В 1930-х гг. Успенский храм разобрали во время прокладки через территорию усадьбы трассы канала им. Москвы. В 1998 г. началось восстановление храма на пожертвования жителей. Храм был построен в 1999-2001 гг. В 2001 г. в Успенской церкви возобновились богослужения. Приписные храмы: часовня прмц. вел. кн. Елисаветы, храм Иоанна Предтечи. 8 мая 2005 г. в ограде храма был освящен трехметровый крест в память погибших при строительстве канала. Информация с сайта http://www.mepar.ru/eparhy/temples/?temple=426 В Государственной Третьяковской Галерее на выставке " Сохраненные святыни Москвы ушедшей " (8 сентября 2017 г. - 21 января 2018 г.) представлены несколько богослужебных предметов из разрушенного храма Успения в Витенёве и дан следующий текст: " Об Успенской церкви в Витенёве на северо-востоке от Мытищ известно крайне мало. Первые упоминания о ней относятся к концу XVI в. Тогда это был деревянный приходской храм с приделом Флора и Лавра в вотчине Третьяковых. К 1623-1624 годам относятся сведения о колокольне. В 1644 году храм перестраивался. В 1662-1699 годах село принадлежало княгине А.В. Пожарской, урожденной Третьяковой. В 1700 году она продала Витенёво М.А. Головину. В 1713 году " построена тщанием стольника Матвея Алексеевича Головина иждивением же окольничего князя Симеона Романовича Пожарского " каменная церковь на возвышенном месте на речке Уче. Согласно метрике, церковь была " столпообразная как башня в шести гранях сторон, одноэтажная " . Имела три придела: в честь Успения Пресвятой Богородицы - главная холодная церковь, святых Флора и Лавра, а также в честь святителя Николая - придел в теплой трапезе. Постройка была кирпичная, облицованная камнем. Шатровая кровля увенчана одной главкой с восьмиконечным крестом. Иконостас - деревянный, резной, позолоченный, четырехъярусный. Престол - деревянный. Царские двери в готическом стиле - с верхушками остроконечной формы. Клиросы обнесены стеной, обитой красным сукном. Колокольня с пятью колоколами - в виде башни. В церкви имелись древние образа в серебряных окладах, серебряная утварь, хранились старинные брачные венцы.

http://sobory.ru/article/?object=06983

Владыка Виталий, своим завещанием оставил Владыке Лавру драгоценный и памятный наперсный крест, полученный им от Союза русского народа. О его ценности и значении Владыка Виталий высказался однажды так: «Из всех церковных предметов, которыми я владел в течение моей церковной службы, сохранился у меня, как самое дорогое, наперсный крест, поднесенный мне, архимандриту, от Волынского союза русского народа. Я им особенно дорожу…» И, разумеется, неоценимо влияние на Владыку Лавра самого Свято-Троицкого монастыря. «Я, можно сказать, вырос в этой обители», — собственные слова Владыки Лавра. Обе обители — преподобного Иова в Ладомирове и Троицкий монастырь в Джорданвилле — как будто слились в его представлении, и последний стал прямым наследником первого. В 1954 г. успешно окончил Свято-Троицкую духовную семинарию. Выделяясь среди других студентов семинарии своими способностями, он еще до окончания полного семинарского курса (в то время был шестилетний курс) вел преподавание некоторых общеобразовательных предметов на младших курсах, а по окончании стал преподавателем Ветхого Завета и Патрологии, которую преподавал до недавнего времени. 2-го июня 1958 г. отец Лавр был награжден золотым наперсным крестом, а 6-го сентября следующего года — возведен в сан игумена с возложением палицы. Распоряжением Блаженнейшего Митрополита Анастасия, в 1960 г. он был назначен на должность инспектора семинарии. Одновременно, в течение ряда лет он исполнял в монастыре послушания секретаря духовного собора и заведующего книжным складом и экспедицией монастыря. 21-го ноября 1963 г. награжден крестом с украшениями, а 17-го апреля 1966 г. возведен в сан архимандрита. В том же году отец Лавр совершил поездку в Сан-Франциско, где участвовал в отпевании и погребении Святителя Иоанна (Максимовича; + 1966 г.). За почти 30 лет, с 12-летнего возраста, отрок Василий прошел все стадии иноческого возрастания — от рядового послушника обители преподобного Иова Почаевского на Карпатах до сана архимандрита Свято-Троицкого монастыря в Джорданвилле.

http://pravmir.ru/mitropolit-lavr/

В 1938 году архимандрит Гурий из-за опасений нового ареста с некоторыми из духовных чад переселился в предместье Ферганы — кишлак Беш-Бала, где был приобретен частный дом для проживания общины. Архимандрит Гурий перестроил узбекскую постройку на европейский лад и расширил ее. Там же он устроил оранжерею с удивительными цветами, а в саду разбил цветочные клумбы, вел наблюдения за растениями и делал аккуратные записи в особой тетради. В Беш-Бале в земляном полу дома была вырыта ниша, в которой находился алтарь домашнего храма в честь Всех святых, в земле Российской просиявших. Таким образом, архимандрит Гурий снова мог тайно совершать Божественную литургию в домашних условиях. По воспоминаниям архиепископа Михея (Хархарова), вблизи этого дома при совершении в нем богослужений местные жители неоднократно слышали очень тихое, но необычайно красивое пение. Они считали это пение ангельским, а место святым. Таким был порядок в общине, пока не началась Великая Отечественная война. Кто-то ушел на фронт, кто-то скончался — число духовных чад архимандрита Гурия заметно сократилось. Но в Беш-Бале во время войны нашли прибежище его родственники, эвакуированные из Ленинграда по Дороге жизни. Троице-Сергиева лавра, 1945-1946-й Архимандрит Гурий не принял обновленческих идей, всегда держался Патриаршей Церкви, был верен и Патриарху Тихону, и митрополиту Сергию (Страгородскому) , ставшему Патриархом на короткое время. Патриарх Алексий (Симанский) , вступив в феврале 1945 года на Патриарший престол, осенью того же года вызвал архимандрита Гурия из «глуши пустынной» и назначил наместником Троице-Сергиевой лавры. Для подготовки к открытию лавры, этого чрезвычайно важного в историческом и духовном плане события, выбор Патриарха пал на архимандрита Гурия, хорошо известного ему по деятельности в Александро-Невской лавре. Состояние лавры в то время описал в своих воспоминаниях архимандрит Тихон (Агриков): «Храмы, башни, стены, монастыря, здания, корпуса, часовни — все в полуразвалившемся состоянии. Всюду валялись камни от стен, кирпичи, песок, взрытая кем-то земля. Нельзя было пройти свободно, чтобы не споткнуться, не упасть и не разбить себе голову. Такова была Лавра в 1945 году» 7 .

http://patriarchia.ru/db/text/6022890.ht...

— Собор преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах (прп. Антония) почивающих. Киево-Печерская Лавра и ее святые КИЕВО-ПЕЧЕРСКАЯ ЛАВРА. Краткий путеводитель Праздник был установлен в 1886 г. киевским митрополитом Платоном в память святых Собора Ближних пещер Киевско-Печерских. — Прп. Харитона Сянжемского (1509). ПРОСТО ПРЕПОДОБНЫЕ Ученик преподобного Евфимия Сянжемского, которого Харитон сменил на настоятельском посту, 40 лет продолжал дело наставника, блаженно скончался в 1509 г.   Православные праздники 13 октября — Сщмч. Григория епископа, просветителя Великой Армении (ок. 335). Священномученик Григорий Просветитель служил армянскому царю Тиридату III , узнав о христианстве Григоря, царь-язычник бросил его в каземат на 13 лет, но затем на Тиридата напало безумие, которое смог исцелить только святой Григорий. После этого Тиридат крестился и в 301 г. сделал христианство государственной религией Армении, Григорий же стал первым армянским епископом. Почитается святым всеми апостольскими церквами мира. — Прп. Григория Пельшемского, Вологодского чудотворца (1442). Преподобный Григорий основал Пельшемский монастырь, вел праведную жизнь и был прославленным духовным наставником. — Свт. Михаила, первого митр. Киевского (992). Святитель Михаил был первым митрополитом Киевским и всея Руси, начал Крещение Руси, крестил князя Владимира Святого, крестил киевлян, назначил первых епископов, построил множество церквей, был ревностным проповедником.     Православные праздники 14 октября — Покров Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии Покров Пресвятой Богородицы Покров Пресвятой Богородицы Кто такая Пресвятая Богородица О почитании Богородицы Богородица Богородичные праздники Иконы Богородицы Восточнославянский праздник, с которым связано множество народных обрядов и примет. По преданию, когда на Константинополь напало войско язычников, во Влахернском монастыре, где хранилась риза Божьей Матери, состоялось моление об избавлении от захватчиков, юродивому Андрею было видение, в котором Богородица распростерла свое покрывало над молящимися и помолилась за них, после чего язычники отступили. На Руси празднование установлено Андреем Боголюбским, почитавшим Богородицу как покровительницу Владимиро-Суздальского княжества.

http://foma.ru/pravoslavnyie-prazdniki-v...

В Нямецком монастыре начинается последний, самый трудный, но и самый плодотворный период в жизни и деятельности старца Паисия. Число братий, объединившихся вокруг него одним духом нестяжательности, послушания и любви к Богу, своему старцу и друг к другу, возросло здесь до 700 и более. Слух об их высокой жизни и об их мудром старце распространился далеко по всему православному Востоку. Старец вел обширную переписку и сношения с многочисленными подвижниками не только в Молдавии, но и на Афоне, в Царьграде, в России и в других местах. Каждый странствущий инок, каждый паломник считал своим долгом посетить славную Нямецкую Лавру, увидеть ее знаменитого старца, посмотреть строгий чин ее общежития и благолепие монастырского богослужения, чтобы потом рассказать об этом на своей родине, в своей обители Книжные занятия старца достигли в это время своего наибольшего расцвета Он уже не один только и не в кругу только немногих друзей работал над исправлением и переводом отеческих книг Он основал целую школу для обучения справщиков и переводчиков и широко поставил переписку исправляемых и переводимых книг, так что своими многочисленными рукописями не только наполнил монастырскую библиотеку, но и распространил их в огромном числе списков далеко за пределами своей обители и в особенности по монастырям и по келиям обширной Русской земли Он сумел поднять в православном русском монашестве интерес к книжным занятиям, к чтению и списыванию отеческих книг, к духовным беседам, а свою Нямецкую Лавру сделал центром и светочем православного монашества и школой подвижнической жизни и духовного просвещения для православного Востока. В Нямецком монастыре получили свое воспитание многие молдовлахийские и русские иноки, которые потом во многих обителях сделались насадителями православного старчества и монашеских общежитий по уставу Паисиева братства. Начиная описание этого периода в жизни старца Паисия, скажем сначала несколько слов о Нямецком монастыре. По словам преосвященного епископа Арсения Нямецкий монастырь имеет для Молдавии такое же значение, как Троице-Сергиева Лавра или Киево-Печерская Лавра для России. В течение ряда веков он был рассадником христианского просвещения в Молдавии, воспитав в своих стенах многих молдавских святителей – епископов и митрополитов, самоотверженно защищавших родную православную веру. Для православного народа он был высокой школой нравственной жизни, давая в лице своих иноков примеры подвижничества и преданности вере. В годины тяжких народных испытаний, междуусобной войны между княжествами Молдавии и Валахии во время нередких войн с турками, поляками и венграми, во время голода, пожаров и других народных бедствий к нему тянулась православная Молдавия и находила здесь материальную и духовную поддержку.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Chetver...

Сложившиеся в визант. период типы изображений К. и И. и особенности их размещения в храмовых росписях в целом воспроизводятся и в поствизант. живописи. Их изображения встречаются в ц. Преображения в мон-ре Русану (1546) и в кафоликоне мон-ря Дионисиат на Афоне (1546-1547, мастер Зорзис (Дзордзис) Фукас). Мученики Кир и Иоанн. Роспись алтарной части собора Рождества Пресв. Богородицы Антониева мон-ря. 1125 г. Мученики Кир и Иоанн. Роспись алтарной части собора Рождества Пресв. Богородицы Антониева мон-ря. 1125 г. На Руси почитание святых бессребреников установилось достаточно рано. Как показывает число сохранившихся памятников, известность К. и И. в домонгольский период почти не уступала другим прославленным целителям. К. и И. представлены в юж. внутренней галерее Софийского собора в Киеве (40-е гг. XI в.): К. в традиц. иконографии, как преподобный, с крестом в правой руке, в левой - предмет, похожий на бутылочку (у И. раскрыт только лик). Изображения святых помещены на серебряном окладе (датируемом временем создания иконы - ок. сер. XI в.) иконы апостолов Петра и Павла в ряд со святыми Космой, Дамианом, Пантелеимоном, а также на окладе Корсунской иконы Божией Матери (обе - НГОМЗ). В соборе Рождества Пресв. Богородицы новгородского Антониева мон-ря (1125) К. и И. представлены в алтарной части над темплоном на сев. столбе (симметрично образам святых Флора и Лавра на юж. столбе). О широкой известности святых в Вел. Новгороде свидетельствуют 2 придела, освященные во имя К. и И.- в ц. святых Флора и Лавра на Людогощей (Легощей) ул. и в ц. прор. Илии на Славне. В Спасо-Преображенском соборе Евфросиниева мон-ря в Полоцке эти святые представлены рядом с другими целителями (60-е гг. XII в.); в Спасо-Преображенском соборе Мирожского мон-ря в Пскове (рубеж 30-х и 40-х гг. XII в.) - в сев. рукаве подкупольного креста св. целители представлены с сосудами, используемыми в медицинских целях; есть их образы и на валике юж. врат собора Рождества Богородицы в Суздале (20-е гг. XIII в.).

http://pravenc.ru/text/1840131.html

Свято-Троицкая Сергиева Лавра перечислила в распоряжение вел. кн. Елизаветы Федоровны (†1918, в 1992 г. причислена РПЦ к Собору новомучеников и исповедников Российских в лике преподобномученицы) на дело помощи раненым 100 тыс. руб. Соловецкий Спасо-Преображенский монастырь предоставил помощь в сумме 25 тыс. руб. Валаамский Спасо-Преображенский монастырь – 10 тыс. руб. (и ежемесячно еще по 500 руб.). Киево-Печерская Лавра перечислила в пользу семейств воинов 5 тыс. руб. единовременно и ежемесячно отчисляла проценты от суммы, выделяемой на содержание монашеской братии. Проценты ежемесячных отчислений из этого источника в различных обителях составляли 2–5% и даже более. Всего денежного вспоможения монастыри направили на разные нужды в сумме около 220 тыс. руб. От обителей в лазареты передавались пищевые продукты. Рижский Свято-Троицкий женский монастырь не только содержал свой лазарет, но и обеспечивал действие пункта питания, где ежедневно получали обеды (суп и хлеб) от 650 до 850 нуждающихся, из числа членов семей лиц, ушедших на фронты. Григориев-Бизюков монастырь Херсонской епархии не только вагонами отправлял в действующую армию предметы снабжения для воинов, но ежемесячно бесплатно снабжал более 750 семей воинов, ушедших на фронта, необходимым количеством ржаной муки. Красностокский женский монастырь Гродненской епархии, в самый пик боевых действий, сам находясь в весьма сложных прифронтовых обстоятельствах, приютил несколько полевых лазаретов, предоставив им кровати, продовольствие, медикаменты, и в течении долгого времени обеспечивал бесплатными обедами до 80 чел. временно дислоцировавшихся вблизи монастыря воинов. Особое внимание уделялось призрению и питанию детей из семей воинов. Для детей, осиротевших и бежавших из мест военных конфликтов, при монастырях открывались детские приюты. Особенно ярко эти деяния проявились в 1915 г. Аналогичным образом поступали почти все монастыри в епархиях РПЦ с. 11–21; 60, с. 263–296; 35]. Как известно, после 1917 г. новая власть прилагала все усилия к закрытию монастырей. Обители буквально разорялись-разграблялись властями и им «сочувствующими»: земля, здания и имущество конфисковывались, национализировались и разворовывались, монашествующие выселялись в никуда, в буквальном смысле «на улицу».

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/russka...

Он жадно пользовался всяким случаем побеседовать с С. П., черпая из его объяснений многое полезное для себя. У С. П. были большие знания по истории Церкви. Потом он, вспоминая об уже умершем С. П., говорил, что он обязан ему своим воспитанием церковным и понятиями о Церкви. С. П. любил Церковь , знал Ее и относился к Ней просто и непосредственно. А как вел себя С. П. в храме! Мне говорили о нем знающие его и удивлялись. Он приходил рано, раньше многих. Шел прикладываться к иконам, как это делают монахи – от начала и до конца. Поклон и прикладывался. И уходил позднее других, выслушав все Богослужение. Слушая молитвы перед Причастием, он стоял на коленях, иногда приникнув лицом к полу. С. П. любил монастырское Богослужение с древним уставом и песнопениями. Он бывал в Саровском монастыре и живал в Оптиной пустыни у старцев о. Анатолия, о. Нектария 110 и других. Кажется, в мое первое посещение С. П. в Загорске я застала жену его в кухне за печением мятных пряников в большом количестве. Она угостила меня ими и сказала, что продает их в магазине, по заказу. Она уложила их аккуратно в салазки и торжествующе повезла в магазин. Одежда ее была сильно припудрена мукой. В кухне, на кровати прислуги, на подушке и одеяле, и на скамейке было много следов от теста и муки. Но все-таки это был заработок, заметный при их нужде. Я часто стала ездить в Троице-Сергиеву Лавру, впервые посетила храм Святой Троицы, где покоются мощи преподобного Сергия. Мне очень понравилось Богослужение 111 . Познакомилась с музеем Троице-Сергиевой Лавры. Читала сборник «Троице-Сергиева Лавра» 112 , в котором участвовало несколько человек. Первая статья принадлежала священнику о. Павлу Флоренскому «Троице-Сергиева Лавра и Россия», вторая статья – Юрию Александровичу Олсуфьеву «Иконопись», затем статьи о. Михаила Шика «Колокола» и С. П.Мансурова «Библиотека». С. П. жил в доме Ю. А. Олсуфьева. И мне иногда приходилось слушать их разговоры, споры. Юрий Александрович Олсуфьев был родственником жены С. П. Помню также жившего в том же доме Владимира Алексеевича Комаровского, тоже близкого их родственника (двоюродного брата С.

http://azbyka.ru/otechnik/6/samariny-man...

Уклоняясь от прямых решений, король вел опасную игру. В этом его скоро убедили события. После отъезда Жолкевского, на Святой, в апреле 1611 года в Москве разыгрались кровавые сцены. Москвичам надоели поляки: они хотели сами быть хозяевами у себя дома и желали отделаться от постылых гостей. Поляки подметили это настроение. Очевидно, они были не так беспечны, как Названый Дмитрий. При первых признаках мятежа они вышли из Кремля, зажгли город и начали избивать и грабить население. Затем они вернулись в крепость и заперлись там с богатейшей добычей и большим запасом всего, что нужно для пропитания. После этого польский гарнизон оказался как бы во вражеской стране. С минуты на минуту ему приходилось ждать расплаты. Между тем волновалась не одна Москва. Во всей России начиналось грозное национальное брожение. Центром его являлась Троицкая лавра. Недаром сумела она отразить победоносно приступы Сапеги и Лисовского и выдержать продолжительную и страшную осаду. Пламенные послания расходились из монастыря во все стороны: повсюду, не исключая самых глухих углов, зажигали они огонь патриотического воодушевления. Лавра призывала всех добрых людей взяться за оружие и изгнать иноземцев. Пора положить конец смуте; время прийти на помощь измученной родине. Эти слова находили живой отклик в сердцах. Их обаяние еще крепло благодаря обращению к религиозному чувству народа, встревоженного слухом об избрании католика на московский престол. Казалось, сама земля родит несметные рати защитников родины. Все наперерыв спешили пожертвовать собой для блага отчизны. Эти грозные силы стягивались вокруг Минина и Пожарского. В Варшаве поляки торжествовали свою эфемерную победу. Между тем около Москвы собиралась стихийная народная сила. Поддерживая мужество москвичей, она железным кольцом охватывала поляков, засевших в Кремле. Национальное движение принимало угрожающие размеры. Однако Сигизмунд не беспокоился. Ему все еще казалось, что справиться с народом для него не представит никакого труда. В конце концов, впрочем, король убедился, что имя Владислава звучит для русского уха привычнее, нежели Сигизмунд. Решив, что пора избраннику явиться к своим избирателям, польский король приказал гетману литовскому, Ходкевичу, подойти к Москве: в конце 1612 года он уже совсем было собрался сам отвезти туда сына. Насколько далек был король от понимания серьезности положения, свидетельствует то, что, отправляясь в Москву, он вместо армии взял с собой небольшой отряд. Эту охрану король содержал на свой собственный счет. По прибытии Сигизмунда в Вязьму, он получил весьма неприятные вести: истомленные усталостью, голодом и лишениями всякого рода поляки, засевшие в Кремле, сдались. Столица вместе с крепостью была теперь в руках русских. Таким образом, поставить народное ополчение между двух огней было уже немыслимо. Мало того, приходилось отказаться от всяких отношений с московскими единомышленниками.

http://sedmitza.ru/lib/text/439745/

7 мая 1815 года было приступлено к постройке. Копая место для основания храма, открыли не замеченный дотоле свод, и вдруг вышло из оного неизреченное благоухание. Надобно сказать, что до того времени, хотя все были уверены, что гроб преподобного и мощи его находятся при его пещере, но никто не знал определенно, в каком именно месте. Для непытливой веры достаточно было только знать, что там находится чтимая ею святыня. Итак, разобрав этот свод, нашли под ним безценное сокровище – священные мощи святого, благоухавшие неизъяснимым райским ароматом. Тотчас же сообщили об этом Лавре. Лавра немедленно послала туда иереев. Иереи, взяв с величайшим благоговением из-под свода святые мощи, перенесли их в Лавру, где в то время находился Константинопольский патриарх, блаженный Григорий V, и участвовал при встрече святых мощей. Лавра, достодолжно украсив череп и челюсть святой главы, первый оставила у себя, положив его во святом алтаре вместе с другими святыми мощами, вторую же отослала в келью святого Нила, во освящение пребывающих там и приходящих туда ради благоговения к святому и почитания его памяти. Между тем, окончен был устройством и священный храм при пещере святого Нила. Он сообразно с пространством места может вместить не более десяти-пятнадцати человек. Позади алтаря сего храма означено место, где был гроб святого. Блаженный Дамаскин пострадал в царство султана Мехмета IV, при Константинопольском патриархе Иакове, уроженце хиосском. Родился он в Галате константинопольской, в приходе Богородицы Елеусы (милующей), от благочестивых родителей Кириака и Кириакии: имя его в мире было Димандис; в отрочестве остался он сиротою. Без руководства и надзора родительского Диамандис, по ремеслу швец, вел себя безнравственно и, будучи схвачен турецким правительством в преступлении, для избежания наказания отрекся от христианской веры. Достигнув же совершенного возраста, часто воспоминал он об обетованиях Евангелия, о святости и чистоте христианской веры и, чувствуя, в какую пал бездну погибели отрекшись Христа, решился удалиться на святую Афонскую Гору и там оплакивал тяжкий свой грех.

http://isihazm.ru/?id=1832

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010