтесь, не гордитесь, не будьте тщеславны; но смиренное и сокрушенное сердце имейте. Плачьте о своих грехах, заботьтесь о своем спасении. Паче всякого человека смиряйтесь и никого не осуждайте; потому что нет хуже зла, как осуждать других. И Господь сказал: не осуждайте и не будете осуждены. Вот в чем спасение: чтобы осуждаемому терпеть, укоряемому смиряться и считать себя грешнейшим из всех пред Богом и пред людьми. Сей труд предстоит нам, и о нем сказал Давид: смирихся, и спасе мя... Пространный же путь и широкий, ведущий в погибель, есть: неверие, непокорность, непослушание, гордость, тщеславие, леность, пьянство, объядение, блуд, зависть, клевета, ненависть, ропот, хула, осуждение ближнего и вообще прилагать грехи ко грехам и беззакония к беззакониям». Итак, вы видите, братие, что тесные врата и узкий путь суть образы добродетельной жизни, ведущей в Царство Небесное; а широкие врата и пространный путь суть образы жизни греховной, которая ведет к духовной вечной смерти. Теперь оставалось бы нам избрать тот или другой путь. Но, кто же из нас, кроме человека, вовсе лишенного ума и чувств, променяет вечное на временное, вечную блаженную жизнь – на минутные удовольствия и не пойдет узким путем? Конечно, так. Но если так, то не забывайте при сем, братие, одного: «Кто, – говорит Василий Великий , – предположил войти в живот узким и тесным путем, тот должен остерегаться всякого отступления и совращения от заповедей Господних, по писанному: не уклоняйся ни направо, ни налево» (Второз. 17, 11). (Вас. Вел. 5, 330). Значит, уж если пошел узким путем, то назад не оглядывайся. Иначе все дело твое уподобится храмине, построенной на песке, на которую как только налетел ветер, то всю и разметал ее ( Мф. 7, 26–27 ). И еще говорит Господь: никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия ( Лук. 9, 62 ). Аминь. Читать далее Источник: Пролог в поучениях : на каждый день года/Сост. прот. Виктор Гурьев. - Почаев : Свято-Успенская Почаевская Лавра, 2007. – 688 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/p...

И старец Силуан Афонский пишет: «Божественный Свет по природе своей нечто совершенно отличное от света физического. При созерцании его прежде является чувство живого Бога, поглощающее всего человека. Свет Божественный созерцается независимо от обстановки, и во мраке ночи, и при свете дня. Благословение Божие посещает иногда таким образом, что сохраняется восприятие и тела, и окружающего мира. Тогда человек может пребывать с открытыми глазами и одновременно видеть два света – свет физический и Свет Божественный». Свято-Троицкая Сергиева лавра, июнь, 1999 г. Вот что рассказала Иустиния Плаксеева (2000), 86-и лет, из Белгорода: «Запомнился удивительный случай, происшедший со мной в один из приездов в село Ракитное. Службу батюшка начинал по монастырскому уставу, в 4 часа утра. В храме собралось человек тридцать. Лампадки теплятся, электричества в храме не было, что создавало ощущение отрешенности от всего суетного и земного. Появился батюшка, шел к алтарю, словно кто его под руки вел, до того все чинно и благоговейно у него получалось. Прихожане выстроились в рядок, старец каждого благословлял: кому руку на голову положит, кого в плечо поцелует, кого руками за голову подержит. Кто-то со слезами кланялся ему в ноги... Служба у батюшки долгая, а после службы читался еще и акафист Спасителю у Голгофского Креста, что посреди храма. Я стояла очень близко к Кресту и во время чтения батюшкой акафиста посмотрела на Иисуса Распятого. А Спаситель, как живой, на всех глазами ясными, голубыми взирает. Лик светлый, а вокруг головы сияние. Смотрю на молящихся, может, еще кто видит? Нет, все, как обычно, молятся. Опять перевожу взор на Спасителя, а у Него глаза все еще открыты, на губах тихая улыбка. Пока батюшка читал акафист, я как завороженная смотрела на Господа Иисуса Христа, едва сдерживаясь от волнения: очень хотелось, чтобы все порадовались. Как только закончился акафист, глаза у Спасителя приобрели то выражение, что нарисовал художник. Подхожу я к батюшке за благословением на дорогу и говорю о виденном.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Алтаря в народ, расходятся, растворяются, как благоговейный фимиам по всему храму, и... сердце чувствует неизреченную радость, блаженство. Отец архимандрит жил в лаврской келии. Это был небольшой уголок с бедной обстановкой. В переднем углу – много икон. Горела неугасимая лампада. Небольшой стол, книги, стул и кое-что из необходимых вещей и принадлежностей. А внутренняя келейная жизнь, ночные молитвенные часы, слезы. Кто их может описать? Кто их видел? Кому они ведомы?... Да, можно не сомневаться, что малая и убогая келейка много видела подвигов, тайных, сокровенных трудов, Богу одному ведомых, которые совершал архимандрит Вениамин в тиши глубокой ночи. Утром его всегда можно было видеть идущим на братский молебен, собранным, с несколько бледным, строгим лицом. А затем идет он в духовную школу, чтобы вновь и вновь отдать все свои силы на великое дело воспитания молодых пастырей. О. Вениамин занимал кафедру «Пастырского Богословия». Предмет довольно трудный, сложный. Тем более, что по этому предмету очень мало пособий. Архимандрит вел свой предмет умело, увлекательно. Студенты Академии всегда его слушали с захватывающим интересом и любовью. Читал он свои академические лекции сидя на кафедре. Лицо выражало добрую улыбку. Речь лилась плавно, четко, необыкновенно увлекательно. Его лекции хотя и носили аскетический уклон, тем не менее студенты их любили и слушали с затаенным дыханием. После о. Вениамина остался сборник лекций по Пастырскому Богословию. Чудесные лекции. Глубокие, прочувствованные, душевные. Он, видимо, горячо хотел внедрить в юные сердца студентов смысл крестной пастырской жизни. Он хотел показать, что в Кресте самое высокое счастье человеческой жизни. И чем больше человек страдает за имя Христа Распятого, тем он больше проникается великой радостью и счастьем. 175 В один из воскресных дней (4 февраля 1955г.) архимандрит Вениамин был рукоположен во епископа города Саратова. Ходили настойчивые слухи, будто о. инспектор долго отказывался от епископства. Указывал на свои седые волосы, на свое слабое здоровье, но все тщетно.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Golubco...

987 В своем сочинении «De fide et symbolo» бл. Августин замечает: «De spiritu sancto autem nondum tam copiose ac diligenter disputatum est a doctis et magnis divinarum Scripturarum tractatoribus, ut intelligi facile possit et Ejus proprium». Migne, Patrol, curs, compl., s. 1, t. 40, col. 191. De fide et symb. n. 19. 988 Только этим и можно объяснить наличность в сочинениях бл. Августина (иногда в одном и том же сочинении) различных представлений его об этом предмете, если, конечно, не предполагать при этом еще сознательной или бессознательной порчи и искажения текста августиновских творений в позднейшее время. 989 Соответствующие историко-литературные факты см. в работе Проф. Л. И. Писарева : «Авторитет Августина, Епископа Иппонского, в области христианского богословия по суду древних христианских писателей. Казань, 1903», стр. 6–16. 990 Р. М. Lagarde. Noch einmal meine Ausgabe der septuaginta Mitteilungen III. Gottingen. 1889. S. 231. См. Хр. Чтен. 1908 г. стр. 1365–1378. Ср. Богосл. Вестн. 1908 г., т. 2-й, стр. 134. (Ученая полемика в русской богословской литературе по поводу сурового приговора, сделанного + Проф. В. В. Болотовым о бенедиктинских изданиях святоотеческих творений в его Лекциях по истории древней церкви. I. Введение в Церковную историю. СПб. 1907 г. стр. 118–121). 991 Твор. св. Афанасия Вел., Архиеп. Александрийского. Серг. Лавра. 1902 г. Ч. 1. стр. 141. («Слово на язычников», гл. 12). 992 См. А. Киреев. Современное положение старокатолического вопроса. Богосл. Вестн. 1908 г. Мес. Ноябрь, стр. 424. 994 Вышеупомянутый трактат составляет только одну главу («Das Ausgehen Gottes des hl. Geistes aus dem Vater und dem Sohne». § 2. SS. 364–389) обширного сочинения того же автора: «Des heiligen Augustinus speculative Lehre von Gott dem Dreieinigen. Augsburg. 1865. SS. 1–448». Отзыв о нем был дан нами в предисловии к настоящему сочинению. 995 В виду отмеченных выше качеств трактуемого немецким автором предмета, а также особенностей авторского языка, создающих в общей совокупности немало технических затруднений для его передачи литературно-правильной, ясно-понятной и богословски-точной русской речью, названный трактат западного богослова мы приводим местами в некоторой, правда, незначительной переработке. Не смотря на это мы везде стремились оставаться верными не только мысли, но по возможности, и букве оригинала.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Идет невидимая битва За сердца будущий простор. Гора – всего лишь перепутье, Где ближе и прозрачней свет, Который наполняет сутью, Что даст душе святой ответ. Бежать горе не с тем, чтоб дальше Застынуть соляным столпом, Неся с собой обрывки фальши И жизни безнадежной ком. «Горе». Приблизиться к другому Святому инобытию – Небесному большому дому, В котором я удел найду Бежать горе душой и телом, Спастись от всехземных тенет, Чтобы в пути душа поспела, Как плод, вбирающая свет! Гора Фавор в пучине света Вместила чудо из чудес. Преобразился среди лета Господь! И прежний мрак исчез! «Бежать горе». Фавор туманный Нас примет ныне в свой покой, И оросит росою странной И поутру, и в полдня зной! Преображенье! Свет потоком Спустился на учеников. И те, кто сном уснул глубоко, Проснутся вне земных оков! «Бежать горе». Лучей стремнины Наполнят душу через край. И мрака нет. Среди долины Есть святости цветущий Рай! «Бегите в горы». За святыми Вступайте смело в мip иной, Делами отворив простыми Господней пристани покой! 21.08.2014 Память преподобных Зосимы и Савватия Соловецких Ангельское пение   Стихотворный некролог В храме собрано множество люда Проводить в путь последний тебя. День нахмурился, значит покуда Тоже плачет, по-братски любя. В белых ризах вел службу владыка. Сослужил сонм избранный ему, Что стремился печали великой Разогнать безнадежность и тьму. Умер добрый смиренный служитель – Он игре фортепьянной учил. Школы регентской добрый хранитель, Дней своих не щадивший и сил. Стал священником в годы былые, К прославленью себя не стремясь. – И зачем ордена золотые? Ни к чему даже малая власть. Не услышать из уст осужденья, Жил, довольствуясь тем, что вокруг. Он небесного горнего пенья Был в занятиях трепетный друг. Пели истово те, кто учились, Все пришли отпевать, как отца. И над гробом смиренно склонились, Провожая его до конца. В напряженьи застывшие лица Тех, кто помнил, дружил или знал. Вот он встал у священной границы Новой жизни незримых начал. Так прими, Боже, чистую душу

http://azbyka.ru/fiction/moskovskaja-duh...

Забравши всю безмерность дел Простых и добрых. Будет сладким Святой изгнанника удел! Горе вздымается молитва. Словам молитвы вторит хор. Идет невидимая битва За сердца будущий простор. Гора – всего лишь перепутье, Где ближе и прозрачней свет, Который наполняет сутью, Что даст душе святой ответ. Бежать горе не с тем, чтоб дальше Застынуть соляным столпом, Неся с собой обрывки фальши И жизни безнадежной ком. «Горе». Приблизиться к другому Святому инобытию – Небесному большому дому, В котором я удел найду Бежать горе душой и телом, Спастись от всехземных тенет, Чтобы в пути душа поспела, Как плод, вбирающая свет! Гора Фавор в пучине света Вместила чудо из чудес. Преобразился среди лета Господь! И прежний мрак исчез! «Бежать горе». Фавор туманный Нас примет ныне в свой покой, И оросит росою странной И поутру, и в полдня зной! Преображенье! Свет потоком Спустился на учеников. И те, кто сном уснул глубоко, Проснутся вне земных оков! «Бежать горе». Лучей стремнины Наполнят душу через край. И мрака нет. Среди долины Есть святости цветущий Рай! «Бегите в горы». За святыми Вступайте смело b мip иной, Делами отворив простыми Господней пристани покой! 21.08.2014 Память преподобных Зосимы и Савватия Соловецких Ангельское пение   Стихотворный некролог В храме собрано множество люда Проводить в путь последний тебя. День нахмурился, значит покуда Тоже плачет, по-братски любя. В белых ризах вел службу владыка. Сослужил сонм избранный ему, Что стремился печали великой Разогнать безнадежность и тьму. Умер добрый смиренный служитель – Он игре фортепьянной учил. Школы регентской добрый хранитель, Дней своих не щадивший и сил. Стал священником в годы былые, К прославленью себя не стремясь. – И зачем ордена золотые? Ни к чему даже малая власть. Не услышать из уст осужденья, Жил, довольствуясь тем, что вокруг. Он небесного горнего пенья Был в занятиях трепетный друг. Пели истово те, кто учились, Все пришли отпевать, как отца. И над гробом смиренно склонились, Провожая его до конца. В напряженьи застывшие лица

http://azbyka.ru/fiction/moskovskaja-duh...

(Синаксарь в рус пер. с современных св. Георгию ркп. – Тифл. церк. муз. 193 и 222 изд. у прот. Кекелидзе, Литург. груз. пам. 228–272), С XIII в. на Афоне появляются и полные Иерус. уставы. Устав, данный св. Саввою Сербским († 1237 г.) Хиландарскому мон. на Афоне, за богослужением отсылает к какому-то «Синаксарю», может быть тому, рукопись которого от XIV в. есть ныне в Хиландарской библ. 66/70) – чисто Иерусалимского типа (Дмитриевский, Древнейший Хиланд. Синаксарь по уст. Иерус. Труды Киев. Д. Ак. 1905. II, 473), как и сам представляет, из себя смесь Иерусалим. порядков (бдения) с местными (постный режим). (Хиландарский устав с современной Савве рукописи изд. Еп. Димитрий, Типик Хиландарский Белград. 1898). И по введении Иерусалимского устава в Афонских монастырях продолжали держаться прежние и местные порядки, почему это введение не уничтожило особого Святогорского устава, а только сообщило ему Иерусалимский колорит, что видно уже из самих надписаний сохранившихся его рукописей (из коих ни одна не издана). Так греч. ркп. Ватик. б. cod. Palat. 101 от 1474 г. озаглавлена «Типикон лавры св. Саввы и лавры св. Афанасия Афонского », той же библ. 38 от 1423 г. «Тип. св. и вел. мон. св. Афанасия на горе Афонской»; в Тип. 1336 г. Флорентийской Лаврентианской библ. 15 есть «главы известнейшего церковного устроения св. горы». Важнейшие афонские монастыри имеют ныне записа своего устава (Иерус. типа); так лавра св. Афанасия в ркп. XV-XVI в., Пантократор. мон. в ркп. XV в. Порядки Дионисиатского мон. записаны 1624 г. иеромонахом его Игнатием, и эта запись пользовалась большим авторитетом,– с нее есть списки во многих афонских монастырях; так для Пантелеимонова мон. сделан был есть ркп. XVIII в.) переработанный список с дионис. Тип. под загл.: «Точный Тип. церк. последования, собранный от св. Саввы и других разных»; здесь есть ссылки кроме Афанасиева Тип. на афонские Типиконы «правого хоря», «левого хора», «великий Тип. Андрианополита». С Дионисиатского же Тип. сделан список в 1875 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

Др. епархией, делами к-рой занимался митрополит, была Туровская. Здесь после смерти кн. Острожского его наследники забирали себе доходы еп-ства, вызывали на суд духовных лиц и налагали на них штрафы, подвергали наказаниям, присваивали себе право вести бракоразводные дела. Не лучше обстояло дело во владениях Слуцких-Олельковичей. Когда М. по поступившим к нему жалобам вызвал в суд слуцкого архим. Никандра, тот к нему не поехал, «места его не вчтил, и служебника его збил и змордовал», о чем митрополит жаловался кор. Сигизмунду (АЗР. Т. 2. 230. С. 397). На территории собственно митрополичьей области М. вел осторожную политику. Одним из важных событий времени его правления стали конфликты в Киево-Печерском мон-ре (см. Киево-Печерская лавра ), связанные, в частности, с борьбой за установление в обители общежития. В янв. 1537 г. во главе обители по ходатайству митрополита был поставлен его брат Яцек (Иакинф). О его деятельности в мон-ре ничего не известно. Ряд серьезных конфликтов произошел в обители в правление его преемника Софрония. 25 янв. 1540 г. Сигизмунд I поручил М. разобрать споры между монахами и архимандритом. Какое-то соглашение, по-видимому, было достигнуто, но затем последовали конфликты еще более острые, к которым М. отношения не имел. Правда, после низложения Софрония по ходатайству митрополита, а также князей и панов «греческого закона» во главе обители был поставлен архимандрит минского Вознесенского мон-ря Вассиан. Однако в последующих важных событиях, связанных с обителью, митрополит не участвовал. В 1546 г. о назначении нового архимандрита ходатайствовали православные миряне, а общежитие было установлено в 1549 г. королевской властью. Сложной проблемой для М. стало урегулирование отношений между митрополичьей кафедрой, виленским мещанством и правосл. приходами Вильно. Эти отношения регулировались грамотой митр. Иосифа II 1511 г., но мещане были недовольны ее условиями и старались пересмотреть их в свою пользу. При неизвестных обстоятельствах М. дал мещанам право избирать священников приходских храмов и перемещать их из одного храма в другой. В связи с этим виленское духовенство обратилось к королю, к-рый в янв. 1542 г. отменил новшества и был недоволен митрополитом, потому что не следовало, «абы ты священников, богомолцов наших, листы своими записывати, абы кому их в моц их подавати мел» (АЗР. Т. 2. 219. С. 384).

http://pravenc.ru/text/2561426.html

И когда я недоумевал относительно видения и его значения и молил Бога поведать мне причину, я услышал с неба голос, говоривший: это душа великого Евфимия, принимаемая на небо. И вот, явившийся столп света понемногу поднимался от земли с гласом пения многих и затем вошел на небо; отсюда я ясно узнал, что скончался великий Евфимий». И придя, мы узнали, что это было так, и поклонившись и погребя честные останки святого отца, вернулись, прославляя Бога». 6. Так богоносный Герасим, прияв благодать великого Антония, который видел духовными очами, как была принимаема на небо душа Аммуна Нитрийскаго, видел прозорливыми очами душу великого Евфимия, принимаемую на небо: соделавшись обиталищем Всесвятого Духа и храмом Единородного Бога-Слова, и жилищем Вседержителя Бога, он внутри имел единое и нераздельное Божество, открывавшее ему то, что совершается вдалеке и в будущем. Так добре подвизавшись, руководив и просветив многих, посеяв семена благочестия во всей Иорданской пустыне и явившись пустынным «сосудом избрания» ( Деян. 9, 15 ), предал дух в руце Господни 7 . 7. Ученики сего святого отца нашего Герасима, когда мы пришли к ним, рассказывали – как мы обрели в писании лиц слышавших, что, «ходя однажды по берегу святого Иордана, он встретил льва, у которого весьма болела нога: в нее вонзился сук от тростника, так что нога распухла и наполнилась гноем. Когда лев увидел старца, то показал ему ногу, раненную вследствие вонзившегося в ней сучка, жалуясь некоторым образом и прося получить от него исцеление. Когда же старец увидел его в такой нужде, то сел и, взяв его за ногу, вырезал место и вынул тростник с большим количеством мокрого гноя и, тщательно очистив рану и перевязав место лоскутом, отпустил льва. Он же, получив исцеление, с тех пор не оставлял старца, но следовал за ним, куда бы он его ни вел, так что старец удивлялся толикому благодушию зверя. И затем, с той поры старец кормил его, бросая ему хлеб и моченые овощи. Лавра и пещеры имели одного осла, который доставлял воду на потребу старцев, ибо они пьют воду из святого Иордана, отстоящего от лавры на одну милю.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Skifopo...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010