Беседа в неделю сыропустную, на вечерни Сказана в Петрозаводском кафедральном соборе в 1829 году Всем ли известно, братия мои, что теперь мы сделали? Что за обычай Церкви в нынешний вечер – лобызать святые иконы и прощаться друг с другом? Обычай это древний и назидательный! Он начался у древних святых подвижников благочестия по тому в особенности случаю, что некоторые из них, для большего безмолвия, с настоящего вечера удалялись из общих обителей во внутреннейшие пустыни и там препровождали все время Великого поста до последней недели. Время не малое и для подвигов духовных особенное! Посему, расставаясь с обителями и братией, подвижники Христовы ныне в особенности испрашивали себе напутия и молитв у святых Угодников Божиих, лобызая мощи и святые их изображения, ныне в особенности просили молитв и прощения друг у друга, когда т. е. надлежало каждому наипаче во время покаяния просить прощения во грехах своих у Отца Небесного. Праведников проникали совершенно слова Господа Иисуса Христа, сегодня во Евангелии на Божественной Литургии читанные 95 : «аще отпущаете человеком согрешения их, отпустит и вам Отец ваш Небесный. Аще ли не отпущаете человеком согрешений их, ни Отец ваш отпустит вам согрешений ваших». Хотя люди, о которых ныне слово, и не были подобные нам грешники; однако ж были подобострастны нам, а чистота чувствий еще тем более смиряла их, чем выше жили праведники. Подумаем же в особенности мы, братия, о таком внушении евангельском на святой пост, когда каждому из нас в особенности предлежит, с наступлением поста, долг очистить свою совесть покаянием. Обычай взаимного прощения друг друга, в присутствии Бога и Ангелов Его, пусть будет и у нас тем, чем он был первоначально по происхождению, – излиянием чувствий сердечных, искренним всепрощением друг другу! Кто из нас не пожелал бы себе прощения во грехах от Господа Бога, когда будем каяться? А каяться во святой пост непременно всем будет надобно. Видите же, Господь Бог столько готов даровать всем нам прощение, что каждому вручил прощение Свое даже в собственное наше произволение. Прости ты: прощено будет и тебе. Не простишь ты: нет и тебе прощения, – сказано в сегодняшнем Евангелии. Если бы Христос, христиане, заповедал нам для очищения грехов наших что-нибудь великое и многотрудное, велел бы по крайней мере за всякий наш грех исполнить противоположную греху добродетель: никто из нас и тогда не мог бы не чувствовать всей справедливости и нужды в таком способе очищения. Но Господь дал к тому способ как нельзя проще и легче: «отпущением обид другому получишь ты отпущение себе во грехах», – сказал Он. Чего ближе и вожделеннее такого расположения духа, если мы точно искренно хотим искать его покаянием и для себя у Господа? Мы должны бы так поступать и без всякого воздаяния, кольми паче без столь великого вознаграждения, каково прощение всего от Бога нам самим!

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Semeno...

Беседа в неделю сыропустную Сказана в Донском кафедральном соборе в 1846 году Нощь убо прейде, а день приближися; отложим убо дела темная и облечемся во оружие света. Рим.13:11,12 . Слова из читанного сегодня Апостольского послания. Св. Апостол Павел пишет таким образом к Римлянам: нощью называя время жизни их в неверии, а днем – состояние в христианстве, в которое вступили они, бывшие недавно иудеи и язычники. Св. Церковь , распределяя свои чтения из Слова Божия, по соображению со днями, назначила чтение сих Апостольских слов в настоящий недельный день в самом преддверии Великого поста с тем, без сомнения, дабы напомнить нам, братия мои, что время бывших перед сим веселостей мирских было временем похожим на ночь, а приблизившийся пост святой есть время дня и света, время истинного делания, исполнение дел благочестия. «Довлеет вам, – пишет другой Первоверховный Апостол ко христианам, также новообратившимся из идолопоклонства, – довлеет вам мимошедшее время жития, волю языческую творившим, хождшим в нечистотах, в похотях, в пьянстве, в козлогласованиях» 67 . В самом деле, инде, не у вас, бывающие на прошедших днях между христианами особенные веселости, по мнению нравонаблюдателей, суть остатки еще языческих обычаев, в которых живали древние наши предки по плоти. Обычаем сим доселе платятся как бы оброки какие несколько дней в году, подобно как оброцы греха смерть, по слову Апостольскому 68 . Но теперь, говорим, время их уже прошло и у христиан: приблизились другие, святые дни христианского жития. Стоя ныне на пределе того и другого времени, размыслим мы, слушатели, по разуму слов Св. Апостола, взятых сегодня за основание беседе, что в самой вещи, когда бы то ни было, жизнь несообразная с Евангелием, жизнь греховная, подобна времени ночному, – состоянию мрака и опасностей. Сегодня, для краткости, слово только о нощи. Во тьме ночи все видимые днем предметы скрываются от очей наших, и ничего видеть нам нельзя, кроме того только, что слабо, изблизи освещается искусственными светильниками нашими: так и для ума нашего в собственном его мраке, в каком он бывает при греховной жизни, исчезают из вида прекрасные произведения Божии и явления не только царства благодати, Царства Божия, Небесного, но и видимой природы.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Semeno...

Беседа в неделю сыропустную Сказана в Петрозаводском кафедральном соборе в 1834 году «Пост! Завтра уже пост!». Приметьте каждый у себя, братия мои, как слово сие падает на слух ваш и сердце? Так ли, как слово уже ожидаемое, или как будто нечаянное? Так ли, как слово радостное, или как прискорбное? То или иное ощущение свидетельствовать будут духовный вкус наш, расположение души к внушениям святой Веры! В других случаях не говорят о вкусах так, чтобы один вкус охуждать, в другом настаивать; но в настоящем случае нужно сказать, что пост всем нам, христиане, должен быть по вкусу, приятен. Приведем себе, хотя ныне, на мысль истинных подвижников Веры, которые непрерывный пост считали для себя собственной своей стихией, подобно как, напр., птицам стихия – воздух, или рыбам – вода. С наступлением поста для всех чад Церкви и вне Обителей общего, им казалось, что самая природа вещей для всех тогда переменялась. Воздух, кличами празднующих, самым круговращением ликующих смущаемый, вся буря сует мира теперь становится в тишину велию: поваренные беспокойства, беганья при столах, хлопоты прислужников, многоразличные трудности самых пирователей теперь умолкают. Животные, произволом людей суете подвергнутые, в покое радуются теперь, и, мнится, благодарят Бога за перемену дел между людьми. Так или подобным образом говорил Св. Василий Великий и ему подобные, – те, которые хотя не радовались вместе с миром, но при радости мира беспокойными делами мира, по выражению Апостольскому, мучились душею своею за него 85 . Мы, христиане, хотя каждый за себя восчувствуем ныне тишину в душах своих, в домах и на стогнах, с успокоением себя от шумных обязанностей жизни мирской. «Есть всякой вещи время под солнцем», – говорит преиспытанный в удовольствиях Мудрец 86 . Было и нам по состоянию нашему время веселиться. Бог предоставил нам и такое время: Он дал множество средств исполняться пищей и веселием сердцам нашим 87 из всей обильной сокровищницы земных благ Его. Ныне настает иное время, когда надобно упраздниться каждому для Самого Господа и для собственной души своей, которая, при торжествовании плоти, казалось, забыта была.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Semeno...

Беседа в первую неделю святого Великого поста Сказана в Петрозаводском кафедральном соборе в 1829 году Святой пост, христиане, продолжается: оставили вы мирские увеселения; воздерживаясь от пищи и пития, на сие время запрещенных, с умеренностью употребляете пищу и питие постные; с особенной готовностью, чаще и во множестве посещаете святой храм. Дела, истинно, времени и благочестию христианскому приличные! Некоторые сделали уже и более. Как скоро настало настоящее благоприятное время, некоторые тотчас поспешили исполнить наипаче всего приличные настоящему времени, всегда первейшие христианские обязанности: исповедались и приобщились святых Таин. Церковь радовалась, видя в том плоды, достойные общего покаяния. Никто из вас самих не мог оставаться равнодушным к зрелищу, какое видели здесь, когда собратия ваши приступали к алтарю для принятия Тела и Крови Христовой. Во многих ясно приметно было расположение души, подобное тому, какое бывает в алчущих или жаждущих, когда они видят других вкушающих пищу или питие. Поспешите и вы, так блаженно алчущие и жаждущие, к тому же, чего возжадала душа ваша, – к «Богу крепкому, живому» 111 ! Источник бессмертный и неистощимый! Все, христиане-братия, все до единого, смотря друг на друга, поощряя друг друга, сделайте во время поста то же, что некоторые уже сделали. Для тех, которые не расположены к сему, и которые, может быть, несколько годов уже не причащались и даже не исповедовались, долгом моим почитаю пастырски напомнить, что по крайней мере единожды в год и наипаче в Великий пост исповедаться и приобщиться святых Таин есть непременный долг всякого христианина. Сегодня побеседуем о необходимости исповеди, в другое воскресение, аще Бог изволит, – о святом Причащении, с присовокуплением в обоих случаях, почему в Великий пост наипаче исполнить дела сии надобно. Известно, братия, что приняв святое Крещение и с ним очищение от грехов, мы обязались жить так, как требует закон Бога, во имя Которого крестились. Но со всей точностью не можем мы жить таким образом, по слабости природы своей.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Semeno...

Беседа в пятую неделю святого Великого поста Сказана в Петрозаводском кафедральном соборе, при первом служении по возвращении из обозрения епархии, в 1836 году Посещав пределы вверенной мне паствы во время покаяния и перед тем временем, естественно, я должен был беседовать там наибольшей частью о покаянии. И ныне, за молитвами вашими, возвратившись к вам, ближайшие мои собратия, какое иное приличнейшее слово утешения 225 могу принести к вам, как не то же слово – о покаянии? Вы любите сей предмет. Время поста украсилось здесь множеством, как и должно во граде правительственном, множеством говеющих: это пример другим местам паствы, радость Церкви, утверждение благочестию, надежда общественному благонравию, залог благополучию вечному! Впрочем здесь слово о покаянии надобно мне изменить несколько против того, как говорено было инде. Там беседовал я по большей части к простецам; здесь надлежит по большей части – к приставникам над другими. Посему и свойство покаяния у вас, братия, у вас, – говорю, принадлежа по месту и сам к сему собственно кругу кающихся, – должно быть несколько инаково, возвышеннее. Самое звание каждого из нас в обязанности общественного служения должны составлять особенную часть «нашего» покаяния. Не ограничимся в нем рассмотрением совести только по общим делам человеческим: надобно каяться во всех делах, и – по своему званию или должности. Разделите со мной, слушатели, размышление о сем. Словом о покаянии начато, христиане, Евангелие: так слово сие существенно в учении христианском! О покаянии благовествовал людям проповедник покаяния, Предтеча Христов 226 , – о покаянии истинном, т.е. с очищением душ, с исправлением жизни: и – в первых его слушателях раскрылись точно те самые чувствования, кои нужно возыметь всем нам при покаянии, чувствования для каждого собственные, по состоянию каждого кающегося. «Что сотворим?» – вопрошали Благовестника народи, исповедающе грехи своя, – и порознь – мытари и воины вопрашаху его, глаголюще: и мы что сотворим? Из сего видно, что каждый тогда по званию своему каялся, когда каялись подлинно. Частный случай минул: но сущность его осталась правилом для всех последователей Евангелия!

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Semeno...

Беседа в третью неделю святого Великого поста Сказана в Донском кафедральном соборе в 1846 году И аще кто согрешит, Ходатая имамы ко Отцу, Иисуса Христа Праведника: и Той очищение есть о гресех наших, не о наших же точию, но и о всего мира. 1Ин.2:1,2 . Говорит нам таким образом избранный благовестник любви Божией к человекам, особенный наставник наш в любви к Богу и друг ко другу, – возлюбленный ученик Иисуса Христа. Св. Богослов, рассуждая о нравственном состоянии человеческом, состоянии не вне, а уже в недрах христианства, сказывает, что природа человеческая и здесь, хотя она и возрождена о Христе Иисусе, не может еще быть безгрешной: мыслить кому-либо иначе значило бы обманывать себя и не иметь истины, даже лжа творить Бога и не принимать святого Слова Его. Конечно, не с тем изъясняем вам, – продолжает Евангелист Иоанн, – столь неизбежную в человечестве действительность, чтобы так и жить уже всем во грехах; отнюдь не с тем. «Чадца моя, – восклицает святой девственник и друг Христов, – чадца моя, сия пишу вам, да не согрешаете! Для сего и говорю я, – говорит он, – о прирожденности греха в людях, дабы все вы, христиане, все боялись греха, всемерно остерегались бы его и избегать старались!» «Вемы, – говорит Богослов на конце своего послания, – яко рожденный от Бога, не согрешает: но рожденный от Бога блюдет себе, и лукавый не прикасается ему» 168 . Впрочем, если когда и случится за всеми вашими усилиями противу греха впасть в грех по слабости природы: не отчаивайся никто; – «Ходатая имамы ко Отцу, Иисуса Христа Праведника: и Той есть очищение о гресех наших, не о наших же точию, но и о всего мира»( 1Ин.2:1,2 ). Вот, братия мои, вся сила и все наше упование в Таинстве Покаяния, к которому мы прибегаем ныне во святой пост. Вникнем в сие божественное ходатайство Христово, вникнем с той особенно стороны, каким образом каждому из нас усвоять его надобно себе в Покаянии, – вникнем со вниманием, какого требует святейший предмет христианского благочестия и наше вечное спасение!

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Semeno...

Богослужения Великого поста Великий пост, – это десятина, то есть десятая часть года, которую мы отдаем Богу. Все дни Поста, – как ступени, приближающие нас к великому празднику Пасхи. 15 февраля, 2010 Великий пост, – это десятина, то есть десятая часть года, которую мы отдаем Богу. Все дни Поста, – как ступени, приближающие нас к великому празднику Пасхи. Передача «Православная энциклопедия» Особый великопостный звон, сдержанный и немного грустный, как и тысячу лет назад собирает верующих на службы Великого поста, – размеренные, долгие и красивые. Великий пост был установлен апостолами в память 40-дневного поста Иисуса Христа в пустыне, который Он совершал перед тем, как Ему выйти на проповедь. Это самый долгий и строгий из четырех постов. В течение всего поста нельзя есть мясную и молочную пищу, рыба разрешается лишь дважды, – на Благовещенье и Вербное воскресенье. Первые четыре вечера Великого поста во всех православных храмах по частям читают Покаянный Канон Андрея Критского . А еще один раз его читают в четверг на пятой неделе — полностью. Автор этого канона преподобный Андрей жил в VIII веке и был архиепископом Крита. При жизни святой Андрей написал много молитв. Но самое главное его сочинение, – это Великий канон, состоящий из 250 песен. Великим Постом на всех службах больше читают, чем поют. Облачения священнослужителей темные. В храме полумрак, многие молитвы сопровождаются земными поклонами. Каждый день по нескольку раз читается молитва святого Ефрема Сирина, во время которой кладут 4 земных и 12 поясных поклонов. Литургия в будние дни не служится. Но бывает особый чин великопостного Причащения. Литургия Преждеосвященных Даров. Святые Дары освящают заранее, в воскресенье, и ими причащают верующих по средам и пятницам. Суббота первой недели Великого Поста посвящена великомученику Феодору Тирону. В этот день после службы раздают коливо (обычно, какая-либо крупа с медом и фруктами) в память о событии, происшедшем в Константинополе в IV веке. Тогда Император Юлиан Отступник, чтобы надругаться над христианами, приказал в первую седмицу Великого поста все продукты на городских рынках окропить идоложертвенной кровью. Но архиепископу явился во сне великомученик Феодор и велел, чтобы верующие не покупали продукты на рынке, а воспользовались тем, что хранится у них дома, крупой, запасами зерна или бобов. Верующие варили из этих круп коливо и питались им.

http://pravmir.ru/bogosluzheniya-velikog...

В.Д. Прянишникова С 14 до 34 лет я жила вне Церкви. Юное увлечение Толстым и толстовством надолго оттолкнуло от нее. Душа томилась и тосковала без духовной пищи, не находя ни в чем удовлетворения. Только в 34 года встретилась с людьми, старавшимися жить по Евангелию, и потянулась к ним душой. Я начала понемногу читать Евангелие и молиться, верить в истинность Евангелия и божественность Иисуса Христа, но протест против Церкви все еще жил в душе. Случайно попала в храм, не для молитвы, а чтобы увидеть новых друзей, только что вышедших из тюрьмы. И я их увидела, и увидела, какой улыбкой озарилось бледное лицо молодого священника, когда он проходил мимо них, кадя иконам. Я стояла и возмущалась: зачем позолота в храме, зачем кадило, зачем облачения? Зачем храм и священники? Дух (есть) Бог; и иже кланяется Ему, духом и истиною достоит кланятися ( Ин. 4:24 ). Ум протестовал, а душа тянулась к богослужению и чувствовала смутно, что здесь истина и красота, невыразимая словами. Следующую субботу поехала туда же, и во время великого славословия казалось, что стою на небе, а не на земле. Но жизнь Церкви оставалась все-таки чуждой и непонятной. Странным казалось, зачем бледный священник все время исповедует и к нему стоит очередь на исповедь. Зачем после чтения Евангелия благословляет и все подходят под благословение. Но все же каждую субботу бывала там и наконец решилась подойти под благословение после чтения Евангелия. Священник внимательно посмотрел в лицо (мне стало неловко от этого взгляда) и благословил. Так понемногу привыкала к церковной жизни, не зная и не понимая ее. Великим постом решилась говеть и пошла на исповедь, хотя не чувствовала никаких грехов и не знала, что сказать на исповеди. Был, правда, один факт, смущавший меня, – пристрастие к одному лицу, но я решила его утаить. И приступила к исповеди с холодным и гордым сердцем, признавшись, что из-за Толстого отошла от Церкви и давно не причащалась. Батюшка вежливо поговорил со мной, объяснив, что Толстой неправильно понимал Евангелие, так как он знал древнегреческий язык, а Евангелие написано на новогреческом, и, накрыв епитрахилью, дал отпущение грехов.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Mechev/...

«В ХРАМЕ СТОЯЩЕ СЛАВЫ ТВОЕЯ, НА НЕБЕСИ СТОЯТИ МНИМ, БОГОРОДИЦЕ...» Великим постом мы часто слышим в храмах наших эти многознаменательные слова, читаемые за каждым утренним богослужением. «Поистине храм есть земное  небо»,  подтверждает это и наш великий праведник и молитвенник приснопамятный пастырь Кронштадтский о. Иоанн: «ибо, где престол Божий, где страшныя Тайны совершаются, где ангелы служат с человеками, где непрестанное славословие Вседержителя, – там истинно  небо  и небо небесе!..» И действительно, храм наш с совершаемым в нём богослужением для нас, еще живущих на земле, есть как бы преддверие, как бы земное предуготовление той небесной Вечери Агнца Божия, участниками которой призываются быть все христиане в ожидающей нас будущей жизни – там на небе. «Горе имеим сердца!»  слышим мы обращенный к нам призыв священнослужителя, совершающего Божественную службу. И мы, стоя в храме, как бы действительно отрываемся на время от земли, и умом и сердцем переносимся туда «горе» – на небо, где обитает Бог с безчисленными сонмами Ангелов и Святых. Каждый молящийся в храме, если только он по-настоящему молится, должен ощущать себя стоящим не на земле, а  на небе.  Он должен оставить за стенами храма все свои земные мысли, чувства, желания и переживания, все свои обычные светские привычки, манеры и замашки. Вот почему совершенно неуместно и недопустимо, войдя в храм, вести себя в нем как где-нибудь в гостях, в светском обществе – подходить к своим знакомым, здороваться с ними, спрашивать и разговаривать о том и о сём... Такое поведение, поскольку оно допускается, есть нарушение благоговения, оскорбление неземной, небесной святыни храма! В храме – всё другое: там свой особый мир, не земной, а небесный, там свои законы, свои обычаи, свои правила и приличия, предписываемые церковным уставом. И кто любит храм, кому дорога его небесная святыня, тот всё это должен знать, а если не знает, постараться узнать! И входить в храм и стоять в нем надо с величайшим благоговением и страхом Божиим. Войдя внутрь, надо осенить себя троекратно крестным знамением, совершая при этом в праздники три поясных, а в будни – три земных поклона. Всем стоящим в храме надо равно поклониться направо и налево и занять свое обычное, удобное для молитвы место. Мужчины должны становиться с правой стороны, а женщины – с левой, оставляя свободным проход от царских врат к выходу. Это древний, веками освященный обычай, который нарушать никак не следует.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Великий канон святого Андрея Критского с параллельным переводом на русский язык и пояснениями к тексту. Житие Марии Египетской. Евангелия Святых Страстей Христовых. Паремии Страстной Субботы. Великий пост — время очень важных богослужений. В первые четыре дня Великого поста читается Великий канон Андрея Критского. В эту книгу канон включен с параллельным переводом на современный русский язык. На пятой неделе, в среду вечером, — особое богослужение, называемое Мариино стояние: канон Андрея Критского читается полностью и, как образ совершенного покаяния, — житие святой Марии Египетской. Евангелия Святых Страстей Христовых читаются в Великую Пятницу, в Великую Субботу — Паремии Страстной Субботы. Все эти службы включены в книгу. Впервые публикуются пояснения к тексту канона, составленные Владимиром Лучаниновым. Книга полезна всем тем, кто Великим постом ходит в храм на службы, по книге удобно следить за всем, что читается и поется в храме в эти дни. Полезно это издание будет и тем, кто в суете и спешке современной жизни не успевает на великопостные богослужения. Главная особенность издания — пояснения к тексту Великого канона. Святой Андрей Критский приводит множество примеров благочестия и греха из Священной Истории, которые не понять, не зная глубоко Писание. В текстах пояснений каждый пример или имя, упомянутое в каноне, доступно объясняются, что выявляет скрытые смыслы этого молитвенного чтения. Текст снабжен отсылками к Библии. Лучанинов Владимир Ярославович, автор пояснений к Канону, — выпускник Богословского факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. На протяжении нескольких лет был алтарником храма Рождества Пресвятой Богородицы в Крылатском. С 2008 г. — главный редактор и один из учредителей издательства «Никея», вдохновитель и разработчик большинства издательских проектов, автор нескольких книг. Женат, отец пятерых детей. Купить книгу можно на сайте издательства «Никея» . Переводы, исполнения и толкования Канона Андрея Критского на одной странице

http://predanie.ru/book/217218-velikiy-k...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010