Сам владыка вел упорнейшую борьбу со своим недугом, не сдаваясь ни на шаг, вверив себя воле Божией, и на каждый пытливый вопрос обыкновенно отвечал: – «это как Богу будет угодно». Летний отдых в живительном климате Кисловодска приносил только временное облегчение и владыка с каждым годом в течение трех последних лет все более и более таял. 2-го ноября 1912-го года, в 5-м часу утра, после продолжительных, мучительных страданий, владыка о Господе почил. Лаврский колокол унылыми ударами разнес печальную весть по всей столице, и ему скорбным эхом ответил перезвон колоколов всех Петербургских церквей. Никогда еще не было на Руси, от дней святого Владимира Равноапостольного, – говорил в своей речи в Славянском Благотворительном Обществе высокопреосвященный архиепископ Волынский Антоний, – чтобы в погребении кого-либо принимало участие такое множество архиереев, как это было при погребении владыки-митрополита Антония. Господь судил ему скончаться в такое время, когда съехались члены зимней сессии Святейшего Синода и еще не успели уехать члены летней сессии, так что в Петербурге оказалось 2 состава Святейшего Синода. Прибыли члены Государственного Совета и Государственной Думы. Подъехали некоторые ученики почившего владыки. Всего участвовало в отпевании владыки 22 архиерея: митрополиты Московский Владимир (Богоявленский) и Киевский Флавиан (Городецкий), архиепископы Карталинский, экзарх Грузии Иннокентий (Беляев), Финляндский Сергий (Страгородский) , Волынский Антоний (Храповицкий) , Новгородски Арсений (Стадницкий) , Гродненский Михаил (Ермаков), епископы – член Святейшего Синода и Государственного Совета Никон (Рождественский) , Олонецкий Никанор (Надежин), Могилевский Константин (Булычев), Тамбовский Кирилл (Смирнов), Екатеринославский Агапит (Вишневский), Псковский Евсевий (Гроздов), Смоленский Феодосий (Феодосиев), Пермский Палладий (Добронравов), Орловский Григорий (Вахнин), викарные епископы Нарвский Никандр (Феноменов), Ямбургский Георгий (Ярошевский), Гдовский Вениамин (Казанский), пребывающе на покое епископы Антонин (Грановский) и Владимир (Благоразумов). В средине Богослужения прибыл с вокзала архиепископ Варшавский Николай (Зиоров) , ставший в мантии среди богомольцев.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Сообразно с таким местоположением лавра Евфимия называлась обителью верхней, а киновия Феоктиста нижней. Какая же судьба была оной лавры и этой киновии в последующее время? 473–485гг. Прошли 12 лет со дня блаженной кончины св.Евфимия, а завещание его о преобразовании лавры в киновию еще не было исполнено. Тогда кафедру Иерусалимской Церкви занимал Мартирий, ученик Евфимия. Он-то исполнил завещание учителя своего и среди киновии воздвигнул великолепный храм, а в пещере, в которой первоначально подвизался Евфимий, устроил хорошую церковь и сам освятил как эти, так и прочие здания 7 мая 485г. В этот же день было перенесено тело св.Евфимия в пещерную церковь и положено в мраморную гробницу, окруженную красивыми колоннами и благолепной сенью. На ней поставлена была серебряная урна. Преемником св.Евфимия был Илия, родом из Иерихона, эконом Феоктистовой киновии. Славные сподвижники его: Косма был избран на святительскую кафедру в палестинском городе Скифополе, Христин был экономом, Гавриил Затворник достиг высокой степени духовного совершенства, Емилиан вел жизнь самую строгую. Весьма скудны мои дальнейшие сведения о лавре Евфимия. Во время междоусобных войн палестинских магометан, в годы 796 и 801, эта лавра много пострадала вместе с монастырями Харитона, Кириака, Саввы Освященного и Феодосия киновиарха 136 . Но скоро она поправилась. В первое десятилетие девятого века (802–814гг.) в ней были-жили 30 монахов 137 . В девятом же веке монах Епифаний в своем повествовании о святых местах упомянул, что восточнее Вифании находится монастырь св.Евфимия: νατολικτερον δ τς Βηθανας κεται γιος Εθμιος Μγας 138 .Только! Наш игумен Даниил (1113–1115гг.) был в этом монастыре и в своем дорожнике записал о нем вот что: «от лавры св.Саввы, на восток лиц, за горою есть монастырь св.Евфимия, верст 10 и далее от лавры. И ту лежит св.Евфимий и иние мнозии св.отцы, яко живи телеса их лежат. Есть же монастырь на ровне месте; около же его и по далее горы каменны суть; оделан городом; церковь же была с верхом. И ту был монастырь св.Феоктиста, под горою на полдни лиц от монастыря Евфимиева. А ныне же разорено все есть от поганых!» 139 . Точно определено Даниилом местоположение монастыря, о котором идет речь. Он стоит на ровном темени горы; вокруг его везде горы; выглядывает он городом. Верно показано расстояние и Феоктистовой обители, ниже и южнее монастыря Евфимиева. Но эта обитель уже разорена была тогда погаными.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Но государь его не послушался — ужасно ему показалось сто человек убить; а потом, когда балаган сгорел, тогда изволил, будто, с сожалением сказать: — А Берлинский мне, однако, правду говорил: все дело было в моменте, и надо было его послушаться и артиллерию пустить. Но только все-таки лучше велеть ему сейчас же выехать, а его бритвенный прибор послать ему в Киев по почте на казенный счет. Сделано это последнее распоряжение было в таком расчете, что если бы при Берлинском случился в Петербурге другой подобный острый момент, то все равно нельзя было бы артиллерию вывесть потому, что все солдаты и с пушками за ним бы бросились, чтобы он вел их пленять Вылезария. Так этим и заключилась блестящая пора служебной карьеры Кесаря Степановича в столице, и он не видел государя до той поры, когда после выставил перед его величеством «свою шеренгу», а потом вернулся в Киев с пособием и усиленною пенсиею, настоящую цифру которой, как выше сказано, он постоянно скрывал от непосвященных и говорил коротко, что «берет много», а может взять еще больше. — Стоит только государю страховое письмо написать. Мне кажется, что он искренно верил, что имеет дозволение вести с государем переписку, и, бог его знает, может быть и в самом деле ему что-нибудь в этом роде было сказано, если не лично государем, то кем-нибудь из лиц, через которых Кесарь Степанович устроил детей и получил свою прибавку. Во всяком случае это куражило старика и давало ему силу переносить весьма тяжелые лишения с непоколебимым мужеством и внушающим достоинством. Глава девятая Так Берлинский и старелся, отменно преданный государю и верный самому себе во всем и особенно в импровизаторстве. А когда он стал очень стар и во всех отношениях так поотстал от современности, что ему нечего было сочинять о себе, то он перенес задачи своей импровизации на своего племянника (моего школьного товарища) доктора, имя которого было Николай, но так как он был очень знаменит, то этого имени ему было мало, и он назывался «Николавра». Здесь значение усиливалось звуком лавра. Николай это было простое имя, как бывает простой монастырь, а Николавра — это то же самое, что лавра среди простых монастырей.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

7 мая 1815 года было приступлено к постройке. Копая место для основания храма, открыли не замеченный дотоле свод, и вдруг вышло из оного неизреченное благоухание. Надобно сказать, что до того времени, хотя все были уверены, что гроб преподобного и мощи его находятся при его пещере, но никто не знал определенно, в каком именно месте. Для непытливой веры достаточно было только знать, что там находится чтимая ею святыня. Итак, разобрав этот свод, нашли под ним бесценное сокровище — священные мощи святого, благоухавшие неизъяснимым райским ароматом. Тотчас же сообщили об этом Лавре. Лавра немедленно послала туда иереев. Иереи, взяв с величайшим благоговением из-под свода святые мощи, перенесли их в Лавру, где в то время находился Константинопольский патриарх, блаженный Гpuropuй V, и участвовал при встрече святых мощей. Лавра, достодолжно украсив череп и челюсть святой главы, первый оставила у себя, положив его во святом алтаре вместе с другими святыми мощами, вторую же отослала в келью святого Нила, во освящение пребывающих там и приходящих туда ради благоговения к святому и почитания его памяти. Между тем, окончен был устройством и священный храм при пещере святого Нила. Он сообразно с пространством места может вместить не более десяти-пятнадцати человек. Позади алтаря сего храма означено место, где был гроб святого. Блаженный Дамаскин пострадал в царство султана Mexмema IV, при Константинопольском патриархе Иакове, уроженце хиосском. Родился он в Галате константинопольской, в приходе Богородицы Елеусы (милующей), от благочестивых родителей Кириака и Кириакии: имя его в мире было Димандис; в отрочестве остался он сиротою. Без руководства и надзора родительского Диамандис, по ремеслу швец, вел себя безнравственно и, будучи схвачен турецким правительством в преступлении, для избежания наказания отрекся от христианской веры. Достигнув же совершенного возраста, часто воспоминал он об обетованиях Евангелия, о святости и чистоте христианской веры и, чувствуя, в какую пал бездну погибели отрекшись Христа, решился удалиться на святую Афонскую Гору и там оплакивал тяжкий свой грех.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2406...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОАСАФ Свт. Иоасаф Белгородский. Икона. Нач. 10-х гг. XX в. (Почаевская Успенская лавра) Свт. Иоасаф Белгородский. Икона. Нач. 10-х гг. XX в. (Почаевская Успенская лавра) (Горленко Иоаким Андреевич; 8.09.1705, близ г. Прилуки - 10.12.1754, слобода Грайворон Хотмыжского у. Белгородской губ.), свт. (пам. 4 сент., 10 дек., 6 июля - в Соборе Радонежских святых, 19 июля - в Соборе Курских святых), еп. Белгородский и Обоянский. Из укр. казачьей семьи. Прадед И. Лазарь Горленко дослужился до должности полковника Прилуцкого полка, в 1665 г. был пожалован дворянством, в 1687 г., во время Крымского похода кн. В. В. Голицына, убит взбунтовавшимися казаками. Останки Л. Горленко перенесли в Густынский во имя Святой Троицы монастырь , где устроена родовая усыпальница. Д. Л. Горленко, дед И., также занимал должность полковника Прилуцкого полка, был близок к гетману И. С. Мазепе , после разгрома шведов под Полтавой в 1709 г. бежал из России вместе с сыном А. Д. Горленко. Впосл. они вернулись и были прощены царем Петром I, хотя долго находились под подозрением. Сыновья Д. Л. Горленко получили образование в школе киевского Братского в честь Богоявления монастыря . Святитель род. в день Рождества Пресв. Богородицы. По преданию, явившийся отцу ангел покрыл мальчика архиерейской мантией, возвестив о святительском служении сына. В 1713 г. Иоаким был направлен в Киево-Могилянскую академию. Уже в 1716 г. юноша, по его словам, «возлюбил монашество», собирался принять постриг, однако долго не решался открыть свое желание родителям. В эти годы покровителем и духовником Иоакима был его дядя, насельник Киево-Печерской лавры инок Пахомий. В 1723 г. Иоаким приехал домой попросить у родителей благословение на постриг, но получил отказ. Тогда он поехал в Киев под предлогом завершения обучения и поступил в находившийся в окрестностях города Межигорский в честь Преображения Господня монастырь , а в Киеве оставил слугу для доставки ему писем из дома и отправки ответов родителям. Вел строгий монашеский образ жизни, более года питался только невареной растительной пищей. 27 окт. 1725 г. в пещерном храме преподобных Онуфрия и Петра Афонских Межигорского монастыря иеросхим. Феодором был пострижен в рясофор с именем Иларион. Родители примирились со случившимся и благословили сына на дальнейшее служение. В 1727 г. рясофорный монах был переведен в киевский Братский монастырь, где 21 нояб. настоятелем игум. Иларионом (Левицким) пострижен в мантию с именем Иоасаф в честь прп. Иоасафа, царевича Индийского. 6 янв. 1728 г. Киевским архиеп. Варлаамом (Вонатовичем) И. был рукоположен во диакона.

http://pravenc.ru/text/578038.html

Выборы нового первоиерарха РПЦЗ проводились в связи с кончиной бывшего главой зарубежной церкви митрополита Лавра, который умер 16 марта 2008 года на 81−м году жизни в Свято-Троицком монастыре в Джорданвилле. После смерти Лавра архиепископ Иларион являлся исполняющим обязанности председателя Архиерейского Синода. Поэтому его избрание на главный пост не является неожиданным. 18 мая, в день закрытия Архиерейского Собора, состоится настолование новоизбранного Первоиерарха. В этот же день в его честь будет дан прием. Избрание Первоиерарха Русской Православной Церкви за границей пожизненно с возведением его в сан митрополита входит в круг ведения Собора Епископов — высшего органа церковного законодательства, управления, суда и контроля для РПЦЗ. Членами Собора являются все архиереи, входящие в состав зарубежной церкви. Для избрания нового первоиерарха, после ухода на покой или кончины прежнего главы РПЦЗ, созываются чрезвычайные Соборы Епископов. Дела в Соборе Епископов решаются общим согласием всех участвующих в заседании членов или мнением большинства. Первоиерарх РПЦЗ является председателем Собора и Архиерейского Синода (исполнительный орган Собора). Одновременно он является епархиальным архиереем той епархии РПЦЗ, в которой имеет постоянное местопребывание и настоятелем Митрополичьего соборного храма. Первоиерарх управляет на правах епархиального архиерея церквами, не входящими в состав епархий, а непосредственно ему подчиненных. Митрополиту помогает в управлении подчиненными ему церквами его викарий. При резиденции первоиерарха имеется Крестовая Церковь, личная канцелярия и секретарь. Комментарий эксперта Протоиерей Николай Балашов, секретарь по межправославным отношениям Отдела внешних церковных связей Московского патриархата: Мы уверены, что владыка Иларион будет продолжать направлять жизнь Русской зарубежной церкви тем же путем, каким вел ее владыка Лавр. Владыка Иларион многократно посещал Россию и организовывал паломничества к русским святыням своей паствы. Он – первый из первоиерархов Русской зарубежной церкви, чье избрание будет утверждено Патриархом и Священным синодом в Москве.

http://pravoslavie.ru/36736.html

Большое влияние на меня в этом плане оказал отец Всеволод Дробот, служивший настоятелем церкви в городе Олбани, штат Нью-Йорк. Он вел себя осторожно и не был склонен к объединению, но, когда было принято окончательное решение, остался верным Зарубежной Церкви и владыке Лавру. Он понимал, что воссоединение рано или поздно произойдет, однако, насколько я знаю, после этого у себя на приходе не упоминал на богослужениях Патриарха Московского и всея Руси – ни Алексия II, ни Кирилла. Его позиция серьезно повлияла на мое отношение к происходящему, и я понял: уж если отец Всеволод, который и сам жил под Советской властью, не стал никуда уходить, то это правильно. Увы, некоторые из моих знакомых так не считали и ушли в раскол. Даже два моих бывших однокурсника из семинарии в Джорданвилле – Григорий Петренко и ныне уже покойный Стефан Сабельник – стали так называемыми «архиереями» в группировках, которые отпали от Зарубежной Церкви и при этом враждовали друг с другом. Они ушли, даже несмотря на то, что выросли под окормлением владыки Лавра, который всегда был открыт для всех, как на ладони: можно было с любой стороны посмотреть и узнать, где он был и что делал, от дня его рождения и до самой кончины. Все знали, что крестил его владыка Виталий (Максименко), а воспитывал отец Киприан (Пыжов). Эти же двое, хоть и были тогда близки к владыке Лавру, примкнули к людям, о которых вообще ничего не было известно: кто их крестил, кто воспитал, кто рукополагал. Я лично им говорил об этом, но они только обвиняли друг друга в том, что находятся в группах под влиянием коммунистов. К сожалению, таких людей оказалось немало. Наверное, в каждом приходе есть те, кто сам отрезал себя от Церкви, и, к сожалению, мои прихожане в данном случае не стали исключением. Один из них – мой сосед, мы живем в двух кварталах от нашего храма, из окон видны купола. Но за 15 лет после воссоединения этот человек лишь однажды появился у нас. Я так обрадовался, увидев его, но он лишь купил календарь и ушел. Я сравнил владыку Лавра с Авраамом и Моисеем

http://pravoslavie.ru/146153.html

В храме, особенно в летнем, была прекрасная акустика. Хор певчих на клиросах в церкви состоял из местных крестьянок. Возглавлял хор Александр Апполонович Филичев, учитель церковно-приходского училища, который обладал очень красивым голосом. После репрессий Александр Апполонович остался в живых и обосновался в Москве. Многие иконы, сияющие позолотой и серебром риз, были переданы кумзерской церкви в дар. Например, икона казанской Божьей Матери в золотой ризе, выполненная на кипарисном дереве. Икона Пантелеймона-целителя заслуживает отдельного рассказа. Она была привезена на харовскую землю из Афона, греческого монастырского комплекса, расположенного в скалах полуострова Халкидики. Среди 20 монастырей Афонских гор и русский монастырь святого Пантелеймона, основанный в 12-м веке. Эту икону переправляли, неся на руках от церкви к церкви. Встречали ее в 1896 году и ученики местной церковно-приходской школы. Вместе со своей учительницей дети несли икону в лютый мороз, но никто из них не заболел. Богослужение в грандиозном соборе Флора и Лавра велось только 37 лет. В 1930 году были арестованы и увезены на север священники отец Иоанн и отец Виктор с семьями. До 1934 года, когда обе церкви были закрыты, богослужение вел священник по фамилии Купоров. В 1935 году началось разрушение зимней церкви, но справиться с ней было нелегко. Перекрытия толщиной 60 сантиметров были как новые. Полы из толстых тесаных плах были сколочены так, что рубить приходилось наугад – различить слои не получилось. Железо на крыше за два с лишним столетия даже не проржавело. Оно пошло на самодельные тазы, ведра, формы – в общем, на то, что было в дефиците. Иконы и церковную утварь ломали и жгли возле церкви. Верующие боялись унести что-нибудь домой и спрятать, поэтому почти все было уничтожено. Зато детвора смело каталась на некоторых иконах по озеру. Вместо плотов… Колокольню ломали много лет. Шпиль пытались сбросить разными способами, но ничего не получилось. Он рухнул только во время сильной грозы. Обрушить саму колокольню удалось в начале 50-х. Когда она падала, в селе померк свет – от пыли разрушенных кирпичей стало темно. «Ломали ее свои, и было им за то Божье наказание. Умирали они тяжело, по два дня изводило им руки и ноги», - вспоминали старожилы. Любопытен и тот факт, что Флоро-Лаврская церковь трижды загоралась от молнии. По рассказам местных жителей, это случалось незадолго до революции, перед Великой Отечественной войной и накануне перестройки.

http://sobory.ru/article/?object=09487

Место, выбранное для Александро-Невского монастыря, имело историческое значение. Предания связывали с ним историческое сражение 15 июля 1240 года, когда новгородцы разгромили вторгшееся в пределы Руси войско ярла Биргера. Однако знаменитая битва произошла не в устье Черной речки, а в устье реки Ижоры, сорока верстами выше по Неве, где еще в XVI веке была срублена деревянная церковь в память победы над шведами. Тем не менее легенда существовала, и, может быть, основанием для нее послужила другая битва - 18 мая 1301 года, когда новгородцы, которых вел сын Александра - князь Андрей, вновь разгромили шведов и разрушили построенную ими в 1300 году крепость Ландскрону, стоявшую близ тех мест, где сейчас находится Александро-Невская Лавра. 20 февраля 1712 года Петр I приказал объявить архимандриту Феодосию, " дабы начинал на осмотренном месте строить Монастырь " . Тогда же даны были и средства для постройки - именно к новосозидаемому Петербургскому монастырю был приписан богатый Иверский монастырь со всеми вотчинами и доходами, и от Новодевичьего монастыря - село Ояцкое с принадлежащими к нему деревнями и со всеми угодьями; кроме того, на построение и содержание в монастыре госпиталя была приписана половина монастырских вотчин Олонецкого уезда. При этом крестьяне освобождены были на 3 года от податей и подводной повинности. Точная дата начала работ скоро была утрачена из памяти. Справка из Канцелярии Невского монастыря, данная в 1723 году и сохранившаяся в бумагах Кабинета Петра Великого в Государственном Архиве, устанавливает дату начала работ уже на основании изысканий в документах и относит ее к середине июня: " деревянное строение началось в 1712 году, а по уговору с плотниками значит июня 14-го дне " . " В том же году заложена церковь деревянная на том месте, где водружен был крест и часовня стояла. В 1713 году оная церковь совершилась, и марта 25-го дня, при присутствии Царскаго Пресветлаго Величества с его высоким синклитом, во имя Благовещения Пресвятыя Девы Богородицы оная церковь освящена, и того дня Царское Пресветлое Величество, со всеми при нем обретающимися, в новом Монастыре изволил пировать " . Святый антиминс и благословенная на освящение церкви грамота были присланы митрополитом Иовом через пресвитера Георгия Петрова еще в январе 1713 года. День 25 марта 1713 года, когда впервые в стенах обители совершена Святая Литургия, и является днем, с которого обитель должна считать начало своего бытия.

http://drevo-info.ru/articles/320.html

В день 5-го июля празднуется Обретение честных мощей  преподобного и богоносного отца нашего Сергия, игумена, Радонежского чудотворца   (1422 г.) – «игумена Земли Русской», одного из главных основоположников Святой Руси, «печальника и стоятеля за Землю Русскую», преставление которого св. Церковь славит 25 сентября († 1392 г). По смерти своих родителей, он еще юношей, презрев «тленную славу», «мipa красоту и сладость временную» и больше всего на свете возлюбив «монашеское житие», родительское наследство отдал своему младшему брату Петру, а сам ушел в непроходимую чащу леса в 10 верстах от местечка Радонеж, вместе с овдовевшим братом своим Стефаном, который скоро ушел от него в благоустроенный монастырь. Юный подвижник остался совершенно один в дремучем лесу, терпя все невзгоды и трудности, лишения и искушения пустынного жития. Только медведь посещал его, с которым он делился последним куском хлеба, оставаясь сам подолгу без пищи. Прослышав о его подвижнической жизни, к нему стали собираться иноки, желавшие служить Господу Богу под его руководством. И вот на месте смиренных подвигов этого дивного подвижника выросла величественная Троице-Сергиева Лавра, которая сделалась духовным оплотом Московской Руси. Преп. Сергий уходил от мира, но мир шел за ним, чувствуя в нем великую духовную силу. Получая множество пожертвований от богатых и знатных людей, лавра все ширилась и укреплялась, а в годины народных бедствий кормила голодающих, давала приют сирым и убогим, спасала отечество от нападавших врагов, особенно в так называемое «Смутное время». Сам преподобный Сергий для себя не искал ничего, вел бедную, трудовую жизнь и решительно отказался от сана Митрополита всея Руси, когда Митрополит Московский Алексий хотел сделать его своим преемником. За свою святую жизнь преп. Серий сподобился дара прозорливости и чудотворений, под конец своей жизни удостоился явления Божией Матери, в сопровождении свв. апостолов Петра и Иоанна, Которая утешила его обещанием покровительства основанной им обители и предрекла ее процветание. Через 30 лет после его преставления св. мощи его были обретены нетленными (1422 г.) и доныне почивают в Троицком соборе, служа неизсякаемым источником утешений и исцелений для всех, стекающихся со всех концов Русской земли благочестивых богомольцев – даже доныне.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010