Можно отметить несколько особенностей богослужений периода Великого поста по Сту-дийскому уставу. В первую неделю (воскресенье) поста Устав указывает память пророков Мои-сея, Аарона, Давида, Самуила, последование Недели Православия указывается не всегда и в некоторых Триодях не выписано. Важными особенностями Студийского устава было частое совершение Великим постом литургии преждеосвященных Даров (см. выше), а также то, что в седмичные дни поста могли отменяться службы Минеи. Торжественно праздновались 3-я неде-ля поста, Крестопоклонная, а также следующая за ней среда – преполовение поста. Не было чтения всего Евангелия на часах в Великие Понедельник, Вторник и Среду. Чин 12 тропарей Страстей с чтением паримий, Апостолов и Евангелий совершался в Великий Втор-ник. В Великий Четверг совершался заимствованный из практики Великой церкви чин омовения престола. В мон-ре и кафедральных храмах в этот день совершали чин умовения ног. В Вели-кую Пятницу совершались обычные часы, на первом часе, присоединявшемся к утрене, чита-лось последнее из 12 страстных Евангелий утрени, на остальных часах Великой Пятницы чита-лись только Евангелия, без паримий и Апостолов. Памятники не свидетельствуют о совершении в Великую Субботу каких-либо священнодействий, связанных с плащаницей. На утрене Вели-кой Субботы единственный раз в году славословие употреблялось в кафедральной редакции (см. Великое славословие), после славословия были вход с Евангелием и чтения. На вечерне Великой Субботы не пелись воскресные стихиры Октоиха, по окончании вечерни и литургии полагались трапеза и расход по кельям. Полунощница (как и во все дни го-да) не совершалась. Не было крестного хода в начале пасхальной заутрени. На пасхальной заут-рене не отменялось пение славословия (во «вседневной» редакции) в отличие от современного порядка. Все последование литургии, кроме антифонов, в неделю Пасхи и во всю Светлую седмицу совершалось священниками внутри алтаря. Из практики Великой церкви был заим-ствован обычай чтения Евангелия на литургии первого дня Пасхи попеременно священником и диаконом, существование его уже в XI–XII вв. засвидетельствовано «Вопрошанием» Кирика Новгородца (22-й вопрос). Пасхальный канон пелся только в первый день Пасхи и в Светлые понедельник, вторник и субботу (см. Светлая седмица), а в среду, четверг и пятницу пелись воскресные каноны и стихиры Октоиха (соответственно 1 и 2, 4 и 5, 6 и 8-го гласов). Вечером в неделю Пасхи повторялись стихиры Великой Субботы. Вечером в Светлый понедельник пелись кроме пасхальных стихир стихиры о схиме и происходило пострижение желающих принять ее. Отдание Пасхи совершалось в Светлую субботу, после нее «Христос воскресе из мертвых» уже не пели до следующего года.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

Совр. рус. Типикон в общем следует тем же принципам, что и при совпадении праздника Благовещения с седмичными днями Великого поста. Если Благовещение падает на Вел. понедельник, то накануне служится малая вечерня, а всенощное бдение состоит из великой вечерни с литией и утрени. Если же праздник падает на Вел. вторник или среду, то малой вечерни нет, великая вечерня под праздник соединяется с литургией Преждеосвященных Даров, а бдение состоит из великого повечерия с литией и утрени. Отменяется трипеснец повечерия. На утрене ради праздника поется «Бог Господь» и тропарь праздника трижды («      » отменяется, его нет и на часах). Перед каноном прочитывается Евангелие праздника, а Евангелие дня оставляется. Полный канон праздника соединяется с трипеснцем или двупеснцем Триоди по тому же принципу, что и в седмичные дни Великого поста, но без песней. На 9-й песни канона поются особые припевы праздника вместо песни Пресв. Богородицы, а к тропарям Триоди - припев «            ». Около 3-го часа дня (т. е. около 9.00) должен совершаться праздничный крестный ход. На часах читается Четвероевангелие. Если Благовещение падает на Вел. среду, после часов и последования изобразительных бывает чин прощения. Вечерня в сам день праздника соединяется с полной литургией свт. Иоанна Златоуста, за к-рой читаются Апостол праздника, Евангелие праздника и дня. На трапезе разрешается пища с елеем и вино (вино разрешается и в день накануне праздника). После трапезы - малое повечерие с трипеснцем прп. Андрея (Типикон. [Т. 1.] С. 560-567). Святоотеческие творения в богослужении первых 3 дней Страстной седмицы В древних и совр. богослужебных книгах и сборниках святоотеческих слов для чтения за богослужением в эти дни обычно назначаются следующие чтения: в Вел. понедельник слово прп. Иоанна Дамаскина на иссушенное дерево и на притчу о смоковнице (PG. 96. Col. 575-588), слово прп. Севериана на иссушенное дерево (во мн. источниках и в совр. рус. Триоди приписывается свт. Иоанну Златоусту) (PG. 59. Col.

http://pravenc.ru/text/150085.html

В другие же дни, т. е. в понедельник, среду и пятницу, совсем не нужно есть вареного и пить вина, но вкушать только квашеное сочиво, немного фруктов, замоченный укроп с хинином. Если же случится праздник Обретения главы святого Иоанна Предтечи или святых сорока мучеников, пусть будет вам разрешено есть кальмары и два блюда с маслом, вино большой красовулей, за исключением всей первой седмицы, а также среды и пятницы. Рыбу совсем не едим. Праздник же Благовещения пусть по возможности светло празднуется. И рыбу можете есть, если этот праздник не случится в среду и пятницу, и вино пить большой чашей, причем и на следующий день можете есть то, что останется от вчерашней трапезы. Ешьте и пейте вино, пусть не пропускается рыба и два блюда с маслом ради окончания праздника, как и в дни отдания других святых праздников, как уже сказано, едим рыбу. Если же будет пятница, среда или понедельник, или Страстная седмица, тогда едим осьминогов, чтобы иметь утешение ради праздника, ибо в три дня этой седмицы, т. е. в понедельник, среду и пятницу, надо поститься точно так же, как и на первой седмице поста, — с квашеным сочивом и сырой зеленью. Если найдутся и фрукты, то ешьте их и будьте удовлетворены. Пейте же замоченный укроп с хинином. Если выше указанный праздник падет на Великий Четверг, на Великую Пятницу или на саму Великую Субботу, то пусть пища и питие будут у вас, как во дни отдания. В Великую Пятницу совсем не должно есть вареного, но ешьте квашеное сочиво и какую–либо сырую зелень и фрукты, а питием вам пусть будет укроп с хинином. А в Святую Субботу пусть отступит всякое попечение о еде и трапезе. Пусть будет только омовение уст перед церковью по обычаю. Проводите так святые Великие посты, а попечение о немощных возлагаю на игумена. Скажем здесь и о посте святых Апостолов. После окончания всех служб, часов и Божественной Литургии, когда наступит седьмой час, как указывает синаксарий, приглашает вас трапеза, как было описано выше. Тогда ешьте только два блюда с маслом, кроме среды и пятницы, ибо в эти дни совсем не вкушаем с маслом, а также не пьем вина. Во вторник и четверг едим кальмаров, а в субботу и воскресенье — рыбу, а питие пьем великой чашей. А на

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=679...

1. На Господские двунадесятые праздники в любой день недели поется только один прокимен (прокимен гласа в воскресенье и прокимен дня в седмичные дни отменяются) и читается только Апостол праздника. В воскресные дни рядовое чтение или отменяется вовсе, или же переносится на следующее воскресенье (это возможно тогда, когда количество воскресных дней между Пятидесятницей и Неделей о мытаре и фарисее больше 32 и когда действует правило «отступки»). В седмичные дни рядовой Апостол (как и Евангелие) переносится на предыдущий день 111 (если праздник случится во вторник, среду, четверг, пятницу или субботу) или на следующий день (если праздник случится в понедельник) 112 . 2. На Богородичные, великие и бденные праздники в седмичный день (кроме воскресенья) поется один прокимен (прокимен дня отменяется) и читается только Апостол праздника. В этом случае рядовое чтение переносится на предыдущий день (если праздник случится во вторник, среду, четверг, пятницу или субботу) или на следующий день (если праздник случится в понедельник) 113 . 3. В некоторые воскресные и седмичные дни периода пения Постной и Цветной Триоди отменяются службы Минеи, в этих случаях поется только прокимен Триоди (в Недели о мытаре и фарисее и о блудном сыне – прокимен гласа, так как для этих недель не назначено особого прокимена) и читается только рядовой (дневной) Апостол 114 . 4. В дни памяти святых без знака, которым не положено в Уставе апостольское чтение, поется только прокимен дня (в попразднство – прокимен праздника) и читается только рядовой Апостол (например, 10 и 27 сентября, 5 и 9 ноября и др.). 5. В отдания Господских двунадесятых праздников поется только прокимен праздника и читается только рядовое чтение (см. 21 сентября), исключая вариант, если в этот день случится память великого святого. Два апостольских чтения (вместе с ними и два прокимена, аллилуария, причастна) положены на литургии гораздо чаще, чем одно, а конкретно в следующих случаях: 1. В воскресные дни, если случится Богородичный праздник или святой, которому в Типиконе назначается апостольское чтение (почти все святые в месяцеслове, кроме некоторых святых без знака, имеют особое зачало на литургии), читаются воскресный Апостол и праздника (святого). Также поются два прокимена, аллилуария и причастна: сначала воскресный, затем святого.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

В Пасхальную седмицу Великого славословия совсем не положено. 4. Во все те дни Великого поста, когда положены великие поклоны с молитвою преп. Ефрема Сирина, совершаются они и на утрени Благовещения, но только три поклона с чтением молитвы, после сугубой ектении: « Помилуй нас, Боже:» Часы в день Благовещения бывают великопостные, если Благовещение случится в те дни Великого поста, когда по уставу полагаются часы великопостные, то есть: в понедельник, вторник, среду, четверток и пяток Великой Четыредесятницы, и в понедельник, вторник и среду Страстной седмицы. Но поклоны с молитвой преп. Ефрема Сирина в Великую Четыредесятницу положены только на 1–ом часе и в конце изобразительных, а не бывают на 3–м, 6–ом и 9–ом часе. В Страстную же седмицу положены на каждом часе. Но никогда не бывает более 3–х поклонов. На часах читается тропарь и кондак Благовещения. В субботы и недели великой Четыредесятницы, а также в Четверток и Субботу страстной седмицы бывают обычные часы вседневные. Литургия в праздник Благовещения, в какой бы день он не случился (не исключая и Великого пятка, когда обычно никакой литургии не положено), всегда совершается полная — или св. Иоанна Златоустого или св. Василия Великого (в 3–ью, 4–ую, 5–ую неделю св. Четыредесятницы, в Великий четверток и Великую субботу, когда эта литургия положена). В те дни, когда литургия начинается вечерней, так бывает и в день праздника Благовещения: во все седмичные дни св. Четыредесятницы, то есть кроме суббот и недели, литургия в день Благовещения всегда начинается вечерней. Особенность этой вечерни та, что на ней прибавляется 11–ая стихира на «Господи воззвах» со стихом: « Творяй ангелы своя духи». На следующий день после Благовещения 26 марта, празднуется Собор Архистратига Гавриила. Это вместе с тем и день отдания Благовещения. Если отдание Благовещения случится в Субботу Лазареву, или в Неделю Ваий, или в один из дней Страстной или же Светлой седмицы, то отдания Благовещения совсем не бывает, а канон и стихиры этого дня поются на повечерии «в мимошедших днех шестыя недели».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=899...

Если Благовещение случится в Великий Пяток или на Пасхальной седмице, то часы совершаются те, которые положены в эти дни (т.е. соответственно великие часы и пасхальные). В самый день Благовещения совершается вечерня. Она начинается литургийным возгласом и совершается перед литургией (непосредственно соединяясь с ней) в те дни, когда на Благовещение совершаются великопостные часы (понедельник, вторник, среду, четверг и пятницу), а также в Четверг, Пятницу и Субботу Страстной седмицы. Вечерня совершается после литургии, в свое время – вечером, когда праздник бывает в субботу и воскресенье 3-й, 4-й, 5-й и 6-й седмиц Великого поста и на Пасхальной седмице. Литургия в праздник Благовещения всегда совершается по чинопоследованию св. Иоанна Златоуста или св. Василия Великого . Литургия Преждеосвященных Даров в этот день не совершается. Литургия св. Василия Великого совершается в том случае, когда праздник случится в Недели (воскресенья) Четыредесятницы (кроме Недели ваий), в Великий Четверг и Великую Пятницу. Литургия св. Иоанна Златоуста бывает в остальные дни, в том числе и в Великий Пяток (вслед за вечерней). На литургии в праздник Благовещения вместо «Достойно» поется Задостойник праздника. Но если Благовещение случится в Великий Четверг или Великую Субботу, то на литургии св. Василия Великого поется Задостойник не праздника, а дня (в Великий Четверг – «Странствия Владычня», в Великую Субботу – «Не рыдай Мене, Мати...»). Если же храм Благовещению, то поется Задостойник праздника. Задостойник – припев: «Благовествуй, земле, радость велию, хвалите небеса Божию славу!» и ирмос: «Яко одушевленному Божию кивоту, да никакоже коснется рука скверных. Устне же верных Богородице немолчно, глас Ангела воспевающе, с радостию да вопиют: Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою». Прокимен: «Благовестите день от дне...», Апостол (Евр., зач. 306), Евангелие (Лк., зач. 3). Практическое отправление службы праздника Следует отметить, что служба вечерни, которая находится в Типиконе, под 25 марта, совершается не в самый день праздника, а 24 числа с литургией Преждеосвященных Даров (в среду и пятницу) или же без нее (в понедельник, вторник и четверг). И это потому, что вечерня в дни Великого поста отправляется накануне, но принадлежит она следующему дню.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/p...

елико согреших... и во святей сей Четыредесятницы...»; потом следовало осенение народа крестом (Там же. С. 109; он же. Чиновник новгородского Софийского собора. М., 1899. С. 189-190). В наст. время чин прощения в Вел. среду бывает, но особым образом не акцентируется. В современной греческой практике утреня первых 3 дней Страстной седмицы носит название «[утреня] Жениха» (το Νυμφου) в связи с пением тропаря «      »; причем в Вел. понедельник во время этого тропаря совершается торжественный чин изнесения из алтаря и положения в храме иконы «Νυμφος» (Жених [Церкви]), где изображен Христос в терновом венце. На приходах утреня в эти 3 дня обычно совершается накануне вечером; в мон-рях же, в т. ч. на Афоне, утреня сохраняет свое место как служба в конце ночи. В мон-рях на часах читается Четвероевангелие; известна практика начинать его чтение заранее: напр., в соборном Типиконе 1794 г. афонского мон-ря Ксенофонт указано читать Четвероевангелие от 1-го дня Великого поста до Лазаревой субботы (по 2 раза в день на 1-й седмице и по 1 разу в день на остальных седмицах - Дмитриевский. Богослужение. С. 333). По совр. приходскому Типикону греч. Церквей ( Βιολκις. Τυπικν. Σ. 354-357), на утрене в эти 3 дня тропарь «      » поется трижды с разными концовками по образцу троичнов гласа (напр., в Вел. понедельник в 1-м: «        », во 2-м: «    (или  )    » (упоминается имя храмового святого), в 3-м: «      »); эта традиция оправдана тем, что, хотя тропарь «      » не относится к троичнам Октоиха, он сходен с ними по окончанию («                »). Утреня и вечерня с литургией имеют в целом тот же порядок, что и в Иерусалимском уставе. На часах тропарь и кондак дня. Ничего не сказано ни о чтении на часах Четвероевангелия, ни о чине прощения после часов в Вел. среду. Нимфиос (Жених [Церкви]). Икона. XX в. При совпадении с праздником Благовещения Порядок соединения последований Благовещения и первых 3 дней Страстной седмицы изложен в соответствующих Благовещенских главах , присутствующих уже в студийских памятниках.

http://pravenc.ru/text/150085.html

Другие части находятся в Афонском монастыре Дионисия и в Угловлахийском монастыре Калун (см. Византия 1: 359. Арх. Сергия Месяцесл., изд. 2, т. 2, часть 2, стр. 195). Праздник первого и второго обретения честной главы Предтечевы случается – со среды мясопустной до вторника 4-й седмицы Великого поста. Устав службы указан в Типиконе иной, если праздник случится не в пост: а) в седмицу мясопустную, б) в седмицу сырную и иной, если случится в дни поста. В дни мясопустной седмицы, кроме субботы, – служба обычная, как в праздник с полиелеем. Величание поется следующее: Величаем Тя, Предтече и Спасов Иоанне почитаем вси честные твоея главы обретение (Общ. Минея. Служба Предтечи). Если праздник случится в субботу мясопустную, то служба праздника поется вся в пяток мясопустный. Если праздник случится в сырную среду или пяток, то в 1-м случае служба праздника совершается во вторник, во 2-м – в четверток. Если праздник случится в понедельник 1-й седмицы Великого поста – служба праздника правится в Неделю (воскресение) сырную. Если праздник случится в другой какой-либо день первой седмицы поста, то служба праздника переносится или на Неделю (воскресение) сырную, или на субботу 1-й седмицы Великого поста. Отличие великопостной службы – понедельника, вторника, среды, четверга, пятка, если в эти дни случится 24 февраля, от службы великопостной если не бывает праздника, главным образом, в том, что накануне праздника, на вечерне положены: Вход, паремии праздника, в конце вечерни ектения: «Помилуй нас, Боже» (а не 40 раз «Господи, помилуй»), три великие поклона, (а не 16 поклонов); на повечерии не поется: «Господи, сил с нами буди», три великих поклона, (а не 16 поклонов), отпуст малый, (а не молитва: «Владыко многомилостиве»): на утрени: «Бог Господь», (а не аллилуиа), полиелей, чтение Евангелия, после славословия: «Слава в вышних Богу», которое не поется, а читается, произносятся две ектении, сперва: «Исполним утреннюю молитву», потом, после: «Отче наш» и тропаря – ектения: «Помилуй нас, Боже», (а не 40 раз «Господи, помилуй»), три великие поклона, (а не 16 поклонов); на часах: по три великих поклона, (а не 16 поклонов) в кампан не ударяют к часам, на 9 часе (см. выше,) – Блаженны πскору, без пения. Если 24-ое случится в понедельник, вторник и четверг в посту (кроме 1-й седмицы), и в эти дни совершается Литургия Преждеосвященных даров.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Установление Рождественского поста, подобно другим многодневным постам, относится к древним временам христианства. С IV века мы находим ясные указания на Рождественский пост 77 . В этом веке упоминают о нем св. Амвросий Медиоланский , Филастрий и блаженный Августин . Рождественский пост, по словам Льва Великого , есть жертва Богу за собранные плоды. «Как Господь ущедри л нас плодами земли, – говорит святитель, -так мы во время сего поста должны быть щедры к бедным». По словам Симеона Фессалоникийского , «пост Рождественской Четыредесятницы изображает пост Моисея, который, постившись 40 дней и 40 ночей, получил на каменных скрижалях начертание словес Божиих. А мы, постясь 40 дней, созерцаем и приемлем живое Слово от Девы, начертанное не на камнях, но воплотившееся и родившееся, и приобщаемся Его Божественной плоти». Первоначально Рождественский пост не у всех христиан имел одинаковое положение. Иные постились семь дней, а другие более. Для водворения единообразия между христианами, на соборе, бывшем при патриархе Луке и императоре Мануиле в 1166 г., положено всем христианам хранить пост перед великим праздником Рождества Христова 40 дней. В Типиконе указывается на утрени вместо «Бог Господь» петь «Аллилуиа» 78 , и назначаются великие поклоны, как в Великий пост , кроме дней предпразднества Рождества Христова, когда «пост убо есть, поклоны, иже в Церкви не бывают» (Типикон, последование 20 декабря). В Требнике есть «молитва на Рождество Христово, сыном духовным», в коей взывается: «Помяни рабы Твоя сия кающияся... и коленное поклонение и пост... да достигав ныне св. Рождества... без порока будут причастницы... Тела и Крове Твоея». Правила воздержания, предписанные Церковью в Рождественский пост, столь же строги, как и в апостольский пост. В понедельник, среду и пятницу Рождественского поста запрещается уставом рыба, вино и елей и дозволяется довольствоваться сухоядением после вечерни; в прочие дни запрещается одна рыба, на которую разрешается в субботние, воскресные дни и великие праздники, например, в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, в храмовые праздники и во дни великих святых, например, 16, 25 и 30 ноября, 4, 5, 6, 9, 17 и 20 декабря, если эти числа случатся во вторник и четверг. А если придутся в понедельник, среду и пятницу, то разрешение положено только на вино и елей. От 20 числа декабря до 25, т.е. со дня предпразднества Рождества Христова, «аще и субботе и неделя случится, не разрешаем на рыбу».

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/na-...

Типикон умалчивает об особенностях данного богослужения, лишь содержит замечание: «Всю службу поем поскору, труда ради бденнаго». Так как такое же замечание относится в Уставе к совершению часов на праздник Благовещения Пресвятой Богородицы и в полиелейные праздники в седмичные дни поста, то можно вывести следующие особенности. Кафисмы читаются без пения (то есть «Славы» между кафисмами не поются, а читаются). Тропари великопостные читаются без пения и без поклонов. По «Отче наш…» кондак Великого канона «Душе моя…». Молитва преподобного Ефрема Сирина с тремя поклонами (на 1-м часе конечное Трисвятое и «Господи, помилуй» 12 раз опускаются, сразу после поклонов читается молитва «Христе, Свете истинный…»). §4.6. Особенности в Великий Понедельник, Великий Вторник и Великую Среду Кафисмы читаются на 3-м и 6-м часах по обычаю (на 1-м и 9-м кафисм нет). Тропари великопостные поются по обычаю с поклонами. После Богородична (на 3-м и 9-м) или после второго прокимена (на 6-м) читается Евангелие. По Уставу в первые три дня Страстной седмицы на часах (кроме 1-го) прочитывается все Четвероевангелие до Ин. 13, 31 . По «Отче наш…»: кондак Триоди. Молитва преподобного Ефрема Сирина с 16-ю поклонами (на 9-м часе – с тремя). §5. Последование великого часа Великие часы, как мы уже отмечали, совершаются три раза в году: в навечерие Рождества Христова, в навечерие Богоявления и в Великую Пятницу. Однако если Рождество Христово или Богоявление случится в воскресенье или понедельник, то Великие часы совершаются в пятницу (перед навечерием). Это самый торжественный вид часов; Великие часы совершаются при открытых царских вратах, и на каждом часе полагается каждение. Наиболее полное последование Великих часов дается в Типиконе, 24 декабря (см.: «Последование часов, певаемых в навечерии Рождества Христова»). Назовем сначала отличительные черты Великого часа в сравнении с обычным часом. 1. Все четыре Великих часа (1-й, 3-й, 6-й и 9-й) совершаются вместе (исключение имеет место только в том случае, если Благовещение случится в Великую Пятницу; в этом случае 1-й час присоединяется к утрене, а 3-й, 6-й и 9-й совершаются вместе с изобразительными).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010