Великий пост: светлая печаль богослужений, или Как избавиться от постоянной тревоги То, что казалось унылым и скучным, вдруг преображает душу 12 марта, 2016 То, что казалось унылым и скучным, вдруг преображает душу В дорогу! В течение первых четырех дней «духовной весны» во всех православных храмах будет читаться Великий покаянный канон святого Андрея Критского – знаменитые коленопреклоненные молитвы, охватывающие воспоминанием длинную историю человеческого рода от самого Адама. Если вы еще не очень знакомы со смыслом Канона, прочтите нашу публикацию . Сегодня же мы прочтем еще один отрывок из книги протопресвитера Александра Шмемана. Проповедник расскажет нам об общем настроении великопостных богослужений. Темные облачения священников, однообразное пение, «длинные» службы – всё это, если не побывать в храме Великим постом самому, кажется таким унылым и скучным. Но вот мы, пересилив леность, собираемся и всё-таки приходим в церковь. И уже через небольшое время начинаем понимать, что великопостные богослужения – одни из самых прекрасных во всей Церкви. Что происходит с верующими внутри храма, чем выделяется молитвенный строй «весны покаяния» и как часто мы должны ходить в церковь – об этом сегодня расскажет отец Александр Шмеман . Протопресвитер Александр Шмеман Великопостные богослужения. «Светлая печаль» Для многих, если не для большинства, православных христиан Пост состоит из ограниченного количества формальных, большей частью отрицательных правил: воздержание от скоромной пищи (мяса, молочного, яиц), танцев, может быть и кинематографа. Мы до такой степени удалены от настоящего духа Церкви, что нам иногда почти невозможно понять, что в Посте есть «что-то другое», без чего все эти правила теряют большую часть своего значения. Это «что-то» другое можно лучше всего определить как некую атмосферу, «настроение», прежде всего состояние духа, ума и души, которое в течение семи недель наполняет собой всю нашу жизнь. Надо еще раз подчеркнуть, что цель Поста заключается не в том, чтобы принуждать нас к известным формальным обязательствам, но в том, чтобы «смягчить» наше сердце так, дабы оно могло воспринять духовные реальности, ощутить скрытую до тех пор жажду общения с Богом. Они знают духовное искусство покаяния

http://pravmir.ru/velikiy-post-svetlaya-...

Великим постом во многих храмах совершается Таинство Соборования. Что оно означает? В каких случаях необходимо собороваться и как часто? Можно ли, пособоровавшись, забыть обо всех болезнях? на эти и другие вопросы отвечает настоятель университетского храма мученицы Татианы протоиерей Максим Козлов. – Отец Максим, что такое Соборование? – Соборование, или как оно еще называется Елеосвящение, — это церковное Таинство, в котором при помазании тела специально освященным маслом (елеем) призывается на человека благодать Божия, исцеляющая немощи душевные и телесные. Установление Таинства относится к апостольским временам. В послании апостола Иакова говорится: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазавши его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5, 14—15) Кроме телесного исцеления, в Таинстве испрашивается и отпущение грехов — ибо большинство болезней являются следствием греха, тогда как сам грех — болезнь духовная. По изъяснению учителей Церкви, при Елеосвящении отпускаются грехи забытые (но не сознательно утаенные на исповеди!), к примеру — по причине своей малозначимости для человека. Однако совокупность этих грехов может тяжелым бременем лечь на душу и стать причиной не только расстройства духовного здоровья, но и, как следствие, заболеваний телесных. Елеосвящение именуется Соборованием потому, что по уставу Церкви его полагается совершать семи священникам (собором священнослужителей). Число семь — символический знак Церкви и ее полноты; именно поэтому само последование Таинства состоит в прочтении, после определенных молитвословий, семи различных отрывков из Апостола и Евангелия, повествующих о покаянии, об исцелении, о необходимости веры и упования на Бога, о сострадании и милосердии. После каждого такого прочтения и молитвенного обращения к Богу об отпущении грехов больного совершается его помазание освященным маслом (елеем), смешанным с вином — то есть, помазание также совершается семикратно. Впрочем, Церковь допускает совершение Таинства тремя, двумя и даже одним священником — с тем, чтобы он совершал его от лица собора иереев, произносил все молитвы, совершал чтения и семикратно помазывал болящего.

http://pravoslavie.ru/36588.html

Возведение храма Везде, где есть вера православная, христиане всегда строили храмы. Откуда же у людей такая нужда в рукотворных храмах на земле для Бога? Эта нужда лежит в самом сердце человеческом, в неудержимом стремлении его приблизиться к Богу. Храм Божий есть училище Божественной премудрости. Здесь все учит. Внимательный найдет здесь решение всех вопросов, какие занимают ум человеческий, и обогатится утешительным познанием о Боге, мире и человеке. Храм Божий есть лечебница, врачующая и восстанавливающая наши духовные силы. Пост, говенье, исповедь и святое причащение – вот курс этого врачевания. Проходившие его знают, насколько все это целительно. Храм есть пристанище усталых, обремененных и отчаявшихся людей. Мы все странники на земле, Отечество наше на небе. Существование в мире, преисполненном искушениями, утомляет дух, истощает силы, а иногда наполняет сердце человека и отчаянием. Где найти отдых и подкрепление? В храме Божием. Православный храм – это то место, где человек восстанавливает свой Божественный образ через приобщение Христу. Вот и получается, что невозможно человеку без полноценной церковной жизни и регулярного посещения храма вести борьбу с грехом. А любимое утверждение скрытых атеистов, каким оправдывают они свое нехождение в церковь: мол, «вера должна быть в душе», лишь отговорка людей, не желающих отказаться от порабощения темным силам или не осознающих своего пленения грехом. В последние годы количество православных храмов, построенных на территориях исправительных учреждений, неуклонно растет. Это показатель не только возрождения традиционного вероисповедания после длительного богоборческого периода в истории нашей страны, но и осознания руководством Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) России необходимости подведения под всю структуру воспитания и исправления отбывающих наказание прочной духовной платформы. Идея построить в ФГУ ИК-1 У ФСИН России по Республике Мордовия православный храм родилась два года назад у членов уже существовавшей в колонии общины Молитвенного дома, освященного во имя святителя Николая Чудотворца. Идея родилась потому, что православные верующие просто перестали помещаться в стенах небольшого Молитвенного дома, особенно в дни, когда в колонию приезжали священнослужители. Так, для таинства соборования, которое впервые совершалось в колонии Великим постом 2006 года, пришлось «арендовать» помещение профилактория учреждения, так как желание принять в нем участие выразило более 60 человек.

http://pravoslavie.ru/812.html

«Воскресе Христос, и жизнь жительствует». (Из слова св. Иоанна Златоуста на Святую Пасху.) Как радостно это торжественно-вдохновенное слово великого вселенского учителя, читаемое по уставу в конце светлой пасхальной заутрени! Но особенно радостно воспринимается оно теми, в ком, по выражение его, действительно «жизнь жительствует», в душах которых живет Воскресший Христос и которые поэтому живут «надеждой воскресения и жизни вечной» – живут жизнью общей для всей Церкви, Которая есть Тело Христово. Истинный христианин – лишь тот, кто живет в Церкви и жизнью Церкви, ни в чем не отделяя себя от нее. А жизнь Церкви наиболее полно и ярко выражается в ее богослужении – суточном, седмичном и годичном богослужебном круге с его праздниками, в центре которых Святая Пасха, с памятями святых угодников Божиих, постами, поминовениями усопших и т. д. Сколько во всем этого назидательного, глубоко-поучительного, умиляющего, возвышающего и облагораживающего душу, ободряющего и духовно-укрепляющего. Наши благочестивые предки никогда всем этим жили, и вот почему существовала все-таки Святая Русь, как бы ни пытались некоторые современные неверы отрицать ее существование, указывая на темные стороны в жизни русских людей. Весь наш народный быт был тесно и неразрывно связан с Церковью и ее установлениями, как бы пронизан церковным духом. А во главе всего стоял «праздников праздник торжество торжеств» – Светлое Воскресение Христово, которое нигде в мире не праздновалось так необыкновенно радостно, так торжественно, как у нас на Родине. До самого последнего времени обычное приветствие при встрече во весь сорокадневный пасхальный период заменялось пасхальным приветствием: «Христос Воскресе! – Воистину Воскресе!» Так приветствовали друг друга при встрече на Карпатской Руси даже совершенно незнакомые люди. Сухие календарные цифры и названья месяцев в обычном житейском обиходе почти не употреблялись. Говорили, например: «Это случилось Великим постом», а это – «на Страстной» или: «на Пасху» или: «в канун Троицына дня», или: «на Успение» и т п.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Глава 5. Таинство Елеосвящения (Соборования) § 1. Духовный смысл Таинства Елеосвящения Как пишет святитель Филарет Московский , «Елеосвящение есть Таинство, в котором при помазании тела елеем призывается на больного благодать Божья, исцеляющая немощи душевные и телесные». 202 По возвышенному определению блаженного Симеона Солунского образа воздействия на христианина этого Таинства, «Елей есть елей святой по силе священнодействия, и исполнен Божественной силы, и вместе с тем, как умащает чувственно, он просвещает и освящает и души, укрепляет силы, как телесные, так и духовные, исцеляет раны, уничтожает болезни, очищает от нечистоты греховной и имеет силу подавать нам милость Божью и умилостивлять Его». 203 Таинство Елеосвящения, или Соборования, в наших храмах чаще всего совершается Великим постом, но может совершаться и в любой другой день церковного года. Во время Соборования православный христианин семь раз помазуется священниками (в идеале их должно быть семь, но Таинство нередко служится и одним батюшкой) освященным елеем, смешанным с красным вином. При этом многократно читается Евангелие, звучат молитвы о болящем. Все это совершается ради исцеления души и тела христианина. Тем самым в Елеосвящении, при соборной церковной молитве и при помазании человека освященным елеем с вином, на болящего христианина нисходит благодать Божья, способная исцелять как его физические, так и духовные болезни. По слову святого Николая Кавасилы , «Таинство Елея… приемлющим его дарует и исцеление от телесной болезни, и отпущение грехов». 204 Иногда приходится слышать о том, что в Таинстве Елеосвящения человеку прощаются забытые грехи: однако следует иметь в виду, что это достаточно позднее представление о смысле Таинства, а не учение, коренящееся в литургической или древней святоотеческой традиции. Впрочем, у ряда живших уже в Новое время весьма авторитетных церковных писателей мы эту идею все же находим. Так, преподобный Амвросий Оптинский говорит: «Сила Таинства Елеосвящения состоит в том, что им прощаются в особенности грехи забвенные по немощи человеческой, а по прощении грехов даруется и здравие телесное, аще воля Божья будет на сие».

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vv...

Глава 7. «ГОРЕ МНЕ, ЕСЛИ НЕ БЛАГОВЕСТВУЮ» Проповедь слова Божия действует с большей силой, чем молитва , ибо большее чудо – обратить грешного на путь покаяния словом учения, чем воскресить мертвого. При воскрешении мертвеца восстает плоть, которая снова умирает, а в воскресении грешника восстает душа и живет вечно. Святитель Григорий Двоеслов В Архангельском соборе наиболее раскрылась проповедническая деятельность прот. Валентина. Батюшка, как пишут его дочери, «не оставлял без проповеди почти ни одного воскресного и праздничного дня» 80 , а Великим постом по субботам говорил поучения причастникам. С 1896 по 1902 год прот. Валентин являлся участником великопостных воскресных бесед, устроенных благочинным соборных и придворных церквей Н. В. Благоразумовым и произносившихся каждым из соборных и придворных священников поочередно. Из этих воскресных бесед дочерьми о. Валентина был составлен сборник, вышедший под названием «Духовные беседы, произнесенные в Московском Архангельском соборе в 1896–1902 гг.» (М., 1909) (в сборник также вошло десять слов о Кресте Господнем). В общей сложности дочери батюшки Любовь Валентиновна и Вера Валентиновна издали четыре сборника его проповедей. К первой и второй годовщинам блаженной кончины пастыря вышли в свет поучения на Воскресные евангельские чтения – «Воскресные Евангелия. Сборник проповедей» (М., 1910) и великопостные поучения – «Великий пост. Духовные поучения» (М., 1910) 81 . Четвертый сборник назывался «Духовные поучения» и был издан в Москве в 1911 году. 82 Новомученица Анна в 1916 году издала пятый сборник проповедей батюшки, с тем же названием «Духовные поучения. Проповеди прот. В. Н. Амфитеатрова, произнесенные в Архангельском соборе, записанные с его слов одной из его духовных дочерей». В него вошли слова на разные дни записанные ею в храме со слов проповедника 83 . Кроме того, ряд великопостных поучений, записанных новомученицей Анной, не был ею издан и остался в ее рукописях с названием «Новый Великий пост ». В настоящее время эти поучения опубликованы в составе сборника «О Кресте Твоем веселящеся» (М., 2002).

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Amfit...

Глава VI. Пост, бдение, молитва Человек впал в неестественное состояние в результате грехопадения, но после вочеловечения Христа ему открылась возможность вернуться в естественное – даже сверхъестественное – состояние, подняться от образа к подобию, т.е. достигнуть обожения. Мы призваны к преображению нашего искаженного существования с помощью Божественного действия и нашего содействия. Однако достигнуть этого преображения нелегко. Для этого требуется труд, жертвенность, борьба и, в буквальном смысле, кровь. В аскетических сочинениях часто употребляется фраза: «Дай кровь и прими дух» 209 . Кожаные ризы 210 разрушения и смерти, возникшие в результате помрачения нашего ума, сделали нашу жизнь неестественной, однако в нашем падшем состоянии она кажется нам естественной. Поэтому для преображения человеку необходимо приложить огромные усилия. Преображение человека не ограничивается преображением одной лишь души, поскольку, как мы знаем, человек состоит из души и тела. И тело подлежит обожению, потому что и оно будет прославлено. Поэтому борьба включает в себя и тело, и душу. Христос сказал: «Дух бодр, плоть же немощна " 211 . Часто мы чувствуем, что наша душа хочет соединиться с Богом, но тело сопротивляется этому. Душа может покаяться достаточно легко, но телу, чтобы последовать за душой, необходимо некоторое время. Если мы ограничим наше покаяние лишь душой, последствия могут быть травматическими. Это явление хорошо известно аскетам. Святитель Григорий постоянно напоминает нам, что необходима духовная броня бдения и молитвы для ума и воздержания для тела. Поэтому многие тропари, посвященные великим аскетам, подчеркивают три главных добродетели, которые также являются духовным оружием: пост, бдение и молитва . Я приведу пример тропаря преподобному отцу нашему Кириаку отшельнику (память 29 января): «Пустынный житель, и в телеси ангел, и чудотворец показался еси богоносе отче наш Кириаче, постом, бдением, молитвою небесная дарования приим, исцеляеши недужныя и души верою притекающих к тебе; слава Давшему тебе крепость: слава Венчавшему тя: слава Действующему тобою всем исцеления».

http://azbyka.ru/otechnik/Ierofej_Vlahos...

Даже когда мы любим — любовь эта изнутри отравлена, искалечена «самостью», как если бы и в любви мы хотели любимого только для себя. Совесть, только совесть вдруг с беспощадной ясностью являет нам весь мир как борьбу всех со всеми, как постоянную «самозащиту», и потому «нападение», как арену животной борьбы каждого за то, чтобы выжить. Протопресвитер Александр Шмеман – выдающийся проповедник и богослов, один из известнейших священников XX века, декан Свято-Владимирской духовной семинарии в Нью-Йорке. Последний день перед Великим постом всегда назывался в быту «Прощеным воскресеньем». В этот день читаются в церкви слова Христа: «Если вы не простите от сердца прегрешений друг другу, и Отец ваш небесный не простит вам прегрешений ваших». Вечером же, в самый канун поста, совершается в церквах обряд взаимного прощения, так что вступаем мы в пост, в период очищения, углубления, освящения нашей жизни примиренными друг с другом. Совесть есть та таинственная глубина нашего сознания, из которой приходит к нам раскаяние и страстное желание очищения, возрождения, исправления. Именно раскаяние, этот голос совести, и приводит нас, как к первому шагу на пути очищения, к желанию простить и быть прощенным, вот к этому самому «прощеному» воскресенью. Почему? Почему именно прощение и жажда прощения с такой очевидностью входят в нас одновременно с пробуждением совести как первое ее требование, обращенное к нам? Да потому, конечно, что совесть и являет нам самую сущность зла и неправды как разделения, как вины перед другими. Достоевский устами старца Зосимы сказал: «Каждый перед всеми во всем виноват…». С первого взгляда эти слова кажутся нам не только каким-то нестерпимым преувеличением, но и попросту — абсурдом. В чем же я виноват перед другими? — как бы обиженно и надменно спрашивает наш разум, наше «внешнее» сознание. Что же касается «морали», то она, пожалуй, согласится признать, что да, кое в чем, перед кем-то я действительно провинился, но — тут же успокоительно прибавляет она — разве без этого проживешь?

http://pravmir.ru/zhazhda-proshheniya/

диакон Феодор Цветков Литургия В. Что называется литургией? О. Литургией называется такое Богослужение, во время которого совершается таинство Св. Причащения. Таинство причащения установил Сам Господь Иисус Христос на тайной вечери. Взяв приготовленный хлеб, Иисус Христос благословил его, преломил и подавая ученикам сказал: «приимите, ядите, сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое, во оставление грехов» ( Мф. 26, 26–28 ), а потом благословил чашу с красным виноградным вином и, подавая ученикам, сказал: «пийте от нее вси, сия бо есть Кровь Моя нового завета, яже за вы и за многие изливаемые во оставление грехов», и повелел ученикам, чтобы они совершали это таинство, сказав «Сие творите в Мое воспоминание» ( Лк. 22, 19 ). За литургией воспоминается вся земная жизнь Иисуса Христа. По преданию, первоначальный порядок или чин литургии составил св. апостол Иаков. Но до 4 века порядок совершения литургии передавался устно от одного епископа к другому, а от них к священникам. В IV веке святый архиепископ Василий Великий записал чин литургии, каким он дошел от апостолов. Литургия эта была очень продолжительна и многие из верующих невыстаивали до конца. Это заметил св. архиеписком Иоанн Златоуст , живший тоже в 4 веке, снисходя к немощам верующих, сократил ее. Таким образом, появились два чина литургии: св. Василия Великого и св. Иоанна Златоуста , но оба эти чина литургии в существе своим одинаковы. В. Как называется иначе литургия? О. Литургия иначе называется обедней, потому, что за этим Богослужением верующим предлагается духовный обед святого причащения. В. Кто и где может совершать литургию? О. Литургию могут совершать архиереи и священники, в освященном храме на престоле, на антиминсе, освященном архиереем. В. За каждой ли обедней могут причащаться христиане? О. Каждый христианин может причащаться за каждой обденей, если он приготовился к – причащению. Но взрослые причастники у нас бывают великим постом и в другие посты, а в обыкновенное время причащаются архиереи, священники, диаконы и причащают еще младенцев. Литургия св. Иоанна Златоустого

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Е.Т. Кречетова Открытие Лавры – для нас это было великое событие! Вообще все верующие люди города ликовали, а наша семья особенно 1 , потому что мой отец хранил антиминсы Лавры. Они были переданы ему последним наместником, священномучеником Кронидом (Любимовым) 2 . За несколько месяцев до открытия Лавры в наш приходской Ильинский храм прислали архимандрита Гурия 3 . Великим постом 1946 года по его просьбе женщины отмывали и оттирали Успенский собор от всякой грязи, и к Пасхе он был готов для службы. И отец Гурий настолько был занят этой подготовкой, что совершенно забыл об антиминсах. Этот момент очень хорошо описан у протодиакона Сергия Боскина 4 – как накануне Литургии отец Гурий вдруг вспомнил: «Что же я наделал, я совершенно забыл... Как служить, если нет антиминса?». И в тот момент, когда он это подумал, раздается стук в дверь, входит мой отец (тогда он был просто Тихон Тихонович, не в сане) и вручает ему антиминс, на котором написано: «Преподан для священнодействия в Успенском соборе...». Почему отец Кронид передал антиминс моему отцу? Они близко общались в те годы. Отец был учителем в местной школе и встречался с теми монахами, которые после закрытия Лавры оставались в Загорске и жили на частных квартирах. И отец Кронид передал ему на сохранение антиминсы, потому что, с одной стороны, мой отец был глубоко верующим человеком, а с другой – он не был еще тогда священнослужителем, а значит, угроза ареста была для него меньшей. Первая служба в Лавре была на Пасху, и первый колокольный звон раздался в Пасхальную ночь. Нас, детей, конечно, мама не взяла ночью на службу, и мы с братцем (особенно я, брат был помладше) очень переживали, что нас не взяли. Соседка-старушка с нами осталась. Мы раскрыли все форточки, а была очень холодная весна, и стояли некоторую часть ночи под форточками, слушали звон и плакали от радости. В Лавру стали прибывать монахи, в основном старцы и среднего возраста, из лагерей. И такие они были измученные, истощенные... Мама пела в первом хоре Лавры. И она, и ее друзья принимали самое активное участие в жизни монахов: обеспечивали и одеждой, и пищей, ведь в монастыре пока еще ничего не было налажено.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Milov...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010