Великим постом



 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021

ВЕЛИКИЙ ПОСТ - ДревоИскать в Источникеdrevo-info.ru
... ( см., напр. : Didache 7. 4 ) ; предкрещальный и предпасхальный посты могли объединиться; в позднейших источниках с некоторыми этапами великопостного цикла могут связываться этапы оглашения. Самым ранним бесспорным свидетельством о предваряющем Пасху 40-дневном посте (включающем Страстную седмицу) , по мнению большинства исследователей, следует считать 2-е праздничное (пасхальное) послание (330) свт. Афанасия Великого [3]. Пост начинается за 6 седмиц до Пасхи, а число 40 достигается исключением субботы и воскресенья накануне Пасхи из счета дней. Характерно, что этот пост в посланиях свт. Афанасия ни разу не соотносится с 40-дневным пребыванием Христа в пустыне (хотя упоминаются посты Моисея, Давида и Даниила как прообразы) , но рассматривается как аскетическая подготовка к празднику Пасхи. Из послания 340 г., адресованного еп. Vв. уже повсюду в Церкви был принят 40-дневный Великий пост, хотя счет его дней велся в различных местностях по-своему; отличались и правила пощения. Древний общехристианский запрет поста в воскресенье (а в некоторых местностях – и в субботу) с появлением в календаре периода длительного аскетического воздержания породил разнообразные традиции ... текст полностью ...
С ВЕЛИКИМ ПОСТОМ ! | Свято-Георгиевский соборИскать в Источникеchurch.ua
... воскресенье перед Великим постом называется “сыропустом”: им оканчивается вкушение яиц и молочных продуктов. На Литургии читается Евангелие с частью из Нагорной Проповеди ( Мф. 6, 14-21 ) , где говорится о прощении обид нашим ближним, без чего мы не можем получить прощения грехов от Отца Небесного; о посте и о собирании небесных сокровищ. Сообразно с этим евангельским чтением, христиане просят в этот день друг у друга прощения за причиненные обиды и стремятся со всеми примириться. Поэтому воскресенье это принято называть “Прощеным воскресеньем”. Первая и последняя (Страстная) седмицы Великого поста отличаются своей строгостью, и их богослужения – продолжительностью. Это время особого покаяния и сугубых молитв. Верующие, как правило, ежедневно посещают богослужения этих седмиц. По уставу, в понедельник и вторник первой седмицы установлена высшая степень поста полное воздержание от пищи; первое вкушение пищи разрешается лишь в среду, а второй раз – в пятницу после литургии Преждеосвященных Даров. В эти дни предписывается сухоядение, то есть пища без масла. Разумеется, для слабых, больных, престарелых людей, беременных и кормящих женщин эти требования, по ... текст полностью ...
Недели Великого поста - Православный журнал "Фома"Искать в Источникеfoma.ru
... лучше вникнуть в смысл Великого поста, для начала нужно разобраться, чем примечательна каждая неделя и на что нам стоит обратить своё внимание. Первая неделя Великого поста Особенности этой недели: В первые четыре дня Великого поста на вечернем богослужении читается Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского. Это чтение настраивает нас и постепенно вводит в Великий пост, как время особой борьбы и покаяния. Начиная с этой недели и в течение всего Великого поста с вечера воскресения по пятницу читается молитва преподобного Ефрема Сирина: Господи и Владыко живота моего, Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Даруй ми зрети моя прегрешения, И не осуждати брата моего Яко благословен еси во веки веков. Аминь. Вроде бы она совсем коротенькая, но в ней заключена очень важная мысль о цели подвигов больших и малых, которые мы совершаем в Великий пост и не только. Прежде всего — это наше освобождение от недугов, то есть своего рода зависимостей, как угодно, которые взяли верх над нашей жизнью и свободой выбора. Они нас направляют и препятствуют нашему движению на пути к Богу. Святитель Феодор избавивил христиан от гонений со ... текст полностью ...
7 недель Великого поста - Православный журнал ...Искать в Источникеfoma.ru
... пост для христиан — это семь недель (седмиц) напряженного духовного труда. Каждая из них заканчивается воскресным днем (неделей) , в который верующие вспоминают какое-либо важное событие в жизни Церкви или святого человека, чей подвиг Церковь почитает как особо значимый для всех христиан. Названия некоторых из этих семи недель достаточно широко известны — такие как Крестопоклонная, Страстная. Но вот смысл этих названий зачастую понятен далеко не всем. А ведь это не просто красивые слова. Это прежде всего — символы, за которыми стоит вполне определенная духовная реальность. Что же символизирует каждая из Недель Великого поста? Почему они названы именно так, а не иначе? И самое главное — к чему же призывают нас эти символы, о чем напоминают, на что указывают? 1 неделя (5 марта) — Торжество Православия В этом названии Церковь хранит память о победе над ересью иконоборчества, сутью которой было отрицание почитания икон. В 730 году византийский император Лев III Исавр запретил почитание икон. Результатом этого решения стало уничтожение тысяч икон, а также мозаик, фресок, изваяний святых и расписных алтарей во многих храмах. Иконоборчество было официально признано в 754 ... текст полностью ...
История Великого поста - Православный журнал ...Искать в Источникеfoma.ru
... Владимира Ештокина До III века в разных христианских Церквах верующие по –разному готовились встречать день святой Пасхи. Известный христианский апологет Тертуллиан и святой Ириней Лионский во II веке говорят о практике 40 часового поста (от вечера Страстной Пятницы до окончания пасхальной литургии) , во время которого христиане вообще не принимали пищу. Пост от Великой Пятницы до Пасхи был подражанием сорокадневному посту Спасителя, а также буквальным пониманием фразы Христа в Евангелии от Матфея: «И сказал им Иисус: могут ли печалиться сыны чертога брачного, пока с ними жених? Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься». ( Мф. 9, 15 ) По мысли первых христиан время, когда Христос был отнят у верующих, начиналось с момента смерти на кресте до Воскресения, что и определяло продолжительность поста. В середине III века в некоторых поместных Церквах появляется шестидневный пост, как воспоминание о событиях Страстной недели. При этом часть христиан считала такой подвиг чрезмерным, и продолжала поститься около сорока часов. Во второй половине III века александрийский епископ Дионисий Великий, отвечая на вопрос, когда нужно завершать Великий Пост, ... текст полностью ...
Раскол в Болгарской Православной Церкви и ...Искать в Источникеbogoslov.ru
... разделились на две группы. Первая полагала, что Дирекция вероисповеданий превысила свои полномочия и потому ее решение не следует принимать во внимание. Вторая же группа архиереев поддержала Дирекцию и высказалась за созыв заседания Священного Синода без участия Патриарха Максима для выборов временного Наместника-Председателя, который должен будет заняться подготовкой новых Патриарших выборов. Главными приверженцами второй точки зрения были три митрополита: Неврокопский Пимен, Старозагорский Панкратий и Врачанский Калинник. Поэтому конфликт, начавшийся внутри болгарского епископата Великим Постом 1992 года, иногда называют «мятежом трех митрополитов». Указанное разногласие среди болгарских иерархов и стало началом церковного раскола. 18 мая 1992 года три митрополита, привлекшие на свою сторону еще двух правящих архиереев (митрополитов Великотырновского Стефана и Доростоло-Червенского Софрония) издали заявление, в котором поддержали решение Дирекции вероисповеданий. Митрополиты заявили, что считают выборы Патриарха Максима нелегитимными и начинают процедуру выборов нового Предстоятеля. Временным Наместником-Председателем Синода они избрали митрополита Пимена. Также было ... текст полностью ...
Митрополит Каллист (Уэр): «Христианская жизнь ...Искать в Источникеbogoslov.ru
... Божиими. Таким образом, пищевой пост представляет собой существенную часть Великого поста — наряду с земными поклонами и так далее. Но этим Великий пост не исчерпывается. Пост должен сопровождаться молитвой, Христос говорит об этом как об одном целом. Если мы будем только поститься, но не будем молиться — то станем попросту раздражительными. Ведь как бы строго мы ни постились, всегда есть некто, кто постится гораздо строже нас, поскольку вообще никогда не ест — это дьявол. И пост без молитвы, пост без любви — это пост дьявола. Поэтому пост обязательно должен сопровождаться молитвой. Великим постом мы должны уделять ежедневному молитвенному правилу больше времени и больше внимания, а также стараться посещать особые великопостные богослужения, которые служатся в наших приходах — Литургию преждеосвященных даров и акафисты. Есть и еще один, третий элемент Великого поста, о котором говорят раннехристианские писатели. На греческом он называется «элеймосини», что часто переводится как милостыня. Однако это слово означает не одну лишь денежную благотворительность; «элеймосини» — это любая форма проявления сострадания к ближним. Жертвование не только денег (хотя это, конечно ... текст полностью ...
Исход из Египта. Первая Пасха / Православие.RuИскать в Источникеpravoslavie.ru
... колеса у колесниц их, так что они влекли их с трудом (Исх 14, 25) . Когда евреи вышли на берег, Моисей простер руку на море и вода к утру вернулась на прежнее место. Все войско египетское погибло, так как колесницы не могли двигаться. Моисей и сыны Израиля воспели благодарственную песнь Богу, которая начинается словами: Пою Господу, ибо Он высоко превознесся; коня и всадника его ввергнул в море. Господь крепость моя и слава моя, Он был мне спасением. Он Бог мой, и прославлю Его; Бог отца моего, и превознесу Его (Исх 15, 1–2) . Она стала одной из библейских песен, исполняемых на утрени Великим постом. Песнь эта легла в основу ирмоса 1-й песни канона: «Воду прошед яко сушу и египетскаго зла избежав... » Чудесное прохождение через Чермное море было прообразом Таинства крещения. Святой апостол Павел писал коринфянам: отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море; и все крестились в Моисея в облаке и в море (1 Кор 10, 1–2) . После перехода Красного моря Господь повел народ Свой на северо-восток, в пустыню Сур, находившуюся между восточной границей Египта и Палестиною. Шли три дня, и не было воды. Пришли в Мерру ( что по-еврейски значит горечь ) . Вода была ... текст полностью ...
Воин Христов / Православие.RuИскать в Источникеpravoslavie.ru
... храма святого мученика Иоанна Воина поселка Звездный в Кабардино-Балкарии, отец Лев по-прежнему в строю – служит на приходе, совершая годовой богослужебный круг, и решает все проблемы, с которыми сталкиваются настоятели, а возможно, даже и больше: поселок Звездный – бывший закрытый военный городок Нальчик-20, и храм, самим батюшкой и построенный, находится на территории воинской части. И это – не единственное его служение: уже много лет батюшка окормляет колонию общего режима в поселке Каминка. В воскресные и праздничные дни отец Лев неопустительно совершает Божественную литургию, а Великим Постом служит так, как это предписывает Устав – этому он научился у своего отца, протоиерея Григория Ахидова. Итак бдите, потому что не знаете, в который час Господь ваш придет ( Мф. 24, 42 ) , – читаем мы в святом Евангелии. Отец Лев ежедневно исполняет эти слова на деле. Вся его жизнь – крестоношение. Сегодня он вспоминает ее – перебирает по крупинкам. Длинный путь позади – как хорошо сделанная работа. И самая первая станция на этой дороге – воспоминания об отце. О. Григорий Ахидов Когда-то говорили: вся Россия – это монастырь, – имея в виду устремленность русского человека к ... текст полностью ...
Игумен Нектарий (Морозов): «В жизни человека нет ...Искать в Источникеpravoslavie.ru
... что все, что было написано, было написано для того, чтобы подтолкнуть меня самого к тому пути, с которого я постоянно соскальзываю. Игумен Нектарий (Морозов) Как вернуть веру в Бога? — И второй вопрос: какие действия должны быть предприняты самим человеком, чтобы вернуть веру? — Мне кажется, этот вопрос крайне важен, ведь с этим мы сталкиваемся всю нашу жизнь. Думаю, было бы трудно говорить о силе пребывающей в нас веры, если бы Господь и самих Апостолов до определенного момента не называл маловерными и малодушными. Так что это присуще буквально каждому человеку. Я помню, как однажды Великим Постом один из клириков нашего храма сказал проповедь об апостоле Петре и о причинах того, почему тот начал утопать. Традиционно мы понимаем это просто: вот Петр шел по воде, потом усомнился и начал тонуть. Но это странно представить даже чисто психологически: может ли человек малодушный и маловерный ступить на воду бурную и по ней пойти? Для этого нужно иметь мужество, для этого нужно иметь совершенную веру Христу, доверие Христу, чтоб на это пойти. Почему же вдруг наступает момент, когда Петром овладевает маловерие, и он начинает тонуть? Выйти из лодки было гораздо страшнее, чем ... текст полностью ...

 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021

Постоянная ссылка на эту страницу: Великим постом
Православный справочник "ПОИСКОВ.РФ"