Чему учит нас великий проповедник покаяния? «Час присно провидя суда, рыдал еси горько, Ефреме, яко любобезмолвный, делателен же был еси в делех учитель, преподобне, темже отче всемирный, ленивыя воздвизаеши к покаянию».  (Кондак преп. Ефрему Сирину ). Такими словами св. Церковь прославляет великого проповедника покаяния – преподобного и богоносного отца нашего Ефрема Сирина , имя которого так тесно связано с Великим постом и память которого празднуется всегда незадолго до наступления Великого поста – 28 января ст. ст. Кто не знает умилительной молитвы преп. Ефрема: «Господи и Владыко живота моего...», без которой невозможно представить себе великопостного Богослужения? Но мало кто из современных мирян знает, что и другие письменные творения преп. Ефрема – его изумительные по силе глубокого покаянного чувства вдохновенные назидательные поучения включены св. Церковью в круг великопостного Богослужения, в виде особых, положенных уставом, «чтений». Наряду с великим покаянным каноном преп. Андрея Критского , и эти дивные поучения преп. Ефрема (которые – увы! – вовсе не читаются теперь в приходских храмах) таковы, что «и самую жесточайшую душу довольны умягчити и к бодрости благой воздвигнути» (синаксарь четвертка 5-й седмицы поста). Многоплодовитый духовный писатель и проповедник преп. Ефрем Сирин оставил после себя множество замечательных и разнообразных по содержанию письменных творений, высоко оцененных Св. Церковью. Соотечественники его наименовали его «пророком сирским», но слава его вскоре распространилась далеко за пределами его отечества во всей Вселенской Церкви, великим отцом и учителем которой он стал на все последующие времена. Блаженный Иероним пишет о нем. «Ефрем, диакон эдесский, достиг такой славы, что в некоторых церквах сочинения его читаются публично после Священного Писания». «Прославлять мне надобно того», говорит св. Григорий Нисский , «кто в устах всех христиан – Ефрема Сирина , того Ефрема, котораго жизнь и наставления сияют в целом мире». Блаженный Феодорит не иначе называет преподобного Ефрема, как «чудным Ефремом», а св. Феофан – «великим Ефремом». Творения преп. Ефрема – истолковательные, догматические и песнопевческие – показывают в нем и глубокое знание Священного Писания и обширную ученость.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

     Прощеное воскресение Сегодня наступил последний день перед Великим Постом. День Прощеного воскресенья завершает нашу подготовку к Великому посту. В прошедшие подготовительные недели о Закхее, мытаре и фарисее, о блудном сыне, о Страшном суде Церковь уже пела и читала песнопения Постной Триоди, как бы напоминая нам о приближении Великого Поста. Последняя неделя перед постом, Масленица (хочу напомнить, что в переводе на английский или на латынь это слово звучит как «карнавал», состоящее из слов «мясо» и «прощай») – самая приуготовительная: мы прекращаем есть мясную пищу и постепенно входим в пространство Великого Поста. Поэтому ко дню, когда совершается чин прощения, когда песнопения сменяются минорными и постными и звучит прокимен «Не отврати лица Твоего от отрока Твоего», когда священнослужители переоблачаются из светлых одежд в темные, – мы приходим уже подготовленными. Даже сам строй масленичной недели, со всеми ее народными названиями – золовкины посиделки, тещины вечерки – как раз говорит нам о том, что в эти дни желательно, по нынешним меркам хотя бы позвонить, а лучше все-таки навестить своих родных и близких, чтобы примириться. Чин прощения на самом деле совершается не только в Прощеное воскресенье, но и на протяжении всего Великого поста. Каждый день в храме священник обращается к народу: «Простите меня, отцы, братия и сестры, еже согреших пред вами словом, делом или помышлением…» и получает ответ: «Бог простит, и нас прости!». В заключение священник произносит: «Благодатию Своею Бог да простит и помилует всех нас». Получается, что Прощеное воскресенье, с одной стороны, знаменует окончание многонедельной подготовки к Великому посту, а с другой, начало Великого поста, важной целью которого является наше примирение с Богом и людьми. Хотелось бы подчеркнуть, что значит прощение. Слово это обозначает не только прощение обиды. Бывает, что какой-то глубинной обиды между людьми вовсе нет, а отношения натянутые, непростые. Тут уместно вспомнить, что слова «простить» и «просто» однокоренные неслучайно: очень важно, чтобы между нами и нашими близкими не было каких-то внутренних или внешних сложностей.

http://pravoslavie.ru/101355.html

     Середина поста. И мы с тревогой прислушиваемся к себе: есть ли силы далее нести взятую на себя меру воздержания или в чём-то сделать послабление? Но не будет ли это дезертирством – уходить с поля духовной борьбы? В то же время в наши дни мы порой встречаем иную ситуацию. Люди, не обременяющие себя постом, рассуждают так: неважно, что есть в пост, главное – людей «не есть». Да, людей не надо «есть» в пост, но это не аргумент для его несоблюдения, потому что людей нельзя «есть» и вне поста. Вопросы о мере воздержания волнуют христиан не только перед постом, но и в его процессе. Нет и, наверное, не может быть единой практики поста: у всех разные обстоятельства жизни, разное состояние здоровья и не одинаковый духовный уровень. То, что один делает легко, другому даётся с тяжёлым трудом, а порой и на пределе сил. Поэтому говорить о единой мере не приходится. Надо смотреть на свои силы в начале поста, на их изменение в ходе поста. Стараться поститься так, чтобы это требовало определённых усилий, но не физического изнеможения, когда в итоге человек пост бросает, решая, что это не для него. Господу от нас нужно не голодание, а подвиг. «Сын Мой, – говорит Он, – отдай сердце твое Мне» (см. Притч. 23, 26). Бывает, человек по молодости, по неразумной ревности берёт на себя что-то выше своих сил, до конца не осознавая, полезно ли это в духовном плане, не приведёт ли к самомнению, к тщеславию. И тогда Господь начинает смирять его немощами: пей молоко и не почитай себя великим постником. Святитель Иоанн Златоуст в молодости был суровым аскетом, не жалел себя. Поселился в отдалении от города в пещере, молился, строго постился, и Господь дал ему болезнь. Тогда он понял – строгость поста должна соответствовать духовному уровню и быть разумной, а больные физически должны поститься в той мере, чтобы не причинить себе вреда. Он рассуждал так: кто не в состоянии поститься, пусть творит милостыню, усердно молится, ревностно изучает слово Божие – в этом «нисколько не препятствует нам телесная слабость». Не имеющий возможности поститься «пусть примиряется с врагами» и «изгоняет из души своей всякое памятозлобие», – наставлял святитель и далее говорил, что поступая так, человек «совершит истинный пост, такой, какого именно и требует от нас Господь».

http://pravoslavie.ru/111363.html

  Беседа о Посте   Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Мы вошли в Святой и Великий Пост. Православные христиане призываются воздерживаться от вкушения мяса, молока, яиц и рыбы и довольствоваться простой пищей. По официальной статистике, несмотря на все недавние разорительные бури истории, в России считают себя принадлежащими к Православной Церкви десятки миллионов людей. Все ли православные христиане постятся? Еще в начале века, когда вера была жива и церковные обычаи свято хранились, все постились. Дети постились, мужчины, женщины, все. Даже если кто заболевал, не решался нарушить пост. Во времена, когда все постились, как читаем мы у Ивана Шмелева в книге " Лето Господне " , на рынках невозможно было увидеть мясо от Чистого понедельника и даже раньше - от начала Сырной седмицы до Великой Субботы. Сейчас в России все совершенно изменилось. Люди в большинстве своем забыли прежние обычаи. Они забыли о голоде, который был в двадцатые годы в Поволжье, в тридцатые - на Украине, а в войну - везде, когда все вынуждены были поститься. И сейчас тысячи и миллионы людей недоедают - не только где-нибудь в Африке или в Азии, но в России, которая когда-то кормила хлебом всю Европу. Но " невольник - не богомольник " . Пока не станет вольным в России Пост, который предлагает Господь, ничего не изменится. Посмотрите сами на это, хотя бы с практической точки зрения. Если бы Россия, за исключением настоящих больных, постилась Великим Постом и в другие постные дни, не было бы такого недостатка в мясных продуктах, какой мы имеем теперь. Так что Пост полезен и необходим не только с религиозной точки зрения, но и с социально-экономической. Вы, конечно, скажете, что России это вряд ли поможет, слишком разорено все сельское хозяйство за годы " перестройки " . Да, действительно, даже в этой сфере все обстоит гораздо серьезней. Но это " гораздо серьезней " означает, на самом деле, только то, что Пост имеет духовное измерение. А разрушение главного, духовного в жизни приводит неизбежно, рано или поздно, к распаду во всех ее сферах. Пост восстанавливает истинный порядок жизни: если первое будет на первом месте, то и все остальное будет на своем месте. Но для этого Пост должен быть подлинным, духовным постом.

http://moral.ru/propoved/Prop_VPost-2_11...

Беседа в неделю блудного Сказана в Донском кафедральном соборе в 1846 году Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое. Пс.50:1 . Без сомнения, всякий и из самых простых православных христиан сколько-нибудь знает «Помилуй мя, Боже»; по крайней мере всякий не раз мог приметить, сколь часто употребляется псалом сей в молитвословиях наших. В настоящий перед святым постом и в первые великопостные воскресные дни, на утренневании нашем к Богу, он особенно представляется Церковью молитвенному вниманию нашему, братия, как могли все вы также слышать. Он поется теперь с особенной, – если можно так выразиться, когда речь идет о покаянии, – с особенной торжественностью. Ему предшествует громкая покаянная песнь: «Покаяние отверзи ми двери, Жизнодавче» и последует песнь еще более в том же роде трогательная: «Множества содеянных мною лютых помышляя, окаянный трепещу страшного дне суднаго!». В сей другой песни сказывается вместе и то, почему особенно в такие дни с особенностью петь нам надобно псалом «Помилуй мя, Боже». «Трепещу, – вопиет грешник, кающийся к Богу, – трепещу страшного дня будущего суда Твоего, Господи!» – и далее: «но надеяся на милость благоутробия Твоего, яко Давид вопию Ти: Помилуй мя, Боже, по велицей Твоей милости!» Итак, псалом сей возвещает нам, грешным людям, отраду и утешение в страхе, каким должны быть объяты все имеющие предстать, как и нам будет надобно сделать это в грядущие дни очищения, предстать пред суд Божий еще на земле, пред суд покаяния, дабы не стать нам грешниками на грозном суде Христовом в вечности. Вникнем посему ныне, братия мои, в смысл и употребление во Св. Церкви псалма «Помилуй мя, Боже», собственно по отношению его ко времени покаяния и к кающимся. Псалом сей написан Пророком Давидом и отдан им ликоначальнику певцов для пения в Скинии Божией, написан в последствие двух особенных Давидовых прегрешений, как молитва покаяния. И Давид, и он, муж по сердцу Божию, в своей кроткой жизни тяжко согрешил некогда перед Богом – отнятием чужой жены и назначением ее мужа в такое опасное место, где бы он мог быть убит, и действительно, убит.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Semeno...

Бог есть любовь! Почему я должен бояться Его Суда? Почему люди запрограммированы на то, чтобы производить на других впечатление? Хорошо это или плохо? Как жить с этим свойством. Об этом — инокиня Васса (Ларина) за традиционной чашкой кофе. Привет! Я сестра Васса, и я буду пить кофе, здесь в Вене, в Австралии, перед тем, как идти сегодня на работу. Да, конечно, я имела в виду Австрия, а не Австралия. Просто хотела проверить, достаточно ли вы внимательны. Притом мне надоело всё время повторять одно и то же. Погода сейчас, здесь, в Вене, в этот переходный период, между зимой и весной, непостоянная. Кажется, что постоянно идет дождь. В самом деле, даже в солнечные дни вдруг неожиданно начинается дождь. Очень странно. Вы видели такое? Когда в солнечный день идет дождь? Эта неделя по византийскому литургическому календарю последняя перед началом Великого поста — длительного периода поста перед самым важным из всех праздников — Пасхой, Воскресением Христовым. Это воскресенье, за неделю до начала Великого поста, называется Мясопустная Неделя, потому, что мясо мы едим последний раз перед Пасхой, в то время, как молочные продукты и рыбу по-прежнему есть можно. Эта последняя неделя перед Постом, называется Седмица сырная или, по-русски, «Масленица». На латинском Западе существует аналогичная традиция прощания с мясом, праздничное время непосредственно перед Великим постом называется «Карнавал», название происходит от слов «сагпе» (мясо) u «vale» (прощание), в поздней латыни означавшее»прощание с мясом». В это время люди наряжаются в яркие наряды, символизируя этим изменение себя и своей обычной, повседневной жизни и вступление в новый образ жизни периода Великого поста. В обеих традициях, восточной и западной, так или иначе, мы вступаем в переходный период, постепенно направляя наши мысли и сердца к особому времени, ведущему к Пасхе. В это воскресенье, согласно византийской традиции, мы обращаемся к не очень популярной теме, к теме Страшного суда. Молитвы из книги под названием «Триодь», которую я показывала вам на прошлой неделе, которые мы сейчас поем в церкви, все говорят о Последнем Суде, когда Христос придет во славе, и будет судить каждого из нас за то хорошее и плохое, что мы сделали в этой жизни.

http://pravmir.ru/kofe-s-sestroj-vassoj-...

Грехи и страсти. В чем разница. 15.03.2023 12:03:23 Иерей Сергий Генченков: Здравствуйте, дорогие радиослушатели! Сегодня всех вас поздравляю с Великим постом. Началась у нас вторая седмица. Торжество Православия мы с вами празднуем и благодарим Бога за возможность нам с вами поститься постом приятным и благодарить Бога за то, что вот так все премудро и красиво в Церкви Божией устроено. Конечно, поздравляю с календарной, ну пусть еще по новому стилю, но уже с календарной весной. И сегодня, можно сказать, пост у нас только в начале. Хотел бы разобрать с вами такую тему, важную тему: грехи и страсти. В чем разница? Что это значит? Потому что сейчас Великий пост, и самое время над такими вещами поработать. Во-первых, кто бы нам помог разобрать эту тему – это преподобный авва Дорофей. Его же молитвами святыми Господь не оставит нас. Подвижнические наставления святого преподобного аввы Дорофея из второго тома «Добротолюбия». Преподобный авва Дорофей в конце 6 – начале 7 века жил и оставил нам замечательные душеполезные свои поучения и подвижнеческие наставления, которые перевел святитель Феофан Затворник для нас. И составилась пятитомное «Добротолюбие», ценнейшее, конечно, особенно для поста и для нас, в том числе и мирян. То есть не только для монахов, но и для тех, кто живет в миру, очень ценные наставления. И вот как раз у него первое слово. Давайте я вам зачитаю, чтобы нам сразу взять ритм. В первом же своем слове он говорит так: «По благости Своей Бог дал нам заповеди, очищающие нас, дабы мы, если пожелаем, могли соблюдением заповедей очиститься не только от грехов, но и от самых страстей, ибо иное суть страсти, и иное грехи». Не одно и то же. Из-за чего мы с вами и разбираемся в этом. «Страсти суть: гнев, тщеславие, сластолюбие, ненависть, злая похоть и тому подобное. Грехи же суть самые действия страстей, когда кто приводит их в исполнение на деле, т.е. совершает с телом те дела, к которым побуждают его страсти; ибо можно иметь страсти, но не действовать по ним». Вот такое первое слово.

http://radonezh.ru/2023/03/15/grehi-i-st...

Закрыть itemscope itemtype="" > Владыка наших душ Памяти митрополита Евлогия 22.07.2021 1498 Фото: Предоставлено автором Время не просто бежит, а летит – год прошел незаметно… и не верится, что владыки Евлогия нет с нами. Он уже на небесах и оттуда внимательно следит за происходящим, молится за нас, грешных. Владыка Евлогий вошел в Попечительский совет фонда Андрея Боголюбского в 2011 году, тогда и состоялась наша первая личная встреча. Как известно, и жизненный опыт это подтверждает, самое верное впечатление – это первое. Неторопливость, рассудительность, желание вникнуть в суть вопроса и тихо сказать необходимое и нужное – в этом была суть общений с митрополитом Евлогием на протяжении девяти лет. Владыка не любил суеты и праздности, всегда был спокоен и приветлив. Глядя и слушая его, самому хотелось как-то усмириться, стать мягче, добрее, проникнуть в глубину происходящего и дарить любовь. Наши встречи с владыкой Евлогием проходили, в основном, перед Великим Постом. Если честно, то я сама стремилась попасть на встречу с ним именно перед Постом. Мы обсуждали дела и планы фонда, испрашивая благословения и совета на различные деяния. У митрополита Евлогия был необыкновенный дар, и это отмечают многие из его окружения – он не только сам стяжал благодать, но и щедро делился ею с другими. В этом состоит одна из целей христианского делания, христианской жизни, образцом которой был митрополит Евлогий. После наших встреч у меня словно вырастали крылья, и душа пела и летала, правда, хватало этого состояния не надолго, но и это так помогало в начале поста – укрепиться в вере, напитаться этим божественным духом, который исходил от владыки. Как высоко он поднялся к Богу, как получал столько благодати, что передавал ее другим?! Это удивительный факт, и мне посчастливилось прикоснуться к нему. Сегодня хочется вспоминать митрополита Евлогия именно как человека, молитвенника. Незабываемые ежегодные Крестные ходы на Боголюбскую икону Божией Матери, Крестный ход к храму Покрова-на-Нерли были организованы и пропитаны духом митрополита. Он укреплял нас в вере, направлял по нужной дороге. Последнее время владыка Евлогий часто вспоминал свое детство и рассказывал много интересного… И только приходится удивляться, как в такой самой простой семье мог родиться человек такой святости?! Уже в пять лет владыка знал свой путь. Приехав в Москву и посетив вместе с мамой Елоховский собор, он всю обратную дорогу бегал по вагону и всем сообщал, что будет священником. А уста младенца, как известно, глаголят истину...

http://ruskline.ru/news_rl/2021/07/22/vl...

Искушения в пост – это замена подвига Только сели, уже пора выходит. Досифей спрашивает: – А есть-то будем? – Так ведь уже поели. – Как поели?! Это же только закуска была! – Я же тебе говорил, не сможешь. Ну ладно, ешь, но не объедайся. Раздели свою привычную порцию на восемь частей, семь съедай, а восьмую оставляй. 15 февраля, 2010 Только сели, уже пора выходит. Досифей спрашивает: – А есть-то будем? – Так ведь уже поели. – Как поели?! Это же только закуска была! – Я же тебе говорил, не сможешь. Ну ладно, ешь, но не объедайся. Раздели свою привычную порцию на восемь частей, семь съедай, а восьмую оставляй. Читайте также: Протоиерей Николай Балашов: Попытки неподготовленных мирян поститься со всей монашеской строгостью могут закончиться плачевно О том, как правильно провести пост, порталу « Правмир » протоиерей Валериан Кречетов, настоятель храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы в селе Акулове. Отец Валериан, чем определяется степень строгости поста? Существует три общеизвестных степени поста . Самый легкий постный день – когда не разрешаются мясные и молочные продукты животного происхождения, а допускается рыба, морепродукты, растительная пища и растительное масло. Вторая ступень, более строгая – когда рыба не разрешается, но можно есть растительную пищу с растительным маслом. Еще более строгая,  третья ступень – растительная пища без растительного масла. Кроме того, есть, особенно Великим постом, дни, когда пища вообще не вкушается. Посты в календаре расположены по строгости крест накрест. Великий пост и Успенский пост – Рождественский пост и Петров пост . Строгие постыВеликий, предпасхальный пост и Успенский – перед Успением Пресвятой Богородицы . Великий пост венчает Страстная седмица, когда мы вспоминаем Крестные страдания Спасителя. Конечно, потом мы торжествуем Воскресение Христово, Пасху, но все-таки ее предваряют эти скорбные дни. Успение – тоже печальное расставание с Матерью Божией. Хоть и говорится «во успении мира не оставила еси, Борогорице», но все-таки видимым образом Матерь Божия от нас ушла на небо. Поэтому печальные события, естественно, предваряются более строгим постом. В Великую Пятницу на Страстной седмице не полагается даже вкушать пищу.

http://pravmir.ru/iskusheniya-v-post-eto...

Как не удариться в пост ради поста? Протоиерей Алексий Уминский — о радости «по заслугам» И можно ли у Бога что-то заслужить? 4 марта, 2023 И можно ли у Бога что-то заслужить? Сегодня ты ешь вот это, завтра вот это, в третий день ты вообще ничего не ешь, а в четвертый тебе позволено немножко порадоваться — мы увлеченно изучаем Типикон, чтобы найти для себя хоть какие-то ориентиры. Но каждый человек постится, потому что это ОН постится, уверен протоиерей Алексий Уминский. И в это время важно задуматься о потере и поиске отношений с Богом, соскучиться по Нему, обрадоваться встрече. Можно ли заслужить радость у Бога, почему человеку нужен ориентир и как нам понять цель своего личного поста? Почему иногда кажется, что как ни соблюдай пост, все равно немного «виноват»? Я с этим совершенно не согласен. Пост не ставит человеку задачу оправдаться перед Богом или перед ближним. И если человек хочет оправдаться перед Богом постом, как всяким другим делом, значит, он не очень хорошо понимает, Кто его Бог. И поэтому самое главное чтение, которое звучит перед Великим постом, — это Евангелие от Матфея: «Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше». И вопрос поста лежит не в том, чтобы оправдываться какими-то внешними делами, что-то в себе умерщвлять, от чего-то постоянно отказываться или превращать пост в постоянное переживание о своей негодности или никчемности. Это вопрос того, как ты теряешь Бога, это поиск отношений, когда Бог по-настоящему необходим, когда Бог для человека — это живое, родное, это Отечество наше. Когда человек по Богу может соскучиться, когда он при встрече с Ним необыкновенно радуется и может назвать Его по имени, как это делал царь-пророк Давид: «Радость моя!» И в этом смысле пост никак не может быть тем, о чем вы меня сейчас спросили. Может ли и должен ли человек решать сам, как ему поститься? Как человеку поститься — это, конечно, в его воле. Но тем не менее нам всегда необходимы, особенно в области церковной, некоторые ориентиры. Человек — существо воспитуемое, и пост в том числе — это один из методов церковной педагогики, если можно так сказать. И поэтому человеку надо понять, в чем заключается его пост, каковы приоритеты этого поста должны быть именно для него, на чем акцентирует внимание Церковь.

http://pravmir.ru/kak-ne-udaritsya-v-pos...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010