Кроме этого, в своих правилах митрополит Фотий показывает праздники, в которые должно совершать литургию св. Златоуста или св. Василия Великого , а также службы и чтения, положенные в великие пяток и субботу. В сретение Господне и обретение главы Иоанна Предтечи, пишет он, если праздники эти случатся в среду или пяток сырной недели, равно как и в Благовещение, если оно случится в понедельник, вторник, среду и воскресенье недели цветной и в великий пяток, нужно совершать литургию Златоуста. Если же Благовещение случится в Великий четверток или субботу, то совершается литургия Василия Великого . В Великие четверток, пяток и субботу архипастырь повелевал вечерни читать по кельям и говорил, что мефимоны в это время в церкви не полагаются. В ночь с великой субботы на воскресенье он предлагает читать «Деяния св. апостолов» и другие приличные писания 121 . К богослужению же надобно отнести ещё два правила, из которых в первом митрополит запрещает отпевать и хоронить около церкви поединщиков и самоубийц всякого рода, а в другом определяет образ воздвижения креста. Воздвигать крест, пишет он, надобно сначала на восток, а потом и на прочие стороны по порядку и при каждом поднятии креста нужно произносить «Господи помилуй» сто раз 122 . Обличая нарушение установленных Церковью постов, митрополит Фотий, на основании примеров Иисуса Христа, Моисея, Илии и апостолов, заповедует христианам соблюдать все посты: великий, петровский, успенский и рождественский. Затем он прибавляет, что мясоястие воспрещается и соблюдается пост и в следующие дни: в день преполовения, воздвижение креста, усекновения главы Иоанна Предтечи, введения во храм пресвятой богородицы, накануне Богоявления, а так же во все среды и пятки, кроме недели по Рождестве и Воскресении Христовом и сошествия Святого Духа. В заключение Фотий говорит. Что употребление рыбы разрешается во все субботы и воскресные дни великого поста, так же в цветоносную неделю и в праздник Благовещения, а употребление мяса дозволяется от рождества Христова до навечерия Богоявления 123 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Krasin/...

О стихирах дней Страстной седмицы И. А. Карабинов делает следующее замечание: так как стихиры этих же дней писал и преподобный Косма Маиумский, удается установить, что друзья работали «совместно по одному общему плану». Так, преподобный Косма писал стихиры преимущественно на Великие Понедельник и Среду, а преподобный Иоанн Дамаскин — преимущественно на Великие Вторник и Четверг. Преподобному же Иоанну принадлежат стихиры Великого Пятка: Уже омакается трость изречения и Великой Субботы: Днесь ад стеня вопиет и другие . Согласно И. А. Карабинову, в старой славянской Триоди 24 алфавитные стихиры на вечерни в среду 5–й седмицы Великого поста также приписываются святому Иоанну Дамаскину . Воскресные антифоны Октоиха Особого разбора в смысле их характеристики требуют воскресные АНТИФОНЫ Октоиха. Мы убеждены, что должный анализ их заслуживает специального исследования, где могли бы быть освещены различные вопросы, которые поднимает в тропарях антифонов их создатель. В нашем разборе мы можем это сделать лишь постольку, поскольку касаемся по возможности всего гимнографического достояния преподобного Иоанна Дамаскина. В последнее время появились указания западных богословов на то, что воскресные антифоны следует связывать с именем преподобного Феодора Студита. Вместе с тем ни у преосвященного Черниговского Филарета , ни у профессора А. П. Голубцова , ни у других православных исследователей вопрос о принадлежности антифонов творчеству святого Иоанна Дамаскина не вызывает сомнения; подобный вопрос даже не ставится. Более того, в своем разборе трудов святого Иоанна Дамаскина архиепископ Филарет говорит о том, что антифоны по их «поэтической силе» особенно выделяются среди других произведений Преподобного, что они «превосходны». А. П. Голубцов, перечисляя различные гимнографические произведения святого Иоанна Дамаскина, называет среди них и антифоны. Выражая некоторые критические замечания относительно отдельных песнопений преподобного Иоанна, Голубцов вместе с тем свидетельствует: «Как составитель Октоиха, Дамаскин является замечательною личностью в истории церковного пения, и труды по этой части дают ему высокое и почетное место в ряду литургических деятелей Восточной Церкви».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=823...

О стихирах дней Страстной седмицы И. А. Карабинов делает следующее замечание: так как стихиры этих же дней писал и преподобный Косма Маиумский , удается установить, что друзья работали «совместно по одному общему плану». Так, преподобный Косма писал стихиры преимущественно на Великие Понедельник и Среду, а преподобный Иоанн Дамаскин – преимущественно на Великие Вторник и Четверг. Преподобному же Иоанну принадлежат стихиры Великого Пятка: Уже омакается трость изречения и Великой Субботы: Днесь ад стеня вопиет и другие 172 . Согласно И. А. Карабинову , в старой славянской Триоди 24 алфавитные стихиры на вечерни в среду 5-й седмицы Великого поста также приписываются святому Иоанну Дамаскину 173 . Воскресные антифоны Октоиха Особого разбора в смысле их характеристики требуют воскресные АНТИФОНЫ Октоиха. Мы убеждены, что должный анализ их заслуживает специального исследования, где могли бы быть освещены различные вопросы, которые поднимает в тропарях антифонов их создатель. В нашем разборе мы можем это сделать лишь постольку, поскольку касаемся по возможности всего гимнографического достояния преподобного Иоанна Дамаскина . В последнее время появились указания западных богословов 174 на то, что воскресные антифоны следует связывать с именем преподобного Феодора Студита . Вместе с тем ни у преосвященного Черниговского Филарета 175 , ни у профессора А. П. Голубцова 176 , ни у других православных исследователей вопрос о принадлежности антифонов творчеству святого Иоанна Дамаскина не вызывает сомнения; подобный вопрос даже не ставится. Более того, в своем разборе трудов святого Иоанна Дамаскина архиепископ Филарет говорит о том, что антифоны по их «поэтической силе» особенно выделяются среди других произведений Преподобного, что они «превосходны». А. П. Голубцов , перечисляя различные гимнографические произведения святого Иоанна Дамаскина , называет среди них и антифоны. Выражая некоторые критические замечания относительно отдельных песнопений преподобного Иоанна, Голубцов вместе с тем свидетельствует: «Как составитель Октоиха, Дамаскин является замечательною личностью в истории церковного пения, и труды по этой части дают ему высокое и почетное место в ряду литургических деятелей Восточной Церкви».

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatiya_Puzik...

ОТВЕТ : Есть. Священнослужителю, совершающему Богослужение, прежде всего необходимо знать, что отпусты бывают двух видов: великие и малые. Великие отпусты произносятся после вечерни, утрени и литургии. Малые отпусты произносятся после малой вечерни, повечерия, полунощницы и часов. Какая между ними существенная разница? На великом отпусте поминаются святые, имеющие отношение к воспоминаниям, связанным со днями седмицы (в понедельник поминаются безплотные силы, во вторник – св. Иоанн Предтеча, в среду и пятницу – честный и животворящей крест Господень, в четверток – св. Николай Мирликийский, в субботу – св. мученики и преподобные), и всегда поминаются св. Апостолы; затем поминается храмовый святой, т. е. тот святой, которому посвящён храм; засим поминается святой, память которого в данный день празднуется; в городах, где почивают мощи св. угодника Божия, чтимого, как покровителя города, обыкновенно поминается и его имя; и в заключение отпуста поминаются святые праведные Иоаким и Анна. На литургии, кроме того, после св. Апостолов, воспоминается святитель, которого литургия совершалась, то есть св. Иоанн Златоуст , св. Василий Великий или св. Григорий Двоеслов . На малом отпусте не бывает воспоминаний, относящихся ко дню седмицы и не вспоминаются святые храмовые и дневные. Он произносится всегда одинаково: «Христос истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, преподобных и Богоносных отец наших и всех святых помилует и спасет нас, яко благ и человеколюбец». Только в воскресный день на полунощнице и часах в начале присоединяются слова: «Воскресый из мертвых». В дни Господских праздников положены особые отпусты, которые печатаются в служебнике. Таковы отпусты на Рождество Христово, Обрезание, Богоявление, Сретение, Преображение, на Неделю Ваий и особый в ту же неделю на вечерне, на Великий Четверток, Великий Пяток на утрени и особый в тот же день на других службах, на день Св. Пасхи и на всю пасхальную седмицу, на Вознесение Господне, день Пятидесятницы и особый в ту же неделю на вечерне. В числе этих отпустов не указан отпуст на праздник Воздвиженья. В этот день произносится тот отпуст, который обычно говорится в среду и пяток («силою Честнаго и Животворящего Креста»...), причём обыкновенно прибавляется: «воскресый из мертвых» в начале, так как в день Воздвижения с воспоминанием о кресте соединяется и воспоминанье о воскресении Христовом («Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и Святое воскресение Твое славим» и на утрени поётся: «Воскресение Христово видевше»...).

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

496 Ин. 19:30. 497 Лк. 23:46. 498 Октоих 5 гл., четверг, вечерня, 3-я, стихира «Господи, воззвах». Срав.: Октоих, 5 гл., среда, канон Кресту, п. 4, 1: «Душам всеконечное избавление сотворяя, Христе, в руце Отцу предал еси Пресвятую Душу Твою на древе волею висимь». 499 Великий Пяток, великие часы, стихира на 1-м часе. 500 Великий Пяток, тропарь на 9-м часе; Великая Суббота, утреня, Непорочны, ст. 78. 501 Слово на Великую Субботу».» Христианское чтение. 1845. II. С. 65. 502 Октоих 3-й глас, вторник, вечерня, 3-я стихира на «Господи, воззвах». 503 Великий Пяток, стихира на целование Плащаницы: «Приидите, ублажим Иосифа». 504 Великий Пяток, вечерня, стихира 1-я и на «Слава, и ныне» на стиховне. 505 Великий Пяток, повечерие, канон, п. 5-я на «Слава». 506 Великий Пяток, повечерие, канон, п. 6, «и ныне». 507 Великий Пяток, повечерие, канон, п. 6, 1 и п. 6, на «Слава». 508 Великая Суббота, утреня, канон, ирмос 9-й песни 509 Великий Пяток, вечерня, тропарь. 510 Святой Иоанн Дамаскин. Слово на Великую Субботу.//Христианское чтение. 1846. II. С. 73—74. 511 Великая Суббота, утреня, Непорочны, ст. 1. 512 Великая Суббота, утреня, Непорочны, ст. 2. 513 Великая Суббота, утреня, Непорочны, ст. 12; срав.: канон, п. 8,3. 514 Великая Суббота, утреня, 1-я стихира на хвалитех. 515 Октоих 6 гл., суббота, великая вечерня, 7-я стихира на «Господи, воззвах». 516 Октоих 6 гл., икос воскресный; Великий Пяток, вечерня, 3-я стихира на стиховне. 517 Великая Суббота, утреня, 2-я стихира на хвалитех; срав.: Великая Суббота, вечерня, стихира на «Слава» на «Господи, воззвах». 518 Великая Суббота, утреня, 1-я стихира на хвалитех. 519 Великая Суббота, вечерня — аллилуарий. 520 См. Номоканон при Большом Требнике, гл. 169. 521 Если на Страстной седмице случится храмовый праздник, а именно в Понедельник, Вторник, Среду и Четверг, то служба его переносится на Неделю Ваий, а если случится в Великую Пятницу или Субботу, то переносится на второй день Пасхи и совершается вместе с пасхальной службой по Марковым главам, как указывается о праздновании святого великомученика Георгия.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2762...

576 Указанные праздники: 1 сент. (2 службы: одна в Св. Софии, другая в Халкопратеиа), 8 сент., 14 сент., 18 дек. (храмовой праздн. в Халкопратеиа), 23 дек. (храм, праздн. Св. Софии), 2 февр., 25 марта, 11 мая (основание города), 29 июня, 16 июля (Халкидонский Собор), 6 авг., 15 авг., Воскр. Ваий, Вознесение, Воскр. по Вознесению, Пятидесятница, Все Святые. В 24 дек., 5 янв.. Великий Четверг и Вел. Субботу Литургия соединяется с Вечерней. 578 Литургия Преждеосвященных Даров служилась в Константинополе в среду и пятницу Сыропустной недели, с понедельника по пятницу каждой недели Великого Поста и Великие Понедельник, Вторник, Среду и Пятницу. Мы приготовляем материал для будущей работы на тему Преждеосвященных Даров по древнему Евхологию, но смотри с. 304: рукописные данные этой службы. См. научную работу Н.Д. Успенского на эту тему в БОГОСЛОВСКИХ ТРУДАХ, 15 (1975) с. 146–184. 580 См. выше с. 281 и в Типиконе: воскресенья Сыропустное, 1-ое Поста, Пасхи, Антипасхи... См. также воскресную Утреню по описанию Симеона Солунского (XV-ый в.): с. 115 (Греч. Патр. 155, гл. 349–51, с. 363C-649D). См. и с. 119. 585 Указывается, что в течении всего Вел. Поста, если не служатся Преждеосвященные, поются всегда 12 антифонов (даже на Вечерне дня Пасхи). Если служатся Преждеосвященные, только первый и последний антифоны. 586 Не надо забывать, что прямое изучение этого кодекса сейчас невозможно. Остались немногие цитаты Дмитриевского; см. примеч. 58. 587 В палестинской традиции (см. Житие Св. Саввы Кирилла Скифопол ьского и Рассказ Иоанна и Софрония) иногда утренняя служба монахов называется просто «канон». 588 Участие аскитириев по Патмос 266: три 25 дек., один 16 янв. (вериги ап. Петра), один 25 апр. (храм ап. Петра), один в Влахернах в 5-ую субботу Поста. По А. Ставрос 40 и Дрезден 104: три аскитирия 1 сент. 589 Патмос 266: 5-ую субботу Поста: одна «неделя» поет Вечерню, другая – Утреню, но «аскитирион» поет 8 антифонов. См. и А. Ставрос: 6 янв., среда Сыроп., и т.д.; смотри указатель Матеоса, т. II, с. 283, 289, 328 (анагностис, евдомас, псалтис).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В дни совершения Божественной литургии изобразительны совершались по кельям, но на литургии, за исключением неск. дней в году, имевших праздничные антифоны , пелись изобразительные антифоны с особыми тропарями на блаженнах . Великим постом полную литургию служили лишь по субботам и воскресеньям (Е. Т. указывает то же распределение литургий святителей Василия Великого и Иоанна Златоуста по дням года, что и позднейшие памятники), тогда как по будням в Великий пост (а также в сырные среду и пятницу и Великие понедельник, вторник, среду и пятницу) ежедневно служилась литургия Преждеосвященных Даров (Там же. С. 508-510, 515 и др.). В Рождественский и Апостольский посты Божественная литургия совершалась по субботам, воскресеньям и дням, когда пели «Бог Господь» ; в дни же с пением «Аллилуия» Божественная литургия обычно отсутствовала, однако в дни святых, особо почитаемых, а также тех, чьи св. мощи имелись в мон-ре, и в дни заупокойных поминовений могли служить литургию; в последнем случае она совершалась непосредственно перед 9-м часом (тогда как в обычные дни литургия начиналась спустя нек-рое время после 1-го часа; см. там же. С. 314-315). Евергетидский Синаксарь указывает памяти на все дни церковного года (тогда как, напр., Студийско-Алексиевский устав пропускает ряд второстепенных дней; евергетидский Синаксарь отличает от др. литургических Синаксарей студийской традиции не только подробная регламентация всего литургического года, но и разработанная система уставных чтений - см.: Виноградов. 1914). Многие из этих памятей не являются празднуемыми и имеют службу с «Аллилуия» - как внутри многодневных постов (Е. Т. знает только 3 таких поста - Великий, Рождественский и Апостольский; Успенского поста, а также однодневных постов на праздники Усекновения главы св. Иоанна Предтечи и Воздвижения Креста Господня в нем еще нет), так и вне их. Гимнографические книги, упоминаемые в Е. Т.,- те же, что и в др. послеиконоборческих визант. монастырских уставах: Октоих, Минея и Триодь.

http://pravenc.ru/text/Евергетидский ...

В зависимости от совершения в различные периоды годового круга часы бывают великопостные, вседневные, великие (царские), пасхальные. Великопостные часы совершаются, помимо седмиц Великого поста, также в среду и пяток Сырной седмицы, с понедельника по среду Страстной седмицы. Их уставные особенности: пение тропарей и кондаков данного часа, а также чтение покаянной молитвы преп. Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего». Царские часы совершаются накануне двунадесятых праздников: Рождества Христова и Богоявления, а также в Великий пяток. На этих праздниках Первый, Третий, Шестой и Девятый часы соединяются вместе. Царскими они называются отчасти потому, что в древности на них всегда присутствовали византийские императоры. Состав молитвословий, чтений и песнопений на царских часах значительно отличается от последования часов вседневных. Здесь читаются особые псалмы, тропари, а также отрывки из Священного писания – паремии, послания апостолов, Евангелие. Пасхальные часы служатся в течение всей Светлой Пасхальной седмицы и отличаются не только составом песнопений, но и структурой, включающей в себя исключительно пасхальные песнопения. Вседневные часы бывают во все остальные дни года. Их уставные особенности – вместо тропаря и кондака часа читаются тропарь и кондак праздника или дня. Если по каким-либо причинам в храме не совершается Божественная Литургия, то после последования часов служатся так называемые изобразительны. Это краткая служба, совершавшаяся пустынножителями вместо Божественной Литургии, которая своими молитвословиями и песнопениями являлась ее изображением или подобием. В состав изобразительных входят те песнопения Литургии, во время которых не происходит священнодействий, связанных с Освящением, Возношением и Причащением Святых Даров. Это 102, 145 псалмы, гимн «Единородный Сыне», стихи заповедей блаженств, Символ веры , молитва «Отче наш», прочие песнопения и молитвословия. 3. Богослужения седмичного (недельного) круга Седмичный круг и система осмогласия, день Воскресения Христова, дни седмицы в новозаветные времена – понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота и воспоминаемые события: ветхозаветная суббота и история ее празднования.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Вечерня Вечерня бывает малая, вседневная и великая. Повечерие Повечерие бывает великое и малое. Великое повечерие совершается или отдельно от утрени или в соединении с утренею (т.е. на всенощном бдении). Малое повечерие совершается во все дни не в посту, а в посту тогда, когда не положено великого повечерия. Иногда малое повечерие указано читать в келии (см. Типикон, среда и пятница 5й седмицы Великого поста). Полуношница Полунощница бывает вседневная, субботняя и воскресная. Они совершаются, — та или другая, смотря по дню седмицы, — на праздники великие, средние и малые, если только не будет на эти дни совершаемо всенощного бдения, которое уже исключает полунощницу (Типикон, гл. 2, гл. 7, последование Великой Среды вечера) Утреня бывает: а) будничная, на которой великое славословие читается, а не поется; б) праздничная со славословием, на которой великое славословие поется и оканчивается песнею: «Святый Боже…»; в) праздничная не только со славословием, но и с полиелеем (на всенощном бдении утреня всегда совершается с полиелеем); г) утреня Пасхальная. Утреня совершается всегда; отдельно — когда нет всенощного бдения, а когда бывает последнее, то соединяется с великою вечернею или великим повечерием. Часы Часы — 1й, 3й, 6й и 9й бывают: 1) вседневные; 2) Великопостные; 3) Царские; 4) Пасхальные. Пасхальные часы бывают без псалмов и поются во всю Пасхальную седмицу, кончая субботою. Царские часы (эти часы относятся к службе поста) отправляются трижды в году: пред праздниками Рождества Христова и Богоявления (именно: накануне праздников, если канунами не будут суббота или воскресенье; в последнем случае часы совершаются в пятницу, и тогда в этот день, т.е. в пятницу, литургии не бывает, в канун же, т.е. в субботу или воскресенье, совершается литургия святого Иоанна Златоуста, а потом отдельно в свое время вечерня) и в Великую Пятницу. Царские часы совершаются вместе: 1й, 3й, 6й и 9й и за ними бывает чин изобразительных. Часы Великопостные совершаются в таком порядке: 1й соединяется с утренею, а 3й, 6й и 9й отправляются вместе, за ними бывает чин изобразительных и затем вечерня, а в некоторые дни далее и литургия. Часы Великопостные бывают: 1) в среду и пятницу сырные, если не случатся в эти дни праздники: а) Сретение и б) храмовый (тогда часы 3й и 6й — на них три поклона в конце каждого часа — прямо соединяются с литургиею святого Иоанна Златоуста, а вечерня бывает отдельно); 2) во дни святой Четыредесятницы, кроме субботы и воскресенья; 3) в понедельник, вторник и среду Страстной Седмицы.

http://azbyka.ru/rukovodstvo-k-izucheniy...

За этой молитвой следует молитва к Господу: «И даждь нам, Владыко, на сон грядущим покой тела и души». Засим снова читается краткая молитва к Приснодеве Марии: «Преславная Приснодево, Мати Христа Бога, принеси нашу молитву Сыну Твоему и Богу нашему, да спасет Тобою душы нашя». За сими молитвами следует славословие Пресвятой Троице: «Упование мое Отец, прибежище мое Сын, покров мой Дух Святый, Троице Святая, слава Тебе» (Часослов). Священник говорит: «Слава Тебе, Христе Боже, упование наше, слава Тебе» (Тип., послед. понедельника 1-й седм. Великого поста). Певцы оканчивают славословие, поя: «Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне, и присно, и во веки веков (Часослов). Затем произносят трижды молитву: «Господи, помилуй» и просят благословения на выход из храма, говоря: «Благослови» (Часослов и Тип., послед. 1-й недели великого поста). Священник говорит отпуст. На малом повечерии отпуст бывает обычный малый, который состоит из краткого моления священника: «Христос истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, Преподобных и Богоносных Отец наших и всех святых, помилует и спасет нас, яко благ и человеколюбец» (Служебник). На великом же повечерии отпуст составляет молитва: «Владыко многомилостиве, Господи Иисусе Христе», которая читается на великой вечерне на литии. Священник читает эту молитву: «Нам же на землю приклоньшымся» (Часослов и Тип., послед. понед. 1-й седм. Великого поста). Но на великом повечерии, на котором вовсе не бывает великих поклонов, напр., в пятки, эта молитва не читается. В Типиконе сказано: «яко в пост во всех пятках на повечерии творит иерей отпуст малый» (Тип., послед. пятка 1-й седм. Велик, поста). Также и на великом повечерии на праздники, например: на 24-е февраля, если оно случится во вторник, среду, четверток и пяток великой Четыредесятницы (кроме 1-й седмицы), когда в конце повечерия бывают только три великие поклона, положен отпуст малый (Тип., послед. 24-го февраля, аще случится в един от дней постных). Наконец, малый отпуст положен и после 16-ти поклонов с молитвою: «Господи и Владыко живота моего» на дни не поста, но приготовительные к посту – на среду и пяток сырные (Тип., послед.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010