В студийских афоно-итал. памятниках утреня первых 3 дней Страстной седмицы имеет только 2 кафизмы; гласовые песнопения отменяются (вместо троичнов поется тропарь «      », вместо светильна - эксапостиларий «    »). Появляется практика читать на часах Четвероевангелие - в каждый из первых 4 дней Страстной седмицы (включая Вел. четверг) должно прочитываться по Евангелию, исключая Ин 13. 31-21. 25. В отличие от Евангелий вечерни, к-рые содержат рассказ о событиях 3 дней, чтение Четвероевангелия является примером изобразительного символизма в страстных службах: оно воспроизводит проповедь Господа в храме в продолжение этих дней. Каждый вечер поется великое повечерие с трипеснцем прп. Андрея Критского (сам песнотворец создал эти трипеснцы для утрень Страстной седмицы). Распределение песнопений такое же, как и в позднейших памятниках: стихиры на вечерне следуют той же тематике, что и на утрене, а содержание следующего дня появляется только в трипеснце повечерия. Каждый памятник имеет свои особенности. Так, по южноитал. Мессинскому Типикону 1131 г. Вел. среда имеет собственные тропарь в начале утрени и эксапостиларий («Ως πρνη σοι προσππτω να λβω τν φεσιν» (Как блудница Тебе припадаю, чтобы получить оставление) и «Ε κα κολοθησα τ πατοντ με χθρ» (Если я и последовал обольстившей меня вражде)); после 8-й песни трипеснца утрени следует кондак; хвалитных стихир на утрене нет; после изложения службы в Вел. среду замечено, что с этого дня на службах больше нет великопостных особенностей ( Mateos. Typicon. P. 229-233). По афонскому Георгия Мтацминдели Типикону сер. XI в. на утрене есть и хвалитные, и стиховные стихиры; великое повечерие оставляется со вторника ( Кекелидзе. Литургические груз. памятники. С. 282). По Евергетидскому Типикону кон. XI в., основанному на Студийском уставе, но отражающему малоазийскую и отчасти к-польскую практику, песнопения распределены по службам первых 3 дней Страстной седмицы так, что их начинают петь уже на вечерне накануне (как в Студийско-Алексиевском Типиконе).

http://pravenc.ru/text/150085.html

Часть IV. БОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТУРГИЯ Глава 1. ЧИНЫ БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ, ДНИ ИХ СОВЕРШЕНИЯ Суточное богослужение Православной Церкви завершается Божественной литургией. Божественная литургия – главное церковное богослужение, на котором совершается таинство Евхаристии: умилостивительное, благодарственное, хвалебное, творимое в воспоминание Спасителя и совершенного Им искупления мира, приношение Богу таинственной жертвы Тела и Крови Христовых под видом хлеба и вина и преподание их верующим для вкушения. В Русской Православной Церкви употребляются три чина Божественной литургии: святого Василия Великого , святого Григория Двоеслова , или Преждеосвященных Даров, и святого Иоанна Златоустог о. Божественная литургия святого Василия Великого совершается 10 раз в году: в навечерия или в самые праздники Рождества Христова и Богоявления, 1 января, в воскресенья 1-е, 2-е, 3-е, 4-е и 5-е Великого поста, в Великие четверток и субботу. Божественная литургия Преждеосвященных Даров совершается в среду и пяток первых шести седмиц и во вторник или четверг 5-й седмицы Великого поста, в понедельник, вторник и среду Страстной седмицы и в другие указанные Уставом дни Великого поста. Она может также совершаться в честь почитаемого святого, если память ему случится в понедельник, вторник и четверг Святой Четыредесятницы, но только в том случае, когда этому святому Уставом указан полиелей. В предпразднство Благовещения она совершается, если предпразднство бывает в среду и пяток. Непредвиденных Божественных литургий Преждеосвященных Даров быть не может, так как дни совершения их точно определены Уставом. Есть дни в году, когда не полагается совершать Божественную литургию, например в среду и пяток Сырной седмицы, потому что «в та два дни поем аллилуиа с поклоны, вечер и утро». К этим дням вполне приложима указанная известным православным канонистом Феодором Вальсамоном (XII в.) причина неслужения полной Божественной литургии во время Святой Четыредесятницы, кроме субботних и воскресных дней и праздника Благовещения Пресвятой Богородицы: «Постные дни учинены быть для плача и умиления, во очищение грехов каждого; приносить же Богу жертву есть торжествовать, а торжествовать не что иное есть, как веселие. Како убо может кто и плакать и купно радоваться?» Кроме указанных двух дней, Божественной литургии по той же причине не полагается Уставом в понедельники, вторники и четверги Великого поста, в Великий пяток, в пяток перед Рождеством Христовым и Богоявлением, если эти праздники случаются в воскресенье и понедельник.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Страстная седмица. Первые три дня В богослужении первых трех дней Страстной седмицы удерживается еще общий покаянный его характер. Но, помимо этого, каждый день посвящается особому воспоминанию, которое отражено в песнопениях и евангельских чтениях на утрени и литургии. В Великий Понедельник воспоминается ветхозаветный патриарх Иосиф, по зависти проданный братьями в Египет, пострадавший, а потом прославившийся и тем прообразовавший страдания Христа Спасителя, преданного на смерть соотечественниками. Кроме того, в этот день воспоминается проклятие и иссушение Господом бесплодной смоковницы, послужившей образом лицемерных фарисеев, у которых, несмотря на их внешнюю набожность, Господь не нашел истинных плодов веры и благочестия, а только лицемерную сень (тень) закона. Бесплодной, засохшей смоковнице бывает подобна и всякая душа человеческая, не приносящая духовных плодов – истинного покаяния, веры, молитвы и добрых дел. В Великий Вторник воспоминается обличение Господом книжников и фарисеев. Его беседы и притчи, сказанные в этот день в Иерусалимском храме: о дани кесаря, о воскресении мертвых, Страшном суде и кончине мира, притчи о десяти девах и о талантах. В притчах изображается неожиданность пришествия Господа (о десяти девах) и праведность суда Божия (о талантах). В Великую Среду воспоминается жена-грешница, омывшая слезами в помазавшая драгоценным миром ноги Спасителя, когда Он был на вечери в Вифании, в доме Симона Прокаженного, и этим приготовившая Христа к погребению. Здесь же Иуда мнимой заботливостью о нищих обнаружил свое сребролюбие, а вечером решился продать Христа иудейским старейшинам за 30 сребреников. Уставные особенности богослужения первых трех дней Страстной седмицы В первые три дня Страстной седмицы Устав предписывает прочитывать всю Псалтирь, кроме 17-й кафизмы, читаемой на утрени Великой Субботы. В Неделю (воскресенье) ваий, вечером, служба начинается с 9-го часа, затем следуют вечерня 159 и малое повечерие с трипеснцем. В Великие Понедельник и Вторник, вечером, служба начинается великим повечерием, а в Среду и в последующие дни, вечером, – малым повечерием. На всех повечериях поются трипеснцы св. Андрея Критского .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/p...

Содержание I. Паримия на вечерне в понедельник страстной седмицы Иов I, 1–12 II. Паримия на вечерне во вторник страстной седмицы Иов I, 13–22 III. Паримия на вечерне в среду страстной седмицы. Иов II, 1–10 IV. Паримия в великий четверток Иов XXXVIII 1 – 23, XLII , 1–5 V. Паримия в великий пяток Иов XLII, 12–17 Паримия в навечерии Богоявления из книги Бытия XXXII, 1–10     Книга Иова названа по имени лица, служащего главным предметом ее содержания. Книга начинается изображением благочестия и благосостояния Иова, затем описываются великие его страдания, коим подверг его диавол по попущению Божию, и беседы с друзьями. Друзья страдальца пришли утешить его и долго препирались с ним о причине его страданий. Они настаивали на том что он тяжко страдает в наказание за тяжкие грехи. Иов обличает неправоту их суждений и свое дело повергает на суд Божий. Бог действительно является для разрешения спора и указанием на чудеса Своей премудрости и силы в видимой природе превышающие разумение человеческое, дает понять Иову и его друзьям, как неуместны их попытки ясно постигнуть судьбы Божий в жизни человеческой. Иов смиряется пред Богом и раскаявается в смелости своих суждений об отношениях Бога к судьбе человека в этой жизни. Тогда Господь изливает Свой гнев на друзей Иова за их неправые суждения и повелевает им просить о себе молитв у Иова, а его преданность воле Божией вознаграждает тем, что снова дарует ему здоровье, детей и в сугубой мере наделяет его имуществом. Иов жил, как увидим, во времена патриархальные, до Моисея. Писатель книги неизвестен. Из книги Иова взято пять паримий, читаемых во дни Страстной седмицы. I. Паримия на вечерне в понедельник страстной седмицы. Иов. I:1–12 В сей паримии повествуется о личности Иова, о его земном благосостоянии и о дозволении Господа диаволу отнять у Иова земныя блага и не касаться только его жизни и здоровья. Иов. 1:1 . Человек некий бяше в стране Авситидийстей, емуже имя Иов, и бе человек он истинен, непорочен, праведен, богочестив, удаляяйся от всякие лукавыя вещи.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Во всех основных редакциях Студийского устава - таких, как Студийско-Алексиевский Типикон (отражает к-польскую студийскую практику 1-й пол. XI в.; это наиболее архаичный из сохранившихся полных студийских Типиконов; использовался на Руси до кон. XIV в.; текст см.: Пентковский. Типикон. С. 332-341), Евергетидский Типикон (отражает практику реформированного к-польского монашества посл. трети XI в.; текст см.: Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 429-444), Мессинский Типикон (отражает южноитал. (точнее, калабро-сицилийскую) практику XII в.; текст см.: Arranz. Typicon. P. 129-144),- Б. г. находятся в месяцесловной части после описания службы праздника и содержат указания для совпадения Благовещения с субботами и неделями поста, а также с каждым днем в период от Лазаревой субботы до понедельника Светлой седмицы. В каждом из них Б. г. заканчиваются статьями о порядке совместного исполнения триодных и минейных песнопений (т. е. комментарием к самим Б. г.) и о литургии в день Благовещения, совпавший с Великой пятницей. Евергетидский Типикон, кроме того, содержит краткое замечание о случае совпадения праздника с субботой Акафиста. Все Типиконы имеют практически одинаковые рубрики о празднике в Великие вторник и среду. В Студийско-Алексиевском и Евергетидском Типиконах совпадают нек-рые указания о вечерне в праздник, случившийся в Лазареву субботу и Великий пяток. В Студийско-Алексиевском и Мессинском Типиконах сходно описание Благовещения в Неделю ваий. Типиконы разнятся в элементах структуры праздника и в использовании гимнографии (см. ст. Благовещение Пресвятой Богородицы ). К Мессинскому Типикону близки Б. г. в Георгия Мтацминдели Типиконе (отражает афонскую практику сер. XI в.; фрагменты текста см.: Кекелидзе. Литургические груз. памятники. С. 256-260), а также Николо-Казолянском Типиконе (отражает южноитал. (точнее, отрантскую) практику XII в.; текст см.: Toscani Th. Ad Typica Graecorum ac praesertim ad Typicum cryptoferratense s. Bartholomaei abbatis animadversiones. R., 1864. P. 56-64 и Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 828-830) и в Типиконе мон-ря Патирион, относящегося к гроттаферратской редакции южноитал. Типиконов; в последних двух Типиконах Б. г. помещены не в месяцесловной, а в триодной части ( Пентковский. Типикон. С. 121-122).

http://pravenc.ru/text/Благовещенские ...

Закрыть itemscope itemtype="" > Пасха - основа веры человека 12.04.2012 524 Время на чтение 5 минут Близится Пасха. Для тех, кто не сможет пойти ночью в храм, будет организована прямая трансляция пасхального богослужения из храма Христа Спасителя. Клирик храма, протодиакон Александр Агейкин, рассказывает о том, каково служить под прицелом камер и как прошла его самая первая Пасха в священном сане. Пасхальное богослужение в храме Христа Спасителя. Протодиакон Александр Агейкин - крайний справа. Фото www.patriarchia.ru - Отец Александр, что такое для Вас в первую очередь Праздник Пасхи? - Основа веры человека. Можно смириться с тем, что существует смерть, привыкнуть к этому и просто ждать всеобщего воскресения. Как, например, ожидали его сестры умершего Лазаря Марфа и Мария. Когда Иисус Христос говорит Марфе: «Воскреснет брат твой», Марфа отвечает ему: «Знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день».Но Христос говорит не об этом. Следующие Его слова такие: «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек». Он говорит о реальном воскресении человека и всего человечества, о полной победе над смертью, о том, что человек после Его Воскресения будет иметь вечную жизнь. Воскресение Христово - победа над смертью, и факт этой победы мы празднуем каждый год. То, что она преодолена, что после смерти и Воскресения Христова человечество получило совершенно новые возможности для вечной жизни, что людям было открыто Царство Небесное, недоступное ранее, - основа нашей веры. И апостол Павел пишет в Первом послании к коринфянам: «А если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша». - Помните Вашу первую Пасху в сане диакона? - Как не помнить! Она была очень сложной. Меня рукоположили 7 апреля, в Праздник Благовещения, который в тот год совпал с Вербным Воскресением. Богослужебная практика в кафедральном Елоховском соборе длилась вместо положенных сорока только три дня. В Великие Понедельник, Вторник и Среду я как практикант сослужил на литургиях Преждеосвященных даров, а про Великий Четверг мне сказали, что я уже должен быть на своем приходе, в храме Благовещения Пресвятой Богородицы в Федосьине. Храм был в руинах, приходская жизнь восстанавливалась с нуля, а кроме того, на приходе было всего два клирика - мой настоятель, который сам был недавно рукоположен, и новорукоположенный диакон - я. Оба мы не знали в полной мере церковную традицию, я понимал богослужение теоретически, но практического опыта не было никакого. И вот я был «брошен», можно сказать, в открытое море, и должен был как-то сам выплыть, это при том, что на нашем приходе я «отвечал» не только за организацию богослужения, но и за пение хора, и за подготовку облачений. Милостью Божией, та Пасха была очень запоминающейся, радостной, хотя и - от отсутствия опыта - сложной.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2012/0...

Разделы портала «Азбука веры» В конце всенощного бдения (после утрени) Перед Литургией Перед Литургией Великопостные Часы Служба часов, совершаемая в седмичные дни Великого поста , имеет в сравнении с вседневными (невеликопостными) часами свои особенности. а) На каждом часе после чтения трех положенных псалмов читается рядовая кафизма (за исключением понедельников и пятниц на первом часе и пятниц на девятом часе; не читаются также кафизмы на первом и девятом часах в Великие понедельник, вторник и среду). Номера кафизм см. здесь . б) На каждом часе троекратно поется постовой тропарь часа, с земными поклонами. в) На шестом часе положено чтение паримии из книги пророка Исаии. г) По «Отче наш…» читаются тексты Часослова на ряду (вместо кондака праздника); при этом на 1м часе здесь положен один тропарь, на остальных – по три тропаря. д) В конце каждого часа положена молитва св. Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего…», с великими (земными) поклонами (на 1м, 3м и 6м – с 16ю поклонами, на 9м – с 3мя поклонами). е) По «Отче наш…» читаются тексты Часослова на ряду (вместо кондака праздника); при этом на 1м часе здесь положен один тропарь, на остальных – по три тропаря. Великопостные часы совершаются в понедельник, вторник, среду, четверг и пятницу всей Святой Четыредесятницы, в понедельник, вторник и среду Страстной седмицы , в среду и пятницу Сырной седмицы (если эти дни Сырной седмицы не совпадут с праздником Сретения Господня или с храмовым праздником). Великие (царские) Часы Трижды в год установлены особенные чинопоследования Часов, которые в богослужебных книгах называются Великими, а в народе – Царскими. В книгах они приписываются святителю  Кириллу Александрийскому (V в., Египет); на самом деле их чин сложился позже, а автор — неизвестен. Раньше сформировался чин часов Великой Пятницы: его некий прообраз – «служба чтений» – совершалась уже в IV – V вв. в Иерусалиме; впоследствии чин несколько видоизменился, но многие чтения перешли в более поздний византийский чин. Уже в XII веке по образцу часов Великой Пятницы были составлены аналогичные службы для навечерий Рождества Христова и Богоявления.

http://azbyka.ru/chasy

Как питаться в пост Устав Церкви учит, от чего следует воздерживаться во время постов - " все благочестиво постящиеся строго должны соблюдать уставы о качестве пищи, то есть воздерживаться в посте от некоторых брашен [то есть еды, пищи. - Ред. ], не как от скверных (да не будет сего), а как от неприличных посту и запрещенных Церковью. Брашна, от которых должно воздерживаться в посты, суть: мясо, сыр, коровье масло, молоко, яйца, а иногда и рыба, смотря по различию святых постов " . Правила воздержания, предписанные Церковью в Рождественский пост, столь же строги, как и Петров пост. Кроме того, в понедельник, среду и пятницу Рождественского поста уставом запрещаются рыба, вино и елей и дозволяется принимать пищу без масла (сухоядение) только после вечерни. В остальные же дни - вторник, четверг, суббота и воскресенье - разрешено принимать пищу с растительным маслом. Рыба во время Рождественского поста разрешается в субботние и воскресные дни и великие праздники, например, в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, в храмовые праздники и во дни великих святых, если эти дни приходятся на вторник или четверг. Если же праздники приходятся на среду или пятницу, то разрешение поста положено только на вино и елей. От 20 декабря до 25 декабря (старого стиля) пост усиливается, и в эти дни даже в субботу и воскресенье рыба не благословляется. Между тем именно на эти дни приходится празднование гражданского Нового года, и нам, православным христианам, надо быть особенно собранными, чтобы весельем, винопитием и вкушением пищи не нарушить строгость поста. Рождественский пост называют иногда крупяным. Хозяйкой стола в это время является каша. Каша является одним из древнейших блюд человечества. Существует мнение, что хлеб произошел от каши - густая, переваренная каша являлась прообразом пресной лепешки. Постепенно крупу для такой лепешки стали измельчать, и появилась мука, а вместе с ней - пресный хлеб. На Руси каша была одним из главнейших блюд. Впрочем, кашей в Древней Руси называли не только крупяные блюда, а вообще все кушанья, сваренные из измельченных продуктов. В старинных источниках упоминаются хлебные каши, сваренные из сухарей, рыбные каши и т. п.

http://pravoslavie.ru/1808.html

Соборный храм Афона обнародовал расписание богослужений на Страстную Седмицу 14 апреля, 2014. Новостная служба В Великую Среду Литургия Преждеосвященных Даров в 6:30. Священный Кинот Святой Горы обнародовал расписание богослужений в соборном храме Афона (Протате) на период Страстной и Светлой Седмицы. В Великий Понедельник и Великий Вторник – Литургия Преждеосвященных Даров начнется в 6:30. Великое Повечерие в эти дни состоится в 17:00, Утреня Жениха в 21.0,  — сообщает Путеводитель по Афону . В Великую Среду Литургия Преждеосвященных Даров в 6:30. Утреня Великого Четверга начинается в 20:30. Также в Великий Четверг состоятся Елеосвящение, Литургия Василия Великого в 6:30. Утреня с чтением 12 Евангелий в Великий Четверг начнется в 20:00. В Великую пятницу Великие Часы пройдут с 8:00, вечерня с выносом Плащаницы в 15:30. Утреня Великой Пятницы пройдет с 20:30 В Великую Субботу состоится Литургия Василия Великого в 6:30 и Пасхальное Богослужение в 22:30 В Воскресение Христово  в 15:30 начнется Пасхальная Вечерня. В Понедельник Светлой Седмицы – Утреня, Литургия, Крестный Ход с иконой «Достойно Есть» начнется в 6:00. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 11 мая, 2021 15 апреля, 2021 25 января, 2021 23 сентября, 2020 22 сентября, 2020 28 мая, 2020 27 марта, 2020 20 марта, 2020 18 марта, 2020 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/svyashhennyiy-kinot-ob...

Рождественский пост (28 ноября — 6 января нов. ст.) Рождество Христово. Фреска храма Сретения Владимирской иконы Божией Матери. Сретенский монастырь. Начинается Рождественский пост. Он предваряет собою праздник Рождества Христова за сорок дней и называется также Филипповым постом, потому что начинается после 27 ноября — дня памяти апостола Филиппа. Рождественский пост установлен для того, что мы ко дню Рождества Христова очистили себя покаянием, молитвою и постом, чтобы с чистым сердцем, душой и телом могли благоговейно встретить явившегося в мир Сына Божия и чтобы, кроме обычных даров и жертв, принести Ему наше чистое сердце и желание следовать Его учению. Правила воздержания, предписанные Церковью в Рождественский пост, столь же строги, как и Петров пост. Понятно, что во время поста запрещены мясо, сливочное масло, молоко, яйца, сыр. Кроме того, в понедельник, среду и пятницу Рождественского поста уставом запрещаются рыба, вино и елей и дозволяется принимать пищу без масла (сухоядение). В остальные же дни — вторник, четверг, суббота и воскресенье — разрешено принимать пищу с растительным маслом. Рыба во время Рождественского поста разрешается в субботние и воскресные дни и великие праздники, например, в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, в храмовые праздники и во дни великих святых, если эти дни приходятся на вторник или четверг. Если же праздники приходятся на среду или пятницу, то разрешение поста положено только на вино и елей. Со 2 января по 6 января пост усиливается, и в эти дни даже в субботу и воскресенье рыба не благословляется. Как проводить время постов По делам благочестия, которым мы должны посвящать постные дни, дни поста приближаются к дням праздничным. Слово Божие свидетельствует, что пост... соделается для дома Иудина радостью и веселым торжеством (Зах. 8, 19). Но посты все же отличаются от праздничных и будних дней. В праздники Церковь призывает нас к благодарению Бога и святых за благодеяния, в посты — к примирению с Богом и участию в жизни, страданиях и смерти Спасителя и святых. Праздники располагают нас к духовной радости надежде, посты — к сокрушению и слезам. В праздники, сообразно духовному веселью, Церковь благословляет трапезу обильнейшую, в посты — предписывает умеренное употребление пищи и пития, и притом пищи не скоромной, а постной. В Церковном Уставе ясно изображено и время употребления и качество постной пищи. Все строго рассчитано, с той целью, чтобы ослабить в нас страстные движения плоти, возбуждаемые обильным и сладким питанием тела; но так, чтобы не совсем расслабить нашу телесную природу, а напротив — сделать ее легкою, крепкою и способною подчиняться движениям духа и бодренно выполнять его требования.

http://pravoslavie.ru/1447.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010