Он начинается сразу после Богоявления и продолжается до Пасхи; входящий в состав этого периода общецерковный 40-дневный пост, оканчивающийся в Великий четверг, проводится более строго. Принятые в V-VI вв. в Риме для В. п. 6 седмиц без воскресений дают в совокупности только 36 дней, поэтому не позднее VII в. В. п. в Римской Церкви был удлинен еще на 4 дня - его начало с 6-го воскресенья (к-рое собственно и называется Quadragesima - Четыредесятница) до Пасхи было перенесено на предшествующую среду. В таком виде В. п. стал в лат. Церкви общепринятым, хотя первоначально практика пощения в разных областях различалась (напр., в Испании В. п. длился 5 седмиц, а в Милане - 6, без прибавочных 4 дней). В VI-VII вв. В. п. был дополнен подготовительным периодом - предварительными воскресеньями т. н. 70-цы, 60-цы и 50-цы (Septuagesima, Sexagesima, Quinquagesima), к-рые являются воскресными за 3, за 2 и за 1 (или за 1/2) седмицы до поста. В итоге период аскетической подготовки к Пасхе достиг продолжительности в 9 седмиц. Месса в течение В. п. первоначально совершалась, видимо, только по воскресеньям. По средам и пятницам В. п. в Риме в IV в. совершалась только литургия Слова; в V-VI вв. к этим дням были добавлены понедельник, вторник и суббота; после VI в. во все эти дни уже совершалась полная месса; при папе Римском Григории II (715-731) мессу стали совершать и по четвергам В. п. В позднейших памятниках месса совершается во все дни В. п. (единственные дни без мессы в рим. обряде - Великие пятница и суббота). В Риме, как и в др. городах христ. мира, В. п. был связан с огласительным циклом, а также с принятием кающихся. Днями, особо связанными с оглашением, были среда, пятница и суббота 3-й и 4-й седмиц В. п. (соответствуют визант. 4-й и 5-й седмицам). Оглашаемые принимали Крещение на Пасху (см. ст. Великая суббота ), кающиеся же допускались к покаянию в среду перед воскресеньем Quadragesima и вновь принимались в церковное общение в Великий четверг . С течением времени огласительные обряды вышли из практики, что повлияло на структуру великопостного рим.

http://pravenc.ru/text/150109.html

Тропарь 6 часа: «Иже в шестый день же и час на Кресте пригвожден в рай дерзновенный адамов грех , и согрешений наших рукописание раздери, Христе Боже, и спаси нас». Стих 1: «Внуши, Боже, молитву мою и не презри моления моего». Стих 2: «Аз к Богу воззвах, и Господь услыша мя» Тропарь 9 часа: «Иже в девятый час нас ради плотию смерть вкусивый, умертви плоти нашея мудрование, Христе Боже, и спаси нас». Стих 1: «Да приближится молитва моя перед Тя, Господи, по словеси Твоему вразуми мя». Стих 2: «Да внидет прошение мое перед Тя, Господи, по словеси Твоему избави мя». В среду и пяток сырные эти тропари не поются, а читаются. В праздники Благовещения, храмовый и великого святого читается тропарь праздника (великопостный тропарь часа оставляется). После произнесения священником: «Слава», чтец: «И ныне»: Богородичен часа. В Великие Понедельник, Вторник и Среду после Богородична часа на часах – чтение Евангелия. На 6 часе после Богородична: «Яко не имамы дерзновения» произносится тропарь пророчества, затем поется прокимен. Священник: «Вонмем». Чтец: «Глас 6: Спаси, Господи, люди Твоя» (или другой прокимен, указанный наряду в Триоди). Слово «прокимен» чтец не произносит. Хор поет прокимен. Священник: «Премудрость». И читается паремия из Книги пророка Исайи. Затем поется второй прокимен, после чего (на 6 часе) чтец читает: «Скоро да предварят ны». Трисвятое по «Отче наш», тропари дня по Часослову и далее, как на первом часе, только отпуста после 3 и 6 часов не бывает. Перед молитвой святого Ефрема Сирина возглас на всех часах: «Боже, ущедри ны». На 9 часе молитва святого Ефрема Сирина читается только один раз с 3 великими поклонами, на других часах и изобразительных: поклонов великих – 4, малых – 12. В праздники на часах – только по 3 великих поклона. На 3, 6 и 9 часах после молитвы святого Ефрема Сирина читается молитва часа. ПОСЛЕДОВАНИЕ ЧИНА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ Непосредственно за 9 часом совершается последование изобразительных (завеса царских врат открывается). Хор: «Во Царствии Твоем», с припевом «Помяни нас, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем» (псалмы «Благослови, душе моя, Господа» и «Хвали душе моя» – не поются).

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

Часы поются или вседневные (в субботы и недели Четыредесятницы, в четверток и субботу Страстной, причем в эту субботу 3, 6 и 9-й часы совершаются вместе и после них бывает отпуст), или великопостные (в прочие дни Четыредесятницы и Страстной седмицы), причем на великопостных часах в дни Четыредесятницы поклоны только на 1 часе и в конце изобразительных (на часах же 3, 6 и 9-ом поклонов не полагается), а в Страстную – на каждом часе; на Крестопоклонной седмице в понедельник, среду (на 1-м часе) и пятницу (по отпусте часов) бывает поклонение Кресту; в Страстную седмицу на часах читается Евангелие; на Благовещение в Великий Пяток часы те же, что полагаются в Великий Пяток, а в Пасхальную седмицу _ пасхальные часы. Когда на Благовещение совершаются великопостные часы, а также в четверток, пяток и субботу Страстной, – в эти дни вечерни совершаются пред литургией; в субботы и недели 3, 4, 5 и 6-й седмиц Четыредесятницы и в Пасхальную седмицу вечерня бывает после литургии. Литургия, в какой бы день ни случился праздник Благовещения, всегда совершается полная – Иоанна Златоуста или Василия Великого , если праздник случится в тот день, когда по Уставу положена сия последняя; вместо «Достойно...» поем ирмос праздника (см. 8 сентября), кроме недели Ваий, Великих Четвертка и Субботы, когда этот ирмос поется только в храмах Благовещения (а в прочих – ирмос Триоди), и кроме дней Пасхи, когда поется припев и ирмос Пасхи. В день Благовещения после литургии, вечером, или отправляется вечерня и малое повечерие (если в этот день вечерня не совершается до литургии) или одно повечерие (если в этот день вечерня была до литургии). Если 26 марта полагаются великие поклоны, то эти поклоны бывают и на вечерне и на повечерии 25 марта. В частности, когда Благовещение случится во вторник и среду Страстной седмицы, то накануне праздника вечерня следует непосредственно за чтением часов (3, 6 и 9-го) и изобразительных. На вечерне к стихирам Триоди на «Господи, воззвах» присоединяются стихиры праздника, кроме того на этой вечерне бывает вход, читаются паремии дня (Триоди) и праздника (три).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/na-...

936. Устав Церковный , в восьмушку; без начала и конца, 331 л., полууставом XVII в., без переплета. В средине рукописи между листами 192 и 193 не достает нескольких листов. Порваны с ущербом для текста листы: 326–331. На полях внизу листов 1–9 приписка скорописью: «Николе и Рожеству Богородицы Оларевские волости вдовы священник поп Стефан а подписал сын его Сенька». Состав: за оглавлением рукописи, от которого сохранился лишь конец на 1-м листе, следуют: 1) устав како пети в праздники Господския и Богородичны и нарочитых святых (3–5); 2) глава 1-я: начало всенощнаго бдения сиречь великие вечерни (5 об.–14); 3) главы 2–16: о том, «како поются каноны во охтаи с миниею» в неделю и дни седмичные (14–17;) 4) главы 17–20: аще когда прилучится в пост святых апостол и Богородица и Рождества Христова в понедельник или в среду или в пяток святый не имея тропаря, тогда поют аллилуия (17 об.–20); 5) главы 21–25: о службе субботней и о вечерни и о утрении и о литургии егда поется Бог Господь (20–24); 6) главы 26–28: об особенностях богослужения на Господские и Богородичные праздники (24–25); 7) глава 29: подобает ведати аще прилучится в пролозе о недели святых отец слово (25 об.); 8) глава 30: брату отшедшу ко Господу и творят за него братиа поклонов 15 (25 об.); 9) глава 31: о еже когда поется Честнейшую и когда не поется (26); 10) главы 32–128: последование церковнаго пения, собрания вселетнего (27–170), с Марковыми главами. Здесь излагается устав о богослужении во дни: Рождества Христова, Богоявления, Сретения и Вознесения Господня, Рождества Богородицы, Введения и Благовещения Богородицы, Воздвижения честнаго Креста, во дни предпразднства и попразднства сих праздников, а также в недели Праотец и Святых Отец пред Рождеством Христовым и во дни некоторых святых. Отметим следующия Марковы главы: 125) аще случится в неделю трусу и мученику Дмитрию; 126) Зачатию Богородицы. Аще Сретению пресвятыа иконы и Положению пояса и ризы и Зачатию Богородицы прилучится в понедельник или во вторник или в четверг и в субботу.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вторник, 29 марта 1977 В воскресенье вечером в Филадельфии на " миссии " , а затем на собрании о семинарии. На вечерне полная церковь, десять священников. В понедельник, вчера, – очередное собрание с англиканами, " интересующимися " Православием. Балаган и трата времени, какая-то низкопробная торговля об " обрядах " . Что-то предельно несерьезное во всем этом подходе… Весь день вчера теплый, весенний дождь, все уже зеленеет, " сквозит " , не сегодня завтра расцветут форситии. Суббота, 2 апреля 1977. Лазарева Со среды до пятницы утром – в Вашингтоне, два чудных, солнечных, " праздничных " дня. Барский старомодный отель Madison. Совершенно изумительные, солнечные дни. Вашингтон весь в совсем еще прозрачной зелени, а также в цветущих вишневых деревьях. В среду после обеда (утром я читал лекцию в Wesley Theological Seminary) – прогулка с Л. по чудесным уличкам Georgetown " а . Ужин во французском ресторане. В четверг – Jefferson Memorial, Capitol и National Gallery . Этот музей просто потрясает: в комнате Рембрандта (ап. Павел!) почти физически чувствуешь, в чем " смысл " искусства: в очищении, в возношении, в прикосновении к чистой, беспримесной радости… Начали с поздних французов – Моне, Мане, Писсарро, Сезанн, потом великие – Клод Лоррен… И, в конце, как climax , – Рембрандт. Праздник… После обеда – Arlington Cemetery, Lincoln Memorial и снова Georgetown, уютное, пустое французское кафе. Два дня отдыха, радости и свободы. Великий понедельник. 4 апреля 1977 Только что вернулся из Детройта, где вчера вечером служил " Пассию " и читал лекцию. До этого " полнота " Лазаревой субботы и Вербного воскресенья, самого " эсхатологического " из всех праздников. " Радуйтесь и паки реку: радуйтесь… " . В аэроплане – летя вчера в Детройт – дочитывал " Dйlivrance " , запись бесед по радио Филиппа Соллера и М.Клавеля. Книга, вызвавшая массу мыслей все о том же: о религии, о " трансцендентности " , о вере, о христианстве. Радикальное обличение Клавелем марксизма и фрейдизма как отрыжек XIX века, как последнего и страшного тупика, " вопиющего " к трансцендентности.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

К нашему предмету в этом уставе относится собственно 10-я глава „О святых постех Великом и о малых: Христова Рождества и святых апостол“. Она повторяет большей частью те особенности, которые мы сейчас отметили, но заключает и несколько своих собственных, впрочем, неважных деталей: также чистый понедельник проводится без поста, а в остальные дни сухоядение; в пятницу Федорову не полагается масла, а только по субботам, воскресеньям и по праздникам. Кроме того, по вторникам и четвергам одно блюдо с маслом. В Благовещение и на другой день, если останется, можно есть рыбу и два блюда с маслом ради попразднества. В Великий четверг горячее без масла, а в Великую пятницу трапеза состоит из овощей и зелени невареных и теплой воды с тмином. В малые посты понедельник, среду и пятницу без масла, во вторник и четверг с маслом, а в субботу и воскресенье рыбу можно есть. Теперь нам следует перейти к порядкам иерусалимско-палестинским и охарактеризовать направление этой отрасли устава в вопросе о постах и обработке дисциплинарных правил. Родиной Иерусалимского устава были наиболее строгие монашеские обители Востока, члены которых, ведя одиночный, строгий образ жизни, предавались самым суровым подвигам аскетизма. Великие основатели палестинского монашества были в этом отношении блестящим примером, и довольно прочесть сказания о Иродионе Палестинском, Харитове Исповеднике, Герасиме и Савве Освященном, чтобы наглядно, со слов ближайших свидетелей и очевидцев познакомиться с этими суровыми проявлениями тамошнего подвижничества. На этой аскетической основе возникли и суровые посты сирийско-палестинских сектантов, против которых высказывалась православная сторона не в принципе, а благодаря их исключительной вероисповедной тенденции, явившись под именем манихейских, армянских, яковитских и других сектантских постов. Здесь появилось прибавление к посту в виде осьмой недели, против которого была направлена ваша неделя сырная; отсюда же ведет начало и более строгий способ провождения меньших постов, о котором патр.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

Кроме того, уставщик монастыря записывал усопшего брата еще в другие списки: на три года – в «урочные тетради» для вседневного поминовения, а для вечного поминовения – в монастырский синодик и в особую игуменскую тетрадь. Если кто из монахов или родственников давал вклад в монастырь, то «урочные лета» для таких иноков продлевались. Каждый новый год в урочном списке стоил один рубль. Вклад давали не только деньгами, но и платьем, хлебом. Все это тщательно записывалось. Посоветовавшись с соборными старцами, игумен мог прибавить некоторым старцам «урочных лет» и без вклада, за особые труды на монастырь. По прошествии «урочных лет» уставщик должен был вычеркнуть из списка имя инока, но оно оставалось в вечном синодике. Вседневное поминание считалось самым важным, потому что оно читалось во все дни, когда служили литургию, не исключая и великих праздников. Священник или диакон прочитывал вседневные списки вслух или тайно на литургии два раза: во время проскомидии и после чтения Евангелия. Кроме того, их читали на утрене, на заупокойных литиях, которые служили после вечерни и утрени, на панихиде и над заупокойной кутьей после обедни. Вечный же синодик читался не всегда: в Великий пост его читали только по субботам; от Лазаревой субботы до недели Фоминой и во все воскресенья, великие и большие праздники со всенощным бдением его не читали. Чтение синодика совершалось не священниками, а простыми монахами в таком порядке: начинали на часах перед литургией, а если не успевали прочитать за литургией, то продолжали на вечерне и панихиде. Иногда чтение синодика заканчивали уже на полунощнице (Шаблова. Практика поминовения, С. 56). Три раза в неделю в Волоколамском и Кирилло-Белозерском монастырях пели большие соборные панихиды – вечером (перед мефимоном) в понедельник, среду и пятницу (если в этот день не случался праздник со всенощным, полиелеем и великим славословием, попразднество Владычных праздников или навечерие того дня, когда служба совершалась собором). В Кирилло–Белозерском монастыре во время царских панихид на столе ставили по четыре свечи, кутью и мед на блюде в большем количестве, чем на рядовых панихидах. А на каноне в чаше ставили квас. На рядовых панихидах на столе зажигали одну свечу также ставили кутью и мед, а на каноне – рядовой квас. В понедельник, вторник и четверг служили заупокойные литии после вечерни и заутрени, половину списков прочитывали вслух, а половину про себя, чтобы ускорить службу (Обиходник Иосифова монастыря. XVI в.//Горский. С. 396–397).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Круг триодный постный, поскольку опять таки он тождественен во всех трех Уставах, состоит, кроме толковательных слов Златоуста, из двух слов Василия Великого (по Иерусалимскому Уставу на среду и пяток сыропустной седмицы), одного – Григория Богослова (по Иерусалимскому – на неделю сыропустную), одного – Григория Нисского (похвальное Феодору Тирону, в субботу 1-ой седмицы), одного – Златоуста (толковательное слово об усопших, по Иерусалимскому Уставу – в субботу мясопустную) и затем – одного Ефрема Сирина (на неделю мясопустную), одного Андрея Критского (на неделю Ваий), одного Анастасия Синаита (по Иерусалимскому – на четверг Сыропустной седмицы), да мучения Феодора Тирона (суббота 1-ой седмицы) и жития Марии Египетской (по Иерусалимскому Уставу – на четверг пятой седмицы). Все эти произведения должно признать за несомненные составные элементы первоначального иерусалимского круга. Как мы уже говорили, сюда же должно отнести толковательные слова Златоуста, положенные в Иерусалимском и Алексеевском Уставах на первые дни страстной седмицы и в одном Иерусалимском – на великие пяток и субботу; а равно потому же самому принципу – слово Григория Богослова о нищелюбии, положенное в Иерусалимском Уставе на неделю мясопустную, удерживаемое в Алексеевском (в понедельниквторник сыропустной седмицы) и выброшенное в Евергетидском, наверное, за отсутствием непосредственного соответствия содержания этого слова понедельникувторнику сыропустной седмицы, куда оно было перенесено в первоначальной студийской практике, и за наличностью на самую неделю мясопустную более подходящих специальных слов с именем Златоуста 1054 . Студийская практика при первом же усвоении иерусалимской практики Уставных Чтений, приняв в себя это первоначальное иерусалимское ядро, сделала в нем тогда же свои дополнения и, соответственно этому, перестановки, сохранившиеся совершенно тождественно в обоих константинопольских Уставах. Изменения были нами уже указаны, а к дополнениям, общим обоим константинопольским Уставам и потому характерным для студийской практики вообще, принадлежат слова: Златоуста на неделю блудного сына, Ефрема Сирина на неделю мясопустную, Златоуста на пяток сыропустной седмицы, Андрея Критского и Иоанна Дамаскина на субботы мясопустную и сыропустную, послание Григория папы Римского на неделю первую поста, слова Феодора Студита и Иосифа Солунского на неделю крестопоклонную, Златоуста на пяток шестой седмицы (о злопомянии), Златоуста на великий четверг и Григория Антиохийского на великую субботу. Параллельно студийской практике, иерусалимская также усложняет свой состав новыми словами, из которых некоторые (отмеченные буквами Ев.) вошли и в позднейшую студийскую практику: Василия Великого на понедельник сыропустной седмицы – о еже внимай, Дорофея на пятницу и Ефрема Сирина на субботу той же седмицы, о неседальном на субботу пятой седмицы (Ев.), Георгия Никоиндийского на великий пяток (Ев.) и Епифания на великую субботу (Ев.).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vinogr...

Можно ли освящать восковые свечи в Сретение и какую при этом читать молитву? Не следует ли отлагать освящение их до Великого четверга? Освящение восковых свечей в Сретение или в великий четверг — обычай местный и далеко не везде известный. Особой молитвы для этого нет. (Ц. В-к 1893 г. В Типиконе 25 марта, на день Благовещания, когда он придется в пост, в трех местах в конце всенощного бдения, на первом часе и в конце изобразительных есть выражение: «три великие поклона». С молитвню ли св. Ефрема Сирина должны быть полагаемы эти поклоны? Практика различна. Указывается совершать эти поклоны при произнесении молитвы св. Ефрема Сирина только на утрени, после ектении «Помилуй нас Боже», на часах же в день Благовещения, случившегося в четыредесятницу, эти поклоны полагаются только по 1-м часе; но если Благовещание в страстные понедельник, вторник, и среду — три великие поклоны после каждого часа (Типик. послед. 25 марта; см. Никольского — Пособие к изучению устава, изд. 1900 г. стр. 564). (Ц. В-к 1902 г. Нужно ли совершать литургию преждеосвященных Даров в предпразднство Благовещения? В числе дней, в которые положена преждеосв. Литургия, празднество Благовещения в уставе не упоминается. Позволительно ли и благоразумно ли читать над яблоками, грушами, сливами и другими плодами молитву, положенную на благословение винограда — гроздия? В молитве, находящейся в месячной Минее, в службе 6 августа, благословляется один виноград, и испрашивается у Господа для вкушающих соделание их причастниками винограда истинного; в молитве, помещенной в большом и малом требниках, это последнее выражение еще яснее: да будет в нас, от того рождения лознаго причащающихся, в веселие и приносити Тебе дар во очищение грехов, священным и святым телом Христа Твоего. Таким образом виноград благословляется и как новосозревший плод, и как имеющий особое назначение быть веществом, необходимым для приношения безкровной жертвы. Но благословляемые у нас плоды ни в каком случае не могут служить веществом для совершения таинства св. Причащения. Поэтому странно читать ту молитву, которая не может быть приложима к освящаемым плодам по своему содержанию, тем более. Что молитва эта, как замечается в малых требниках, глаголется на гроздием, иде же виноград приносится в храм на благословение и в нашей стране — России, поелику, за исключением самого юга ее, виноград не произрастает, приносится в церковь 6 августа яблоки, и на благословение их положено читать молитву на благословение начатков овощей. Правда. В день Преображения Господня благословляется и освящается новосозревшая пшеница, и потому выражение молитвы: приносити Тебе дар во очищение грехов, священным и святым Телом Христа Твоего приложимо к благословению пшеницы; однако же и при этом лучше читать общую молитву, имеющую отношение к одному предмету, и никакого к другим. (Р.д.С.П. 1893 г.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Праздник Успения Пресвятой Богородицы — последний великий праздник церковного года. Он отмечается 15/28 августа. За две недели до праздника Успения Пресвятой Богородицы (1/14 августа) начинается Успенский пост. Согласно преданию, перед кончиной Пресвятой Богородицы к Ее смертному одру, в Иерусалим, чудесным образом с разных концов света собрались апостолы Христовы. Апостол Фома позже всех пришел ко гробу, однако тела Пречистой в нем уже не было, поскольку Она телесно вознеслась на небо. В богослужебных текстах, посвященных этому празднику, смерть Пресвятой Богородицы именуется блаженным успением и прославляется как восхождение к Источнику жизни — Богу. Праздником Успения Пресвятой Богородицы завершается годовой круг богородичных праздников, начавшийся праздником Рождества Богородицы. Годовой церковно-богослужебный круг включает постные дни и периоды. В календаре Православной Церкви — четыре многодневных поста: Великий, Рождественский, Петров и Успенский. Кроме того, постными днями являются каждая среда и пятница (кроме сплошных седмиц), праздники Воздвижения Креста Господня и Усекновения главы Иоанна Предтечи, а также Крещенский сочельник (канун праздника Богоявления). Древнейшим и наиболее важным является Великий пост вместе с постом Страстной седмицы. Для Великого поста характерны самые строгие правила воздержания от пищи. Типикон Русской Церкви предписывает монахам не вкушать вообще никакой пищи в понедельник, вторник и четверг 1й седмицы Великого поста и в Великую Пятницу, а также соблюдать сухоядение (то есть питаться невареной пищей) в среду и пятницу 1й седмицы и в будние дни всех прочих седмиц Великого поста и Страстной седмицы, исключая Великие Четверг и Пятницу. В субботы и воскресенья поста позволяется принимать пищу с растительным маслом, а на великие праздники Благовещения Пресвятой Богородицы и Входа Господня в Иерусалим (6е воскресенье Великого поста) — есть рыбу. В день Лазаревой субботы разрешается есть рыбную икру, а в Великий Четверг употреблять пищу с растительным маслом.

http://azbyka.ru/katehizacija/osnovy-kan...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010