Слово в Неделю Крестопоклонную Всенощное бдение 16 марта 1996 года   Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! " Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим! " Крест - самое главное явление близости Божией к нам видимым образом, так что существование Бога (то, что Бог Ость) становится очевидным для человека, и только безумец может говорить, что Бога нет. " Рече безумен в сердцы своем: несть Бог " (Пс. 13, 1). Поклонение Кресту Господню открывает близость к нам Бога, более очевидную, чем при Фаворском свете, хотя Великим Постом мы каждый день молимся на третьем часе Духу Святому: " Приближися нам, приближися, якоже со апостолы Твоими всегда еси, сице и Тебе желающим соедини Себе, Щедре... " Господь никогда не бывает так близок человеку, как в страданиях человека и в его смерти. Мы видим на Кресте Христовом самое тяжкое, предельное страдание, какое только может быть, и самое, какое только может быть, несправедливое. И мы понимаем тайну восхождения, которое Господь совершил Своим Крестом через нисхождение к нам оттуда, где Он превечно пребывает во Свете неприступном. Нисхождения с тем, чтобы стать близким к нам и взять каждого из нас за руку на нашем земном пути, так чтобы мы могли ощутить, что с нами Бог. В нашем страдании и в смерти, в их внешнем, материальном проявлении всегда бессилие и немощь. Но в духовной сути здесь кроется сила, и какая сила! - Самого Господа, который этому соединился. Мы всегда исповедуем, что после всего, что совершил Христос, для нас благо, если мы умираем; и если бы мы не умирали, то не имели бы части со Христом. Благо для нас, что нам даются страдания, потому что через них мы становимся Христовыми. Эта великая и единственная истина, которая есть на свете, на самом деле, очень дорого стоит. Ее, может быть, легко сказать, но очень трудно постигнуть. И для этого нам дается весь жизненный путь со всеми его скорбями, со всеми искушениями и болезнями. Он дается нам, как приуготовление к смерти. Для того мы и вступаем в Великий Пост, чтобы углубилось наше видение того, что такое жизнь, и что такое страдания и смерть, и для того, чтобы мы поняли особенность нашего времени, про которое древние святые отцы говорят, что в последние времена человек будет спасаться не столько молитвами, не столько благочестием, сколько хранением истинной веры. То есть хранением тайны спасительного Креста Господня и скорбями. И это означает, что наша приобщенность к страданиям Христовым должна заключать в себе не только наши личные страдания, но и все страдания, к каким мы прикасаемся живою душою.

http://moral.ru/propoved/Prop_VPost-1_34...

А.Н.Черткова (1923–1929) Первый раз я увидела отца Сергия Великим постом, в день Благовещения, в год смерти батюшки отца Алексия, когда мне было десять лет. Жили мы тогда в небольшом переулке, выходящем на Котельническую набережную, в доме, расположенном напротив церкви, в которой служил папа. Нас было пятеро сестер и брат Володя. Володя как-то сказал нам, что в день Благовещения поведет нас исповедоваться к отцу Сергию. И вот мы отправились на Маросейку. Из нашего переулка вышли на набережную и двинулись гуськом за Володей. Тронулся лед и шел по Москва-реке огромными глыбами. Воздух был насыщен весной. На фоне голубого неба сияли купола Кремля. Все кругом радовало и веселило. С набережной мы повернули в Китайский проезд, выходящий на Варварскую площадь. Оттуда поднялись в гору и вышли на Маросейку, где увидели небольшой храм, одной стороной плотно прилегающий к глухой стене жилого дома. Перейдя улицу, вошли в храм, поднялись по крутой внутренней лестнице. Народу в храме было много. Стояли две очереди на исповедь: одна, очень большая, к отцу Сергию, другая, поменьше, к отцу Лазарю. Нас, детей, провели к отцу Сергию без очереди. Как прошла исповедь, в памяти не осталось, помню только, что встретил нас отец Сергий очень ласково, и я ушла от него в каком-то по-детски приподнятом настроении. Хочется несколько слов сказать о Володе. Он был очень религиозным с детства, глубоко самообразованным, необыкновенно жизнерадостным, веселым, добрым, горячим, обладал хорошим слухом и голосом. Много радости, веселья вносил он в жизнь нашей большой семьи. Много добра делал для других. Он готовился стать священником. В то неустойчивое время (1920-е годы) Володя многих привел к Церкви вообще и очень многих – к отцу Сергию, чем и мы обязаны только ему. Так наши детские сердца потянулись туда, где нам все показалось особенным, хотя мы и воспитывались в религиозной обстановке. Но до Маросейки мы, дети, ходили только в один храм, где служил папа. К отцу Сергию мы привязались с первых встреч и вскоре стали ходить на Маросейку самостоятельно, без взрослых. Часто шли прямо из школы (когда учились в вечерней смене). Бегали обычно пешком, так как денег на трамвай не было. Жили мы очень скромно.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Mechev/...

А.Н. Черткова Первый раз я увидела отца Сергия Великим постом, в день Благовещения, в год смерти Батюшки, отца Алексия, когда мне было десять лет. Жили мы тогда в небольшом переулке, выходящем на Котельническую набережную, в доме, расположенном напротив церкви, в которой служил папа. Нас было пятеро сестер и брат Володя. Володя как-то сказал нам, что в Благовещение поведет нас исповедоваться к отцу Сергию. И вот в этот день мы отправились на Маросейку. Из нашего переулка вышли на набережную и шли гуськом за Володей. День был солнечный. Тронулся лед и шел по Москве-реке огромными глыбами. Воздух был насыщен весной. На фоне голубого неба сияли купола Кремля. Все кругом радовало и веселило. С набережной мы повернули в Китайский проезд, вышли на Варварскую площадь, оттуда поднялись в гору и вышли на Маросейку, где увидели небольшой храм, одной из своих сторон плотно прилегающий к глухой стене жилого дома. Перешли улицу. Вошли в храм. Поднялись по крутой внутренней лестнице. Народу в храме было много. Стояли две очереди на исповедь: одна, очень большая, к отцу Сергию, другая, поменьше, к отцу Лазарю. Нас, детей, провели к отцу Сергию без очереди. Как прошла исповедь, в памяти не осталось, помню только, что встретил нас отец Сергий очень ласково, и я ушла от него в каком-то по-детски приподнятом настроении. Хочется несколько слов сказать о Володе. Он был очень религиозным с детства, глубоко самообразованным, необыкновенно жизнерадостным, веселым, добрым, горячим, обладал хорошим слухом и голосом. Много радости, веселья вносил он в жизнь нашей большой семьи. Много добра делал для других. Он готовился стать священником; задерживало только то, что он не был еще женат. В то неустойчивое время (двадцатые годы) Володя многих привел к Церкви вообще и очень многих – к отцу Сергию, чем и мы обязаны только ему. Так наши детские сердца потянулись туда, где нам все показалось особенным, хотя мы и воспитывались в религиозной обстановке. Но до Маросейки мы, дети, ходили только в один храм – где служил папа.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Mechev/...

Архимандрит Амвросий (Юрасов): Монастырь — это не стены, а люди Как живет современное монашество? Есть ли границы у послушания? Если люди приходят в монастырь спасаться, то почему же там возникают неурядицы? На эти вопросы отвечает духовник Свято-Введенского женского монастыря архимандрит Амвросий (Юрасов). 5 марта, 2012 Как живет современное монашество? Есть ли границы у послушания? Если люди приходят в монастырь спасаться, то почему же там возникают неурядицы? На эти вопросы отвечает духовник Свято-Введенского женского монастыря архимандрит Амвросий (Юрасов). Правмир продолжает тему, начатую насельницей одного из подмосковных  монастырей монахиней Филаретой и игуменом Петром (Мещериновым) . Как живет современное монашество? Есть ли границы у послушания? Если люди приходят в монастырь спасаться, то почему же там возникают неурядицы? Послушница Анна Ольшанская побеседовала с духовником Свято-Введенского женского монастыря архимандритом Амвросием (Юрасовым). Читайте также: Свобода паче послушания, или разговор монахини с игуменом «Таинство» послушания — в чем опасность? Старец Илий о монашестве [+Видео] Помолиться в монастыре, особенно Великим постом, для многих православных уже традиция. Древние обители привлекают историей, новые – сами творят свою историю, опираясь на Святое Писание и заветы Отцов монашества. 21 год назад в городе Иванове был открыт Свято-Введенский женский монастырь . О современном монашестве, его проблемах и духовных задачах, о роли духовника в становлении монастыря мы побеседовали с основателем обители. Архимандрит Амвросий (Юрасов) — основатель Свято-Введенского женского монастыря г.Иваново — второй по величине в России женской обители, более 20 лет руководит духовной жизнью насельниц монастыря, 44 года служит Господу в священном сане. Известный проповедник и православный писатель, духовник православного общества «Радонеж», председатель Епархиальной Комиссии по канонизации святых, начальник Епархиальной Тюремной миссии, главный редактор газеты «Слово утешения», духовник Центрального аппарата совета ветеранов МВД. «Отец Амвросий собрал монастырь». Из опыта монашеской жизни

http://pravmir.ru/arximandrit-amvrosij-y...

Архимандрит Симеон (Нарбеков) Содержание Краткие биографические сведения Архимандрит Симеон родился 14/26 июля в г. Сергиев Посад. Окончил Сергиево-Посадскую гимназию и Московский университет (1907). Пострижен в монашество в 1909 г. Иеромонах (1910). Окончил Московскую духовную академию (1911). Настоятель и основатель посольского Свято-Николаевского храма в Риме (1916-1963). Придерживался ориентации Зарубежной Церкви. Благочинный приходов в Италии (1926-1927). Неоднократно отказывался от епископства. Уволен за штат по старости. Скончался 4/17 января 1969 г. в Риме. Похоронен на римском кладбище Тестаччо. Творения: Со странниц Евангелия: Поучения. Рим, 1943. Евангельские поучения. — Джорданвилль, 1970. 1. Перед Великим Постом Архимандрит Симеон родился 14/26 июля в г. Сергиев Посад. Окончил Сергиево-Посадскую гимназию и Московский университет (1907). Пострижен в монашество в 1909 г. Иеромонах (1910). Окончил Московскую духовную академию (1911). Настоятель и основатель посольского Свято-Николаевского храма в Риме (1916-1963). Придерживался ориентации Зарубежной Церкви. Благочинный приходов в Италии (1926-1927). Неоднократно отказывался от епископства. Уволен за штат по старости. Скончался 4/17 января 1969 г. в Риме. Похоронен на римском кладбище Тестаччо. Творения: Со странниц Евангелия: Поучения. Рим, 1943. Евангельские поучения. — Джорданвилль, 1970. Притча о мытаре и фарисее Еще не успели смолкнуть Богоявленские песнопения, как уже звучит покаянная песнь: " Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче " . Подготовляя нас к подвигу поста, Церковь предлагает сегодня нашему вниманию притчу Христа о мытаре и фарисее. Фарисейство — нравственная язва нашего времени. Фарисейство заражает собой не только отдельные личности, но и целые христианские общины и вероисповедания, оно отравляет целые мировоззрения и направления жизни. Фарисейство: это — не только лицемерие; фарисейство: это — безмерная гордыня духа, безмерное самомнение, и, как таковое, современное фарисейство не менее гибельно и преступно, чем древнее времен Христа. Приточный фарисей входит в храм помолиться. Этим он показывает, что он чувствует свою зависимость от Бога. Но это чувство зависимости лишь скользит по поверхности его души, не затрагивая глубин его нравственного сознания. Свои добрые дела, которые он перечисляет в своей молитве Богу, он ставит лишь себе в заслугу, и ценою их он сам определяет свое положение в мире, посягая тем на власть всеправедного и всеведущего Судии Бога. Так и современные фарисеи. Они говорят о Боге, готовы признать Его бытие. Но это признание в их устах звучит безжизненно, отвлеченно, тускло. Горделиво упоенные своими достижениями в области внешнего благополучия жизни, они отвергают свою зависимость от живого, вседействующего Духа, Творца мира, подчиняя себя безжизненному веществу материи, крови и денег, сводя на нет всю великую нравственную творческую ценность внутреннего духовного делания человека, внутреннего его преображения.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2206...

Беседа в неделю блудного Сказана в Донском кафедральном соборе в 1845 году Востав иду ко отцу моему и реку ему: отче, согреших на небо и пред тобою. Лк.15:18 Вот сии-то самые расположения души иметь надобно нам, братия, особенно ныне, когда предстоит святой Великий пост , призыв к очищению грехов! Изложение таких расположений духа заимствую в евангельской притче, которая в нынешний недельный день предлагается в церкви особенному вниманию нашему. Притча изображает милосердие Отца Небесного к кающимся в таком трогательном виде, что толкователи Евангелия называют ее чтением самым утешительным для грешников. В ней, как в зеркале, видно и то, с чего начинается у нас упорное закоснение во грехах, от чего происходит даже удаление от Бога, до чего оно доходит, до какой крайности доводит, и как опять, несмотря ни на что, может начинаться обращение наше к Богу, раскаяние, полное очищение от грехов. А такое-то именно зерцало истины и нужно нам иметь на виду ныне по сближению дней всеобщего покаяния, чтобы видеть там себя, себя – и путь, которым надобно обратиться в покаянии к Отцу Небесному. Рассмотрим же евангельскую притчу с некоторой подробностью. «Человек некий име два сына», – говорит Господь в притче. По связи с окружающими ее иными притчами, как-то: с притчей о пастыре и одной заблуждшей овце, при девятидесяти и девяти незаблуждших, – с притчей о жене и погибшей у ней одной драхме, при девяти, – очевидно, что два сына суть два рода людей, – людей потерянных или заблуждших, и людей в добром состоянии находящихся. А из связи сказаний еще далее предыдущих и из прямого указания Господа, – что тако радость будет на небеси о едином грешнице киющемся, нежели о девятидесятих и девяти праведник, иже не требуют покаяния, под именем человека некоего разуметь надобно Самого Бога, Создателя человеков, или ближе, – Бога, нас ради вочеловечившегося. «Человек некий име два сына; и рече юнейший ею отцу: отче, даждь ми достойную часть имения; и раздели им имение». Имение, какое имеет Отец Небесный для нас, чад Его, – весьма богатое.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Semeno...

Беседа в неделю мясопустную Сказана в Донском кафедральном соборе в 1846 году Егда же приидет Сын человеческий в славе Своей, и вси святии Ангели с Ним: тогда сядет на престоле славы Своея, и соберутся пред Ним вси языцы. Мф.25:31,32 . Радость праведникам! А у грешника цепенеет ум, сжимается сердце, едва разверзаются уста, когда надобно говорить о сем, как надобно сегодня, по воспоминанию Св. Церковью будущего страшного суда! Св. Церковь возвещает сегодня из Евангелия, как Сам Господь, предсказывая о суде Своем, раскрыл некогда один только край поразительного того позорища, и, для примера, выставив только самые малые дела человеческие в жизни, едва считающиеся обязанностями, каковы: насытили ль мы алчущего или жаждущего, посетили ль больного и в темнице находящегося, приняли ли в дом свой странного, – по одним сим делам произнес неимевшим их осуждение на огнь вечный. Что же будет, если потребуется там отчет (а как не потребоваться?) в делах нашего звания, в неисполнении нарочитых наших обязанностей, в употреблении всех даров счастья, в принятии всех средств благодати, с чем само собой сопряжены участи не того или иного человека из случайных бедных, но у многих сопряжены участи целых обществ человеческих, целых областей, званий, родов дел? Что будет с нами, когда должны явиться там, на суде, и беспрерывное неправосудие наше, и сладострастие, и мздоимство, и обиды, и злоба, и гордость, и зависть, словом – все до слова праздного, до тайных помышлений, как говорит Апостол, и мыслей сердечных? Не станем говорить о славе суда; она изображена резкими чертами в песнопениях Церкви на день сей; довольно упомянуть теперь кратко по Евангелию, что судить будет Царь славы, в присутствии всех Своих небесных Сил. Размыслим ныне о том одном, что касается нас собственно. Там будет для нас суд внезапный, будет суд всемирный, будет суд справедливый, будет суд решительный на всю вечность. Страшный суд Божий будет суд внезапный. У Бога, конечно, и время его предопределено от самой вечности: суд внезапен будет для нас, по неизвестности дня его, сколь впрочем ни известно то, что он будет.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Semeno...

Беседа в неделю мясопустную Сказана в Донском кафедральном соборе в 1846 году Тогда отвещают Ему праведницы, глаголюще: Господи! когда Тя видехом алчуща, и напитахом, или жаждуща, и напоихом? Когда же Тя видехом странна, и введохом, или нага, и одеяхом? Мф.25:37,38 . Каждодневно и в каждый день неоднократно молится Св. Церковь Господу, и с ней молимся мы о том между прочим, чтобы сподобиться каждому из нас, христиане, отдать добрый ответ на страшном судище Христовом. Сегодня представляет Евангелие мысленному взору нашему и всемирное оное позорище, когда перед престолом Судии, тьмой Ангелов окруженного, соберутся все народы и племена и произведется суд в таких подробностях, что не только значительные дела, добрые и худые, но и то, напитали ли мы бедного, утолили ли жажду жаждущего, отверзли ли странным врата дома своего, посещали ли болящих, – и то перед лицом неба и земли будет объявлено и рассуждено. И, конечно, тот добрый будет на сем испытании ответ, слушатели, который скажут перед Богом праведники. А они, по засвидетельствованию Испытующего сердца и утробы праведно, исполнивши в жизни своей все дела милосердия (предмет всего более на суде видимый), ответствуют Ему в изумлении, что они ничего доброго не делали! Поучимся и мы той особенной истине евангельской, что наше перед Богом оправдание приобретается осуждением себя перед Ним, и что надобно исполнить сие здесь же прежде страшного суда Божия, при самом делании добра. После греха, другое не меньшее у нас зло – то, что обыкновенно ищем мы оправдывать себя даже в проступках своих. Лишь только учинен первый в мире грех; что воспоследовало на первом суде Божием над ними 36 ? Адам слагает вину греха на жену, как бы с укорением и Творца за то, что он дал ему такую жену; жена слагает вину на змия, и самооправдание сие кончилось всеродным, вечным осуждением. Кольми паче ныне мы, осужденное потомство грешника, во всяком случае должны быть перед Богом с глубоким чувствованием своей перед Ним виновности. Не говоря о том, что само по себе ясно худо, будем рассматривать, слушатели, и добрые дела свои не по одной наружности их и собственным о себе мыслям; станем вникать в самый источник их, в ту таинницу 37 сердца, откуда исходят и помышления, и слова, и деяния.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Semeno...

Беседа в неделю первую святого Великого поста Сказана в Донском кафедральном соборе в 1843 году Облецытеся во вся оружия Божия, яко возмощи вам стати противу кознем диавольским. Еф.6:11 . И на обыкновенной брани воины принимают особенные меры военного искусства, когда хотят наступать на противников своих, или, напротив, видят их наступающими. В том и другом положении, и в наступательном, и в оборонительном находимся ныне мы, христиане-братия, на духовной нашей брани. Мы пошли особенно ныне, во святое время поста, противу врагов нашего спасения, против духов злобы поднебесных; и они сами тем наиболее, должно быть, ожесточаются против нас в такое время, стараясь сделать, дабы оно было еще и поводом у нас к новым с нашей стороны уступкам, к победам врагов над нами; что делается, когда мы и самое сие спасительное время, поприще христианское, проходим не так, как следует. Их мучит всякое наше предприятие к исправлению себя, как Ангелов наоборот оно радует. Посему ныне особенно, во святой Великий пост , предлежит нам дивная духовная брань, о которой говорит Апостол: «несть наша брань к плоти и крови, но к началом, и ко властем, и к миродержителем тьмы мира сего, к духовом злобы поднебесным» ( Еф.6:12 ). Почему ныне особенно нужно нам быть готовыми к такой брани. Слово Апостольское, напоминая о ней, подает нам и оружие, – оружие, приличное для такого ополчения, всеоружие, полное вооружение Божие: да возможете, – сказано при сем, – вся содеявше стати, противостать, устоять, стать победителями. На всякой брани, конечно, великое дело – оружие; с ним воин еще до сражения в духе мужествен, благонадежен. Обратим же мы ныне особливое внимание свое на оружие, которое устроил Сам Бог для нашего ополчения против врагов спасения. Все оружие пересмотреть вдруг не достанет нам времени, потому что оружия воинства нашего, как говорит Слово Божие, не плотская 99 , и следственно нужно рассматривать их умом и верой, а не телесным оком или испытанием рук. Рассмотрим таким образом, хотя одно, первое.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Semeno...

Беседа в неделю пятую святого Великого поста Сказана в Донском кафедральном соборе в Новочеркасске 1 Апреля 1845 года Отпущаются греси ея мнози, яко возлюби много. Лк.7:47 В нынешний недельный день, по уставу Св. Церкви, сверх Воскресения, празднуется Преподобной матери нашей Марии Египетской. В настоящий год привелась на сей день и рядовая память ее по месяцеслову. Утешительное воспоминание для кающихся – память Марии Египетской! В один из дней минувшей седмицы на Утрени повторен был нами вдруг весь тот Великий Канон Покаяния, которого по частям достает на все Великие Повечерия первой седмицы поста: а в каноне сем, после молитвенных воздыханий к Богу человека кающегося, несколько раз присовокуплялась краткая молитва и к Преподобной Матери Марии. Мария – чудный образ истинного покаяния грешников, опыт особенного Божия милосердия к кающимся! С ней сбылось в самой высокой степени ясности то, что сказал Господь наш в Евангелии: «отпущаются греси ее мнози, яко возлюби много»! Сей образ покаяния человеческого и милосердия Божия представляет нам Св. Церковь ныне, в неделю пятую всеобщего покаяния, в последнюю неделю поста, – так как с самой почти недели Ваий будет уже говение наиболее для воспоминания страданий Господних, нежели для покаяния собственно, – в настоящую, говорю, последнюю покаянную неделю представляет нам Церковь образ Марии Египетской, с тем, братия мои, чтобы прибегли к покаянию и самые последние из нас, доселе остававшиеся без покаяния, или чтобы не отчаивались в своем покаянии и самые обремененные грехами. Истина известная, особенно по Евангелию Христову, что Бог с особенной любовью приемлет покаяние грешников, и радость бывает на небеси о едином грешнице кающемся более, нежели о девятидесятих и девяти праведник, иже не требуют покаяния 208 . Удивительное, неимоверное дело! Но это точно так в Слове Божием, слушатели. Побеседуем мы ныне о сей утешительной для нас истине. Давно уже по настоящему времени беседуем мы о ней в Церкви Божией. С самых дней приготовления к посту что слышали мы в чтениях святого Евангелия и в сообразных с ними песнопениях Церкви? – Призыв грешников к покаянию, любовь Божию ко грешникам кающимся и радость о них еще большую, нежели о не требующих покаяния! Лишь отверзались двери покаяния, первее всех явился при них мытарь, который, стоя в храме Божием у порога, не дерзал и очей возвести к Богу от множества грехов, а только бил себя в перси с тайной молитвой: «Боже, милостив буди мне грешнику!» и – вышел из храма оправданный, паче праведного фарисея 209 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Semeno...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010