Обратим наше внимание на следующее: эта старица Анна постом и молитвою служила Богу день и ночь. Нам, людям 20-го века, даже как-то странно слышать, что можно служить Богу постом и молитвою. Молитву мы еще считаем за нечто нужное, даже необходимое для христианина; ну а о посте мы, кажется, давно решили, что это хорошо для монахов, а нам, живущим в миру, пост – вещь неподходящая, невыполнимая; некоторые, наверно, думают – бесполезная. Нам понятнее сегодняшее Евангелие, где говорится, что все, что ни сделаем мы ближнему, Господь принимает, как сделанное Ему. Вот это служение Богу чрез ближнего, добрыми делами, мы скорее поймем, чем служение постом и молитвою. Но истина не умаляется оттого, что ее не понимают. Истина остается истиной, если бы даже все сказали, что это – неправда. Вот так и в нашем случае – служение Богу постом и молитвою может быть и непонятно нам, но это – истина. И истина такая, что кто не служит Богу постом и молитвою, тому трудно, почти невозможно служить Ему добрыми делами. И наоборот, кто служит Богу постом и молитвою, тот способен совершать великие дела милосердия: тому легко и алчущего накормить, и жаждущего напоить, и нагого одеть, и больного посетить и утешить. Наилучший пример этого мы видим в преп. Серафиме. Свою подвижническую жизнь он начинает постом и молитвою. Когда он жил в дальней пустыньке, он всего лишь раз в неделю приходил в обитель за хлебом. Да и этот хлеб он делил с птицами и зверями. А то еще в продолжение нескольких лет питался отваром травы. А о молитве его мы знаем, что это было почти непрестанное предстояние Богу. Вспомните, как он молился на камне 1000 дней и ночей. От этого молитвенного подвига язвы на ногах у него были до самой смерти. Вот это молитва! Вот это любовь к Богу, побеждающая даже немощь плоти! Мы часто ленимся и пять минут постоять на молитве, церковное богослужение нам кажется бесконечным. А вот преп. Серафим жалел, искренно жалел, что нельзя всю ночь пробыть на молитве; ему жалко было тех двух-трех часов сна, без которого и его тело не могло обойтись.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-ile...

Для меня тогда этот пост, неядение, голодание, ограничение в чем-то – это тоже некое жертвенное служение, а не тренировка «чего я могу» – способен я выдержать устав или я не способен выдержать устав. Да мне все равно, на самом деле, что есть, как и очень многим людям не принципиально, что есть. По большому счету, если я захочу, я могу устроить себе такой вкусный Великий пост, ничего не нарушив, что только позавидуешь. А могу совершенно спокойно Великим постом, придя в какую-то семью, поесть курицу, совершенно на это внимания не обратив. Что значит – нарушить пост? Первое время я не воспринимал это: ну как же так, это же действительно нарушение поста. А потом вдруг понял, что это ничего не значит. Съел ты курицу Великим постом, не съел ты курицу Великим постом. Главное – другое, главное – как ты собой жертвуешь этим постом, как ты себя приносишь Богу, в каком виде. И если ты ешь эту курицу в гостях каких-то людей, которые просто забыли, что у тебя пост, не знали, что у тебя пост, и ты на это не обратил внимания, сумел не смутить людей, что я, мол, пощусь, то в этом нет ничего страшного. Потому что для меня очень важны слова апостола Павла , который говорит, что «Царство Небесное не пища и питие, но мир и радость во Духе Святом» (Послание к Римлянам, 14:17). Это, мне кажется, главные слова, которые должны быть поняты нами во время Великого поста. Если человек пытается Великим постом это найти – радость и мир о Духе Святом, то тогда у него все получится. Он не будет приходить на исповедь и говорить, что он тогда-то съел печенье, в котором оказалась какая-то часть яичного порошка. Или что он пришел к своим родственникам, а они ему салат с майонезом сделали. Мне все время тяжело выслушивать на исповеди такие странные вещи. А что касается масленицы, то это время, когда мы можем перед постом немножечко отдохнуть, как перед долгой дорогой набраться сил. Человек идет, собирается в какой-то путь и знает, что ему предстоит долгий и непростой путь, и он должен набраться сил. Мне кажется, что масленичная неделя нам дана для того, чтобы мы набрались сил – эмоциональных, духовных, может быть, даже физических. Чтобы мы погуляли, чтобы мы побросались снежками, чтобы мы попели песни за столом наших друзей, чтобы мы винца попили немножко, блинков поели с икрой.

http://pravmir.ru/maslenitsa-trepet-rado...

Сортировать по Исключить новости Масленица 2010 года начинается 8 февраля. Сырная, или масленичная, неделя — последняя перед великим постом, она посвящена в христианском смысле одной цели – примирению с ближними, прощению обид, подготовке к покаянному пути к Богу. Масленица 2013 года начинается 11 марта по 17 марта. Сырная, или масленичная, неделя — последняя перед великим постом, посвящена в христианском смысле одной цели – примирению с ближними, прощению обид, подготовке к покаянному пути к Богу. Масленая неделя, Масленица – просторечное название Сырной седмицы — последней перед Великим постом недели. В продолжение масленицы не едят мясо, но можно употреблять рыбу и молочные продукты. Неделя эта сплошная, отменяется пост в среду и пятницу. Празднование масленицы — это очень древняя русская традиция. Но, как отмечал священник Сергий « Нам нельзя забывать, что эта традиция восходит к общеславянскому языческому празднику проводов зимы и встречи весны. Блины — это символ Ярила, славянского языческого бога солнца. Празднование масленицы давно и прочно соединено в нашей культуре с преддверием православного Великого поста, но многие именно об этой, православной, традиции в пылу народного гуляния, веселья и поедания блинов забывают. А необходимо помнить, что масленичная неделя — это последняя неделя подготовки к Великому посту, что ей предшествует воспоминание о Страшном суде. Во время масленицы в храмах уже поются постные покаянные песнопения, а воскресенье перед Великим постом, которое в народе зовут широкой масленицей, — это Прощёное воскресенье». Священник Сергий Звонарев подчеркивает: «Верующим людям начало Сырной седмицы, или Масленицы, напоминает о том, что уже прошло заговенье на мясо, однако впереди еще есть время, когда на трапезе дозволяется вкушать молоко, сметану, яйца, т.е. все, кроме мяса. Поскольку масленица – подготовительная перед Великим постом, хотелось бы напомнить о том, что обычно сопутствующее ей веселье не должно превышать допустимых пределов, и само празднование не должно превращаться в злоупотребление, служить поводом для греха.

http://pravmir.ru/maslenica-smysl-tradic...

(По поводу выставки картин «Нана» Сухоровского, «Минута неги» Ростовского, романа «Нана» Золя и т.п.). «Неужели и Великим Постом будет выставлена картина «Нана» Сухоровского?», – слышали мы этот вопрос от многих перед прошедшим Великим Постом 1882 года 1 . «Что удивительного» – отвечали мы и прибавляли, что три года тому назад Великим Постом нам приходилось видеть много картин вроде «Наны» на Кузнецком мосту, в картинных магазинах. Это были картины совершенно обнажённых женщин, в разных положениях, картины размеров и малых, и довольно больших, только, конечно, гораздо меньших картины Наны. Сначала мы считали эти картины за остатки так называемой беспутной масленицы, но потом видели, что они держались не только весь пост, но и страстную неделю. Подобные картины мы видим там и в настоящем году, видели и постом. И перед этими картинами обыкновенно всегда находишь толпы проходящего народа. И «Нана» держалась весь пост, только прикрыта была в страстную неделю, и всё время смотрело и смотрит её множество народа, и при пятидесяти копеечной платы за погляденье. Должно быть, думалось нам по поводу выставок сих картин, что мы, москвичи, дошли или до такой степени нравственного совершенства, что и такие картины, которые обыкновенно считаются картинами соблазнительного свойства, не соблазняют нас, или – до такой степени нравственной разнузданности, что не считаем за грех соблазняться и питать в себе нечистые чувства не только в другое время, но и Великим Постом, даже на первых и страстных неделях. Многие, понятно, возмущаются выставкой указанных картин, как соблазнительных, и осуждают её. Но, в свою очередь, также от многих сим первым приходится слышать следующие возражения: первое, что те сами обыкновенно бывают причиною своего соблазна, кто соблазняется подобными картинами, так как сии картины суть изображения фигуры изящного, потому что вообще фигура женщины особенно же девушки, представляют собой такие фигуры изящного, – что такие картины по большей части суть произведения художественные и что сии и подобные картины только развивают и облагораживают вкус и нисколько не развращают. Второе возражение, что, если картины обнажённых или полуобнажённых женщин соблазнительны для кого, то таковой соблазн может быть для них и от некоторых священных изображений, например, Евы и Адама, живших в раю других библейских лиц, св. Марии Египетской, Марии Магдалины, изображаемых нередко полуобнажёнными и т.п.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/n...

Е.С. – Мне сказали, что есть священники, которые благословляют людей, переболевших короновирусом, не поститься Великим постом. Что нужно делать, чтобы человек, который не постится гастрономическим постом, постился? Ведь добрые дела мы можем и без поста делать. Что нужно делать Великим постом? о. Сергий – Во-первых, хотел бы ответить на замечание о том, что те, кто переболели коронавирусом, могут не поститься Великим постом. Я боюсь, что с учетом того населения России, которое переболело вирусом в первую и во вторую волну, а также вакцинированного населения, мы могли бы констатировать, что большей части Церкви поститься этим постом не нужно. Но мы так не считаем. Должен быть индивидуальный подход, поскольку состояние здоровья у каждого человека вне зависимости от заболевания Covid-19 является очень разным. Есть другие заболевания, друге немощи человеческие, к которым вирус только присоединился. Эти немощи не дают человеку возможность поститься в той принятой мере поста, которая осуществляется в Церкви. Существует пасторская практика, когда священник индивидуально с каждым человеком обговаривает меру поста, снисходя к его немощам, снисходя к обстоятельствам его жизни. Каждый священник прекрасно знает о том, как индивидуально надо подходить. Есть у священников определенный опыт, какие советы в таком случае можно дать человеку для того, чтобы пост не превратился в невыносимую тягость, а был бы временем духовного совершенствования без тех гирь, которые можно навесить на руки и ноги человека. Но тогда человек не полетит под воздействием этой тяжести. Душа его не полетит, потому что на нее нацепили эти гири, не позволяющие ей воспарить. Нужно выработать эту меру. Я советую это делать индивидуально каждому человеку, который нуждается в послаблении поста, со своим духовным наставником.

http://radonezh.ru/2021/04/02/beseda-zhu...

Если бы Исав постился, он не продал бы своего первородства. Но, оказавшись рабом еды, он променял свое природное преимущество на чечевичную похлебку. Знающим Писания напоминаю об этом. Что принес Моисей иудеям с горы? Закон и сорокадневный пост. Но прежде чем был принесен закон, народ предался нечестью. Первая заповедь закона гласит: « Господь Бог един есть » (Втор. а те, которые должны были получить эту заповедь, говорят: вот боги твои. Великий недуг: изображение тельца предпочли Богу живому! Какое же средство употреблено было против этой беды? Опять постится Моисей, не совершивши греха, и Виновник Ветхого Закона умилостивляется к согрешившим. Постом началась проповедь Нового Завета, от поста получила начало. Спаситель, крестившись ради нас и удалившись в пустыню, прежде всего постится и таким образом полагает начало не потому, чтобы сам нуждался в посте, но чтобы нас научить пользоваться постом. Итак, если Ветхий Завет открывается постом и постом полагается основание новому, то и мы да не осмелимся счесть пост злом. Некоторые огорчаются, видя трудность закона о посте, и закрывают глаза на проистекающую от него пользу. Не знаешь разве, что и львы во рве научены были поститься и не тронули Даниила? Если уже львы оказались послушными повелению и не обнаружили своей природной кровожадности, были как бы знакомыми, а не нападали как чужие, то не постараемся ли и мы пользоваться постом? В Писании есть также рассказ, что когда Иеровоам, царь иудейский, впал в нечестие, установив по примеру предков поклонение тельцам, то явился пророк и ни царю, ни народу ничего не сказал, зная, что и государь, и подданные его далеки от послушания, но, оставив людей, которые все равно не послушались бы, он говорит жертвеннику, то алтарю, чтобы показать, что камни лучше слышат, чем эти люди: родится Иосия, говорит он, и на этом жертвеннике сожжет кости жрецов 13).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Пост необходим монаху в любом возрасте. Естественно: юным инокам, обладающим крепким здоровьем, для обуздания страстей нужен более строгий пост. Старцы, обремененные многими недугами, не всегда бывают способны к несению строгого поста, но и им необходимо соблюдать посильное воздержание в пище, чтобы не утратить господства духа над плотью, приобретенного долгим подвигом поста и воздержания. Епископ Игнатий пишет: победителям тщательное хранение при себе оружия, которым добыта победа! И получается победа, и сохраняется добыча, приобретенная победою, одним и тем же постом». В одном из своих многочисленных писем епископ Игнатий выясняет вопрос, каков должен быть пост болящего инока. Со свойственными ему мудростию и человеколюбием Владыка советует одному иноку, находившемуся от болезни в «крайней немощи», не удручать свое тело постом, а, наоборот, укреплять его и, нисколько не сомневаясь, употреблять Великим постом уху из рыбы. Воздержанием, не соответствующим разъясняет можно привести себя к большему расслаблению, лишиться церковной службы и быть обременением для братии. Ободряя болящего, Владыка говорит: «Сердцеведец Господь, видящий немощь вашу, не исключит вас из числа постящихся» и при употреблении в пост пищи, не дозволенной уставом, но необходимой для поддержания здоровья. Пост необходим иноку для преуспеяния во всех добродетелях, поэтому особенно тесную связь видел Владыка между постом и молитвой. Основываясь на учении преподобного Марка Подвижника о посте, епископ Игнатий говорил: «Чудное совокупление поста с молитвой! бессильна, если она не основана на посте, и бесплоден, если на нем не создана молитва». Пост ослабляет плотские страсти, а молитва душевные. Если подвижник с постом не соединит правильную молитву, то, искоренив плотские страсти, он возрастит в душе духовные: высокоумие, тщеславие, презорство. Пост способствует внимательной молитве тем, что искореняет страсти и их порочные помышления и мечтания, которые рассеивают молитву.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

Введение в пост св. Четыредесятницы . Общий взгляд 22 на великопостную службу по Триоди В последовании великопостной Триоди, положенном на Утрени, Часах и Вечерни, в покаянных стихах, в молитвенных песнях слышим вообще излияние умиленных и сокрушенных, уничиженных и плачевных, обличительных и самоукорительных чувств души исповедующейся Господу. Таковые чувствования безразлично разлиты в последовании всех седмиц постной Триоди, поскольку главная цель во всем последовании неизменно одна и та же: впечатлить в сердцах важность поста, раскрыть очистительные действия его в мыслях, чувствованиях и действиях подвизающихся на поприще поста. Общее свойство всех седмиц Четыредесятницы Посему и в 1-ю седмицу слышим убеждение, чтобы поститься постом приятным, благоугодным Господу, поститься телесно и духовно: чтобы постясь расторгать всякий союз неправды, и давать алчущим хлеб 23 . И во вторую слышим и об очистительных – внутренних действиях поста, и о соединении благотворения с постом, что «как Моисей дивный постом очистился, и мы потщимся в день воздержания очиститься от злых, поститься от страстей гнева и напитаем убогие» 24 . И в 3-ю тоже наставление об очистительных действиях поста. «Пост возлюбим, души страсти лютейшие действием духа увядающий – приводящий в увядание» 25 ; и в 4-ю побуждаемся постом смирить страсти. Страсти смирим телесные, брашен отложением и сластей отвращением 26 . И в 5-ю тоже очистительная сила поста внушается: «Краснейшее время поста, достохвальный день воссия воздержания, потщимся очиститися» 27 равно и в 6-ю заповедуется постом умертвить страсти: «страсти умертвим воздержанием, и дух оживим божественными делами 28 , страстоубийцу пост возлюбим, в молитвах прилежно упразднимся, плачем, рыдаем, и тепле воздыхаем» 29 . Особенные черты каждой седмицы Впрочем, в каждой седмице пост представляется и в особенных действиях, применительно и к обстоятельствам времени, к началу, продолжению, преполовению и окончанию поста, и к другим священным обстоятельствам, соединяющимся со временем поста, как то: применительно к поклонению св. Кресту, для поклонения которому в 3-ю седмицу шествующие подвигом поста приготовляются, а в 4-ю наставляются благоговейному и душеспасительному поклонению св. Кресту; применительно к воскресению Лазаря в 6-ю неделю ваий. 1-я Седмица великого поста в порядке последования постной Триоди

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

Вот что писал архимандрит Кирилл (Павлов): «Если хотите поститься постом истинным, прежде всего воздержите язык ваш от всякого слова праздного, тем паче гнилого и неподобного. Начните пост духовный с этого малого члена телесного, который вместе с тем есть и великий враг ваш. Победив его, вы сможете обуздать и все тело свое. В противном случае, язык ваш, как дикий конь, будет влачить вас вместе с постом вашим по дебрям лжи, клеветы, осуждения, злобы и лукавства. Хотите ли поститься постом истинным? Оставьте вместе с пищей всякую ненависть, досаду и пререкание, сделайтесь во всём и ко всем тихими, кроткими, смиренными, благоснисходительными и любовными. Этого требует само время поста. Хотите ли поститься постом истинным? Удалите вместе со снедями и все прочие страсти и прихоти плотские, которые наносят вред душе больший, чем пресыщение телу. И, наконец, если хотите поститься постом истинным, благоугодным Господеви, не забудьте украсить душу свою делами милосердия. Помогите по силам бедному, утешьте несчастного, навестите больного». Слово «пост», произошедшее от древнегерманского «fasta», означающее «твердый, крепкий, постоянный», подсказывает нам, что решение об ограничении себя в пище и удовольствиях требует от человека не только осознанности, понимания, ради чего, он это делает. Но и последовательности, верности. Бог в помощь! Мария Городова 28 ноября Источник: Российская газета Ваш Отзыв Поля, отмеченные звездочкой, должны быть обязательно заполнены. Ваше имя: Ваш e-mail: Отзыв: Введите символы, изображенные на рисунке (если данная комбинация символов кажется вам неразборчивой, кликните на рисунок для отображения другой комбинации): На главную В раздел «Мониторинг СМИ» Репортажи Выставка «Сотворение мира» открылась в Музее им. Рублева Как устроены антирелигиозные фильмы периода «хрущевской оттепели»? Иконописцы ПСТГУ расписали десятки храмов и монастырей в постсоветской России Интервью Монс.Франческо Браски: Амброзианская библиотека и ПСТГУ готовят новые 10 томов сочинений Амвросия Медиоланского Николай Шабуров: «Научный атеизм – такой же оксюморон, как научная религия» Епископ Хосе Луис Мумбьела Сьерра: «Будем создавать человечность вокруг себя» Фотогалереи Выставка «Религиозная жизнь блокадного Ленинграда» Выставка «Русская и грузинская средневековая живопись в наследии А.Н.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Вот подходит человек и говорит: «Не могу без шоколада, у меня голова начинает болеть. Как же быть? Ведь в пост шоколад есть нельзя…» Что же, если болит голова без шоколада, ешь шоколад – и смиряйся, укоряй себя за то, что не можешь без шоколада жить, молись и радуйся, ходи в храм. Желательно чаще ходить в храм Великим постом, исповедоваться чаще, чем в обычное время, вне поста. И ближнего не есть – а это, конечно же, самое главное. И еще есть один момент: если мы хотим получить сугубое прощение за какие-то наши грехи, то мы должны смиряться, когда против нас, как нам кажется, кто-то плохо думает, кто-то плохо говорит. А ведь часто это нам только кажется, и в действительности ничего подобного нет. А если кто-то и враждует с нами, так сугубо помолись за своего врага Великим постом. Пожелай ему здравия и спасения. И я убежден, что этот враг если уж не станет твоим другом, то точно не будет противодействовать тебе ни в чем. Я бы посоветовал каждому человеку постом думать о своем внутреннем состоянии, даже о взглядах. Куда мы смотрим? На что мы смотрим? На что наши сердца направлены? На что наши мысли направлены? Дай Бог, чтобы мы могли это время использовать не праздно, а как хороший купец – с некоей прибылью. На Сахалине, к сожалению, овощи и фрукты стоят гораздо дороже рыбы. И поэтому у нас, в общем-то, благословляется Великим постом вкушение рыбы, кроме, естественно, среды и пятницы, первой седмицы Великого поста, Страстной седмицы. По силам, как человек может. Надо учитывать и особенности региона тоже. Один из наших батюшек долгие годы служил в Таджикистане, так он все сетовал: «Ну что это такое! В Таджикистане поешь немного баранины, чаю зеленого попьешь – и сыт целый день. А здесь поешь мяса и все равно ищешь-рыщешь, как волк, чего бы еще съесть». Чтобы не искушаться, если есть какая-то потребность у человека в питании в разумных пределах, то следует эту потребность удовлетворять. Тогда мы сможем глубже молиться и не думать о том, что мы голодны. А когда человек голоден, он раздражается. И этого допускать не нужно.

http://pravoslavie.ru/90777.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010