Надо сказать, накопившийся за Великий пост голод по евангельскому слову на Страстной утоляется вполне. Мы в полном объеме услышим слово это на часах в первые три дня. Благословенная жизнь Спасителя нашего пройдет перед мысленным взором, чтобы отозваться в сердцах верных приобщением Кресту Христову, отозваться в действительности жизнью, достойной Евангелия. Темы чтения на утрени Великого Понедельника история засохшей смоковницы, последние проповеди Господа в храме, ответы испытующим Его. По Евангелии трипеснец, возвращающий нас в круг апостолов, слушающих Божественного Учителя любви: «Вас тогда Моих учеников познают вси, аще Моя заповеди соблюдете, глаголет Спас другом». (О, сладкая часть Христовой дружбы!) Учение о любви и смирении зазвучит и в стихирах на хвалитех и на стиховне, там же услышим и призыв Церкви сораспяться Христу, умертвиться «Его ради житейским сластем». Но чуть ранее пропоется возвышенный в великой своей простоте эксапостиларий, который будем слушать даже до Великого Четверга, «Чертог Твой». Царство Божие страшно близко, открыто оно любящим Христа, но кто не очищенный покаянием, в небрачных одеждах дерзнет взойти в чертог Любви, приблизиться к Жертве, приносимой за мир, «Огнь бо есть, недостойныя попаляяй». «Просвети одеяние души моея, Светодавче, и спаси мя». Обычно наутро, с Понедельника по Среду, когда читается большими частями Евангелие, слышим на 6м часе и пророчества Иезекииля. Сначала явление славы Господней, грядущей раскрыться в Кресте и Воскресении, видит пророк. Видит на фоне подобия четырех животных символов евангелистов, которым внимает в эти великие дни Церковь . Во Вторник будет прямое продолжение этого фрагмента. О чтении Среды особая речь и позже. Вечерня соединяется с Литургией Преждеосвященных Даров, и тут тоже и паремии и Евангелие. Чтения из книг Исхода и Иова повествуют о страданиях как целого народа Божия от притеснения во Египте, так и избранного праведника по особому попущению свыше. Очевидно указание на Христа и на Церковь, состраждущую Учителю и Господу.

http://azbyka.ru/strastnaya-sedmica-shap...

Соф. 523. XIV в. Л. 77 об.; Соф. 524. XIV в. Л. 79 об., 80) и на Рождество Христово (ркп. Петербургской публичной библиотеки. Соф. 526. XIV в. Л. 79 и об.), да и те встречались далеко не во всех Служебниках. Стали исчезать и «всегдашние» заамвонные молитвы, то есть предназначенные для вседневного богослужения, так что в редких экземплярах Служебников XIV-XV веков можно еще встретить одну из таких молитв: «Владыко, Господи Иисусе Христе, Боже наш, сподобивый нас Своея славы...» (напр., ркп. Петербургской публичной библиотеки. Соф. 526. XIV в. Л. 38—39). В XV веке заамвонная молитва «Благословляяй благословящыя Тя, Господи...» становится единственной заамвонной молитвой для Литургии как святого Иоанна Златоуста, так и святого Василия Великого; молитва же отпуста вечернего «Боже Великий и Вышний, Един имеяй безсмертие» была отнесена к числу семи светильничных (на своем «переходном месте» от конца вечерни к 103-му псалму эта молитва в настоящее время сохранилась в службе вечерни Пятидесятницы, где она читается иереем не тайно, а «на люди», в приложении к третьей коленопреклонной молитве), а молитва отпуста утрени «Хвалим, поем, благословим и благодарим Тя...» — к числу двенадцати утренних молитв.    Зато в Служебниках того времени появилась специальная статья, в которой указывались отпусты, положенные в великие праздники и на вседневном богослужении.    XV и XVI века — это время формирования наших современных отпустов. Оно происходило с известной постепенностью. Из сопоставления древних праздничных заамвонных молитв с современными праздничными отпустами, которые приводятся в теперешнем Служебнике в статье «Отпусты Владычних праздников, глаголемии в вечерню, во утреню и в литургию по чину», видно, что первые легли в основу последних, представляющих собой прославление празднуемого священного события.    Другой вид отпустов — «Отпусты дневнии во всю седмицы по обычаю Святыя Восточныя Церкве» — представляет своеобразное разделение на части приведенной выше молитвы из Синайского евхологиона 1020 XII-XIII веков «Христос, Истинный Бог наш...», с учетом «памятей» седмичного круга, как они расположены в службах Октоиха, а именно: в воскресенье — Воскресения Христова, в понедельник — Бесплотных сил, во вторник — Иоанна Предтечи, в среду и пятницу — Честного и Животворящего Креста, в четверг — Святых апостолов, а в субботу — Всех святых.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Соф. 523. XIV в. Л. 77 об.; Соф. 524. XIV в. Л. 79 об., 80) и на Рождество Христово (ркп. Петербургской публичной библиотеки. Соф. 526. XIV в. Л. 79 и об.), да и те встречались далеко не во всех Служебниках. Стали исчезать и «всегдашние» заамвонные молитвы, то есть предназначенные для вседневного богослужения, так что в редких экземплярах Служебников XIV-XV веков можно еще встретить одну из таких молитв: «Владыко, Господи Иисусе Христе, Боже наш, сподобивый нас Своея славы...» (напр., ркп. Петербургской публичной библиотеки. Соф. 526. XIV в. Л. 38—39). В XV веке заамвонная молитва «Благословляяй благословящыя Тя, Господи...» становится единственной заамвонной молитвой для Литургии как святого Иоанна Златоуста, так и святого Василия Великого; молитва же отпуста вечернего «Боже Великий и Вышний, Един имеяй безсмертие» была отнесена к числу семи светильничных (на своем «переходном месте» от конца вечерни к 103-му псалму эта молитва в настоящее время сохранилась в службе вечерни Пятидесятницы, где она читается иереем не тайно, а «на люди», в приложении к третьей коленопреклонной молитве), а молитва отпуста утрени «Хвалим, поем, благословим и благодарим Тя...» — к числу двенадцати утренних молитв. Зато в Служебниках того времени появилась специальная статья, в которой указывались отпусты, положенные в великие праздники и на вседневном богослужении. XV и XVI века — это время формирования наших современных отпустов. Оно происходило с известной постепенностью. Из сопоставления древних праздничных заамвонных молитв с современными праздничными отпустами, которые приводятся в теперешнем Служебнике в статье «Отпусты Владычних праздников, глаголемии в вечерню, во утреню и в литургию по чину», видно, что первые легли в основу последних, представляющих собой прославление празднуемого священного события. Другой вид отпустов — «Отпусты дневнии во всю седмицы по обычаю Святыя Восточныя Церкве» — представляет своеобразное разделение на части приведенной выше молитвы из Синайского евхологиона 1020 XII-XIII веков «Христос, Истинный Бог наш...», с учетом «памятей» седмичного круга, как они расположены в службах Октоиха, а именно: в воскресенье — Воскресения Христова, в понедельник — Бесплотных сил, во вторник — Иоанна Предтечи, в среду и пятницу — Честного и Животворящего Креста, в четверг — Святых апостолов, а в субботу — Всех святых.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3750...

2) На вторник, среду, четверток (исключая 5-й седмицы – день чтения Великого канона), пяток и субботу (исключая 5-й седмицы – день акафиста) Великой Четыредесятницы. 3) На вторник, среду Страстной седмицы. Посему великое повечерие не совершается: 1) На сырную среду и пяток, если в эти самые дни или накануне их (т. е. во вторник и четверток) случится Сретение (Тип., 2-го февраля), или храмовой праздник (Тип., храм. гл. 28). 2) Великое повечерие не совершается в посту на понедельник, так как канун сего дня есть день праздничный, воскресный. 3) Великого повечерия не бывает накануне того дня, в который читается на 5-й седмице Великого поста канон святого Андрея Критского , т. е. на четверток или на вторник 274 . 4) Не бывает великого повечерия и на, субботу 5-й седмицы Великого поста, субботу акафиста. Великое повечерие в соединении с утренею совершается на праздничные дни, на которые, вместо малой вечерни, отправлялась вечерня вседневная или великая, именно: 1) На Рождество Христово и Богоявление, в какие бы дни седмицы ни случались эти праздники. 2) На дни храмовые, если они бывают: а) в субботу 1-й седмицы Великого поста (Тип., храм. гл. 32) 275 ; б) во вторник, среду, четверток, пяток и субботу 2-й, 3-й, 4-й, 5-й, и 6-й седмиц Великой Четыредесятницы (Тип., храм. гл. 35). На день Благовещения, если он случится: а) до Недели ваий – во вторник, среду, четверток, пяток и субботу (Тип., послед. 25 и 26 марта); б) во вторник, среду и четверток Страстной седмицы (Тип., 25 и 26 марта). Малое повечерие читается во все дни не в посту, равно и в пост, в те дни, в которые, как видели, не указано великого повечерия. Есть дни, в которые в храме не положено читать повечерия, а назначено читать его в келии, например: в 5-ю Неделю Великого поста на день чтения Великого канона и на день акафиста (Тип., послед. среды и пятка 5-й седмицы Великого поста). Полунощница бывает вседневная, субботняя и воскресная. Они совершаются (та или другая, смотря по дню седмицы) на разные праздники великие, средние и малые, если только не будет на эти праздники совершаемо всенощного бдения.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

1122 г.- это единственный греч. памятник младше X в., сохраняющий мн. особенности древней иерусалимской литургической традиции. Однако в целом этот Типикон основан уже на визант. послеиконоборческой монастырской традиции, отраженной в Студийском и Иерусалимском уставах; система библейских чтений в нем представляет собой синтез древней иерусалимской и послеиконоборческой к-польской (как в Типиконе Великой ц.) систем. Последования служб первых 3 дней Страстной седмицы содержат богатый гимнографический материал (самогласные и подобные стихиры, седальны, светильны, тропари и проч.), количество песнопений почти вдвое превосходит обычное для послеиконоборческих монастырских памятников число песнопений этих дней. Утреня имеет следующие особенности: стихословятся 3 кафизмы; к Пс 50 прибавляются покаянные тропари; поются 2 различных кондака (один перед 8-й песнью трипеснца, др.- после нее); есть стихиры и на хвалитех, и на стиховне; между 1-й и 2-й частями утреннего славословия (т. е. между «Слава в Вышних» и «Сподоби, Господи») читаются паремии (Быт 1. 1-13, Притч 1. 20-32, Ис 5. 1-7 - в Вел. понедельник; Исх 19. 10-18a, Притч 2. 13-21, Ос 4. 1-6b - в Вел. вторник; Притч 3. 27-34, Ос 4. 13 - 6. 4 - в Вел. среду) и утреннее Евангелие (его выбор в целом основан на древней иерусалимской системе чтений: Мф 21. 18-22. 14; Мф 22. 15-24. 2; Ин 12. 17-50 соответственно в каждый из 3 дней); к утрене присоединяется 1-й час, на к-ром прочитывается то чтение, какое в Типиконе Великой ц. указано для тритекти в эти дни. После 1-го часа читается полностью одно из Евангелий (Мф - в Вел. понедельник, Лк - в Вел. вторник, Мк - в Вел. среду, Ин - в Вел. четверг). 9-й час включает начальный вечерний антифон к-польского песненного последования (Пс 85) и те паремии, какие в Типиконе Великой ц. указаны для вечерни этих дней. На вечерне после «Господи, воззвах» и входа читаются паремии соответственно древней иерусалимской традиции (с незначительными отличиями), а после «Свете Тихий» - Евангелие соответственно той же традиции; после Евангелия - «Сподоби, Господи», стиховные стихиры и особые молитвы об оглашенных и просвещаемых (в Типиконе приведен их текст; в Вел. среду Евангелие предваряется паремией (Зах 11. 11-14), читается после стиховных стихир и молитв об оглашенных и просвещаемых и завершается еще одной группой стиховных стихир, затем начинается литургия Преждеосвященных Даров); после отпуста оглашаемых совершается по сокращенному чину литургия Преждеосвященных Даров; каждый из 3 дней имеет особую заамвонную молитву для этой литургии. По окончании литургии служится паннихис с утренним евангельским чтением по иерусалимской системе (2-м из 2 возможных: Мк 11. 12-26, Лк 12. 35-59, Мк 14. 1-11 соответственно для каждого из 3 дней) ( Παπαδπουλος-Κεραμες. Ανλεκτα. Σ. 28-83). В православном богослужении X-XXI вв.

http://pravenc.ru/text/150085.html

Часовня преподобного Сергия Радонежского построена в 1996-1998 годах в традициях русской деревянной архитектуры. В 1999 году она передана в окормление храму мучеников Адриана и Наталии. Часовня открыта ежедневно с 10-00 до 19-00. Каждую среду в 14-00 здесь служится молебен с акафистом. В великие дни поминовения усопших (в Троицкую, Дмитровскую и Вселенскую родительские субботы, а также на праздник Радоницы) проходит великая панихида. В понедельник, вторник, среду и четверг первой недели Великого поста – читается покаянный канон преподобного Андрея Критского. В дни памяти преподобного Сергия Радонежского (5/18 июля и 25 сентября/8 октября) совершается торжественный молебен с акафистом и крестный ход вокруг часовни. Часовня находится на улице Малыгина рядом с санаторием «Светлана». Проезд — до остановки «улица Малыгина» от станций метро «Свиблово» (автобусы 176, 185), «Бабушкинская» (авт. 605, 696, маршрутные такси 46м, 482м), «Медведково» (авт. 774), станции «Лось» Ярославского направления Московской железной дороги (все перечисленные маршруты). Часовня пророка Иоанна Крестителя построена в 2005-2007 годах. Над её проектом работали Владимир Владимирович Ходнев и Елена Георгиевна Костина – те же архитекторы, которые до этого строили крестильную церковь. В Крещенский сочельник и сам праздник Богоявления (18 и 19 января по новому стилю) здесь освящают и раздают крещенскую воду. А в течение всего года в часовне работает приходская воскресная школа и проходят встречи молодёжи. Виртуальный тур по храму. Деятельность прихода [ править править код ] Святые [ править править код ] Святыни [ править править код ] Престольные праздники [ править править код ] Контакты [ править править код ] Адрес: 129337, Москва, Ярославское шоссе, дом 61, корпус 1 (по старой нумерации – дом 95) Ближайшее метро: Станция ВДНХ Телефон: (499) 183-27-92 (приходской дом), +7 (916) 422-16-38 (ответственный за работу с молодёжью Константин Озернов) Электронная почта: dubrovskiykot@gmail.com (ответственный за работу с молодёжью Константин Озернов), info@adrian-i-natalia.ru (редакция сайта)

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_мучеников...

В среду, как бы для обличения сребролюбия Иуды, изображена вечеря у Симона прокаженного. Когда «блудница простре власы Владыце, истощала миро многоценное» и изливала его со слезами на пречистые ноги Господа, тогда Иуда течет к иудеям и глаголет беззаконным, «что ми хощете дати и аз вам предам во еже распяти Его». В Страстную седмицу (после вечерни недели ваий) облачение бывает в темные одежды. Повечерие великое совершается на вторник и среду, а на прочие дни – повечерие малое. На утрени, кроме субботы, поется «Аллилуиа», а в субботу – «Бог Господь», и в понедельник, вторник, среду, четверток перед пением канона читается Евангелие, хотя и не поется полиелей. После Евангелия читается 50 псалом и в понедельник, вторник, среду – молитва «Спаси, Боже, люди Твоя». Начиная с Великого четверга до пасхальной субботы включительно, эта молитва не читается. В понедельник, вторник и среду положено на 3, 6 и 9 часах чтение четырех евангелистов – Матфея, Марка, Луки и Иоанна, до 14-й главы, до слов: «Ныне прославися Сын Человеческий», в приходских церквах обыкновенно чтение евангелистов Матфея, Марка и Луки бывает в седмицу, предшествующую Страстной седмице. В понедельник, вторник и среду Страстной седмицы совершается литургия Преждеосвященных Даров. В Великую среду оканчиваются великие поклоны с молитвою «Господи и Владыко живота моего». На часах перед литургией вместо обычного отпуста священник читает молитву «Владыко многомилостиве» (которая обыкновенно читается на великом повечерии). При чтении молитвы народ преклоняется главами к земле. По окончании молитвы как священник, так и братия (народ) просят друг у друга прощения. Затем бывает три великих поклона на «Буди имя Господне», и упраздняются совершенно в церкви бываемые поклоны великие. В Великий четверток воспоминается, как Господь смирился нас ради, умыл ноги учеников и преподал страшное таинство Тела и Крови Христовой, как молился в Гефсиманском саду и был предан Иудою. К особенностям службы Великого четвертка относится, во-первых, то, что на 1 часе полагается прокимен и паремия пророчества Иеремии (11:1«23; 12:1–5:9–15), в которой пророк созерцает враждования старейшин иудейских против Христа, видит Его кротость и незлобие, с какими предает Он Себя в руки беззаконных, и скорбь об них.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Повечерие (сокращенное, без начальных 6 псалмов) предваряется особой службой - паннихис, на к-рой исполняется трипеснец прп. Андрея Критского. На утрене в эти 3 дня вместо троичнов поется тропарь «      »; в Вел. понедельник и вторник стихословятся 3 кафизмы, причем после 2 первых поются седальны, после 3-й - кондак и икос дня; в Вел. среду стихословятся только 2 кафизмы, после к-рых поются седальны (кондак отменяется); после 9-й песни трипеснца (в Вел. вторник - двупеснца) поется эксапостиларий «    »; хвалитных стихир нет - только стиховные. Утренних евангельских чтений в эти дни в Евергетидском Типиконе нет, как и в др. студийских памятниках, но составитель Типикона отмечает, что в приходской практике его времени чтения присутствовали, в Типиконе они сознательно опущены. Особые указания даны относительно нек-рых кафизм утрени и 3-го часа Вел. среды.: непорочны (17-я кафизма) поются на текущий глас (с аллилуиариями гласа), «полиелей» (19-я кафизма) - на 2-й плагальный (6-й) глас. На всех часах с Вел. понедельника по Вел. четверг читается Четвероевангелие ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 542-545). Христос в доме Симона прокаженного. Миниатюра из Евангелия. 1693 г. (БАН. Арх. Ком. 339. Л. 490 об.) Христос в доме Симона прокаженного. Миниатюра из Евангелия. 1693 г. (БАН. Арх. Ком. 339. Л. 490 об.) Иерусалимский устав начиная с древнейших греч. и слав. рукописей и вплоть до совр. печатных изданий, излагает порядок совершения богослужения в первые 3 дня Страстной седмицы в целом одинаково. Службы происходят по чину седмичных дней Великого поста, но с рядом особенностей, главная из к-рых - отмена службы Минеи (кроме случая праздника Благовещения Пресв. Богородицы) и всех гласовых песнопений. Стихиры распределены так, что песнопения утрени и вечерни одного астрономического дня посвящены одной и той же теме (тем самым литургический день не начинается с вечерни накануне) - на вечерне просто повторяются стихиры утрени. В Великие понедельник, вторник и среду Псалтирь прочитывается полностью один раз (кроме кафизм с 1-й по 3-ю, прочитанных в неделю Ваий, и 17-й, к-рая поется в Вел.

http://pravenc.ru/text/150085.html

Успенский пост, продолжающийся две недели: от 1 до 15 августа, то есть – до праздника успения пресвятой Богородицы, церковь установила подражая Божией Матери, Которая пред Своим преставлением непрестанно пребывала в посте и молитве, и сим высказывая к Пречистой Деве Богородице любовь. Строгостию правил успенский пост превосходит посты Петров и Рождественский, но уступает св. четыредесятнице. В понедельнике, среду и пятом устав церкви в успенский пост предписывает сухоядение; во вторник и четверток варение без елея; по субботам и воскресеньям разрешает на вино и елей; а в день преображения Господня и успения пресвятые Богородицы, которым оканчивается, и на рыбу. (См. кн.: «Правила христ. жизни» священника Масловского). 5. Рождественский пост Рождественский пост, продолжающийся от 14 ноября до 25 декабря, то есть, около шести седмиц, иначе называемый в просторечии постом Филипповым, от имени апостола, коего память 14 ноября, установлен в воспоминание и честь рождения Христа Спасителя нашего. Важность этого события указывает на то, что оно додхно быть празднуемо не иначе, как по предварительном подготовлении к празднованию. Но это христианское подготовление наше, наиболее конечно молитвенное, не может быть без поста, почему и соединяется с ним. Правила воздержания, предписанные церковию в Рождественский пост, столь же строги, как и в Петров пост. В понедельник, среду и пяток запрещаются уставов церкви рыба, вино и елей и предписывается ясти сухоядение после вечерни; в прочие дни запрещается одна рыба, на которую разрешается в субботы, воскресенья и великие праздники, как например, в праздник введения во храм пресвятой Богородицы. От 20-же числа декабря, то есть, со дня предпразднества рождества Христова, и до 2 6, до дня самого рождества, «аще и суббота и неделя случится, не разрешаем на рыбу». (Устав церковн. в 14 ноября). Последний день Рождественского поста в просторечии называется сочельником, от сочива, то есть, кутии с медом, которую положено уставом есть на трапезе в сочельник. (Ц. У. 25 дев.). Есть обыкновение в этот день не есть до звезды; оно напомннает о явлении звезды на востоке, возвестившей волхвам о рождении Иисуса Христа, и внушает, что пост Рождественский должно хранить до самого праздника рождества Христова, (Смотри книгу «Правила христианской жизни», свящ. Масловского). 6. Пост в среду и пяток

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Примечание. После крещения и миропомазания младенца в 40-й день от рождения его, приносится он матерью во храм. Пред дверьми храма в притворе священнослужитель молится, чтобы Господь очистил мать младенца от всякой скверны душевной и телесной, а самого младенца благословил на всякое дело благое, и знамением креста отгнал от него всякую сопротивную силу и сопричислил его святому своему стаду словесных овец. По совершении молитв иерей взявши младенца на руки, и совершив им крестное знамение пред вратами храма, вносит его во храм с произнесением слов: воцерковляется раб Божий N или раба Божия во имя Отца, и Сына и св. Духа... Те же слова произносит среди храма и пред Царскими вратами, пред которыми полагает младенца в знак того, что он принадлежит Церкви, как член ее. § 225. Освящение мира Священнослужитель, совершающий миропомазание, только передает крещаемому благодатную силу таинства, которая сообщена миру освящающим его Архиереем 693 . Освящение мира совершается на Страстной седмице следующим образом: в первые Великие три дня: понедельник, вторник и среду производится мироварение. Состав мира приготовляется по особому чиноположению 694 из воды, елея, вина, благовонных трав и других ароматных веществ в знак многоразличных даров Св. Духа. Весь состав мира окропляется св. водой, освященной самым Архиереем. Приготовленное вещество влагается в мироваренные сосуды под которыми сам Архиерей возгнетает огонь, поддерживаемый потом священнослужащими иереями и диаконами. Во все время мироварения священнослужители читают непрерывно святое Евангелие. Приготовленное таким образом миро в Великую Среду, разливается потом в 12-ть сосудов, по числу 12-ти апостолов, которые одни имели право низводить на крещаемых благодать Св. Духа чрез возложение рук, и которое вскоре потом заменено миропомазанием. В Великий Четверток пред чтением часов, 12-ть сосудов священнослужителями вносятся во храм, поставляются на жертвеннике, и при великом входе предносятся сослужащими Архиерею пресвитерами пред Святыми Дарами. По перенесении, сии сосуды поставляются на престоле со Св. Дарами, и после освящения Св. Даров, святитель освящает миро крестным благословением каждого сосуда и особой молитвой, в которой испрашивается от Господа наитие Св. Духа на миро, к освящению душ и телес помазующихся им. В следующей за тем молитве святитель приносит благодарение Богу за освящение мира. Освященное таким образом миро после Литургии приносится в особое хранилище с пением 44-го псалма, воспевающего славу Соломона, после помазания его на царство. По требованию и распоряжению епархиального начальства освященное миро передается приходским священникам для запечатления им новокрещаемых. § 226. Начало установления сего таинства и образ совершения его в древности

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010