Строгость поста обычно распределяется на неделе так: из всех дней особо выделяются  пятница и среда, а к ним, если идет пост, присоединяется понедельник, потому что это день посвящен Бесплотным Небесным силам. В понедельник, среду и пятницу в посту мы вкушаем растительную пищу без растительного масла, а в остальные дни – с маслом. В субботу же и воскресение малых постов – Рождественского поста и Петрова поста – разрешается рыба. В праздники пост послабляется на одну ступеньку – к растительной пище добавляется масло, а если уже разрешено было масло, дозволяется рыба. Великие, Двунадесятые праздники (например, Преображение Господне в Успенском посту и Благовещение в Великом посту, если только оно не выпадает на Страстную седмицу) позволяют нам перескочить через одну ступеньку – от полной строгости к рыбе. Так что все очень просто. В Великий и Успенский посты на неделе у нас пять дней без растительного масла, суббота и воскресенье – с растительным маслом. В Рождественский и Петров – три дня без масла, вторник и четверг – с маслом, а суббота и воскресение – с рыбой. Но знаете, когда человек постится, то он ко всему привыкает. Это не сложно. Это просто привычка. Иногда начинают спрашивать и критиковать: «Ну не все ли равно, что есть?» Вот именно потому они и выступают против поста, что им «не все равно». Протоиерей Валериан Кречетов. Фото: Нескучный сад Пост есть самая простая тренировка в сдерживании себя, и уже этим он особенно полезен детям. Они ведь как увидят лакомый кусок – сразу же норовят схватить и в рот. Ан нет, нельзя. Пост для детей имеет большое воспитательное значение. Я сам вырос в православной семье, да и по своим детям знаю важность этого сдерживающего начала. Говорят: «Пост придумала Церковь». Все эти идеи – просто от безграмотности. Первая заповедь, данная человеку в раю – это заповедь поста. Но пост для первых людей был установлен такой легкий! Все ешь, только от одного дерева, (даже не от одной породы деревьев, а от одного конкретного дерева!) не вкушай. Практически это был пост. А что такое пост? Послушание.

http://pravmir.ru/iskusheniya-v-post-eto...

Как-то ксендзы, услышав о чудесных делах праведного Ионы и об изгнании им бесов, пришли к нему в храм, желая убедиться в истинности ходивших о нем слухов. С сомнением и любопытством ждали они случая проявления благодатной силы святого. Привели бесноватых. Вдруг они бросились на ксендзов, стали их бить и кричать: «Зачем пришли смотреть, что с нами делает и как нас изгоняет Иона?» Много горя принесла праведнику его родная дочь София. Скорбя о ее душе, перед своей смертью он сказал: «Я вымолю тебе у Бога мучительную смерть для покрытия твоих грехов и для спасения». Впоследствии она сошла с ума и попала в дом умалишенных. Когда во время оккупации Одессу заняли немцы, они расстреляли ее вместе с другими психически больными. Святой Иона умел удивительно чувствовать все прекрасное. Убранство храма, красота облачений и предметов утвари, которые его окружали, свидетельствовали о его любви к прекрасному, к церковному благолепию. Он прекрасно пел и сам сочинял умилительные, трогательные напевы на многие духовные песнопения. Им были написаны ноты к службе Успению Божией Матери. Но особенно неизгладимые впечатления оставляли его очень благолепные и необыкновенно благодатные богослужения. Во время служб отца Ионы стояла необычайная, глубокая тишина. В это время присутствующие благоговейно молились, увлеченные горячей молитвой священника. Проникновенная вера слышалась в молитве батюшки. Он с Господом говорил, как древние праведники. Святую Четыредесятницу батюшка проводил очень строго. Не вкушал ничего, часто причащался. Никуда не отлучался из церкви, даже домой. Изредка только выходил в находившуюся рядом с алтарем комнату, в которую никто не имел доступа, кроме него. В ней помещался громадный, во всю стену, образ преподобного Серафима Саровского , которого отец Иона очень чтил. Духовные дети батюшки, с его благословения, также строго постились – в понедельник и вторник ничего не вкушали, в среду причащались и вкушали хлеб, который батюшка раздавал по окончании обедни, в четверг ничего не вкушали, в пятницу причащались и вкушали хлеб с чаем, в субботу причащались и вкушали вареное без елея, в воскресенье причащались и вкушали вареное с елеем. И таким образом проводили пост.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

После X в. большое распространение в правосл. мире получает Студийский устав , а с XII-XIV вв. близкий к нему Иерусалимский устав (имеющий мало общего с древней иерусалимской традицией) становится в правосл. Церкви общепринятым. В первые 3 дня Страстной седмицы, согласно этим уставам, совершаются следующие службы: утреня (с «Аллилуия»), часы и изобразительны, вечерня с литургией Преждеосвященных Даров, повечерие; порядок служб основан на обычном порядке служб в седмичные дни Великого поста. Как и все дни Страстной седмицы, понедельник, вторник и среда отличаются от др. дней церковного года тем, что их литургическая тема, как правило, начинается не на вечерне накануне (как обычно), а на утрене (или неск. раньше - на повечерии), т. о., литургический день начинается с утрени или повечерия, но не вечерни. Студийский устав Согласно основным редакциям Студийского устава - первоначальной и афоно-итал.,- служба в эти дни совершается по тому же чину, что и в седмичные дни Великого поста, но с рядом особенностей. Паремии (на 6-м часе и вечерне) и евангельские чтения вечерни те же, что и в Типиконе Великой ц.; утренних евангельских чтений нет. По Студийско-Алексиевскому Типикону 1034 г., лучше др. памятников отражающему первоначальную студийскую практику, на утрене в Великие понедельник и вторник стихословятся 3 кафизмы, в Вел. среду - 2. В начале утрени поются троичны текущего гласа, по 9-й песни канона утрени (в понедельник это трипеснцы преподобных Космы Маюмского и Андрея Критского, во вторник - двупеснец прп. Космы, в среду - канон прп. Феодора (Студита?) и трипеснец прп. Космы) - светилен гласа; хвалитных стихир нет, только стиховные. Чтения Четвероевангелия на часах нет. Каждый день вечерня соединяется с литургией Преждеосвященных Даров, после входа читается Евангелие. Песнопения распределены по службам т. о., что тематика наступающего дня звучит уже в песнопениях вечерни накануне, включая вечерню под Вел. понедельник (на к-рой стихиры на «Господи, воззвах» посвящены празднику Входа Господня в Иерусалим, а стихиры на стиховне относятся уже непосредственно к понедельнику). В Вел. вторник на 3-м часе совершается последование чтений и тропарей Страстей Христовых (см. ст. Великая пятница ), из-за чего часы в этот день неск. сокращаются. Повечерие (великое) упоминается только в разделе о Вел. среде (ГИМ. Син. 330, XII в. Л. 22 об.- 26).

http://pravenc.ru/text/150085.html

Василия Великого; в Великие понедельник, вторник и среду, а также пятницу — Преждеосвященных Даров; все эти шесть литургий совершались, ради поста, на вечернях. Доиконоборческий распорядок литургийных чтений не сохранился, однако можно предполагать, что те евангельские чтения, которые приведены в Типиконе Великой церкви для дней Страстной седмицы (но не Пасхи), в целом соответствуют доиконоборческой практике. В Великие понедельник, вторник и среду этими чтениями служат Мф 24. 3-35; 24. 36 — 26. 2 и 26. 6-16 (=поучение Господа на Елеонской горе [понедельник и вторник] и следующие за ним рассказы о помазании Христа миром и о предательстве Иуды [среда]), то есть примерно те же чтения, что и в доиконоборческой иерусалимской традиции , а в Великие четверг и пятницу это — составные Евангелия (Мф 26. 2-20 + Ин 13. 3-17 + Мф 26. 21-39 + Лк 22. 43-44 + Мф 26. 40-27 [в четверг] и Мф 27. 1-38 + Лк 23. 39-43 + Мф 27. 39-54 + Ин 19. 31-37 + Мф 27. 55-61 [в пятницу]), в своей совокупности представляющие последовательный и непрерывный рассказ о событиях Страстей, начиная с предсказания Христа о Его распятии и заканчивая погребением Господа; на доиконоборческую дату чтений четверга и пятницы может указывать то, что две «огласительные» паремии вечерни сопровождаются здесь еще и третьей, соответствующей литургической теме дня («огласительные» чтения из Исхода, Иезекииля и Иова с темами дня не связаны), то есть принадлежащей уже к литургийным чтениям — а исчезновение ветхозаветного зачала из цикла литургийных чтений Константинополя произошло в эпоху иконоборчества. Литургийное чтение Великой субботы — уже пасхальное. Это связано с тем, что вечерня и литургия Великой субботы являются ни чем иным, как древним бдением пасхальной ночи. Великая суббота — единственный день в году, когда византийские литургические книги предписывают прочитывать рассказ евангелиста Матфея о Воскресении Христовом (Мф 28) целиком, а не в сокращении, начиная только со стиха Мф 28. 16. Это также единственная суббота в году, когда не бывает утренней литургии.

http://bogoslov.ru/article/397608

Понедельник Этот день посвящен Небесным бесплотным силам, святым Архангелам и Ангелам. Поэтому в понедельник вознесем ум свой к Небесам, к светлым и неисчислимым сонмам ангельским. Восхитимся блистанием их, и красотой, и бессмертностью, и вечной молодостью. Помимо того, что молимся святому этого дня согласно Минеи, следует вспоминать также святых Ангелов и несколько раз в течение дня, где бы мы ни оказались, молиться кратко, примерно так: Святые Архангелы и Ангелы, молите Бога о мне грешной! Святые Архангелы и Ангелы, молите Бога о спасении моем! Святые Архангелы и Ангелы, молите Бога о спасении моем! Вы – великие военачальники живого Бога, а я слаба и немощна. Помогите мне! Вы – светлые светильники пред Престолом Божьим, а я – как маленькая свечка на ветрах. Не дайте угаснуть свету во мне! Святые Архангелы Михаиле и Гаврииле, поддержите меня, чтобы не упала! Ангеле мой, хранителю мой, удали с пути моего всякое непотребство! Аминь. Вторник Вторник посвящен святому славному пророку Предтече и Крестителю Господню Иоанну. Поэтому во вторник следует возносить молитвы как святому этого дня согласно Минеи, так и святому Иоанну. И в этот день поминать имя его неоднократно, где бы мы ни оказались, молясь ему примерно так: Святой Иоанне Крестителю, моли Бога о мне грешной! Святой Иоанне Крестителю, моли Бога о мне грешной! Святой Иоанне Крестителю, моли Бога о мне грешной! Пресвятая Богородице, спаси меня! Великий сродниче Христов, молись о мне грешной, чтобы и я была по духу сродницей Христовой и дочерью Божьей! Великий Постниче, дай мне крепости, чтобы и я могла легко выдерживать посты! Великий Девственниче, защити меня и сохрани в чистой девственности до смерти! Великий Молитвенниче, вымоли милость Божью для всех сестер и для меня недостойной! Чтобы и через меня прославился Бог во Троице на веки веков! Аминь. Среда Среда посвящена Кресту и страданию Христову. В среду предатель принял 30 сребреников за то, что предаст Господа своего. Кресту покланяемся и постимся в этот день. Молимся святому дня по Минеи, но многократно в течение дня, где бы ни оказались, покланяемся Честному Кресту и говорим:

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

196 на об.–197 на об.). Отдел III. Глава 25. О богослужении Страстной седмицы Приложение к 25 главе: выдержки из Типикона о времени и месте дневного богослужения в Великие четверток, пяток и субботу Отдел четвертый. О богослужении праздника Благовещения пр. Богородицы в период времени пения Триоди Постной Глава 26. О богослужении в предпразднство Благовещения пр. Богородицы. Глава 27. О богослужении в самый праздник Благовещения пр. Богородицы. Глава 28. О богослужении в отдание Благовещения пр. Богородицы Отдел пятый. Дополнительный Глава 29. О молитвословиях: Всесвятая Троице.... Буди имя Господне... 3-ды. Слава, и ныне, Благословлю Господа... Глава 30. О конечном трисвятом Глава 31. О канонах малого и великого повечерий в период времени пения Триоди Постной Часть III. О Богослужении в период времени пения триоди Цветной Отдел I. О пасхальном богослужении Глава 1. О богослужении первого дня Пасхи Глава 2. О богослужении седмичных дней Пасхи Глава 3. О богослужении первого дня Пасхи, если случится праздник Благовещения Пр. Богородицы Глава 4. О богослужении в понедельник, вторник и среду Пасхальной седмицы, если случится праздник Благовещения Глава 5. О богослужении в понедельник, вторник, среду, четверток, пяток и субботу Пасхальной седмицы, если случится великомученика Георгия, 23 апреля Глава 6. О богослужении Пасхальной седмицы, начиная с понедельника, если случится храмовой праздник святого Отдел II. О богослужении воскресных дней периода времени пения Триоди Цветной Главы 7 и 8 Глава 9. О богослужении 3 недели по Пасхе Мироносиц (Тип., л. 364), 4-й Разслабленного (л. 367), 5-й Самаряныни (л. 369) и 6-й Слепого (л. 371) Глава 10. О богослужении недель Мироносиц, Разслабленного и Самаряныни, если случится великом. Георгия Глава 11. О богослужении недель Мироносиц, Разслабленного, Самаряныни и Слепого, если случится св. апост. и еванг. Иоанна Богослова, 8 мая. (Тип., л. 233) Глава 12. О богослужении 4, 5 и 6 недель по Пасхе, если случится храмовой праздник святого Глава 13.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

Во втором столетии на день Рождества Христова, 25 декабря (юлианского календаря), указывает Климент Александрийский. В третьем веке о празднике Рождества Христова упоминает св. Ипполит. Во время гонений христиан Диоклетианом, в начале четвертого века, в 303 году, 20 000 никодимийских христиан было сожжено в храме в самый праздник Рождества Христова. С того времени, когда Церковь получает свободу и делается господствующей в Римской империи, праздник Рождества Христова мы находим во всей Вселенской Церкви, как это можно увидеть из поучений св. Ефрема Сирина, св. Василия Великого, Григория Богослова, Григория Нисского, св. Амвросия, Иоанна Златоустого и других отцов Церкви четвертого века на праздник Рождества Христова. Никифор Каллист, писатель семнадцатого века, в своей церковной истории пишет, что император Юстиниан в шестом веке установил праздновать Рождество Христово по всей земле. В пятом веке Патриарх Константинопольский Анатолий, в седьмом Софроний и Андрей Иерусалимские, в восьмом св. Иоанн Дамаскин.Козьма Маиумский и Герман, Патриарх Цареградский, в девятом преподобная Кассия и другие, имена которых нам неизвестны, написали для праздника Рождества Христова многие священные песнопения, которые и ныне звучат в храмах для прославления светло празднуемого события. Что можно кушать в Рождественский пост Устав Церкви учит, от чего следует воздерживаться во время постов — «все благочестиво постящиеся строго должны соблюдать уставы о качестве пищи, то есть воздерживаться в посте от некоторых брашен [то есть еды, пищи. — Ред.], не как от скверных (да не будет сего), а как от неприличных посту и запрещенных Церковью. Брашна, от которых должно воздерживаться в посты, суть: мясо, сыр, коровье масло, молоко, яйца, а иногда и рыба, смотря по различию святых постов». Правила воздержания, предписанные Церковью в Рождественский пост, столь же строги, как и Петров пост . Кроме того, в понедельник, среду и пятницу Рождественского поста уставом запрещаются рыба, вино и елей и дозволяется принимать пищу без масла (сухоядение) только после вечерни. В остальные же дни — вторник, четверг, суббота и воскресенье — разрешено принимать пищу с растительным маслом. Рыба во время Рождественского поста разрешается в субботние и воскресные дни и великие праздники, например, в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, в храмовые праздники и во дни великих святых, если эти дни приходятся на вторник или четверг. Если же праздники приходятся на среду или пятницу, то разрешение поста положено только на вино и елей.

http://pravmir.ru/kak-provesti-rozhdestv...

Темы чтения на утрени Великого Понедельника — история засохшей смоковницы, последние проповеди Господа в храме, ответы испытующим Его. По Евангелии — трипеснец, возвращающий нас в круг Апостолов, слушающих Божественного Учителя любви: Вас тогда Моих учеников познают вси, аще Моя заповеди соблюдете, глаголет Спас другом . (О, сладкая часть Христовой дружбы!) Учение о любви и смирении зазвучит и в стихирах на хвалитех и на стиховне, там же услышим и призыв Церкви сораспяться Христу, умертвиться Его ради житейским сластем . Но чуть ранее пропоётся возвышенный в великой своей простоте эксапостиларий, который будем слушать даже до Великого Четверга, Чертог Твой . Царство Божие страшно близко, оно открыто любящим Христа, но кто не очищенный покаянием, в небрачных одеждах дерзнёт взойти в чертог Любви, приблизиться к Жертве, приносимой за мир, — Огнь бо есть, недостойныя попаляяй… Просвети одеяние души моея, Светодавче, и спаси мя. Чертог Твой вижду, Спасе. Хор Сретенского монастыря. Обычно наутро, с Понедельника по Среду, когда читается большими частями Евангелие, слышим на 6-м часе и пророчества Иезекииля. Сначала пророк видит явление славы Господней, грядущей раскрыться в Кресте и Воскресении, — видит на фоне подобия четырёх животных — символов Евангелистов, которым внимает в эти великие дни Церковь. Во Вторник будет прямое продолжение этого фрагмента. О чтении Среды — особая речь и позже. Вечерня соединяется с Литургией Преждеосвященных Даров, и тут тоже — и паремии, и Евангелие. Чтения из книг Исхода и Иова повествуют о страданиях как целого народа Божия от притеснения во Египте, так и избранного праведника по особому попущению свыше. Очевидно указание на Христа и на Церковь, состраждущую Учителю и Господу. Далее в Евангелии от Матфея слышим о событиях последних времён истории, предречённых Спасителем. Поистине, “ни одно слово Божие не пройдёт Будем внимать благоговейно, чтобы, имея уши , услышать. Чуть позже особо зазвучит и литургическое Ныне силы небесныя с нами невидимо служат, се бо входит Царь славы . По слову святителя Игнатия (Брянчанинова) , в эти дни и ангелы отрывают взгляд от предметов небесных, взирая на страшное таинство, совершающееся на земле.

http://pravmir.ru/bogosluzhenie-velikogo...

6) На шестой седмице: а) в пятниду собственно оканчивается велик. пост; б) в субботу празднуется Лазарево воскресение; а, в) в Воскресенье – торжественный царский вход нашего Господа, Иисуса Христа, во Иерусалим. Особенности Богослужения страстной седмицы § 121. В Богослужении страстной седмицы, не только его содержание, не только смысл, дух, а и самая внешность, можно сказать – все его подробности, проникнуты своим особенным, трогательно-возвышенным, скорбно-умилительным тоном, свойством. Мы укажем здесь внешние, более отличительные особенности его. 1) В понедельник, вторник, среду великие, на утрене и приждеосвященных обеднях, читаются евангелия о событиях, совершившихся в эти дни, пред страданиями нашего Господа; а на часах прочитываются все четыре Евангелиста, до предпоследних зачал Иоанновых. 2) Начиная с вел. четверга, в остальные дни страстной седмицы, кафизмы не читаются. 3) Ha обедне Василия В., в вел. четверг, читается необыкновенно длинное и полное Евангелие, приличное этомудню; а вместо: а) «иже Херувимы», б) «причастного стиха», в) «благословен грядый» и: «да исполнятся уста наша»…., поется: вечериТвоея тайныя…. 4) Глубоким вечером, или в раннее утро с Велик. четверг а под великую пятницу, на утрене, в различные промежутки ее, читается 12-тъ страстных Евангелий,или, так называемые у нас, страсти, т. е. евангелие о «страстях», или страданиях Господних. 5) «Часы» в вел. пятницу читаются с евангелиями; но обедни в этот день не бывает,за исключением того единственного случая, когда на этот день приходится праздник Благовещения. – «Вечерня» в вел. пятницу отправляется с Евангелием, и в конце ее бывает вынос Плащеницы, в память снятия со креста и погребения нашего Господа, И. Христа, Иосифом и. Никодимом, с мироносицами, при трогательном пении: благообразный Иосиф….и: Тебе одеющагося светом…. 6) В великую субботпу: а) на утрени: α) поются Господу погребальные песни, с стихами всей 17-й кафизмы; ß)поется и читается особенно – трогательный «канон»; γ) после «великого славословия» Плащеница обносится вокруг церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Впрочем, следует указать, что в переводе Е. И. Ловягина всюду имеются ссылки на Священное Писание Ветхого и Нового Завета, которые святитель Маиумский использует в своих творениях. В трудах исследователей, посвященных деятельности песнописцев, находим указания на то, что количество полных канонов, написанных преподобным Космою, составляет 12 и они в основном посвящены двунадесятым праздникам. Только три из них относятся к прославлению святых: палестинских (великомученика Георгия Победоносца 23 апреля и праведного Иосифа Обручника 26 декабря) и святителя Григория Богослова 25 января. Кроме указанных канонов, преподобному Косме Маиумскому принадлежат трипеснцы на четыре дня Страстной седмицы (Великие Понедельник, Вторник, Среду и Пяток), полный канон на Великий Четверток и четверопеснцы на Субботу ваий и Великую Субботу. Вместе с тем А. П. Голубцов считает, что каноны, надписанные именем преподобного Космы, «далеко не обнимают полного числа составленных им церковных творений». Так, кроме вышеуказанных произведений святителя Космы Маиумского , в древнем Кондакарии есть сведения об икосе и 14 кондаках, написанных святым песнотворцем на Успение Пресвятой Богородицы. Это мог быть тот род песней, который был принят до введения канонов. По свидетельству преосвященного Филарета, архиепископа Черниговского, святой Косма участвовал вместе с Иоанном Дамаскиным в создании Октоиха – Осмогласника, в котором новый род песней, оформленный в виде канонов с ирмосами, был основным для каждого гласа. Тот же автор, ссылаясь на свидетельство древних писателей, говорит об «Октоихе Космы и Дамаскина с толкованием Феодора Продрома» и называет обоих преподобных отцов (святых Косму и Иоанна Дамаскина ) творцами церковных песней. В своем подробном исследовании состава Триоди Постной И. А. Карабинов усвояет преподобному Косме стихиры на хвалитех в Неделю ваий, а именно: Множество народа, Господи… и Хотящу Тебе внити во святый град… 15 . Автор также подробно указывает, какие стихиры принадлежат преподобному Косме в службе утрени первых дней Страстной седмицы. И. А. Карабинову удалось установить, что «два друга песнописца [ Иоанн Дамаскин и Косма Маиумский ] работали совместно по одному плану» в написании указанных стихир, и если Дамаскин писал утренние стихиры преимущественно для Великих Вторника и Четвертка, то Косма – для Понедельника и Среды.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatiya_Puzik...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010